Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Основные черты семейного права в зарубежном законодательстве
1. Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран с древнейших времен до нового времени. 18
2.Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран в новое и новейшее время. 34
ГЛАВА II. Становление и развитие законодательства России об условиях и порядке заключения брака В XI - XIX вв.
1 . Становление и развитие законодательства Российской империи об условиях и порядке заключения брака (ХІ-начало XIX). 48
2.Трансформация условий и порядка заключения брака в законодательстве Российской империи в XIX - начале XX в. 58
ГЛАВА III. Порядок и условия заключения брака в советской России и российской федерации
1. Условия и порядок заключения брака в законодательстве первых лет Советской власти. 85
2.Порядок и условия заключения брака по Кодексу о браке и семье РСФСР 1969 г. 104
3.Условия и порядок заключения брака в современном российском законодательстве. 122
Заключение 158
Библиографический список использованной литературы 166
- Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран с древнейших времен до нового времени.
- Становление и развитие законодательства Российской империи об условиях и порядке заключения брака (ХІ-начало XIX).
- Условия и порядок заключения брака в законодательстве первых лет Советской власти.
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснять происходящие те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе, в правовой системе: В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих интерес, стоит вопрос об условиях и порядке заключения брака.
Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права является одной из важнейших задач историко-правовой науки. В этой связи вполне объясним интерес ко многим социальным институтам, функционирующим как в ранних обществах, так и не потерявшим своего значения до настоящего времени. Большое значение в этом плане имеет изучение трансформации норм, регулирующих брачно-семеййые отношения.
Проблемы семьи, регулирования брачно-семейных отношений, во все времена были в центре внимания государства. В; настоящее время интерес в этой важнейшей социообразующей структуре общества еще больше возрос. Современная трансформация семейных отношений вызвала к жизни ее новые формы: союзы между лицами одного пола; фактические брачные отношения, не признанные правом; многобрачие, не нашедшее законодательного урегулирования. Все это требует осмысления процессов эволюции понятий и практического воплощения условий и порядка заключения брака в современном обществе.
Эволюция семьи тесно связана с эволюцией общественных отношений, поэтому рассмотрение основных институтов брачного права, условий и порядка заключения брака важно как для установления особенностей исторического движения народов, так и для изучения правовых отношений в складывающихся государственных образованиях, а также генезиса правовых установлений в современных правовых системах. Именно поэтому были выбраны следующие хронологические рамки работы: с XI века до настоящего времени, что позволи ло проследить эволюцию условий и порядка заключения брака в историческом разрезе и сделать теоретические выводы об их значении в жизни и современного общества.
Представленная работа является правовым исследованием, связанным с проблематикой семейного права, гражданского права, теорией государства и права.
Историография проблемы. Процессы, связанные с установлением и развитием семейно-правовых отношений, были и остаются в центре внимания правоведов и историков права.
Из трудов историков права и цивилистов прошлого, в первую очередь, следует отметить Г. Котошихина1, посвятившего свое исследование истории России периода царствования отца великого царя-реформатора Петра I; замеча-тельного русского историка права; М.Ф. Владимирского-Буданова, в работе которого хорошо прослеживается трансформация не только семейного законодательства России, но и эволюция российского законодательства в целом; исследования H.G. Суворова3, С. Григоровского4, посвященных в основном анализу церковно-правовых норм, регулирующих условия заключения брака и порядок вступления в брак; Г.Ф. Шершеневича5, работа которого отличается аналитическим подходом к рассматриваемым правовым явлениям, отличающимся глубоким анализом, в том числе и историко-правовым, условий и порядка заключения! брака;, исследования И.С. Бердникова6, А Ефименко7, И. Оршанско-го , К.ПІ Победоносцева , включившихся во второй половине XIX века в дискуссию о замене церковной формы брака браком гражданским.
В первые годы советской власти новые подходы к браку и семье сыграли определенную роль не только в становлении новых брачно-семейных отноше Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб. 18 2 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 19 3 Суворов Н.С. Учебник церковного права. М. 1913; он же. Гражданский брак. СПб. 18 4 Григоровский С. О браке и разводе. Сборник церковных и гражданских законов. С дополнениями и разъяснениями на ос новании циркулярных указов и сепаратных определений Святейшего Синолх СПб. 19 5 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М. 19 6 Бердников И.С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии.// Ученые записки импера торского Казанского университета. 1887. T.54 по юридическому факультету
Ефименко Л. Народные юридические воззрения на брак.// Знание. 1874. № 8 Оршанский И. Духовный суд и, как следствие, в появлении научных работ, имеющих большую идеологическую направленность. К таким работам нужно отнести публикации Я.Н. Бранденбургского и семейное право.// Журнал Гражданского и Торговога права. 1872. Кн.З ний; но, а также А.Г. Гойхбарга , в которых он подвергал научному анализу институты брака, развода прежних лет, но с точки зрения их несоответствия требованиям пролетарского государства. Такую же направленность носит сборник «История советского гражданского права (1917-1949)»4, в котором первой задачей в области регулирования брачно-семейных отношений на начальной фазе развития советского государства являлось ун ичтожение существовавшего ранее строя семьи, установление и укрепление основ новой, социалистической семьи и подавление сопротивления; свергнутых классов новому семейному строю5.
Однако нельзя сказать,.что все работы этого периода носили такую сильную идеологическую направленность. Глубоким научным осмыслением отличаются исследования Е.М. Ворожейкина6, О.С. Иоффе7, В.А. Рясенцева8, Г.М. Свердлова9, носящие как теоретический, так и прикладной характер и внесшие значительный вклад в историю отечественного семейного права.
В 1960-1980-е гг., в период действия»Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 т. публикуется ряд исследований, посвященных анализу советского семейного права. К работам, имеющим отношение к нашей теме, следует, в первую очередь, отнести публикации Е.М. Белогорской10, Е.М; Ворожейкина11, A.M. Нечаевой12. Все они сыграли значительную роль в рассмотрении условий и порядка заключения брака по советскому семейному законодательству, исходя из норм статей Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.
Как известно, с 1996 г. в нашей стране действует новый Семейный кодекс. И практически сразу после его принятия был опубликован ряд работ, анализирующих его основные нормы, в том числе касающиеся условий и порядка заключения брака. К таким работам следует отнести, во-первых, работы теоретического характера: М;В. Антокольской?, A.M. Нечаевой2, Л.М.Пчелинцевой3. Все они посвящены современному российскому семейному праву и явились той теоретической базой, на которой было построено исследование условий и порядка заключения брака. Особенностью ряда этих работ является и то, что в них имеется: материал и историко-правового характера, рассматривающий эволюцию отечественного семейного права. Особо удачно, на наш взгляд, это было сделано A.M. Нечаевой, которая посвятила целую главу своего исследования рассмотрению эволюции отечественного семейного законодательства. Однако, не в таком полном объеме, как хотелось бы это видеть, что, однако, не пре-уменьшает ценность ее работ. Во-вторых, ряд Комментариев нового российского семейного законодательства4, отличающихся хорошим; научным подходом. В-третьих, исследования: семейного законодательства, в которых рассматриваются ряд проблемных вопросов. К ним следует отнести работы Т.В. Кашаниной и А.В; Кашанина5, О.Ю. Косовой6, Е.А. Катковой7, Г.Ю. Федосеевой8, О.В і Хышиктуева9.
К работам прикладного характера следует отнести исследования; Н.А. Семидеркина10, занимавшегося, в основном, рассмотрением эволюции отечественного семейного права. Проблемами трансформации5 семейного права зани Антокольская M.B. К рс лекций по семейному праву. М. 1995; она же. Семейное право. М. 1996; она же. Место семейного права в системе отраслей частного права // «Государство и право». 1995. № 2 Нечаева A.M. Семейное право. М. 1998; она же. Семейное право: проблемы и перспективы развития // «Государство и право». 1999. № 3; она же. Некоторые направления дхтьнейшего развития брачно-семейного законодательства // «Государ ство и право». 1994. № 12; она же. Новый семейный кодекс // «Государство и право». 1996. № 6; она же. Семья как само стоятельный объект правовой охраны // Государство и право». 1996. № 3 Пчелиннева Л.М. Семейное право России. М. 19 4 См., например: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации// Под ред. И.М. Кузнецовой. М.1996; Коммен тарии к Семейному кодексу Российской Федерации// Иод ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Ссдупша. М. 19 5 Кашанина T.B., Кашании А.В. Основы российского права. М. 20 6 Косова О.Ю. О предмете семейного права.// «Сибирский юридический вестник». 1998. М» 7 Каткова Е.Л. Семейное право как самостоятельная отрасль. Иркутск. 19 8 Федосеева Г.Ю. Признание браков, заключаемых гражданами РФ за пределами Российской Федерации.// «Современное право». 2002. № Еще одну группу источников составляют исследования, посвященные правовому развитию зарубежных стран и России в прошлом. Эту обширную группу источников можно условно разделить на несколько: прикладные исследования, проведенные учеными - современниками описываемого периода; научные исследования источников древних государств; современные обобщающие историко-правовые исследования. Рассмотрим эти источники более подробно.
Еще дореволюционных ученых-историков интересовали памятники древних обществ Месопотамии: Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. Шумера. Одним из значительных исследований в этом плане стало исследование В.ЬС. Шилейко5, в котором им были рассмотрены клинописные тексты памятников Южной Месопотамии. Этой же темой занимался И.М. Волков6. Уже в советское время исследования; древних правовых памятников были продолжены И.М. Дьяконовым7, который не только опубликовал дошедшие полные тексты памятников, но и снабдил их обширными комментариями. Законодательством древнего Востока активно занимались Н.А. Крашенинникова8, Е.А. Скрипилев9. Во всех указанных работах не только четко рассмотрены основные черты законодательства древних обществ, но и, что важно для нашей темы, условия и порядок заключения брака..
Условия и порядок заключения брака в нормах римского права рассматривали такие исследователи как Л.Л.. Кофанов10, G.H. Медведев, И.Б. Новицкий11, Е.А. Скрипилев12.
Конькова Л.Ю. Законодательство Российской империи о составлении и оформлении метрических книг. // «Государство и право». 2000. № 2 Куриленко О.Г. Трансформация понятия и формы брака в процессе формирования российского семейного права.// Журнал российского права. 2000. № 5- Полянский П.Л. Развитие понятия Срака в истории советского семейного права.// Вестник МГУ. Серия Право. 1998. № 4 Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVI1 вв. МЛ 9 5 Шилейко В.К. Вотивные надписи шумерийских правителей. Клинописные тексты памятников Южной Месопотамии. Соб рания Н.П. Лихачева. Пг. 19 Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммураби. Вып.1. М. 19 7 Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства.// Вестник древней истории. 1952. № 8 Крашенинникова Н.Л. История государства и права зарубежных стран. М. 20 9 Скрипилев Е.Л. Основные черты права Древнего Востока. М. 19 10 Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (V1-1V вв. до н.э.). М. 1994 1 Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 20 12 Скрипилев Е.Л. Основы римского права. М. 19 Отечественный исследователь правовой культуры Византии И.П. Медведев1 в своих работах рассматривает византинизм как культурную систему, основанную на началах права. Им проанализированы этапы развития византийского законодательства и юриспруденции. Для нашей темы исследования И.П. Медведева представляют особый интерес еще и потому, что автором приведены многочисленные факты применения законодательства об условиях и порядке заключения брака, признания браков недействительными в случае несоблюдения этих условий. Монография О.А. Хазовой рассматривает условия и порядок заключения брака в буржуазном семейном праве. Несмотря на то, что она была написана в 1988 году, до настоящего времени материалы, представленные в ней, не потеряли своей актуальности. Вопросам семейного права в странах мусульманского мира посвящены работы Д.Е. Еремеева3, Л.Р. Сюкияйнена4, М.А.. Супатаева5, М.И: Садагдара6. Значительны материалы и о современных брачных отношениях народов Африки. К ним, в первую очередь, нужно отнести исследования И.Е. Синици-ной7, которая не только проанализировала нормы семейного права народов Африки, но и привела в своих исследованиях богатый материал хрестоматийного порядка. Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования являются семейные правоотношения по поводу заключения брака. Предметом исследования служат законодательные акты рассматриваемого периода, регулирующие условия и порядок заключения брака.
Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. Он же. Правовая культура Византийской империи. СПб. 2001 2Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. M.1988 Еремеев Д.Е. Отражение патриархальных и родо-племенных традиций в шариате (к вопросу о социальных истоках му
сульманского права).// «Народы Азии и Африки. 1983. № 4 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. M. 19 5 Супатаев M.A. Мусульманское право и его роль в правовых системах стран Тропической Африки.// Мусульманское право
(структура и основные институты). М. 19 6 Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М. 1968 Синицына И.Е. Человек и семья в Африке. М. 1989; она же. В мире обычая. М. 19 Цели и задачи исследования. Целью настоящей: работы является комплексное и всестороннее исследование правовых основ условий и порядка заключения брака; теоретическое осмысление процессов трансформации условий и порядка заключения брака, их научной оценки; выработка научно обоснованных рекомендаций для: законодательной деятельности на основе изученного материала.
В соответствии с указанными целями автор попытался поставить и решить следующие исследовательские задачи:
Изучить генезис условий и порядка заключения брака в России и их функциональную роль при заключении брака.
Охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака.
Провести и обобщить различные аспекты сравнительного анализа условий и порядка заключения брака в России, а также определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака.
Критически проанализировать основные подходы и систематизировать нормативно-правовую базу и научную литературу, имеющуюся по данной проблематике.
Сформулировать выводы. и прогнозы относительно перспектив;условий и порядка заключения брака в современном российском праве, внести предложения по совершенствованию данного института.
Источниковая база диссертации. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения об изучаемом предмете..
Первая і фуппа источниковой базы включает законодательные акты, регулирующие условия и порядок заключения брака в России и зарубежных странах. Последовательно проанализированы первые законодательные акты древних царств Междуречья. Рассмотрены законодательные акты древней Индии,
древней Греции, законодательство средневековой Европы, нормативно-правовые акты Нового времени, современное зарубежное законодательство.
Эволюция российского семейного законодательства представлена Уставом о церковных судах Ярослава Мудрого, который переписывался на протяжении XI-XVII веков1, Соборным Уложением 1649 г., законодательством Петра I. Проанализировано российское законодательство XIX века .
Отдельная глава диссертации посвящена условиям и порядку заключения брака в семейном праве советской России и Российской Федерации. Здесь диссертантом были проанализированы Декрет о гражданском браке, о детях и о ве-дении книг актов гражданского состояния 1917 г. ; Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. ; Инструкции наркома юстиции и наркома по местному самоуправлению6; Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.7; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.8; Указ Верховного Совета ССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов»9; принятые и утвержденные Верховным Советом СССР 27 июня 1968 г. «Основы законодательства о браке и семье»10; Кодекс о браке и семье РСФСР, утвержденный 30 июля. 1969 года и введенный в действие с 1 ноября 1969 г. ; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР ; Постановление Совета Министров РСФСР от 18 февраля 1964 г. № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» ; ряд Постановлений: «О работе органов Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.I. M. 19 2 ПСЗРИ. T.IV. № 1907, T.V. № 9088 . Т.VII. № 13357, T.IV. № 5717, Т.VI. № 4009, T.V. № 3340, T.VI. № 3814, T.VI. № 3839, п.4, Т. IV. № 3977, Т.VII. Л» 4294, T.VII. № 4533 Законы гражданские (Свод законов. T.X. 4.1): Практический и теоретический комментарий. Вып. 1-3. М. 1913; Российское законодательство Х-ХХ веков. М. 1984- 1990; ПСЗРИ. T.X. № 319-3 4 Декреты Советской власти. T.I. М.19 5 СУ РСФСР. 1918. № 6 «Об организации отделов записей браков и рождений»//СУ РСФСР. 1918. № 14. Ст.2 7 СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст.6 8 Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 9 Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 60. 10 Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. Л в 27. Ст.2 1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086 12 СП РСФСР. 1969. № 22. Ст.1 11 СП РСФСР. 1964. № 3. Ст. записи актов гражданского состояния в РСФСР»1, «О мерах по дальнейшему улучшению работы органов записи актов гражданского состояния в РСФСР» ; Постановления Пленумов Верховного Суда и др.
Современное российское семейное законодательство представлено в диссертации Семейным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 марта 1996 г.3, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», некоторыми международными договорами и конвенциями, подписанными Российской Федерацией4 и некоторыми другими правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеперечисленных правовых актов помог более глубоко рассмотреть эволюцию условий и порядка заключения брака, провести сравнительный анализ законодательства, что дало возможность сделать некоторые теоретические выводы о значении и роли этих институтов семейного права в правовых системах современного мира и России.
Вторую группу источников составили опубликованные документы по ис-тории развития семейного законодательства России и зарубежных стран. Одной из самых обширных и значительной публикацией документов является подготовленный в 1999 г. сборник законодательства «Гражданские и торговые кодексы зарубежных стран»5, в котором имеются ряд гражданских кодексов Италии, Аргентины, Испании, Франции; В написании данного диссертационного исследования был также использован сборник «Декреты Советской власти»6. Все они явились хорошим дополнением при рассмотрении нашей темы.
Другим источником; сыгравшим: значительную роль при рассмотрении нашей темы — публикация архивных документов «Городская семья XVIIIb. Се-мейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы» . Публикация включает в себя более 30 впервые выявленных в архивах семейно-правовых актов представителей непривилегированных слоев Москвы за весь XVIII век, среди которых для нашей темы представляют особый интерес сговорные записи купцов, канцелярских служителей, различного рода разночинцев, в том числе представителей корпорации гостей и гостиной сотни и их потомков, иностранного населения; Сговорные записи дают богатый материал об условиях заключения брака, о брачных обязательствах.
Еще одним источником, используемым при написании данного диссертационного исследования; послужили сочинения двух римских юристов поздне-классической эпохи - Юлия Павла и Домиция Ульпиана, опубликованные в серии «Памятники римского права» .
К публикациям, которые помогли глубже рассмотреть условия и порядок заключения брака в римском праве относится и публикация понятий, терминов и определений, осуществленная М. Бартошек2, в которой даются определения и истолковываются, понятия и термины основных институтов римского права, а также содержатся уникальные сведения о юристах, разрабатывающих основы римского права и внесших значительный вклад в его развитие.
В последнее время предпринимаются значительные публикации документов, помогающие раскрыть многие аспекты правовой истории. К таковым следует отнести подготовленное коллективом авторов многотомное «Российское законодательство Х-ХХ веков»3, где диссертантом был, в основном, использован первый том названного труда. А также «Законодательство Петра I»4, где целый раздел посвящен документам по гражданскому и семейному праву XVIII века.
Из документальных источников нами также были использованы; опубликованные Законы грузинского царя Вахтанга VI5.
Еще одним источником, используемым диссертантом при написании представленного исследования, стали архивные документы, хранящиеся в государственном архиве Ставропольского края. Автором был исследован 135 фонд архива, в котором хранятся-материалы брачных обысков, проводимых священнослужителями, перед тем как провести брачный обряд, а также судебные дела, связанные с расторжением брака из-за признания его незаконным и недействительным в случае совершения брачного обряда между христианином и мусульманской по подложным документам, а также в случаях, когда брак совершался между близкими степенями родства. Группа документов, представляющих значительный интерес, касается рассмотрения дел Ставропольской Духовной Консисторией о двоебрачии. Архивные источники дают достаточно богатый материал по разрешению такого рода дел и являются существенным дополнением к основным источникам диссертационного исследования - нормативным актам и монографической литературе.
Методологические и теоретические основы исследования. При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой. В ходе исследования применялись диалектический, системный, структурно-функциональный, исторический,, сравнительно-правовой и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного. Применялся в сочетании формационный и циви-лизационный методы изучения исторического процесса. В совокупности все это позволило исследовать проблему с учетом уровня: развития общественных отношений, материальной и духовной жизни. Это дало возможность рассматривать эволюцию правовых установлений как в связи с эволюцией общественных отношений, так и развитием российской государственности.
В работе над диссертацией был использован и историко-генетический: метод, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. В результате использования историко-типологиче-ского метода стало возможным выявление тех характерных свойств, которые были присущи правовым явлениям в процессе их эволюции в изучаемый период. Основой применения историко-системного метода является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.
В v исследовании также активно использовался осваиваемый ныне отечественной историко-правовой наукой метод социальной и: юридической антропологии, который позволяет проникнуть в психологию человека, понять побудительные мотивы его поведения, воссоздать целостное представление о жизни людей; о формировании правовой культуры.
Научная новизна работы. Диссертация» представляет собой комплексное исследование, посвященное проблеме становления, функционирования и трансформации условий и порядка заключения брака в семейном законодательстве России, начиная с XI века и заканчивая? современным состоянием. Эта проблема практически не разработана. Впервые эта проблемы рассматривается; с позиций не только семейного права,.но и теории права, а также данными ис-торико-правовых исследований. Предлагаемая работа - первый опыт целостного и обобщающего сравнительного анализа условий и порядка заключения бражка в историко-правовом аспекте, что позволило выделить основные этапы их формирования и функционирования, трансформации под влиянием общественно-политических и экономических условий и сделать теоретические выводы, о значении и роли условий и порядка заключения брака, как для семейного законодательства, так и для правовой» системы; в целом, а также внести; некоторые практические предложения по реформированию этих институтов; в современной России.
Научная новизна исследования определяется, также тем, что в нем, во-первых, условия и порядок заключения брака рассматриваются в историко-сравнительном освещении; во-вторых, тем, что при анализе этихинститутов семейного права рассматривается семейное законодательство не одного народа, а значительной группы. В частности, в настоящей диссертации в качестве до полнения исследуются условия и порядок заключения брака у народов Междуречья, древнего Рима и древней? Греции, средневековой Европы, современных африканских странах, странах мусульманского права, ряда европейских государств, хотя преобладающее внимание уделено трансформации условий и порядка заключения брака в России. В-третьих, работа построена на основе комплекса источников, в том числе архивных, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его конкретных фактических материалов и выводов в дальнейшей научной разработке проблем семейного права, его дальнейшего развития на разных этапах, а также при подготовке обобщающих трудов по истории семейного права.
Ряд материалов и положений диссертации: может быть использован при дальнейшем изучении семейного права, отдельные положения - при разработке учебных пособий по теории и истории права, семейного права.
Результаты исследования применяются в преподавательской работе, в разработке учебно-методических пособий для студентов, лекционном курсе и семинарах по семейному праву и истории государства и права. Автором читается разработанный им спецкурс: «История семейного законодательства России и зарубежных стран».
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
1. С учетом выявленных на сегодняшний день тенденций (имеются в виду традиции и обычаи некоторых народов нашего многонационального государства), диссертантом предлагается следующее научное определение брака: Брак -это взаимный и добровольный, свободный,, равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, порождающий для супругов взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, и не исключающий возможности состояния одного из них одновременно в аналогичных семейных отношениях.
Историко-сравнительное исследование обозначенных выше аспектов позволили автору сделать следующие выводы. Трансформация условий и порядка заключения брака зависела, в наибольшей степени, от социально-экономических, идеологических условий; жизнедеятельности общества, факторов внешнего заимствования из правовых систем зарубежных государств.
Представляется необходимым внести изменения в ст. 158 СК РФ, установив, что «браки между гражданами Российской Федерации, заключенные зп пределами территории РФ в соответствии с законодательством государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в РФ,. если соблюдены условия ст. ст. 12, 13, 14 СК РФ».
Автор диссертационного исследования считает, что в настоящее время назрела необходимость приравнять фактические брачные отношения к зарегистрированному браку со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Предлагается следующая редакция п.2 ст.1 Семейного кодекса РФ: «Признается брак как заключенный в. органах записи актов гражданского состояния, так и незарегистрированный союз двух лиц». Отсюда следует необходимость в расширении действующего перечня отношений, регулируемых семейным законодательством (ст.2 СК РФ) за счет включения в их число фактических брачных отношений.
Диссертантом предлагается пересмотреть возможность отступления от принципа моногамии с учетом стойко сохранившихся национальных особенностей и традиций. Для этого следует внести редакционные изменения в п. 1 ст.14 Семейного кодекса РФ: «Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации».
Диссертантом обосновывается необходимость изменения редакции п.2 ст. 15 Семейного кодекса РФ следующим образом: «Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Если у лица, вступающего в брак, будет обнаруже но наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, оно обязано сообщить об этом лицу, с которым намеревается вступить в брак».
7. Утверждается, что имеющееся на сегодняшний день сожительство (фактический союз), характеризующийся совместной жизнью и признаком стабильности между двумя лицами одного пола не является браком, поэтому правового оформления требуют только имущественные аспекты их отношений по правилам гражданского законодательства, а не семейного.
Апробация работы. Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации докладывались на региональных научных и научно-практических конференциях: «Проблемы совершенствования методов управления социально-экономическими процессами на современном этапе» (Ставрополь, 2001), «Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия» (Ставрополь, 2002).
Кроме того, материалы публиковались в региональных сборниках науч ных трудов. Опубликовано научное исследование: «Условия и порядок заклю чения брака» (Ставрополь, 2003 -4,5 п.л.). Готовятся и другие публикации по теме диссертационного исследования. ;
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран с древнейших времен до нового времени
Условия и порядок заключения брака в государствах Древнего Востока. Одни из первых законодательных актов, регулирующих в некоторой части вопросы брачно-семейного права, относятся еще к началу XX в. до н.э. В;это время в районе Двуречья существовало царство Эшнунна (Ашнунак), которое находилось на стыке территории трех этнических элементов — хурритского, эламского и аккадского, что и отразилось на характере эшнун некого права, которое сохранило ряд своеобразных черт, по сравнению с принятыми в собственно Двуречье нормами, а также ряд архаических черт, связанных с периферийным положением царства1. До нашего времени дошли два экземпляра записи законов Билаламы на глиняных табличках, составленные на семитском языке. В найденной части сборника царя; государства Эшнунны Билаламы есть статьи, касающиеся правового регулирования брачных отношений. Как видно из текста законов, одним из основных условий заключения брака было заключение договора между отцом женщины, вступающей в брак и женихом. Важным условием являлось и установление выкупных платежей, платимых стороной жениха. При этом в случае, если жених или невеста умрут до свадьбы, брачный выкуп должен был быть, возвращен семье жениха ( 17). Если брачный выкуп был уплачен, то невеста с этого времени считалась собственностью семьи жениха. В случае выдачи ее замуж за другого мужчину, брачный выкуп возвращался в двойном размере ( 25). В законах Билаламы есть нормы, устанавливающие ответственность за похищение чужой невесты после того, как за нее был уплачен брачный выкуп. Это считалось тяжким правонарушением и каралось смертью. Интересен и тот факт, что для признания-брака действительным, требовалось не только внесение брачного выкупа, но и заключение письменного договора, что являлось обязательным условием заключения брака. Об этом ярко свидетельствует ст.27 Законов: «Если человек возьмет в жены дочь человека, не спросив ее отца и матери, а также не заключит с ее отцом и ее матерью соглашения и письменного договора, то даже если она проживет в его доме с год времени, то она не жена» . О значении соглашения с родителями невестьги заключения с ними письменного договора свидетельствует и ст.28, в соответствии с которой брак считался заключенным при соблюдении этих условий. Таким образом, уже в XX в. до н.э. условия заключения брака получили законодательную регламентацию. Главными из них были: согласие жениха, а со стороны невесты — ее родителей; заключение письменного договора с отцом невесты; уплата брачного выкупа. Других сведений об условиях и порядке заключения брака в царстве Эшнунны до нашего времени не дошло.
Некоторое внимание вопросам брачного законодательства уделялось ив Законах Липит-Иштара, царя Исина (1932-1921 гг. до н.э.). Хотя до нашего времени текст законов не дошел в полном объеме, мы все-таки можем сделать вывод о том, что важнейшим условием заключения; брака являлось принесение брачного выкупа. Об этом свидетельствует фрагмент ст.32: «Если отец при жизни установил брачный выкуп для своего сына и при жизни отца он возьмет за себя жену, то после смерти отца наследники... (пропуск 20-25 слов)» . Несколько более подробно об условиях заключения брака говорится в ст.29- в соответствии с которой «если зять войдет в дом тестя и совершит принесение брачного выкупа, а затем его изгонят и отдадут его жену его другу, то они должны отдать ему брачный выкуп, который он принес»3. Других норм, касающихся условий и порядка заключения брака в царстве Исина, диссертантом обнаружено не было. Таким образом, здесь важнейшим условием заключения брака являлось только принесение брачного выкупа. Письменный договор между сторонами не требовался, как и не требовалось согласие брачующихся. По всей видимости, согласие на брак требовалось со стороны отцов: невесты, который принимал брачный выкуп и, со своей стороны, давал приданое, которое впоследствии, в случае смерти женщины, оставалось у ее мужа как ближайшего наследника (ст.21); отца жениха, который определял размер брачного выкупа своему сыну.
Как указывают исследователи1, вершиной законотворчества древнего Востока являются, несомненно, законы Хаммурапи,. созданные в первой половине XVIII в. до н.э. для царства так называемой Г Вавилонской династии Объединившей большую часть Южного Двуречья и Месопотамии под единой властью.
В законах царя Хаммурапи, как и во многих других древних кодексах, большое внимание уделялось вопросам, касающимся условий и порядка заключения брака. Так, согласно ст.128, устанавливалось, что для заключения брака было обязательно заключение письменного договора, в противном случае брак мог считаться недействительным. Здесь же мы находим косвенные доказательства и бытования брачного выкупа. Одно из них зафиксировано в ст. 138, по которой в случае, если мужчина покидает свою первую жену, не родившую ему детей, он должен «вернуть ей серебро в сумме ее выкупа, а также восполнить ей приданое, принесенное ею из дома ее отца». Однако ст. 139 определяет, что брачного выкупа могло и не быть: «Если выкупа не было, то он должен дать ей в качестве разводной платы 1 мину серебра». Статьи 159 и 160 определяют порядок заключения брака. Из текста, статей можно сделать выводы, что для заключения брака требовалось соблюдение следующих условий: принесение брачного дара и брачного выкупа, а также заключение письменного договора. Законы Хаммурапи довольно подробно регулируют обязательства, связанные с брачным даром (библум) и выкупной платой (терхатум), внесенными будущему тестю женихом. Терхатум есть выкупная плата, вносимая женихом отцу невесты за нее, как за рабочую силу, которой лишается ее семья и которою усиливается семья и хозяйство жениха. Библум - как бы задаток, то есть.часть выкупа, вносимая вперед, как доказательство серьезности данного обещания обеих сторон заключить брак и как средство обеспечить выполнение этого обещания. Обеспечение это заключается в том, что библум (как и терхатум) остается в пользу тестя,. если муж нарушит брачный договор, откажется взять девушку. Если же от договора откажется тесть, то он обязан вернуть мужу библум в двойном размере. Если от договора откажется одна из сторон уже после внесения терхатума, то наступают те же последствия: отказавшийся муж теряет терхатум, отказавшийся,тесть теряет двойной терхатум2. Без терхатума мог быть совершен брак свободной женщины с рабом дворца или мушкенума (ст.175-176). Этот брак считался законным, но его правовые последствия были несколько иными, чем в браке свободных лиц.
Становление и развитие законодательства Российской империи об условиях и порядке заключения брака (ХІ-начало XIX).
По самым ранним описаниям Древнерусского государства, семьи славян были различными. Семья на ранних этапах своего становления носила архаичный - патриархальный характер, ведущая роль отводилась кровнородственным отношениям с абсолютной зависимостью жены от мужа, а детей — от родителей. В основе семьи лежит, прежде всего, кровное начало, а в основе брака -договорное. В процессе эволюции брачно-семейного права договорные отношения все более и более вытесняют кровные1. М.Ф. Владимирский-Буданов отмечал, что преобладание договорного начала в семейном древнерусском праве заложило важные и характерные отличия славянской семьи от семьи древнеримской и германской. Он объяснял это тем, что, якобы, термин «семья» на древнерусском языке означает «товарищество, основанное на договоре, соглашении», и ссылается на московское законодательство, которое под семьей понимало «стачку», «заговор». Такое понимание семьи вызывает определенные нарекания у части исследователей, однако то, что семья уже в древние времена представляла собой договор, на наш взгляд, является верным.
«Русская Правда», «Повесть временных лет», архивные материалы XI-XIII веков; представляют семью как основную форму семейной организации. Объединения сельских жителей в Древней Руси X-XI веков - общины — состояли в основном из малых семей. Малые семьи были характерны и для князей, бояр, горожан. «Повесть временных лет», описывая формы брака у древних славян, указывает, что у древлян «брака не бываша, но умыкаху у воды девица», «... И радимичи, и вятичи, и северъ один обычай имяху: ... и браци не бы-ваху в них, то игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещащеся; имяху же по две и по три жены»1. То есть первой формой брака у славянских народов было насильственное похищение невесты. Такое положение продолжалось достаточно долго, языческие традиции продолжали жить даже после того, как была закреплена христианская форма брака. Об этом свидетельствует ст.2 Устава Ярослава о судах, которая предусматривает ответственность за несоблюдение христианских форм брака: «Аже кто умчит девку или насилит, аще боярская дочи будет, за сором ей: 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; а добрых людей будет, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнит».
С принятием христианства заключение брака стало находиться в юрисдикции церкви. Церковь уже с одиннадцатого века присвоила себе право утверждения брака, хотя; в то время венчались только князья и бояре. Нормой считалось вступление в брак женщин с 13-14 лет, мужчин - с 15 лет. Брачные запреты-к тому времени уже оформились. Кроме запрета на брак с близкими родственниками, запрещались браки с иноверцами; не признавались браки разных социальных слоев, запрещались многократные браки. Позднее,, в XIV-XV веках, стал разрешаться третий брак, но только в том случае, если в двух первых не было детей.
Для заключения брака требовалось согласие родителей, что вызывалось, в первую очередь, экономическими обстоятельствами. Сын или дочь, не согласовавшие при вступлении в брак свою волю с родительской, могли быть лишены имущества, которое им: поступало от родителей . А это было важным обстоятельством в тех условиях.
Во время правления Ярослава Мудрого им был издан Устав о церковных судах, который переписывался на протяжении XI-XVII веков.. В ХІ-ХІГ вв. в Уставе не содержалось никаких запретов на браки христиан с лицами других исповеданий (католиками, несторианами)1. И лишь после шведской, а затем немецкой агрессии, в Устав Ярослава Мудрого были внесены положения, запрещавшие общение с «латинянами» .
С этого же времени Кормчая Книга, представляющая собой дополненное постановлениями русских князей собрание византийского семейного права, становится основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений3. Она содержала два понятия брака, которые взаимодополняли друг друга: «Брак есть мужье и жене сочетание, и событие во всей жизни божественная и человеческая правды общения»; «Супружество или законный брак тайна от Христа Бога установлена есть, во умножение рода человеческого и воспитания чад к славе Божьей в нерушимый союз любви и дружества и во взаимную помощь»4. Таким образом, смысл брака состоял в образовании союза мужчины и женщины с целью рождения детей и избежания греховной жизни.
Кормчая;Книга становится основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений. Смысл брака, согласно установлениям Кормчей Книги, состоял в образовании союза мужчины и женщины с целью рождения детей и избежания греховной жизни. Он должен был заключаться один раз. и длиться всю жизнь. Согласно её установлениям, на Руси было введено церковное венчание, которое вначале практиковалось только в высших слоях общества. Такое содержание брака, определявшееся его церковной формой; придавало брачному союзу характер мистического таинства, что предполагало регламентацию не только имущественных отношений, вытекающих из брака, но и личных отношений между супругами. Предусматривая! процедуру заключения брака, состоящую из двух частей - обручения: и венчания, русская? правовая традиция; основанная на христианских канонах, предполагала наличие элементов имущественной сделки в этих действиях. Венчание оформлялось составлением «венчальной памяти», включавшей уплату определенной пошлины церковным властям лицами, вступающими в брак.
Условия и порядок заключения брака в законодательстве первых лет Советской власти
Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния 1917 г. Сразу после победы Октябрьской революции одним из вопросов, вставших перед новым правительством, стал вопрос о замене церковного брака браком гражданским. Отделение церкви; считавшей семью своей епархией, от государства предопределило и другую сторону внедрявшейся в сознание слоев населения государственной идеологии с ее нетерпимым отношением к религии. А это с правовой точки зрения означало, что «государство может устанавливать свои запреты, совершенно не считаясь с тем, что та или иная религия этих запретов не знает». Подобного рода коренные перемены идеологического характера, не уступавшие по своему значению экономическому, политическому «перевороту», объяснялись в те времена и много позже со-ображеннями, которые превратились в штамп и которые повлияли на политику советского государства в области правового регулирования брачно-семейных отношений.
Пытаясь урегулировать семейные правоотношения, большевики вначале издали Декрет о расторжении брака. Буквально через несколько недель — 20 декабря 1917 года - был официально принят (опубликован, а принят 18 декабря 1917 г.) Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния3, который вводил гражданский брак. Сама процедура заключения брака была значительно упрощена. Никаких свидетелей не требовалось. Врачующиеся лишь обязывались дать подписку об отсутствии препятствий к заключению брака. Однако предусматривалась строгая уголовная ответственность (3 года тюремного заключения) за дачу ложных показаний. Декрет содержал указание на такое личное право, как выбор фамилии. Однако это право предоставлялось только невесте. Она могла выбрать фамилию мужа, именоваться соединенной фамилией или оставить свою добрачную фамилию.
Декрет, начинавшийся словами: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки» не давал, таким образом, право лицам, вступающим в брак, на возможность выбора между церковным и гражданским браком при признании за ними одинаковой юридической силы. В Декрете было указано, что «Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся» . Таким образом, в России с 1917 года стал признаваться; только гражданский брак.
Условием заключения брака являлось достижение брачного возраста (18 лет для мужчин и 16 лет для женщин; для «туземных жителей» Закавказья возраст для вступления в брак для мужчин равнялся 16 годам и 13 годам для женщин) и взаимное согласие лиц, вступающих в брак. Согласие родителей и опекунов или попечителей не требовалось.
Препятствиями к заключению брака, согласно нормам Декрета, были: близкое родство (родственники по прямой линии, полнородные, и неполнородные братья и сестры); состояние в другом браке; не могли вступить в брак умалишенные.
Были сняты запреты с лиц, состоящих на военной или гражданской службе, вступать в брак без дозволения, начальства, который был установлен ст.9 Свода законов гражданских. В отличие от правил церковного брака, по которым не допускалось вступление в четвертый по счету брак (ст.21 Свода законов гражданских), гражданский брак был лишен такого ограничения . Таким образом, нормами Декрета о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния многие нормы церковного права, регулирующие брачно-семейные от- ношения, отменялись. Значительно были смягчены условия вступления в брак и устранены многие препятствия к его заключению.
Одним из таких запретов ранее был запрет на брак лиц различных вероисповеданий. Декретом этот запрет был фактически снят. Стал допускаться брак священнослужителей, ранее давших обет безбрачия: Новым законодательством был существенно расширен круг родственников, между которыми брак стал допускаться. К ним относились двоюродные братья и сестры, дяди и племянницы, тети и племянники2. Свойство также перестало быть препятствием к заключению брака.
Таким образом, один из первых Декретов советской власти был направлен на борьбу с нормами церковного права; Отмена церковного порядка заключения ; и расторжения брака давали простор для разрешения семейно-правовых конфликтов в соответствии с провозглашенными принципами, один из которых заключался в полном равноправии мужчины и женщины. Брачный союз теперь рассматривался не как освященный церковью союз, а как свободный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью ведения совместной жизни; Определяющим становилась свободная воля лиц, вступающих в брак, что определяло и семейные правоотношения в целом.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. После принятия Декрета о гражданском браке, о детях и о ведении книг, актов гражданского состояния практически сразу же началась работа над созданием нового семейного законодательства, регулирующего,» в том числе, условия и порядок заключения брака..