Введение к работе
В диссертационной работе рассматривается чернометаллургическое ремесленное производство населения лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры на основе материалов Ютановского археологического комплекса.
Актуальность темы. Салтово-маяцкая культура является высокоразвитой и своеобразной культурой, созданной оседлыми и полуоседлыми народами, заселявшими степные и лесостепные просторы Приазовья и По донья в VIII - начале X вв. Исследованные памятники салтово-маяцкой культуры дали значительную информацию о разнообразных сферах жизнедеятельности ее населения. Но из сфер жизнедеятельности почти неизученной остается чернометаллургическая производственная деятельность, оказывавшая самое решительное воздействие на экономический потенциал общества. Несмотря на важность металлургического производства в жизни населения салтово-маяцкой культуры, эта тема остается неизученной из-за недостаточного количества исследованных источников. А единственным источником для изучения металлургического производства населения салтово-маяцкой культуры является археологический. Поэтому обращение к проблеме металлургического производства населения салтово-маяцкой культуры связано с наличием археологических источников на салтовских памятниках.
Исследования, проведенные на территории
чернометаллургического
комплекса с. Ютановка Волоконовского р-на Белгородской обл., привносят пласт принципиально новой информации в изучение сферы материального производства населения салтово-маяцкой культуры. Данный пласт информации определяют производственные сооружения, связанные с металлургическим производством, количественное и качественное соотношение которых позволило не только разработать их типологический ряд и говорить об определенной специализации в среде металлургов-ремесленников, но и по-новому взглянуть на уровень развития хозяйственной деятельности в целом населения лесостепи салтово-маяцкой культуры.
Хронологические границы исследования включают время существования салтово-маяцкой культуры: середина VIII - начало X вв. н. э.
Географические рамки исследования охватывают территорию лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Южная граница лесостепного варианта совпадает с границей лесостепи и степи между Северским Донцом и Доном. Западная граница между салтовской и роменской культурными общностями фиксируется по долине Северского Донца - низовьям Уды. Северная граница салтово-маяцкой культуры проходит на Северском Донце в районе с. Архангельское (Нежегольское городище) Шебекинского р-на Белгородской обл., в долине Корочи в окрестностях с. Большое Городище Шебекинского р-на Белгородской обл., а на Осколе северным пунктом является с. Ивановка Старооскольского р-на Белгородской обл. К востоку от
Оскола памятники салтово-маяцкой культуры протянулись в широтном направлении по долине Тихой Сосны к Дону, где наиболее северным считается Маяцкое городище (Афанасьев, 1987).
Узким пониманием географических рамок нашего исследования охватывалось Поосколье в пределах памятников салтово-маяцкой культуры у с. Ютановка, как основного источника, на котором имеются материалы, являющиеся базовыми для данной диссертации.
Степень изученности проблемы. Обращение к проблеме изучения металлургического производства населения салтово-маяцкой культуры связано как с наличием археологических источников на салтовских памятниках, так и с их публикацией. При написании диссертации использовались опубликованные материалы (Брайчевская, 1956; Шрамко, 1962; Шрамко, Міхеєв, 1969; Афанасьев, Николаенко, 1982, 1984; Михеев, 1985; Красильников, 1992; Колода, 1999), наметившие не только типологическое отличие черно-металлургических производственных сооружений лесостепной и степной зоны салтово-маяцкой культуры, но и их типологическое разнообразие как у населения лесостепи, так и у населения степи.
Исследованные сыродутные горны позволили поднять проблемы, связанные с процессом их сооружения, технико-технологическими особенностями функционирования, дали возможность примененить естественнонаучные методы изучения археологического материала, а также обратиться к поиску аналогий сыродутным горнам и истокам металлургии населения салтово-маяцкой культуры.
Объектом исследования является металлургическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры VIII-X вв. н. э.
Предметом исследования являются производственные сооружения, связанные с чернометаллургическим производством на Ютановском металлур-гическом комплексе: 23 сыродутных горна, металлургическая мастерская с сыродутным горном.
Цель и задачи исследования. Целью исследования диссертационной работы является изучение чернометаллургического ремесленного производст-ва, анализ и реконструкция производственных сооружений, связанных с чернометаллургическим производством населения лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры на основе материалов, полученных на Ютановском металлургическом комплексе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
рассмотреть известные к настоящему времени производственные сооружения, связанные с чернометаллургическим производством салтово-маяцкой культуры;
разработать типологию производственных сооружений, связанных с чернометаллургическим производством, исследованных на Ютановском металлургическом комплексе;
- показать типологическое многообразие салтовских сыродутных горнов;
- осветить технологический процесс функционирования горнов и
химичес-кий состав железной руды, используемой для производства металла;
обратиться к вопросу применения в металлургическом производстве ферросплава - сплава железа с кремнием, марганцем, хромом и другими элементами, используемого при выплавке стали для связывания вредных примесей, придания металлу требуемой структуры и свойств;
выявить истоки сыродутным горнам Ютановского металлургического комплекса.
Источники. При написании работы, в виду отсутствия письменных свидетельств о металлургических производственных сооружениях населения салтово-маяцкой культуры, использовались археологические источники, свидетельствующие о развитии металлургического производства салтово-маяцкой культуры.
Прежде всего, это материалы раскопок Ютановского металлургического комплекса - 23 сыродутных горна, металлургическая мастерская с сыродутным горном, ферросплав и шлаки, количественный химический анализ которых был произведен в химической лаборатории Оскольского электрометаллургического комбината г. Старый Оскол Белгородской обл. Затем сыродутный горн у с. Ездочное и другие комплексы лесостепной зоны: сыродутный горн с. Новая Покровка, остатки сыродутного горна селища № 2 у Волчанского городища, развал горна у пос. Старый Салтов, 6 сыродутных горнов урочища Роганина.
Кроме того, привлечены опубликованные материалы раскопок металлургических комплексов степи: сыродутный горн близ с. Городище, сыродутный горн райцентра Верхний Мамон, 5 сыродутных горнов с. Круглое, 5 сыродутных горнов с. Фащевка.
В работе использованы отчеты об археологических исследованиях, проведенных на Ютановском металлургическом комплексе А. Г. Николаенко, А. В. Степовым, В. И. Гребенюковым, А. Н. Пашневым в 1994 -1997 гг., в 1999 - 2001 гг., в 2003 г.
Методы исследования. В основу настоящего исследования были положены картографический, стратиграфический, планиграфический, естественнонаучный, сравнительно-исторический и типологический методы, позволяющие извлечь информацию для дальнейшего ее синтеза.
Научная новизна работы состоит в следующем:
впервые исследуются производственные сооружения, связанные с чернометаллургическим производством населения лесостепи салтово-маяцкой культуры;
на основе конструктивных особенностей выделяются 5 типов сыродутных горнов, обнаруженных на одном археологическом памятнике;
- впервые рассматривается вопрос о применении металлургами одной из
разновидностей ферросплава в металлургическом производстве в зоне
лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры;
- на основании анализов образцов шлака мы отмечаем общность
технологии сыродутного способа на исследованных салтовских пунктах
черной металлургии;
подтверждено принципиальное отличие чернометаллургических горнов лесостепной и степной зон салтово-маяцкой культуры;
убедительно доказано, что истоки лесостепным салтовским металлургическим горнам следует искать в восточных районах обитания тюркоязычных народов.
Научно-практическая значимость. Изучение металлургического производства населения лесостепи салтово-маяцкой культуры на основе археологических источников Ютановского металлургического комплекса расширяет источниковую базу для исследования культуры Хазарского каганата. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовки специаль-ных научных курсов по раннесредневековой истории народов Восточной Европы, при разработке научных исследований по истории ремесла и хозяйства ряда восточно-европейских этносов, а также при построении музейных археологических экспозиций.
Апробация диссертации. Отдельные аспекты диссертационного исследования изложены в ряде научных публикаций (2 статьи; в соавторстве 6 статей), а так же в выступлениях на ряде научных конференций в Воронежском государственном университете: на международной научной конференции «Восточно-славянский мир Днепро-Донского междуречья и кочевники южно-русских степей в эпоху раннего средневековья» (2008); на конференции, посвященной 40-летию кафедры Истории средних веков и зарубежных славянских народов ВГУ (2009); на конференциях, посвященных итогам научной работы сотрудников истфака ВГУ (2008 г., 2009 г.). Кроме того, отдельные главы работы обсуждались на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов ВГУ с участием сотрудников кафедры археологии и истории древнего мира ВГУ.
Основное защищаемое положение. Металлургическое производство населения лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры основывалось на уникальных производственных сооружениях, конструктивно отличающихся от производственных сооружений степи. Типы сыродутных горнов, использовав-шиеся металлургами Ютановского металлургического комплекса, совершенствование технологии получения металла с использованием ферросплава фиксируют факт определенной специализации в среде металлургов-ремесленников, что свидетельствует о высоком уровне развития металлургического ремесленного производства и его важной роли в хозяйственной деятельности населения лесостепи салтово-маяцкой культуры.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, иллюстраций. В первой главе рассматривается история и историография изучения металлургических горнов и металлургии салтово-маяцкой культуры. Вторая глава посвящена изучению чернометаллургического ремесленного производства на основе материалов, полученных на Ютановском металлургическом комплексе,
проводится типо-логический анализ сыродутных горнов и выделяются типы производственных сооружений, связанных с чернометаллургическим производством археологи-ческого комплекса. В третьей главе мы рассматриваем вопрос о месте Ютановского чернометаллургического комплекса в кругу древностей салтово-маяцкой культуры и обращаемся к истокам сыродутных горнов населения лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. В заключении обобщается диссертационный материал и излагаются основные выводы.