Введение к работе
Марио Варгас Льоса (род. 28 марта 1936 года) – один из крупнейших современных испаноязычных публицистов и писателей. В связи с этим довольно странно, что до сих пор ни один исследователь не обратился к комплексному анализу его публицистического творчества, ставшего общим знаменателем идеологической и мировоззренческой эволюции испанского журналиста.
Активное сотрудничество Варгаса Льосы с газетой “Эль Паис” в начале 80-х – начале 90-х годов совпало с важнейшими событиями в мире: распадом СССР (25 декабря 1991 года), падением военной диктатуры Пиночета в Чили (11 марта 1990 года), приходом к власти в Перу автократа Альберто Фухимори (28 июля 1990 года), укреплением позиций перуанской леворадикальной группировки «Сендеро Луминосо», попыткой государственного переворота в Испании 23 февраля 1981 году и другими. Неслучайно именно к этому времени его публицистические выступления стали особо востребованными аудиторией испанских СМИ.
Используя все ресурсы публицистики, Варгас Льоса начал бороться с любыми формами несправедливости в современном обществе, выступил поборником классических форм испанского языка и культуры (в связи с чем получил высокий статус их защитника и хранителя). К сегодняшнему дню под рубрикой “Пробный камень” (“Piedra del toque”) в газете “Эль Паис” Варгас Льоса выпустил свыше 600 публицистических текстов различной предметно-тематической и жанровой направленности.
Актуальность исследования
Марио Варгас Льоса – яркий представитель традиций испанской просветительской публицистики, последователь творчества выдающегося философа и журналиста Хосе Ортеги-и-Гассета. В своих публикациях он стремится ответить на важнейшие вызовы современного мира, становящиеся значимыми и для российского общества. Поэтому изучение предметно-тематических и жанровых особенностей его публицистики представляется весьма важным и актуальным для теории и практики современной отечественной журналистики.
Сегодня, в период масштабной трансформации всех сфер человеческой жизни, публицистика (в том числе газетная) играет важную роль в исследовании актуальных общественно-политических вопросов и способов их разрешения с точки зрения общественных интересов. Классическая публицистика является голосом народа, выражением его чаяний и надежд, его отношения к актуальным событиям, действиям, ситуациям, процессам. И в этом плане она не может быть заменена, например, простым информированием аудитории. Между тем, в ходе глобализации, проводимой в интересах транснациональных монополий, происходит трансформация социальных коммуникаций (в том числе, в виде вытеснения из них личностной публицистики), на первый план выдвигаются унифицированная новость и манипулятивная «пиаристика», инициируемая такими социальными субъектами как финансово-промышленные концерны, государственные органы, профессиональные сообщества и другие.
Исследуя публицистическую деятельность Варгаса Льосы, мы приобщаемся к опыту его борьбы с обозначенными выше процессами информационного порабощения современного общества, его низведения до уровня манипулируемой массы. Газетная публицистика Варгаса Льосы становится одним из важнейших средств не только передачи информации простому обывателю, но и активного общения с ним, совместного обсуждения полученных автором результатов анализа и оценки действительности, борьбы за базовые ценности народа, его традиции, классическую языковую культуру.
Степень научной разработанности темы
В исследованиях российских специалистов в целом испанской публицистике уделено мало внимания. Среди наиболее авторитетных исследователей в данной области можно назвать В. И. Тараненко, Л. Г. Кайду, М. Сильва-Вегу.
Что касается публицистики Варгаса Льосы, то, по имеющимся у нас данным, она российскими учеными практически не изучались: традиционно Варгас Льоса рассматривался как автор художественных произведений. Тем не менее, необходимо обозначить исследования ведущих испанских и отечественных специалистов по теории публицистики, где ученые раскрывают ее общие закономерности, значимые для изучения публицистического творчества как отечественных журналистов, так и зарубежных.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологической основой диссертации послужил ряд научных трудов по истории, филологии, литературе, социологии, юриспруденции, а также теории журналистики.
Автор опирался на концептуальные положения, изложенные в трудах авторитетных российских ученых, сотрудников факультета журналистики МГУ имени Ломоносова: Е. П. Прохорова, В. М. Горохова, Л. Г. Кайды, А. А. Тертычного.
Для оценки состояния испанской прессы оказались значимыми работы Г. Н. Пашкова, В. И. Тараненко, А. А. Паисовой. Кроме того, при анализе современного состояния зарубежных СМИ мы обратились к работам Е. Л. Вартановой (“Медиаэкономика зарубежных стран”), Я. Н. Засурского (“От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия”, “Журналистика переходного периода: современные концепции и практика”), И. П. Магая (статья “Эссе в журналистике”).
Не менее важными в контексте данного диссертационного исследования представляются книги зарубежных специалистов и ученых: “Теория эссе” Х. Л. Гомеса-Мартинеса, «Изобретая заново журналистику и медиа» Х. М. Флореса, “Специализация журналистики” Р. Льяно, “История испанской журналистики” Х. Ф. Фуэнтеса и Себастьяна, “Колумнистика испанских писателей (1975-2005)” А. Гронманна.
Новизна исследования
Анализируя творчество Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”, автор диссертации впервые в отечественной науке выявляет тесную связь его публицистики с публицистикой предшественников, определяет основные предметно-тематические направления его журналистских выступлений в прессе, анализирует жанровую палитру, выявляя ведущую роль в его творчестве двух значительных жанровых групп периодической печати – аналитической и художественно-документальной. При этом впервые устанавливается своеобразие применяемых им разных жанровых форм, проявляющееся в том, что Варгас Льоса часто сочетает черты одного жанра с другим (комментарий с эссеистическими элементами, аналитическая корреспонденция с элементами интервью или репортажа, статья с элементами зарисовки и так далее). Это позволяет говорить о научной новизне полученных в ходе исследования результатов. Данное диссертационное сочинение в целом может стать одной из отправных точек для российской теории журналистики в дальнейших исследованиях и освоении опыта публицистического творчества в современных испанских СМИ.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является публицистическое творчество Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”. Предметом выступают предметно-тематические и жанровые особенности его публицистических выступлений, приемы и методы их создания и их концептуальные особенности.
Хронологические рамки исследования
В первой главе автор исследует развитие публицистики в Испании в период XVI–XХ веков, формирование её просветительских традиций под влиянием социально-политических и экономических потрясений. Во второй и третьей главах автор диссертации обращается к публицистическому творчеству Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” в период 1980–2013 гг.
Эмпирическая основа исследования
Основой диссертационного исследования стали публицистические выступления Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” (в бумажной и цифровой версиях) в период 1980–2013 гг. При этом была сделана выборка (320 текстов), основанная на критериях качественности, типичности и репрезентативности публикаций, с точки зрения их проблемно-тематической направленности, жанровых особенностей, стиля. Особо ценным источником информации о фигуре Варгаса Льосы стала прочитанная им 7 декабря 2010 года в Стокгольме Нобелевская лекция “Похвала чтению и литературе”, содержащая целый комплекс авторских идей, ценностных суждений, сведений о литературном и журналистском творчестве. При характеристике актуального состояния СМИ Испании наиболее релевантным источником данных оказались исследования крупнейших испанских мониторинговых организаций.
Цели и задачи исследования
С целью выявления предметно-тематических и жанровых особенностей публицистического творчества Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” как носителя традиций испанской публицистики, необходимо решить несколько задач:
-
Определить характерные черты публицистики в СМИ Испании на разных этапах её развития, изучить формирование в ней идей служения прогрессу общества, справедливости, свободе, эссеистического начала и особую роль Хосе Ортеги-и-Гассета в становлении просветительских публицистических традиций. Проанализировать развитие этих начал в публицистике современных испанских СМИ, а также их проявление в творчестве Марио Варгаса Льосы как наследника традиций крупнейших публицистов Испании XIX-XX вв.
-
Проанализировать использование в публицистике Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис” творческих приемов и методов художественно-документального отображения действительности.
-
Определить основные проблемно-тематические направления в современном публицистическом творчестве Варгаса Льосы.
-
Изучить особенности использования основных жанровых форм в публицистике Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис”.
Рабочая гипотеза исследования
Публицистическое творчество Марио Варгаса Льосы – знаменитого публициста-гуманиста – охватывает важнейшие сферы человеческого бытия и нацелено (в рамках просветительской традиции Хосе Ортеги-и-Гассета) на сохранение классических форм испанской культуры и языка. Подобным интенциям способствует своеобразие предметно-тематического наполнения его творчества, отвечающее актуальным потребностям испаноязычной аудитории, а также использование Варгасом Льосой многообразия жанровых форм.
Методы исследования
Исследуя тенденции развития испанской публицистики на разных ее этапах, автор опирается на системный и идеографический подходы к их изучению. Устанавливая связь публицистики Марио Варгаса Льосы и творчества выдающихся публицистов Испании XIX–XX веков и определяя предметно-тематические доминанты его выступлений в газете «Эль Паис» в 1980-2013 гг., автор обращается к культурно-историческому и сравнительно-компаративному методам. В ходе анализа публицистических текстов использованы методы наблюдения и проработки документов, а также теоретические методы (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, индукции, дедукции и пр.).
Положения, выносимые на защиту
-
-
-
-
Характерными чертами публицистики СМИ Испании, сложившимися на разных этапах её развития, стали: служение идеям прогрессивного развития общества, справедливости, свободы, просветительства, заложенного Хосе Ортегой-и-Гассетом, ярко выраженный эссеистический характер. Эти качества нашли достойное продолжение в журналистском творчестве одного из крупнейших наследников традиций публицистов Испании XIX-XX вв. Марио Варгаса Льосы.
-
Варгас Льоса – борец с несправедливостью в обществе, поборник подлинной культуры, хранитель традиций и классических форм испанского языка. Его активная просветительская деятельность признана как в Испании, так и за ее пределами.
-
В рамках ортегианской социально-ориентированной публицистической традиции журналистское творчество Варгаса Льосы обращено к самым актуальным вопросам как для современного ибероамериканского общества, так и для мирового сообщества в целом: к общественно-политическим и социальным проблемам, проблемам «маленького человека» и вопросам цивилизационного развития.
-
В своем журналистском творчестве в газете “Эль Паис” Варгас Льоса обращается к целому ряду аналитических и художественно-документальных жанров публицистики, что соответствует целям комплексного отображения различных явлений действительности. Нередко автор совмещает в одном публицистическом произведении черты нескольких жанров, и это позволяет ему наиболее точно донести нюансы авторского видения той или иной проблемы до аудитории.
Научно-практическая значимость
Данное исследование может быть одним из оснований для дальнейшего системного изучения российской наукой (филологами, историками, политологами) особенностей испанской публицистики, в том числе – опыта ее противостояния (конкретно – творчества Марио Варгаса Льосы) негативному влиянию ряда процессов глобализации на состояние базовых ценностей, культуры, языка. Кроме того, данное исследование может оказаться полезным тем, кто занимается разработкой общей теории публицистики.
Изучение мастерства Варгаса Льосы в определении тематики выступлений, их жанрового характера, методов изложения материала, образности, доходчивости, аргументированности излагаемых мыслей, несомненно, обогатит творческий арсенал современных российских журналистов-практиков. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе обучения студентов факультетов журналистики – в первую очередь по дисциплине «Современная зарубежная журналистика» и спецкурсу «Современные зарубежные публицисты», а также при создании дипломных и курсовых работ по соответствующей тематике.
Структура работы
Структура диссертации подчинена её основной цели и задачам. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертации на Публицистика Марио Варгаса Льосы в газете "Эль Паис" : 1980-2013 гг.
-
-
-