Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Колпакова Юлия Вячеславовна

Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия
<
Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колпакова Юлия Вячеславовна. Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Псков, 2006.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/421

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нательные кресты и крестовидные привески населения Пскова и Псковской земли 29

1.1. Металлические нательные кресты и крестовидные привески конца X - XV вв 29

1.1.1. История изучения древнерусских крестов-тельников из металла ...29

1.1.2. Металлические нательные кресты X - XV вв 32

1.1.3. Металлические крестовидные привески 63

1.1.4. Литейные формы для изготовления крестов и крестовидных привесок Х-XV вв 67

1.1.5. Топография находок нательных крестов и крестовидных привесок из металла X - XV вв 71

1.2. Янтарные и каменные нательные кресты

1.2.1. Янтарные крестики в отечественной историографии 79

1.2.2. Янтарные крестики из Пскова и Изборска 80

1.2.3. Каменные крестики 97

1.3. Нательные кресты из прочих материалов 104

1.3.1. Костяные нательные крестики 104

1.3.2. Деревянные крестики 108

1.3.3. Нательные кресты из стекла 110

1.3.4. Нательные кресты из перламутра 110

1.4. Нательные кресты с голгофской символикой 114

1.4.1. Историография металлических тельников с изображением голгоф-ского креста и монограммами 114

1.4.2. Нательные кресты с иконными изображениями 130

1.4.3. Топография находок крестов с голгофской символикой 132

Глава 2. Эмколпионы и металлические наперсные кресты Пскова и Изборска 142

Изучение древнерусских энколпионов 143

Глава 3. Нательные иконки и привески с крестом 161

3.1. Изучение нательных иконок 161

3.2. Иконки Пскова и Псковской земли 165

3.3. Крестовключенные прорезные привески и привески с изображением креста 192

3.4. Топография иконок и привесок с крестом 197

3.5. Иконография нательных иконок и привесок с крестом 199

Глава 4. Динамика изменения состава предметов личного благочестия на селения Пскова и Псковской земли 204

Заключение 221

Источники 225

Литература

Введение к работе

Сложение бытовой христианской культуры и ее характерные особенности, недостаточно освещенные в письменных источниках, являются принципиальным аспектом становления и развития христианской религии на Руси. Для понимания данного явления требуется привлечение специфических вещественных, в том числе, археологических источников, которые в большой степени предоставляют информацию о развитии материальной культуры христианства.

С момента первого знакомства жителей Псковской земли с новой религией - христианством, а затем в процессе христианизации предметы христианского культа начинают входить в материальную и духовную культуру населения и со временем становятся ее неотъемлемой частью. Очевидно, что процесс христианизации населения потребовал появления значительного числа христианских атрибутов, в том числе и предметов личного благочестия, которые как ввозились на территорию Псковской земли, так и производились местными ремесленниками. Имело место не только появление совершенно новых культовых предметов, но постепенное превращение первоначально чуждых культуре населения Псковской земли христианских символов из декоративных предметов в предметы благочестия, осмысленные в рамках литургии (в широком смысле). Одновременно с этим специфика христианизации заключалась и в частичном опережении духовных инноваций материальными, когда ношение предметов культа в ряде случаев могло не означать перемены в мировоззрении владельца.

В настоящее время возникает необходимость объективного исследования истории предметов христианского культа и реконструируемых на ее основе обычаев и обрядов христианского населения. Предметы личного благочестия Псковской земли не были до сих пор объектом специального исследования. Опубликована лишь незначительная часть корпуса вещей. Частично они привлекались в исследованиях по истории ювелирного ремесла, погребального обряда и христианской общины (Э.В. Королева, 1997, А.Е. Мусин, 1997, 2002).

Отдельные исследователи (А.Е. Мусин, К.М. Плоткин, Э.В. Королева) опубликовали некоторые единичные археологические находки из раскопок в Пскове.

Впервые собраны и в комплексе проанализированы все предметы личного благочестия населения Псковской земли конца X - XVIII вв. из археологических коллекций, а также подъемный материал и предметы в составе музейных собраний Псковской области. Каждый предмет в той или иной степени точности датирован. На материале Псковской земли мы прослеживаем развитие русской бытовой материальной культуры христианства на протяжении X - XVIII вв., чтобы раскрыть некоторые особенности христианизации и формирования религиозного сознания, обрядовой и социально-экономической, бытовой стороны христианской религии.

Хронологические рамки работы (конец X - XVIII вв.) определяются датировкой хорошо стратифицированных отложений культурного слоя на археологически изученных памятниках Псковской земли, в которых встречаются предметы христианского культа. Нижняя хронологическая граница обусловлена датировкой погребальных памятников, содержащих предметы личного благочестия (Псков - камерное погребение скандинавской женщины, гдовские курганы), а также слоев с лепной керамикой X в. в Псковском Кремле, где найдены предметы личного благочестия и литейные формы для их изготовления. Определение верхней границы связано с хронологией культурного слоя в Пскове, изучаемого археологически. Археологические данные о поздних вещах, максимально информативные по сравнению со случайными находками, делают доведение исследования до XVIII в. оправданным. При проведении раскопок в Пскове достаточно давно сложилась традиция археологической фиксации поздних отложений, в отчетной документации накоплен значительный материал о культурном слое XVI-XVIII вв. Необходимость такого подхода была обоснована и в рамках академической дискуссии о возможностях археологии для изучения позднего периода истории.1

Археология позднего периода истории Материалы Круглого стола, проведенного редакцией и редколлегией журнала «Российская археология»//РА, 2005, №1 С 81-99

Территория исторической Псковской земли понимается в границах ряда уездов по административному делению XVI-XVII вв.: Псковского, Изборского, Гдовского, Опочецкого, Вороначского в соответствии с последними исследованиями, в частности, реконструкции погостов XIV в.2 (См. карту 1 в прилож. 1).

Под предметами личного благочестия в работе понимаются нательные и наперсные кресты, нагрудные привески-иконки и привески с изображением креста, кресты-энколпионы (кресты-складни), змеевики, круглые крестовклю-ченные (крестопрорезные) привески и крестовидные, в том числе, ромбощитко-вые привески. Изучение предметов, которые принято относить к «народному христианству», элементов христианской символики в декоративном искусстве, намеренного нанесения христианских символов на бытовые предметы остается за границами данного исследования.

Термин «предметы личного благочестия» введен А.Е. Мусиным для уточнения понятия «предметы христианского культа».3 Последнее понятие в археологической и искусствоведческой литературе имеет довольно неустойчивое содержание. Оно обозначает то церковную утварь и вещи для богослужения, то все подвески с христианской символикой, то только металлические изделия, то все вышеперечисленное, включая даже такую категорию, как церковные врата.4

Новый термин «предметы личного благочестия» христиан, по нашему мнению, более удачно отражает суть отдельной категории находок, четко отделяет эти предметы христианского культа от «предметов церковного благочестия», используемых в церковном богослужении. Содержание термина практически совпадает с наполнением одной из групп христианских древностей, выделяемых Л.А. Беляевым: религиозные артефакты, принадлежащие отдельным личностям и семьям (амулеты-апотропеи, знаки конфессии и т.п.), в отличие от

2 Харлашов Б Н Погосты в Псковской земле (хронология, топография, размеры поселений 2-й пол I тыс н э -
XVI в)//Вестник Псковского Вольного университета/Гуманитарный научно-практический журнал T 3 2000
№1-3 С 43-46 Карта-см рис 1,с 44, Артемьев А Р Города Псковской земли в XIV-начале XVI вв //АИППЗ
Псков, 1985 С 28-30

3 Мусин А Е Христианские древности средневековой Руси IX - XIII вв (по материалам погребальных памятни
ков на территории Новгородской земли) Автореф дисс на соискание уч степени канд истор наук СПб, 1997

4 Например, см Николаева Т В , Недошивина Н Г Предметы христианского культа //Древняя Русь Быт и куль
тура М,1997 С 166-178

8 наполнения трех остальных групп, среди которых: церковные сооружения, служебные принадлежности и другое содержимое храма, памятники погребального обряда.5

Нам представляется возможным еще несколько более сузить значение термина «предметы личного благочестия» и относить к предметам личного благочестия только подвески с христианской символикой. Это предметы христианского культа, обладающие одновременно чертами официальности (признанные церковью, в отличие от амулетов) и индивидуальности, личности (носимые одним человеком). Домашние же лампады, иконы и прочее могут быть отнесены к третьей группе христианских древностей - предметам семейного или домашнего благочестия христиан. Функциональное назначение последних заключается в том, чтобы служить для отправления культа внутри семьи, дома и маркировать собой помещение как территорию христианского мира. Принадлежащий лично человеку предмет культа сопровождает его везде (иногда и вплоть до последнего пути), акцентируя его принадлежность к христианству, напоминая об обязательствах, налагаемых на него религией, а также патронаже и заступничестве высших сил. Именно в этом, узком значении термин «предметы личного благочестия» употребляется в данной работе.

Христианские древности долгое время были предметом изучения без осмысления их как части общехристианской культуры. В советской историографии их изучение велось в рамках проблематики истории искусства и ремесла. Подобный подход к изучению неутилитарных (с материалистической точки зрения) вещей - предметов культа, приводил к выпадению из всего комплекса связанных с вещью смыслов целевой составляющей. Таким образом, образ предмета культа не как предмета непосредственного поклонения, а как отображения трансцендентных духовных ценностей и образов, оставался за рамками исследования. Этот подход, обусловленный в первую очередь идеологией, усугублялся спецификой работы с археологическими источниками, со свойственной им неполнотой и фрагментарностью содержащейся в них информации.

5 Беляев Л А Христианские древности Введение в сравнительное изучение Учебное пособие М, 1998 С 8

Изучение предметов личного благочестия в XIX - на руб. XIX-XX вв., напротив, характеризовалось метафизическим подходом к корпусу известных исследователям предметов культа. Охват всей суммы вещей в исследовании производился без учета динамики и различных тенденций развития бытовой христианской культуры. Между тем, выпадение предмета культа в слой является лишь конечным итогом сложного комплекса духовных традиций, исторических событий и экономических явлений, относительно одновременных формирующемуся культурному слою, в котором будет залегать археологическая находка.

Археологические источники оказываются незаменимы там, где письменные источники не дают представления об изменениях, которые произошли в материальной культуре людей, перешедших в христианскую религию, а также о том обязательном наборе религиозных атрибутов, который в христианскую эпоху стал принадлежностью каждого человека, а изобразительные источники дают лишь фрагментарную картину.

1. История изучения вопроса

1.1. Изучение предметов личного благочестия населения Псковской земли Археологическое изучение памятников Псковской земли ведется с рубежа XIX-XX вв. Планомерные археологические раскопки начали проводиться в Пскове еще в 30-е гг. XX в. и возобновились после Великой Отечественной войны. Активное археологическое изучение Изборска началось в начале 1970-х гг. За эти годы накопился огромный материал по истории предметов личного благочестия. Ряд находок был опубликован вместе с результатами раскопок,6 некоторые предметы вошли в каталоги выставок,7 но комплекс предметов личного благочестия Псковской земли никогда не служил самостоятельной темой исследования.

6 См, например ЛабутинаИК Культурный слой Пскова//АИП, выи I М , 1983, Королева Э В Харлашов

Б Н К вопросу о дворах в средневековом Пскове (По материалам Васильевского раскопа)//АИП вып 2 , Псков, 1994, Харлашов Б Н Некоторые итоги раскопок на Завеличье//АИП Вып 2 Псков, 1994 идр

7 Белецкий В Д Древний Псков (По материалам экспедиции Эрмитажа) Каталог выставки Л , 1991

Отдельным находкам предметов личного благочестия из Пскова: двум каменным иконкам и литому крестику были посвящены три публикации.8 Шесть находок из раскопок в Пскове и Изборске вошли в каталог древнерусских эн-колпионов А. А. Песковой.9 Новую оценку коллекции «псковских» каменных резных иконок из собрания Ф.М. Плюшкина, опубликованной Т.В. Николаевой, дал В.Г. Пуцко. Попытки частичного обобщения данных о предметах культа из раскопок в Пскове проходили также на уровне студенческих исследований.11

В 1997 г. Э.В. Королева в своей диссертационной работе изучила ряд металлических нательных крестов (28 единиц), 4 иконки и один энколпион в контексте истории ювелирного ремесла в средневековом Пскове. Особое внимание было уделено технологическим аспектам изделий, топографии производственных комплексов и жилых дворов ювелиров. Основываясь на данных о составе сплавов по результатам спектрального анализа, автор выделила как продукцию местных ремесленников, так и привозные вещи.12

Некоторые из находок культовых предметов из раскопок в Пскове и на Псковщине выборочно привлекались в исследовании А.Е.Мусина.13 В 2002 г. в базу нового диссертационного исследования А.Е. Мусин также включил часть находок из раскопов в г. Пскове. Исследователь сделал вывод, что характер комплекса христианских древностей Пскова достаточно близок к новгородскому.14 Признавая высокую значимость работы, отметим, что некоторые тезисы, касающиеся псковских предметов личного благочестия, в работе А.Е. Мусина представляются спорными, некоторые данные требуют уточнения.

ПлоткинКМ Каменный образок XVII в из Пскова//АИППЗ Псков, 1988 Королева Э В Каменные иконки из коллекций Пскова//АИППЗ Материалы 50 научного семинара Псков, 2004 С 110-117 Мусин А Е Крест-тельник из Псковского Кремля (к характеристике корпуса древнейших нательных крестов) //Памятники Средневековой культуры Открытия и версии сб научных трудов СПб, 1994

9 Корзухина Г Ф Пескова А А Древнерусские энколпионы Нагрудные кресты-реликварии Х-ХШ вв СПб,
2003 №№ IV 6 1/37, с 169, IV 6 1/17, IV 6 1/18, с 167, табл 100, III 3 2/6, с 139, табл 77, IV 5 2/2, с 159, III2 3/55,
с 139, табл 77

10 Пуцко В Г Каменные иконки средневекового Пскова//ПРЕЙ М, 2003 ТИС 347-355

11 См , например ЮрасовАВ К истории распространения христианства в Пскове Курсовая работа студента III
курса Псков, 1992 Рукопись Архив кафедры отечественной истории и музееведения ПГПУ

12 Королева Э В Ювелирное ремесло средневекового Пскова Автореф дисс на соискание уч степ канд истор
наук Псков, 1997

13 Мусин А Е Христианские древности средневековой Руси IX - XIII вв СПб, 1997

14 Мусин А Е Христианская община средневекового города северной Руси XI-XV вв по историко-
археологическим материалам Новгорода и Пскова Дисс на соискание уч степ доктора истор наук СПб, 2002

Таким образом, предметы личного благочестия Псковской земли практически не изучены. Они никогда не выступали самостоятельной темой исследования, коллекция не введена целиком в научный оборот, материал не систематизирован. Изучение металлических предметов христианского культа в качестве ювелирных изделий, привлечение псковских данных в изучении погребального обряда Новгородской земли и христианской общины городов Северной Руси далеко не исчерпывает всей темы.

1.2. Предметы личного благочестия в отечественной историографии Интерес к предметам христианского культа впервые активно проявляется в XIX в. Это работы Б.И. Ханенко и В.Н. Ханенко15, Н.А. Леопардова и Н. Черне-ва16, Н. Ф. Беляшевского17, А.К. Жизневского, 18 Г.Д.Филимонова,19 в которых публикуются предметы из музейных коллекций России и ближнего зарубежья. Эти труды носили, прежде всего, характер каталогов и ставили своей задачей максимально полный свод предметов личного благочестия какой-либо территории. В большинстве из них, как в собрании Б.И. и В.Н. Ханенко, вещи сопровождены краткими иконографическими описаниями и датировками. Публикуя материалы раскопок Гдовских курганов Л.К. Ивановского и В.Н. Глазова, А.А. Спицын в 1896-1903 гг. кратко описывает найденные предметы культа и группирует их по ряду признаков.20 С течением времени публикация находок начинает сопровождаться составлением классификаций.

Отпечаток, который наложили эти авторитетные публикации XIX в. на изучение христианских древностей, прослеживается и в ранней советской исто-

15 Ханенко Б Н Ханенко В Н Древности русские Кресты и образки Киев, вып 1, 1899, вып2, 1900

16 Чернев Н Сборник снимков с предметов древности, находящихся в Киеве в частных руках С прим
Н Леопардова Сер 1-2 Киев, 1890-1893 Петров Н И Коллекции древних предметов и монет, пожертвованные
церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии Н А Леопардовым Киев, 1895

17 Беляшевский Н Ф Кресты и образки XI - XIII в, наиденные в Киеве и Киевской губернии АЛЮР, 1900, т 2 с 27-30

18 Описание Тверского музея Археологический отдел А К Жизневского с прим гр А С Уварова М , 1888

19 Филимонов Г Д Описание памятников древности церковной и гражданского быта русского музея Коробано-
ва М,1840

20 Спицын А А Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л К Ивановского MAP, №20, СПб, 1896 ,
Спицын А А Гдовские курганы в раскопках В Н Глазова MAP, № 29, СПб, 1903

12 риографии. Научный жанр каталога древностей в его современном варианте остается актуальным и в настоящее время.22

В 20-30-е гг. в силу идеологических причин на смену каталогам пришли работы интерпретационного характера. Предметы личного благочестия рассматривались исключительно как образцы ремесла и произведения искусства.23

Новый этап выхода обобщающих работ по предметам христианского культа наступает после накопления и публикации значительного археологического материала. Резюмирующей работой по новгородским предметам личного благочестия, изготовленным из металла, и, в целом, знаковой работой в изучении предметов личного благочестия Древней Руси является работа М.В. Седовой «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)».24 Отдельные разделы книги посвящены нательным крестам, иконкам, энколпионам. Созданные автором принципы классификации и описания предметов культа, стали образцом для последующих публикаций.

В 1997 г. предметы христианского культа Древней Руси получают достаточно полное освещение в обобщающей статье Т.В. Николаевой и Н.Г. Недо-шивиной. В работе, вобравшей в себя значительную долю изученного археологического материала, представлена датированная типология древнерусских нательных крестов, энколпионов, иконок и других христианских привесок25.

Рассмотрение в качестве источника по христианизации древнерусской деревни в XI-XIII вв. предметы личного благочестия получают в исследовании

Так, сугубо «каталожный» характер носит статья Н Ф Романченко о Старицкой коллекции Дается подробное описание и классификация крестиков и образков Среди образцов старицкого медного литья автор выделяет образки-тельнички, шейные образки-печати, кресты В основе классификации критерий внешней формы предмета, на втором месте - иконография -См Романченко НФ Образцы Старицкого медного литья//Материалы по русскому искусству ТІЛ, 1928

22 Например, характер небольшого свода имеет публикация В В Праздникова, где автор представляет «14 до
монгольских и 5 поздних крестов» См - Праздников В В Предметы христианского культа на поселении Вве-
денское в Ярославской области//ТАС Вып 4 T II Тверь, 2001 С 173-177

23 Предметам личного благочестия посвящены отдельные части работ А И Некрасова, В Н Перетца, в 1948 г -
Б А Рыбакова См -Некрасов А И Очерки декоративного искусства древней Руси М , 1924, ПеретцВ Н О
некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья /Известия ГАИМК, вып 73 Л, 1933, Ры
баков Б А Ремесло Древней Руси М , Изд-во АН СССР, 1948

24 Седова М В Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X - XV вв ) М , 1981 С 49-65

25 Николаева Т В , Недошивина H Г Предметы христианского культа С 166-178

13 Н.А. Макарова. Автор делает вывод, что находки предметов личного благочестия в погребениях не дают достаточных оснований для окончательной интерпретации конфессиональной принадлежности погребенных, учитывая специфическую религиозную ситуацию, сложившуюся на Руси в XI-XIII вв.

Продолжение подхода Н.А. Макарова к изучению комплекса предметов христианского культа демонстрируют работы А.Е. Мусина.27 Исследователь рассматривает предметы благочестия Новгородской земли в контексте общерусской христианской культуры с широким привлечением данных письменных источников, в том числе и литургической литературы. Особое внимание уделяется функциональному аспекту культовой вещи. В комплексе с другими источниками в работах исследователя археологическая коллекция предметов личного благочестия служит для реконструкции динамики и особенностей процесса христианизации Новгородской земли в IX - XIV вв., воссоздания структуры и разнообразных аспектов функционирования христианской общины Новгорода и Пскова XI-XV вв.

В заключение отметим, что анализ литературы, посвященной различным категориям предметов личного благочестия, проводятся в соответствующих главах данного исследования.

н= * *

Подводя итог общему обзору, можно отметить, что на сегодняшний день в изучении предметов христианского культа в России произошло значительное накопление материала благодаря многочисленным публикациям отдельных вещей или коллекций.

Однако богатейший материал по истории предметов личного благочестия в России все еще не полностью обобщен. Не сложился единый подход к данной категории вещей, что затрудняет сопоставление результатов. Вместе с тем мно-

26 Макаров H А К оценке христианизации древнерусской деревни в ХІ-ХШ вв (погребения с крестами и образ
ками в могильниках Белозерья и Каргополья) //КСИА, вып 205 М , 1991 С 11-20

27 Мусин А Е Христианская община средневекового города северной Руси XI-XV вв СПб, 2002, Мусин A L
Меч и крест новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии //Раннесредневековые древности
северной Руси и ее соседей СПб, 1999 С 134-150, Мусин А Е Становление церкви на Руси в IX -XIV вв Сред
невековая русская христианская культура историко археологическое исследование Lewistenetc Mellen, 2001,

14 гоплановость исследований позволяет получить разнообразные сведения в рамках общей тематики. Ученые обращаются к предметам христианского культа как к ювелирным изделиям, произведениям искусства, источнику по истории христианизации, истории развития пластических образов в искусстве, традиций в декорировании ювелирных изделий, религиозных взглядов и обрядов церкви.

К окончательно нерешенным проблемам изучения темы также относится типологическая классификация нательных крестов. Большинство существующих общерусских схем не учитывают всего многообразия тельников. Нерешенным остается вопрос о единых критериях классификации предметов личного благочестия. В науке в настоящее время приняты три основных подхода: 1) морфологический, с использованием ступенчатого классификатора;28 2) описательный, нестрогая классификация с опорой на иконографию и устойчиво существующие в материальной культуре датированные типы; 3) разделение предметов, рассматриваемых в их функциональном аспекте, по поколениям на основе иконографических признаков, без учета материала.29

Из основных категорий предметов христианского культа наиболее хорошо изученной на настоящий момент является тема древнерусских энколпионов, не только имеющая богатую библиографию, но и нашедшая воплощение в выпуске общерусского свода.30

Не для всех категорий решены вопросы происхождения, ареалов распространения. Эти проблемы частично решены для категории крестов с «грубым изображением Распятия» (моравских крестов), энколпионов с обратными надписями, черневых энколпионов, крестов так называемого «скандинавского» ти-

Мусин А Е Усадьба «Е» Неревского раскопа Опыт комплексной характеристики христианских древностей //Новгородские археологические чтения - 2 Новгород, 2004 С 137-151 идр

28 Поход широко представлен в работах Ю Л Щаповой и ее учеников Щапова Ю Л Еще раз о типологическом
методе в археологии, типах и типологиях //Историческая археология Традиции и перспективы М,1998 С 378-
385, Щапова Ю Л Описание, классификация и эволюционные закономерности в развитии древних вещей //РА
1994 №3 С 81-92, Агапова ИГ Нательные кресты Древней Руси (морфология и классификация) Дипломная
работа 1991 Рукопись Архив кафедры археологии ист факультета МГУ, а также работах Э П Винокуровой,
например Медведев П П Винокурова Э П Применение принципов типологии среды обитания для классифика
ции мелкой пластики //Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия рус
ского Севера Петрозаводск, 1989 С 27-34

29 Например, см Мусин А Е Христианизация Новгородской земли в IX - XIII вв Погребальный обряд и хри
стианские древности) СПб,2002 С 152 идр

30 Корзухина Г Ф Пескова А А Древнерусские энколпионы Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв СПб, 2003

15 па, крестов с эмалью. В частности, еще Г.Ф. Корзухиной поднимался вопрос о «корсунской» легенде31 в отечественной науке. Вместе с тем для отдельных категорий продолжают существовать «новгородская», «киевская», «прибалтийская» легенды. Исследования В.В. Седова поставили точку в истории существования «скандинавской» легенды относительно происхождения одного из типов крестов. Остается дискуссионным вопрос о правомерности привлечения литейных форм из известняка для изучения типов мелкой пластики из различных сплавов и надежности свидетельства известняковых литейных форм для утверждения о местном производстве предметов из тугоплавких материалов.

В связи с вопросом о литейных формах до сих пор не доказана, но и не опровергнута теория существования большого количества несохранившихся предметов культа из легкоплавких сплавов, так же как и теория о деревянных нательных крестах. Решение данного вопроса могло бы внести корректировки в устоявшиеся статистические наблюдения и выкладки о соотношении количества населения городов и найденных в слое вещей, количества могил с наличествующими или отсутствующими в них предметами личного благочестия.

Детально разработана в научной литературе тема художественных школ изготовления каменных иконок в Древней Руси. Гипотеза о наличии самостоятельной псковской школы резчиков каменных иконок, высказанная Т.В. Николаевой, подтверждается последними археологическими находками, что убеди-тельно доказано в публикации Э.В. Королевой. На новгородском материале подробно разработана тематика типохронологии и технологических аспектов

янтарных крестиков.

Малоизучены проблемы социальной топографии предметов личного благочестия. Если взгляд о принадлежности энколпионов и иконок в драгоценной обкладке к пласту элитной материальной культуры устоялся, то для различных

31 Кондаков Н П Русские клады Исследование древностей великокняжеского периода Н Кондакова, заслужен
ного профессора Императорского Санкт-Петербургского университета СПб, 1896 214с

32 Королева Э В Каменные иконки ,2004 С 110-117

33 Полубояринова М Д Полудрагоценные камни и янтарь в Древнем Новгороде //Новгородские археологиче
ские чтения Новгород, 1994 С 75 - 82 Шаповалов Р Г Классификация и хронология изделий из янтаря Нерев-
ского раскопа//ННЗИА Вып 14 Новгород, 2000 С 150-157

типов нательных крестов и металлических иконок этот вопрос не решен. Нерешенным остается вопрос о критериях определения погребения, двора или усадьбы как комплекса, связанного с духовенством, на основании присутствия отдельных категорий находок. Особенности топографии, критериев атрибуции дворов других древнерусских городов зачастую экстраполируются на Псков без учета собственных специфических характерных черт последнего.

Одной из проблем в изучении поздней медной пластики является автономность двух направлений исследования: искусствоведческого и археологического. Если в археологической литературе недостаточно внимания уделяется детальному изучению иконографии и технологии изделий, то в искусствоведческой литературе практически не применяются данные о стратиграфических и топографических характеристиках аналогичных изделий из археологических коллекций, в том числе из закрытых надежно датированных комплексов. Синтез этих двух направлений мог бы дать значительный научный результат, несмотря на то, что информативность археологических источников в значительной степени превышает информативность случайных находок и подъемного материала.

Подобная автономия, преодоленная в ряде новых исследований, частично наблюдается и при обобщении данных археологических раскопок городских кремлей и охранных исследований в пределах средневековых посадов. Раздельное обобщение информации, обусловленное и объемностью материала, и просто географией экспедиций, зачастую приводит к получению односторонних выводов.34 Вопрос о переломе в науке, позволившем не только вывести городскую археологию в один ряд с изучением курганных древностей, синтезировать знания, но и со временем доказать большую перспективность городских раско-пок, рассматривается в публикации Ю.Л. Щаповой. И если эти два направле-

34 Так, при первоначальном сопоставлении коллекции предметов личного благочестия из раскопов на ул Ленина в Пскове (на посаде XI - XIII вв ) с одной из новейших классификаций древнерусских иконок и крестиков, основанной преимущественно на материалах сельских погребальных памятников и городских кремлей, можно было сделать вывод об уникальности значительной доли псковской коллекции и полном отсутствии в Пскове распространенных древнерусских типов

Щапова Ю Л Хронологическая революция в славяно-русской археологии //Новгородские археологические чтения-2 Новгород, 2004 С 103-106

17 ния пришли к синтезу и поделили приоритеты в науке, то проблема интегрирования материалов охранных раскопок с материалами кремлей по-прежнему остается актуальной.

Остается дискуссионным вопрос о правомочности привлечения предметов личного благочестия, особенно в составе погребального инвентаря, как самостоятельного источника по христианизации в связи с ограниченными возможностями археологии в области изучения религиозного сознания. Недостаточность источников по церковным нормам Древней Руси открывает в этой области широкие возможности для интерпретации: от признания христианскими всех погребений и дворов с предметами личного благочестия до отрицания религиозного осмысления креста населением Древней Руси вплоть до ХИ-ХШ вв.

Можно сказать, что ни в одном регионе России не произведено исчерпывающего исследования предметов христианского культа. Наиболее полными следует признать новгородские материалы, хотя после обобщающей и во всех отношениях образцовой работы М.В. Седовой о ювелирных изделиях, ограниченной хронологически X - XV вв., имели место многочисленные новые находки.

2. Источниковая база исследования

Основными источниками данного исследования являются археологические источники - вещественные древности и связанная с ними фондовая документация. Привлечены археологические находки предметов личного благочестия и литейных форм для их изготовления из раскопок на территории исторической Псковской земли.36

Также в базу исследования вошли предметы личного благочестия из коллекций подъемного материала, собранного в Пскове, Старом Изборске, Гдове,

36 Хранятся в отделе хранения фондов археологии ПГОИАХМЗ, фонде АО ПГОИАХМЗ, археологической коллекции музея-заповедника «Изборск», фондах отделов истории русского искусства и археологии Восточной Европы и Сибири ГЭ Список коллекций с местами хранения приведен в списке источников Материалы раскопок на городище Воронич, не переданные пока археологической экспедицией в музейное хранение, изучены по публикациям - С В Белецкий и др Раскопки на городище Воронич //Археологические открытия /Ин-т археологии М , 2003 Белецкий С В Пушкиногорье до Пушкина Историко-археологические очерки /Михайловская пушкиниана Вып 31 Пушкинские Горы-М , 2004

18 Псковском, Палкинском, Печорском районах, и случайные находки, хранящиеся в областном и районных музеях Псковской области. Подъемный материал значительно уступает находкам из раскопов по информативности и, во многом, привлекается лишь как дополнительный источник для типологии, отчасти - для топографии.

Эмпирически и по публикациям изучено 659 предметов личного благочестия и форм для их отливки, связанных по месту изготовления или бытования с Псковом и Псковской землей. Статистика привлеченных в исследовании предметов личного благочестия с отражением мест их происхождения и хранения приводится в таблице 1 приложения 2, статистика изделий по категориям и материалу - в таблице 2 приложения 2.

Привлечена полевая и отчетная документация раскопок 1947-2004 гг. на территории части Псковской области, при проведении которых были найдены предметы культа и формы для их отливки. Были изучены отчеты (более 400), а также чертежи, альбомы, полевые описи и другие приложения, а также в ряде случаев - полевые дневники раскопок.37 В том числе, 126 отчетов с приложениями, которые непосредственно привлекались в исследовании, так как содержали информацию об археологических находках предметов личного благочестия и литейных форм для их изготовления. Изучена 181 коллекционная опись.

Предметы личного благочестия из раскопок в г. Пскове

Схема размещения археологических раскопок в Пскове (приложение 1.2) приводится по приложениям к археологическим отчетам 2004 г. Предметы из раскопок в Пскове относятся к ряду памятников, расположенных на территории современного города. Часть находок принадлежит к раннесредневековым погребальным памятникам в районе ул. Ленина и Романовой Горки и к более поздним прицерковным кладбищам в Довмонтовом городе, городским кладбищам на Романовой Горке, у церкви Иоанна Милостивого, некрополям Миро-

37 Хранятся в научно-отраслевом архиве ИА РАН, рукописном архиве ИИМК РАН, архиве научно-
производственного археологического отдела и Древлехранилище (Отделе рукописных и старопечатных фон
дов) ПГОИХАМЗ, фондах музея-заповедника «Изборск»

38 Автор и составитель схемы Б Н Харлашов См например, Салмина Е В Отчет о работах на Богоявленском
XXXI раскопе в Пскове в 2004 г Т I Архив АО ПГОИАХМЗ Д 195

19 жского, Снетогорского, Нововознесенского женского, Медведева Златоустов-ского, Ильинского монастырей. Значительное количество предметов личного благочестия найдены в слое поселения. Наиболее ранние из них происходят с территории древнего детинца, находившегося на северной оконечности мыса при слиянии рек Великой и Псковы, и посада, занимавшего пространство южной части средневекового Кремля, Довмонтова города и междуречья, в том числе, бывшей площадки языческого некрополя, хозяйственное освоение которой началось не ранее сер. XI в. Согласно последним исследованиям, древний посад или одновременно существующие поселения в XI-XII вв. распространялись и на некоторые участки Запсковья и Завеличья.39 В XIII в. территория посада, в дальнейшем защищенная стеной 1309 г., достаточно плотно застраивается. В 1374/75 г. возросшая территория города обносится новой стеной, получив название Застенья. После возведения линии укреплений в 1465 г. территория между Довмонтовой стеной и стеной 1374/75 г. становится Средним городом, а обширный участок от стены 1374/75 г. до стены 1465 г. - Окольным городом. 40 Подробная статистика происхождения находок из раскопок в Пскове приведена в приложении 2 (таблица 3).

Предметы личного благочестия из раскопок в Старом Изборске На территории села Старый Изборск (в 30 км от Пскова) расположен памятник VIII-XIII вв. Изборское (Труворово) городище и крепость XIV в. на Же-равьей горе. Городище расположено на высоком мысу при впадении ручья в озеро, в настоящее время, носящее название Городищенского и связанное с Псковским озером, а через него - с Балтийским морем.

При раскопках на городище археологически прослежена застройка, в том числе, христианского времени - Х-ХШ вв., из слоя которой происходит 13 находок предметов личного благочестия и 3 литейные формы для крестиков, а также культурный слой, отражающий историю эксплуатацию данного участка в позднее, монастырское время. Пять находок относится к монастырскому клад-

ХарлашовБН Некоторые итоги раскопок на Завеличье//АИП Вып 2 1994 С 44-76 ЛабутинаИК Историческая топография Пскова в XIV-XV вв М , 1985

20 бищу I пол. - сер. XVII в. у Никольского собора. Еще 4 находки относятся к могильнику в урочище Скудельня в Изборске. Раскопками изучена лишь незначительная часть территории крепости на Жеравьей горе, найдено 2 креста. Христианские подвески из погребальных памятников Псковской земли Из гдовских курганов и жальников (раскопки В.Н. Глазова, Л.К. Ивановского, 1899-1901 гг.) происходит 30 вещей, которые могут быть отнесены к категории предметов христианского культа. Среди них - находки из курганов у дер. Бакин-Конец, Кукиша Гора, Залахтовье (в том числе, 2 креста из разрушенных курганов, переданных в коллекцию подъемного материала ПГОИ-АХМЗ), Савиновщина, Калихновщина, Большие Поля, Малые Щепицы, Криу-ши, Жидилов Бор, Вопша, Мутаккюля, Яскелево, Беседа, Глядино, Плещевицы, Волковицы; из жальников у деревни Большие поля, Замошье, Селище, Сабек.

Один крест найден в районе жальника у деревни Загредье, Опочецкий р-н (раскопки В.Н. Глазова, 1900 г.). Четыре креста происходят из погребений у церкви Николы в Устье в Псковском районе и три из могильника к северо-западу от деревни Чудская Рудница в Гдовском районе (раскопки И.К.Лабутиной 1956, 1960 гг.).

3. Цели и методика работы

Целью исследования является всесторонний анализ корпуса предметов личного благочестия Псковской земли, создание типохронологической шкалы на основе данных стратиграфии, изучение динамики изменения состава христианских древностей и выявление особенностей религиозного сознания через характеристики предметов личного благочестия.

Степень изученности вопроса, а также специфика источников определяют конкретные задачи исследования и методы их решения. Задачи, поставленные в работе, формулируются таким образом:

сбор и систематизация материала, создание иллюстрированного каталога и базы данных предметов личного благочестия;

атрибуция и выделение основных типов предметов личного благочестия;

датирование находок с использованием всего доступного комплекса методов и создание хронологической шкалы предметов личного благочестия;

соотнесение археологических находок из раскопок в Пскове и Изборске с городскими дворами, анализ предметов личного благочестия в составе погребальных комплексов и выявление особенностей топографии распространения отдельных категорий и типов;

выявление основных тенденций в развитии иконографии предметов личного благочестия.

Ключевые методологические подходы работы определяются принципами объективности, системности и историзма. Предмет исследования изучается в динамике и развитии, с учетом соотношения в этом развитии общего и особенного, закономерного и случайного, вариативного, а также в контексте взаимосвязей с другими явлениями окружающего мира. Артефакты исследуются в неразрывной связи с соответствующей им эпохой с присущими ей политическими, экономическими, культурными, духовными реалиями. Как справедливо отметил Л.А. Беляев, изучение христианских древностей «пользуется всей совокупностью методов, разработанных в современном источниковедении... главные среди них: сравнительно-типологический, иконографический, стратиграфический (в натурных исследованиях), в эпиграфике текстологический и т.д.»

Основная методика работы в рамках данного исследования заключалась в анализе полевой и отчетной археологической документации, работе непосредственно с вещами из археологических коллекций и с научной литературой.

Как отдельные предметы, так и серии вещей изучались комплексно в их археологическом и художественно-иконографическом контексте. Археологические находки рассматривались в связи с комплексом, из которого они происходят. Предметы из городских слоев по возможности соотносились с конкретным двором, учитываются характеристики двора: его площадь, стабильность планировки на протяжении времени, конструктивные особенности сооружений (размер, наличие пола и проч.), комплекс находок, позволяющий установить заня-

22 тия и социальный статус владельцев (находки импортных вещей, дорогих изделий, предметов вооружения, ремесленного инструментария, орудий промыслов). Учитывались условия залегания предмета в слое, характер слоя и включения, удаленность от жилых комплексов. Характеристика двора, проистекающая из археологического контекста, сопоставлялась с типологическим характеристиками и материалом вещи, с данными о технологии ее изготовления.

При упоминании дворов, изученных раскопками на ул. Ленина, используются две системы обозначений: полевое обозначение (буквенное или по сторонам света) и сквозная нумерация дворов раскопов на ул. Ленина из приложения в диссертационном исследовании М.И. Кулаковой.42 В каждом случае использование терминологии оговаривается. Работа по ярусологии раскопок на ул. Ленина полностью не завершена, и диссертация М.И. Кулаковой представляет собой промежуточную и относительно завершенную стадию общего исследования. Схема раскопов на ул. Ленина с условными (усредненными) границами дворов на период, который характеризуется наибольшей плотностью застройки участка, приводится в приложении 1.3.

Находки из погребений рассматриваются в комплексе с остальным погребальным инвентарем, сопоставляются с прочими материалами могильников, к которым относятся погребения. Учитывается место, которое занимает предмет (в составе ожерелья, на отдельном шнурке или в связке амулетов) и этническая принадлежность погребального памятника.

Особое внимание в ходе исследования уделяется проблеме датировки выявленных артефактов. Применяются методы относительного и абсолютного датирования - как собственно археологические методы (стратиграфия, типология, датировка по аналогиям), так и результаты естественнонаучных исследований (прежде всего, дендрохронологических). Используются результаты определе-

41 Беляев Л А, 1998 Указ соч С 8

42 Кулакова М И Динамика застройки Пскова X - XVII вв по данным археологии, дендрохронологии и пись
менных источников Дис канд ист наук/ИА РАН М,2001 Благодарим М И Кулакову за разрешение поль
зоваться рукописью диссертации из ее личного архива

23 ния образцов дендроспилов, указанные в приложениях к отчетам, а также полученные и опубликованные М.И. Кулаковой,43 А.Ф. Урьевой, Н.Б. Черных.44

В исследовании привлекаются вещи, происходящие как из закрытых (курганы в сельской местности и погребения городских некрополей), так и из открытых комплексов (городской культурный слой). Особое внимание при изучении материалов из Пскова и Изборска уделяется установлению факта непотревоженное слоя или наличия нарушений. Многочисленные перекопы средневекового слоя этих памятников связаны со спецификой функционирования такого памятника, как город, в позднее время.

Для датировки и периодизации древностей Пскова большую роль играет система строительных ярусов, которые выделяются в отчетной документации по одному из крупнейших комплексов раскопов у здания ПГПУ и на ул. Ленина (1967-1991 гг.).45 По уровню залегания и связи с постройками предметы личного благочестия соотнесены нами с ярусами застройки, что позволило в большинстве случаев определить стратиграфические даты.

В полевых условиях при раскопах на ул. Ленина выделялись ярусы с нулевого по пятнадцатый с собственной датировкой внутри раскопа. При обращении к этим данным в нашем исследовании они именуются «полевыми ярусами», дата указывается отдельно для каждого случая. Им соответствуют упоминаемые непосредственно в полевой и отчетной документации с 1976 г. ярусы и их планы в приложениях к отчетам о раскопках. Даты 0-12 полевых ярусов с уточнениями для раскопов 1976, 1978, 1981-85 гг. опубликованы И.К. Лабути-ной.46 После завершения масштабных раскопок на ул. Ленина коллективом псковских археологов при поддержке РГНФ был осуществлен проект по уточнению топографии и хронологии застройки в древней части Среднего города

43 Кулакова М И Динамика застройки Пскова X-XVII вв М , 2001, Некоторые итоги дендрохронологического
изучения дерева из раскопов на ул Ленина (1982, 1984-85 - V,VI раскопы, 1990 - XVI раскоп) //АИП, 1996 С
195-205 Лабутина И К Кулакова М И Псков в XIII веке (археологические наблюдения по динамике расселе
ния и строительства) //Русь в XIII веке Древности Темного времени М , 2003 Приложение С 73-82

44 Урьева А Ф, Черных Н Е Дендрохронологическое изучение деревянных построек из раскопов в Пскове
//АИП, 1983 С 210-232,ЧерныхН Б Дендрохронологическое изучение деревянных построек из раскопов у
педагогического института и I, III, IV на ул Ленина//АИП ВыпЗ T 1,1996 С 182-194.

45 В отчетной документации - с 1976 г

24 Пскова. Детальные ярусологические исследования И.К. Лабутиной, И.О. Колосовой, М.И. Кулаковой, Б.Н. Харлашова позволили создать сводные планы ярусов, единые для всего пятна раскопок на ул. Ленина.47 В данной работе при упоминании уточненных данных используется термин «уточненный ярус» или просто «ярус». Вклад в уточнение дат, топографии и состава ярусов, в том числе и в рамках проекта, внесли исследования М.И. Кулаковой. Используя данные ее исследований, мы употребляем термин «ярус по М.И. Кулаковой».48 Ярусам соответствуют датировки, приведенные в прил. 3.

В случае уверенного отнесения находки к ярусным сооружениям находка датировалась по ярусу. При наличии дендродат сооружения или сопутствующих датирующих находок датировка вещи сужалась.

Дискуссионным остается вопрос о том, является ли полученная на основе археологических данных дата вещи временем ее бытования или только временем выпадения в слой. Мы исходили из представления, что единичная вещь с большей вероятностью могла попасть в слой на пике своего бытования, чем на начальном или последнем этапе, хотя не исключены варианты. Поэтому полученная методами стратиграфии и дендрохронологии дата слоя, в котором единичная вещь залегает, близка к периоду ее бытования и не обязательно завершает его. Датирование типа через серию вещей является более надежным, вследствие того, что серия дат в сопоставлении со статистикой встречаемости уравновешивает общую датировку и позволяет получить достоверную картину распределения образцов типа во времени.

Кроме того, для предметов культа, в том числе и предметов личного благочестия, актуальна проблема «переживания», т.е. весьма длительного бытования вещи после ее производства. Предметы личного благочестия могли передаваться из поколения в поколение в семье, храниться в качестве домашних или цер-

46ЛабутинаИК О датировке ярусов в раскопах на улице Ленина в Пскове (1976, 1978, 1981-1985 гг)//АИППЗ Псков, 1988 С 10

47 Подробнее - Лабутина И К Раскопки в древней части посада средневекового Пскова //Тр VI MKCA 1 2 Славянский средневековый город М , 1997 С 188-197 Лабутина И К, Колосова И О, Кулакова М И , Хар-лашов Б Н Топография и хронология застройки в древней части Среднего города Пскова Отчет о работе по проекту № 99-01-00260а РГНФ, 2000 Рукопись Хран - кафедра отечественной истории и музееведения ПГПУ Работа над каталогом сооружений пока не завершена

25 ковных реликвий, не выпадая в слой непосредственно после того, как основная масса предметов данного типа вышла из обращения. Многие нательные крестики и иконки XVI и XVII вв. дошли до исследователя в качестве реликвий, хранящихся в ризницах или переданных в музеи, так и не попадая в культурный слой. Это размывает верхнюю границу бытования некоторых типов. При датировании типов этот аспект в ряде случаев оговаривается особо.

Другой проблемой при создании типохронологии предметов личного благочестия является проблема оригинала и серии, на которую впервые обратили внимание в своих работах В.Н. Перетц, ВТ. Пуцко.49 Импорт модели возможен и в каменной пластике, но особенно актуально проблема датирования оригинала и вторичных переливок стоит при изучении металлических нательных крестов, иконок, энколпионов и других подвесок. Слепок с готового изделия позволяет получить отличимые лишь по малозаметным признакам копии, производство которых может отстоять от изготовления оригинала как на краткий промежуток времени, так и на столетия.

Методы классификации предметов используются в нашей работе комплексно. В целях достижения максимальной полноты описания в данной работе морфологический (конструктивный) и иконографический подходы используются в сочетании, учтены преимущества каждого из них. Достоинством морфологического подхода является возможность формализации описательной схемы, более качественная статистическая обработка информации. В большинстве случаев справедливо разделение предметов на группы по материалу, из которого они изготовлены, в силу того, что развитие различных ремесел имело собственные пути и особенности. Вместе с тем, зачастую, общие черты объединяют в один иконографический тип предметы не только из различный материалов (янтарь, дерево, металл), но и из разных категорий предметов культа (энкол-пионы, нательные кресты, иконки). При типологизации категорий предметов

48 Кулакова М И Динамика застройки Пскова X - XV11 вв М , 2001

49 Перетц В Н О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья Л, 1933, Пуцко В Г Ху
дожественное ремесло Древней Руси XI-XIII вв (проблема хронологии изделий)//АИППЗ 2000 Псков, 2001 С
178-191

26 личного благочестия населения Пскова и Псковской земли мы частично пользовались принятой терминологией, что оговаривается в соответствующих разделах. Некоторым типам, в том числе и впервые выделяемым, даны новые названия. При создании типологий внутри групп в данной работе отдается предпочтение описательному методу, позволяющему выделять типы, устойчиво существующие в компактный промежуток времени, по ряду эмпирически выделяемых и не всегда однопорядковых признаков.50 В работе дается не только типологический, но и иконографический анализ корпуса предметов личного благочестия Псковской земли. Он основан на привлечении результатов исследований по проблемам истории древнерусской живописи и литературы.51

Весь комплекс предметов рассматривается в развитии для изучения динамики изменений в иконографии, видовом и типологическом составе находок в разные периоды истории. В ряде случаев для объяснения некоторых культовых моментов через аналогичные явления современной религиозной жизни допускается использование метода интерполяции. Это допущение необходимо из-за практического отсутствия для изучаемого периода канонической литературы, излагающей церковную норму в отношении предметов личного благочестия.

При изучении предметов христианского культа из раскопок используются топографический и картографический методы. При этом учитываются данные по топографии Пскова и Изборска, этническая принадлежность курганных комплексов. Задача поиска места предмета среди аналогичных памятников других территорий решалась не столько картографическим методом, сколько через анализ иконографии и художественных особенностей вещи.

При изучении вещей по возможности учитывались технологические аспекты, как рассмотренные в специальных исследованиях, так и те, для выделения

Это, в первую очередь, иконографические сюжеты (в случае с тельниками к ним относится и количество ветвей креста) и функциональная группа предмета (нательный или наперсный), форма, пропорции, форма завершения лопастей креста, иногда форма средокрестия и сечение Для группы предметов личного благочестия с голгофской тематикой создание типохронологии идет на основе вычисления корреляций дробных иконографических признаков, о чем подробнее будет сказано в соответствующем разделе

5|ЛифшицЛИ Очерки истории живописи древнего Пскова Середина XIII - начало XV вв Становление местной художественной традиции М , 2004, Круглова T В Церковь и духовенство средневекового Пскова //МИЖ № 13-15

27 которых не требовалось дополнительных специальных исследований (условное определение материала, фиксация следов обработки, литейных швов).

При составлении количественной характеристики набора предметов личного благочестия возникает проблема соотношения данных о памятниках с различной степенью археологической изученности. Это вопрос уже имеет решение в историографии проблемы. Вслед за А.В. Кузой, который при составлении социальной типологии древнерусских поселений доказал допустимость описаний в словесных категориях «мало»/«много» вместо конкретных цифр в работе с археологическими материалами, А.Е. Мусин в своей работе обосновал необходимость прибегать при изучении христианских древностей к сравнениям и характеристикам не количественного, а описательного характера. Этот подход оправдан, так как на материале христианских древностей выборка предметов из отдельных памятников тяготеет скорее к единицам и десяткам, чем к сотням предметов.52

Кроме того, при количественном обобщении материала мы сталкивается с неопределенностью, какой процент находок, реально бытовавших на конкретной территории в определенный промежуток времени, доходит до исследователя. Многие предметы личного благочестия, найденные при раскопках, для изучаемого региона уникальны. Соотнесение их с аналогичными вещами на территории Древней Руси позволяет определить эти вещи, как образцы определенной серии или типа. Однако отсутствие аналогий за пределами Псковской земли не дает ответа на вопрос, были ли типичны некоторые предметы для Псковской земли, или представлены за всю историю в единственном экземпляре.

4. Структура работы

Работа состоит из введения, 4 глав, имеющих внутреннее членение, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений, куда включены иллюстрированный каталог предметов личного благочестия, таблицы (база данных) и типохронологическая шкала. Таблица,

Мусин А Е Христианская община СПб, 2002, Древняя Русь Город Замок Село М , 1985 С 47

28 представленная в приложении 4, является графическим отображением базы данных и представляет собой результат источниковедческой работы с отчетной документацией и вещами. База позволяет оперировать данными о месте находки и хранения вещи, ее категории и материале, содержит паспортные данные и описание предметов, полученные в ходе исследования стратиграфические даты и их обоснование, имеет связь с иллюстрированным каталогом вещей, представленном в приложении 5. Ссылки на номер в базе данных в тексте работы оформляются как «БД, №#». В приложении 5 представлен рисованный каталог предметов личного благочестия, имеющий собственную нумерацию. Ссылки на данный каталог в тексте работы оформляются как «рис. #».

Основные положения работы нашли отражение в статьях и докладах на ежегодных семинарах «Археология и история Пскова и Псковской земли», конференции преподавателей ПГПИ (ПГПУ), на межрегиональной конференции «А.Л. Ордин-Нащокин и его время» (ПГПУ, апрель 2006 г.), III ежегодной конференции «Изборск и его округа» в Изборском музее (октябрь 2006 г.), заседании Новгородского семинара кафедры археологии МГУ (март 2006 г.). Завершающая стадия исследования проходила в рамках работы по поддержанному РГНФ проекту № 06-01-00341а «Предметы христианского культа Псковской земли по данным археологии».

Колпакова Ю В К вопросу о классификации псковских нательных крестов Молодежь науке Псков, 2001, Кол-пакова Ю В Топография предметов христианского культа из раскопов 1945-95 гг в г Пскове//Молодежь науке Псков, 2002, Колпакова Ю В Христианская традиция в Пскове по данным археологии (предметы личного благочестия)//«Псков» №16 Псков, 2002 С 27-30, Колпакова Ю В КТ Никольский о составлении «первого русского руководства по церковной археологии»//Метаморфозы истории Альманах Вып 3 Псков, 2003, Колпакова Ю В Предметы христианского культа в археологической коллекции Псковского музея-заповедника//АИППЗ 2001-2002 гг Псков, 2003 С 66-73, Колпакова Ю В Нательные кресты с голгофской тематикой в фондах Псковского музея-заповедника //АИППЗ 2001-2002 гг Псков, 2003 С 57-66, Колпакова Ю В Каменные и янтарные нательные кресты Пскова и Изборска//АИППЗ Материалы 50 научного семинара Псков, 2004 С 102, Колпакова ЮВ Некоторые разновидности нательных крестов средневекового Пскова//РА, 2005, №1 С 140-145 Колпакова Ю В Салмина Е В Раскопки у церкви Богоявления с Запсковья в городе Пскове в 2001 году погребальный обряд и инвентарь XVI XV111 вв//ТТЗСТЭС Вып 5 Тверь, 2003 С 63-71

История изучения древнерусских крестов-тельников из металла

Ключевыми в историографии нательных крестов являются вопросы классификации и типологии вещей, датирования и установления происхождения отдельных типов. В основе большинства типологий лежат морфологические признаки христианских подвесок, такие критерии как форма завершения лопастей, количество концов креста, орнаментация и форма средокрестия, конструкция ушка, изображения на кресте. Сравнительная таблица типов нательных крестов в интерпретации авторов основных работ по данной теме, дана в при-лож. 7.

Так, Н.Ф. Романченко разделяет кресты из Старицы на десять типов, обладающих ключевыми признаками количества лопастей, их формы, вида средокрестия, пропорций и декора креста.

Н.П. Журжалина в статье, посвященной древнерусским привескам-амулетам в целом (1962), выделяет 3 типа древнерусских крестов, которые она датирует Х-ХІІ вв.: «скандинавские», трехлопастноконечные, овальноконечные крестики с эмалью. Автор удревняет датировки и опровергает мнение А.А.Спицына и Б.А.Рыбакова59 о слабом присутствии крестиков «скандинавского» типа среди русских древностей по сравнению со Швецией.60

Д.А. Беленькая, исследуя археологический материал Подмосковья, разделяет кресты на группы с прямоугольным, с овальным средокрестием, с расширяющимися или сужающимися концами. Всего исследовательница выделяет девять типов крестов, преимущественно по форме средокрестия и завершения лопастей (подробнее см. прил. 7).

М.В. Седова в числе прочих ювелирных изделий Древнего Новгорода рассматривает в своей книге и нательные кресты. Основные критерии, лежащие в основе классификации металлических крестов М.В. Седовой, - форма завершения лопастей и изображения на кресте. Автор разделяет кресты-тельники на три группы: с изображением Распятия, с округлым завершением лопастей, с прямоугольными и фигурными концами. В группах выделяются типы и их разновидности, датируются с учетом новгородской стратиграфической шкалы и анало гий. М.В. Седовой выделено более 20 типов и индивидуальных изделий. Н.Г. Недошивина приводит классификацию древнерусских домонгольских нательных крестов, в которую входит 14 групп, подразделяющихся на типы и разновидности. Автор отмечает, что все типы тельников X в. являются заимствованными, а собственно древнерусские типы появляются с XI в. Это варианты «скандинавского» типа, с дугами в средокрестии, типы крестов с профилированными концами, трехлопастноконечные с эмалью, которые датируются XI-XII, частично XIII в. Крестики с перекладчатыми концами и кружковым орнаментом на них, крестики с ложной зернью, ажурные крестики датируются XII-XIII вв., когда, как отмечает Н.Г. Недошивина «разнообразие форм крестовид-ных привесок достигает своего расцвета». В более развернутой публикации, подготовленной в соавторстве с Т.В. Николаевой, Н.Г. Недошивина представляет сводную иллюстрированную таблицу датированных типов нательных крестов Древней Руси.64

Ряд авторов разрабатывают в своих работах проблемы датировки, топографии и иконографии отдельных типов нательных крестов. Это публикации Г.Ф. Корзухиной (о каменных крестиках - «корсунчиках»),65 Н.Г. Недошивиной (о подвесках из листового серебра), В.В. Седова, А.Е. Мусина (о крестах с «грубым изображением Распятия»), М.В. Седовой и М.В. Фехнер (о т.н. крестиках «скандинавского типа»,69 М.В. Дмитриенко (о крестиках, скрученных из проволоки).

Отметим, что в литературе существует обширная группа публикаций, посвященных единичным находкам нательных крестов, и составляющих для исследователя информационное поле для обобщений и поиска аналогий.74 Упоминания, фотографии или прорисовки, краткие характеристики найденных при раскопках крестов встречаются в разнообразных работах об итогах археологических исследований.

Янтарные и каменные нательные кресты

Янтарные нательные кресты занимают значительное место среди предметов христианского культа, найденных при раскопках в Пскове и Изборске. Всего обнаружено 50 вещей (49 в Пскове и 1 в Изборске), что составляет почти десятую долю от всех нательных крестиков и около трети археологического материала по тельникам. В Пскове 1 янтарный крестик найден при раскопках Кремле, 4 в Довмонтовом городе, 24 - в Среднем городе в пределах стены 1309 г. и 5 за ее пределами, 5 - в Окольном городе, 9 - на Запсковье и 1 на Завеличье. Янтарный крестик из раскопок в Изборске происходит с городища.

Янтарные крестики в комплексах дворов и жилых построек XII-XIV вв. часто соседствуют в слое со стеклянными предметами (бусы, браслеты, посудное стекло - импортными и достаточно редкими для культурного слоя вещами), что свидетельствует о высоком достатке владельцев.

В основе нашей классификации янтарных крестиков лежит уже ставшая классической схема типологического анализа, предложенная М.Д. Полубояри-новой, и усовершенствованная впоследствии Р.Г. Шаповаловым. Почти все псковские крестики имеют прямоугольное или трапециевидное сечение ; единичны находки вещей с бочонковидным или плосковыпуклым сечением. Для псковской коллекции по аналогии с Новгородом более логичным видится первичное разделение крестов по общим пропорциям на равноконечные и вытянутые. Несмотря на то, что пропорции вещи в значительной степени зависели от пропорций заготовки, на форму янтарного креста не могли не влиять художественные пристрастия изготовителя.

Среди равноконечных крестов по форме лопастей выделяются прямо-угольноконечные, закругленноконечные, трапециевидноконечные и криноко нечные. Среди крестов вытянутых пропорций: прямоугольноконечные (в т.ч. и с изображением голгофского креста, иногда с надписями) и трапециевидноко-нечные, в т.ч. и с ромбоконечной нижней лопастью.

Равноконечные прямоугольноконечные кресты

Крестиков данного типа в Пскове найдено два, оба происходят с территории в пределах стены 1309 г. Крест, который по пропорциям можно отнести к равноконечным (26 х 24 мм), был найден в 1984 г. при раскопках в древнем За-стенье (БД №85; рис. 111). Завершение лопастей крестика прямоугольное, углы немного сглажены. В разрезе крест плоско-выпуклый. Найден при расчистке дворового настила у срубов 8, 9, 10 (двор А по полевой нумерации) 7 полевого яруса.239 На сводных планах уточненных ярусов сооружения двора отнесены к 6 ярусу (датируется 1319/20-1335 гг.).240 На настиле найдены два костяных гребня - тип Н по Б.А.Колчину (датируется нач. XII - XIV вв.) и предметы, свидетельствующие о связи владельцев двора с рыболовным промыслом и торговлей (восточный импорт).241

Аналогичный крест происходит из сооружений двора 3 (см. прил. 1.3) Крестик небольшой, равномерно плоский, грани и углы лопастей сглажены, верхняя лопасть обломана по ушку (БД №131 рис. 180). Найден под дворовым настилом 6-го полевого яруса и соответствует по глубине 7-му ярусу, который датируется 1290-ми гг. -1 четв. XIV в.242

Таким образом, тип равноконечных прямоугольноконечных крестов бытовал в Пскове в кон. XIII - 1 трети XIV в. Равноконечные закругленноконечные кресты Три крестика из Пскова имеют закругленное окончание лопастей. Два из них - равноконечные, имеют размеры в пределах 2,4 - 3 см, один сохранился лишь частично и его пропорции неопределимы. Не известно также достоверных свидетельств существования в Пскове и Псковской земле янтарных закруглен-ноконечных крестиков с вытянутыми пропорциями.

Равноконечный янтарный крестик с закругленным завершением лопастей был найден при исследовании восточной части древнего посада Пскова (БД №81; рис. 112). Происходит из слоев 40-90-х гг. XIII в.243 У крестика повреждена верхняя и одна из боковых лопастей, ушко цело.

Равноконечный крестик с лопастями, по форме близкими к полукругу, найден в Пскове при раскопках на Запсковье в районе современной ул. Первомайской в 1978 г. (БД №327; рис. 65). Залегал в слое предматерикового песка под настилом из круглых бревен, ведущим к деревянной дощатой постройке с деревянным полом, углубленной в материковый песок.244 Крестик тщательно отполирован, возможно, войлоком. Янтарь светлый, непрозрачный. Вся лицевая поверхность скруглена, тыльная сторона плоская. В разрезе крестик имеет форму полукруга. Верхняя лопасть сколота по ушку.

Фрагмент крестика, по которому трудно судить об общих пропорциях вещи, состоящий из средокрестия и лопасти с закругленным завершением обнаружен в Пскове у ц. Новое Вознесение в 1994 г. (БД №302; рис. 248). Он найден вблизи деревянных построек XV в., может датироваться этим временем.

Крестовключенные прорезные привески и привески с изображением креста

Проблема атрибуции предметов с изображением креста, как предметов культа, свидетельствующих о распространении христианства, остается дискус 539 т-т сионной и решается в каждом конкретном случае по-разному. При раскопках в Пскове, Изборске, Гдовских курганах помимо крестов, иконок и энколпионов, найден ряд предметов, которые мы сочли возможным рассмотреть в ряду предметов личного благочестия. Помимо уже рассмотренных крестовидных предметов это четыре круглые крестовключенные подвески и две круглые подвески с нанесенным крестом. Численность этой категории по сравнению с нательны 193 ми крестами, иконками и даже энколпионами невелика. Однако в религиозном контексте и с функциональной точки зрения крестовключенные подвески - это всего лишь один из видов или даже типов христианских подвесок, близкий как к иконкам (особенно к иконкам с изображением креста), так и к нательным крестам. В этом смысле и их численность по сравнению с рядом типов нательных крестов можно считать достаточно представительной.

Однозначно отнести круглые крестовключенные привески к предметам христианского культа нельзя. Очевидно, что в дохристианскую эпоху крест, включенный в круг, был типичным элементом орнаментов с солярной символикой. В христианское время произошло переосмысление данного языческого мотива. На территории Древней Руси они бытовали в ХІІ-ХІІІ вв.,540 то есть в тот период, когда христианская культура все еще находилась в стадии становления. Например, крестовключенные привески встречены в количестве 5 экземпляров в Мстиславле.541 Круглые прорезные привески ХИ-ХШ вв. с включенным крестом найдены в Смоленской, Суздальской, Брянской, Ростовской, Московской, Костромской, Ленинградской и Ярославской областях.542

В Пскове и гдовских курганах эта категория предметов личного благочестия представлена 4 предметами и несколькими близкими к ним вещами.

Круглая крестовключенная подвеска из свинцово-оловянистого сплава происходит из слоя погребенного дерна ХИ-ХШ вв. на раскопе в Пскове в восточной части древнего посада (БД №142; рис. 218).543 Круг, обрамляющий крест, плоский, имеет ровную внешнюю сторону и фигурную внутреннюю, обращенную к кресту, декорирован косой сеткой. Крест, включенный в подвеску по форме - т.н. мальтийский, т.е. с лопастями в виде расширяющихся к концу трапеций. На концах трапеций - шарики, через которые крест соединяется с внешним кругом. В средокрестии - круглая выпуклость. У креста отломана боковая лопасть, часть круга напротив этой лопасти также не сохранилась.

Круглая крестовключенная подвеска происходит из нарушенного слоя, который, предположительно, может датироваться XV - XVII вв. (БД №272; рис. 256) Подвеска 35 х 28 мм толщиной около 2 мм отлита из бронзы и представляет собой круг диаметром 28 мм, содержащий в себе равноконечный крест. Крест составлен следующим образом: ветви равноконечного четырехлопастно-го креста заканчиваются равноконечными же крестиками, каждая ветвь которых также имеет крестообразное завершение, за исключением Т-образных концов, которые соприкасаются с внешним кругом.

Из раскопок В.Н. Глазова в Гдовском районе происходит круглая бронзовая монетовидная привеска с изображением процветшего креста (рис. 572). Привеска входила в погребальный инвентарь одного из изученных курганных погребений группы из 132 курганов. Документация и описание не сохранилось, в коллекции раскопок присутствуют височные кольца, что свидетельствует о славянской принадлежности, по крайней мере, части погребенных. Материалы опубликованы в 1896 г. А.А. Спицыным, который датировал привеску XII в.544

Еще одна крестовключенная привеска, декорированная по ободку и крестику точками, имитирующими зернь, найдена в курганах у с. Яскелева (БД №574; рис. 567). По свидетельству А.А. Спицына, погребение ХИ-ХШ в. по обряду кремации на месте, в инвентарь которого наряду с привеской входили нож, перстень, витой браслет, бусы и оловянные привески к ожерелью, было одним из самых богатых среди изученных могил всей курганной группы.545 В составе той же курганной группы изучено и погребение XII в., в инвентарь которого входила типологически близкая к описываемой группе христианских древностей круглая прорезная привеска с включенной фигуркой ангела (БД № 575; рис. 575).

Иконография нательных иконок и привесок с крестом

Иконография данной категории предметов личного благочестия Псковской земли не отличается большим разнообразием.

Наиболее частый сюжет - образ Богоматери. Среди иконок Псковской земли 8 иконок (включая 2 складня) имеют в качестве основного изображение Богородицы. Для изготовления богородичных иконок также предназначены 2 литейные формы (в т.ч. одна - предположительно). География богородичных иконок достаточно широка: Псков, Изборск, Печоры, гдовские курганы.

Хронология данного иконографического типа показывает, что впервые богородичные иконки в виде небольших образков появляются в курганных древностях XII и XIII вв., уже в кон. XII - 1-й трети XIII вв. в Пскове существует, по крайней мере, одна мастерская, производящая круглые богородичные иконки. Для этого периода характерно одиночное изображение Богоматери: поясное в типе Агиосоритисса или только лик. Предположительно, с XIV-XV вв. богородичный сюжет переходят на прямоугольные иконки-образа, в том числе и из драгоценных металлов, а затем и на складни. Форма и более крупные размеры иконок позволяет помещать более развернутый сюжет: Богоматерь изображается погрудно, с младенцем на коленях, изображение дополняется второстепенными фигурами. Отдельные образцы тяготеют к различным иконописным изводам (напр. Богоматерь Казанская). Этот иконографический тип продолжает бытовать вплоть до XIX в., когда постепенно начинает переходить на бумажные иконки. Находка литейной формы свидетельствует, что в XVII в. вновь появляются небольшие образки с ликом Богоматери, которые также существуют до настоящего времени. Самый поздний образец иконки Богоматери по археологическим материалам - паломническая медаль из Святогорского монастыря, найденная в Изборске.

Св. Николаю Чудотворцу посвящены три металлические иконки, в том числе и два складня из Пскова и Изборска. Следует добавить, что образ Николы Чудотворца является центральным на всех найденных в Пскове каменных резных иконках (2 экз.). Предположительно, именно образ Николы мастер соби 200 рался поместить на неоконченную известняковую заготовку иконки. Кроме того, дважды образ Николы помещен на иконки в качестве дополнительного.

Отдельные образки посвящены Иисусу Христу (изображение которого в образах Спаса Нерукотворного, младенца на руках Богородицы, центральной фигуры в композициях Деисус, Распятие и др., а также в качестве предстоящего так или иначе встречается на большей части христианских иконок Псковской земли) - 1 экз., Николе Можайскому - 1 экз.

Иоанну Крестителю полностью посвящена одна из створок складней и изображение на костяной иконке. Сравнительно часто (в 3 случаях) он фигурирует на иконках на втором плане.

Также на иконках встречается изображение ангела (архангел Михаил?) - 1 экз . XII в.; св. Георгия (1 экз., не считая мелких изображений в боковых створках складней); св. Бориса и Глеба. Изображения последних двух святых находятся на одной из сторон резной каменной иконке XIV в., а также, предположительно, на оборотной стороне иконки св. Георгия.

Дважды на иконках встречен сюжет Распятия. Композиция развернута, помимо распятого Христа на иконке присутствуют скорбящие св. Мария и Иоанн Креститель. Также в 4 случаях сюжет Распятия на иконках отражен условно - в виде «голгофского сюжета». Дважды в мелкой бронзовой пластике нашел отражение сюжет Троицы. Как отмечалось выше, композиция близка к классической рублевской. Единичны сюжеты Рождества Христова, Благовещения (?), Деисус. Из редких сюжетов можно упомянуть сюжет на иконке 2-й пол. XI -XIII вв. «Преображение Господне» (вариант - «Уверение апостола Фомы»)

Несколько сюжетов не удалось атрибутировать. Это образы святых с иконки 90-х гг. XIII в. - 1 -й четв. XIV в. из раскопок на ул. Ленина в Пскове, образков из коллекции подъемного материала с берега р. Великой и иконки XVIII в., возможно, изображающей св. Николая или Иоанна из Покровского раскопа.

Большое количество изображений избранных чтимых святых помещено в боковых створках и нижнем регистре центральной створки некоторых икон складней. Складень по своей композиции является микро-иконостасом, и изго 201 товитель ставил своей целью вместить максимальное количество чтимых святых. Из-за небольших размеров фигуры становятся почти неопределимыми и требуют развернутых подписей без титла.

Среди изображений, которые удалось атрибутировать: св. Павел, архангел Михаил, св. Георгий/Егорий, св. Алексей, св. Петр, св. Павел, св. Иоанн, св. Василий, св. Фома, св. Григорий, св. Николай.

Статистический анализ встречаемости святых в мелкой бронзовой пластике мы провели по двум параметрам: встречаемость в качестве ключевых и второстепенных фигур. В качестве «ключевых» фигур мы выделяли центральные крупные изображения на образках и образах, крупные (занимающие большую часть поверхности) изображения на центральных и боковых створках складней. Многофигурные композиции, посвященные одному сюжету, мы не разделяли на ключевые фигуры, взяв их за одну единицу. Составные изображения на отдельных боковых сворках складней, содержавших лишь второстепенные фигуры, за ключевую фигуру не считались.

Похожие диссертации на Христианские древности населения Пскова и Псковской земли конца X-XVIII вв. : предметы личного благочестия