Содержание к диссертации
ВВЕДШИЕ 3-27
Глава I. ЙНДУССШЙ КОММУКАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННАЯ ПРОБЛЕМА В ИНДИИ В В18-1939 гг 28-66
§1. Обострение религиозно-общинных противоречий в Индии к началу общественно-политической деятельности М.К.Ганди "... ; 28-39
§2. Идеология и политика организаций индусского коммунализма в BI8-B39 гг ; 39-55
§3. Индусский коммунализм и его роль в британ ской колониальной политике "разделяй и властвуй" 55-66
Глава П. БОРЬБА М.К.ГАНДИ ПЮШВ ПОЛИТИКИ ЙНДУССШГО КОММУНАЛИЗМА ЗА ДОСТИЖЕНИЕ ИНДУССКО-МУСУЛЬ-МАНСШГО ВДШСТВА В BI8-B39 гг 67-131
§1. Борьба Ганди за установление индусско-му- сульманского единства накануне и в период первой кампании гравданского неповиновения /ВІ8-В22ГГ./ 68-84
§2. Деятельность Ганди по восстановлению единст ва индусов и мусульман в условиях общинных: столкновений В23-В28 гг. 84-101
§3. Борьба Ганди против индусского коммунализма и межобщинные отношения в период конститу ционных маневров колониальных властей в В28-В35 гг I02-J20
§4. Ганди и антимусульманская позиция индусско- .. го коммунализма в В35-В39 гг 121-131
Глава Ш. БОРЬБА М .К.ГАНДИ ПРОТИВ ИНДУССКОГО КОММУНА ЛИЗМА И ПРОБЛЕМА НЕПРИКАСАЕМЫХ В ГОЛИТИЧЕ- СГОйШЗНИ ИНДИИ BI8-B33 гг 132-177
§1. Борьба Ганди против дискриминации неприка саемых в BI8-B28 гг 132-144
§2. Антикоммуналистская деятельность Ганди и про блема неприкасаемых в период подготовки кон ституции Индии /В28-В35 гг./ 144-166
§3. Защита Ганди прав харидкан в В35-ВЗЭ гг. 166-176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177-181
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ J82-202
Введение к работе
А. Постановка и актуальность проблемы
Всемирной истории национально-освободительного движения известно немало ярких и значительных побед. Одна из них - завоевание независимости Индией, самой большой колонией британского империализма.
Крушение оков колониализма на Индостане явилось результатом бурного революционного подъема, непосредственный толчок которому дала победа Великой Октябрьской социалистической революции, а также качественного изменения всей международной обстановки в пользу сил мира, общественного прогресса и социализма. В немалой степени успехи освободительного движения быви связаны с деятельностью Мрхандаса Яарамчанда Ганди /1869-1348/, общепризнанного вощдя индийских патриотов, которого Дж.Неру с глубоким уважением назвал "отцом нацииИІ.
Учение Ганди оказало огромное влияние на многие поколения борцов против колониализма и расизма не только в Индии,но и многих странах Азии и Африки .Гандизму принадлежит значительная роль в идейной арсенале современного национально-освободительного движения.
Последовательно отстаивая идею единства борцов против колониализма, Ганди выступал как ревностный поборник союза индусов и мусульман. Он был решительным противником религиозной нетерпимости и кастовой дискриминации. На протяжении всей своей политической деятельности он вел упорную борьбу против британских коло -низаторов и реакционных религиозно-общинных деятелей,пытавшихся подорвать единство участников освободительного движения.
Ганди осуїдал идеологию и политику коммунализма в любой его форме.Вместе с тем,он не без основания полагал, что наибольшую опасность антиколониальной борьбе представляет реакционная идеология самой большой в Индии религиозной общины - индусский ком -мунализм. Ганди воздерживался от критических замечаний в адрес коммунализма неиндусских религиозных общин, полагая, что это может привести к углублению общинных противоречий. Но его оценка индусского коммунализма будет справедливой ко всем случаям общинного сепаратизма и использования религии и религиозной принадлежности в реакционных политических целях Борьба Ганди против индусского коммунализма носила многосторонний характер и распространялась на обширный круг проблем фи -лософского, социального, экономического,морально-этического и религиозного содержания. Объектом исследования настоящей диссер -тации являются политические аспекты этой борьбы Ганди,самая острая и драматическая сторона его антикоммунализма, которая стоила ему різни.
Актуальность темы. Исследование проблемы "Борьба Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в В18-3933гг,"имеет научное и политическое значение. Гандистская критика коммунализма не утратила своей остроты и сегодня, ЙЬммунализм остается реальностью современной Индии, Он угрокает принципам демократии, секуляризма, государственной целостности страны, являясь идеологическим и политическим кредо правых партий, В последнее время они часто прибегают к авторитету учения Ганди, чтобы под его знаменем вести атаки на прогрессивные мероприятия, проводимые правительством Индиры Ганди, т,е. гандизмом спекулируют силы, против которых он был направлен. Изучение антикоммуналистской деятельности Ганди способствует раскрытию реакционной сущности политических доктрин реакционных индусских религиозно-общинных кругов. Борьба Ганди против индусского коммунализма способствовала укреплению и развитию национально-освободительного движения народов Индии, временному досздщекию союза меаду индусами и мусульманами Индостана, улучшению положения неприкасаемых и их участию в освободительной борьбе, проведению целого ряда антиколониальных кампаний. Исследование указанной темы помогает создать более полную картину освободительной борьбы в Индии рассматриваемого периода, а так$е выявить общие закономерности и особенности борьбы против внутренней реакции в колониальном прошлом ряда развивающихся стран Хронологические рамки исследования охватывают период с начала подъема массового освободительного движения в Индии, прихода М.К.Ганди к его руководству и его борьбы против сепаратистской политической линии индусского коммунализма, до начала П мировой войны и развития аятикоммуналистской деятельности Ганди в новых условия , т.е. период с В18 по 1939 г. Дели д задачи диссертации;
I. Раскрыть сущность идеологии и политики ведущих организаций индусского коммунализма в 1918-1939 гг.
Е. Выяснить роль и место индусского коммунализма в британской колониальной политике "разделяй и властвуй".
3. Выявить предпосылки, особенности, приемы, методы и про -следить ход борьбы Ганди против политика индусского коммунализма за достижение индусско-мусульманского единства.
4. Рассмотреть политические аспекты антикоммуналистской деятельности Ганди против кастовой дискриминации неприкасаемых.
5. Определить характер и значение антикоммунализма Ганди для национально-освободительного движения народов Индии.
Научная новизна и практическое значение исследования. Настоящая диссертация является первой в советской историографии попыткой комплексного исследования борьбы М.К.Ганди против политики индусского коммунализма в Индии. На основе широкого круга источников и прежде всего произведений самого Ганди в диссертации впервые в советской исторической науке раскрываются причины, характер,, ход и особенности его деятельности против реакционной политики индусских религиозно-общинных организаций по наиболее актуальным проблемам общественно-политической жизни Индии 1918-2989 годов. При этом особое внимание уделяется ган-дистской критике коммуналистской оппозиции в 30-е годы, когда отношения Ганди и лидеров Хинду Махасабхи приобрели харакшер политической конфронтации. В диссертации определяется место и историческая роль антикоммунализма Ганди как вазрого фактора сплочения всех отрядов национально-освободительного движения народов Индии и достижения политической независимости. Были обой -щены результаты исследований различных аспектов поставленной проблемы в марксистской историографии и дается критика буржуаз -ных концепций политической борьбы Ганди против индусского коммунализма.
Практическое значение диссертации состоит в том, что исследование указанной темы позволяет в значительно большей степени понять особенности общественно-политического развития Индии в рассматриваемый период. Анализ борьбы Ганди против индусского коммунализма способствует раскрытию роли Махатмы Ганди в нацио -нально-освободительном движении, а также сущности индусского коммунализма и его места в британской колониальной политике. Диссертация будет содействовать дальнейшей разработке истории Индии.Ее материалы представляют интерес для понимания политических док трин многих современных партий и организаций Индии, Методологической основой диссертации являются труды осново-полокников марксизма-ленинизма, в частности, марксистско-ленин -ское учение о национально-освободительном движении и нанионально-колониальном вопросе» К, Маркс и Ф.Энгельс придавали большое значение национально-освободительному движению угнетенных народов Востока, отстаивая в нем интернациональные принципы В статьях, посвященных индий -скому восстанию 1857-1839 гг., Я.Маркс и Ф.Энгещьс проанализировали его причины, движущие силы, сильные и слабые стороны, показали особенности антиколониальной борьбы в Индии. В работах"Бри-танское владычество в Индии", "Будущие результаты британского владычества в Индии", "Восстание в индийской армии", "Индийское восстание" и др. Е.Маркс глубоко раскрыл грабительский характер деятельности британских колонизаторов в Индостане, формы и методы колониальной эксплуатации, а такде приемы колониальной политики "разделяй и властвуй".
Теоретическое наследие Я.Маркса и Ф.Энгельса получило дальнейшее развитие в трудах В.И.Ленина. В книге "Империализм, как высшая стадия капитализма", статьях "О праве наций на самоопре -деление", "Итоги дискуссии о самоопределении", "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", докладах и речах на конгрессах йоминтерна, тезисах к ним и других работах В.И. Ленин определил историческую роль и перспективы развития нацио -нально-освободительного движения в эпоху империализма,его место в мировом революционном процессе, расстановку и классовый состав участников освободительной борьбы, ее характер, роль националь -ной буржуазии. На основе изучения демократических движений В.И. Ленин обосновал тактику временной"поддержки пролетариатом выступ ений национальной буржуазии угнетенных стран, "Поскольку буржуазия нации угнетенной борется с угнетащей, постольку мы всегда и во всяком случае и решительнее всех за, ибо ыы самые смелые и последовательные враги угнетения"1. Ленинские положения о выводы имеют непреходящее значение при исследовании освободительного движения и политической борьбы в Индии.
В.И.Ленин дал высокую оценку общественно-политической деятельности М.Я.Ганди В.Ж.Ленин считал Ганди "вдохновителем и вождем массового движения"2,- пишет в "Мемуарах" МЛ.Рой,вспоминая свои встречи с Лениным.
Марксистско-ленинское учение о национально-освободительном движении и национально-колониальном вопросе получило конкретизацию в материалах международного коммунистического движения,документах ШСС и ШШ. В них содержатся научно обоснованные выводы об общих закономерностях и специфических особенностях развития освободительной борьбы угнетенных народов.
Б. Обзор литературы. При выборе темы исследования автор диссертации рукодство -вался тем обстоятельством, что изучение проблем борьбы М.К. Ганди против политики индусского коммунализма не являлось еще предметом специального монографического исследования ни в советской, ни в зарубежной марксистской и буржуазной научной литературе. Ее отдельные аспекты рассматривались либо в работах, посвященных жизненному пути Ганди и его учению, либо в контексте истории национально-освободительного и общественно-политического движения в Индии указанного периода.
Литература о Ганди и гандизме обширна и продолжает неуклонно расти. В диссертации сделана попытка проанализировать наибо -лее крупные и значительные исследования.
В своей работе диссертант опирался на достижения советской историографии в области изучения национально-освободительного дви$ения и политической борьбы в Индии в период мевду мировыми войнами .
О Мохандасе йарамчанде Ганди общественность России впервые услышала еще до первой мировой войны как о большом поклоннике таланта и философских исканий Л.И.Толстого.
В первой половине 20-х гг. появилась серия работ,авторы которых пытались определить свое отношение к гандизму.При этом одни из них выступали с резкой критикой Ганди и его мировоззрения, другие - сделали попытку разобраться в гандистских идеях и раскрыть секрет их популярности.
Первую группу составило большинство авторов: В.Гурко-1фя -жин, Б.Сейгель /псевдоним Б.Фрэйер/, Л.Геллер, Е.Ітейнберг2 и др.Представителями второй были А.В.Луначарский и С.Вельтман.Подходя к рассмотрению концепции гандизма с объективных позиций,они отмечали огромную популярность Ганди как лидера общественного движения. В немалой степени этому, по мнению С.Вельтмана,способ-ствовал аскетизм Ганди и его готовность к личному самопожертво -ванию. Одной из несомненных заслуг Ганди автор называл борьбу с кастовыми предрассудками,в первую очередь неприкасаемостью0.
Серьезным препятствием на пути изучения гандизма в рассматриваемый период стал субъективизм. Часть историков догматически восприняла оценки И•В.Сталиным проблем национально-освободительного движения, места и роли в нем национальной буржуазии и учения Ганди.Эти оценки страдали упрощенчеством,а иногда и неверной трактовкой известных положений марксизма-ленинизма по национально-колониальному вопросу. Некоторые из оценок получили отражение в решениях Коминтерна. Так, Программа Коминтерна, принятая УІ Конгрессом, называет гандизм "открыто реакционной силой"1.
Вместе с тем, ведущие советские индологи, вопреки господствовавшему тогда нигилистическому подходу к деятельности и учению Ганди, неоднократно указывали на политическое лидерство Ганди и его тесную связь с народными массами. Такие выводы содержатся в трудах Й.Рейснера, Р.Ульяновекого /писавшего под псевдонимом У.Рославлев/, в послевоенных работах А.Дьякова. Ими был высказан ряд интересных суздений о защите Ганди прав угнетенных классов,о его борьбе за индусско-мусульманское единство, о его веротерпи -мости, т.е. о составных компонентах гандистского антикоммунализ-ма.
Деятельность Ганди по достижению единства двух главных религиозных общин Индии - индусской и мусульманской - в довоенной советской историографии освещения не получила. Первые шаги в этом направлении были сделаны в конце 40-х гг. в связи с траги -ческой смертью Махатмы Ганди. Так, A.M.Дьяков отметил определенное значение усилий Ганди в пользу общинного союза, особенно в период халифатского движения, выделив факт избрания Ганди в ноябре 33В г. председателем Халифатского комитета1. Вазшым орудием британской колониальной политики разжигания религиозно-общинной и кастовой розни он считал Хинду Махасабху, указав, что ее линия в этих вопросах "всецело отвечала интересам английских правящих кругов"2, Р,Ульяновекий, й.Рейснер, А.Дьяков и др. отмечали неприми -римое отношение Ганди к институту неприкасаемости. Но поскольку усилия Ганди по искоренению неприкасаемоети,считали исследователи, не отрицали существования кастового строя, они объявлялись фактом, не имевшим большого значения. "Ганди не может пойти против суеверий и предрассудков, он лишь подновляет, перекрашивает их на буржуазный манер" .
Таким образом, советская историография гандизма до середины 50-х гг. имела серьезные недостатки. Ганди объявлялся " врагом освободительного движения", а его тактика трактовалась как "средство дезорганизации масс"%
Все эти ошибочные концепции были подвергнуты решительному осуждению на XX съезде ШЮС.Вооруяенные решениями съезда видные советские историки-востоковеды: А.А.Губер, Е.М. Еуков,А.М.Дья -ков, Н.М.Рейснер проанализировали допущенные ранее ошибки и дали подлинно объективную оценку гандизму. В результате проделанной работы отечественная историография обогатилась новыми моно графияш и широким кругом статей, посвященных учению и деятель ности М.К.Ганди. В ряду этих достижений ношо назвать монографии Э.Н.Комарова и А.Д.Литмана "Мировоззрение Мрхандаса Карамчанда Ганди" и О.В.Мартышина "Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди" , а так е цикл работ PJU Ульянове кого2.
Значительное внимание учению Ганди и его роли в освободи -тельном движении было уделено в обобщающих трудах по истории Индии: "Новейшая история Индии", "Новая история Индии", а также в книге К.А.Антоновой,Г.М.Бонгард-Левина и Г.Г.Кбтовского "История Индии". Большой интерес в освещении гандизма представляют работы Л.Р.Гордон-Полонской, Т.Ф .Девяткиной, А.Д.Литмана, О.В.Мезенце -вой, О.Г. Парфенова, Е.Н.Сосиной, И.М.Хашимова, АЛ.Хейфеца3 и Однако вопрос об отношении Ганди к идеологии и политике ин дусского коммунализма и сегодня требует специального исследования. В последнее время появились статьи К.З.Ашрафян и А.Г.Вельского , но они исследуют политику коммунализма в Индии после второй мировой войны.
Вопрос о защите Ганди индусско-мусульманского единства освещается в ряде работ советских индологов. Л.Р.Гордон-Полонская, Э.Н.Комаров, Г.Г.Котовский, А.Д.Литман, О.В.Мартшшн, Р.А.Удвя-новский, И.М.Хашиыов и др. подчеркивают большое политическое значение усилий Ганди в этом вопросе. При этом 3.Н.Комаров,А.Д. Литман и О.В.Мартьшган указывают, что Ганди последовательно отвергал проповедуемую коммуналистскими партиями теорию двух наций как и всякое установление национальных барьеров на основе религиозных различий. А.М.Дьяков и Т.Ф .Девяткина особо выделяют поддержку Ганди халифатского движения. Л.Р.Гордон-Полонская анализирует усилия Ганди по достижению общинного союза в ходе второй Конференции круглого стола, Г.Г.Котовский и О.В.Мартышин- во время общинных столкновений. Все советские исследователи едино -душно отмечают, чтш, несмотря на широкий отклик масс на гандист-ские призывы к единству Махатме Ганди оказалось не по силам разрешение общинной проблемы. Причина этого заключалась в умышлен -ном разжигании колонизаторами розни между общинами, адучести религиозных традиций, а также реакционных действиях коммуналист-ских кругов.
Одншй из проблем изучения советской историографии стала прикасаемости. Осуждение гандизмом института неприкасаемости признано всеми исследователями. Однако даты начала этой борьбы ука -зываются различными. Согласно точке зрения А.М.Дьякова и И.М.Рей-снера, борьбу против неприкасаемости Ганди вел, начиная с 30-х годов . Но большинство востоковедов утверждают, что ликвидация кастовой дискриминации являлась требованием его программы с первых шагов политической деятельности.
Взгляды Ганди на проблему неприкасаемости получили глубокий научный анализ в трудах Л.Р.Гордон-Полонской,Э.Н.Комарова, Г.Г. йотовского, Т.Ф.Щшчковой, А.Д.Литмана, О.В.Мартышина, О.В.Мезенцевой, Q.Г.Парфенова, Н.Е.Сосиной, Р.А.Ульяновекого и др.
Таким образом, советская историография гандизма прошла большой путь развития. Она дала подлинно научную объективную оценку идеологии и общественно-политической деятельности В02ВДЯ индийских патриотов М.К.Ганди.
Большой вклад в изучение гандизма внесла индийская марксистская историография. Преодолев ошибочные представления, вызванные лево-сектантскими оценками М.Е.Роя, индийские коммунисты убеди -тельно раскрыли роль М.К.Ганди как выдающегося руководителя национально-освободительного движения и одновременно показали со р циальную ограниченность его учения .
Историки-коммунисты Индии рассматривают борьбу Ганди против коммунализма в неразрывном единстве с усилиями всех патриотиче ских сил по достижению политической независимости.Так,профессор Х.Мукердаш воздает должное мужеству Ганди в борьбе против дис криминации неприкасаемых и отмечает большое общественное воздействие его личного примера на кастовых: индусов . Вместе с тем Мукердщ подчеркнул, что прогрессивные устремления Ганди опира -лись на беспочвенную попытку решать политические проблемы путем нравственно-религиозных наставлений• С.Джоши и М.Сен , отмечая несостоятельность усилий Ганди пш установлению и сохранению индусеко-мусульманского единства, признают большое значение его борьбы против коммунализма. Как справедливо полагает М.Сен, "Главным результатом деятельности и проповеди Ганди стал частичный поворот пробудившихся индусских масс к секуляризму и национализму и их отход от коммунализма и кастеизма" .
Уроки борьбы Ганди против индусского коммунализма являются актуальными и для современного политического развития Индии,где коммунализм остается политической реальностью и заявляет даже о своей приверженности ценностям гандизма. Как указывает коммунист Д.Бос, "БДП /Бхаратия Дшіата парти - В.I./ и РСС /Раштрия сва -ям севак сангх - В.К./ лицемерно провозглашают Махатму Ганди и гандизм источником своих взглядов, не вспоминая о том, что 30 января ЗЭ48 г. Ганди был убит пулей, выпущенной членом РСС"
При исследовании указанной темы была тщательно изучена диссертация индийского историка-коммуниста Ч.Гарги "Махатма Ганди и индуистские коммуналисты /ЗЭ13-ЗЭ29/", выполненная в Москве на английском языке в В75 г. Антикоммуналистская деятельность Ганди рассматривается в ней под углом главным образом борьбы за индусе ко-мусульманс кое єдине тво.
В буржуазной историографии гандизма представляется целесо -образным выделение двух периодов: I/ до завоевания независимости Индией и 2/ после IS47 г.
Буржуазная историография гандизма до обретения Индией независимости не была такой представительной, какой она стала в послевоенные годы. В период жизни Ганди о нем и его учении не публиковалось многотомных трактатов и в основном преобладали работы критического характера. Главным объектом внимания историков являлась политическая сторона учения и деятельности Ганди, в освещении шторой западные и индийские авторы имели глубокие расхождения.
До юнца 40-х гг. в западной англо-язычной буржуазной историографии отношение к Ганди было определенно враядебвшм. Так, У.Черчилль называл его "фанатиком", "бунтующим факиром", подчеркнув, что "Ганди является символом и почти обожествленным защитником сил, выступающих за наше вытеснение из Индии" .Западные авторы колониального периода преувеличивали радикализм политических воззрений Ганди, а его приверженность ненасилию, общинному единству и кастовому равенству считали отвлекающими маневрами "вероломного лидера", "пробуяедащего страсти недисциплинирован -ных миллионов"2.
Иной точки зрения придерадвался зам.директора департамента внутренних дел Индии П.І.Бамфорд, автор книги "История несотруд ничества и халифатского движения", впервые изданной в Индии в 1Э25 г. Он вынужден был признать, как важнейшую предпосылку кампании несотрудничества I320-J922 гг. усилия Ганди по достижению индусеко-мусульманского союза. " Бамфорд справедливо связывал установление доверия между индусской и мусульманской общинами с поддержкой Ганди требований халифатистов. Причину разрыва общинного союза Бамфорд не без основания усматривал в возрастании активности коммунажстских партий, но не в политике колониальных властей-1-.
Индийская историография периода борьбы за независимость рассматривала учение Ганди в неразрывной связи с внутренними политическими проблемами Индии. Взяв на вооружение гандизм, индийская буржуазия тогда отнюдь не идеализировала его.
В отношении политических воззрений и деятельности Ганди индийскими авторами было высказано немало интересных замечаний. Преда всего это относится к произведениям Дж.Неру "Двтобиогра -фия" и "Открытие Индии"2, ©бе книги были написаны им в тюрьме : первая - в В34-1Э35 гг., вторая - в 1244 г. Он с глубоким уважением отзывается о политической роли Ганди, считая его "крупнейшим и наиболее выдающимся из индийских вождей"3.
ДЧ, Неру приветствовал усилия Ганди во имя индусско-мусуль-манского единства и искоренения неприкасаемости. Озабоченный не меньше Ганди росгоы коммунализма и усилением общинных и кастовых противоречий, он, однако, не разделял гандистского решения эшх проблем с позиций морализации и укорял Ганди за то,что тот I. Bamford Р.С. Histories of the non-co-operation and Khilafat movements. Delhi, 19T4, p. 210.
2.Hepy Дз.Двтобиография,М.,1Э55; Его .Открытие Индии,!!.,IS55. 3.Неру Д2{. Открытие Индии, с.486. не стремится к изменению общественного строя, а "посвящает себя делу искоренения греха у отдельных лиц"1.
Видные участники индийского освободительного движения Р.Пра-сад и М.Десаи в своих воспоминаниях также уделяют большое внимание борьбе Ганди за союз меяду индусами и мусульманами и ликвидацию неприкасаемости. Представляет несомненный интерес работа Б.Паттабхи Ситарамайя3, которая показывает значительность вклада Ганди в формирование и развитие конгрессистской платформы по общинному и кастовому вопросам.
Аналогичной позиции придерживаются конгрессисты А.Мехта и А.Патвардхан, авторы книги "ЯЬммуналистский треугольник в Индии". Этот "треугольник", по их мнению, был образован тремя политиче -сними силами - индусами, мусульманами и британцами. При этом последние, как справедливо отмечают авторы, составили его основу, умело разщигая общинную рознь в Индии4. В отличие от Дж.Неру,Мех-та и Патвардхан объявляли моралистический подход Ганди наиболее приемлемым для решения задач "коммуналистского треугольника" .
Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников. В 1941 г. в Индии была онубликована книга неизвестного автора под сенсационным названием "Сговор Ганди с мусульманами" . В адрес Ганди в ней возводится обвинение якобы I.Hepy Дж. Автобиография. М., В61,с.534
в сговоре с мусульманскими лидерами с целью способствования вторжению в Индию эмира Афганистана и установления на Индостане му -сульманского правления. Автор книги обращается к индусам с призывом отказаться от услуг "предателя" Ганди и считать единственным выразителем своих политических интересов -Хинду Махасабху .
Враждебным гандизму подходом отличаются и произведения колониального периода одного из лидеров неприкасаемых Б.РДмбедка-ра. Впоследствии часть из них составила его сборник "Ганди и гандизм" . В пылу полемики Амбедкар допускал немало преувеличе -ний. Он неоднократно именует Ганди "обманщиком", "удачливым мошенником", необоснованно пытается доказать, будто неприкасаемые были "жертвами политических интриг Ганди"3. Он бездоказательно обвиняет Ганди в росте напряженности в (отношениях между индусами и мусульманами . Вместе с тем, Амбедкару принадлежат некоторые справедливые замечания, продиктованные знанием коренных нузад хариджан. Он полагал, что подмена гандизмом каст системой варн не решит проблемы, а оставит неприкасаемых вечными уборщиками мусора.
Завоевание Индией независимости половило начало новому этапу буржуазной историографии гандизма. Он отмечен широким потоком публикаций, посвященных Ганди и его учению. Их главная особен -ность заключается в коренном пересмотре подхода к гандизму бур -ззуазными авторами и близости его оценок исследователями Индии и Запада. Они восхищаются Ганди, объявляют его "великим индусом", "политиком среди святых и святым среди политиков".Основное вни мание теперь обращается на морально-этическую и религиозную сторону гандизма, а также на нравственные уроки жизненного пути Ганди.
Признание на Западе роли Ганди имеет несколько причин, В данной связи О.В.Мартышин указывает на: I/ реализм современных политиков; 2/ индивидуальные этические искания; 3/ предотвраще -ние с помощью гандизма революционного насилия; 4/ влияние прея -них концепций обожествления Ганди . Не секрет, что объявляя ган-дизи близким европейскому либерализму, исследователи Запада стремятся доказать свою идеологическую близость с Индией, Наиболее распространенной на Западе формой исследования гандизма являются биографии Ганди. Их авторы Г.Кэтлин,Л.Фишер, Р.Рейнолдс, Г.Аше, Г .Алексакдер, К.Яайтл, П.Мун, Р.Пейн,Г.Вуд -кок, В.Ширер, Ф.Раудинг2 и др. изображают Ганди религиозным реформатором и убежденным моралистом, которой якобы стоял над политической борьбой, но вынужден прибегать к ней из высших побуждений нравственности. Исключительно моральными убеждениями Махатмы Ганди они объясняют его критику европейской цивилизации, призыв к общинному союзу, сострадание беднякам и неприкасаемым, оппозицию индусскому коммунализму.
Примет в политической стороне учения Ганди находит Д.Бон дьюрант. Она замечает, что Ганди быв "твердым борцом против разногласий, вызванных коммунализмом", в первую очередь в вопросах индусеко-мусульманских отношений и ликвидации неприкасаемости . Это мнение не разделяет А.Эмбри. Он полагает,что основным содержанием миссии Ганди было сглаживание противоречий в "индийском национализме" путем моральных убеждений несогласных? Английский историк Ю.Браун, автор двух монографий о роли Ганди в политической дани Индии 20-30-х гг., на богатом архивном материале доказывает, что его отношения с лидерами Хинду Махасаб-хи приобретали характер острой политической .борьбьг • В центре ее находились индусско-мусульманские противоречия, разрешению которых Ганди придавал исключительное значение.
В целом, современная буржуазная историография Запада склоняется к очевидному преуменьшению роли политического фактора в гандизме и действиях Ганди. Антикоммуналистская деятельность Ганди рассматривается ев, как правило, вне связи с освободительным движением /Фишер, Пейн, Вудкок, Эмбри и др./. Западные буржуазные авторы и особенно английские категорически отрицают причастность британских колонизаторов к разжиганию религиозно-общинной и кастовой розни в Индии»
Идеи гандистского ненасилия в неменьшей степени устраивали и национальную буржуазию. При этом современные индийские бур»у -азные авторы видят в Ганди не только признанного изеолога и руководителя, а нечто большее. Так, Г.Д.Бирла именует его "челове ком бога" , а й.й.Свами - Спасителем человечества,подобнш Иисусу Христу и Гаутаме Будде"2.
Рассматривая роль Ганди в национально-освободительной борьбе, индийские авторы затрагивают его позицию в отношении комму -нализма. Они отмечают огромный вклад Махатмы Ганди в устранение религиозно-общинной розни и искоренение неприкасаемости, но его критика коммуналистских противников обыкновенно остается вне поля зрения индийских буржуазных исследователей. У некоторых из них это обусловлено политическими соображениями. Но чаще такая особенность объясняется тей, что большинство индийских авторов игнорируют политические аспекты гандизма, либо изображают его политическую деятельность как плод морально-религиозных исканий Д.Сантханам, Д.Г.Тендулкар, Г.Д.Бирла, Г. Еьярелал, Г.Дхаван, Б»Р.йанда, А.М.Музумдар, С.А.Хусейн, К.П.Ларунакаран, Й.Исваран, Ч.Думар, М.Пури0 и др./. А К.Дваркадас вообще приходит к абсурдному выводу, будто Ганди даже находился под влиянием индусских коммунажстов4. Пак справедливо указал индийский социолог А.Р. Десаи, Ганди являл собой классический тип националиста и поэто му в равной степени и антикоымуналиста. Он считал мусульманский и индусский коммунализм антинациональным и антигуманным и боролся против них с неослабевающей энергией"1. Правоту заключе -ния Десаи убедительно доказывают исследования видных индийских историков Р.К.Мадяумдара и Д.К.Гупты по истории освободительной борьбы в Индии2.
Несомненный интерес при изучении борьбы Ганди против политики индусского коммунализма представляет книга Д.Бандьяопадхьяя "Социальная и политическая мысль Ганди". Согласно мнению ее ав -тора, причинами роста коммунализма Ганди считал: I/ британскую колониальную политику; 2/ влияние городского уклада дани;3/ современное образование; 4/ отход от принципа ненасилия; 5/ рели -гиозную нетерпимость3. ряду перечисленных факторов доминирую -щими Бандьяопадхьяя закономерно называет британскую политику "разделяй и властвуй" и религиозную нерепимость .В целом автор оправдывает нравственно-религиозный подход Ганди к современной ему политической действительности.
Некоторые индийские авторы пытаются сгладить остроту общинной ситуации в Индии в межвоенный период. Так, Р,Д.1аушик, признав коммунализм "зловещей реальностью", все це приходит к выводу, что "проблема коммунализма в Индии была искусственной, нелогичной и надуманной" .
Индийские ученые проделали огромную работу по сбору и систематизации материалов о жизни и деятельности Ганди. Но его борьба против индусского коммунализма не получила подлинно научного анализа в современной буржуазной историографии Индии. Это объясняется, прежде всего, особенностями самого подхода индийской буржуазной историографии к анализу гандизма, его идеа -лизацией, приданием ему надклассового характера, внеисторичес -ким анализом, игнорированием политических аспектов и абсолюти -задней его нравственно-религиозных сторон.
Таким образом, хотя в трудах советских и зарубежных авто -ров затрагиваются отдельные аспекты борьбы М.Я.Ганди против политим индусского коммунализма в 1318-IS За гг. и имеется опре -деленная база для изучения этой темы, вместе с тем антикоммуна-листская деятельность Ганди в целом и его борьба против реакционных индусских религиозно-общинных кругов в индуссхкогтмусудь -манском и кастовом вопросах в частности, ее особенности, приемы и ход во многом продолжают оставаться неисследованными.
В. Обзор источников.
Главным источником исследования темы диссертации являются преяде всего произведения М.Х.Гаиди. Его наследие огромно и включает речи, статьи, письма, интервью, записи бесед и выска -зываний, а тааде резолюции, заявления и петиции, автором кото -рых он был.
Наибольший интерес представляет фундаментальное издание трудов Ганди, осуществляемое с 1958 г. отделом публикаций министерства информации Индии , диссертантом были изучены презде всего т.т. 14г70 настоящего издания, которые содержат труды Ган ди с октября ВГ7 по 30 ноября B3S г. Несомненный интерес вызывают приложения к ним, в которых приводятся тексты некоторых политических соглашений, документы партий, письма к Ганди видных общественных деятелей и т.д.
Особенно интересны статьи, выступления и переписка Ганди, Его статьи публиковались в редактировавшихся им изданиях, В разные периоды жизни он издавал 4 газеты: "йндиан Опинион" - в Южной Африке, "Янг Индиа", "Навадзщван" и "Хариджан" - в Индии. Его статьи многократно переиздавались. Но чаще издаются сборники выдержек из статей Ганди, объединенные одной тематикой.
Важным источником антикоммунализма Ганди являются его речи. Он много выступал перед разными аудиториями. Но, к сожале -нию, большая часть выступлений Ганди до нас не дошла. Его речи, как правило, не стенографировались.
Видное место в собрании сочинений Ганди занимает его обширная корреспонденция. В письме Дж.Неру от I ноября 1933 г.1, А.Гудари от 20 января 1939 г.2, Г.Г.Пхатук от 12 октября ХЭЗЭг.3 и др. им были проанализированы различные стороны политической деятельности Хинду Махасабхи.
Проследить становление гандизма и политических убеждений Ганди позволяет его "Автобиография". Работа над ней велась в вечение пяти лег и была завершена в В25 г. На русском языке книга выходила трижды - в 1934,1259 и В69 гг. под названием "Моя жизнь". Это - скрупулезное описание жизненного пути автора от роздения до принятия в декабре I92Q г. сессией ИНК в Нагпуре его программы ненасильственного несотрудничества. "Моя жизнь" незаменимый источник для изучения начальной стадии антикоммуна листской деятельности Ганди в вопросах достижения единства между индусами и мусульманами Индии.
Вторую группу источников представляют документы индийских политических партий и организаций, материалы национально-осво -бодительного движения. Особым объектом внимания были документы, отражающие идеологию и политику индусского коммунализма: программные документы Хинду Махасабхи, резолюции ее сессий, речи индусских религиозно-общинных лидеров, материалы индусских конференций.
Ваз$ным источником при изучении темы являются материалы ИНК, печатные и устные выступления его руководителей. Автором неко -торых резолюций конгресса о несотрудничестве с колониальным правительством, индусеко-мусульманском единстве, улучшении положения неприкасаемых, конструктивной программе и др.был Ганди. Многие из них разрабатывались при его участии. Эти источники публикуются в известных сборниках документов по истории индийского освободительного движения М.Гваера, А.Аппадораи и Д.Шармы2, часто приводятся в многотомных исследованиях индий -ских историков Б#Паттабхи Ситарамайя3 и Р.К.Мадгжумдара4.
Заслуживает внимания отчет А.В.Тхаккара, секретаря Харид -щан севак сангх0 /"Общество служителей Харидззанам/ о деятельности общества за JS3S-J945 гг., полностью помещенный в книге Я.Сантханама , Третья группа источников объединяет официальные документы британской колониальной администрации - материалы о конституционной реформе в Индии В© и ©35 гг2, материалы комиссии Саймона3 и Конференций круглого стола4 и др. Они позволяют раскрыть механизм действий британской колониальной политики разжигания общинной и кастовой розни, в которой видная роль принад -лежала индусскому коммунализму.
Четвертую группу источников составляют мемуары деятелей освободительной борьбы или ее очевидцев, лично знавших Ганди. Это книги ДЯ.Неру, А.К.Азада, Б.Р.Амбедкара, Г.Д.Бирлы,М.Десаи, РоПрасада, К.Сантханама, Д.Г.Тендулкара, а также Г.Александера, Л.Фишера и др. В них рассказывается о встречах с Ганди,совместном с ним участии в политических кампаниях, в том числе, в пользу общинного союза и ликвидации неприкасаемости,дается их оценка, излагается содержание бесед с Ганди, приводится переписка с ним, широко цитируются его произведения и высказывания.При этом некоторые авторы допускают излишний субъективизм,либо идеализируя Ганди /Бирла, Десаи, Прасад, Александер/, либо отказы -ваются видеть его заслуги перед освободительным движением как, например, один из лидеров неприкасаемых, Амбедкар.
И, наконец,пятую группу источников представляет пресса рассматриваемого периода: индийская - "Бомбей Хроникал?,"Тайме оф Индиа","Хинду" и западная - "Тайме","Нью-Йорк Тайме".