Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I - Коммуникативные особенности сообщений печатных СМИ в условиях нестабильного рынка 19
1.1. Знаковые (семиотические) проблемы повышения информационной насыщенности масскоммуникативного текста 19
1.2. Метафора как экспрессивное выражение вербальной и визуальной информации 33
1.3. Печатные СМИ России XXI века и их целевая аудитория с точки зрения характеристики информационных потребностей и их удовлетворения 44
1.4. Метафорическая фотография - стилевой показатель деловой прессы 59
ГЛАВА II - Основные формы сочетания изображения и слова в российской деловой прессе начала XXI века ... 74
2.1. Особенности графического оформления современных российских деловых журналов 74
2.2. Сравнительный контент-анализ фотоматериалов обложек журналов «Русский Newsweek» и «РБК» 95
2.3. Иносказательный синтез изображения и слова в общественно-политических фотопубликациях деловой прессы 120
2.4. Перспективы развития метафоричности в пресс-фотографии российских деловых журналов XXI века 134
Заключение 140
Библиографический список 148
Приложения 162
- Метафора как экспрессивное выражение вербальной и визуальной информации
- Печатные СМИ России XXI века и их целевая аудитория с точки зрения характеристики информационных потребностей и их удовлетворения
- Сравнительный контент-анализ фотоматериалов обложек журналов «Русский Newsweek» и «РБК»
- Перспективы развития метафоричности в пресс-фотографии российских деловых журналов XXI века
Введение к работе
Актуальность исследования. Деловая журналистика является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Обусловлено это рядом социально-культурных, политических и бизнес-причин. Основная из них состоит в том, что журналистика выступает после 1991 года важнейшим элементом системы СМИ, усиливающим год от года своё влияние на мнения и позиции граждан. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем фактом, что современной деловой прессой во многом формируются стандарты качественной журналистики и её издания представляются наиболее профессиональными с точки зрения работы с информацией. Проявляется резкая визуализация печатных материалов, которая вызвана попыткой не отставать от аудиовизуальных СМИ. Благодаря фотографии печатные СМИ вполне могут конкурировать с телевидением и Интернетом в документальности и метафоричности отображения действительности. Визуальные образы - это способы прямого воздействия на психику, сферу бессознательного и сознание. Они занимают важное место в массовой коммуникации, в системе средств воздействия на массы.
Если во второй половине XIX века символом достоверности был газетный репортаж, то в XX веке - фотография, которая выражает жизнь в своей реальности и подлинности. Она стала объективным инструментом отображения действительности. Вера зрителя в достоверность фотографии делает её, с одной стороны, чрезвычайно информативной для массовой аудитории, с другой стороны, фотография в прессе выступает и как инструмент, воздействующий на сознание и поведение людей. Сегодня смысловая нагрузка сообщения в СМИ создаётся не только с помощью текстовых материалов и насыщенности сообщения конкретными фактами, но и с помощью фотоизобразительного текста, который оказывает мощное влияние на оценку читателем текстового материала. Особое значение при исследовании темы занимает то обстоятельство, что фотография как самостоятельный элемент журналистики может в отдельности, без текстового сопровождения являться центральным звеном передаваемого сообщения. При этом по уровню воздействия на восприятие этого сообщения она не уступает, а во многом и превосходит вербальный текстовой материал.
Объект исследования - современная деловая журналистика и технологии создания фотометафор в ней.
Предметом исследования выступают отношения между визуальной и вербальной коммуникацией в журналах «Эксперт», «Русский репортёр», «РБК», «Профиль», «Коммерсант-Власть» и «Русский Newsweek».
Целью исследования является создание системы критериев, с помощью которых можно анализировать метафорические структуры в визуальной и вербальной коммуникации российской деловой прессы. Другой важной целью диссертации является исследование современной деловой прессы в направлении использования метафоры при создании фотожурналистских текстов.
Для достижения цели автором проводится анализ формы и содержания сочетаний визуальных и вербальных коммуникаций в фотожурналистике.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
Обозначение роли и места деловой прессы в социокультурной жизни общества.
Определение коммуникативных особенностей вербальных и визуальных сообщений в журналистике.
Анализ влияния фотожурналистских материалов на целевую аудиторию с точки зрения эффективности донесения информации и влияния на выбор поведенческих стратегий граждан.
Определение коммуникативных свойств фотожурналистских текстов, приводящих к образованию метафоры в деловой прессе последних лет (на примере журналов «РБК», «Русский Newsweek», «Эксперт», «Русский репортёр», «Профиль», «Коммерсант-Власть»).
Методологической основой диссертации являются фундаментальные отечественные и зарубежные исследования по теории и истории журналистики, теории коммуникаций, политологии, политической социологии, социальной психологии, философии, культурологии. Обращение к вышеуказанным наукам объясняется сложностью и неоднозначностью феномена фотожурналистики. В исследовании использовались общенаучные принципы единства логического и исторического, системного и сравнительно-исторического анализа. В работе применён системный подход, позволяющий рассмотреть деловую прессу как целостную систему, обладающую единством целей и функций, а также как
масштабную подсистему общественных отношений и всей системы социальных
институтов в целом. «Данный подход универсален и многофункционален, так как позволяет раскрыть: сущность целого, его состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникации, историю» (Афанасьев, В.Г. «Общество: системность, познание и управление», 1981) Принцип историзма позволил выявить особенности появления фотожурналистики в отечественной деловой прессе, неразрывно связанные с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в мире.
Теоретико-методологическая база диссертации. При подготовке исследования автором были использованы как классические, так и современные работы отечественных и зарубежных учёных: филологов, философов, социологов, экономистов, культурологов, специалистов в области общественных коммуникаций. Учитывая тот факт, что научный подход к изучению фотожурналистики и фотографии в деловой прессе является достаточно новым исследовательским направлением не только в России, но и в мире, в процессе работы над диссертацией проводилась апробация методов не только филологии, но также философии, социологии и других гуманитарных наук.
Теоретическая база исследования включает следующие типы источников: статьи, монографии, диссертационные исследования, другую научную литературу по теме работы, как отечественную, так и иностранную, материалы научных и научно-практических конференций, интернет-источники, в том числе и официально зарегистрированные в качестве СМИ, материалы и публикации в печатных СМИ, периодических изданиях (газетах и журналах), электронные справочники и каталоги СМИ.
Теоретическую базу составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области коммуникации, журналистики, языкознания, семиологии, философии, искусствоведения, антропологии, а также психологии и социологии.
Обзор различных теорий коммуникации, развития коммуникационных исследований в XX веке, новых тенденций в этой сфере человеческой деятельности наиболее полно представлены в работах Г.П. Бакулева, Ю.П. Буданцева, Г.Г. Почепцова (Бакулев Г.П. «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции», 2005; Бакулев Г.П. «Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа», Дис. д. фил. н., 2003; Буданцев Ю.П. «В контексте жизни», 1979; Буданцев Ю.П. «Очерки
ноокоммуникологии», 1995; Почепцов Г.Г. «Теория и практика
коммуникации», 1998; Почепцов Г.Г. «Медиа: теория массовых коммуникаций», 2008). В работах данных авторов содержится наиболее полный анализ теорий, концепций и гипотез в сфере коммуникаций, каждая из которых не только имеет право на существование, но может активно применяться на практике.
Основные понятия теории журналистики, анализ возникновения и эволюции журналистики как социального института и рода деятельности, её статуса в современном обществе, профессиональных характеристик журналиста, вопросов гласности и свободы прессы, системы СМИ и их типология наиболее полно анализируются такими исследователями, как А.А. Грабельников, СМ. Гуревич, С.Г. Корконосенко, Л.Г. Свитич, В.В. Тулупов (Грабельников А.А. «Средства массовой информации в постсоветской России», 1996; Грабельников А.А. «Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы», 2001; Грабельников А.А. «Процесс выпуска газеты», 1985; Грабельников А.А. Минаева О.Д. «История русской периодической печати. 1703-2003: библиографический указатель», 2004; Гуревич СМ. «Газета: вчера, сегодня, завтра», 2004; Гуревич СМ. «Экономика отечественных СМИ», 2004; Корконосенко С.Г. «Основы журналистики», 2006; Свитич Л.Г. «Феномен журнализма», 2000; Тулупов В.В. «Техника и технология периодических изданий», 2005).
Вопросам становления и развития российской деловой прессы в конце
XX - начале XXI века посвящены труды СБ. Головко, Д.А. Мурзина
(Головко СБ. «Дизайн деловых периодических изданий», 2008; Мурзин Д.А.
«Деловая пресса», 2001). Особое значение в контексте настоящего
исследования имеет анализ коммуникативных функций вербальных и
невербальных текстов, свойств знаков и знаковых систем, строения и
функционирования знаковых систем. Данные вопросы достаточно широко
исследованы классическими зарубежными и отечественными учёными.
Фотожурналистика как словесно-визуальная коммуникация рассматривается в
нескольких направлениях, из которых здесь наибольший интерес представляют
филологический (включая семиотический) и эстетический аспекты. Наиболее
фундаментальными в данном направлении следует признать работы Р. Барта,
Ю.М. Лотмана, У. Эко (Барт Р. «Введение в структурный анализ
повествовательных текстов», 1987; Барт Р. «Избранные работы: Семиотика:
Поэтика», 1994; Барт Р. «Система Моды. Статьи по семиотике культуры», 2003;
Барт. Р. «Мифологии», 1996; Лотман Ю.М. «Об искусстве», 1998; Лотман Ю.М.
«Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973; Лотман Ю.М. «Статьи по семиотике культуры и искусства», 2002; Эко У. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию», 2006; Эко У. «Роль читателя. Исследования по семиотике текста», 2007).
Внесли существенный вклад в развитие семиотики и оказали влияние на данное диссертационное исследование труды отечественных ученых А.А. Ветрова, СВ. Гринева, В.В. Иванова, Ю.С. Степанова (Ветров А. А. «Семиотика и ее основные проблемы», 1968; Гринев С. В. «Основы семиотики»; Иванов В.В. «Избранные труды по семиотике и истории культуры»; Иванов В.В. «Очерки по истории семиотики в СССР»; Степанов Ю.С. «Семиотика», 1971).
В рамках исследования данной темы использовались работы по филологии Л.А. Новикова, Ю.В. Рождественского, P.O. Якобсона (Новиков Л.А. «Избранные труды. Том I. Проблемы языкового значения», 2001; Новиков Л.А. «Избранные труды. Том П. Эстетические аспекты языка», 2002; Рождественский Ю.В. «Общая филология», 1996; Якобсон P.O. «Лингвистика и поэтика», 1975). В частности, в работе Якобсона P.O. речевая коммуникация представлена как состоящая из шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: эмотивная, конативная, фатическая, метаязыковая, поэтическая и референтивная.
Одним из важнейших направлений исследования стал анализ эстетических вопросов восприятия фотографии, а также оценки документальности, художественности и природы фотографии. В мировой науке данные вопросы являются дискуссионными и широко обсуждаемыми. Соответственно, в литературе этой теме посвящено достаточно много публикаций, из которых стоит выделить работы Р. Арнхейма, Р. Барта, А.И. Лапина, В.Т. Стигнеева (Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», 2007; Арнхейм Р. «О природе», 1999; Барт P. «Camera Lucida. Комментарий к фотографии», 1997; Лапин А.И. «Фотография как...», 2007; Стигнеев В.Т. «Век фотографии. 1894-1994», 2005).
Кроме перечисленных вопросов в работе использовались теоретические труды по исследованию метафоры как текстовой, так и визуальной. Над повсеместностью метафоры и в рационалистском, и в поэтическом дискурсе размышляют многие учёные (Лакофф Д., Джонсон М. «Метафоры, которыми мы живем», 2004; Рикёр П. «Герменевтика, Этика, Политика», 1995; Рикёр П.
«Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике», 2002). В этой связи
особенно важна революционная работа Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Авторы в данном труде рассматривают метафору не только как центральное явление нашего мышления и поведения, но также предлагают когнитивный метод образной рациональности.
Определённое значение в работе придается теориям влияния средств массовой информации на поведенческие стратегии общества, среди которых использовались труды Г. Дебора, С.Г. Кара-Мурзы, С. Московичи (Дебор Г. «Общество спектакля»; Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием», 2008; Московичи С. «Машина, творящая богов», 1998; Московичи С. «Век толп», 1998). Особое внимание в диссертации уделяется вопросу классификации целевых аудиторий деловой прессы и вопросам предпочтения выбора ими конкретных технологий удовлетворения информационных потребностей. Исследования аудитории СМИ были рассмотрены на основе работ по социологии массовой коммуникации (Буданцев Ю.П. «Социология массовой коммуникации», 1995; Назаров М.М. «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований», 1999) и теории маркетинга (Котлер Ф, Келлер К.Л. «Маркетинг. Менеджмент», 2007), где сегментирование аудитории имеет более устоявшиеся научные методологии.
Научная новизна исследования обусловлена выбором объекта и предмета исследования. Впервые рассматривается взаимовлияние визуальной и вербальной коммуникации в деловой прессе, которое в своём единстве представляет мощный инструмент идеологизации общества и мифологизации действительности. Особое значение уделяется рассмотрению концепции отражения в фотографии существующей реальности и оценке этого процесса с точки зрения адекватного моделирования действительности. Естественно, что методы подачи этих образов в современной деловой пресс-фотографии существенно отличаются от первых попыток и классических приёмов, описанных в литературе, и поэтому представляют особый интерес для изучения.
Проблемы сочетания визуальных и вербальных коммуникаций, типологии метафорических текстов фотожурналистики деловой прессы в российской науке ранее не исследовались. Деловая пресса и фотожурналистика, как таковые, сами находятся на стадии становления, с постоянным расширением средств и способов коммуникации, и требуют систематизации и типологизации используемого инструментария. Слабая проработка проблем, с
которыми приходится сталкиваться фотожурналистам и бильд-редакторам,
недостаток научно обоснованных методик, и вследствие этого скудный арсенал средств, использующихся на практике, негативно сказываются на уровне профессионализма российских специалистов в данной области. Многим приходится ориентироваться исключительно на собственный опыт и руководствоваться профессиональным чутьём при выборе фотоматериалов для первых полос деловых изданий, в то время как должна была проработана научно обоснованная система и выработанная в профессиональном сообществе практика создания мощных инструментов привлечения и удержания внимания целевой аудитории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлён системный подход к изучению современных фотожурналистских текстов деловой прессы. Работа вносит определённый вклад в дальнейшее развитие теоретических основ анализа фотожурналистских материалов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен анализ как основных содержательных аспектов сочетания визуальных и вербальных коммуникаций, так и специфика построения фотожурналистских текстов в современной деловой прессе. Результаты данного анализа, выводы и предложения, сформулированные автором в данной работе, могут быть использованы при обучении студентов по специальностям «журналистика» и «связи с общественностью», а также в практике бильд-редакторов и оформителей печатных СМИ.
Основные положения, выносимые на защиту:
Метафора является наиболее выразительным средством влияния деловой прессы на целевую аудиторию, так как обеспечивает воздействие на основные эмоции и мысли человека, обеспечивающие принятие решений.
Обложка и разворот в изданиях деловой прессы «РБК», «Русский Newsweek», «Эксперт», «Русский репортёр», «Профиль», «Коммерсант-Власть» являются фотожурналистским текстом, несущим в себе сочетание основной визуальной и вербальной смысловой нагрузки номера.
Фотожурналистский текст, представляющий собой сочетание фотографии и текста, является мощным инструментом современных деловых СМИ и обеспечивает максимальное воздействие на поведенческие стратегии целевой аудитории.
Фотожурналистский текст является метафорическим отображением существующей действительности через трансляцию образов, сюжетов и
событий, наиболее значимых с точки зрения выпускающей редакции, а также в соответствии с её внутренней политикой интерпретации информации.
5. В современной деловой прессе происходит сокращение вербального
текстового объёма информации при одновременном увеличении смысловой нагрузки на другие семиотические системы передачи информации.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены в научных публикациях автора, выступлениях на международных, общероссийских научных и научно-практических конференциях, в том числе на международной конференции «Потребление как коммуникация - 2009» (Санкт-Петербург, 2009), международных научно-практических конференциях «Журналистика - 2008» и «Журналистика - 2009» (Минск, 2008-2009), в межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2008 и 2009), всероссийской научно практической конференции «Ценности и достоинство журналиста (Аксиология журналистики)» (Санкт-Петербург, 2009); на аспирантских и методологических заседаниях кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Метафора как экспрессивное выражение вербальной и визуальной информации
Сущность языка изначально ориентирована на выражение чего-то через нечто иное, не связанное с предметом обозначения по природе. Именно поэтому, даже, несмотря на то, что определенные произвольные сочетания знака и денотата (и даже референта) закрепляются в общественной практике, всегда существует возможность прагматического и затем семантического сдвига. Метафора (перенос значения, в широком смысле), являясь одним из двигателей процесса семиозиса (под семиозисом понимается процесс генезиса семиотической системы и создания знаковых отношений), без которого язык как саморазвивающаяся система адаптации к окружающей среде вскоре прекратил бы существование, в то же время является и источником - иногда вынужденного - обмана1.
Использование метафоры развивает коммуникацию, которая, в том числе, образуется при взаимодействии фотографии и текста и являет собой своеобразный новый смысл изображаемого предмета.
Понятие метафоры, подобно и категории жанра с развитием науки дополняется новыми аксиологическими (ценностными) смыслами и значениями. Например, в словаре Брокгауза и Ефрона метафора определяется как: «слово, употребленное не в собственном, а в переносном смысле, образное выражение, например «река времени», «алмазы слёз» . В литературной энциклопедии метафора определяется как «словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает» .
Метафора в языке часто становится не только литературным приёмом, а основным инструментом создания смысла и выражения в словах истинных эмоций говорящего субъекта. В связи с этим метафора часто подменяет основное значение слова и производит новый смысл. Метафора, учитывая свои свойства, участвует не только в развитии языка, но и в формировании культуры, социальной среды.
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д. Согласно классификации, предложенной Н.Д. Арутюновой , метафоры разделяются на следующие группы: 1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии; 2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка; 3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию; 4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии. В контексте приведённых выше определений метафоры особое значение приобретает определение метафорического отображения действительности в фотожурналистике. Отметим, что в фотожурналистике существует достаточное количество технологий (построение композиции, выбор ракурса съёмки, выбор одного кадра и т.п.) с помощью которых автор может добиться привнесения дополнительного смысла в изображение, который нередко может быть гораздо глубже, чем просто визуальный образ, запёчатлённый на снимке. Безусловно, поиск и понимание смысла метафоры во многом зависит от способности принимающей сообщение стороны распознать скрытое значение и нагрузку, которая создаётся с помощью визуальных и вербальных материалов. Под метафорическим отображением действительности в настоящей работе понимает сочетание определённых элементов действительности, создающих образное представление у субъекта о реально существующем предмете, явлении, человеке, институте. Метафора в фотожурналистских текстах позволяет рассматривать события не только с точки зрения новости и хронологической записи о произошедшем событии, а создаёт новое мощное эмоциональное сообщение, которое обращает внимание читателя на конкретные или общие проблемы и положения, позволяя тем самым более полно выразить позицию и мнения редакции или конкретного журналиста. Далеко не все задумываются над смыслом изображения, поэтому одной из наиболее важных задач современной деловой прессы является создание таких образов, которые могли бы полностью раскрыть сущность проблемы.
На первый взгляд, метафорическое отображение действительности и деловая пресса - это не совсем синонимичные категории, взаимодополняющие друг друга, то есть не из одного кластера. Однако на самом деле, именно деловая пресса нуждается в использовании и комплексном развитии такого инструмента, как метафорическое отображение действительности. Объясняется данное положение многими причинами и, в первую очередь, тем, что деловая пресса, априори должна стремиться к объективному и многоаспектному толкованию происходящих событий, отражая все возможные взгляды и точки зрения на ситуацию. Реализации этой задачи деловой прессой возможно также за счёт визуальных инструментов журналистики. Например, наполнение разными смыслами фотографии, а также любого другого изображения способно приблизить читателя к сложности поднимаемых изданием проблем и вопросов, привлечь к дискуссии вокруг тем, которая обычно происходит между читателями и журналистами в виртуальном пространстве, на форумах и гостевых книгах официальных сайтов изданий.
Печатные СМИ России XXI века и их целевая аудитория с точки зрения характеристики информационных потребностей и их удовлетворения
В девяностые годы в России новый импульс в развитии получила деловая пресса. Этому явлению было несколько причин, основными из которых являются: 1. распад СССР и появление самостоятельных деловых изданий и профессиональных коллективов; 2. повышенный интерес российского общества к аналитической, исследовательской информации и независимым точкам зрения на развитие наиболее значимых экономических и политических вопросов. В целом вопрос о деловой прессе в СССР является дискуссионным, так как с одной стороны существовали издания деловой направленности, но, с другой, они являлись политически ангажированными и не представляли собой самостоятельные центры мысли. Д.А. Мурзин по этому поводу пишет следующее: «Деловая пресса, или бизнес-пресса, явление для российских СМИ относительно новое. Эта пресса имела в советский период исторических предшественников - газеты и журналы экономической проблематики, например, «Экономическую газету», «Строительную газету», газеты «Социалистическая индустрия», «Советская -торговля» и другие. Многие министерства и ведомства выпускали отраслевые журналы. Однако опыт советских изданий при переходе страны к рыночной экономике был использован в наименьшей степени. Создатели деловых изданий опирались, прежде всего, на мировую практику бизнес-прессы»1.
Следует обратить внимание на тот факт, что отсутствие традиций деловой прессы в России может быть положительным фактором в контексте того, что сейчас данный сегмент СМИ развивается свободно и без особой оглядки на традиции прошлого, которые при определённых обстоятельствах могут выступать в качестве тормоза развития журналистики. Также необходимо подчеркнуть тот факт, что дефицит деловой прессы на протяжении XX века стимулирует дополнительный интерес общества к данному виду информации и подобному подходу интерпретации событий, составляющих основы деловой журналистики: подробный фактологический анализ значимых событий с опорой на объективные данные и факты. Вероятно, в этом и кроется одна из причин успешного развития деловой прессы в современной России.
«Сегодня деловая пресса - наиболее динамично развивающийся вид периодической печати в России. (...) Массивы информации, с которой работает деловая пресса, охватывают все сферы человеческой деятельности. Центром притяжения в этой системе коммуникаций является хозяйственная деятельность человека. Поскольку она является основой его существования, мы можем говорить о всеобъемлющем характере деловой информации. Именно этим обстоятельством определяется широта тематической палитры деловой прессы»2.
Об актуальности и своевременности деловой прессы для полноценной общественной жизни пишут многие авторы, например А.В. Ерёменко «... деловая пресса России является одним из сегментов современной системы СМИ, развитие которого обусловлено особым «социальным заказом на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Соответственно, деловая журналистика — это деятельность по формированию того типа коммуникаций, который востребован новыми общественными силами и социальными группами» .
Таким образом, очевидно, что в начале XXI века деловая пресса пользуется высоким уровнем популярности и внимания у общества, испытывающего потребность в деловой, аналитической информации. При этом следует учитывать тот факт, что сегмент деловых журналов в России представлен довольно разнообразными изданиями по концепции, тематической направленности, целевой аудитории.
Анализ сообщений печатных СМИ, в том числе и деловых изданий, свидетельствует, что их коммуникативные особенности, нацеленность материала на конкретную группу получателей, эмоциональная насыщенность текстов во многом различаются между собой. Наблюдается данная ситуация не только в сообщениях изданий, занимающих разнонаправленные, противоположные ниши современного медиа-рынка.
Не редкостью являются также ситуации, когда даже при довольно схожих внешних оценочных критериях изданий, интерпретация одного события и акценты в подаче материала довольно сильно отличаются между собой. Особенно часто в подобную ситуацию (то есть когда теряется, запутывается истинный смысл передаваемого сообщения) попадает неподготовленный читатель. Однако и специалист в области коммуникаций также не всегда может определить те цели и задачи, которые ставила перед собой редакция СМИ, делая акцент на конкретном новостном событии и сопровождая его при этом, определённым фотоиллюстративным материалом. Естественно, в большинстве случаев издание при выборе фотоиллюстративного материала руководствуется чётким пониманием того, какую именно мысль они хотят подчеркнуть.
Тем не менее, учитывая тот факт, что печатные СМИ, даже примерно близкие друг другу по группе иногда различаются в интерпретации. событий и фокусируют внимание читателя на разных аспектах новостей, особое внимание приобретает классификация российских СМИ с точки зрения характеристики информационного продукта, который они предлагают потребителю (читателю). С помощью подобной классификации проще определять коммуникативные особенности вербальных и визуальных сообщений в СМИ.
В качестве отдельного вопроса встаёт проблема взаимоотношений общества (получателей) и СМИ (производителей информации). Афористично данное соотношение выражено в словах Э. Денниса и Д. Мерилла: «Влияние СМИ состоит скорее в том, чтобы указать обществу, о чем следует задуматься, а не в том, чтобы говорить ему, что следует думать» . Для того чтобы более подробно оценить СМИ с точки зрения характеристики информационного предложения, приведём результаты социологического исследования о том, из каких источников жители столицы России получают информацию.
В представленной таблице 1 отражён общий вектор распределения медиа-предпочтений основных возрастных групп населения (молодежь, лица среднего возраста, пенсионеры). Приведённые данные, показанные в таблице 1, могут служить ориентиром для определения перспектив развития конкретных СМИ и приоритетных направлений этого процесса, способствовать оценке собственной, а также потенциальной целевой аудитории.
Сравнительный контент-анализ фотоматериалов обложек журналов «Русский Newsweek» и «РБК»
Выше мы говорили о том, что анализ российских деловых журналов представляет собой достаточно интересный, с точки зрения науки, процесс. В первую очередь объяснимо это следующими актуальными причинами:
Российская деловая пресса (журналы) на данный момент находится в стадии собственного формирования и развития, создания уникальных отечественных условий функционирования и существования всех субъектов рассматриваемого процесса;
О нахождении деловых журналов в стадии формирования и развития говорит тот факт, что не только открываются и выходят на рынок новые издания, но также не редки случаи, когда издания закрываются и покидают отечественный рынок, не добившись решения задач, которые возлагают на них учредители (в последнее время закрылись такие деловые журналы, как «Русский Newsweek», «Карьера», ««Smart Money»). В первую очередь следует говорить об окупаемости деловых журналов, как одном из наиболее значимых факторов при оценке эффективности издания; 3. Начальный период развития деловой прессы России характеризуется для многих изданий поиском собственного стиля, целевой аудитории, технологий подачи и оформления материалов, способов передачи информации, что вынуждает редакции пробовать самые разные технологии привлечения внимания и в том числе создания фотожурналистского текста; 4. Для отечественных деловых журналов характерно стремление к максимальной визуализации текстов и материалов, использование ярких фотографий, коллажей, рисунков, что представляет особый интерес в контексте настоящего исследования. При этом деловые журналы с минимумом визуализации, которые мы называем «академическими», на российском рынке СМИ представляются явлением достаточно редким. Анализ деловых изданий с точки зрения выбора фотоматериалов подтверждает выше сказанное. Существуют группы изданий, которые стараются быть сдержанными при выборе фотографии, то есть публикуют классические, спокойные снимки без видимых провокационных черт (к таким изданиям стоит отнести журналы «Профиль», «Эксперт» (после 2006 года), «Секрет фирмы», «Русский репортёр», «Коммерсантъ-Власть», «Коммерсантъ-Деньги» и другие).
Другую группу изданий составляют журналы, которые на своих страницах публикуют фотографии, которые не всегда отражают человека в приглядном виде. В большинстве случаев приоритет отдаётся ярким, нестандартным снимкам, например, показывающим человека в не самом фотогеничном виде (например, комичное фото Гуса Хиддинка с высунутым языком на обложке журнала № 15(93) «Русский Newsweek» за 2006 год, которое создавалось, словно специально с нарушением всех правил фотожурналистики). Следует отметить, что данная фотография метафорично передает существующие сомнения коллектива журнала о перспективах иностранного специалиста в качестве тренера сборной России по футболу. К изданиям, использующим свободный стиль при работе с фотоматериалами, можно отнести также журналы «Русский Newsweek» и «РБК», на приведённых примерах в приложении к настоящей работе видно, что фотожурналистский текст создаётся с помощью использования самых разных технологий оформления, дизайна, текстового оформления.
В целом следует подчеркнуть, что выбор фотоматериалов может быть обусловлен рядом причин, основными из которых являются: - предпочтения главного редактора, арт-редактора и учредителей издания; - предпочтения той целевой аудитории, на которую ориентировано издание; - политический контекст выхода издания и отношение выпускающей редакции к федеральной и региональной политической и экономической элитам. Особое внимание обращает на себя последнее положение. Не требует доказательств то обстоятельство, что деловые журналы в России оказывают особое влияние на общественное мнение и настроения граждан. Поэтому на этот сегмент СМИ изначально обращено повышенное внимание .со стороны органов власти, политической и экономической элиты России. В связи с этим, проведение самостоятельной политики изданием, которая может выражаться, в том числе, и в публикации фотоматериалов, компрометирующих федеральную элиту в целом, либо её отдельных представителей, является свидетельством самостоятельности и независимости от политического контекста редакции. Естественно, выбор неоднозначных, компрометирующих фотоматериалов для оформления изданий является следствием не только самостоятельности редакции по отношению к элите (лицам, принимающим решения), но также может быть обусловлен и профессиональными условиями (особый стиль подачи материала, творческие предпочтения главного редактора, специфика восприятия целевой аудитории).
Тем не менее, ещё раз подчеркнём мысль о том, что выбор средств визуального оформления деловых журналов не может оцениваться исключительно исходя из творческих (прикладных) факторов, так как особое влияние на работу редакции оказывает отношение журнала к тем субъектам, которые определяют политическое и экономическое развитие России. В связи с этим встаёт вопрос о свободе и независимости СМИ в России на современном этапе.
Перспективы развития метафоричности в пресс-фотографии российских деловых журналов XXI века
Российская деловая пресса в настоящий момент находится на начальном этапе своего развития. Менее чем за два десятка лет сформировался этот сегмент отечественных СМИ: появилось значительное количество журналов, вокруг которых сформировались группы единомышленников и людей, объединённых схожим восприятием происходящих событий, а также отсутствием равнодушие к происходящему. Эти группы, объединённые общими взглядами и симпатией к определённому источнику информации, в современном обществе напоминают микросоциумы с чётко определённой системой взаимоотношений. Причём читатели создают свой круг общения и контактов с помощью наиболее оптимальной на сегодняшний день технологии - виртуального пространства сети Интернет. Гостевые книги, форумы, блоги способствуют коммуникации между людьми и обмену своими мнениями по поводу новостей и информации, которую они получили из СМИ.
Этот процесс, безусловно, представляет собой отдельный предмет для исследования, однако подчеркнём тот факт, что подобные виртуальные сообщества могут стать новым стимулом развития самих деловых СМИ. Подтверждается это тем, что мнение читательской аудитории является одним из решающих факторов в деятельности западных СМИ, когда очень трудно осуществляются изменения в конкретном бренде, так как на него ориентируется люди уже не первый десяток лет. Естественно, в таком случае, закрытие одного из наиболее интересных представителей российских деловых СМИ не осталось бы предметом лишь небольших возмущений и комментариев в Интернете.
Отечественные деловые СМИ представляют особое значение в качестве фактора развития гражданского общества и правовой культуры России. Безусловно, на издания и коллективы редакций определённое влияние оказывается извне, со стороны внешней аудитории, но не читателей, а контрагентов, выступающих при этом в качестве поставщиков новостей и являющихся предметом анализа в журналистских репортажах. Речь, в первую очередь, идёт о крупных компаниях, бизнесе, органах законодательной и исполнительной власти, общественных деятелях, вплоть до криминальных группировок. В связи с этим особое значение приобретает фактор самостоятельности редакций при выборе темы и ракурса её рассмотрения. Именно от того, насколько профессионально, адекватно и независимо будет работать редакция, зависит качество метафорического отображения действительности.
В настоящее время, с учётом того, что отечественные деловые СМИ ещё только находятся в стадии формирования, сохранение собственной позиции и собственного мнения ценится по—особому и, конечно, потребитель информации определяет, где есть истина, а где ангажированный подвох. Несмотря на относительно короткий путь, который прошла Россия в плане развития институтов гражданского общества, важнейшим из которых являются средства массовой информации, большинство изданий, существующих на рынке, представляют научно—исследовательский интерес.
Российский рынок деловых СМИ достаточно хорошо сегментирован. Практически нет таких изданий, которые занимали бы одинаковую нишу и были ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. Поэтому выпадение одного издания по причине закрытия или радикального ребрендинга создаёт значительный вакуум для конкретной группы читателей и в плане рекламных бюджетов, который начинает делиться со стороны других изданий.
И здесь, с одной стороны, основное место занимает вопрос о профессионализме редакции и её способности привлечь к себе внимание и интерес со стороны людей, не входящих до этого момента в поле информационного воздействия, а с другой, открывается направление удержания внимания тех, кто уже вовлечен в информационное влияние данного СМИ. В связи с этим мастерство объективного отражения реальности со стороны редакции становится ключевым понятием, на котором основываются рыночные успехи журнала.
Применение различных технологий графического оформления является одним из необходимых элементов создания фирменного стиля издания. За счёт профессионального использования методов использования фотографии и рисунка современные СМИ повышают информационное содержание каждого сообщения. Только при комплексном оценивании и обращении внимания на все элементы фотожурналистского текста читатель может наиболее адекватно интерпретировать сообщение. Безусловно, умение создавать сообщения с помощью слов и изображений таким образом, чтобы читатель без искажений получал закодированную информацию, является определённым видом искусства гуманитарной профессии журналиста. В данном случае сообщение имеет свою композицию. А.И. Лапин применительно к фотографии композицию рассматривает как более сложное явление, наделяя витальностью композиционное изображение: «Композиция - это независимая от изображаемого жизнь изображения. Это внутренний диалог, который ведут отдельные компоненты, диалог неслышимый, и не для всех видимый. Композиционное изображение живое, его можно уничтожить, если что-либо подвинуть, убрать совсем»1.
Подобное понимание изображения и любого материала фотожурналистики является следствием признания значимости каждой детали этого произведения для получения полноценной информации. Подобным образом мы анализировали материалы деловых журналов, на которых каждый элемент заключал в себе внутренний смысл.
За счёт подобного отношения к детали достигается создание качественного журналистского продукта. Использование элементов графического дизайна позволяет добиться максимально возможного при передачи смысла, обуславливает адекватное отражение действительности в слове и изображении.