Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Идентификация понятия качества современной газетной периодики
1.1 Понятие качества и факторы его научно-познавательной детерминации 13
1.2 Исторический аспект понятия качественности изданий 27
1.3 Проблема определения качественных констант современной периодики 47
Глава 2. Составляющие качества и пути достижения необходимого качественного уровня
2.1 Качество как прагматическая категория 66
2.2 Качество как результат деятельности редакционного коллектива 119
2.3 Аудитория высококачественной периодики: специфика духовно-онтологических подходов 150
Глава 3. Концепция качественности периодической печати
3.1 Принцип объективности как составляющая понятия качественности периодического газетного издания 161
3.2 Характеристики формы и содержания текста как элемент качества 193
Заключение 234
Список литературы 240
Приложения
1. Результаты факторного анализа критериев качества 252
2. Результаты корреляционного анализа критериев качества 253
- Понятие качества и факторы его научно-познавательной детерминации
- Исторический аспект понятия качественности изданий
- Качество как прагматическая категория
- Принцип объективности как составляющая понятия качественности периодического газетного издания
Введение к работе
Современные социальные, экономические, политические, научные и промышленные условия жизни заставляют уделять особое внимание категории качества как вектору направления их изменений, показателю их целесообразности и конструктивности. Неспроста мировое экономическое сообщество объявило XXI в. Веком качества1. Высокое качество продукции, услуг, жизни всегда было неким безусловным ориентиром, идеалом, к которому стремится общество и который диагностирует уровень его развития. Не менее актуальна данная проблема в условиях направленности современного государственного управления на улучшение качества жизни. Однако со временем трансформируется само содержание понятия качества, его критерии во многом зависят от обстановки в конкретном обществе на конкретном этапе развития. Кроме того, требования к нему отличаются в разных сферах производства и предоставления услуг.
Качество в сфере массовых коммуникаций, пронизывающих всю структуру общества, является ярким показателем развития всей социальной системы, ее политико-экономических условий. Но оно - не только следствие сложившейся обстановки, но и зачастую, наоборот, становится причиной ее развития. «...Все думают, что только экономика спасет нас. Нет. Это непростительное заблуждение. Спасет культура. Слово. Книги. Газеты. Журналы. Телевидение. Радио. Однако сегодня культура опустилась на опасный низкий уровень», и «если люди довольны сегодняшним уровнем культуры, „кусочком хлеба без масла", это самое угрожающее положение . для общества»2. Поэтому журналистика высокого качества является инструментом повышения уровня развития общества, причем одним из наиболее массовых и доступных. Отсюда
1 Викторов Л. По новым стандартам. XXI век объявлен мировым экономическим
сообществом Веком качества // Российская газета. 2008. №233.
2 Оберемко В. Писатель Ю. Бондарев: «Мир спасет слово» // Аргументы и факты. 2006.
№18.
чрезвычайная актуальность проблемы определения, повышения и поддержания качества периодики как в России, так и за рубежом. Тем более, на ее низкий уровень указывают сегодня многие профессионалы.
Проблема качества журналистики — одна из наиболее старых, возникших практически со становлением самой журналистики как самостоятельной сферы деятельности. Еще в XVIII веке в теоретических рассуждениях литераторов и журналистов о сущности и предназначении журналистики были выдвинуты и обоснованы требования к изданиям, которые сегодня можно рассматривать как показатели их качественности. Становление журналистского образования - еще один значимый этап, который говорит о потребности в высоком профессионализме и качестве, о необходимости поддерживать определенный минимально-допустимый уровень качества и самих журналистов, и их продукции. Стремление к качественной журналистике заложено в общеметодологических и учебных пособиях по журналистскому мастерству, ставящих целью как минимум передать и сохранить лучшие достижения, а как максимум - развить их и усовершенствовать.
Однако в теории журналистики до сих пор не существует единого четкого взгляда на природу качества, его составляющие и условия. Для создания целостной модели издания высокого качества необходимо междисциплинарно, максимально широко и глубоко рассмотреть понятие качества, обстоятельно рассмотреть ключевые и наиболее значимые его параметры и перенести их в контекст журналистики. Кроме того, понятие качества периодики должно быть апробировано именно к современным российским условиям. Оно должно учитывать весь предыдущий опыт функционирования средств массовой информации, роль прессы в истории российского общества, российскую ментальность и экономико-политические условия. Потому что «внедрение чужих качественных стандартов и традиций» может привести к «разрушению
ядра национальной культуры» .
Для реализации этих задач важно учитывать, что газета имеет многоуровневую структуру, она - не просто материальный продукт, в ней приоритетно идеальное содержание, способное влиять на социальные процессы. Поэтому к определению качества периодического издания целесообразно подходить системно, выделяя взаимосвязанные уровни целостной структуры ее сущности, проявлений и функционирования. К определению качества непродуктивно подходить с позиций только одного из уровней функционирования газеты, как делают многие теоретики. Например, подчеркивая только качественность содержания издания, указывая лишь на необходимые свойства журналистских текстов. При колоссальном значении этого фактора, итоговые публикации — лишь один из компонентов в деятельности такой сложной и вплетенной в существование социума системы, которой является газета. Поэтому даже качество текстов следует рассматривать как результат условий их создания и особенностей их создателей.
Для этой цели в данной работе проблема качества была рассмотрена в свете аксиологической парадигмы. Именно аксиология как «учение о ценностях жизни и культуры» «позволяет увидеть культуру изнутри»2, в том числе и журналистскую. Само понятие «качество» благодаря этому раскрывает большую глубину и многогранность. Более того, появляется возможность рассмотреть качество как ценность. Аксиологическая парадигма дает возможность взглянуть на него не просто с точки зрения конкретных практических требований к конечной продукции, но и более глубоко увидеть мотивацию субъекта творческого процесса, проследить ценности, которыми он руководствуется, а потому увидеть и новые свойства в его творении, не
Михайлов С. А. Массовая информация и массовая культура или Американский образ жизни по-русски // Средства массовой информации в современном мире 2001: Тезисы науч.-практ. конф. (25-26 апр. 2001 года, С.-Петербург) / Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001. С. 173-175.
2 Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 3.
заметные при других подходах.
Качество в журналистике рассматривается обычно либо в свете типологии периодики, где качественная пресса — строгий термин, употребляющийся для обозначения самостоятельной типологической категории, либо как вершину развития газетного мастерства, безотносительно к какому-либо конкретному типу издания. Поэтому в данной работе четко разделены понятия качественной прессы и качества (или качественности, высококачественное) прессы. Данное исследование посвящено изучению проблемы качества в журналистике, рассмотрению различных его проявлений, степеней и полюсов: от низкокачественности до высококачественное с приоритетом последней.
Итак, объектом данного исследования выступает качество современной газетной журналистики. Предметом изучения является структура понятия качества текстов и изданий, его критерии, инструменты достижения.
Целью данного исследования является идентификация понятия качества в периодике, выявление целостной структуры факторов, обусловливающих качественный уровень текстов и изданий, позволяющих проводить их оценку и служить основой для рекомендаций по повышению качества.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
разностороннего изучения категории качества;
определения структуры данной категории газетной журналистике;
изучения исторического аспекта понимания качественности изданий;
изучения существующих критериев качества журналистских текстов и их пополнение в соответствии с предложенной формулировкой качества;
изучения профессиональных и психолого-социальных характеристик,
редакционного коллектива, важных для выпуска издания высокого
качества;
исследования особенностей аудитории, ориентированной на потребление высококачественной периодики;
изучения качественных характеристик конкретных изданий.
Степень разработанности темы
В теории журналистики исследованием проблемы качества периодических изданий занимаются несколько отраслей, однако они, как правило, рассматривают его либо односторонне, либо лишь отдельные его аспекты. Прежде всего, параметры качества, так или иначе, раскрываются в базовых общетеоретических положениях, рассматривающих цели, задачи, предназначение, функции журналистики. Подробное изложение они получили в работах В. А. Аграновского, В. М. Горохова, С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутиной, Т. Д. Орловой, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, В. В. Ученовой1. Становление и развитие взглядов в указанном направлении прослеживается в работах по истории и современному состоянию журналистики Л. П. Громовой, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, А. И. Станько". Рядом исследователей рассматриваются отдельные аспекты журналистской деятельности, влияющие на итоговый качественный уровень издания, в частности: характеристики качественных материалов, профессиональный менеджмент СМИ, особенности различных форм журналистского труда, специфика и профессиональные тонкости журналистской деятельности, современные актуальные проблемы журналистики. Эти темы раскрываются в трудах С. И. Беглова, А. А. Грабельникова, С. М. Гуревича, И. М. Дзялошинского, Я. Н. Засурского, М. Н.
1 Аграновский В. А. 1) Ради единого слова. М., 1978; 2) Вторая древнейшая. Беседы о
журналистике. М., 1999; Горохов В. М. 1) Основы журналистского мастерства. М., 1989; 2)
Слагаемые мастерства. М.э 1982; Корконосенко С. Г. 1) Основы журналистики: Учебник для
студентов вузов. М., 2007 2) Право и этика СМИ. СПб., 1999; 3) Социальное
функционирование журналистики. СПб., 1994; Лазутина Г. В. Основы творческой
деятельности журналиста. М., 2004; Орлова Т. Д. Введение в журналистику. Организация
работы редакции газеты. Минск, 1989; Прохоров Е. П. 1) Введение в теорию журналистики.
М.. 2007; 2) Журналист и массовой сознание. М., 2007; Свитич Л. Г. Феномен журнализма.
М., 2000; Ученова В. В. Беседы о журналистике. М., 1985.
2 История русской журналистики XVIII—XIX веков: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой
СПб., 2003; Журналистика русского зарубежья ХГХ-ХХ веков: Учеб. пособие / Под ред. Г. В.
Жиркова. СПБ., 2003; Есин Б. И. История русской журналистики (1703—1917): Учеб.-метод.
комплект. М., 2009; Жирков Г. В. 1) История цензуры в России XIX—XX вв.: Учеб. пособие
для студентов вузов. СПб., 2001; 2) Эпоха Петра Великого: Основание русской
журналистики. СПб., 2003; Станько А. И. Становление теоретических знаний о
периодической печати в России: (XVIII в. — 60-е гг. ХГХ в.). Ростов, 1986.
Кима, Е. А. Корнилова, А. П. Короченского, А. А. Тертычного, У. Уиллиса1. Качественная пресса как особая типологическая модель журналистики нашла отражение в работах Э. Дэнниса, Б. Я. Мисонжникова, С. А. Михайлова, Д. Мэррилла, Р. П. Овсепяна, Г. Рагера, В. С. Соколова . Поскольку газета состоит прежде всего из речевого материала, колоссальный вклад в картину периодики высокого качества вносят труды по таким ключевым для данной проблематики сферам, как филология, психолингвистика и психосемантика. Им посвящены труды Л. Р. Дускаевой, Л. Г. Кайды, В. И. Конькова, В. Г. Костомарова, И. П. Лысаковой, К. А. Роговой, Ю. А. Сорокина3.
Беглов С. И. Мир прессы и пресса мира. Киев, 1975; Грабельников А. А. 1) Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001; 2) Основы организации и техники производства журналистских текстов. М., 1983; Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. М., 2004; Дзялошинский И. М. 1) Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996; 2) Российский журналист в пост-тоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996; Засурский Я. Н. Средства массовой информации России. М., 2003; Ким М. Н. 1) Методология журналистского творчества. СПб., 2004; 2) Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001; Корнилов Е. А. 1) Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д., 1999; 2) Корнилов Е. А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1999. №1.; Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов-н/Д., 2002; Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Познавательно-психологический подход. М., 1998; Willis W. J. The shadow world: Life between the news media and reality. New York, 1991.
2 Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997; Типология печати: Проблемы
теории и практики: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в
контексте коммуникативных процессов» (12 марта 1998 года, С.-Петербург) / Редкол.: Б. Я.
Мисонжников (отв. ред.) и др. СПб., 1999; Михайлов С. А. Современная зарубежная
журналистика: Учебник. СПб., 2005; Merrill J. С. A Hand Book of the Foreign Press. Louisiana,
1959; Овсепян P. П. Периодическая печать России. Система. Типология: Теоретический курс.
М., 1995; Периодическая печать Великобритании: Учеб. пособие / В. С. Соколов, С. М.
Виноградова. СПб., 2000; Rager G. Ethik - eine Dimension von Qualitat? II Medienethik
zwischen Theorie und Praxis I C. Schicha, C. Brosda (Hrsg.). Miinster, 2000; Rager G., Haase H,
Weber B. Zeile fixer Zeile — Qualitaet in der Zeitung. Dortmund, 1994.
3 Дускаева Л. P. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Кайда
Л. Г. 1) Эффективность публицистического текста. М., 1989; 2) Композиционная поэтика
публицистики: Учеб. пособие. М., 2006; Коньков В. И. Речевая структура газетного текста.
СПб., 1995; Современная газетная публицистика: проблемы стиля / А. Н. Беззубое, В. И.
Коньков, Л. И. Житенева и др. Л., 1987; Костомаров В. Г. 1) Русский язык на газетной
полосе. М., 1971; 2) Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-
медиа. СПб, 1999; Лысакова И. П. 1) Социолингвистический анализ газеты. Л., 1983; 2) Тип
газеты и стиль публикации: Опыт социо-лингвистического исследования. Л., 1989;
Качество журналистики время от времени становится объектом внимания смежных дисциплин, которые в силу своей специфики способны существенно расширить представление о рассматриваемой проблеме, помогают взглянуть на нее по-новому. Так, напрямую или косвенно данные по изучаемому предмету выводимы из трудов по связям с общественностью Э. В. Кондратьева, А. Д. Кривоносова, М. А. Шишкиной1. Не менее ценными в этом отношении оказываются работы по социологии журналистики, в частности, С. М. Виноградовой, В. А. Сидорова, И. Д. Фомичевой . Психология вносит существенный вклад в исследуемую область, раскрывая вопросы психологических особенностей журналистики, творчества, восприятия, коммуникации, влияния, ценностных ориентации и т. д. Серьезная проработка этих тем представлена в книгах Л. С. Выготского, В. И. Кузина, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Р. Харриса, Ю. А. Шерковина3 и др.
Таким образом, для реализации поставленной в данном исследовании цели необходимо подробно изучить все области, так или иначе затрагивающие проблему качества в журналистике, сопоставить их и создать единую целостную структуру. В связи с этим, основной теоретико-методологической базой данного исследования послужили труды Л. С. Выготского, Г. П.
Художественный текст: Структура, язык, стиль / Отв. ред. К. А. Рогова. СПб., 1993; Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.
1 Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. М., 2003;
Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2002; Шишкина М.
А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002.
2 Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. Г.
Корконосенко. М., 2004; Сидоров В. А. Прогноз в журналистике: Учеб. пособие. СПб., 2001;
Журналистика и социология: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.
3 Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996; Леонтьев А. Н. 1) Лекции по общей
психологии. М., 2000; 2) Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004; Кузин В. И.
Психологическая культура журналиста. СПб., 1997; Леонтьев А. А. 1) Язык, речь, речевая
деятельность. М., 1969; 2) Основы психолингвистики. М., 1999; Мельник Г. С. Mass-media:
Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Олешко В. Ф. Психология
журналистики. СПб., 2006; Харрис Р. Д. Психология массовых коммуникаций / Пер. с англ.
С. Рысева, Л. Орданской. СПб., 2002; Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых
информационных процессов. М., 1973.
Выжлецова, Е. А. Горбашко, Я. Н. Засурского, Г. В. Колшанского, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилова, А. П. Короченского, В. Г. Костомарова, А. А. и А. Н. Леонтьевых, И. П. Лысаковой, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжникова, Р. П. Овсепяна, В. Ф. Опрышко, В. А. Пищальниковой, М. А. Сиротина, А. А. Тертычного, В. В. Тулупова, У. Уиллиса.
Цели и задачи данного исследования обусловили использование соответствующих методов. Для выявления мнения аудитории относительно изучаемого вопроса был использован метод анкетирования, для его обработки — математико-статистические методы (корреляционный и факторный анализы). Рассмотрение предмета исследования во временном разрезе (от становления журналистики до современности) стало возможным благодаря сравнительно-историческому методу. Классификационный метод и метод сравнения применялись для сопоставления имеющихся взглядов на понятие «качество» в разных дисциплинах: не только в журналистике, но и в философии, психологии, экономике; также существенно дополнил формирующуюся картину анализ проблемы качества в сфере производства. В рассмотренных взглядах методом анализа были выделены и подробно рассмотрены наиболее типические и адекватные для журналистики составляющие качества. Проверка этих составляющих на конкретном эмпирическом материале позволила прийти к ряду индуктивных заключений. Наконец, для объединения выделенных в теоретическом и эмпирическом исследованиях компонентов категории качества и получения новой целостной многоуровневой модели использовались методы синтеза и структурирования.
Научная новизна исследования состоит в создании целостной структуры понятия качества издания и его текста, ставшей результатом теоретического и эмпирического изучения этой категории, и включающей помимо языковых показателей (лексических, стилистических, жанровых) и психологические, управленческие, социально-экономические, материально-технические аспекты. Принципиально важно изучение именно их взаимосвязи, поскольку последние
всегда так или иначе предопределяют и проявляются в метатексте издания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем происходит постановка важнейшей проблемы и предпринимаются шаги к ее решению. Выводится интегральное понимание качества издания, включающее ряд существующих подходов к качеству в единую структуру и дополненное новыми, выделение которых стало возможным благодаря междисциплинарному подходу, который позволяет более широко и полно взглянуть на проблему качества периодики, найти новые возможности повышения качества. Помимо этого, выведенная концепция качества может быть скорректирована для применения в других системах СМИ: телевидении, радио, Интернет-изданиях.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные в исследовании понятие качества, уровни его рассмотрения, механизм и критерии оценивания могут быть использованы в редакционном менеджменте для оценки качества периодических изданий с установкой на его повышение. Что в свою очередь даст возможность целенаправленного влияния не только на качество текстов и изданий, но и посредством их — на качество жизни.
Эмпирическим материалом исследования стали издания разной типологической отнесенности, но позиционирующие себя как качественные или как предоставляющие качественную информацию: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Аргументы и факты» за 2003-2009 годы1. Выборочно были использованы «Российская газета», «Санкт-Петербургские ведомости», «Правда», «Эксперт», «Журналист» за 2002-2009 годы. Для сравнительно-исторического анализа был проработан архив «Рабоче-крестьянского корреспондента» за 1930-1940 годы. Для получения более широкого представления о качестве были изучены стандарты серии ISO 9001:2008 и ряд отраслевых стандартов (ОСТ) 1995-2004 годов. Проведено анкетирование читателей (70 человек), результаты которого подвергнуты
, ,
корреляционному и факторному анализам, и опрос четырех редакторов изданий «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости». Изучены результаты статистических исследований, рейтингов и мониторингов, проведенных компаниями «Медиалогия», «Expedition Media», «ТНС гэллап медиа», опросов на сайте газеты «Ведомости». Использованы доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «О результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на 2008-2010 годы» и «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития» за 2008 г.
Апробация работы произведена в 12 научных публикациях, одна из которых - в рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК, докладах, отдельные положения диссертации освещены на лекциях по общей и социальной психологии в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы.
Положения, выносимые на защиту:
Качество в журналистике - категория системная, многоуровневая, и только максимально полное воплощение всех предъявляемых требований позволяет оценить уровень издания и его текстового содержания как качественный.
Понятие качества журналистского продукта включает в себя пять основных уровней, с которых его можно исследовать: материальный, уровень невербального содержания, уровень вербального содержания, уровень воздействия и уровень управления.
Гуманистические ценности и принципы редакционного коллектива являются важным фактором, способствующим качеству текстов и издания. Они проявляются на всех пяти выделенных уровнях и являются связующим элементом этих уровней, предопределяя их показатели.
Понятие качества и факторы его научно-познавательной детерминации
Теоретики и практики журналистики на протяжении многих лет пытаются разобраться в вопросах, что такое качество в сфере журналистики, и, в частности, что представляет собой пресса высокого качества, каковы ее критерии и условия эффективного функционирования. Чтобы это понять, необходимо, прежде чем подходить к рассмотрению проблемы качества в журналистике, разобраться в самой категории качества, а уже затем адаптировать ее к этой сфере деятельности. Представители разных научных дисциплин и областей практической деятельности вкладывают в это понятие самые различные смыслы, зачастую кардинально отличающиеся друг от друга.
В философии качество представляет собой особую категорию: «качество -это форма (образ), очертание предмета». Оно - существенная «внешняя и внутренняя определенность» предмета, без которой он перестает быть самим собой1. Качество отражает взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфичность, но при этом качество выражает и то общее, что характеризует целый класс однородных объектов. Благодаря качественной определенности предметов и явлений создается бесконечное разнообразие мира. Однако качество — это не свойства объекта или их совокупность. Качество неотделимо от объекта и охватывает его полностью, связывается с его бытием. При взаимодействии предметов друг с другом проявляются разные их свойства. Оставаясь самим собой, предмет не может изменить или потерять свое качество. Так, Аристотель рассматривал качество как видовое отличие сущности1.
Качество по Гегелю - это логическая категория, непосредственная характеристика бытия объекта. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, а обладает ими. Именно благодаря своему качеству, т. е. своей существенной определенности, объект является именно тем, чем он является, а не другим. Качество отличает объекты друг от друга. Ему предшествует количество, которое является его условием. Качество — это внутренняя определенность предмета, а количество - внешняя для бытия определенность. Количество меньше связано с бытием предмета, чем качество. Возможен переход количества в качество и обратно, он свойственен и природе, и обществу, и познанию, он является ключом к разгадке процесса развития. «Синтезом качества и количества является мера — единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же предмету, качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик» . Каждый объект всегда обладает и качественной, и количественной стороной, представляя собой их единство. Нарушение этой меры приводит к его превращению в другой объект (количество переходит в качество). Между подобными друг другу объектами различия носят количественный характер, а между не подобными -качественный3. Таким образом, с философской точки зрения, если нечто существует, то оно обязательно имеет качество и количество. И потому не может быть «бескачественной» вещи.
Иной взгляд на качество строится на основе рассмотренных выше положений и развивает их в практическом направлении. Поскольку любой объект обязательно обладает совокупностью неких свойств, то субъекты выделяют в нем ряд наиболее существенных признаков, его свойств, которые рассматриваются с точки зрения их выраженности и соответствия неким эталонам. Так, С. И. Ожегов определяет качество как «наличие существенных признаков, свойств, отличающих один предмет или явление от других. Это то или иное свойство, достоинство, степень пригодности»1. Важным фактором здесь является значимость этих свойств и их степени выраженности для некой практической деятельности или использования. Т. е. если свойства объекта позволяют особо выделить его из ряда других, задействовать его в той или иной деятельности, то сам объект приобретает ценность. Таким образом, ему мало просто обладать некими качествами, они еще должны быть значимыми и соответствовать определенным личностно или общественно установленным требованиям, предъявляемым к объекту для его практической пользы.
Поэтому в сфере производства понятие качества связывают с целесообразно прогнозируемыми эксплуатационными свойствами объекта. Качество - это «совокупность свойств товара, продукции, определяющая степень их пригодности в быту, добротности (внешний вид, отделка, прочность, надежность, экономичность, экологическая чистота и т. п.)»2. Качество продукции — это совокупность показателей, которые объективно характеризуют полезность продукции или услуги, удовлетворяют культурные и материальные запросы потребителей. Таким образом, в представленной системе взглядов видно, что роль человека становится все активнее: от признания независящих от него качеств объекта человек переходит к выделению наиболее желательных ему, а затем целенаправленно производит продукцию с теми или иными заранее запланированными свойствами. И уже именно эти объекты, при их должном исполнении, будут считаться качественными.
Качество - понятие конвенциальное, в сообществе существует договоренность о том, что считать качественным, какие свойства объекта могут свидетельствовать о его качественности. «...Из множества свойств, которыми может характеризоваться каждое изделие, для характеристики его качества выделяются лишь те свойства, которые в данное время представляют наибольший интерес для общества, могут быть достигнуты на данном этапе развития техники, производства и достижение которых экономически целесообразно»1. Когда условия жизни или потребности людей меняются, можно корректировать качество путем изменения свойств объекта, подстраивая их под новые обстоятельства и под новые критерии качественности.
Для реализации намеченного, в процессе производства (и даже проектирования) важен контроль за качеством, представляющий собой процесс, направленный на достижение качеством продукта или услуги определенного стандарта. Согласно Европейской организации по управлению качеством, о том, насколько объект качественен, говорит показатель уровня качества — это любая относительная количественная характеристика качества, получаемая путем сопоставления реальных полученных значений с соответствующими им задуманными . Однако данное определение несколько односторонне рассматривает проблему: не все, даже имеющее такое соответствие, может быть признано качественным (и это хорошо видно на примере прессы: не любое издание, в котором реализованы замыслы его производителей, будет называться качественным).
Исторический аспект понятия качественности изданий
С течением времени, с изменением социальных, экономических, политических условий существования государств, меняются взгляды на большинство общественно-значимых явлений. Эволюция мнений, позиций, принципов отражает направление и поступательность развития общества. Историческая необходимость возникновения изменений на том или ином этапе и ее оптимальная реализация приводят к прогрессирующему развитию, к переходу общества на качественно новую ступень развития. Это справедливо и для эволюции журналистики, которая идет в двух направлениях: внутрисистемном и межсистемном.
Сегодня в результате эволюции печатной периодики и благодаря тому, что аудитория включает в себя разные демографические слои населения, обладающие своими специфическими потребностями и запросами, рынок прессы представляет собой широкое типологическое разнообразие, дифференцирующееся количественно и качественно. Наибольший по объему сегмент занимают массовые общественно-политические и специализированные издания. И лишь небольшой сегмент периодики представлен качественной прессой. Аналогичное соотношение наблюдалось и до возникновения качественной прессы в ее сегодняшнем понимании: серьезные издания, занимающиеся анализом социальных проблем, поиском путей развития индивида и общества, были в меньшинстве.
Изучением вопросов качества журналистики, оптимальных условий и методов ее организации и функционирования журналисты и литераторы занимались еще на этапе формирования и становления журналистики как самостоятельной области деятельности. В полемике друг с другом они стремились выявить основополагающие принципы работы журналиста, назначение, цели и пути дальнейшего развития журналистики, конкретные требования к профессионалам, наилучшую структуру, форму и содержание изданий. Кроме того, уже в то время много внимания уделялось поиску оптимальной стилистико-языковой модели.
В странах Европы и Америки в XVIII-XIX веках появились газеты, уже тогда ставшие эталоном журналистского качества. Издаваемые и сегодня, многие из них сохранили свой высочайший статус и ведущие позиции на рынке периодики. Рассмотрение специфических особенностей этих изданий, получивших статус качественных, позволит сделать выводы о формировании представлений о высоком качестве в зарубежной журналистике.
Первой и ведущей качественной газетой Англии становится "The Times", основанная в 1785 г. Дж. Уолтером и адресованная представителям государственной и политической элиты, бизнеса и интеллигенции. Уолтером была поставлена такая задача "The Times": «газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться! только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус... и, избегая крайностей, держаться золотой середины»1.
Практически сразу же газета стала одной из наиболее респектабельных и влиятельных в общественно-политической и культурной областях. Была расширена сеть корреспондентов в Англии и за рубежом, что сделало это издание самым осведомленным о мировых событиях, газета приобрела общеевропейское значение и стала непререкаемым авторитетом (признаваемым даже А. Линкольном и королевой Викторией), активно участвующим в общественно-политической жизни страны, но при этом со своей взвешенной позицией, не допускающей проявлений радикализма. «Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали "The Times" эталоном европейского периодического издания» . Она «с самого появления - одна из мировых „качественных" газет, всегда сильная и инициативная, достойная. Обычно помещается на 2-3 месте среди мировых газет в общем рейтинге»"."The Times", стремясь к финансовой независимости, длительное время сама обеспечивала себя техническим оборудованием и одной из первых применяла технологические новшества.
В 1821 г. Дж. Э. Тейлором основывается "Manchester Guardian", ставшая качественной. Редактор С. П. Скотт сформулировал принципы газеты так: «Комментарий свободен, но факты священны... Голос оппонентов не менее, чем голос друзей, имеет право быть услышанным» . С 1988 г. она стала вводить ряд модификаций: разработан инновационный маркетинг, приглашен омбудсмен, изменен дизайн, газета первой в Великобритании адаптировала средний формат и стала полноцветной. Эти и многие другие нововведения позволили изданию повысить тиражи, остаться коммерчески успешным, получить признание качества- журнализма и инноваций и остаться одним из самых уважаемых, самых цитируемых4 и независимых5 в мире.
Когда происходило развитие и усложнение экономической системы, открылась новая ниша - представителям финансовых, биржевых, промышленных, страховых и банковских руководящих кругов потребовались специальные деловые издания. В этой нише достойное место заняла в 1888 г. лондонская "Financial Times", позиционировавшая себя как «честный финансист и достойный уважения брокер». Слившись в 1945 г. со своим соперником - газетой "Financial News", она увеличивает тиражи, расширяет корреспондентскую сеть и постепенно начинает издаваться в 24 странах мира.
Качество как прагматическая категория
Во многих определениях качества речь идет о нем как о превосходной степени в проявлении созидательных характеристик творца: это «почерк мастера»; «лучшая гарантия»; «овеществленная тоска по идеалу»1. Суть данных определений (сконцентрированная в словах «мастер», «гарантия», «идеал», «лучшая») близка к общепринятому понятию качественной прессы, которая представляет собой самый высокий уровень в развитии профессиональной журналистики. Качественная пресса как особая типологическая категория отвечает ряду статусных, формально-содержательных и этических требований, выделенных исследователями и практикующими журналистами как обязательные требования к такого типа изданиям.
Представляется целесообразным рассмотреть эти характеристики и сопоставить их с выделенной в предыдущей главе иерархией качества. Это тем более обоснованно, что большинство авторов, предлагавших свои критерии качественности, рассматривали лишь отдельные его уровни. И только анализ наиболее часто встречающихся характеристик, их совмещение и размещение на выделенных выше уровнях сформирует полную, целостную картину качества. Т. е. с предложенных позиций может быть оценена как сама качественная пресса, так и определен качественный уровень любого другого здания.
Итак, на первом, материальном, уровне рассмотрения качества можно выделить несколько показательных характеристик, задаваемых производственно-технико-технологическими и гигиеническими требованиями. В первую очередь это высокий полиграфический уровень, который обеспечивается использованием новейшего высокотехнологичного оборудования, лучших красок и газетной бумаги. Зачастую качественные издания становятся первопроходцами в использовании нового типографского оснащения, поскольку это помогает им оптимизировать издательскую деятельность и оперативно предлагать читателям самый качественный товар. Примечательно, что и в России в 2008 г. «увеличивались издательские инвестиции в полиграфию, ...новые печатные и предпечатные технологии»1.
Соответствие как минимум базовым стандартам качества в полиграфии2 позволяет, во-первых, выйти на рынок печатной продукции, а во-вторых, выжить в конкурентной борьбе. Для второй цели соответствия минимальным требованиям зачастую становится недостаточно, приходится выходить за их рамки и поднимать качественный уровень, чтобы завоевать более выгодное положение среди печатных изданий.
При анализе первого уровня рассмотрения качества издания пристальное внимание следует обратить на качество газетной бумаги и типографской краски, т. к. они составляют материальную основу газеты. Не; станем углубляться в эту проблематику в рамках данного исследования, лишь заметим, что издание не сможет претендовать на звание элитного, выходя на низкосортной бумаге с расплывшимся шрифтом. Кроме того, от качественных материалов требуется экологичность в производстве, безопасность в полиграфическом; процессе для; работников типографий; и для читателей при взаимодействии с готовым изданием . Однако стоимость таких материалов высока, поэтому их могут себе позволить лишь немногочисленные издания, для которых это важно в имиджевом отношении, и читатели которой беспроблемно смогут перенести подорожание издания. Например, еженедельник «Эксперт», один из самых цитируемых и влиятельных в России, в настоящее время переходит на новое качество бумаги, более комфортное для читателя и соответствующее ведущим мировым изданиям2.
Наконец, первый уровень включает в себя и формат издания. Что касается формата, то в последнее время в западной журналистике среди качественных изданий наблюдается тенденция перехода с преобладавшего полного формата на более удобный - таблоидный, объемом в несколько десятков страниц, благодаря чему газеты становятся менее громоздкими и более подходящими для чтения в любых условиях. Однако российские издания, ориентирующиеся на качественную модель, все же продолжают придерживаться формата А2.
Большинство параметров качества данного уровня предопределяются политикой руководства, т. е. качеством управления качеством — пятым из выделенных выше уровней. Именно на нем закладываются основные параметры издания и производства. Показательно, что улучшениями на данном уровне высококачественные издания занимаются и в сложных экономических условиях, как в вышеприведенном примере с «Экспертом», что не типично для условий мирового финансового кризиса, однако вполне возможно ввиду его стабильного положения на рынке.
На втором уровне рассмотрения качества на передний план выходят: дизайн издания, его оформление и невербальное содержание: Однако они - не просто эстетические компоненты. Они не только притягивают или отталкивают внимание потенциального читателя. Весь внешний вид издания работает сразу в трех направлениях: он - самостоятельная эстетическая ценность, он несет в себе содержание и он характеризует издание. Задача первого — овладение вниманием покупателя, стимулирование его к приобретению данной конкретной газеты, а также удовлетворение его эстетических потребностей.
Вторая задача реализуется за счет креолизованных текстов, сочетающих вербальные и иконические компоненты. В периодической печати чаще всего встречаются тексты с частичной креолизацией, в которых иконический текст выполняет функцию дополнения к вербальному для обеспечения наилучшего понимания информации1. Кроме того, содержание передается благодаря влиянию внешнего вида издания на восприятие всей наполняющей его информации. Дизайн, невербальные компоненты, таким образом, - тоже часть содержания. Это не просто оформление информации - это и есть информация. Совокупность всех компонентов издания (и вербальных, и невербальных) являет собой совокупный метатекст. Поэтому человек, взявший в руки газету или журнал на незнакомом языке, все же сможет почерпнуть из него некоторую информацию, сможет судить о непосредственном наполнении. В этом случае будут действовать единые для всех людей закономерности восприятия, познания и эмоционального реагирования, архетипические и ассоциативные.
Наконец, читатель может получить информацию относительно самого издания: его качественного уровня, типологической отнесенности, целевой аудитории. Внешний облик в сочетании с материальными качествами-, относящимися к предыдущему уровню рассмотрения качества, создает представление об имидже издания. Конечно, он складывается из множества компонентов, и оформление помогает судить о нем не в полной мере, однако для человека нового, непосвященного, оно - важный и зачастую единственный показатель. Дизайн издания несет в себе информацию об издании, как характеризует человека его внешность. Соответственно, пренебрежение им в условиях рыночной экономики может сыграть фатальную роль.
«Качество в газетном оформлении - это аккуратное и умышленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом, фотографиями, цветными иллюстрациями, информационной графикой и „белыми пятнами". И если это соединение выполнено должным образом, тогда смесь элементов привлечет читателей и передаст информацию наиболее эффективно. Хороший дизайн является более функциональным, нежели украшающим, и он никогда не приносит в жертву журналистику и полезное содержание, для того, чтобы повысить уровень оформления газеты. Хороший дизайн обеспечивает разумную и приятную подачу новостей» и другой информации»1.
Принцип объективности как составляющая понятия качественности периодического газетного издания
Объективность журналистов и их публикаций большинством теоретиков считается одним из главнейших критериев и показателей качества журналистской работы. Ее недостаток в совокупности с прочими факторами привел к тому, что, согласно данным центра «Российское общественное мнение и исследование рынка», только 41,4 % россиян доверяют СМИ1. В выделенных нами уровнях рассмотрения качества объективность проявляется преимущественно на втором и третьем уровнях, т. е. в содержании сообщений и их особой форме, но оказывает свое действие на влияние на аудиторию (т. е. на четвертый уровень) и регулируется пятым уровнем - менеджментом. Журналистскую объективность часто связывают с такими разнородными понятиями, как документализм (являющийся формой журналистской работы), беспристрастность, непредвзятость, нейтральность (характеристики отражения действительности или личности коммуникатора), правдивость (ценностная категория), достоверность (как проверенность, соответствие действительности). Каждое из этих понятий связано лишь с отдельными сторонами категории объективности, придает ей свою специфику и смыслы, которые в чем-то могут даже противоречить друг другу. Потому понятие объективности не однозначно и требует разностороннего и междисциплинарного рассмотрения.
Во-первых, целесообразно изучить исторический аспект понимания данного термина. В различные периоды истории журналистики объективность воспринималась по-разному, и теоретиками предлагались самые разные методы ее достижения. Так, появившееся в 1773 г. направление «Прецизионная журналистика»1 (основоположник Мейер), стремилось добиться точности и объективности за счет использования для сбора и обработки информации методов из различных наук, чтобы тщательно проверять и анализировать предоставляемые данные. Для приверженцев данного направления мастерство и качество работы журналиста заключалось в умении точно увидеть стоящее событие, разносторонне его рассмотреть и предоставить читателю единственно верные выводы, при этом максимально исключив субъективное начало.
Приверженцы распространенных во второй половине XIX — начале XX в. идей позитивизма (вызванных научными открытиями в разных областях), для достижения объективности прибегали к репортажу, обезличенному и сконцентрированному на воспроизведении фактов, передающему информацию в «телеграфном» стиле, с превалированием объективистски-отстраненного подхода. Так, в "New York Times" объективность приняла вид неприкрашенной фактопередачи, к минимуму были сведены интерпретации и сенсационность.
По мнению Липпманна, чтобы отделить факты от оценок, необходимы твердая документальная база и применение научных методов. Когда в обществе обострялось недоверие официальным источникам и институтам, нормой становилось показывать только чистые факты без попытки связать их вместе, объяснить или предсказать. Но такой способ подачи привел к печальным последствиям, когда, например, американцы не заметили угрозы со стороны Гитлера, потому что европейские события не были своевременно объяснены. «Факты чрезвычайно важны, но одни голые факты еще мало представляют разуму» (А. Герцен) . Обществу требовались иные подходы к освещению событий. К. МакДугалл в учебнике «Объяснительная журналистика» указывал на необходимость связывания отдельных фактов для получения большей картины, ибо «интерпретация - это анализ, а не тенденциозное излагание или своевольничание»1. Но и эта модель привела к ряду перегибов и манипуляций, потому что, во-первых, оправданность интерпретаций не всегда проверялась перед публикацией, а во-вторых, комментарии и мнения часто используются для ориентирования аудитории в нужном издателю направлении".
В 1960-1970 годах появились два новых движения: литературная традиция и разгребатели грязи. Основными принципами первой - «нового журнализма» (основатели Т. Вольф и Т. Капоте), были использование субъективизма, открытого авторского мнения, привнесения в работу впечатлений и чувств, элементов художественного вымысла. Вольф рекомендовал: «Не бойтесь привносить описательные слова вместо нейтральных, если они лучше подходят для описания атмосферы и эмоционального тона ситуации. Не бойтесь вторгаться в психику человека, которого интервьюируете, и расскажите, что он чувствует. Не бойтесь использовать богатый диалог и описывать минутные манеры опрашиваемого и других вовлеченных людей»3. Это поможет читателю вчувствоваться и адекватно понять. Эта традиция противоречила липпманновской модели, но благодаря художественному стилю, сильно воздействующему эмоционально, «новый журнализм» служит той же цели: борьбе против потока манипуляций и получению портрета реальности вместо фантазий. До сих пор этот стиль используется в "Rolling stone" и "Esquire"4.
Движение разгребателей грязи произвело ряд качественных исследовательских работ. Для них была характерна тщательная работа над фактической стороной разоблачений. «Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными», чтобы в случае обвинений в клевете суметь доказать в суде свою правоту. «Макрейкеры стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике, подчеркнуто дистанцируясь от беспринципной практики „желтого журнализма"»1. Появились мнения, что вся журналистика должна быть исследовательской, для чего необходимо отделять оценки от фактов. Для собирания новостей необходимо адаптировать инструментарий социальных наук, привлекать базы данных, соединять сообщения с документами, уметь показать, где проблема может появиться в будущем. «Журналистика базы данных - особенно обнадеживающий феномен» . Однако исследовательская журналистика требует значительных материальных затрат.
Таким образом, объективность и пути ее достижения понимаются по-разному, иногда даже прямо противоположно, что зачастую вызывает споры и конфликты среди журналистов. Объединяя основные описанные выше позиции, можно сделать вывод, что объективность требует верности фактам, тщательной проверки поступающей информации, здорового скептицизма, но при этом отсутствия предубеждения; системности взгляда, т. е. необходимости соединять факты в целостную картину, разностороннего взгляда на проблему, ее анализ и объяснение. Это соотносится с результатами факторного анализа данного понятия, который выявил в нем 3 главных аспекта: 1. демонстрацию разных сторон одного объекта или события (на этом факторе больше всего настаивали опытные редакторы, работающие в еженедельниках с тиражом более 100.000 экз.) 2. минимизацию мнения журналиста. 3. отсутствие предубежденности .