Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Токарев Андрей Александрович

Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе
<
Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Токарев Андрей Александрович. Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2003 214 c. РГБ ОД, 61:04-7/193-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I: Исторические и религиозно-политические корни ФНЛА 16

1.1. Зарождение противоречий между Конго, соседними племенами и государствами и португальскими колонистами 16

1.2. Религиозно-политические течения, оказавшие влияние на формирование УПНА-УПА-ФНЛА 39

1.3. Создание Союза народов Севера Анголы (УПНА) -антиколониальной организации ангольских баконго; феномен Х.Роберто... 48

1.4. Реорганизация Союза народов Севера Анголы (УПНА) в Союз народов Анголы (УПА). Влияние политических приоритетов руководства УПА на его деятельность 59

ГЛАВА II: УПА-ФНЛА на этапе вооруженной антиколониальной борьбы в Анголе (1961 -1974 гг.) 71

2.1. Перерастание антиколониальной борьбы в Анголе в вооруженную стадию и роль УПА 71

2.2. Реорганизация Союза народов Анголы (УПА) в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА) и создание Революционного правительства Анголы в изгнании (ГРАЕ). Кризис и раскол в ФНЛА 88

2.3. Соперничество между УПА-ФНЛА и МПЛА как фактор ослабления антиколониальной борьбы в Анголе 101

ГЛАВА III: Военно-политическая деятельность ФНЛА в Анголе на этапе перерастания национально-освободительной борьбы в гражданскую войну (1974-75 гг.) И6

3.1. Политика руководства ФНЛА на этапе завершения антиколониальной войны в Анголе 117

3.2. Участие ФНЛА в Момбасских (3-5 января 1975 г.) и Алворском (15 января 1975 г.) соглашениях 138

3.3. Место и роль ФНЛА в период возобновления вооруженных столкновений между антиколониальными организациями Анголы и их перерастания в гражданскую войну 149

3.4. Вооруженная интервенция Заира и ЮАР в Анголу и интернационализация конфликта. Военно-политическое поражение ФНЛА 164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196

БИБЛИОГРАФИЯ 200

Введение к работе

Бассейн реки Конго, к которому относится значительная часть территории Анголы, является одним из районов Африки с наиболее сложной историей. Это связано с его ключевым местоположением (удобный доступ во внутренние районы Африки), с сосредоточением здесь богатых залежей полезных ископаемых (а значит, с его экономической перспективностью и привлекательностью), с процветавшей вплоть до XIX в. работорговлей, а также со сложной этноконфессиональной картиной района.

Со времени существования на территории бассейна реки Конго средневекового королевства Конго (XIII-XVIII вв.) и колонизации район не переставал быть очагом готовых разгореться в любую минуту конфликтов. Новейшая история его развития не стала исключением. Проблемы, уходящие корнями в историю королевства, — в частности, распри между крупным региональным этносом баконго1 и другими этносами в сопредельных с Конго государствах, - вновь заявили о себе в конце XX - начале XXI вв. на территории стран бассейна реки Конго: в Демократической Республике Конго (ДРК), в Республике Конго (РК), в Республике Ангола (РА).

Современные вооруженные конфликты в этой части Африки оказались в числе самых затяжных на континенте: так, антиколониальная война в Анголе, начавшаяся в 1961 г., почти сразу после ее завершения перешла в гражданскую войну, и весь вооруженный конфликт затянулся более чем на 40 лет, вплоть до 2002 г. Это говорит о том, что и сегодня сохраняются столетиями накапливавшиеся в этом районе проблемы, к которым в XIX - XX вв. доба-

1 Баконго - третья по численности (после овимбунду и амбунду) этническая группа в Анголе. Охватывает около 15% населения страны (25, 27). Всего представителей этнической группы баконго (или конго), живущих в бассейне реки Конго и ее притоков, по оценкам, насчитывается около 6 миллионов человек (117, 280). Баконго состоят из 18 более мелких этносов, наиболее крупные из них - башиконго, бассосо, базомбо - составляют 50% населения округа Конго и занимают свыше 70% его территории (91,70).

4 вились противоречия, связанные с переделами бассейна Конго и попытками других государств и политических сил вовлечь его в сферу своего влияния. Свои цели они стремились достичь в том числе с помощью местных антиколониальных националистических организаций. К числу такого рода организаций принадлежит активный участник двух последних войн в Анголе (антиколониальной и гражданской) - Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА)2.

ФНЛА был основан в 1962 г. на территории Конго (Леопольдвиль)3 на базе нескольких эмигрантских националистических организаций ангольских баконго. От своих предшественников, в первую очередь от Союза народов Севера Анголы (УПНА)4, он унаследовал племенную основу и сепаратистскую направленность — черты, которые в значительной степени помешали этой организации превратиться в общенациональное освободительное дви- ' жение Анголы. Тем не менее, будучи одним из перых крупных антиколониальных движений страны, эта организация, дважды за свою историю меняв- -шая название (УПНА-УПА-ФНЛА)5, на протяжении почти двух десятилетий (со времени начала УПА вооруженной антиколониальной борьбы в 1961 г.) оставалась одной из наиболее влиятельных сил в Анголе, пользовалась поддержкой значительной части населения (в основном на севере страны), сформировала протогосударственные структуры в лице Революционного правительства Анголы в изгнании (ГРАЕ)6, в котором ее лидеры занимали ключевые позиции, и в течение нескольких лет фактически единолично представляла в Организации Африканского Единства (ОАЕ) антиколониальное движение Анголы.

2 По-португальски - Frente Nacional de Libertacao de Angola (FNLA).

3 С 1997 г. страна называется Демократическая Республика Конго.

4 По-португальски - Uniao dos Povos do Norte de Angola (UPNA).

5 Организация последовательно преобразовывалась из Союза народов Севера Анголы (УПНА) в Союз
народов Анголы (УПА) (по-португальски - Uniao dos Povos de Angola), а затем в Национальный фронт ос
вобождения Анголы (ФНЛА). Чтобы подчеркнуть их преемственность, названия этих организаций принято
писать рядом, через тире или дефис.

6 По-португальски - Governo Revolucionario de Angola no Exflio (GRAE).

Соперничество, а порой вражда УПА-ФНЛА с другой крупной анголь-ской антиколониальной организацией - МПЛА , имевшие исторические, политические, этнические, религиозные и другие корни, не позволили объединить силы национального освобождения страны и создать единый фронт антиколониальной борьбы.

Накануне провозглашения независимости Анголы и в первые годы ее самостоятельного существования ФНЛА служил инструментом, с помощью которого Запад стремился сохранить политическое влияние в Анголе, контроль над природными ресурсами этой страны и Юго-Запада Африки в целом, расправиться с более радикальной ангольской антиколониальной организацией МПЛА, не допустить распространения в регионе влияния СССР и его союзников.

После провозглашения независимости Народной Республики Ангола (HPА) 11 ноября 1975 г. и прихода руководства МПЛА к власти в стране, ФНЛА при поддержке ряда африканских и западных стран выступил против правительства в коалиции с другой крупной ангольской националистической организацией - Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА)8. Однако военно-политическое поражение коалиции в конце 1975 г. - начале 1976 г. и ряд других объективных и субъективных причин привели в конце 1970 - начале 1980-х гг. к постепенному отходу ФНЛА от активной борьбы против правительства НРА. Уходу ФНЛА с политической арены Анголы способствовал запрет правительства НРА на деятельность этой и других антиправительственных организаций на территории страны, сохранявшийся вплоть до 1991 г.

Подписание в мае 1991 г. Бисесского9 соглашения о примирении легализировало деятельность на территории Анголы бывших оппозиционных

7 МПЛА - Народное движение за освобождение Анголы. По-португальски - Movimento Popular de Liber-
tacao de Angola (MPLA).

8 По-португальски - Uniao Nacional pela Independencia Total de Angola (UNITA).

9 По названию португальского населенного пункта Бисес, где в присутствии наблюдателей от Португалии,

правительству НРА сил и способствовало возвращению в Луанду руководства ФНЛА во главе с его лидером Х.Роберто. Итоги парламентских выборов в сентябре 1992 г. показали, что ФНЛА сохраняет, хотя и ограниченное, влияние среди населения Анголы: в Национальную Ассамблею от ФНЛА было избрано 5 депутатов (из 220).

Планируемый III съезд ФНЛА, который предполагается провести под девизом «Примирение и братство», призван, по заверениям его лидеров, объединить «великую семью ФНЛА»10. Это означает, что новое руководство организации во главе с ее нынешним Генеральным секретарем Н.Кабангу11 намерено активизировать деятельность ФНЛА в Анголе.

На протяжении последних десятилетий история Анголы вызывает повышенный интерес у историков и политологов, она активно изучается. Однако среди работ отечественных и зарубежных африканистов отсутствуют комплексные исследования истории возникновения ФНЛА, его участия в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе; при этом в немногочис-ленной отечественной и зарубежной литературе, в которой затрагивается деятельность ФНЛА, нередко присутствуют противоречивые оценки этой op- v ганизации. Отсутствие цельного исследования ФНЛА не позволяет объективно и полно понять современную историю Анголы.

Совокупность отмеченных конкретно-исторических обстоятельств обусловливает актуальность данного исследования.

Предмет исследования — история ФНЛА (в том числе его предшественников УПНА-УПА), самой крупной антиколониальной организации ангольских баконго; анализ его места и роли в процессах и событиях в Анголе, вплоть до военно-политического поражения ФНЛА на первом этапе гражданской войны в Анголе (в конце 1975 г. - начале 1976 г.). Однако объективное исследование вопроса оказалось бы невозможным без обстоятельного

СССР и США проходили переговоры по примирению враждующих сторон: руководства НРА и УНИТА. 10

7 рассмотрения предшествовавших процессов и событий, связанных с существованием государства баконго - королевства Конго; с его взаимоотношениями с другими африканскими племенами и государствами; с его колонизацией европейцами и работорговлей; с возникновением и распространением среди баконго националистических и антиколониальных идей, оказавших наиболее ощутимое влияние на УПНА-УПА-ФНЛА и их лидеров.

В связи с этим хронологические рамки исследования охватывают период от существования королевства Конго до провозглашения Народной Республики Ангола и военно-политического поражения ФНЛА на первом этапе гражданской войны в Анголе.

Целью исследования является определение места и роли ФНЛА в современной истории Анголы, степени его участия в антиколониальной борьбе, причин военно-политического поражения в ходе начального этапа гражданской войны в Анголе (в 1975-1976 гг.), его влияния на современную политическую жизнь в стране.

Исходя из цели исследования в диссертации решались следующие основные задачи:

изучить историческое развитие этноконфессиональной ситуации в районе проживания ангольских баконго в бассейне реки Конго, историю взаимоотношений между баконго, соседними с ними племенами и португальскими колонистами, показать влияние этих противоречий на ход антиколониальной борьбы и на исход начального этапа гражданской войны в Анголе;

исследовать историю возникновения и эволюцию националистических и антиколониальных организаций у ангольских баконго, завершившуюся созданием ФНЛА; проанализировать их роль в антиколониальной борьбе и причины, помешавшие превращению этих организаций в общеангольскую антиколониальную организацию;

" Х.Роберто сохраняет пост Председателя ФНЛА.

показать органическую связь и влияние родства, институтов традиционной власти, афро-христианской церкви на характер и цели созданных ими антиколониальных организаций;

дать объективную оценку места и роли ФНЛА в истории Анголы, что представляется автору особенно важным потому, что нынешнее руководство этой организации намерено усилить свою роль в современной политической жизни страны;

исследовать роль ФНЛА в гражданской войне в Анголе; показать степень ответственности ФНЛА и его лидеров за срыв мирного процесса накануне провозглашения независимости Анголы и за развязывание гражданской войны в стране;

исследовать причины военно-политического поражения ФНЛА и ухода на длительный период этой организации с политической арены Анголы.

Источниковедческая база. Источники, использованные автором в; данном исследовании, можно разделить на следующие группы:

  1. малоизвестные и ранее не публиковавшиеся материалы (оригиналь-^ ные документы португальской военной администрации в Анголе, бюллетени и другие документы ФНЛА, в том числе размещенные в последние годы в Интернете на сайте ФНЛА, а также находящиеся в личном архиве автора);

  2. монографии и статьи, опубликованные за последние десятилетия непосредственными участниками и исследователями событий, затрагиваемых в диссертации;

  3. мемуарная литература (воспоминания участников исследуемых в работе событий и процессов, в том числе личные впечатления автора);

  4. отечественные и зарубежные периодические издания, внимательно следившие за развитием событий в Анголе;

  5. материалы Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), а также зарубежных информационных агентств, хранящиеся в Справочной

9 службе ИТАР-ТАСС и в Российском государственном архиве (автор использовал их для исследования отдельных периодов, связанных с деятельностью УПА-ФНЛА, по которым имеются весьма скудные иные источники).

Состояние научной разработки темы. В отечественной и зарубежной литературе, посвященной Анголе, диссертант не обнаружил систематизированного исследования истории и деятельности ФНЛА. Преимущественное внимание исследователи уделяли двум другим организациям Анголы: Народному движению за освобождение Анголы (МПЛА), созданному в 1956 г., и Национальному союзу за полную независимость Анголы (УНИТА), основанному в 1966 г.12. Такой повышенный интерес к ним, по мнению автора, закономерен и объясняется тем, что МПЛА не только сыграло важнейшую роль в антиколониальной борьбе в Анголе, но с 1975 г. в течение двух десятков лет фактически являлось правящей партией в стране, проводя масштабную созидательную работу в Анголе. УНИТА, мало проявивший себя в годы антиколониальной войны, вел с 1975 г. по 2002 г., с небольшими перерывами, вооруженную борьбу против МПЛА и правительства Народной Республики Ангола (HPА)13. Именно на УНИТА и его лидера Ж.Савимби сделали стратегическую ставку враждебно настроенные в отношении МПЛА и НРА силы, стремившиеся руками УНИТА свергнуть правительство Луанды; именно УНИТА почти два десятилетия получал с их стороны политическую, финансовую, военно-техническую поддержку, прежде оказывавшуюся, в первую очередь, ФНЛА. Напротив, роль ФНЛА и его лидера Х.Роберто, лишившихся после 1975 г. реальной поддержки со стороны бывших союзников, в общественно-политической жизни Анголы постепенно становилась все менее заметной. Угасал и интерес к ним со стороны политиков и исследовате-

12 См.: Зотов Н.М. Ангола: борьба продолжается (от национального фронта к авангардной партии). - М.,:
1985; Титов В.Ф. Формирование марксисткой мысли. - М, 1985; Веселое А.П. Движение УНИТА. Политика
и идеология. 1966-1995 гг.: Дис.... канд. ист. наук.- М., 1996.

13 С 1992 г. Республика Ангола.

10 лей, внимание которых теперь было приковано к МПЛА и УНИТА и к их соперничеству.

Между тем, проблемы современной истории не только Анголы, но и в целом бассейна реки Конго увязаны, по мнению автора, с существованием королевства Конго. РІменно на территории бывшего королевства, в ареале проживания баконго, в 1950-е годы возникли националистические организации баконго — предшественники ФНЛА, вынашивавшие в том числе идею воссоздания государства баконго в масштабах средневекового королевства Конго.

Основными источниками по проблемам государства Конго автору служили монографии отечественных африканистов А.С.Орловой и Э.С.Львовой «История государства Конго (XVI-XVII вв.)» и «Страницы истории великой саванны»14, представляющие собой фундаментальные исследования истории королевства Конго.

Большим вкладом в изучение истории государства Конго является мо
нография А.З.Зусмановича «Империалистический раздел бассейна Конго
(1876-1894 гг.)»15.

Следует отметить богатый фактический материал по вопросам истории, культуры государства Конго, который нашел автор в работах португальских, французских и других зарубежных исследователей истории Анголы: А.Фонсеки, Ж.Рединьи, Б.Оли, М.де Андраде, М.Олливье16.

Автор разделяет существующую точку зрения, согласно которой первые государства в Тропической и Южной Африке, так же как и первые классовые общества в этом регионе, могли складываться как раннефеодальные,

14 См.: Орлова А.С. История государства Конго (XVI-XVII вв.). - М., 1968; Орлова А.С., Львова Э.С.
Страницы истории великой саванны. - М., 1978.

15 См.: Зусманович А.З. Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894 гг.). - М., 1962.

16 Fonseca A. Sobre os Kikongos de Angola. - Lisboa, 1975; Redinha J. Etnias e culturas de Angola. - Luanda,
1975; Оля Б. Боги Тропической Африки. — М., 1976; Andrade М. de, Ollivier М. Guerra em Angola. — Lisboa,
1974.

что выражалось, в первую очередь, в их социальной структуре17. При этом становление государства можно рассматривать как веху, которая обозначает границу первобытного и феодального общества18. К государственным образованиям причисляли Конго А.З.Зусманович, Р.Н.Исмагилова19. И.П. и В.И. Магидович видели в Конго «крупное государство феодального типа» .

Следует, однако, сказать, что точка зрения на средневековое королевство Конго как на государственное образование не была безусловной для отечественной африканистики. Так, Д.А.Ольдерогге высказался против «безоговорочного признания государствами таких аморфных образований, как Казембе, Луба или древнее Конго.. .»21.

Другой ученый, И.И.Потехин, характеризовал государство Конго как «союз или федерацию мелких государств..., которые враждовали как между собою, так и ... с главой государства Конго» . Эту же точку зрения в беседе с автором работы высказал голландский историк-африканист Х.И.М.Классен (Лейденский университет) .

Португальский и французский историки М. де Андраде и М.Олливье приводят в своей монографии «Война в Анголе» иерархию и структуру общества в средневековом Конго как раннегосударственном образовании24. Однако среди зарубежных историков по этому вопросу также нет единства. Например, среди португальских историков встречается такая точка зрения: Конго стало реальным королевством именно благодаря португальцам, кото-

17 История стран Азии и Африки в новое время. - М., 1989. - Ч. I. - С. 365.

18 См.: Пегушев A.M. Изучение истории Тропической и Южной Африки в СССР (60-е - начало 80-х гг.) //
Изучение истории Африки. - М., 1985. - С. 110.

19 См.: Зусманович A3. Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894 гг.). — С.59; Исмагилова
Р.Н.
Этничность и политика IIАзия и Африка сегодня. - 1997. № 6. - С. 24.

20 См.: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. - М., 1982, - Т.1.-
С. 252.

21 См.: ОльдероггеД.Д. Проблемы изучения этнической истории Африки. - Этническая история Африки.
-М., 1977.-СЮ.

22 См. Вступительную статью И.И.Потехина к книге Г.Стенли «В дебрях Африки». - М., 1948. - Сб.

23 Беседа с Х.И.М.Классеном состоялась на международной конференции в Москве, в июне 2000 г.

24 См. М. de Andrade, M.OUMer Guerra em Angola. - Lisboa, 1974. - P.21-22,24.

12 рые признали верховного правителя Конго, маниконго, королем, укрепили его власть, снабдили оружием, оказывали другую поддержку25.

Вопрос о восстановлении государства Конго в рамках границ средневекового королевства неоднократно поднимался и после его фактического исчезновения как географического объекта в XIX в. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. к этой идее обратилось руководство регионалистской националистической организации народов баконго-выходцев из Анголы — Союза народов Севера Анголы (УПНА), позднее переименованного в Союз народов Анголы (УПА).

Но поскольку руководство этой в прошлом влиятельной организации впоследствии претендовало на роль лидера антиколониального движения всей Анголы, на самом деле фактически оставаясь организацией узкоэтнической, регионалистской, пронизанной духом трибализма, оно постепенно было вынуждено отказаться от замысла воссоздания единого государства ба-конго - Конго.

Вооруженная антиколониальная борьба в Анголе (1961 - 1974 гг.), которую УПА-ФНЛА повели с марта 1961 г., стала предметом научных исследований многих отечественных и зарубежных африканистов: Ю.С.Оганисьяна, А.В.Притворова, В.М.Тюрина, Л.Л.Фитуни, А.М.Хазанова, В.Л.Шейниса, Л.Хендерсена, М. де Андраде, М.Олливье и других26. Особенно отрадно отметить вклад в изучении проблем вооруженной борьбы в Анголе ангольских исследователей: М.Б.Л. даш Дореша Себаштьяна, Л.Милагре да Консейсау и других27. Однако деятельности УПА-ФНЛА в них уделялось

25 Enciclopedia Luso-Brasileira de Сиіпігаю - Lisboa, 1967. - Vol. 5. - P. 1354.

26 См.: Оганисьян Ю.С. Национальная революция в Анголе (1961-1965 гг.). - М., 1968; Хазанов A.M.,
Притворов А.В.
Ангола. - M., 1979; Притворов А.В. Экономические корни крушения колониального режима
в Анголе и перспективы развития народного хозяйства НРА: Дисс. ... канд. экон. наук. - М, 1978; Фитуни
Л.Л.
Развитие экономики современной Анголы. - М., 1981; Хазанов A.M. Политика Португалии в Африке и
Азии. - M., 1967; Хазанов A.M. Крушение последней колониальной империи. - М., 1986; Фитуни Л.Л. Анго
ла. Справочник. - М., 1985; Шейнис В.Л. Португальский империализм в Африке после второй мировой вой
ны. - М., 1969; Henderson L.W. Angola: Five centuries of conflict. - Ithaka, 1979; Andrade M.de, Ollivier M.
Guerra em Angola. - Lisboa, 1974.

27 См.: Даш Дореш Себаштьян Б.Л. Ангола: современное состояние, перспективы развития, отношения с

13 второстепенное внимание, что, с одной стороны, можно объяснить занижен-ностью оценки его роли в антиколониальной борьбе в Анголе, с другой, — большей закрытостью УПА-ФНЛА и затрудненностью доступа к архивным документам, связанным с этой организацией.

Большой фактический материал, отражающий отдельные периоды деятельности УПА-ФНЛА и их лидера Х.Роберто в контексте общей антиколониальной борьбы в Анголе, автор обнаружил в монографиях португальских исследователей П.Коррейи (активного участника переговорного процесса между португальской стороной и антиколониальными организациями Анголы в 1974 г.), Ф.Сантуша, П.Алмейды, француза Р.Пелисье, американцев Дж.

Маркума, Дж. Стоквелла и некоторых других . Однако их работы носят скорее информативный характер; в них практически отсутствует обстоятельный анализ деятельности УПА-ФНЛА.

Автор хочет особо отметить недавно появившееся серьезное исследование по истории антиколониальной борьбы в Анголе бразильского историка М.Биттенкура: «Мы вместе. МПЛА и антиколониальная борьба (1961-1974)» , опирающееся на уникальный фактический материала из ангольских и португальских архивов, в том числе на рассекреченные архивы ПИДЕ; благодаря ему диссертант лучше смог понять, в частности, особенности непростых взаимоотношений двух основных антиколониальных движений Анголы - УПА-ФНЛА и МПЛА.

Более объективному подходу в исследовании деятельности ФНЛА на этапе завершения вооруженной антиколониальной борьбы и в начальный период гражданской войны в Анголе автору помогла монография

Россией: Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1999; Консейсау Л.П. Милагре да. Проблема урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Анголе (1975-2000 гг.): Дисс.... канд. ист. наук. - М., 2000.

28 Correia P. Descolonizacao de Angola - A joia da coroa do Ітреїіо Portugues. - Luanda, 1991; Santos F. B.
Angola na hora dramatica da descolonizacao. - Lisboa, 1975; Almeida P. Hist6ria do colonialismo portugues em
Africa. - Lisboa, 1978; Pelissier Я Resistance et revoltes en Angola. 1845-1961. - Paris, 1978; Marcum, J. The
Angolan revolution. - Cambridge, 1969; Stockwell J. In Search of Enemies. A CIA Story. - N. Y., 1978.

29 Bittencourt M. "Estamos juntos". О MPLA e a Luta Anticolonial (1961-1974). -Niter6i, 2002.

14 А.М.Хазанова «История Анголы в новое и новейшее время»30, в которой на сегодняшний день наиболее полно представлена современная история этой страны, вплоть до 1975 г.

Развернувшаяся в 1960-е - первую половину 1970-х гг. вооруженная борьба в Анголе, активными участниками которой были УПА-ФНЛА, стала составной частью так называемого «ангольского вопроса» — узла, в который оказались завязаны экономические и геополитические интересы очень многих сил не только в самой Анголе, но и за ее пределами.

Научная новизна представляемой работы в том, что впервые проведено всестороннее исследование деятельности ФНЛА - в прошлом одной из наиболее влиятельных и активных политических сил Анголы, политический потенциал которой, по мнению автора, не исчерпан. Вплоть до настоящего времени ни в России, ни за рубежом не было издано систематизированного исследования по истории ФНЛА. В марте 2003 г. нынешнее руководство* этой организации анонсировало намерение подготовить «Учебник по истории ФНЛА»; однако, по мнению автора, готовящийся труд не будет лишен* субъективных оценок событий и их участников.

В представляемой работе ряд материалов впервые проанализирован и введен диссертантом в научный оборот. Это относится, в первую очередь, к документам и другим оригинальным материалам из личного архива автора, а также к появившимся в последние годы мемуарам реальных участников исследуемых событий.

Методологической основой работы является принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого исторического явления в его диалектической взаимосвязи с другими явлениями.

Хазанов A.M. История Анголы в новое и новейшее время. - М., 1999.

15 Практическая значимость работы состоит в составлении общей картины процессов, происходящих в одном из самых конфликтоопасных районов Африки, в характеристике наиболее значимых субъектов этих процессов (на примере ФЫЛА), роль которых в политической жизни этого района и, в частности, Анголы остается немаловажной. Работа также может быть использована для чтения курсов по истории Африки, истории международных отношений, а также в практической работе по развитию связей России с Анголой.

Зарождение противоречий между Конго, соседними племенами и государствами и португальскими колонистами

Генезис ФНЛА уходит корнями в раннеколониальное прошлое Анголы, на территории которой в ареале расселения баконго находилось средневековое государство Конго. Для многих антиколониальных организаций в африканских странах такие связи с доколониальными и раннеколониальными государственными образованиями - явление довольно типичное.

В XIII - XIX вв. племена баконго проживали на территории, значительная часть которой входила в состав королевства Конго. Ко времени появления у его берегов первых португальских кораблей (в конце XV в.) коро- левство представляло собой средневековое государство - а точнее, союз или федерацию мелких государств - в период его расцвета и наибольшего могущества. В то время Конго включало шесть провинций: Бамба, Пемба, Соньо, Бата, Панго и Сунде31; в настоящее время часть их территорий входит в состав нынешних провинций Анголы: Кабинды, Заире, Уиже, а также частично в состав современных государств: Демократической Республики Конго32 и Республики Конго (Браззавиль). Столица королевства - М Банза Конго — находилась на территории современной Анголы.

К моменту появления в Конго португальцев у баконго уже шел процесс социального расслоения общества, на верхней ступени которого находилась племенная аристократия, присваивавшая значительную часть продуктов и товаров, производимых населением или получаемых в результате торговли. Будучи одним из наиболее развитых и сильных государств региона, Конго подчинило себе и обратило в своих вассалов многие соседние племена, вынудив их выплачивать верховному правителю Конго - маниконго33, власть которого носила к тому же сакральный характер - регулярную дань. Данниками М Банза Конго34, столицы государства, где находилась резиденция маниконго, являлись, в первую очередь, его соседи: государства Нгойо, Лоанго, Каконго и Ндонго . Однако такая политика не только привела к расширению зоны влияния королевства, но и способствовала распространению в регионе на этой почве межплеменной вражды; причем государство Конго нередко само оказывалось объектом нападений со стороны некоторых воинственных племен36.

Длительное время одним из крупных вассалов короля Конго было государство Ндонго, или, по выражению М. де Андраде и М.Олливье, «провинция Амбундия», располагавшаяся на пространстве в 300 км, между реками Бенго и Куанза37, в ареале проживания одного из крупнейших этносов современной Анголы - амбунду. В период правления короля амбунду Нголы Инене государство Ндонго не только освободилось от вассальной зависимости от короля Конго, но, в свою очередь, король Ндонго распространил свою власть на соседние территории и превратил других правителей в своих вассалов .

В сложных взаимоотношениях двух государств, Конго и Ндонго, по мнению автора, возможно, кроются некоторые корни межплеменной непри 18 язни между баконго и амбунду, которая с особой остротой проявилась в годы антиколониальной борьбы в 1960-1970-е гг.

В конце XV - начале XVI вв. основные колониалистские, а вместе с ними и миссионерские усилия Португалии были сосредоточены в Африке в районах Конго и Анголы . Поэтому среди первых европейцев, достигших устья реки Конго в конце XV в., находились португальские миссионеры. Как и в других районах мира, португальцы выполняли задачи, возложенные на них римской католической церковью: «отвращение туземцев от язычества»40 и евангелизация «неверных» во имя «спасения их душ»41.

На ранних этапах завоевания Тропической Африки прием, оказываемый европейцам, был отмечен, как правило, заинтересованностью и радушием; в европейцах видели посредников в деле расширения торговых связей; иногда африканские государства использовали их для решения внутри- или внешнеполитических дел42.

Появление португальцев на территории Конго тоже было встречено его: правителями в целом доброжелательно, «как равных и как возможных торговых партнеров и союзников»43. Разумеется, в установлении деловых, друже-, ственных отношений каждая сторона искала выгоды для себя.

До конца XVI в. Португалия оставалась единственной европейской страной, закрепившейся на побережье Западной Африки, вдоль побережья Гвинейского залива до королевства Конго44. В то время будущая метрополия проводила политику «мирного завоевания»45, в рамках которой португальцы не спешили захватывать земли и создавать на территории Конго свои поселения; они скорее стремились подчинить своему влиянию маниконго и дру правителей провинций к обособлению, отражения нападений со стороны некоторых сильных пограничных племен, и проч.48, - иными словами, для усиления влияния королевства в регионе и личной власти самого маниконго. Для последнего это было достаточно актуально, поскольку в силу установившегося порядка власть верховного правителя Конго, выполнявшая и ритуальные функции, была ограничена решениями совета знати49; она же избирала его из своей среды: все представители знати, как правило, были свя 20 заны с маниконго родственными отношениями50. Таким образом, в руках знати находились важные рычаги влияния на маниконго и управления государством. Этому способствовала и особенность системы наследования у баконго - «отцовское право», в соответствии с которым до XVI-XVII вв. все высокие посты в государстве наследовались первоначально по женской линии, от дяди к племяннику - сыну родной сестры51.

Португальские власти понимали общественную значимость вождей и другой знати, - причем не только у баконго - и стремились заручиться их поддержкой, прибегая к различным средствам, - от лести и подкупа до воєн-ных действий . Как отметил В.А.Субботин, португальцы, усмотрев в строе банту из Нижнего Конго государственную иерархию, «стали титуловать их босоногих правителей ... принцами, графами и т.д.»53. Маниконго все чаще стали величать «королем Конго». В 1491 г. в письмах суверены (на португальском престоле к тому времени был король Д.Жоау) называли друг друга «брат»54. В 1512 г. португальский король Мануэл I так обращался к верхов-2 ному правителю Конго в письме, написанном в изысканно-вежливой форме: «Могущественнейший и великолепный король Конго, направляем Вашему Величеству наши приветствия». В письме Мануэл I предлагал пути укрепления взаимной дружбы. Причем, по мнению Б.Дэвидсона, такой слог вовсе не был дипломатическим приемом: в то время, считает он, европейские монархи относились к африканским королям с уважением как к союзникам и как к равным55. В более поздний период, в 1802 г., стремясь польстить королю Конго, королева Португалии Дона Мария І в послании к нему утверждала, что Конго является одним из самых давних «друзей и союзников» португальской нации56. Губернатор Анголы Дон Фернанду Антониу де Норонья, обращаясь к конголезскому королю, называл его «Ваше Величество»57.

Перерастание антиколониальной борьбы в Анголе в вооруженную стадию и роль УПА

Как уже отмечалось, на рубеже 1950-х - 1960-х гг. перед национально-освободительным движением Анголы - прежде всего, в лице МПЛА и УПА — встал вопрос о выборе тактики дальнейшей борьбы: продолжать настаивать на переговорах с португальским правительством о предоставлении Анголе независимости или прибегнуть к насилию и развернуть партизанскую войну против колонизаторов. В это время в заявлениях и действиях руководства УПА проявились очевидные противоречивость и непоследовательность. Х.Роберто и многие другие в его окружении явно колебались в отношении 72 выбора дальнейшей тактики поведения. С одной стороны, они, включая самого Х.Роберто, не проявляли себя как решительные сторонники вооруженной конфронтации с колониальными властями. С другой стороны, наталкиваясь на упорный отказ главы Португалии, А.Салазара, иметь какие-либо контакты с ангольскими националистами, именовавшимися португальскими властями не иначе как «террористами», — Х.Роберто, вероятно, не видел альтернативы вооруженной борьбе. К этому же выбору его могла подталкивать и радикально настроенная часть руководства УПА, а также другие обстоятельства.

Возник, по мнению автора, порочный круг: как представляется, нерешительность в позиции руководства УПА объяснялась отсутствием в тот период у руководства организации ясной программы по вопросу о путях развития национально-освободительного движения в Анголе и места в нем Союза народов Анголы286; принятие же программы требовало от руководства УПА определенной позиции и решительности. Долгое время, писал Ю.С.Оганисьян, Союз не имел оргструктуры политической партии, а сохранял прежнее устройство племенной ассоциации, основанной на абсолютной власти вождя и его окружения, состоящего в основном из представителей ро-доплеменной верхушки . По данным руководителей УПА, к началу 1960-х гг. организация насчитывала 40 тыс. зарегистрированных членов .

УПА не имел четкой программы действий не только в отношении будущего независимой Анголы, но и в отношении своего непосредственного участия в антиколониальной борьбе. Заявления его лидеров по политическим вопросам были неконкретными, часто путаными и противоречивыми. Так, летом 1960 г. Союз начал распространять в Северной Анголе воззвания, на 73 правленные против католиков, европейцев и мулатов. Это опровергает официальное утверждение представителей ФНЛА о том, что УПА «объединял всех ангольцев без различия расы» . Но в то же время Х.Роберто заявил в газете «Конго», что его партия не намерена изгонять португальцев и что «их судьба является нашей судьбой»290.

Двойственность политики УПА в расовом вопросе проявлялась и в том, что, с одной стороны, разжигая расовые предрассудки среди африканцев, Союз таким путем пытался увеличить число своих приверженцев. С другой стороны, он поддерживал связи с португальским капиталом, причем столь откровенно, что публиковал в своем печатном органе рекламные объявления колониальных компаний, что, вероятно, было, - как это ни парадоксально, одним из источников доходов Союза .

В 1960 г. лидеры УПА опубликовали в своем печатном органе политически расплывчатый манифест, предлагавший мирный путь достижения независимости Анголы. В нем, в частности, говорилось: «После освобождения Ганы, Гвинеи, Камеруна, Того, Конго и Сомали европейский колониализм обречен... Из этого следует, что Португалия, которая надеется увековечить господство над миллионом африканцев, должна осознать, что ангольский народ, как и народы других португальских колоний, хочет освободиться от ее власти, так как свобода является неписаным правом, которым Создатель наградил каждое живое существо, с тем, чтобы оно могло пользоваться благами земного существования»292.

И в период существования УПНА, когда организация отстаивала наследственную монархию, и в период деятельности УПА, стоявшего длительное время на позициях расовой нетерпимости, доходившей до насилия на расовой почве; и, наконец, в период существования ФНЛА — у Союза (Фронта) отсутствовала ясная идеология, заменявшаяся расплывчатыми целями: демократия, реформы, децентрализация и проч. Организация выдвигала «национальные цели», которые, кроме «национальной независимости», предусматривали «преобразование анахронических колониальных структур и установление в Анголе нового порядка, основанного на триумфе независимости и свободы, африканских ценностей и установления демократии, вдохновляе мои новым гуманизмом в духе нашего века» .

Политика руководства ФНЛА на этапе завершения антиколониальной войны в Анголе

25 апреля 1974 года в Португалии был свергнут режим А.Салазара/М.Каэтану. Страну возглавил созданный организаторами военно го переворота - Движением вооруженных сил (ДВС) - Совет национального спасения во главе с генералом А.де Спинолой. Отстранение от власти прави тельства М.Каэтану было непосредственно связано с необходимостью сроч ного решения колониального вопроса. Однако среди членов нового, револю ционного руководства с первых дней не было единства по вопросу о предос тавлении независимости «заморским» владениям Португалии, что привело к противостоянию между сторонниками федерального устройства будущего государства и их противниками . ;

Отвергнув идею немедленного предоставления независимости «заморским территориям», федералисты - в их числе новый руководитель Португалии А.де Спинола и его сторонники - настаивали на необходимости подготовительного периода с целью «довести до сознания народов колоний» альтернативу: сохранение связей с метрополией на началах федерации, или получение от Португалии независимости449. Об этом сам А.де Спинола заявил уже 29 апреля 1974 г. Однако еще раньше, на пресс-конференции 26 апреля, т.е. на следующий день после победы революционного восстания, им были затронуты вопросы плебисцита и федеральных планов правительства по поводу судеб колоний.

117 В качестве главного принципа своей политики в отношении «заморских территорий» генерал выдвинул идею «консультаций» с их населением. В соответствии с этим был разработан план поэтапной деколонизации: прекращение огня, превращение национально-освободительных организаций в политические партии, голосование по вопросу о самоопределении (что еще вовсе не означало обязательного предоставления этим территориям независимости)450.

События в Португалии «перевернули страницу» не только колониальной истории этой страны, но и национально-освободительного движения в ее бывших владениях, поставив на повестку дня деятельности антиколониальных организаций не столько продолжение борьбы против метрополии, сколько внутриполитическое соперничество за обретения власти451. В истории Анголы начался новый драматический период: перерастание антиколониальной борьбы в гражданскую войну, в которую оказались втянутыми не только основные национально-освободительные движения Анголы: МПЛА, ФНЛА и УНИТА, но также многие государства, в первую очередь те, чьи интересы были связаны с геостратегическим положением Анголы и ее природными ресурсами.

3.1. Политика руководства ФНЛА на этапе завершения антиколониальной войны в Анголе

С приходом к власти в Португалии демократических сил и поворотом к новой политике в отношении бывших ее колоний, исчез сам смысл колониальных войн, которые вела Португалия, в том числе в Анголе. Понимая это, один из руководителей страны генерал К.Гомеш (будущий президент Португалии) обратился 5 мая 1974 г. от имени Временного правительства Португа 118 лий к национально-освободительным движениям португальских "заморских" владений с призывом прекратить вооруженную борьбу. Одновременно с этим, по приказу нового высшего военного руководства, португальские войска первыми приостановили боевые действия в тех владениях, где они велись, включая Анголу.

Какова была реакция в Анголе и других «заморских» владениях Португалии на события в метрополии и на первые заявления ее новых руководителей? И сама революция, и первые ее документы оказались, скорее всего, полной неожиданностью как для колониальных администраций, так и для самих антиколониальных организаций, а также для национально-освободительного движения в Африке в целом.

Однако радость по поводу вероятной скорой независимости «заморских владений» была не всеобщей. Когда «ветры перемен» из Португалии достигли Анголы, среди части ее населения, включая португальских демократов и антифашистов, проживавших в этой «заморской провинции» и на-турализированных, и представителей португальской белой части населения, — первый порыв эйфории вскоре уступил чувствам смятения у одних, и паники у других. Они осознали: если политическая свобода, провозглашенная Апрельской революцией, пришла для всех (за исключением подрывных профашистских сил), то свобода для «заморских» владений означала переход власти там к африканскому большинству, независимо от степени его готовности к принятию власти.

Такие настроения усугублялись расплывчатостью Программы ДВС в отношении «заморских территорий»: с одной стороны, в ней заявлялось о необходимости решения проблемы колониальной войны (не только в Анголе, но также в Мозамбике и Гвинее Бисау) путем переговоров, а также о праве народов бывших ее колоний на самоопределение. С другой стороны, в Программе ничего не говорилось о немедленном прекращении войны, не упоминалось и о праве колоний на независимость. В немалой степени это объясня 119 лось непоследовательностью «заморской» политики Португалии, вызванной разногласиями по этому вопросу среди португальского руководства. Поэтому, писал советский исследователь В.Суханов, с апреля по июль 1974 г. антифашистская политика внутри Португалии фактически сочеталась с коло u 452 гч ниалистскои политикой в отношении «заморских территории» . Это, по мнению автора работы, отражало фактическую поляризацию общественно-политических сил в стране и их отношение к судьбе «заморских» владений Португалии.

В отличие от судьбы других «заморских» владений Португалии, решение вопроса о предоставлении независимости Анголе превращалось в одну из самых болезненных проблем распадавшейся империи, прежде всего, из-за богатейших ангольских природных ресурсов.

Похожие диссертации на Возникновение Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) и его участие в антиколониальной борьбе и гражданской войне в Анголе