Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. «Выявление особенностей функциональной и пространственной организации индивидуального жилища на основе анализа отечественного зарубежного опыта проектирования».
1.1 Основныеэтапы развития: индивидуального жилища 12
1.2 Особенности и предпосылки функциональной организации индивидуального жилища 47
1.3 Факторы, влияющие на формирование планировочной структуры индивидуального жилого дома 76
1.4. 3агородный жилой дом как система взаимосвязей простых элементов 84
ГЛАВА 2. «Разработка метода проектирования индивидуального жилого дома большой площади»
2.1 Принципы организации и взаимодействия функционально-планировочных элементов (ФПЭ) в структуре индивидуального жилого дома большой площади 92
2.2. Вариангыкомбинапийвнутренних помещений, входящих в состав функционально-планировочных элементов 103
2.3. Варианты компоновки функщтонально-планировочных элементов для различных ситуаций. Классификационные таблицы 107
2.4. Метод оценки качеств проектных предложений индивидуального загородного жилого дома 108
ГЛАВА 3. «Экспериментальное проектирование»
3.1 Анализ и корректировка вводных данных. Составление задания на проекгировання с учетом субъективных факторов 116
3.2.Выбор вариантов архетипа 121
3.3.Определение вариантов схем зонирования и взаимосвязей 122
3.4.Выработка вариантов общих объемных схем 123
3.5.Разработка вариантов поэтажных планов 125
3.6.Детализация объемной схемы. Разработка фасадных проекций 126
3.7.Выбор целостного проектного предложения 127
3.8 Перспективы применения вариантного метода проектирования 128
3.9 Корректировка н уточнение 136
Библиография 143
Приложение
- Факторы, влияющие на формирование планировочной структуры индивидуального жилого дома
- Принципы организации и взаимодействия функционально-планировочных элементов (ФПЭ) в структуре индивидуального жилого дома большой площади
- Метод оценки качеств проектных предложений индивидуального загородного жилого дома
- Перспективы применения вариантного метода проектирования
Введение к работе
Актуальность исследования:
В настоящее время в пригородной зоне крупных городов строится большое количество индивидуальных жилых домов. (Доля частной застройки составляет 60-65% общего объема жилищного строительства по данным 2008 года .) Уровень комфорта в таких домах значительно выше, чем в городских квартирах. Это обусловлено в первую очередь связью с природным окружением -природными зонами, парками.
Увеличивается количество людей, проживающих в загородных индивидуальных жилых домах, а также в коттеджных поселках и комплексах коттеджной застройки в пригородных территориях.2 Проведено исследование территориальных направлений в московской области с точки зрения перспективности строительства и удаленности от города. Самым перспективным направлением считается Северное. Это Дмитровское и Осташковское шоссе не далее 50 км от МКАД.3 (рис. 1.2.)
С 2000 года заметно обозначилась тенденция увеличения массовой доли загородной жилой застройки, а также индивидуального жилища повышенной комфортности и нижним пределом площади более 500 кв.м. (I категория жилища по уровню комфорта - с нормируемыми нижними и неограниченными верхними пределами площадей согласно МГСН 3.01-964). Такие дома, как правило, строятся по индивидуальным проектам для конкретных заказчиков. Архитектор обязан учитывать при проектировании индивидуальные особенности и требования заказчика. Эти требования часто противоречат нормам и правилам проектирования, что ведет к несостоятельности проекта в целом. При этом дома сильно различаются по качеству в зависимости от квалификации архитектора и предпочтений заказчика.
В проектировании жилых домов с нижним пределом площади 500 кв.м. (согласно классификации МГСН 3.01-0 Is) (далее - большой площади) учитываются индивидуальные требования и пожелания заказчика, но отсутствует методика их анализа и систематизации. В таких домах появляются новые помещения и группы помещений. Возникают новые внутренние взаимосвязи. Этот вопрос требует отдельного изучения.
Традиционный малоэтажный «дачный дом», не можег охватить весь спектр
' Данные Росстат. Официальный интернет-ресурс Федеральной Службы Государственной Статистики. -
! По данным Росстата на 2006 г. 25% опрошенных имели собственный дом, 35 % - дачу, 33 -гараж, 8 - второе жилье. К 2008 году уже 29% наших сограждан имли собственный дом или часть дома. В 2009 доля собственников индивидуальных жилых домов выросла до 34%. ' Данные Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. Официальный интернет-ресурс Федеральной Службы Государственной Статистики. -
4 МГСН 3.01-96. Жилые здания. / Минстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1996.
5 МГСН 3.01-01. Жилые здания. / Минстрой России. - М.: ГП ЦПП, 2001.
потребностей современного человека. Таким образом, этот тип жилья остается временным.6 Возвращаясь к заинтересованности человека в постоянном проживании в индивидуальном доме за чертой города, оказывается, что система проектирования этого типа жилища не в полной мере отвечает потребностям потребителя. Подобные дома часто не только Fie соответствует составу большинства семей, но и современным требованиям к проектированию и строительному производству.
Рассматриваемый тип жилища в настоящее время претерпевает большие изменения в связи с меняющейся политической, социальной и экономической ситуацией в стране. Увеличиваются объемы проектирования и строительства, что выявляет необходимость усовершенствования методики и приемов проектирования индивидуального одноквартирного жилого дома.
Малоэтажная индивидуальная застройка в пригородной зоне Москвы в большинстве случаев складывалась стихийно, что, с учетом растущего темпа и количества проектируемых и строящихся домов в настоящее время, ведет к хаосу, отсутствию стилевых, планировочных и функциональных взаимосвязей, как в структуре жилища, так и в контексте окружающей среды.
Анализируя опыт проектирования индивидуального жилища в России и за рубежом, можно выделить несколько этапов. В первый входят работы, появившиеся в конце 1920-х годов в связи с ревизией всех традиционных ценностей и поисками новых принципов построения архитектуры новой эпохи. Основные доктрины новых течений: рационализма (Н. Ладовский ) и конструктивизма (А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Красилышков) в СССР, теоретических обоснований своих творческих методов Ле Корбюзье , Л. Саариненом, Ф.Л. Райтом и другими мастерами архитектуры, содержали принципиальные положения, касающиеся разных трактовок пространственного строения объектов архитектуры.
Характерной особенностью второго этапа явился поиск методики проектирования. Начался он в 1960-е годы в связи с новыми достижениями в области естественных наук, математики и вычислительной техники. В отечественной архитектурной науке шел интенсивный поиск «матриц проектного мышления». Разрабатывались программы «автоматизированных средств проектирования объектов строительства» (АСПОС), «алгоритмы проектирования -квартирографы», «системы автоматизированного проектирования объектов строительства» (САПР), нашедшие отражение в работах Л.Н. Авдотьина, Л.Д. Бронера, В.И. Ретинского, Э.П. Григорьева, А.П. Рома, Н.Н. Ноткина, А.Э. Гутнова, Е.А. Костогаровой и др.. Исследования объединялись в рамках
6 Поморов СБ. Второе жилище горожан, или Дом на природе. Новосибирск.: НГАХА, 2004.
''Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. М.: Архитектура-С, 2007.
* Ле Корбюзье. Архитектура XX века, М.: Прогресс, 1977.
' Райт Ф.Л. Органичная архитектура: архитектура демократии. М., 1939.
системного подхода, связанного с поиском систем, выделение и исследование которых позволяло управлять архитектурой как механизмом, построенным на основе строго сформулированных алгоритмов. За рубежом проводились аналогичные исследования, наиболее интересные результаты которых были изложены в работах И. Сыозерленда, Дж. Хальфана, Д. Тисси, Ф. Тиля, К. Циллиха, И. Вешшнга, Кр. Александера, И. Фридмана. Поставленные цели до конца достигнуты не были, поскольку разработанные модели организации архитектурных объектов и их системное описание были громоздко сложными, с большим количеством оговорок и условий, имея при этом незначительный практический результат.
Третий этап связан с популяризацией семиотических и структуралистских исследований в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Важнейшим моментом в жизни общества стало появление в 1980-м году первого персонального компьютера (IBM PC). В отечественной архитектурной науке были предприняты исследования семиотического направления (А.И. Иконников, И.Г. Лежава, В.Л. Глазычев, А.В. Боков, О.И. Явейн, С. Станишев и др.)10. Эти исследования послужили основой для выработки новых исследовательских методов.
Четвертый этап характеризуется направленностью на увеличение роли геометрии в архитектурном формообразовании нашего времени. Возникли прикладные геометрические исследования строения объектов. Можно выделить немногочисленные работы, обобщающие круг геометрических знаний в профессиональной сфере (И.Г. Лежава, О.Д. Бреславцев, И.А. Бондаренко, СО. Хаи-Магомедов, И.Ш. Шевелев, Е.С. Пронин, П.Д. Кострикин, Ж. Зейтун, Ф. Стидман, В. Митчелл, Л. Марч, Р. Бон, А. Эрль, М.В. Шубенков) . Это направление исследований в настоящее время нуждается в активной дальнейшей разработке, поскольку все попытки формализации строения архитектурных объектов неизбежно проходят через стадию геометризации.
Современный метод архитектурного проектирования представлен следующими этапами:
10 Иконников А.В. Архитектура 20-го века. Утопии и реальность т. 2. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Он же. Зарубежная архитектура (от «новой архитектуры» до постмодернизма). - М.: Стройиздат, 1982.
Глазычев В.Л. О нашем жилище. - М.: Стройиздат, 1987.
' Бреславцев О.Д. Совершенствование типа сельского жилого дома для центральной части Нечерноземной зоны РСФСР. М., 1980.
Бондаренко И.А., Бусеаа-Дае.ыдова И.Л., Гулянт\кий Н.Ф., Кириченко ЕЛ и др. Архитектура русской усадьбы. М.: Наука, 1998.
Шубенков MB. Структурные закономерности архитектурного формообразования. М.: Архитектура-С, 2006. Он .же. Структура взаимодействия пространств жилой среды. М., 1986.
1. Предпроектный анализ, в который входит изучение материалов
социологических исследований, ориентированных на выявление всего
многообразия требований к жилью в каждом конкретном случае. Дополнением к
этому могут служить анкетные опросы.
2. Комплексная разработка проектов
3. Использование ЭВМ, предполагает решение компоновочных,
оптимизационных и оценочных задач, для решения которых предлагается
использовать методику решения задач, которую можно разделить на
составляющие: принцип декомпозиции и диалоговый режим работы.
«Методика проектирования жилища не поддается детальной регламентации, поскольку очень многое зависит от условий и задач разработки проектов, от опыта
" 12
и творческого метода архитектора...»
Проектирование одноквартирных жилых домов большой площади, в отличие от домов малой и средней площади, имеет, как правило, индивидуальный характер и основывается на личных предпочтениях и возможностях заказчика. Ведущим формообразующим фактором можно считать индивидуальный или субъективный, конкретное влияние которого не отражено в используемых в настоящее время методиках проектирования жилого дома.
- Накоплен большой опыт проектирования и строительства требующий
систематизации.
- Необходимо разработать методику для эффективного проектирования.
Цель диссертации:
Разработать принципы формирования архитектуры индивидуальных одноквартирных жилых домов большой площади с учетом особенностей их функциональной и пространственной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать накопленный опыт
проектирования и строительства жилища с целью выявления особенностей
внутренних взаимосвязей для практического использования.
На основе анализа опыта проектирования и изучения процессов формирования пространственной структуры жилища выявить особенности функциональной и пространственной организации индивидуального жилого дома большой площади.
Разработать систему прикладных методов проектирования с учетом выявленных особенностей функциональной и пространственной организации индивидуального жилого дома большой площади:
- метод предпроектного исследования структуры жилого дома (составление
программы-задания на проектирование с учетом индивидуальных предпочтений
заказчика, а также субъективных формообразующих факторов);
п Архитектурное проектирование жилых зданий. / Под ред. М.В. Лисициана и Е.С, Пронина. М: Архитекгура-С, 2006.
- метод оценки проектных предложений на каждом этапе проектирования.
4. Пользуясь разработанной методикой определить систему последовательных действий проектирования индивидуального одноквартирного жилого дома большой площади с учетом субъективных формообразующих факторов.
Объект исследования:
Проекты индивидуальных одноквартирных жилых домов.
Предмет исследования:
Функционально-планировочные элементы и их взаимосвязи в планировочной структуре современного индивидуального жилища. (Функционально-планировочным элементом в диссертации принято считать плановую проекцию определенного набора внутренних помещений, выполняющих общую функциональную задачу и связанных между собой определенным способом.)
Границы исследования:
Исследование ограничено рассмотрением архитектурно-планировочных вопросов в пределах пригородной зоны Москвы.
Рассматриваемый тип жилища (индивидуальный одноквартирный жилой дом) является постоянным по времени и характеру проживания; одноквартирным по объемно-планировочной структуре; малоэтажным (одноэтажным, мансардным, двух- и трехэтажным), с нижним пределом площади внутренних помещений 500 кв.м.; имеет небольшую и среднюю территориальную удаленность от города - до 60 км. от МКАД в зависимости от территориального направления.
Методика работы включает в себя:
- анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и
строительства индивидуального загородного жилища с целью выявления
принципов функциональной и пространственной организации жилого дома;
- использование метода системного и факторного анализа для оценки
качеств проектных предложений на каждом этапе проектирования;
- использование статистических методов для обработки данных (обобщение,
группировка, классификация, графоаналитическое моделирование при построении
схем взаимосвязей и т.н.);
- экспериментальное проектирование.
Исследовательская гипотеза:
В качестве основной гипотезы исследования принято предположение о том, что все многообразие форм пространственной организации жилища может быть описано как варианты взаимодействий ограниченного количества функционально-планировочных элементов - ФПЭ.
Предмет защиты:
Комплексные предложения по совершенствованию функциональной и пространственной организации индивидуальных одноквартирных жилых домов большой площади, включающие в себя:
1. Таблицы функционально-планировочных элементов.
Методика и принципы комплексной оценки качеств проектных предложений на каждом этапе проектирования с учегом субъективных формообразующих факторов.
Система последовательных действий, разработанная для создания эскизного архитектурного проектного предложения с учетом влияния выявленных субъективных формообразующих факторов.
Таблицы (опросные листы), составляющие программу-задание на проектирование, использование которых необходимо для наиболее полного выявления индивидуальных и субъективных требований заказчика при проектировании на основании разработанной системы последовательных действий.
Научная новизна работы:
На основе анализа развитого состава помещений, характерного для современных индивидуальных одноквартирных домов большой площади, впервые составлены таблицы ФПЭ.
Выявлены основные параметры ФПЭ, а также определены общие принципы их функциональной и пространственной организации в структуре индивидуального загородного жилища с нижним пределом площади внутренних помещений 500 кв.м.
Систематизированы ФПЭ с учетом выявленных общих принципов организации. Предложен принцип функциональной классификации ФПЭ (12 групп)
4. На основе методики комплексной оценки качеств проектных предложений
разработана система последовательных действий проектирования
индивидуального жилого дома большой площади с учетом влияния выявленных
субъективных факторов.
5. На основе полученных результатов разработаны экспериментальные
проектные схемы.
Практическая ценность определяется направленностью результатов исследования на возможность оптимизации процесса архитектурного проектирования индивидуального жилого дома с помощью:
использования разработанной системы последовательных действий для архитектурного проектирования жилого дома большой площади;
применения выявленных принципов функциональной и пространственной организации индивидуального жилища с учетом субъективных формообразующих факторов в процессе проектирования;
- применения разработанных таблиц (таблицы вводных данных) для
оптимизации решения задач, связанных с предпроектными исследованиями, что
имеет непосредственную экономическую выгоду.
Также теоретические положения диссертации могут- быть использованы в учебном и реальном проектировании.
Апробация работы:
На основе положений, разработанных в диссертации, был создан ряд проектов: коттеджный поселок «Лазурный берег», коттеджный поселок «Идеал-Сказка» (г. Сочи, Красная Поляна), коттеджный поселок «Резиденция Рублево» (г. Москва). Пользуясь разработанной последовательностью проектирования индивидуального жилища, были получены эскизные проектные предложения коттеджей, наиболее полным образом учитывающее все субъективные формообразующие факторы. Также применение выводов диссертации позволило получить серию проектных предложений с заранее заданными свойствами на основе базового путем изменения внутренних композиционных и функциональных взаимосвязей, а также стилистики каждого коттеджа при условии сохранения необходимого состава внутренних помещений.
Представленные проекты коттеджных поселков были реализованы и получили положительные отзывы заказчиков и рецензентов.
Иллюстрацией проектных действий в соответствии с разработанной последовательностью проектирования может служить проект коттеджного поселка «Лазурный берег» (рис. 1.4.). Поселок образует серия домов «Балтия», представленная коттеджами «Янтарь 1-6».
Разработанная последовательность проектирования, а также основные принципы функциональной и пространственной организации индивидуального жилища были использованы в процессе учебного проектирования.
Участие в конкурсах и выставках'3 проектов, выполненных автором (и при участии), также подтверждает перспективность выбранной темы. Объем н структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с обобщающими выводами и библиографии (150 стр.) а также приложения, включающего графические таблицы.
Факторы, влияющие на формирование планировочной структуры индивидуального жилого дома
Итальянская загородная вилла явилась результатом социально-экономических изменений и новых черт в жизни городских сообществ. Прежде всего, город этого периода - в полушаге от перехода его к раннему индустриальному строю. В городах, центрах ремесла и торговли, зарождалась мануфактура, появлялись первые ростки промышленного производства. В это время происходил заметный прирост населения городов, уплотнялась застройка. Большую роль в скором распространении загородной виллы сыграла зарождающаяся буржуазия - новый класс собственников. Особенно сильными ее позиции оказывались во Флоренции, крупнейшем промышленном центре страны. Владение виллой играло существенную роль в социальном самоутверждении зарождающегося класса.
Этот период, с точки зрения профессиональной архитектуры, замечателен многим, но в первую очередь тем, что к проектированию загородных резиденций заказчики привлекали великолепных мастеров. Произведения, созданные ими, станут образцами архитектуры загородного дома и будут тиражированы в последующем по всему свету. Великие зодчие и художники Возрождения заявляли о себе при проектировании и строительстве загородной виллы. Так, к примеру, вилла Мадама, расположенная между Ватиканом и Понте-Молле, связана с именами Рафаэля и Джулио Романо. Проект виллы около Флоренции Колаци в Чиголе Микеланджело. Джакомо Бароцци да Виньола принимал активнейшее участие в постройке виллы папы Юлия 3, виллы Капрарола, расположенной около городка Витербо, и, вероятно, виллы Ланте близ Баньяйя. Пирро Лигорио знаменит своими выдающимися работами - виллой Д Эсте в Тиволи, виллой пия в Ватиканских садах.
Но, пожалуй, наиболее масштабный вклад в это время в архитектуру загородного дома сделал Андреа Палладио, замечательный теоретик и практик архитектуры. Он не только построил целую серию великолепных вилл, шедевров мирового зодчества, но внес важный вклад в теорию. В трактате «Четыре книги об архитектуре»,22 во второй книге, правилам строительства виллы он посвятил несколько глав. Приведены некоторые положения, изложенные им, о назначении загородной виллы: «Конечно, городские дома всячески должны способствовать роскошной и удобной жизни дворянина, принужденного жить в них все то время, которое он посвящает государственным и личным делам. Однако не меньшую, быть может, пользу и не меньшие утехи получает он в своей вилле, где он проводит остальное время, обозревая и украшая свои владения и умножая свой достаток, как заботливый и искусный сельский хозяин... где, к тому же, благодаря обилию движений... тело скорее сохранит здоровье и силу, и где, наконец, душа, утомленная городскими треволнениями, находит великое отдохновение и утешение и на досуге может предаваться наукам и созерцанию».22 Уделяя много внимания архитектуре дома-виллы, А. Палладио в своем трактате не затрагивал вопросов разбивки сада. Он был сторонником идеи экономической усадьбы, способной не только содержать самую себя, но и приносить доход своими сельскохозяйственными функциями. Аграрная, хозяйственная и иная организация земельного надела оставалась вне поля его интересов, по крайней мере, в трактате. А. Палладио создает особый тип дома-виллы, господствующего в пространстве сада, и рассматривает дом как самую значимую доминанту загородных владений. Общее количество вилл, созданных А. Палладио, по имеющимся сведениям, более тридцати. Среди них есть и достаточно скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна), и большие роскошные резиденции (виллы Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр).
Загородная вилла, по мнению А. Палладио, должна состоять из нескольких объемов и иметь свободное пространственное развитие в отличие от строгой и компактной композиции жилых домов - палаццо в городе. Это предопределено особым предназначением загородного дома. «В каждой вилле должно быть два вида строений: одни - для жилища хозяина и его семьи, другие - для управления и хранения урожая и скота», - пишет А. Палладио. «Крытые помещения для хранения имущества виллы строятся с учетом того, что требуется для урожая и для скота, и соединяются с господским домом таким образом, чтобы повсюду можно было пройти под кровом и чтобы ни дожди, ни летний жар солнца не утруждали хозяина, обозревающего свое имение».
Исходя из перечисленных соображений, А. Палладио чаще всего использовал прием расчлененной композиции здания, в частности, трехчастную схему. Согласно этой схеме все здание формировались из трех составных частей: центрального объема и расположенных по бокам вспомогательных строений; но они не изолированы, а соединены друг с другом галереями. Центральный объем-главный, имел повышенную этажность. Отходящие от него ордерные одноэтажные галереи служили не только для связи со службами усадьбы, они организовывали своими крыльями парадный двор перед фасадом дома-виллы. Жилые и парадные помещения располагались в главном, центральном, ядре, украшенном портиками и лоджиями; в размещенных по сторонам подчиненных постройках - склады для инвентаря и хранения продуктов, навесы для сушки продуктов, жилые помещения для челяди, конюшни. А. Палладио в архитектуре виллы использует не только отдельные элементы античных ордерных систем, но целые их фрагменты. Ордерный портик и галерея становятся главной темой многих его произведений.
В виллах расчлененной композиционной схемы при всех художественных особенностях каждой отдельной виллы проявляются важные общие черты. Исследователи отмечают следующие из них. Симметрично уравновешенные ансамбли продуманно связаны с деталями и особенностями местности и учитывают окружающий ландшафт. Тонко рассчитаны ориентация главных помещений и портиков в сторону наиболее красивых видов, их связь с садом посредством широких лестниц и пандусов. В большинстве случаев композиция виллы развернута фронтально по отношению к дороге, к воде или к долине. «В то же время виллам Палладио свойственно глубинное развитие вдоль оси симметрии ансамбля - от переднего сада и подъездов, через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад».
Именно эта схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей. Она описана во многих специальных изданиях, разновидности ее тщательно изучены.
Трехчастная композиционная схема - не единственная, примененная А. Палладио при строительстве загородного дома. Подтверждение этому - едва ли не самая знаменитая среди всех вилл мировой истории вилла Ротонда. Она создана по иному композиционному замыслу. В 1549 г. близ Виченцы Палладио начал строить эту самую известную свою виллу, где использовал центрическую композиционную схему и купольную форму.
Вилла поставлена на холме, в живописной пересеченной местности, она хорошо видна издали. Все четыре ее фасада имеют портики, они просматриваются, со всех сторон. Здание завершено куполом, по форме представляет собой четкую центрическую композицию. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. Вилла не имеет второстепенных фасадов. В отличие от городского дома, повернутого «лицом» на улицу (этот прием и приводит к противопоставлению главного, уличного, фасада остальным, которые начинают играть роль второстепенных), она раскрыта на все четыре стороны. При всей компактности дом экстравертивен, обращен вовне. Такое решение было необычным для архитектуры жилого дома той поры, центрическая купольная композиция предназначалась для построек культового, но не светского назначения.
Основной объем виллы, решенный в пропорциях золотого сечения, включал парадные залы и немногие жилые комнаты для владельцев на третьем, аттиковом этаже; в центре дома был устроен просторный круглый купольный зал. Хозяйственные помещения продуманно заглублены в холм.
Принципы организации и взаимодействия функционально-планировочных элементов (ФПЭ) в структуре индивидуального жилого дома большой площади
Период начала 20-го века в России характерен формированием структуры жилого фонда городов малоэтажными типами индивидуальных жилых домов с участками, усадеб, особняков и строительством многоэтажных доходных домов квартирного типа во второй половине 19 века в центральных районах крупных городов России. Конец 19 века характеризовался применением знаний жилищного строительства Древней Руси, поисками закономерностей и приёмов, с помощью которых эти закономерности воплощаются народом на практике при строительстве индивидуального жилого дома в городе.
Важную роль в развитии целостности архитектуры в конце 19 века играют К.М. Быковский, В.М. Васнецов К.А.Коровин, Ф.О Шехтель и В.В. Суслов. На 1 съезде русских зодчих в 1892 году была отмечена важность народных знаний и национальных традиций в архитектуре и искусстве. Выделялась особая значимость применения самобытных форм и особенностей культуры народа, воспитанного под влиянием местных традиций, климатических условий, религиозных воззрений, обычаев, нравов и преданий.
В 18 и 19 веках было распространено строительство казённых домов за счёт заводов. В процессе социального расслоения жителей заводских посёлков строятся и упрощённые четырёхстенные дома без хозяйственных построек. По уровню комфорта они относились к избе.
Важным шагом в развитии жилищного строительства крупных городов 19 века становится тип «доходного дома». Самый развитый и консервативный тип жилых зданий - доходный тип дома начинает определяться не только формой участка, сколько пониманием планировки жилого дома. Возникает понятие секций, появляются проекты комплексов дешёвых жилищ. Впервые находят применение приёмы сочетания одинаковых и повторяющихся типов жилых домов. Формируется строчная застройка улиц. Доходные дома строились только в крупнейших и губернских городах, где происходит сосредоточение государевых служащих, работников научно-технического и интеллектуального труда, образования и торговли. Вопросы учёта демографических параметров развития практически впервые возникают при создании квартиры в многоквартирном доходном типе дома, в определении структуры квартир в доме по количеству комнат в квартире и по количеству квартир в доме под реальные типы семей. Квартиры в доходных домах были от 2-х до 7 комнат с отдельной кухней и санитарным узлом с ванной или без ванной. То есть чем больше расслоение населения города, тем выше разнообразие применяемых типов жилых домов и усадеб в городе.
Изучение зарубежного опыта жилищного строительства в условиях крупнейших городов подтверждает значение уровня комфорта территории города при формировании структуры жилого фонда. Эти объективные закономерности распределения жилых домов и квартир различных уровней комфорта по территории города, в зависимости от возможности обеспечения соответствующего уровня комфорта не только самим домом, квартирой, но и размерами выделенной территории и местом размещения в городе, позволяют определить общие тенденции формирования жилых образований различной социальной направленности.
Таким образом, выявлены основные типы жилища данной эпохи: - доходный дом; - городской особняк; - сельское жилище. Выявлена специфика формирования планировочной структуры жилища. Доходный дом: Парадные помещения группировались вокруг лестницы, иногда по спирали, над ними располагались жилые комнаты. Расположение объемов следовало логике "органического" роста здания. На красную линию улицы выходило массивное крыльцо; фасады отступали от красной линии улицы, особняк обычно был обнесен невысокой решетчатой оградой. В большинстве домов устраивались две лестницы - парадная и черная. Около парадной группировались передняя, кабинет, столовая, гостинная; около черной -кухня, спальня, санузел, комната прислуги. Особенностью являлась традиция включения лестницы в число парадных помещений дома, его жилого интерьера. «Общедоступная лестница - это как продолжение улицы до самого интерьера дома». Это обособление лестничной клетки в самостоятельное помещение, четко ограниченное от жилого интерьера. Также традиционными можно считать некоторые приемы, характерные для планировок отелей 18 века. Например, форма лестницы, часто вписанной в овал или круг, идущей на этаж одним маршем, без промежуточных площадок; скругленные углы некоторых комнат (почти неизменно встречающиеся в столовых), и др. Было распространено включение в объемы зданий подсобных помещений (магазинов, котельных, прачечных, гаражей и т.д.). Большое значение имел парадный двор. Было характерно наличие нескольких внутренних дворов (некоторые из них так малы, что представляют собой скорее световые колодцы размерами, например, 1,6x1,6м или 2,25x2,25м). «Привычка, располагать службы в отеле далеко от жилых парадных помещений (в подвале или на первом этаже, а иногда в отдельном корпусе) привела к отнесению кухни в конец жилища, далеко от основных комнат. Туда ведет очень длинный, узкий, полутемный (или темный) коридор». Этот композиционный прием являлся первой попыткой приспособиться к новым условиям расположения всех помещений дома в одном уровне. Рассматривая особенности функциональных взаимосвязей индивидуального жилища, были выявлены две системы внутренних коммуникаций: одна - для хозяев и гостей, другая для обслуживания и хозяйственных нужд. Они не должны были пересекаться и обе сходиться в передней, центральном фойе. Иногда передняя была окружена со всех сторон комнатами и освещена стеклянной перегородкой через лестницу. В домах более плотной застройки, чаще располагались световые колодцы. Комнаты в связи с уменьшением их размеров со временем потеряли остатки парадности - появились, например, спальни, «которые могут служить гостиной»36, альков использовался как помещение, которое можно изолировать. Устанавливается четкая группировка помещений: - группа столовой, кухни и подсобных помещений; - гостиная (одна или две); - группа спален с ванной и уборной; Наличие туалета и ванн способствует этой классификации. Коридор, имевший в плане более регулярную (чем раньше) форму, возродил в миниатюре помещение, бывшее некогда принадлежностью аристократического жилища,-галерею. Теперь эта галерея (помимо которой имелись и служебные коридоры) стала просто расширенной передней, обслуживающей парадную группу помещений. В квартирах устраиваются стенные шкафы, появляются лифты.
Создание планов квартир различных типов подняло уровень их благоустройства - в зависимости от социальной принадлежности и состава семей, на которые они рассчитывались. В секции отдельных домов включались и санитарные устройства. Квартиры отличались как величиной, так и уровнем благоустройства. Богатые большие квартиры были оборудованы уборными, ванными, электричеством, грузовыми и пассажирскими лифтами.
Так как мерилом достоинств жилого дома считалась степень его доходности, находившаяся в этот период в прямой связи с плотностью застройки участка, доходные дома с середины 19 в. строились многоэтажными. Первые этажи часто были заняты магазинами, банковскими, конторскими и другими помещениями.
Архитекторы в этот период при застройке участка стремились ставить по линии улицы корпуса правильной формы и в то же время, максимально используя территорию участка, не придавали особого значения форме остальных корпусов и дворов. Строились также и здания с более рациональными, строго упорядоченными планами. Конечно, они применялись лишь постольку, поскольку увеличивали доходы домовладельцев. Рост цен на земельные участки повлекли за собой уменьшение комнат.
Метод оценки качеств проектных предложений индивидуального загородного жилого дома
Коренные преобразования в России происходили во второй половине 19 в. Год 1861 ознаменован отменой крепостного права. Изменялся социально-экономический контекст, происходило становление новых, капиталистических, отношений. Этот процесс сопровождался распадом традиционной помещичьей усадьбы. Новые социально-экономические условия постепенно выявляли новый слой собственников. Частные загородные владения, которые обустраивались как второе жилище - собственность не только потомственной аристократии, но и формировавшейся в то время буржуазии, сословия, которое в массе своей пока еще не особо богато, но предприимчиво. Поднимается и набирает силу мощная волна процесса демократизации загородного жилища, наблюдается его стремительное распространение в пригородах.
Уже в первой четверти 19 в. кризис дворянской феодально-крепостнической империи повдек за собой и серьезные изменения в области градостроительства. С развитием капиталистических отношений происходил процесс проникновения частного капитала в различные области строительства. Роль государства как активного регулирующего начала в градостроительстве падала. С конца первой половины 19 в. в русских городах повсеместно появлялась стихийная и скученная застройка. Развивался самострой, особенно в губернских городах. Темпы жилищного строительства, в том числе дачного строительства в пригородах, начинали нарастать. Новый класс собственников нетерпелив и предприимчив. Если в 40-х годах 19 в. дача - привилегия дворянства, то во второй половине 19 в. дачи брались строить купцы и промышленники, разночинная интеллигенция, мелкие служащие.
Начиная с 19 века словом «дача» стала именоваться небольшая усадьба или загородный дом, расположенный недалеко от города.
Городские мещане приобретали земли для строительства дач у обнищавших дворян. Вскоре этот процесс получил массовый характер. Часто усадебные земли не продавались владельцами усадеб, а сдавались в аренду, и именно под обустройство дач. Загородное дачное строительство, развернувшееся во второй половине 19-начале 20 в., составило значительный культурный пласт в нашей истории.
Исследователи русской усадьбы считают, что по существу дача пришла на смену разорившейся дворянской усадьбе.
«После отмены крепостного права, когда старые дворянские поместья стали переходить в руки молодой и быстро развивающейся русской буржуазии (процесс, наметившийся еще в предреформенные десятилетия, но резко усилившийся к концу 1860-х гг.), на первых порах старинная усадебная архитектура, великолепные обширные ухоженные парки, изысканные интерьеры усадебного дома чрезвычайно импонировали новым помещикам, удовлетворяя их стремление к самоутверждению. Поэтому они старались сохранить незыблемым сложившийся здесь природный и предметный мир. Но по мере течения лет это охранительное отношение к художественному миру усадьбы стало уступать коммерческим интересам. Сначала сравнительно редко, но в дальнейшем все более часто встречаются случаи перестройки старинных усадебных ансамблей, перепланировки и вырубки парков, устройства на их месте скучно спланированных дачных поселков...».6
Один из прямолинейных примеров превращения усадьбы в дачу, точнее, в дачи представлен в сборнике Общества изучения русской усадьбы: старинная подмосковная барская усадьба Кучино, некогда принадлежавшая Рюминым, а с конца 19 в. - Рябушинским, оказалась по наследству в совместном владении многочисленных братьев и сестер Рябушинских. Наследники выстроили себе в разных концах имения дачи, где проводили время на заграничный манер, разводя английские газоны, увлекаясь спортом.
Дачи обеспечивались удобными подъездными дорогами от города и представляли собой как бы небольшие самостоятельные усадьбы с собственным садово-парковым комплексом.
Примечательно, что именно в это время появляются многочисленные руководства (альбомы, книги и пр.) по строительству частных жилых домов и вспомогательных строений; они обильно снабжены иллюстрациями фасадов и планов и предназначены для новой категории застройщиков. В предисловиях и заглавиях обычно указывалось, что альбомы предназначены «...для управления работами при постройке всякого рода зданий без помощи архитектора». Сам факт издания подобных альбомов говорит о том, что на горизонте появился новый заказчик, с которым до этого профессионал - архитектор не общался. Обозначилось начало большого строительного бума на фоне новых общественных запросов.
В первой половине 19 века стало разворачиваться строительство дач в пригородах крупных городов. Особенно бурно и во множестве они появлялись в окрестностях Петербурга - в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Стрельне и др. Многие из этих дач - владения горожан среднего сословия, так хорошо описанного в романах Ф.М. Достоевского. Это сословие формировало новый заказ на архитектуру: требования внешней импозантности становились менее существенными, зато особое значение приобретали требования иного порядка, они были связаны с функциональностью, экономичностью построек. Все это в совокупности вело к отходу от традиционных методов проектирования, выработанных классицизмом, и стимулировало поиски новых решений и средств эстетической выразительности.
Новый творческий подход был рожден на основе «умного выбора» и усмотрен в использовании художественного наследия «всех стилей». Принципы эклектики (от греч. eklektikos - выбирающий) положили начало широкому обобщению и сортировке накопленного историей архитектурного арсенала.
Эксперименты с использованием «всех стилей» раньше всего стали проводиться в архитектуре загородных дач, отмечает А.Л. Пунин.54 Именно в этой области гражданского строительства стали относительно последовательно воплощаться новые взгляды на функциональные и художественные качества архитектурного объекта, складываться новые представления об уюте и комфорте, о способах взаимосвязи здания и природного фона.
Одной из первых построек, давших начало принципу «умного выбора», стала загородная дача императора Николая 1 («Императорский коттедж»), расположенная на территории Петергофа. Также к ранним примерам, где видно обращение к методам эклектики, можно отнести проекты загородных домов, разработанные А.П. Брюлловым, архитектором - педагогом академии художеств. В конце 1830-х - начале 1840-х гг. А.П. Брюллов спроектировал для Павловска несколько дач с «разнообразными, легкого и приятного вида» фасадами; в их композицию он широко вводит много полуоткрытых помещений- балконов, лоджий, эркеров, веранд добиваясь того, чтобы внутреннее пространство дома раскрывалось «навстречу свету и воздуху».
Перспективы применения вариантного метода проектирования
На основе сложившихся принципов зонирования жилых пространств составлена классификация внутренних помещений современного индивидуального жилого дома большой площади. Предложенная классификация предполагает зонирование на три неравные части: обслуживающая, эюилая и развлекательная. На первые две приходится обычно половина площадей, на последнюю - другая половина. Обслуживание, как правило, выносится в цоколь или подвал. При этом оно его полностью не занимает. «Добираются площади самыми разными способами. Один из самых экстравагантных и одновременно эффективных - устроить в подвале тир. Он требует много места. Другая не менее экстравагантная затея - разместить гараж для раритетных машин. (Автомобили повседневного пользования при этом паркуются, в отдельном объеме.) Более банальные варианты: гигантский винный погреб или гигантская бильярдная. Русский бильярд сейчас в моде».78
Развлекательный или клубный блок (помещения пассивного отдыха) обычно группируется вокруг бассейна (помещения активного отдыха). Другим формирующим помещением этого блока является домашний кинотеатр -непременно пленочный с местами амфитеатром. Пусть им пользуется всего пара-тройка человек, кинозал достигает порою огромных размеров - если, например, там установить специальный экран 9 х 9 м.
Третьим компонентом клубного блока является инфраструктура здоровья и красоты. Тренажерный зал, массажный кабинет, солярий, косметический салон, парикмахерская. Важное место отводится баням. Часто их бывает несколько. Как минимум две - русская или сауна, а также хамам. Рядом с баней должна располагаться комната отдыха. А где комната отдыха, там и бар. А где бар, там и винная комната и т.д., и т.п. - «комнат можно накрутить сколько пожелаешь».73
Включает традиционный набор помещений. Обязательно парадный вестибюль (с лестницей в случае архитектуры «в стилях»), гостиную и столовую. Остальное добавляется «по вкусу»: каминная, библиотека, кабинет, зимний сад, бальная комната (party-room), курительная (gentle-man room), арт-галерея. Гостиная является самым загадочным помещением в доме. С одной стороны, это чуть ли не самая представительная и крупная комната. Ее площадь может превышать 300 кв. м (хотя и 60-ти вполне достаточно). С другой - не очень понятно чем в ней заниматься. Все функции гостиной, кроме репрезентативной, отошли к специальным помещениям: кинотеатру, курительной, каминной и проч. К тому лее на втором этаже существует более камерная общая комната, где не обязательно появляться «при параде». В итоге, как правило, гостиная пустует. В неурочное время ее часто оккупируют дети, которым нравятся большие и незаставленные комнаты. Одним из помещений, обособившихся в последнее время от гостиной, стала столовая (площадь от 40 кв. м). В 90-х годах признаком достатка считалось объединение гостиной, столовой и кухни в одном месте. Теперь же торжествует покомнатная схема. Столовая делается автономной. То же самое происходит с кухней. В столовой никто не готовит и не сервирует. Сервировка происходит либо на кухне, либо в примыкающей к столовой отдельной комнате - наследнице дворянских буфетных. Кухонный фронт молсет быть, в принципе, и в столовой. Но это, так сказать, парадная кухня. Там заваривают чай и жарят тосты на завтрак. По-серьезному готовят в другом помещении, оснащенном профессиональным оборудованием. Задача этой главной кухни площадью около 40 кв. м всегда одна: создать шеф-повару любого ресторана и его ассистентам абсолютно привычные и комфортные условия, чтобы приготовить обед на несколько десятков персон. Поэтому рядом с такой кухней предусматриваются раздевалки, комнаты отдыха, душевые. Помимо парадной и профессиональной в доме может иметься еще несколько кухонь. Например, в клубном блоке или в зоне, предназначенной для слуг. Кухня для слуг, как правило, совсем маленькая -7-10 кв. м, что соответствует скорее советской квартире, нелсели масштабу роскошной резиденции.
Важным помещением парадной части дома может стать библиотека -желательно с галереями, чтобы при поиске книг обходиться без лестниц. Это относительно новый тренд. Он пока находится в стадии «инкубации»: проектов с большими библиотеками много, но количество реализаций ограничено.
Решение спальни определяет уровень комфорта в доме. Это его наиболее интимная часть: здесь все делается не на показ, а исключительно для самого жильца. Поэтому опытные архитекторы дают возмолшость заказчику определиться с собственным лолсем самому, стараясь минимизировать свое влияние. «Главное, чтобы спать было удобно. Иначе от своих тысяч метров хозяин не получит никакого кайфа». Спальня - часто бессмысленно огромная комната. Она может превышать 100 кв. м. при этом многие функции отсюда, как и из гостиной, выносятся в другие помещения, которые либо группируются по периметру спальни, либо образуют анфиладу. Обычная программа включает две гардеробные (от 20 кв. м) и две ванные (от 25 кв. м) - у хозяина и хозяйки свои. Перед гардеробными либо резервируется буферное пространство для зеркал и макияжного стола, либо в отдельном помещении устраивается будуар или дамский кабинет. При входе в спальню важно предусмотреть небольшой холл -антишамбр, чтобы слуги могли выполнять поручения хозяев, не вторгаясь в их интимную зону. «Если по структуре хозяйская спальня напоминает suite роскошного отеля, то детские - это более простые «номера». Как правило, они дополняются только ванной и кладовкой. Много денег на детские не тратят. Сказывается временный характер этих пространств. В том, чтобы к детской примыкала комната няни, тоже нет необходимости. Либо няня ночует непосредственно в детской, если, скажем, ребенок болеет, либо ее вызывают по прямой связи: с помощью кнопки вызова, как в больнице, или уоки-токи».73
Весь перечень внутренних помещений может разделяться не только по принципу функционального зонирования в одном объеме. Таких объемов может быть много. Таким образом, постройки, которые могут существовать на участке помимо самого жилища, а также дома для проживания обслуживающего персонала, относится к произвольной программе, предполагая использование расширенного состава помещений.
«Например, бассейн можно делать в отдельном объеме, а можно и не делать. Это зависит от того, любит хозяин гулять или нет. То же самое относится и к павильону для барбекю - кому-то нравится жарить шашлыки на воздухе, кто-то предпочитает, чтобы эта функция была включена в общую структуру резиденции. Палитра объектов, заполняющих придомовую территорию, довольно широка. Помимо банальных садово-парковых строений она может включать и гостевые флигели, и спорт-центры, и домовые церкви, и зоопарки. Как, скажем, в резиденции премьера Чечни Рамзана Кадырова под Гудермесом. Мода на чистые, «органические», продукты питания не обошла стороной и новые поместья. В самых крупных из них имеются свои фермы, огороды и фруктовые сады. Впрочем, сельскохозяйственные функции воспринимаются исключительно как утилитарные и не вплетаются в канву усадебного сада, что имело место в романтических (Павловск) и боскетных парках (Вилландри)».61