Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Лукьяненко Вера Николаевна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок)
<
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лукьяненко Вера Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2003 245 c. РГБ ОД, 61:03-13/2428-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования 14

1.1. Сказка как феномен культуры, отражающий ценности народа 14

1.2. Психолого - педагогические исследования проблемы использования сказки как средства развития личности 39

1.3.Художественная деятельность детей на основе сказок. 59

Глава 2. Сказочный образ как символ народной культуры в художественной деятельности старших дошкольников 76

2.1. Особенности использования сказки в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения 76

2.2. Содержание и методы приобщения детей к ценностям народной культуры в художественно-творческой деятельности 112

2.3.Проверка эффективности разработанной модели 154

Заключение 164

Список литературы 169

Приложение

Введение к работе

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально - комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др.).

В отечественной педагогике 20 века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В. А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства и сказки (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).

В настоящее время в дошкольной педагогике ч актуализировались проблемы использования сказки как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.И. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, ВВ. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, Л.В.

Компанцева, В.Т. Кудрявцев и др.), в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Н.Н. Вересов отмечает, что к культуре нужно приобщать через слово как культурный символ. Это положение актуализирует обращение учёных к изучению воспитательно-образовательных возможностей такого феномена народной культуры, как сказки (Т.И. Алиева, Д.М. Арановская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Л.С. Славина, Л.П. Стрелкова, Е.А. Флёрина, А.П. Усова и др.). Она рассматривается как источник получения детьми информации о мире, о жизненных ситуациях, о формах поведения. Следует отметить разнообразие сказочных образов, их освещённости в художественных произведениях. Поэтому для более осмысленного усвоения детьми художественного опыта, представленного в сказках, считаем правомерным выделение одного из направлений их содержания, например, о животных, как динамичных и выразительных образах.

Учёные отмечают, что образы животных отражают многообразные ценности и представления народа о' жизни, взаимосвязях человека и животного, их правилах взаимодействия и назначение в окружающем мире

(В.П. Аникин, Е.Н. Басовская, Э.В. Померанцева, Б.А. Рыбаков, З.П. Соколова, Дж. Фоли и др.).

Эти положения послужили основанием для использования в собственном эксперименте сказок о животных, которые в значительной степени воздействуют на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребёнка, развивают активность и творчество в отражении представлений о сказочном мире в художественной деятельности.

Рассматривая проблемы воспитания и образования детей с позиций личностно-ориентированного подхода, Е.В. Бондаревская обозначает позицию ребёнка в педагогическом процессе как суверенного, свободного субъекта, как творческой личности. Основываясь на этом положении, можно отметить, что сказка в педагогическом процессе стимулирует творческую деятельность ребёнка, обеспечивает возможность сохранения и приумножения ценностей народной культуры. В условиях обновления образования, взаимопроникновения народной педагогики и педагогической науки, использование сказки в педагогическом процессе способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия педагога и ребёнка на основе его субкультуры.

Концепция нашего исследования строится на признании детства как культурно - исторического феномена (Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев), в котором творческая деятельность детей, направленная на присвоение культуры, - необходимое условие воспроизводства креативных способностей. Основой их формирования служит творческое воображение, которое развивается в художественной деятельности.

Анализ психолого - педагогических исследований и современной педагогической практики позволил выделить ряд противоречий:

между традиционным взглядом на сказку как на значительный фактор развития ребёнка и ограниченностью её использования в педагогическом процессе дошкольного учреждения;

между признанием сказки как культурного феномена и
недостаточной разработанностью педагогических технологий
приобщения детей на этой основе к народной культуре;
между стремлением практиков проникнуть в

культурологическую сущность сказки и отсутствием теоретической и методической разработанности данной проблемы;

между потенциальными возможностями художественной

деятельности в приобщении детей к культурно-историческому

опыту и подготовленностью педагогов к этой работе.

Всё выше сказанное определило проблему исследования: теоретическое

обоснование и определение педагогических условий приобщения детей

старшего дошкольного возраста к ценностям народной культуры,

отражённым в сказочных образах. Решение этой проблемы составило цель

исследования.

Объект исследования: педагогический процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям народной культуры.

Предмет исследования: содержание художественно - творческой деятельности детей на основе ценностей сказок о животных.

Гипотеза исследования: процесс приобщения детей к народной культуре в художественно - творческой деятельности на основе сказок осуществляется при создании следующих педагогических условий:

-формировании у детей представлений о сказочных образах как носителях культурных ценностей народа;

-обогащении содержания художественной деятельности на основе осмысления доступного художественного опыта, заключённого в сказках о животных;

-освоении детьми знаково - символической специфики сказки, ценностно - смысловых характеристик сказочных образов;

-овладении изобразительно-выразительными средствами различных видов художественной деятельности;

-использовании культуросообразных технологий приобщения детей к сказке и развития их художественного творчества;

-создании культурно-эстетической среды, обеспечивающей развитие опыта детей в общении с народной культурой.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1 .Осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературе.

2.Выявить особенности представлений детей о ценностях народной культуры, заключённых в сказках о животном мире.

3.Определить педагогические условия и технологии приобщения дошкольников к ценностям народной культуры в процессе художественно -творческой деятельности.

4.Разработать и экспериментально апробировать модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются: философские и психолого-педагогические теории и положения о воспитании человека культуры (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Е.В.Бондаревская, Д.С.Лихачёв, ВТ. Кудрявцев и др.), о роли образования как «транслятора культуры» в социальном наследии (В.С.Библер, Б.М. Бим-Бад, Г.И.Ильин, и др.), о феномене народной культуры (Н.А. Бердяев, Д.С.Лихачёв, и др.), о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Б.М.Теплов и др.), о специфике освоения культурных ценностей в художественно-эстетической деятельности ребенка (Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Н.П.Сакулина, Р.М.Чумичева и др.), о феномене дошкольного детства как периода вхождения в культуру (Д.Б.

Эльконин, В.Т. Кудрявцев, СВ. Петерина, P.M. Чумичева), о развитии ребёнка в процессе вхождения в народную культуру через диалог с миром культуры (В.С.Библер, Л.С.Выготский, М.С.Каган Т.С. Комарова, P.M. Чумичева и др.).

Теоретической основой исследования выступили следующие положения:

-признание детства как культурно-исторического феномена, в котором творческая деятельность выступает одной из ведущих (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, ВТ. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.);

-своеобразие сказки как феномена народной культуры (В.П. Аникин, М.С. Каган, Э.В. Померанцева и др.);

-развитие воображения как основы детского творчества (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова и др.);

-представленность ценностей культуры в сказках (Л.Д. Вавилова, Е.И. Корнеева, И.Э. Куликовская и др.);

-сущность и специфика методов приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, к сказке (Л.А. Венгер, Т.С. Комарова, B.C. Мухина и др.).

Теоретико-методологическая база, цели и задачи исследования определили логику выбора его методов и этапов проведения.

Для проверки гипотезы и успешного решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: метод теоретического анализа с целью установления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и дошкольной практике; анализ современного состояния педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, педагогической документации, наблюдение педагогического процесса в ДОУ; анкетирование, интервьюирование; метод экспертных оценок; метод планирования; анализ продуктов детской изобразительной деятельности.

Для объективности и достоверности результатов исследования использовались методы математической статистики, с помощью которых проводилась статистическая обработка материала. Ведущим методом нашего исследования является педагогический эксперимент, включающий в себя разработку содержания и системы организации художественно - творческой деятельности детей в целостном педагогическом процессе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём представлен важный аспект художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, связанный с приобщением их к народной культуре; теоретически и экспериментально обоснованы пути развития ценностно-смысловых представлений на этой основе как базиса художественно-творческой деятельности на основе сказок; разработана модель педагогического процесса, обеспечивающая приобщение дошкольников к ценностям народной культуры в художественной деятельности; выявлены педагогические условия повышения его эффективности, механизмы приобщения детей к народной культуре в художественно-творческой деятельности на основе сказок.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания программы приобщения дошкольников к ценностям народной культуры на основе сказок о животных, принципов отбора содержания народных сказок, отражающих ценности русского народа, в блочно-тематической организации художественно-эстетической деятельности детей, направленной на познание ценностей народной культуры и развитие их творчества, в разработке технологий, активизирующих познание детьми сказочных образов и отражение их в творческой художественной деятельности (игровые, проблемно-поисковые, диалогово-игровые, эвристические и др.).

Материалы исследования определили содержание деятельности методических объединений города Таганрога. Результаты его могут быть использованы в массовой практике дошкольных образовательных учреждений,

в учебном процессе педагогического университета и педагогического колледжа (училища).

Достоверность результатов исследования обусловлена

методологическими подходами, исходными теоретическими положениями, проверенными в педагогическом исследовании; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, обеспечивающих построение педагогического процесса. Достоверность исследования подтверждается внедрением в практику системы работы по приобщению детей к народной культуре на основе сказки, положительной оценкой её педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель педагогического процесса, обеспечивающая приобщение детей к ценностям народной культуры, на основе познания сказок о животных. Модель включает следующие составляющие: целевой блок как проективный результат развития личности; содержательный блок, включающий познание смысла сказок, выраженных в них ценностей; художественно-эстетический блок, включающий различные виды художественной деятельности на основе сказок о животном мире; культурно-развивающую среду.

  2. Культурные и педагогические ценности сказки выступают средством приобщения детей к социокультурному опыту народа, расширяют содержание художественно-творческой деятельности на основе знаково-символической специфики сказки. Интеграция выразительно-изобразительных средств в различных видах искусства: живописи, графике, литературе, музыке обеспечивает вхождение ребёнка в сказочный образ, комплексное познание языка, нравов, обычаев, духовных ценностей народной культуры.

3. Методы приобщения детей к ценностям народной культуры,
включают в себя игровые, эвристические, диалогово-игровые, проблемно-
поисковые и др.

4. Культурно-эстетическая среда как фактор, стимулирующий познание ценностей народной культуры, обеспечивает эмоциональный контакт со сказкой и формирование опыта отражения её в художественной деятельности. Она включает в себя мини-среды: естественно-научную, культурную, творческую.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов - в детских дошкольных учреждениях №№ 71, 51 города Таганрога (1994 - 2001 гг.). Результаты исследования внедрялись в ДОУ Ростовской области: г. Азова (№34), г. Сальска (№5), г. Шахты (№46), в г. Петров - Вал Волгоградской области (№ 23).

Результаты обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ (1994 - 2001 гг.); на научно-практических конференциях РГПУ (1996 - 2002 г.); в процессе проведения учебных занятий со слушателями курсов повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений городов Таганрога и Ростова (1998 - 2002 гг.); на методических объединениях города Таганрога (1998 г.-2002гг.), а также в процессе публикации материалов исследования, в том числе, и в центральной печати. По авторской программе работает дошкольное учреждение № 51 города Таганрога.

Исследование осуществлялось с 1994 по 2002 годы по следующим этапам.

Первый этап - поисково-теоретический (1994-1995 гг.) был связан с историко-теоретическим анализом современного состояния проблемы и началом опытно - экспериментальной работы. Он предусматривал изучение и анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, методической литературы и фольклора. Определялись теоретические основы исследования, выявлялись проблемы, а также объект и предмет исследования. Разрабатывалась методика опытно - экспериментальной работы. Был проведён

констатирующий эксперимент по выявлению состояния педагогической практики в использовании народной сказки как символа народной культуры.

Второй этап - моделирующий (1995-1999 гг.) включал в себя экспериментальную часть исследования: разработку модели и технологий педагогического процесса, направленного на приобщение детей к народной культуре в процессе художественной деятельности на основе сказок о медведе, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап - опытно - завершающий (1999 - 2002 г.) включал в себя проведение итогового эксперимента, обработку и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации в целом.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы, включающего 225 источников, из них 2 - на иностранном языке, и 17 приложений.

Сказка как феномен культуры, отражающий ценности народа

Сказка как феномен культуры, отражающий ценности народа Следуя цели нашего исследования, обратимся к пониманию культуры как ценности человеческого бытия. Анализ философских и педагогических работ позволяет проследить сущность этого понятия, закономерности исторического развития культуры, выявить действие её законов, определяющих уровень развития творческих сил человека, в результате которых становятся более устойчивыми традиции общества (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С. Каган Л.Н.Коган, Д.С.Лихачёв, Э.Б.Тайлор и др.). Каждая новая ступень в развитии человечества непременно наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Понятие культуры в целом и художественной культуры, в частности, является предметом изучения в философских и психолого-педагогических работах.

Так, на деятельностных позициях в понимании культуры стоит М.С.Каган, определяя её как человеческий «срез» деятельности людей, в которой происходит выявление их творческих возможностей (способ деятельности человека представлен из продукта и технологии). Согласно взглядам учёного, частными признаками и свойствами культуры является совокупность знаковых систем, хранящих и транслирующих социальную информацию, воплощение ценностей и способа деятельности. Культура - это не только надприродное образование, имеющее свою предметность, но и качественная определённость форм и способов выживания людей, исторически приспособленная к условиям природной, социальной и психологической среды. Для нашего исследования представляет научный интерес положение автора о художественной культуре. По утверждению

М.С.Кагана, она обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной). Именно искусство превращает объекты в субъекты, то есть одухотворяет, одушевляет, очеловечивает всё, что окружает человека в мире, тем самым оно заставляет его вступать в общение с различными объектами (лес, дом, озеро, самовар и т.д.) как живыми людьми. В сказке, по мнению М.С.Кагана, как части художественной культуры, субъективация реальности осуществляется буквально, природное явление и вещь ведут себя как люди, чувствуют, думают, разговаривают (75,269). Ребёнок может вступать со сказочными образами в общение как с субъективированными объектами. На основе исполнительского творчества и связи реального субъекта с воображаемым происходит естественное вхождение ребенка в социальную жизнь.

В философской науке формируется такой взгляд на культуру, как на технологический инструмент социальной жизни (Ю.Н.Давыдов, И.Б.Громова, В.Н.Леонтьева, Т.Роззак и др.). В понимании культуры учёные обращаются к понятиям «контркультура» (термин введён в 1968 году профессором истории мировой культуры Калифорнийского университета Т.Роззаком) и «контркультурный комплекс» (термин введён Ю.Н.Давыдовым). Данные понятия представляют собой единство настроений, ориентации обыденного сознания, идеологизированных форм сознания, «альтернативных» стилей жизни - собственно практики контркультуры, новых антитрадиционных форм художественного творчества, соответствующих идеям контркультуры. Культура, рассматриваемая в контексте социума, представляет собой единство форм передачи опыта, их содержательную и последовательную иерархию. Контркультурный комплекс как системный механизм трансляции социокультурного опыта выступает условием непрерывности развития общества в историческом времени, непрерывности воспроизводства культурой себя как целого, воспроизводства в каждом человеке данного общества системы универсальной деятельности (единства практики, общения, социальной регуляции, оценивания, мышления и рефлексии) и, следовательно, обеспечения возможности порождения целостной личности (42, 84).

Воспроизводство культуры как целостности и нормальное её функционирование обеспечивается нормальной работой механизма трансляции социального и культурного опыта. В контексте обозначенного подхода следует отметить, что деформация целостности внутреннего мира человека - результат дисгармонического состояния самой системы передачи опыта. Однако содержание контркультуры представляет собой своеобразную форму протеста именно против недооценки интенсивно транслируемого опыта и невербальных способов его бытия, против насилия институцианализированных, распространяемых массовой культурой норм и ценностей, содержание которых, с точки зрения контркультуры, лишено нравственного смысла и не соответствует действительным потребностям личности (42, 86).

Рассмотрение культуры в форме перекрёстка исторических судеб предложено В.С.Библером. С одной стороны, он рассматривает культуру, как форму одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. Свободным решением своей судьбы в сознании, её исторической и всеобщей ответственности выступает следующая форма самодетерминации индивида. «Мир впервые» есть третья форма культуры, согласно которой как бы заново порождаешь мир. Таким образом, автор подводит нас к новому понятию культуры: «Бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения в идее произведения» (19,39). Само произведение выступает как застывшая, чреватая форма бытия. По мнению автора, культура строится не по форме схематизма восхождения, а особенного феномена, это сфера искусства, где действует схематизм драматического произведения. С точки зрения автора, только целостный диалог культур, который основан на встрече исторических культур в неких особо напряжённых точках удивления, позволит ребёнку войти во внутреннюю напряжённость данной культуры и далее в этой связи строить своё мышление.

В работах Е.В.Бондаревской понятие «культура» рассматривается в педагогическом аспекте с позиций воспитания. Она определяет это понятие как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, как специфический способ человеческой жизнедеятельности (28, 20). В культуре, по её мнению, запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, способы её преобразования людьми и результаты коллективного и индивидуального творчества, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этических обычаях и т.д.

Психолого - педагогические исследования проблемы использования сказки как средства развития личности

Анализ психолого - педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что изучение проблемы использования сказки, как педагогического средства в воспитании и развитии детей имеет определённую историю и направления. Исследуя сказку, учёные по-разному определяли её воспитательный потенциал.

Так, необходимость обращения к сказке, как носителю народной культуры, отмечена классиками мировой и отечественной педагогики: Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, В.Г.Белинским, Н.А.Добролюбовым, Л.Н.Толстым и другими. При этом они отмечали, что в системе воспитания детей сказка должна рассматриваться не только как увеселительное произведение, но и как результат творчества многих поколений, способный пробудить творческий потенциал ребёнка и заложить интерес к дальнейшему пониманию народного творчества.

Идея народности пронизывает педагогическую деятельность К.Д.Ушинского, который обосновывал необходимость сделать школы русскими на основе ознакомления со своей Родиной. По его мнению, образ Родины, традиций жизни людей отражены достаточно полно в сказках, которые близки и понятны каждому читателю.

Проблемой воспитания детей средствами народного искусства, в частности, сказки, занимались многие философы, искусствоведы, психологи, педагоги: А.В.Бакушинский, М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.В.Запорожец, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, Н.С.Карпинская, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Д.С.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, В.Н.Полунина, Н.П.Сакулина, В.А.Сухомлинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова и другие.

Учёные высоко оценивают потенциал сказки как подсистемы культуры, как категории прекрасного, как фактора развития личности ребёнка и воспитания у него способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремления самому участвовать в создании прекрасного, вносить его элементы в жизнь, в приобщении к художественной деятельности и развитии художественно-творческих способностей. Высоко оценивая воспитательную роль сказки в развитии ребёнка, П.Ф.Каптерев, относит ее к первым книжкам, способным возбуждать в детях сочувствие ко всему доброму и прекрасному (82, 66). Об этом также говорится в исследованиях психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Л.Венгера, В.С.Мухиной, Л.П. Стрелковой, педагогов В.А.Езикеевой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, Р.А.Мирошкиной и др. В их работах высказываются различные взгляды на проблему использования сказки как средства развития личности, к которым мы обращаемся с позиции нашего исследования.

Говоря о различных аспектах исследования этой проблемы, следует выделить, прежде всего, проблему восприятия искусства в целом, и сказки, в частности, детьми дошкольного возраста. Исследуя аспект восприятия искусства детьми дошкольного возраста, П.М.Якобсон отмечает, что оно проходит путь от поверхностного охватывания к постижению сути и глубины художественного содержания. Способность осмысливать и истолковывать воспринятое зависит от доступности художественного произведения (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов Л.Ф.Обухова и др.). В то же время эмоциональное восприятие художественного образа, понимание специфики языка искусства формирует постепенное эстетическое суждение, оценки, начальные формы эстетического сознания (А.В. Запорожец, Н.Н.Поддъяков).

Учитывая то, что художественный образ - специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение его происходит в конкретно - чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Для нашего исследования важное значение имеет положение Л.С.Выготского об эстетической реакции. Автор указывает, что всякое произведение искусства, естественно, рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчётом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. При этом, анализируя структуру раздражителей, мы воссоздаем структуру реакции (33, 306).

Отсюда следует вывод о том, что восприятие сказки детьми должно сопровождаться эстетической реакцией, то есть эмоциональным откликом на её содержание. На это положение мы опирались в своей экспериментальной работе, организуя знакомство детей с народными сказками.

Особенности восприятия детьми сказки, как вида искусства, раскрыты и в исследованиях А.В.Запорожца. Подчёркивая действенную природу эстетического отношения к действительности, он показывает, как осуществляется переход от практического содействия герою художественного произведения к действию в воображаемой ситуации (60, 288). По мнению автора, сопереживание художественному образу первоначально складывается как внешняя и развёрнутая деятельность и предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь затем и лишь на этой основе подобная деятельность может приобрести внутренний характер и осуществляться в идеальном плане, в плане эмоционального воображения (60, 207). Учёный отмечает, что слушание сказки создаёт переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нём. Когда ребёнок начинает овладевать новой формой деятельности, перед его познанием открывается новая возможность. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Возможность перехода простой немотивированной оценки, связанной с непосредственным отношением, в мотивированную, моральную оценку связана с развитием у детей дошкольного возраста сопереживания и содействия героям литературных произведений. Уже в среднем дошкольном возрасте, по мнению А.В. Запорожца, ребёнок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, беря за исходное правдоподобность изображённых в ней событий. Что касается детей старшего дошкольного возраста, то они понимают даже неправдоподобность «перевертышей» (60, 40).

Особенности использования сказки в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности и состояние педагогической практики в использовании ценностей народной сказки как символа культуры и педагогического средства. Задачи констатирующего эксперимента: 1.Изучить особенности использования ценностного потенциала сказки как педагогического средства в образовательном процессе дошкольного учреждения. 2.Выявить творческие возможности детей в изображении сказочного образа (медведя) в рисунках. 3.Определить особенности отношения детей к сказочному образу медведя как символическому отражению представлений о народной культуре.

Констатирующий эксперимент проводился по двум сериям с марта по сентябрь 1994 года в ДОУ №№ 24,52,53,71,82,97 города Таганрога. Всего в нём приняло участие 405 детей 5-7 лет, из них 223 ребёнка седьмого года жизни и 182 ребёнка шестого года жизни.

Для реализации целей констатирующего эксперимента использовался комплекс взаимодополняющих методов: контент - анализ педагогической документации за учебный год; анкетирование воспитателей; анализ состояния пространственно-предметной среды; наблюдение и анализ процесса рисования; беседа; тест В.С.Кузина на изучение особенностей исчерпания творческого воображения.

В первой серии решалась первая задача констатирующего эксперимента, направленная на изучение особенностей использования сказки как педагогического средства приобщения детей к ценностям народной культуры.

Для решения поставленной задачи использовался метод анализа документации - календарных планов работы воспитателей старшей и подготовительной групп за один учебный год в ДОУ №№ 24, 52, 53, 71, 82, 97 города Таганрога. Анализ планов осуществлялся по следующим показателям: количество народных сказок, с которыми знакомили детей за год; способы организации восприятия сказки; отражение ценностей культуры в сказках и их использование в педагогическом процессе; тематика и содержание сказок, отражающих ценности народной культуры; темы занятий рисованием по сказкам, в том числе, и о медведях.

Метод анкетирования педагогов позволил выявить их представления о месте сказки в целостном педагогическом процессе. Воспитателям была предложена анкета, содержащая следующие вопросы: 1 .В чём вы видите воспитательные возможности занятий рисованием на сказочную тему? 2.Считаете ли вы возможным приобщение детей к народной культуре на основе изображения ими сказочных сюжетов? 3.Какие сказки с образом медведя вы используете для рисования с целью приобщения детей к художественной культуре? 4Какими принципами вы руководствуетесь для выбора сказок, используемых в педагогическом процессе? 5.Любят ли дети рисовать на темы сказок в свободное время, какие образы чаще всего отражают? 6.Какие условия для развития творчества детей в рисовании на темы сказок созданы в вашей группе? 7.Какую информацию о ребёнке и его взаимоотношениях со сказкой вы получаете через детский рисунок?

Для определения литературного ряда, на основе которого предполагалось строить формирующий эксперимент, была проведена его экспертиза группой педагогов - экспертов.

В состав экспертной группы вошли педагоги, занимающиеся вопросами фольклористики и проблемами использования сказки в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Всего экспертную группу составило десять педагогов: канд. фил. наук, доцент Ларионова М.Ч., Белобородова И.В. (ТГПИ кафедра литературы), Коновалова В.П., Шикняева Т.А., Титаренко НИ., Кругликова А.Ю. (преподаватели педагогики, детской литературы, методики изобразительной деятельности) и четыре воспитателя первой квалификационной категории Доценко Е.Н. (ДОУ № 51), Курочкина Л.И. (ДОУ № 71), Павловская Л.В. (ДОУ № 52), Левченко Л.М. (ДОУ № 92).

Отбор сказок для формирующего этапа эксперимента осуществлялся на основе экспертных методов, позволяющих подробно изучить особенности сюжетов сказок. Каждому эксперту был представлен условный ряд сказок, в которых представлен образ медведя и которые могли быть использованы в педагогическом процессе на формирующем этапе эксперимента: русская народная сказка «Маша и медведь», русская народная сказка «Теремок», русская народная сказка «Колобок», русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», русская народная сказка «Три медведя», русская народная сказка «Медведь», русская народная сказка «Царевна - лягушка», русская народная сказка «Иванушка - Медвежье ушко». Экспертную группу мы познакомили с планом исследования. На основе их оценок была внесена корректировка в выборе сказок.

Содержание и методы приобщения детей к ценностям народной культуры в художественно-творческой деятельности

На основе анализа философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и результатов констатирующего этапа эксперимента была поставлена цель формирующего этапа: создание и апробация модели педагогического процесса по приобщению детей к ценностям народной культуры в художественной деятельности на основе сказок с образом медведя.

На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1.Развитие представлений дошкольников о сказочном образе медведя как культурном символе. 2.0пределение содержания блоков познавательно-художественной деятельности детей, включённого в целостный педагогический процесс. 3.Разработка методов познания детьми ценностных смыслов народных сказок, изобразительно-выразительных их средств. 4.Развитие творческих проявлений в различных видах художественной деятельности. 5.Создание культурно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей приобщение детей к ценностям народной культуры.

Формирующий эксперимент проходил в два этапа в течение двух лет.

На первом этапе формирующего эксперимента проектировалась теоретическая модель целостного педагогического процесса, направленного на приобщение детей к ценностям народной культуры, и апробировались содержание, методы и средовые условия формирования у детей шестого года жизни ценностных представлений о сказочных образах и развития творчества в художественной деятельности на основе сказки.

На втором этапе формирующего эксперимента продолжалась апробация теоретической модели педагогического процесса, устанавливались причинно-следственные зависимости между ее составляющими (цель, содержание, технологии и т.п.), обогащались ценностные представления, выраженные в сказках, развивалось художественное творчество детей седьмого года жизни, перешедших из старшей возрастной группы в подготовительную.

Рассмотрим более подробно содержание и методику каждого этапа.

Первый этап формирующего эксперимента.

Целостная модель педагогического процесса, направленного на приобщение детей к ценностям народной культуры средствами сказки, представлена в приложении № 2 на стр. 191. Её цель состояла в создании оптимальных условий познания ценностей, заключенных в сказочных образах и развитии творчества детей в художественной деятельности, отражающей их представления о культуре народа. Модель представлена:

-целевым блоком как проективным результатом развития личности ребенка: познание ценностей, скрытых в сказочном образе, развитие эмоционально-эстетического отклика и интереса ребёнка к сказочным образам, индивидуального культурного опыта, коммуникаций, социально-эмоционального переживания;

-содержательно-познавательным блоком, включающим познание смысла русских народных и авторских сказок с образом медведя, выраженных в них ценностей, направленных на развитие определённых новообразований опыта ребёнка по созданию художественного образа;

-художественно-эстетическим блоком, включающим различные виды художественной деятельности, в которых находят отражение ценности народа, приобретается опыт творческого самовыражения ребёнка в художественно-речевой, музыкальной, театрально-игровой, и изобразительной деятельности;

-культурно - развивающей пространственно-предметной средой, наполненной объектами, предметами, персонажами, сгруппированными как фоновая панорама развития сказочных действий и сюжетов (панорама природная, географическая, декорации и иллюстрации к сказкам); как композиция образов декоративно-прикладного искусства, отражающих медведя и других животных, взаимодействующих с ним; как уголки творчества, концентрирующие материалы и средства рисования, природные материалы, репродукции; как дополнительные средства, обеспечивающие развёртывание детской самостоятельной деятельности (маски, костюмы, атрибуты к сказкам, театру и т.п.).

Основополагающими принципами построения модели педагогического процесса явились: -принцип цикличной самостимуляции новообразований, который является важнейшим механизмом самодвижения, саморазвития личности ребёнка (Н.Н.Поддьяков); -принцип единства воздействия различных видов изобразительных искусств на внутренний мир ребёнка (Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Р.М.Чумичева и др.); -принцип органической связи художественно-эстетической деятельности с личностным развитием ребёнка (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина и др.); -принцип интеграции искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (музыкальная, изобразительная, игровая, художественно-речевая, театрализованная) (Т.С.Комарова, Р.М.Чумичева, Т.Я.Шпикалова и др.);

Похожие диссертации на Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок)