Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Сущность и содержание просветительского телевидения, его формирование и развитие в регионе Северная Осетия-Алания 12
. I Просветительское телевидение от истоков до наших дней 12
2. Основные этапы формирования и развития просветительского телевидения в Северной Осетии (1957-2006гг.) 41
Глава II. Жанрово-тематические особенности просветительских программ в полиэтничном регионе 72
1. Историческое просвещение. Освещение полиэтничности на телеэкране (программы «Корни», «Старый Владикавказ») 72
2. Духовно-нравственное просвещение. Программа «Путь»
Заключение 144
Источники и литература 149
- Просветительское телевидение от истоков до наших дней
- Основные этапы формирования и развития просветительского телевидения в Северной Осетии (1957-2006гг.)
- Историческое просвещение. Освещение полиэтничности на телеэкране (программы «Корни», «Старый Владикавказ»)
- Духовно-нравственное просвещение. Программа «Путь»
Введение к работе
Актуальность темы исследования
В условиях изменившегося стиля, образа и качества жизни, повсеместного распространения информационно-компьютерных технологий значительно возрастает роль просветительского телевидения, благодаря которому люди во всем мире имеют возможность приобщиться к величайшим достижениям человечества в области культуры, искусства, науки, духовности. Если еще недавно отечественные теоретики телевидения сетовали на то, что «вся культура телевидения находится лишь на канале «Культура»1, то сегодня практически на всех федеральных каналах (в том числе и коммерческих) стали осваиваться просветительские проекты.
Еще в середине 90-х годов, когда образовательные и культурно-познавательные передачи исчезли с телеэкрана, известный исследователь телевидения В.В. Егоров предрекал, что будущее телевидения за просвещением".
Просветительские программы всегда в той или иной мере были присущи и советскому телевидению, особенно в 70-80-х гг. Затем в силу различных причин на ТВ наступил спад просветительской деятельности.
С началом демократических преобразований в стране, пробудивших гражданское и этническое самосознание и, как следствие, интерес к национальной истории, культуре, искусству, духовным и нравственным традициям, особенно в полиэтничных регионах, (к которым относится и Республика Северная Осетия-Алания), тенденция к просветительству в телевизионном пространстве России стала усиливаться.
Интерес к просветительским проблемам возрастает в связи с небывалыми научно-техническими достижениями и глобализацией социальных процессов, обостряющих чувства национальной идентичности и
См.: Телерадиоэфир. История и современность. Ред. Я.Н. Засурскога. М; 2005, СП. : См.: Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М; 1999, С. 56.
беспокойства о сохранении гуманитарных ценностей мира, безопасности для всей земной цивилизации. Люди хотят знать все о всех процессах, происходящих в стране и мире, которые влияют на их существование. А это желание во многом может удовлетворить именно об ще просветительская, гуманистическая направленность телевещания.
К сожалению, история и современное состояние просветительского телевидения, особенно в регионах, недостаточно изучено, что препятствует его успешному развитию.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью изучения теоретических основ функционирования просветительского телевидения в изменившихся условиях. Попытка комплексного подхода автора к обозначенной проблематике свидетельствует об уникальности накопленного опыта центральным и региональным ТВ, необходимости его дальнейшего объективного исследования и использования в современных средствах просветительского вешания. Особенно актуальна поставленная задача применительно к полиэтничному пространству такого региона, как Северный Кавказ в целом и Республика Северная Осетия-Алания, в частности.
Научная новизна диссертации заключается:
в изучении понятия «просветительское телевидение», исходя из исторического и актуального опыта процесса формирования внутреннего, духовного мира личности;
в выявлении просветительских функций телевидения в условиях вещания на полиэтничную, билингвистическую и многоконфессиональную аудиторию на примере Республики Северная Осетия-Алания;
- в обобщении исторического опыта становления и развития
просветительского вещания электронных СМИ региона с привлечением
архивных материалов3, которые вводятся в научный оборот впервые;
3 Материалы Центрального Государственного архива историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания; архива Государственного Комитета по телевидению и
- в комплексном исследовании содержания, общей направленности,
жанровых особенностей, методов подготовки программ современного
просветительского телевидения региона.
Методологической основой исследования стали сравнительно-исторический, диалектико-логический и социально-лингвистический методы изучения закономерностей и тенденций развития и функционирования просветительского телевидения.
Это позволило выявить:
- наиболее эффективные способы определения сущности
просветительского телевидения;
- специфику просветительства и его связь с такими понятиями как
«образование», «пропаганда», «культура», «воспитание»;
- особенности функционирования просветительского вещания в
полиэтничнои среде;
-направления, жанры, приемы подготовки просветительских передач;
- сделать выводы и разработать практические рекомендации для
работы просветительского телевидения в поликультурном,
билингвистическом и многоконфессиональном пространстве. Рекомендации
и предложения, содержащиеся в диссертации, апробированы в практической
деятельности творческого объединения «Вариант Плюс» ГТРК «Алания»,
готовящего передачи просветительского направления.
Объект исследования - просветительское телевидение (ТВ) и его влияние на общественное сознание и духовное развитие полиэтничнои, поликультурной, билингвистической и многоконфессиональной зрительской аудитории.
Предмет исследования
- генезис просветительского ТВ в многонациональном регионе,
процессы его развития, жанровые особенности.
радиовещанию РСО-А, архива Севсро-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований, Центрального государственного исторического архива Грузии.
Гипотеза
Позитивные результаты в духовном, социальном и национальном развитии общества могут быть достигнуты лишь при правильной, научно обоснованной политике в области организации и ведения просветительской деятельности (в том числе и на телевидении) как в масштабе страны, так и на региональном уровне. Следует отметить, что исследовательская и практическая работа по использованию просветительского телевещания для формирования толерантных отношений между этносами, национальными меньшинствами, представителями различных конфессий ведется недостаточно в таком взрывоопасном регионе как Северный Кавказ, в том числе в Северной Осетии. Назрела настоятельная необходимость обобщения и анализа уже имеющегося исторического и актуального опыта подготовки и ведения просветительских передач в стране и на региональном телевидении и, тем самым, способствовать дальнейшему совершенствованию этой работы.
Цель исследования: - рассмотреть основные особенности формирования просветительского ТВ, тенденции его развития и совершенствования, в частности, конкретно в полиэтничном и многоконфессиональном регионе.
Для осуществления этих целей предполагается решение следующих задач:
- определить современное понимание концепта «просвещение», его
место в образовательной системе и культуре общества;
- уточнить особенности просветительского ТВ и его роль в
формировании личности в условиях информационно-компьютерных
технологий;
- определить место и роль ТВ в осуществлении просветительских
функций в условиях полиэтничности и процессов глобализации;
-выявить особенности полиэтничности и полингвизма в регионе Северной Осетии (Алании) в историческом и современном ракурсах;
- изучить историю становления просветительских программ ТВ
региона в период с 60-х гг. XX в. до наших дней;
- на основе документов и текстов программ рассмотреть основные
направления историко-просветительских и духовно-просветительских
программ телевидения, направленных на укрепление дружбы,
гуманистических отношений между представителями различных этносов и
конфессий; I
- проанализировать формы, жанры, языковые особенности
соответствующих программ, а так же личностные качества авторов, ведущих
передач просветительного ТВ.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы Вопросы просвещения всегда занимали умы лучших представителей человечества. Автор в своем исследовании опирался на произведения классиков мировой и отечественной социально-философской, психолого-педагогической мысли, их выдающихся представителей Монтеня и Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, А.С.Хомякова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, В.И. Бехтерева, «учителя учителей» К.Д. Ушинского и др4.
Создание и теоретическое обоснование образовательной системы в стране в советское время большой вклад внесли В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. В разработке лсихологических и педагогических принципов обучения неоценимую роль сыграли такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко и др.
4 См.; например: Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 13. М, 1959; Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1980; Коменский Я.А, Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1982; МонтеньМ. Опыты. М., 1991 ;Татищев В.Н. Разговор о пользе науки и училищ. Избранные произведения. Л., 1979; Ушипский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Л., 1952; Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии. В 2-х т. Т. 2, 1999; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000; 1984; Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976; он же. Мысль и язык. М., 1989; Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959; Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 3. Таллин., 1993; Бахтин М,М. Эстетика словесного творчества, М., 1979; он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Сенкевич МП. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980; она же. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997; и др.
В диссертации также использованы учебные пособия по педагогике и статьи в периодической печати практиков сферы образования Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовской, А.А. Реана, С.Н. Гессена, ЕЛО. Артемьевой, Л.Г. Воронина и др.
Общие проблемы информационно-коммуникационных технологий и функционирования СМК в современном обществе рассматривали И.Л. Андронников, Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, В.В. Егоров, Н.А. Голядкин, Б.М. Сапунов, Л.А. Дмитриев, И.И. Засурский, Г.В. Кузнецов, Р.Д. Копылова, С.А. Муратов, Н.И. Утилова, В.Л. Цвик, С.Д. Мизеров, А.Я. Юровский и др.
Основу правильного понимания языковых проблем просвещения составили произведения классиков мировой и отечественной филологии Ф.де Соссюры, А.А. Потебни, С.С. Аверенцева, Т.О. Винокура, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, P.O. Якобсона, Ю.В.Рождественского и др.
Особое значение для данного исследования имеют работы, посвященные современным лингвистическим проблемам, анализу языка и текстов телевизионных и радиопередач - Е.А. Бернштейна, СИ. Виноградова, Б.Д. Гаймаковой, МЛ. Сенкевич, С.К. Макаровой, Ю.М. Гальперина, В.Г. Костомарова, Б.В. Кривенко, М.П. Осовской, Р.К. Потаповой, А.А. Шереля и др.
Серьезная база для исследования вопроса становления и развития просветительского ТВ содержится в трудах В. Егорова, С.А. Муратова, И.К. Беляева, В.И. Михалковича, Ю.А. Огородникова, Б.М. Сапунова, а так же в диссертационных работах И.ГО. Лапиной, М.В. Сыромятниковой-Ахвледиани и др.5
Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. Сб. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005; Гзлядкин Н.А. Анализ аудитории. М., 2000; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1988). М., 2000; Система средств массовой информации. Ред. Засурский Я.Н. М., 2001; Егоров В.В. Большая культура и малый экран. М., 1998; он же. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; он же. Телевидение. М.; 2004; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты телевидения. М., 2000; он же. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2001; Лихачев Д.С. Великое наследие. М, 1990; Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 1995; Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1988; Сапунов Б.М.; Культурология
Характеристика жанровых особенностей, форм, приемов, методов подготовки просветительских программ для полиэтничной среды была бы неполной без знакомства с работами Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, Я.Н. Засурского, Г.Н. Вачнадзе, Н.И. Утиловой, В.Л, Цвика, АЛ. Юровского и др.
Особо следует выделить труды В.В. Егорова, в которых дается подробный анализ сложных процессов, происходящих в отечественном телевидении, в том числе, в просветительском.
При разработке специфики просветительского . вещания в полиэтничном регионе соискатель опирался на этнологические исследования В.И. Абаева, Л.М. Дробижевой, Ю.В. Арутюнова, М.Н. Губогло, Г.Б. Старюшенко, З.В. Кануковой, А.А. Цуциева, Р.С. Бзарова, ММ. Блиева, Н.С. Авдулова и т.д.
При выявлении механизмов воздействия просветительского ТВ на стабильность общественно-политической ситуации в многонациональной Осетии, автор использовал труды А.С. Дзасохова, С.А. Арутюнова, А.К. Боташевой, В.Д. Дзидзоева, СМ. Маркедонова, А.Г. Плиева, К.М. Цаголова, и др.7
телевидения. М., 2001; он же. Введение в этику православия. М., 2005; Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания. Социально-политический ж-л. 1993, №№5,6;
Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М, 1949; он же. Расхождения иранского и дигорского диалектов. Осетинский язык и фольклор. ТЛ. М.-П., 1949; Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ., 2000.; Канукова З.В. К проблеме изучения этнических групп в Северной Осетии, Сб. Национально-этнические аспекты развития. Владикавказ., 1992.; ока же. К проблеме этнокультурного развития российских немцев в Северной Осетии. Сб. Вопросы политологии, истории и социологии. Вып. I. Владикавказ., 1999; она же. Старый Владикавказ. Владикавказ., 2002.; Цуциев А.А., Дзугаев Л.Б. Национальная идея как ядро концепции национального развития. Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского Института управления, Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. Владикавказ., 1998; Цуциев А.А. Некоторые аспекты языковой ситуации и языковой политики в Северной Осетии. Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления. Владикавказ., 2001.№1 идр.
7 Арутюнов С.А. Терроризм и демократия: бокс или дзюдо? Сб. Россия и Кавказ: история и современность. Владикавказ., 2005, Дзасохов А.С. Политика. Экономика, Человек. М., 2003; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца двадцатого столетия: тенденции этнополитического развития. М., 2004; Боташева А.К, Вопросы детерминации политического терроризма в России. Сб. Россия и Кавказ: история и современность. Владикавказ., 2005; Плиев А.Г. Перестройка и художественная культура. М., 1990; он же. Пути преодоления грузино-осетинского конфликта. Вестник Института цивилизации. Владикавказ., 2006, №6 и др.
В диссертации просветительское ТВ рассматривается как один из инструментов формирования нового социума в полиэтничном регионе, живущего в атмосфере толерантности, адекватного восприятия культуры, межэтнических отношений и парадигм нового времени.
Эмпирической базой диссертации служат просветительские передачи ГТРК «Алания» начиная с 1959 по 2006 гг., в том числе работы диссертанта на историко-просветительские и духовно-просветительские темы. Отдельный пласт научного исследования - материалы Центрального Государственного Архива историко-политической документации Республики Северная Осетия-Алания, архива Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СОАССР, республиканской и центральной печати.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения данной проблематики в теории национальных отношений журналистике, коммуникологии, социологии, педагогике и психологии. Выводы диссертации могут быть использованы для более эффективной подготовки образовательных, просветительских телевизионных программ. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять также интерес при подготовке и изложении специальных курсов по проблемам национальных отношений, по журналистике и социологии, а также для практикующих телевизионных журналистов, ведущих ТВ программ, режиссеров, (особенно в полиэтнических регионах).
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались в ходе ряда научных конференций в северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова и других учебных заведений, а также в ИПК работников телевидения и радиовещания. Материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в журнале «Высшее образование в России», рецензируемом научном издании из перечня ВАК.
Принципы организации телекоммуникационного процесса просвещения были апробированы автором диссертации в ходе создания сюжетов и очерков на местном ТВ, а также во взаимодействии с рядом образовательных учреждений. Работы, построенные по предложенной жанровой схеме, получали высокие оценки на специализированных профессиональных телевизионных фестивалях и форумах.
Структура диссертации предопределена логикой научного исследования, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновываются актуальность темы, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, формулируются методологические основы, научная новизна и практическая значимость.
Просветительское телевидение от истоков до наших дней
Анализ сущности и содержания просветительского телевидения исходит из истории и этимологии понятия «просвещение» вообще как явления социальной и духовной жизни общества, формирования определенного типа личности и характера информационно-коммуникативных процессов.
Этимология слова «просвещение» и восходит к корню «свет», которым на Руси обозначали не только свет физический, видимый, но и невидимый, но реальный. В русском языке слова свет, цвет, свят «совершенно родственные между собой». В Новом Завете «свет» не только связан с Богом - Сыном, Словом, но и тождественен Ему.
«Все через него начало быть и без него ничего не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человека; и Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоанн 3:5). Святое писание несло свет истинный, который просвящает каждого (Ин 1:91). Святые служители во все времена христианства означали избранность, праведность, всесовершенство.
На Руси с принятием христианства с X по XVII века культура, образование, обучение представляли собой неразрывное Единство просвещения в духе Святого писания и заповедей Божьих.
Во всей древнерусской культуре, по мнению современных исследователей, отразились две особенности. Первая - пристальное внимание к нравственным вопросам, к общим проблемам этики, преобладание православного учительского начала, вторая - интерес к человеку, его духовному миру. «Непосредственное сочувствие к человеку, простое сострадание ему, сопереживание с ним автора оказывались самыми сильными началами в литературе... Все остальное отступило на задний план перед самой личностью, индивидуальностью человека»9, - писал академик Д.С.Лихачев.
В семантике русской культуры понятие «образование» изначально связывалось со зрительным обликом, видом, образом, на который личность должна ориентироваться в своем развитии, к подобию которого стремиться. У В. Даля «образ - вид, подобие («Бог создал человека по образу и подобию своему»; также: портрет, писание лица, икона10; в словаре Ушакова «образ» -облик, вид, подобие; образованность - степень образования, культурность, просвещенность1 . В свою очередь В. Даль слово «просвещать» поясняет через «просветить», т.е. «даровать свет умственный, образовать ум и сердце». Просвещение по Далю «свет науки и разума, согреваемый чистотою нравственности и развития умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одною наукою, одного только ума односторонне, и не ведет к добру»1 . Особенное значение в этом имела литература.
Огромным уважением в древней Руси пользовалась книга. В XI в. были изданы два «Изборника» (1073 и 1076), в которые входят «Евангелие учительное», «Златоустники», «Торжественники» и др. Главное достоинство памятников русской церковной литературы - их неувядаемая высокая православная нравственная основа.
Однако с начала XVIII в. в России под влиянием западно-европейской культуры и философии в понимании просвещения произошли значительные изменения. Как широко известно, в этом столетии сформировалось и получило широкое распространение философское учение, можно сказать идеология просвещения, которая оказала громадное влияние на мир, и ее постулаты действенны до сих пор. Под влиянием французской революции и поражающих воображение научных достижений апологеты «просвещения», прежде всего, ратовали за свободу и суверенность личности.
В 1874 г. И.Кант в статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение?» предлагает рассматривать Просвещение как историческую эпоху, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. С точки зрения Канта, просвещение является выражением родовой сущности человека, но успешное развитие и применение разума возможно только при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального самосовершенствования человечества.
Главное действующее лицо исследования просветителей - человек. Он предстает, с одной стороны, как отдельный изолированный индивид, действующий исходя из своих частных интересов, с другой, объявляется юридическая всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой всеобщности необходимо освободиться от конфессиональных и сословных границ.
Отсюда, во-вторых, многие просветители (Вольтер и др.) выступают явными противниками религии, считая религиозную веру невежеством,, с которым необходимо вести жестокую и непримиримую борьбу. Отсюда, в-третьих, основу прогресса общества и формирования человека составляет Наука. Поэтому и сущность просвещения его апологеты сводили (и сводят до сих пор) к распространению научных знаний, научному образованию. Так произошел разрыв единого процесса образования и просвещения, более того сведение второго к первому.
Эпоха русского «Просвещения» началась с петровских реформ и достигла расцвета в 60-90-е годы XVIII столетия. Она в основном связана с деятельностью Екатерины II, которая привлекла талантливых молодых людей к «Комиссии для составления нового уложения». Ее «Наказ» с выписками из произведений французских просветителей Вольтера, Монтескье, Дидро и других всколыхнул мыслящих людей общества. Все это дало толчок для развития интеллектуальной жизни на последующие десятилетия. Появляется много переводной литературы, получает бурное развитие литература, театр, музыка, усадебная культура. У нового поколения, выросшего в послепетровское время, проявляется серьезное отношение к образованию, занятиям наукой, искусствами. Изменилось отношение к ценностям жизни, к достижениям европейской цивилизации.
В конце XIX - начале XX века в России сложилось свое, соответствующее менталитету страны понимание и система учреждений просветительской деятельности, в которые четко просматривается два направления. Первое - просвещение связывается со светским образованием и распространением, прежде всего научных знаний и соответствующими этой цели учреждениями. Второе, продолжающее отечественные традиции древней Руси духовное просвещение, не отрицающее научное знание, но считающее главным совершенствование внутреннего, нравственного мира человека.
Основные этапы формирования и развития просветительского телевидения в Северной Осетии (1957-2006гг.)
Теоретиками отечественного телевидения, Р.А. Борецким, С.А. Муратовым, В.В. Егоровым, А.Я Юровским, В.Л. Цвиком, Я. Н. Засурским, Г.В. Кузнецовым и др. проанализированы пути формирования и развития системы телевизионного вещания в стране и предложен научный подход к периодизации его истории в том числе формирования просветительских программ. Авторы книги «Очерки по истории российского телевидения» В.В. Егоров, Г.В. Кузнецов, Н.А. Голядкин выделяют в истории отечественного телевидения несколько этапов. Первый - от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстоянии до появления популярного телевизионного вещания; второй - от начала регулярного телевещания в 30-е г. до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 60-е годы.
Третий особенно важный этап - с конца 60-х годов - до средины 80-х (освоение возможностей «Останкино и вещание через космос»); четвертый -телевидение в годы перестройки и провозглашения суверенитета России - с 1985 г. и до наших дней47.
Телевидение на заре своего появления было способно транслировать реально происходящие события, затем, по мере совершенствования телекоммуникационных систем создавало уже свои собственные произведения. Как утверждают авторы названной книги «телевидение, как вид искусства прошел тот же путь, что и литература, живопись, театр, от изобретения реальной жизни к осмыслению ее в художественных образах»4 .
Продолжительное время телевидение было преимущественно прерогативой жителей Москвы, Ленинграда, Киева, Воронежа и т.д., однако интерес к «показывающему радио» повсеместно в стране был невообразимо велик,
Региональное телевизионное вещание в стране появилось в конце 50-х годов, после принятия в 1955 г. Советом Министров СССР постановления о строительстве в 1956-1958 годах 27 приграничных телевизионных центров и 15 ретрансляционных станций.
29 июля 1957 г. Совет Министров СОАССР со ссылкой на решение Совета Министров СССР постановляет «образовать Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Северо-Осетинской АССР»49.
История создания и развития телевидения в Республике Северная Осетия-Алания, к сожалению, никем еще не исследована. В архивах республики нет прямых данных о программах телевидения Северной Осетии его первых лет вещания. Сведения о содержании вещания можно почерпнуть только из личных воспоминаний работников того времени и случайных сообщений прессы.
Опираясь на эти и другие источники, личный опыт, автор считает возможным утверждать, что республиканское телевидение шестидесятых годов было преимущественно просветительским. В силу ряда обстоятельств, просветительство оставалось ведущим в повседневной вещательной политике на долгие годы.
Причиной появления просветительского направления на североосетинском телевидении, как это не парадоксально, явилась несоответствие материальной базы республиканского телевидения идеологическим требованиям, предъявляемым к национальному вещанию Центром.
Обратимся к фактам. В 1961 году в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказе) был построен типовой телецентр. Телецентру, после сдачи его в эксплуатацию, была присвоена третья категория ввиду того, что аппаратура была двухканальной с одной студийной камерой и двумя киноканалами.
Учитывая необходимость работы Северо-Осетинской студии телевидения на двух языках для автономной республики (осетинском и русском) Госкомитет СССР по РВ и ТВ предъявил к ней требование как к телецентру второй категории. Студия вынуждена была вести семь часов собственных передач в неделю, хотя телецентры с типовым проектом этой серии были рассчитаны на ведение собственных передач объемом не более 3 часов в неделю.
Для студии с такими техническими возможностями выполнять подобный объем вещания было не под силу. Ситуация вынудила молодое североосетинское телевидение идти по пути просветительства - показу театральных спектаклей, симфонических и эстрадных концертов, выступлений художественной самодеятельности. Блок новостей, (который в основном носил текстовой характер, дополнялся короткими немыми «киношными» сюжетами или фотографиями), занимал в недельном вещании не более 40 минут. Чуть больше - 1 ч.ЗО м имели объем передачи идеологически-пропагандистского толка, остальное вещание было отдано культуре и просветительству.
К моменту появления телевидения в Северной Осетии, значительный опыт просветительского вещания уже имело республиканское радио. И телевидение перенесло эту радийную традицию на экран.
Судя по архивным данным, Северо-Осетинский областной республиканский Комитет радиоинформации с подчинением Комитету по радиоинформации при Совете Министров СССР начал свою деятельность с 1929 года (по неточным данным)50.
Ежедневное местное радиовещание занимало 2ч 15 м. Причем политическое вещание занимало 1ч 10 мин., художественно-музыкальное -50 мин. На естественнонаучные темы, - пишет руководитель тогдашнего радиовещания М. Цаллагов, - было организовано 15 передач. Среди них темы: «Происхождение человека», «Происхождение религии», «Сон и сновидения» «Происхождение земли и солнца», и 23 передачи из цикла «У карты мира» и т.д.51. По воскресеньям работа Комитета проходила по особой сетке с концертом, составленным по заявкам радиослушателей.
Постепенно количество научно-образовательных программ в радиовещании растет, что объясняется заметными успехами советской науки и техники, особенно в области космических технологий. Это время, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник земли, в Обнинске появляется первая атомная электростанция, поднялся в воздух самый большой в мире турбовинтовый пассажирский самолет ТУ-114, спущен на воду первый в мире атомный ледокол и т.д.
Литературно-драматическая и детская редакции радио преследовали также пропагандистские цели. В эфир передавались литературные произведения, в основе которых лежат антирелигиозные идеи.
Но и художественное и музыкальное просветительство постепенно стало занимать все больший объем в общей сетке вещания.
Музыкально-литературно-драмматические редакции осуществляли постановки по произведениям осетинских писателей: «Фатима», «Кубады», «Фсати» Коста Хетагурова, «Перед судом» Дабе Мамсурова, «Жук» Георгия Дзугаева, «Колхоз Коста», «Песнь сердца» Рамазана Сабаткоева, «Два друга» Тотырбека Джатиева и т.д.
«Большой популярностью у радиослушателей, - пишет заведующий отделом радиоинформации Джагиаев, - пользуются музыкально-образовательные передачи и концерты «Знаете ли вы?». И дальше: «В истекшем году мы познакомили радиослушателей с жизнью и творчеством русских и зарубежных писателей, композиторов Шумана, Баха, Шопена, Штрауса, Бетховена» .
К моменту слияния радио и телевидения в одну структуру, радио имело опыт создания великолепных постановок спектаклей Северо-Осетинского музыкального драматического и русского драматического театров, детских постановок, музыкальных программ. Эти программы -целый пласт нашей национальной культуры, на этих программах воспиталось не одно поколение радиослушателей. Вечера с радиопостановками, музыкальными передачами скрашивали жизнь. Люди знали время эфира этих программ, ждали их, любили и наслаждались ими.
Историческое просвещение. Освещение полиэтничности на телеэкране (программы «Корни», «Старый Владикавказ»)
Демократические преобразования, начавшиеся в нашей стране в 90-е годы, способствовали в 1997 году образованию просветительского творческого объединения «Вариант Плюс» в структуре ГТРК «Алания» и определили содержание и основные направления его деятельности.
В условиях нового времени у народов, населяющих регион Северной Осетии, пробудилось ярко выраженное стремление к самоопределению. Ленинская интернациональная политика, не допускавшая подлинного интереса к истории и культуре малых народов, бытовавшая более семидесяти с лишним лет обнаружила свою несостоятельность.
Кризис идеологии привел к разрушению всей вертикали власти и создаваемой ею общности советского народа. Как пишет Артур Цуциев: «... оказалось, что в основе этой общности лежала не столько гражданская приверженность отечеству...., сколько идеологическая приверженность советскому огосударствленному мифу» .
Как известно, в эпоху коренных изменений в обществе особое значение приобретает стремление к сохранению самобытности. Каждый народ имеет свой язык, менталитет, культуру, обычаи, ритуалы, которые формируются в течение длительного времени и являются внутренним источником его движения и развития.
Как пишет Н.С. Авдулов: «Только через самобытность народ самореализует себя, расширяет свой творческий потенциал, осуществляет самокорректировку, самотрансформацию, саморегулирование и самообразование, определяет свою политическую и экономическую систему» .
Интерес к своему историческому прошлому и следование традиционной культуре у малых народов, особенно у кавказских, никогда не исчезал в полной мере.
Новое просветительское объединение ГТРК «Алания» ставило перед собой, возможно амбициозную, но, безусловно, привлекательную и актуальную задачу - создание некой энциклопедии истории и культуры осетинского народа и других народов региона средствами телевидения (надеясь таким образом восполнить пробел в систематическом изложении исторического пути народов, населяющих республику), а также приобщить многонациональную североосетинскую аудиторию к общечеловеческим духовным ценностям. Это было требование времени. «...где свободное, работающее на современном уровне осетинское телевидение? Где писанное (в хорошем академическом смысле), а не фольклорно-мифологическая история Осетии - история, которая была бы свободна от идеологических и политических пристрастий, комплексов культурной неполноценности?»77, - вопрошали в 90-е годы представители осетинской интеллигенции.
Научная элита региона, выражающая интересы всего сообщества, хотела видеть такое телевидение в Осетии, которое бы отражало духовные и культурные потребности всего многонационального народа. Авторы вышеприведенной статьи утверждают, что Владикавказ, который изначально не является осетинским городом, (поскольку строился, как русская крепость на осетинской земле), может стать «осетинским» прежде всего в том случае, если, и творчество осетин (политическое, культурное, гражданское, экономическое) пробудет желание неосетин к сотворчеству, соучастию, И когда это сотворчество разовьет в них приверженность к Осетии, «как к малой родине» . К этому времени практически неизученной в исторической науке оставалась история этнических групп, достаточно плотно населяющих Северную Осетию, не говоря о ее телевизионной версии.
С июля 1997 г. на экране ГТРК «Алания» появились программы «Корни», «Владикавказ», «Путь», «Горцы», «Здравствуйте!», «Диаспора» и др., которые отвечали потребностям полиэтничной телевизионной аудитории. Это были первые просветительские телевизионные проекты в электронных СМИ Северной Осетии в постперестроечное время.
Развитие просветительского объединения осуществлялось по двум основным направлениям: историческому и духовному, и было обусловлено зрительским интересом.
Программы имели получасовой объем, периодичность выхода в эфир 1 раз в месяц, по форме соответствовали телевизионному научно-популярному очерку.
Создатели нового объединения понимали, недостаточно было иметь научно-достоверную сценарную основу, необходимо было сделать ее популярной, и что особенно важно, одинаково интересной для разновозрастной этносоциальной аудитории. Темпоритм телевидения определяется его погоней за жизнью и желанием обращать внимание телезрителя на событийную сторону жизни. Возможно, излишне категоричны, но, безусловно, правы те, которые обвиняют телевидение в поверхностности и суетливости. Аналитика требует времени и знаний, поэтому она в основном является прерогативой документального телевизионного фильма. Авторам новых проектов пришлось решать и проблему, «глубинности» программ, не отказываясь при этом от периодичности рубрик в сетке вещания, поскольку только таким образом можно сформировать свою зрительскую аудиторию.
К созданию новых научно-познавательных проектов были привлечены известные в Осетии ученые - историки, этнографы, социологи, философы, физики, математики и др., а также признанные духовные лидеры, культурные и общественные деятели региона. Благодаря их консультациям и непосредственному участию в программах были выработаны общие концепции, темы и содержание вещания объединения.
Программы «Корни», «Горцы», «Владикавказ» следует отнести к жанру исторического просвещения. «Корни» - ежемесячная получасовая научно-познавательная программа об истории осетин, отдельных событиях, фактах, выдающихся представителях народа в прошлом и настоящем. Участниками программ этого цикла стали ученые - историки, этнографы, социологи, философы Марк Блиев, Руслан Бзаров, Артур Цуциев, Баграт Техов, Владимир Кузнецов, Петр Козаев и др. В эфир вышло более 50 программ цикла. В них прослеживается попытка воссоздания целостной картины прошлого осетинского народа, найти законы движения североосетинского общества, определившие его исторический путь.
Спокойный, непредвзятый тон программ, строгая научная сценарная основа, последовательность изложения событий позволили создать объективную картину жизни прошлого осетинского народа, не скатиться в лоно национальных амбиций.
Духовно-нравственное просвещение. Программа «Путь»
Китайская модель возможности достичь гармонии внутри, с природой и обществом, укрепления своего тела, воспитания воли привлекли после этой серии программ в школу ушу множество новых воспитанников. И это безусловная заслуга просветительского телевидения региона.
Можно выделить отдельно программы, в основе которых экстремальная ситуация, нравственный кризис. Это программы - откровения, размышления от первого лица. Это лицо одновременно и автор, и ведущий. Его переживания, мировосприятие, индивидуальность подчиняют себе композицию передачи и развивают всю ее драматургию.
Давайте зададимся вопросом, что происходит с человеком, когда он садится к экрану телевизора и нажимает кнопку пульта?
Он попадает в мир картинок, звуков, людей, что-то ему говорящих, т.е. он оказывается вовлечен в некое действие, которое принципиально не отличается от воздействия театра, выставки или книги. Зритель в любом случае - ведомый. Кем? Авторской волей. Различны лишь способы ведения. Если в театре автор скрывается за персонажами, в книге - за сюжетом, то на телевидение он зачастую персонифицирован. Впрочем, в формах, наиболее приближенных к хорошей драматургии, он тоже остается за кадром. Но чаще всего идею автора высказывает ведущий передачи. В каждой программе есть свой ведущий. Без него ткань телевизионного произведения не существует.
Ведущий является органической и очень важной составной частью передачи. По замыслу автора и режиссера функция ведущего при помощи слов, мимики, интонации вести зрителя к намеченной цели. Зритель во время просмотра программы не думает не об авторе, не о его идеи. Зритель просто слушает, смотрит, и постепенно попадает под влияние ведущего. Ведущий обязательно должен быть осведомленным, уверенным в себе, доброжелательным. Зритель должен полюбить его, поверить ему. Если это произошло, то цель авторов программы достигнута.
Мы взялись за культивирование нравственных начал в зрительской аудитории и этой задаче были подчинены концепция, форма, стиль, жанр передач и, безусловно, ведущий.
Автор-ведущий делится со зрителем самым сокровенным. Ведущий, обращается с экрана к зрителю, предполагая в нем активного слушателя. По внутреннему напряжению, искренности эти «обращения» напоминают воскресные телепроповеди Митрополита Кирилла, но манере изложения текста не доминируют над зрителем. Ведущий не объясняет зрителю «как надо», а просто размышляет как бы вместе с ним о различных перипетиях жизни. Новизна этой группы передач заключается в том, что ведущий как бы один из толпы, для него не делается специальная студия, он не выступает в роли наставника или знающего больше, чем зритель. Вот он в толпе, вот он -работающий, отдыхающий, думающий, занятый самыми обыденными делами и всегда средним планом, почти всегда среди других. Мы попытались в этих программах воспроизвести поток жизни и с ним поток мысли, а также драматические моменты жизни в преломлении человеческого сознания. Создается впечатление, что в этих передачах нет специальной фабулы, сюжетной линии, однако это не так. Главный герой здесь - сама жизнь. Мы видим жизнь в разных красках - ярких, радужных или мрачных, тяжелых. Ракурсы жизни выбирает автор - ведущий. Мы видим их его глазами, его личностному интересу подчинен поток жизни, т.е. композиция программы развивается согласно логике мысли автора. Зритель в буквальном смысле «видит» и «слышит» это развитие, а поскольку человеческое восприятие жизни многообразно, то монтаж передачи порой ассоциативен, порой сравнителен, порой ретроспективен, временами жизнь врывается на экран шумом или тишиной. Приведем несколько фрагментов размышлений автора - ведущего.
«Что ищем мы в молитве, музыке, стихах и близости друг друга? Разве не укрепления и просветления духа? И как мы высоки, недосягаемы земным бурям, когда мы в духе. Нет другого пути у человека, чем путь к свету. Вот где радость! Радость» - особое состояние мудрости»151.
«Мысль имеет энергетическую силу. Любая мысль, будь она светлая или темная, бессмертна. Посылающий в пространство мысли радости, получает радость удвоенную, посылающий мысли уныния - удвоенную печаль. Так может не стоит ковыряться в своем прошлом? Обращаться мыслью в древность нужно только для того, чтобы набраться мудрости веков и с ней устремиться в будущее. Может не стоит копить обиды. Что такое обида? Это - скрытый нарыв. Повод для нее уже в прошлом, а сознание устремлено в будущее. Получается, обида очень вредит человеку. Поэтому лучше прощать друг другу»15 .
«Если бы человечество договорилось одновременно подумать о благе мира, какая бы получилась генеральная уборка пространства, какой великий планетарный «субботник»!... Увы, об этом можно только мечтать. Но, может, люди скоро придумают такие технологии, а может, не нужны технологии, а надо быть доброжелательнее. Вот, например, в рождество все любят друг друга. Эта любовь разлита во всем мире и человек пропитывается ею, не может ей сопротивляться»153.