Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Быкова, Юлия Николаевна

Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ
<
Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быкова, Юлия Николаевна. Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Быкова Юлия Николаевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2012.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/520

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Структура речевой составляющей имиджа тележурналиста в современных условиях развития СМИ 32

1.1. Понятие имиджа журналиста, тенденции восприятия имиджа журналиста 32

1.2. Личностные параметры стилевого имиджа тележурналиста в социолингвистике 57

1.3. Имидж журналиста в условиях развития новых коммуникативных технологий 63

Глава 2. Стилистические средства создания имиджа тележурналиста 72

2.1. Фонетические и графические средства создания имиджа тележурналиста 72

2.2. Морфологические и деривационные средства создания имиджа тележурналиста 77

2.3. Лексические и фразеологические средства создания имиджа тележурналиста 81

ГЛАВА III. Функции отдельных речевых параметров при формировании имиджа тележурналиста 84

3.1. Составляющие образа компетентного рассказчика 84

3.2. Составляющие образа социального близкого аудитории собеседника; особенности современной аудитории 86

Заключение 117

Список сокращений 122

Список литературы 123

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена изучению языковых средств, применяемых для создания имиджа современного российского тележурналиста.

Актуальность выбранной темы обусловлена обращением к новейшим научным парадигмам исследования имиджа тележурналиста, в формировании которого особую роль играют языковые средства, используемые в телепередачах.

Сегодня наблюдаются изменения, связанные с информационной революцией. Трансформации подвергаются все виды массовой коммуникации. Данный процесс происходит на фоне формирования новой информационной парадигмы (теории о конвергации, «неосфере», «инфоноосфере» и др.). Всё это отразилось на имидже журналиста, на отношении к представителю СМИ, формируемом в обществе.

В связи с обозначенными выше процессами появились новые тенденции в способах формирования и актуализации образа журналиста «в кадре». Изменению подвергся и воспринимающий субъект – аудитория. Зрители, получившие доступ к множеству российских и иностранных телеканалов кабельного и спутникового телевидения, умеющие обращаться с новейшими коммуникативными средствами и пользующиеся сетью Интернет, а зачастую выступающие авторами новостных поводов («народная новость»), стали предъявлять новые запросы к отечественным телепрограммам.

Чтобы выяснить, как телевидение адаптируется к этим требованиям и как использует новые возможности, с помощью каких языковых средств создается имидж журналиста в современных условиях, требуется осмысление и анализ телевизионной практики 2000–2011 гг. Только при наличии знаний о факторах и условиях, влияющих на формирование имиджа тележурналиста, о новейших тенденциях в трансформации воспринимающего субъекта – аудитории, можно определить актуальность созданных образов, от которых напрямую зависит эффективность телематериалов. На основании данной информации необходимо разработать способы совершенствования журналистской коммуникации, повышения степени престижности профессии и уровня доверия аудитории к СМИ.

Объектом исследования является совокупность условий создания, формирования и структуризации продуктов отечественного телевещания в соответствии с избранным ракурсом их научного рассмотрения, а также способы формирования имиджа журналиста телеканалов. В работе анализируются создаваемые образы для соответствующей аргументации выдвигаемых положений.

Предметом исследования выступают вербальные средства, формирующие имидж журналиста современного российского телевидения, принципы и технологии его создания. В работе рассматривается в первую очередь образ журналиста-корреспондента информационных и информационно-аналитических телепрограмм как продуктов ТВ, ориентированных на традиционно широкую аудиторию.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей в использовании журналистами тех или иных языковых средств и их роли в формировании имиджа тележурналистов, в выработке практических рекомендаций по увеличению степени эффективности коммуникации и изменению ситуации негативного восприятия аудиторией представителя журналистского профессионального сообщества.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие имиджа тележурналиста как один из факторов, влияющий на эффективность коммуникации СМИ и аудитории;

2) систематизировать сложившиеся в научной литературе взгляды на особенности использования языковых средств при создании телесообщений и других элементов эфира с точки зрения социолингвистического, психологического и творческого аспектов, осмыслить их в соответствии с новейшими условиями функционирования медиапространства;

3) систематизировать и описать факторы, которые оказывают влияние на формирование имиджа тележурналиста;

4) выявить тенденции трансформации воспринимающего субъекта – аудитории, определить их положительный или отрицательный характер, выявить причины формирования определенных мнений о представителе «четвертой власти»; исследовать факторы, влияющие на их формирование,

5) выявить основные коммуникативные стратегии и тактики, способствующие эффективному взаимодействию автора телесообщения с адресатом;

6) предложить определение имиджа тележурналиста, актуальное для настоящего времени, сформированное на основании выявленных тенденций;

7) критически проанализировать практическую деятельность тележурналистов по решению коммуникативных и творческих задач при создании телесообщений и формировании имиджа;

9) выработать рекомендации, которые могли бы обеспечить имиджу тележурналиста уровень эффективности, достаточный для реализации профессиональных функций и задач, возлагаемых на представителей «четвёртой власти» законом, обществом и внутренними этическими кодексами.

Методы исследования составляют общенаучные принципы объективности, системности, историзма и соответствующих им методов анализа. В основу исследования языковых средств журналистской коммуникации положен интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры предмета исследования. Этот подход позволил по-новому взглянуть на ряд положений в медиа, в частности в вопросе изучения языковых средств. Кроме того, в работе использован сравнительный анализ и метод непосредственного наблюдения над материалом.

Теоретическую базу диссертации составили концепции работ теоретиков и практиков журналистики, а также других дисциплин: социологии, социолингвистики, психологии, философии, права, экономики, культорологии. Так, в исследованиях Я. Н. Засурского, Б. И. Есина, М. Н. Кима, Б. Я. Мисонжникова, Е. Л. Вартановой были сформулированы основные подходы к понятию образа журналиста, проанализированы различные аспекты существования СМИ. Анализу речевых и иных средств создания имиджа журналиста посвящены труды В. В. Шаповала, Ж. В. Карагановой. Вопросы теории коммуникации и лингвистики поднимаются в работах Н. В. Муравьева, А. А. Леонтьева, М. М. Бахтина и др. Социолингвистический подход в изучении материлов масс-медиа отражены в исследованиях В. И. Карасика, И. П. Лысакова. Выявлению и анализу тенденций в восприятии имиджа журналиста и способах его формирования посвящены анализы различных социологических опросов.

Эмпирическую базу работы составляют материалы, посвящённые актуальным проблемам деятельности СМИ и процессам, происходящим в сфере российского и мирового медиапространства, опубликованные в научных изданиях и масс-медиа, размещенные на сайтах различных исследовательских и общественных организаций в сети Интернет, полученные в ходе мониторинга текстов тележурналистов и графических составляющих телеэфира. В эмпирическую базу исследования входит контент отечественного телевидения, созданный в 2000–2011 гг.

Таким образом, достоверность полученных результатов обеспечивается обширным эмпирическим материалом, применением научной методики и методологии, использованием различных информационных источников.

В то же самое время, несмотря на то, что в научной литературе и в публикациях СМИ встречается довольно много трудов, посвященных проблеме изучения имиджа журналиста, очевидно отсутствие междисциплинарного сравнительного анализа именно современных моделей электронных СМИ и факторов, влияющих на развитие профессии журналиста, на формирование характеристик имиджа представителя данной профессии в нынешних условиях функционирования медиа. Проблемы изменившихся условий труда и появления качественно новой аудитории во взаимосвязи с общественными процессами недостаточно глубоко отражены в научных исследованиях в силу небольшой временной отдалённости произошедших процессов. В связи с этим ряд важнейших вопросов, находящихся на стыке различных научных дисциплин, пока остается вне комплексного анализа.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1) включение в новостную практику так называемых «нежурналистских» технологий (пиар, реклама) привело к смешению языковых информационных и рекламных средств подачи информации, при этом отрицательное отношение к пиару стало проецироваться и на чисто информационно-аналитическую практику;

2) развитие новых коммуникативных технологий, возникновение конвергенции, мультимедийности масс-медиа, изменило специфику журналистского сообщения, зачастую предназначенного не только для размещения в эфире, но для публикации на сайте, блоге, микроблоге и пр., что отразилось на языковых средствах, формирующих имидж тележурналиста, увеличило степень наполнения речи тележурналистов словами, свойственными Интернет-сектору;

3) в связи с увеличением доли непрофессиональных журналистов на экране (ведущие и эксперты – узкие специалисты), происходит дезориентация зрителей – трансформируется представление о речевом эталоне;

4) трансформации подверглась аудитория: новые каналы коммуникации, новые социальные группы внесли коррективы в требования, предъявляемые зрителем тележурналистам.

Научная новизна работы заключается в попытке полного комплексного подхода к исследованию языковых средств, используемых для формирования имиджа тележурналиста начала ХХI в. Впервые предметом системного анализа стали новейшие факторы, влияющие на характер языковых средств, формирующих образ современного российского тележурналиста.

Приведены доказательства связи формирования имиджа журналиста со спецификой медиарынка и степенью эффективности информационных сообщений. Предложен новый подход к классификации образов журналистов, актуальных для современного периода развития масс-медиа (2000–2011 гг.).

С помощью обширного эмпирического материала продемонстрировано, что существует зависимость образа журналиста от ряда факторов, связанных с развитием экономической, политической, социальной, правовой сфер. Выявлено, что в начале XXI в. условия существования общества в России и функционирования медиарынка привели к снижению авторитета СМИ.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретной разработке одной из актуальных проблем теории журналистики – изучения языковых средств формирования имиджа тележурналиста в свете произошедших за последнее десятилетие изменений в различных сферах деятельности человека, в том числе в области массовой коммуникации, а также в исследовании новейших научных парадигм изучения способов формирования имиджа представителя СМИ.

Теоретическая значимость результатов, полученных в процессе диссертационного исследования, может заключаться также в предложенном новом определении имиджа журналиста и разработанной в соответствии с избранными ракурсом научного познания классификации типов журналистов, на основании которой возможно построение эффективных стратегий использования тех или иных языковых средств при формировании имиджа тележурналиста и тактик коммуникативного взаимодействия автора информационного сообщения и аудитории. Кроме того, представленные результаты могут быть использованы в системных исследованиях способов актуализации телевизионных сообщений и имиджей журналистов, систематизации образов.

Практическая ценность работы определяется возможностью применения её основных результатов в рамках различных спецкурсов по теории и практике журналистики, речевой коммуникации, психологии восприятия. Предложенные рекомендации по повышению уровня доверия аудитории к СМИ и эффективности информационных сообщений могут быть использованы в сфере практической журналистики.

Апробация работы осуществлялась в различных формах. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объёмом 3,3 печатных листа. Две статьи опубликованы в изданиях из перечня Всероссийской аттестационной комиссии.

Полученные в ходе исследования основные теоретические выводы прошли апробацию в докладах и сообщениях на семинарах и конференциях, в том числе на четырёх международных научно-практических конференциях («СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира», ТвГУ, 2011; «Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве», ТвГУ, 2010, «Масс-медиа в современном мире глобализации», Всероссийский инновационный форум «Селигер» (смены «Международная» и «АртПарад»), 2011) и пяти региональных форумах, в частности результаты исследования обсуждались на круглом столе «Тверская журналистика: сегодня и завтра», организованном кафедрой журналистики и новейшей русской литературы Тверского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации были также апробированы в ходе профессиональной деятельности автора корреспондентом службы информации телеканала «РЕН ТВ-ПИЛОТ».

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 211 наименований, и приложений.

Личностные параметры стилевого имиджа тележурналиста в социолингвистике

Имидж для данной диссертационной работы является одним из исходных понятий, отражающих сущность предмета научного исследования, выступающим в качестве познавательной основы для выстраивания логики процесса анализа объекта и предмета научного труда и критериев его оценки. Необходимо определить содержание понятий «имидж» и «образ». Для решения этого вопроса были проанализированы наиболее авторитетные справочные издания и определения, данные в специальной литературе.

В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова (1935-1940, С. 156) слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое наглядное представление о ком или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности», тип, характер, воплощенный в художественном произведении». Все эти характеристики применимы по отнощению к имиджу, однако слова не являются тождественными.

В одном из последних изданий Словаря иностранных слов (1998, С. 50) имидж определяется как «целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.».

Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярощевского (1990) определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и Т.Д.».

Среди специализированных справочных изданий понятие «имидж» определяется в словаре «Психология, Словарь.» (1990, С. 69), где представлена относительно обширная статья (в определенной мере продублированная в «Словаре практического психолога» (1997)): «сложившееся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо».

В специальной литературе имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. В имидже заложена знаковая, информационно-символическая природа (Шепель, 2002). Через имидж мы передаем информацию о себе, о своих (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах. Для того чтобы аудитория могла воспринять такое сообщение, оно должно быть записано на понятном ей языке. И ключ к пониманию лежит в знаковой структуре.

Имидж - это «маска», последовательно воплощаемая в творчестве коммуникаторов (Панасюк, 2010, С. 17). Можно сказать, что имидж - это часть образа конкретной личности, отчасти элемент шоу-бизнеса, образ же -это концентрация основных характеристик представителя профессии в целом. Предмет нашего разговора - это образ журналиста в целом, как представителя профессии - «живое, наглядное представление о ком-либо, чем-либо», в данном случае - о работнике СМИ. Образ, который сложился у аудитории телепрограмм, газет, журналов, и в итоге - у общества.

Слово «имидж» происходит от английского «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». В английском языке слово «image» имеет как минимум, пять вариантов перевода: «образ», «статуя (идол)», «подобие, «метафора», «икона». При этом чаще в английской речи слово «image» употребляется в значении «образ». В англоязычных странах в профессиональной литературе, посвященной проблемам формирования имиджа, термин «image» употребляется в значении, которое можно было бы, по мнению исследователя имиджелогии А. Ю. Панасюка, сформулировать следующим образом: «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления, “образ”, понимаемый как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («не видимых») его характеристик» (Панасюк, 2010, С. 28).

По мнению А.Ю. Панасюка, замена слова «образ» на слово «имидж» возможно при такой интерпретации «образа», как отражение в психике внешних и/или внутренних характеристик объекта или явления. Данное положение уместно использовать при проведении диссертационного исследования, если учитывать, что в нем в первую очередь исследуется имидж как психическое отражение качеств человека, иного объекта, явления, образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком тех или иных характеристик данного объекта.

Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально-правового воздействия (Ворошилов, 1997, С. 28).

Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает общее определение имиджа: «Имидж явления-это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления» (Шаповал, 2010).

А.Б. Зверинцев (2010), специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает «относительно устойчивое представление о каком-либо объекте».

При конструировании определения понятия «имидж» С. К. Сергиенко предлагает учитывать следующие взаимно противоположные категории: когнитивное и эмоциональное (Сергиенко, 2000, С. 14). По его мнению, в имидже могут выделяться когнитивные элементы - вербальные понятия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы - чувства, переживания, аффекты и т.п. Из этой методологической посылки следует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно созданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмоциональное, чувственное.Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятелъности организации (в данном случае - телеканала) или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение.

Таким образом, имидж - это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению (Шаповал, 2010).

Имидж журналиста в условиях развития новых коммуникативных технологий

Априорно можно предположить, что в самом общем виде имидж тележурналиста на уровне речевых параметров задается жанром материала. Традиционно различают жанры информационные (репортаж, интервью), аналитические (статья, корреспонденция, очерк), художественно-публицистические (эссе, фельетон и др.) (Муравьев, 1978, С. 144).

Материалы информационных жанров на первый взгляд обычно в меньшей степени индивидуализированы (если это интервью, то на первый план выходит личность интервьюируемого); аналитические же материалы не только в большей мере позволяют, но даже и предписывают более значительное проявление авторской индивидуальности, его оценок и позиций. (Муравьев, 1978, С. 13-14).

По мнению В.В. Шаповала (2010), важность «сквозного» стилистического единства имиджа тележурналиста возрастает в связи с тем, что текст сообщения «благодаря развитию электронных средств массовой информации, для всё более широкого круга читателей стал соотноситься не только с определенным кругом уже известных текстов того автора, но и с совершенно определенным человеческим образом: по телевизионным выступлениям мы представляем голос и особенности устной речи, манеру одеваться, жестикуляцию и мимику и т.д. и т.п. В отличии, например, от популярного в России начала XIX в. Власа Дорошевича, известного лишь малой части читательской аудитории по фотографиям, современный публицист большинству своих читателей именно знаком. Это создает несоизмеримо более высокие требования к единству имиджа публициста. В частности, не только его письменная речь должна соответствовать теме и авторской позиции, но и манера устных выступлений и скандальные слухи о нем (нередко редактируемые им же самим) должны работать на завершение профессионального образа, созданного его собственными печатными публикациями или теле- и радиорепортажами». С одной стороны, современные возможности помогают всесторонне познакомить аудиторию с образом тележурналиста. Однако, с другой стороны, не следует упускать из виду тот факт, что слишком большой поток информации воспитывает в аудитории пресьщенность и привычку к поверхностному восприятию сообщений.

Новые условия требуют от тележурналиста не только более тщательных прогнозов касательно реакции предполагаемой аудитории, но и определенной стандартизации, примером которой могут служить телевизионные заставки и др. В таких условиях устный текст реализуется на фоне предсказуемых композиционных элементов. Все это задает жесткие внешние требования по отношению к тексту, он каждый раз как бы облачается в одну и туже «униформу». В.В. Шаповал (2010) называет это явление эффектом «спрямления» имиджа, выражающемся в наработке индивидуальных штампов. В качестве примера могут выступать такие речевые маркеры как слово «однако» в программе «Однако» (ведущий Михаил Леонтьев, «Первый канал»).

Необходимость изучения стратегий и тактик речевых коммуникаций становится понята из анализа функций образа сотрудника СМИ. Например, В.М. Шепель (2002) выделяет ценностные и технологические функции имиджа. К первым, играющим роль в выстраивании дущевной организации личности, относятся следующие:

1) личностно возвышающая - благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной;

2) комфортизация межличностных отношений - обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта;

3) психотерапевтическая - благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повыщенной коммуникабельности, журналист обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

К технологическим функциям имиджа В.М. Шепель (2002) причисляет: 1) межличностная адаптация - благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь внимание, оперативно установить доброжелательные отношения; 2) высвечивания лучших личностно-деловых качеств - благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение; 3) затенения негативных личностных характеристик - посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек; 4) Организация внимания - привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

Преодоления возрастных рубежей - искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно создать комфортную стратегию общения с людьми разного социального положения и профессионального статуса (Шепель, 2002).

Таким образом, очевидно, что вербальные характеристики имиджа тележурналиста, к которым относятся речевые и коммуникативные тактики общения, напрямую влияет на создание образа журналиста, его способность привлекать и удерживать внимание аудитории.

«В начале 90-х годов СМИ были самым авторитетным институтом общества, опережая вее ветви власти, армию, церковь», - считает генеральный секретарь Союза журналистов России И.А. Яковенко (2007). По его мнению, сегодня журналистика находится в числе самых неуважаемых социальных институтов: «Общество справедливо ставит вопрос о социальной опасности многих СМИ. Обилие заказных материалов и просто откровенного вранья, засилье низкопробной телепродукции со сплошным мордобоем и постельными сценами на ТВ, и погоня за дешевыми сенсациями в газетах. Постоянные фактические и просто орфографические ошибки в эфире и на полосе. Это не исключения, а система. Наше журналистское сообщество перед выбором: либо мы сами сможем навести порядок в своем доме, либо за нас это сделает власть. Она, собственно, уже начала наводить этот порядок».

Трудно не согласится с тем, что еще не так давно профессия журналиста считалась одной из самых престижных, требующей таланта и много труда. В советском обществе сотрудник СМИ воспринимался как выразитель народных интересов, борец за правду, эрудированный, грамотный, интеллигентный человек, способный проникать в суть проблемы и комплексно анализировать факторы, влияющие на развитие ситуации.

Морфологические и деривационные средства создания имиджа тележурналиста

Ярким примером является организация Global Knowledge Partnership -всемирная сеть, целью которой является реализация потенциала, заложенного в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) во имя устойчивого и справедливого развития.

Сообщество, в котором существует легкий доступ к информации и знанию, ведущий к устойчивому и равноправному росту и прогрессу - вот идеал, который рисуют многие ученые. Наиболее выгодный способ достичь такой широко распространенной коммуникации - использование СМИ (Мендел, 2003, С. 34). Появление Интернета, мобильных телефонов, оснащенных фото- и видеовозможностями, а также кабельных каналов, которые позволяют не только иметь значительно больший выбор, но и влиять на контент передач, безусловно, отражаются на облике СМИ и поведении журналистов и аудитории.

Ряд тенденций исследовал Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» (2004 г., С. 98). Он выделил следующие изменения в сфере коммуникативных технологий и медиапространстве: 1) теперь каждый может являться не только потребителем, но и производителем образов, принадлежащих только ему; 2) все новые разработки похожи тем, что делят зрителей на группы, и каждый новый сегмент не только увеличивает разнообразие нашей культуры, но и проникает в структуру средств информации; 3) наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, что не может пройти бесследно для нашего сознания. Необходимым становится непрерывное развитие способностей, непрерывное образование; 4) на смену пролетариату приходит так называемый «когнитариат», состоящий из профессионалов, из высокообразованных работников, обладающих информацией и профессиональными навыками работы с самой разнообразной информацией. Такие люди не станут лишь потреблять информацию, но будут и производить ее. Таким образом появляется «prosurner» (от producer - производитель и от consumer - потребитель); 5) небольшие группы людей обмениваются созданными им самими образами; 6) возникновение «клип-культуры», когда «на личностном уровне нас осаждают противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами», поток информации.

Одним из важнейших процессов, связанных с развитием сети Интернет, является конвергенция. Согласно словарю Л. М. Земляновой (2004, С. 234), конвергенция обозначает «взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов информационных супермагистралей...». Конвергенция меняет «медиаландшафты».

М.В. Лукина и А.А. Калмыков (2005) пишут, что с появлением электронных СМИ аудиовизуальная информация опережала текстовую, но распространение цифровой технологии все изменило. Аудиовизуальные и текстовые СМИ начинают сливаться, становясь мультимедийными. Этот процесс интеграции, «конвергенции», по её мнению, имеет следующие особенности.

Наряду с традиционными СМИ возникают «гибридные», как их называет М. В. Лукина, онлайные или оффлайные (от англ, on-line - в сети, offline-не в сети).

Благодаря слиянию всех видов СМИ, журналист может предложить содержание газете, онлайновому изданию, телевидению, радио отдельно. Возникает возможность получать одно содержание разными путями. Это влечет за собой то, что профессиональные требования к журналисту изменяются: теперь он должен уметь производить материалы для всех видов СМИ.

Конвергенция создает новую информационную среду мультимедийную, обладающую двумя важными характеристиками: «синтетической» (в одной информационном продукте сочетаются текст, изображение, звук, видео), «интерактивность» (позволяющая индивидуализировать продукт, выбирая из многих возможностей необходимые) (Калмыков, 2005, С. 205).

С момента, когда сеть стала доступной присутствует то, что ученый Джон Сили Браун (John Seely Brown) назвал «эндизм» (от англ end, конец) -или утверждения, будто некоторые новые технологии предвещают прекращение отдельных видов деятельности. Предсказание, будто онлайн-новости означают смерть для газет, например. Самые недавние примеры включают в себя сообщение журнала Wired о неминуемой смерти газет из-за приложений кiPhone и утверждение Николаса Kappа (Nicholas Carr), заявившего, что обычные сетевые источники информации означают конец спокойного вдумчивого чтения. Конечно, новые технологии отчасти замещают некоторые привычные вещи. Так, CD-ром вытесняет печатные справочники, а Википедия - рынок печатных энциклопедий.

Интернет как средство массовой информации предназначено и для серьезной форматной журналистики, особенно если учитывать возможности, которые открывает виртуальное пространство для аналитических материалов и журналистских расследований. Исследователь Джон Нотой в своей работе «Качественная журналистика выживет независимо от формата» (2008) приводит в пример проект the Guardian в защиту веб-журналистики, автором которого является журналист Бобби Джонсон (Bobbie Johnson). Он придумал изобретательный способ оповещения людей об этом ресурсе. Он запустил блог на Twitter @IfYouOnly с девизом «Если ты читаешь только одну вещь сегодня, сделай это сейчас» (предоставить людям ссылку на какой-нибудь один материал захватывающей, влиятельной и незабываемой журналистики каждый день).

Составляющие образа социального близкого аудитории собеседника; особенности современной аудитории

По мнению председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина ((1997, С. 45), примеров такого типа можно привести немало: «Главред “Новой газеты”» Дмитрий Муратов может напечатать любые самые злободневные тексты, съездить выступить в Европарламенте, его принимает президент России - и ничего. Матвей Ганапольский на “Эхо Москвы” может трижды заявить о скорой гибели режима Путина, потом получить награду Правительства Москвы - и ничего. И таких примеров можно привести много, при этом есть большой пул проправительственных журналистов и тоже очень талантливых, каким является, например, А. Колесников. Они неплохо пишут о правительстве, но из этого тоже ничего не следует» Оськин отмечает также зацикливание журналистов на внутренних темах

Складывается впечатление, по словам автора, что журналистский корпус, разбившись на сегменты, общается внутри них сам с собой и себе подобными: «Может, время такое, может, это все от наступившей сытости. Но самое примечательное во всем этом, что журналистов никто не гоняет, нет цензуры, нет преследований за взгляды и убеждения. Но есть власть собственника и власть самоцензуры. И в этом двухслойном пироге нет места для четвертой власти» (Актуальные проблемы права СМИ: материалы Первой российско-американской конференции, 1997, С. 46).

В то же самое время заявления первых лиц государства говорят о необходимости изменения подобной ситуации. На пресс-конференции в Берлине 5 июня 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев заявил: «Я абсолютно убеждён, что свобода прессы требует защиты в рамках законодательства: несколько лет назад о прямого порабощения корпорациями, сейчас - от посягательства административного аппарата разных уровней. Однако, по большому счёту, мы уже стоим на пороге полной свободы СМИ. Такая ситуация выдвигает на первый план не просто идею свободы СМИ, а проблему сохранения в этом информационном пространстве нравственных и культурных ценностей. И это задача не только национальная, не только европейская, но и общемировая» (Засурский, 2008, С. 165).

Эксперты также отмечают и подчас низкий уровень профессионального высшего журналистского образования, и отсутствие материальных мотиваций для грамотных специалистов. Журналист С. Гогин в своем размышлении о большом числе «случайных людей» в журналистике объясняет это следующим положением дел: «Известно, что за качество надо платить. Это касается и внутренней экономики прессы: талантливому журналисту надо платить достойную его таланта зарплату, эксперту -ощутимый гонорар. Качественных изданий - единицы. И попасть туда на работу трудно. Остальные СМИ «подгребают» более дешевых - во многих смыслах - работников. То, что слишком много людей приходят в профессию, не подготовленными к ней, - факт. Это не может не сказываться на качестве публикаций» (Качкаева, 2000, С. 6).

Несмотря на существование таких типов журналистов в сознании аудитории, большинство всё равно придерживается мнения, что журналист и сегодня является, прежде всего, выразителем общественного мнения.

Построение имиджа журналиста нередко подчиняется потребностям той или иной целевой аудитории, диктующей определенный образ собеседника-журналиста, к которому она изначально расположена. В связи с этим нам кажется правомерной выделение следующих типов журналистов: 1) журналист молодежного издания/телепрограммы (образ сверстника-эксперта в том или ином вопросе, непосредственного участника определенных молодежных движений и субкультур); 2) журналист детского издания/телепрограммы; 3) журналист издания/телепрограммы для женщин (женщина-эксперт в том или ином вопросе, традиционно относящемея к интересам женщин: кулинария, красота и здоровье, дизайн одежды и др.); 4) журналист делового (-ой) издания/телепрограммы (как правило, мужчина, имеющий свой авторский взгляд на вопрос, традиционно относящемся к интересам мужчин: экономика, политика, автомобильная промышленность); 5) журналист религиозного издания/телепрограммы (обязательно верующий человек, уважающий обычаи и традиции); 6) журналист профильного профессионального издания/ телепрограммы (для садоводов и огородников и т.п.) и др. Если взять это за основополагающий признак тип СМИ, то можно выделить следующие образы журналистов: 1) журналист электронного СМИ (телевидение, радио, Интернет); 2) журналист печатного СМИ (газеты, журналы и т.д.). Каждый из данных типов наделен в сознании людей определенной схемой поведения и личностно-профессиональными характеристиками. Например, телевизионщик нередко ассоциируется со стремлением человека «быть в кадре», «быть в центре внимания». Если говорить о телевидении, то экранная информация воздействует одновременно на зрение и слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. По мнению П.С. Гуревича, технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности». Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение.

Похожие диссертации на Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста : на примере информационных и информационно-аналитических программ