Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Феминизм как результат исторического развития западноевропейской цивилизации С. 27-97.
1.1. О взаимодействии полов на раннем этапе развития западноевропейской цивилизации С. 27-33.
1.2. Женщина в истории и философской мысли эпохи Античности С. 33-46.
1.3. Положение женщин и представления о них в Средние века С.46-54.
1.4. Предпосылки и условия становления феминизма как теории и практики в XIX веке С. 54-80.
1.5. Феминистская мысль и практика в Новейшее время С. 80-97.
Глава 2. Культурно-исторические предпосылки становления шведского феминизма С. 97-155.
2.1. «Умелая управительница»: положение женщин в эпоху викингов С. 98-105.
2.2. Хранительница связки ключей: статус женщин в Средние века С. 105-108.
2.3. Положение женщин в Швеции в Новое время С. 109-127.
2.4. Женское движение вXIX-начале XX веков С. 127-145.
2.5. Женщины в орбите политики народонаселения СДРПШ в 1930-1940-е годы С. 145-155.
Глава 3. Предпосылки и условия становления «государственного феминизма» С. 156-214.
3.1. Общественно-политические и социально-экономические предпосылки формирования политики тендерного равенства (1950-1960-е годы) С. 156-186.
3.2. Внепарламентское женское движение в Швеции (1970-1990-е годы) С. 186-216.
Глава 4. Институционализация феминизма: становление политики тендерного равенства в Швеции (1970-2000 годы) С. 217- 274.
4.1. Формирование государственной политики тендерного равенства в семье С. 217-243.
4.2. Становление официальной политики равенства полов на рынке труда С. 243-259.
4.3. Тендерное равенство в политической сфере С. 259-267.
4.4. Ассоциация Фредрики Бремер до и в период становления «государственного феминизма» (1920-2000-годы) С. 267-274.
Заключение С. 275-279.
Список литературы С. 280-326.
Приложения С. 327-341.
- Положение женщин и представления о них в Средние века
- Предпосылки и условия становления феминизма как теории и практики в XIX веке
- Женщины в орбите политики народонаселения СДРПШ в 1930-1940-е годы
- Общественно-политические и социально-экономические предпосылки формирования политики тендерного равенства (1950-1960-е годы)
Введение к работе
Научная актуальность темы
Феминизм, возникший как общественно-политическое движение за предоставление женщинам равных политических и экономических прав с мужчинами во второй половине XIX века в Великобритании, к концу двадцатого столетия стал частью массовой культуры и государственной политики экономически развитых стран «зрелой» демократии континентальной Европы и США.
Наиболее полной актуализации феминизм достиг в Швеции, которая считается передовой страной в вопросах равенства полов среди своих североевропейских соседей, признается «лучшей страной для женщин», «страной победившего феминизма», «лучшей страной для мам и детей».
Специфика развития шведского феминизма заключается в становлении «государственного феминизма», что проявилось в формировании официальной идеологии, политики и институтов равенства полов, значительном увеличении представительства женщин в органах власти, складывании государственной и муниципальной систем финансирования женских организаций и становлении тендерных исследований в высшей школе. Феминизм изменил облик и сущность шведского социума, поэтому через анализ развития этого феномена можно подойти к более глубокому и всестороннему пониманию истории Швеции в XX веке, чем и определяется актуальность темы исследования. Анализ смелого эксперимента реализации феминизма на практике в национальных масштабах позволит оценить его результаты и последствия для индивида и общества в целом, в чем заключается практическая значимость и прикладное значение диссертации.
Методологическую основу диссертационного исследования наряду с традиционным и апробированным принципом историзма с соблюдением дистанции между субъектом познания и предметом исследования, составил познавательный инструментарий социальной истории, системная задача которой может решаться при условии использования полидисциплинарного подхода.
Специфика диссертационного исследования определила обращение к методологии тендерной истории, центральной категорией которой является понятие «гендер» (в англ. яз. gender - социокультурный пол), в отличие от пола биологического (в англ. яз. sex) рассматриваемый как социальный конструкт, достигаемый и изменяемый статус.
РОС. НАЦИОНАЛЬНА БИБЛИОТЕКА С.-Петербург ці ОЭ 200Уакт 3JH
История тендерного взаимодействия согласно методологии тендерной истории рассматривается через призму публичной и приватной сфер, которые в разных культурах и обществах, как правило, частично или полностью соответствуют мужской и женской сферам, что считается важной предпосылкой неравенства полов.
Объектом исследования являются факторы, как в широком историческом контексте, так и в конкретно-исторических условиях развития шведского государства, обусловившие «победу» феминизма в Швеции во второй половине XX столетия. Предмет исследования составляют история развития теории и практики шведского феминизма.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировать историческую динамику развития теории и практики ее применения шведским феминизмом с основным акцентом на изучение становления уникального в мировой практике явления «государственного феминизма», что в наиболее полной мере достигается посредством решения следующих задач:
Охарактеризовать и проанализировать в историко-философском контексте положение женщин от Античности до Новейшего времени с целью выявления культурно-исторических предпосылок возникновения современного западноевропейского феминизма;
Выявить корни и предпосылки шведского феминизма, проанализировав положение женщин в обществе в фокусе пересечения менявшихся политических и социально-экономических реалий и культурно-исторических традиций от эпохи викингов до середины XX столетия;
Проанализировать общественно-политические и социально-экономические предпосылки и условия формирования официальной политики тендерного равенства во второй половине XX столетия в Швеции;
Проследить развитие и особенности второй волны феминизма в Швеции, выяснив степень влияния внепарламентского женского движения 1970-1990-х гг. на становление «государственного феминизма»;
Раскрыть теоретические и практические противоречия шведского феминизма и западного феминизма в целом, охарактеризовав, в частности, неоднозначность последствий его развития для института семьи.
Хронологические рамки исследования охватывают протяженный по времени период в силу обращения к историко-культурным и философским корням исследуемого феномена, восходящих в европей-
ском контексте к «первому очагу европейской цивилизации», миной-скому Криту (конец 1И-Нтыс. до н.э.) и применительно к истории Швеции, к эпохе викингов^7ш-Х1 века). Вместе с тем, более подробный и глубокий анализ шведского феминизма в соответствии с заявленной темой диссертационного исследования ограничен второй половиной XX века.
Апробация результатов исследования состоялась благодаря выступлениям на шести научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровня, в том числе на 5-м Европейском феминистском конгрессе, состоявшемся в г. Лунд (Швеция) 20-24 августа 2003 г. Наша дипломная работа «Эволюция шведского феминизма после Второй мировой войны» по итогам открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации за 2001 г. была признана победителем, и автор награждена медалью Министерства образования РФ Список опубликованных работ насчитывает 10 названий, общий объем которых составляет 8,4 печатного листа.
Источниковедческую базу исследования составили как опубликованные источники, так и неопубликованные архивные документы. Неопубликованные источники представлены протоколами встреч, перепиской, тетрадями и другими документами легендарной женской организации «Группы 8», находящимися в Архиве рабочего движения в г. Стокгольм, а также протоколами собраний женских отделений (клубов) Женского социал-демократического союза Швеции (ЖСДСШ) и Ассоциации Фредерики Бремер (АФБ) г. Евле, хранящимися в Евле-боргском архиве народных движений. Широкий временной диапазон изученных протоколов последних двух организаций позволил проследить эволюцию теории и практики шведского феминизма в XX веке на основе первоисточников.
Grupp 8 (1968-1969) // Arbetarrorelsens Arkiv. Stockholm С. BIBLIOTEKET. АСС nr 1983/16; Grupp 8. Protokoll, PM klipp med mera (1969-1971)// Arbetarrorelsens Arkiv. Stockholm С BIBLIOTEKET. ACC . № 1983/16.
Gavle socialdemokratiska kvinnoklubb, m6teprotokoll, styreslemote (1937-1982) II Folkrorelsernas Arkiv і Gavleborg. № 504.
Frederika Bremerforbundets Gavlekrest (1928 -1968) II Folkrorelsernas Arkiv і GSvleborg. № 726; Frederika Bremerforbundets Gavlekrest (1979 -1996) II Folkrorelsernas Arkiv і Gavleborg. № Al :2.
В поисках корней шведского феминизма привлекались скандинавские рунические надписи, исландские саги, героическая поэзия древних скандинавов, областной, городской законы и первое общегосударственное уложение 1350 г., ландслаг Магнуса Ладулоса.
Использованные в нашем исследовании официальные документы представлены партийными и государственными программами, законодательными актами и ежегодными отчетами о проделанной работе женских политических и общественных организаций, значительная часть которых относится к деятельности ЖСДСШ и Социал-
демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ).
В диссертационном исследовании мы неоднократно обращаемся к материалам первых женских журналов XIX - начала XX веков «Тидскрифт фёр хеммет» («Tidskrift for hemmet», «Газета для дома»), «Фрамот» («Framat», «Вперед») и «Рёстретт фёр квиннур» («RBstratt fur kvinnor», «Право голоса женщинам»), представленных в электронном архиве библиотеки университета г. Ґетеборг.
Периодические издания женских организаций второй половины XX века в совокупности с архивными материалами помогли выявить влияние независимого женского движения на становление «государственного феминизма». Нами были проанализированы номера журнала «Квиннубюллетенин» («Kvinnobulletenin», «Женский бюллетень») «Группы 8», выходившего с 1971 по 1996 г ; отдельные номера журналов «Ви мэнишур» («Vi manniskor», «Мы - люди») Национальной женской ассоциации солидарности и «Квиннуветенскаплит тидскрифт» («Kvinnovetenskapligt tidskrift», «Женский научный журнал»), издание которого началось в 1980-е гг. по инициативе активисток «Группы 8».
В значительном объеме привлекались журналы «Квиннутрюк» («Kvinnotryck, «Угнетение женщин») Национальной организации Швеции против насилия над женщинами, основанной в 1984 г., «Генуе» («Genus», «Гендер»), издаваемый Национальным секретариатом ген-
См. например. Jamlikhet: fbrsta rapport fran SAP-LO:s arbetsgrupp for jamlikhetsfragor / fran partikongressen 1969. - Stockholm, 1969; Sveriges socialdemokratiska kvinnofSrbund. Arsberattelser. 1960-1963 - Stockholm, 1963; Sveriges socialdemokratiska kvinnoforbund. Arsberattelser. 1974 -Stockholm, 1974; Swedish Government policy on gender equality: into the 21st century. - Stockholm, 2000; The Swedish government's national action plan for gender equality. - Stockholm, 2003.
Digitalt arkiv Over alder svenska kvinnotiskrift [Электрон, дан.] - Режим доступа к архиву:
дерных исследований в Гётеборге с 1998 г., а также «Ньюс фром НИКК» («News from Nikk», «Новости североевропейского института женских и тендерных исследований») - издание учрежденного в 1995 г. Североевропейского института женских и тендерных исследований с центральным офисом в г Осло. Также использовались материалы современного феминистского журнала «Банг» («Bang») и издания ЖСДСШ «Моронбрис» («Morgonbris», «Утренний бриз»).
Эта группа источников дополняется содержащими интересующую нас информацию специализированными журналами, такими как «Ord & bild» («Слово и образ»), материалами газет «Dagens Nyheter» («Дневные новости») и «Aftonbladet» («Вечерние новости»), онлайновый архив которых содержат публикации с начала 1990-х гг., и так называемой «метро-прессой» - «Метрофинанс», «Стокгольм Сити», «Метро Стокгольм» («Metrofinans», «Stockholm City», «Metrostockholm»). Отметим ценность журналов «Jumsides» («Равные»), издаваемого Омбудсманом по равным возможностям, и «Arbetaren» («Работник»).
Следующую группу источников, использованных нами для раскрытия темы исследования, составили книги, статьи, речи, газетные интервью непосредственных участников событий. Из этой категории источников наиболее значимыми являются книга Гуннилы Тургрен «Группа 8 и я», характеризующая деятельность «Группы 8» как увлекательную, но полную внутренних противоречий, а также сборник статей участниц «нового женского движения», названием которого стал лозунг
самого движения «Любовь. Власть. Сестринство».
Существенную ценность для раскрытия истоков политики тендерного равенства представляет собой книга членов СДРПШ супругов Альвы и Гуннара Мюрдалей «Кризис народонаселения», легитимиро-
Slut pa konsrollsdebatten? Enkat. II Ord & bild. - 1968. - № 7. - S. 549-553; Fredriksson I. Kvinnomakt och reformer II Ord & bild. - 1969. - № 2. -S. 145-149; Matthis I. Kvinnans plats: і hemmet eller і revolutionen? II Ord & bild.-1971.-№ l.-S. 66-68.
Dagens Nyheter - Режим доступа к газете. : ; Aftonbladet - Электрон, газета. - Режим доступа к газете.
Thorgren G. Grupp 8 och jag. - Stockholm, 2003.
Karlek, makt och systerskap: 30 ar av kvinnokamp. - GOteborg, 2002.
вавшая «женский вопрос» в политической жизни страны К этой же категории следует отнести ставший «священной книгой» общественно-политических дискуссий о роли полов в 1960-е гг. совместный труд шведских и норвежских социологов и экономистов «Жизнь и работа женщин», а также эссе Эвы Муберг «Условное освобождение женщин», сыгравшее важную роль в распространении «проблемы роли полов» среди «народных движений».
Современный шведский феминизм представляет собой весьма противоречивый феномен. Различные подходы к этому явлению в шведском обществе можно выявить, обратившись к новому виду источников - онлайновым форумам, содержащим полемику, исполненную жесткой критики в адрес политики тендерного равенства в семье, проводящуюся СДРПШ, которая развернулась на сайте «Ассоциации за права детей на своих родителей».
Используемые нами исследовательские методы предполагают широкое, в том числе компаративистское, использование репрезентативных данных. Статистические данные по истории Швеции во второй
половине XIX - первой половине XX веков в большом объеме представлены в CD-Rom приложении к труду американского демографа Ф. Ротенбахера. Материалы по второй половине XX века в исчерпывающем объеме доступны в опубликованных и электронных изданиях Статистического центрального бюро Швеции, в том числе посвященных
Myrdal A., Myrdal G. Kris і befolkningsfragan. - Stockholm, 1997. (Первое издание книги вышло в 1934 году).
Kvinnors liv och arbete : Kvinners liv og arbeid : svenska och norska studier av ett aktuellt samhallsproblem. - Stockholm, 1962; Kvinnors liv och arbete. Studievagledning. - Stockholm, 1963.
Moberg E. Kvinnans villkorliga frigivning II Moverg E. Prima Materia: Texter і urval. - Stockhohlm, 2003. - S. 11-26.
Foreningen barnens ratt till foraldrarnas tid. Arkiverade debattinlagg [Электронный ресурс]. - Режим доступа к базе данных:
Начиная с переписи населения 1750 года.
Rothenbacher F. The societies of Europe. The European population (1850-1945).-New York, 2002.
тендерной проблематике Использование шведских данных в общеевропейском и североевропейском контексте стало возможным благодаря ежегодно издающимся североевропейским статистическим сборникам, а также привлечению статистических данных, публикуемых Ев-ропеискои комиссией.
Степень изученности темы
Тендерная история, получившая свое развитие как часть нового междисциплинарного научного направления в западной историографии в 1980-е гг., на современном этапе успешно интегрируется в отечественную историческую науку, в том числе благодаря работам видных исследователей Л.П. Репиной и Н.Л. Пушкаревой по проблемам методологии тендерной истории и зарубежной историографии.
При анализе тендерного взаимодействия в историко-философском освещении привлекались сборники статей отечественных
исследователей, работы известных ученых, таких как М.Л. Бутовская, Ю.В. Андреев, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая, Т.Л. Лабутина,
Pa tal от kvinnor och man. Lathund от jamstalldhet 2004. - Orebro, 2004; Arbetsloshet och barnafOdande. Demografisk analys от Jamstalldhet. - Stockholm, 2003; Statistiska centralbyran.(SCB) [Электрон, дан.] - Режим доступа к базе данных:
The Nordic countries in figures 1998. - Arhus, 1998; The Nordic countries in figures 2005. - Arhus, 2005; Women and men in the Nordic Countries: facts and figures 1999. - Halmstad, 1999.
Report on equality between women and men 2005. - Luxembourg, 2005; European Commission [Электрон, дан.]. - Режим доступа к сайту:
Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. - 1997. - № 6 - С. 41-58; Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. -М., 2002; Пушкарева Н. Тендерная проблематика в исторических науках // Введение в тендерные исследования. Часть 1. - Харьков, Санкт-Петербург, 2001. - С. 277-311.
Женщина в античном мире: Сб. ст. - М., 1995; Женщина, брак, семья до начала Нового времени. Демографические и социокультурные аспекты. М., 1993; Введение в тендерные исследования. Часть 1. - Харьков, СПб, 2001.
В.И. Успенская. Кроме того, используются классические труды анти-коведов В.В. Латышева, И.В. Нетушила, Б. Низе, медиевистов А Р Корсунского и А.Я. Гуревича, исследователей проблем Новой истории А.З. Манфреда, М.А. Барга и других.
Отдельно отметим ценность работ политолога А.А. Митрофа-новой о философии пола от Античности до Новейшего времени и
С.С. Аверинцева об «истоках» западной традиции.
Кроме того, привлекались труды таких видных представителей западноевропейской мысли как Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, М. Лютер, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Кант, Ж.А. Кондорсэ, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер, а также ключевые тексты по истории феминизма, в частности, «Книга о граде женском» средневековой писательницы Кристины Пизанской, «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж, книга «В защиту прав женщин» М. Уоллстоункрафт, эссе «О подчинении женщин» Дж. С. Милля, и работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи частной собственности и
Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. - Фрязино, 2004; Андреев Ю.В. «Минойский матриархат» (социальные роли мужчины и женщины в общественной жизни минойского Крита) // Вестник древней истории. - 1992. - № 2. - С. 3-14; Бессмертный Ю.Л. Брак, семьи и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. - М., 1991. - С. 282-310; Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. - М., 1994. - С. 126-136; Лабутина Т.Л. Ранний феминизм в Англии // Вопросы истории. - 2001. - № 8 - С. 51-67; Успенская В.И. Феминизм до феминизма: идея в защиту прав женщин в истории европейской социальной мысли XV - XVIII вв. // Тендерный калейдоскоп. - М., 2001.-С. 76-98.
Митрофанова А. А. Тема пола в европейской философской и общественно-политической мысли (Античность - Средние века - Возрождение) // Введение в тендерные исследования ; - М., 2005. - С. 26-41; Митрофанова А.А. Тема пола в европейской философской и общественно-политической мысли Нового времени // Введение в тендерные исследования. - М., 2005. - С. 42-56; Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и история европейской литературной традиции. - М., 1996. - С. 319-328.
государства», роман «Герда» первой феминистки Швеции писательницы XIX века Ф. Бремер, работы известных философов и теоретиков современной феминистской мысли Л. Иригари, Р Брайдотти, Г. Рубин, Д Б Эльштайн, Д. Зиммерман, К. Уэст, Д. Лорбер и других.
Работы видных представителей отечественной скандинавистики А Я Гуревича, Г.С. Лебедева, М.И. Стеблин-Каменского, А. А. Сванидзе, А.М Носкова, О.В. Чернышевой, Ю.Д. Комарова, Н.С. Плевако, А М. Волкова, учитывая специфику диссертационного исследования, представляют собой кладезь для поиска корней шведского феминизма.
Между тем, в отечественной скандинавистике история шведского феминизма до настоящего времени не становилась предметом специального научного исследования, хотя ученые и затрагивали различные аспекты этой темы Так, Т.В. Чирко, высказывая преобладавшую в советской историографии оценку, отмечала, что опыт Швеции показывает неосуществимость «полноправия» женщин в капиталистическом обществе, поскольку только социализм может «покончить» с
экономической дискриминацией женщин.
В современных исследованиях отечественных специалистов Швеция преимущественно рассматривается как «образец для подражания» в вопросах женской эмансипации, в них отмечается «продвину-
тость» шведской политической культуры, успешность политики ген-
дерного равенства. Е А. Сорокина плодотворно занимается изучением тендерных исследований и спецификой развития семьи в Швеции, ана-
Чирко Т.В. Положение трудящихся женщин в Швеции // Зарубежный мир: социально-политические и экономические проблемы. - Киев, 1982.-Вып. 2.-С. 52-57.
Салычева Т.А. Женщины в истории Швеции: историко-географический аспект шведской идентичности // XIII Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. - М-Петрозаводск, 1997. - С. 16.
Рубина И.Е. Положение женщин России и Скандинавии: общее и особенное // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. - М - Петрозаводск, 1997. - С 245; См также: Ажгихина Н. Правнучки викингов у себя дома. - М , 1999; Ильина Н. В стране победившего феминизма // Диалог женщин. - 2001. - № 14. - С. 32-37.
лизируя трансформацию тендерных стереотипов в этой стране в про-
шлом столетии.
В 2005 г. состоялась защита диссертации по теме «Формирование политики равноправия полов в Швеции в 1960-70-е гг.», в которой А Н. Павлова выделяет значительную роль политической системы Швеции и компромиссного характера «шведской модели», способствовавших участию всех общественных сил в формировании политики
равноправия полов.
На родине изучаемого феномена, несмотря на интенсивное и продолжительное изучение различных аспектов шведского феминизма в социологии и политологии, которые в достаточно большом объеме использовались в диссертации, монографических исследований, достаточно полно освещающих историю развития шведского феминизма, пока не существует, а ученых, комплексно рассматривающих становление этого феномена, немного.
Впервые содержательная работа по исследованию истории феминизма в Швеции была проведена историком Гуннаром Квистом, первым в 1960 г. подготовившим диссертацию по женской истории. Результаты исследований автора представлены в сборнике его научных статей «Искусство быть девушкой», освещающих положение женщин и
женское движение в XIX-XX веках.
Сорокина Е.А. К изучению современной семьи в Швеции // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. - М., 1999. -ТІ; Сорокина Е.А. К изучению актуальных проблем современных тендерных исследований в Швеции // XIII Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. - М-Петрозаводск, 1997. - С. 213-215.
Павлова А.Н. Формирование политики равноправия полов в Швеции в 1960-70-е гг.: автореф...канд. ист. наук. - М., 2005. - С. 15.
См. например: Ekerwald Н. De unga kvinnorna och sextiotalets sexrevolution II Dobbeltblikk pa det moderne. Unge Winners hverdagsliv og kultur і Norden. - Oslo, 1993. - S. 145-169; Bergqvist С Mans makt och kvinnors intressen. - Uppsala, 1994; Sainsbury D. Gender, equality, and welfare states. - Cambridge, 1996; Holmerg C, Bender С Vald mot kvinnor - man і kris. - Stockholm, 1998; Furst G. Jamstallda pa svenska. -Stockholm, 1999.
Qvist G. Konsten art blifva en god flicka. - Stockholm, 1978.
В 1979 г вышла работа «Гостья на рынке труда мужчин» Гун-хильд Чуле, в 1984 г первой ставшей профессором в области женской истории в североевропейских странах. В своей книге она, развивая линию Г. Квиста о мужском доминировании в обществе, на примере идеологии и деятельности Центрального объединения профсоюзов Швеции (ЦОПШ) и Объединения предпринимателей Швеции (ОПШ),
отмечает у них слабый интерес к проблемам женщин и увеличению
зо женского представительства в своих правлениях.
Продолжателем этой традиции выступила видный историк профессор Стокгольмского университета Ивонн Хирдман, ставшая ключевой фигурой в изучении тендерной истории в Швеции и снискавшая определенную известность как теоретик современной европейской феминистской традиции благодаря разработанной ею теории «ген-
дернои системы» и «гендерных контрактов».
В нашем исследовании в полной мере используются ее многочисленные работы, с характерным для них богатым набором эмпирических данных и достаточно жесткой критикой официальной политики
„ 32 _ ,
тендерного равенства с феминистских позиции. В числе важных факторов становления политики равенства полов И. Хирдман рассматривает общественно-политические дискуссии о роли полов, позицию промышленников и профсоюзов о необходимости широкомасштабного вступления женщин на рынок труда, активизацию левых сил в конце 1960-х гг. Кроме того, автором отмечается признание на правительственном уровне принципа равенства полов в первой половине 1970-х гг. как неотъемлемой части демократического общества, с одновременным
принятием курса СДРПШ на расширение государственного сектора
зз экономики.
Профессор Стокгольмского университета Кристина Флорин, а
также исследователь и преподаватель университетов Стокгольма и Уп-
псалы Бенгт Нильссон указывают на взаимодействие определенных
Kyle G. Gastarbeterska і manssamhallet: studier om industriarbetande kvinnors villkor і Sverige - Stockholm, 1979.
Hirdman Y. Genussystemet - reflexioner kring kvinnors sociala underordning II Kvinnovetenskaplig tidskrift. - 1988. - № 3. - S. 49-63.
См. например: Hirdman Y. Kvinnohistoria : om kvinnors villkor fran antiken till vara dagar. - Stockholm. 1992; Hirdman Y. Med kluven tunga: LO och genusordningen. - Stockholm, 1998.
Hirdman Y. Med kluven tunga: LO och genusordningen. - S. 285.
факторов и «акторов» как важную предпосылку успешной реализации политики тендерного равенства и становления «государственного фе-
минизма».
Профессор истории университета г Оребро Анн-Софи Улан-дер, специализирующаяся на изучении истории женщин и детей, идеализирует официальную политику и идеологию тендерного равенства, что проявляется в чрезмерной комплиментарности по отношению к ЖСДСШ и СДРПШ. Тем не менее, ее работы насыщены интересными
эмпирическими данными и представляют для нас известную ценность
Заметим, что нетривиальную оценку политики равенства полов, основанной на одинаковых критериях определения статуса мужчин и женщин в обществе, дает норвежский социолог Харриет Холтер, назы-
вая ее «псевдоравенством».
Некоторые использованные нами работы либо опосредованно, либо прямо касаются определенных аспектов становления шведского феминизма. Так, например, специалисты по средневековью, новой и новейшей истории Швеции в той или иной степени проводят параллели между сравнительно высоким статусом женщин в эпоху викингов и сильными позициями феминизма в современной Швеции. Ими отмечается связь между важной производственной функцией женщин в развитии страны и быстрым переходом от модели семьи с одним работником, доминировавшей в 1950-1960-е гг., к модели семьи из двух работников, утвердившейся в 1970-1980-е гг.
Florin, С, Nilsson В. Something in the nature of a bloodless revolution II State policy and gender systsem in the two German states and Sweden 1945-1980. - Uppsala, 2001. - P. 67.
Ohlander A. Kvinnor, barn och arbete і Sverige (1850-1993). -Stockholm, 1994; Ohlander A.., Stromberg U. Tusen svenska kvinnoar: svensk kvinnohistoria fran vikingatid till nutid. - Stockholm, 1996.
Holter H. Наг тип all makt і himmelen och pa jorden? II Kvinnors och mans liv och arbete. - Stockholm, 1992. - S. 99.
Cm: Onsell B. Jordens moder і Norden: myt, magi och fruktbarhetsrit і forkristen tid. - Stockholm, 1999; Matovic M. Utfbrakning, bergsbestigning eller berg- och dalbana? Kvinnans stallning і aldre tid II Den osynliga histo-rien. Kvinnornas historia. - Uppsala, 1993. - S. 9- 18; Sawyer B. Women as bridge-builders: the role of women in Viking Age Scandinavia II People and places in the Northern Europe 500-1600 - Woodbridge, 1991 - P. 211-224; Sommestad L. Welfare state attitudes to the male breadwinning system: the
Британский исследователь Ричард Эванс, шведские исследовательницы Ингрид Оберг и Ингер Экбум, подчеркивая достаточно умеренный и мирный характер женского движения XIX - начала XX веков
в Швеции, отмечают его успешность. Особенности феминистского движения во второй половине XX века в Швеции получили подробное
освещение в работах Уллы Викандер, Улрики Томсон и Эвы Шмитс, американской исследовательницы Чери Регистер, осуществившей сравнительный анализ шведского и североамериканского женского движе-
ния. Видные политологи Мауд Эдуарде и Гуннель Густафссон подробно охарактеризовали различные стратегии и формы женского движения в 1970-1990-е гг."'
Сравнительный анализ женского движения в Скандинавских странах и Финляндии предприняли в своих работах финляндский социолог Солвейг Бергман, в настоящее время - директор Североевропейского института женских и тендерных исследований, и датская исследовательница, бывшая активистка радикальной женской организа-
ции «Красные чулки», Друде Дальруп.
United States and Sweden in comparative perspective II International review of social history. - 1997. - P. 153-174.
Evans R. Women's emancipation movements in Europe, America and Australia 1840-1920. - London and New York, 1977; Aberg I. Revivalism, philanthropy and emancipation. Women's liberation and organization in the early nineteenth century II Scandinavian journal of history. - 1990. - № 13.-P. 399-420; Ekbom I. Den kvinnliga fredstanken. - Stockholm, 1991.
Wikander U. Kvinnokultur, skillnader och sociobiologi II Kvinnor mot kvinnor. Om systerskapets svarigheter. - Stockholm, 1999. - S. 216-247; Thomsson U. «Rutten till vara kroppar». Kvinnororelsen och valdtaktsdebatten II Kvinnovetenksaplig tidskrift. - 2000. - № 4.- S. 51-63; Schmitz E. Den nya kvinnororelsen under 1970-talet II Karlek, makt och systerskap: 30 ar av kvinnokamp. - Goteborg, 2002. - S. 14-25.
Register С Kvinnokamp och litteratur і USA och Sverige. - Stockholm, 1977
Towards a new democratic order? - Stockholm, 1997.
Bergman S. Kvinno і nya sociala r5relser II Likestilte demokratier? Kjonn og politikk і Norden. - Oslo, 1999. - S. 91-110, Dahlerup D., Gulli B. Women's organization in the Nordic countries: lack of force or counterforce?
Особо следует отметить исследовательницу Гуннель Карлссон, в прошлом активную участницу независимого женского движения, затем ставшую директором Национального секретариата тендерных исследований. Она обстоятельно изучила историю Женского социал-демократического союза Швеции (ЖСДСШ) со времени основания первого клуба в 1902 г. до начала 1990-х гг. В работах Карлссон анализируются внутренние противоречия и различные уровни конфликтов в ЖСДСШ (личные, конфликт поколений и идеологий, по отношению к главной линии партии), проявлениями которых стала дилемма «домохозяйка или работающая женщина» и противоречия вокруг «щепетильного вопроса об абортах».
История складывания широкого представительства женщин в сфере принятия решений на муниципальном уровне подробно изложена в работе Герд Фолкесдоттер на примере ее родного г. Евле, специфика которого состоит в большем политическом влиянии женщин по сравне-
нию с другими коммунами.
Работы Юнаса Хиннфорса, Рогера Клинта, Хелены Бергман и Барбры Хобсон, посвященные истории семейной политики, раскрывают инструменты политики тендерного равенства в семье, проблему создания нового имиджа отцовства, а также динамику развития семейной политики различных партий в изменяющихся социально-экономических и политических реалиях современного шведского обще-
ства.
// Unfinished democracy: women in Nordic politics. - Oxford, 1985. - S. 6-36.
Karlsson G. Mansamhallet till behag? - Stockholm, 1990; Karlsson G. Dem kansliga abortfragan II Kvinnor mot kvinnor. Om systerskapets svarigheter. - Stockholm, 1999.-S. 136-157.
Folkesdotter G. Kommunal politik і kvinnohander. Gavle і jamforelse ljus. - Uppsala, 2002.
Hinnfors J. Familjepolitik. Samhallsforandringen och partistrategier 1960-1990. - Stockholm, 1993; Klinth R. The man and the equal family. A study of the new images of masculinity in the educational radio and TV programmes in Sweden. 1946-1971 II State policy and gender system in two German states and Sweden 1945-1989. - Uppsala, 2000. - P. 169-199; Bergman H. Hobson B. The coding of fatherhood in the Swedish welfare state II Making men into fathers. Men, masculinity and the social politics of fatherhood. - Cambridge, 2002 - P. 92-125.
Кроме того, нами привлекались как общие работы по истории Швеции, так и специализированные издания по скандинавской мифологии, экономической истории, истории миграции, «шведской модели»
государства благоденствия и истории СДРПШ. Оценка неоднозначности последствий официальной политики тендерного равенства для психического здоровья молодого поколения основывается на результатах шведских и зарубежных исследований в области психологии и медици-
ны.
Тендерная специфика исследования определила обращение к трудам зарубежных исследователей по истории теории и практики феминизма в Западной Европе. Обращение к трудам крупного специалиста в области исторической демографии Д. Хаджнала, признанного лидера «школы Анналов» Ф. Броделя, Р. Зидера по социальной истории
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. - М, 2002; Ahlberger С, Kvarnstrom L. Det svenska samhallet (1720-2000): Bondernas och arbetamas tid. - Lund, 2004; Davidsson H. R. E. Nordens gudar och myter. - Stockholm, 2001; Sch6n L. En modern svensk ekonomisk historia. Tillvaxt och omvandling under tva sekel. - Stockholm, 2001; Kvinnor tar plats. Arbetsmarknad och industriarbete pa 1900-talet. -Stockholm, 2002; Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции / под ред. К. Мисгельда, К Мулина. и К. Омарка. - М, 2001; From Sweden to America: a history of the migration. - Uppsala, 1976.
Folkhalsorapport. 2005. - Stockholm, 2005; Malmstr6m С Stress і personligheter II Medikament. - 2004. - № 10-11 - S. 54-57; Andersson S. Valfardsamhallets stress gor barn sjuka II Politik і Norden. - 2002. - № 2. -S. 7-8; National institute of child health and human development (USA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: .
Kelly. J. Women, history and theory. The essays of Joan Kelly. - Chicago, 1984; Kon, makt, medborgarskap. Kvinnan і politiskt tankande fran Platon till Engels - Malmo, 1993; Брайтон В. Политическая теория феминизма. -М., 2001; История женщин на Западе : в 5 т. Т 1: От древних богинь до христианских святых ; под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред П Шмит Пантель; пер. с англ.; науч. ред перевода Н Л Пушкарева -СПб., 2005.
семьи, французского исследователя М Элиаде и других позволило за-
метно расширить горизонты исследования
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в подробном ретроспективном и содержательном анализе уникального феномена «государственного феминизма», впервые в мире сформировавшегося в Швеции во второй половине XX века. Проблема выявления специфичности и универсальности применения этого опыта, в частности, в России, во многом и определила выбор темы настоящего диссертационного исследования. Обращение к ней дает, в частности, возможность понять малоизученные в отечественной скандинавистике, но вместе с тем важные грани истории Швеции, что позволит прийти к более глубокому пониманию прошлого и настоящего этой страны.
Положение женщин и представления о них в Средние века
Аристотелевское понимание мужского и женского, предназначения мужчины и женщины в материальном мире, проникает в христианский мир Западной Европы благодаря Фоме Аквинскому (1224/1225-1274), который, по словам X. Гунненг, «покрестил» Аристотеля, сделав его труды «неопасными» для католической церкви. 5
Ссылаясь на Священное Писание, Фома Аквинский утверждал, что жена была сотворена в «помощники мужу»; «но не для чего иного, как для порождения, поскольку для какого-либо другого дела мужчина более подходящим образом мог бы помочь мужчине, чем женщина».
Как отмечает видный медиевист Ю.Л. Бессмертный, христианская концепция моногамного брака, заключаемого навеки, получает признание в западноевропейских странах лишь в XII - XIII веках, укоренившись в массовом сознании, например, во Франции лишь к XIV-XV векам.
В феминистской историографии небезосновательно утверждается, что христианское вероучение сыграло существенную роль в снижении статуса женщины, закрепив в церковной догме и в сознании многих поколений прямую связь женщины со «злом», первородным грехом.209 Ева (означает «дающая жизнь»), «матерь всех живущих», обрекалась на «скорбь» в беременности, «болезнь» при рождении детей и «господство» мужа над собой.210
Видный отечественный медиевист А. Я. Гуревич отмечает, что в христианском учении природа, ассоциируемая с женщиной ввиду ее традиционно тесных связей с народной медициной и магическими обрядами, предстает лишь служанкой Творца.211
Вместе с тем, образу Евы, потворствовавшей в грехопадении, был противопоставлен образ Девы Марии, по мнению М. Элиаде, являвшейся вариацией Великой Богини. Значение Марии коренится в ее материнстве: Deipara, «та, что рожает Бога», термин, впервые зафиксированный в III веке, был заменен на более понятный Theotokos, «Матерь Божья».212
Шведская исследовательница Б. Унселл, следуя феминистской традиции, весьма категорично утверждает, что патриархат (см. о концепции патриархата в данной главе, 5) превратил Великую Богиню в «пассивную роженицу», «сосуд», «молчаливую» и «послушную» Мадонну, а небесную иерархию стал возглавлять Бог-мужчина.214
Между тем, А. Я. Гуревич отмечает, что «приручая» фольклорные традиции, церковь испытывала их постоянное и ощутимое воздействие. Это проявилось, например, в принятии культа святых, напоминавшем языческих богов и богинь, а также характерном для крестьянства религиозном «партикуляризме», выражавшемся в поклонении «местным» Богоматерям.215
Своеобразное мироощущение и сознание европейского крестьянства раннего средневековья с характерным преклонением перед силами природы, ассоциируемой с женщиной, позволяет нам сделать предположение о наличии в этот период условий для поддержания высокого статуса женщин, особенно применявших народную медицину и магические обряды. Отношение крестьян к женщинам граничило подчас со страхом перед разветвленной системой приворотных и зловредных средств, находившихся в арсенале женщин-носителей этих знаний.216
Кроме того, в Средние века, как в эпоху Античности, жена-хозяйка выполняла важные социально-экономические функции. Французский историк Р. Фосье в конце 1970-х годов в своем докладе «Женщина в западноевропейских средневековых обществах» на конференции в Пуатье заметил, что в домохозяйстве, являвшемся «подлинным ядром» средневековой цивилизации, «правила» женщина, а представления о домохозяйстве как социально второсортной единице являются одним из фантомов феминистской историографии.217
На наш взгляд, большая доля справедливости содержится в оценке Р. Фосье сути средневековой цивилизации, ориентация которой на потребительское хозяйство, предопределила центральную роль домохозяйства в жизни средневекового человека, а значит и достойное положение жены-хозяйки.
Наша точка зрения о высоком статусе жены-хозяйки в крестьянской среде раннего средневековья отвечает новым подходам в тендерной истории, которые выделяют в своих работах Л.П. Репина и И. Хирдман. Они связанны с более широким и разнообразным толкованием властных отношений, что дает возможность пересмотреть тезис, преобладающий в «женской истории» или «истории женщин» о приниженном положении женщин.
Вместе с тем, важно заметить, что зависимое положение женщины от мужчины в эпоху средневековья было закреплено законодательно, на что, несомненно, повлияла господствующая церковная идеология. Знаменитый своими проповедями Бернардино Сиенский из Тосканы однажды обратился к папству с таким вопросом: «Какая вещь в доме самая красивая и полезная...?». И сам ответил: «Это - красивая, высокая, хорошая, скромная и честная жена...».
Л.П. Репина, подробно охарактеризовавшая западноевропейскую историю в тендерном измерении в своей работе «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого» отмечает, что тендерное неравенство проявлялось и в социально-экономической сфере, классическим примером которого являлся доступ к земельной собственности, право первородства, получившее распространение в большинстве регионов Западной Европы с XIII века и лишавшее замужнюю женщину права распоряжения имуществом.220
Если в эпоху раннего средневековья жены мастеров принимали активное участие в производственной деятельности, а сам мастер мог использовать наемных работниц и привлекать к некоторым производственным операциям служанок, то с XV века начинается введение жестких ограничений и запретов на использование труда женщин.221
Женщина не имела права занимать государственные должности, считалась юридически недееспособной, и в большинстве европейских стран не имела права выступать в суде в качестве защитника и участвовать в «судоговорении».
Предпосылки и условия становления феминизма как теории и практики в XIX веке
B. Брайсон с позиции политической теории феминизма отмечает ограниченность концепции Уоллстонкрафт: «утверждение, что материнство является формой гражданства, не решало проблемы мужской монополии на политическую и юридическую власть».306 C. Жеребкин справедливо подчеркивает заслуги М. Уоллстонкрафт как теоретика либеральной концепции женских прав. Во-первых, признание женского субъекта рациональным допускало включение женщин в локковскую концепцию «полноценного гражданства». Во-вторых, важное значение имел тезис о социальной обусловленности «естественной» природы женщины. Итак, М. Уоллстонкрафт в книге «В защиту прав женщин» заложила идейную основу либерального феминизма. Следует все же подчеркнуть, что наиболее завершенную форму эта концепция обрела в эссе «О подчинении женщины» («The Subjection of Women», 1861) известного английского экономиста XIX века Джона Стюарта Милля (1806-1873).308
Мы полагаем, что можно выделить два факта биографии Дж.С. Милля, которые повлияли на то, что он стал «апостолом» суфражистского движения в Европе во второй половине XIX века. Во-первых, в сознании Джона Милля неизгладимый след оставил образ матери, «утомленной тяжелыми домашними семейными заботами» и многочисленными родами (в семье было 9 братьев и сестер).309
Во-вторых, значительную роль в формировании его взглядов и активной политической позиции в защиту прав женщин сыграла Гарриет Тэйлор, женщина с «блестящим умом, живым характером, эмоциональной натурой», с которой он познакомился в 1830 году, когда она уже была женой состоятельного буржуа, матерью двух детей. Её дом стал местом встреч Джона Милля и его друзей, сторонников радикальных политических идей, во время которых Тэйлор и Милль сблизились; после смерти мужа, через 20 лет, она стала его женой.310
Характеризуя представление о «естественной природе» женщины, которое ассоциировалось в современном автору обществе со слабостью разума, как преимущественно «искусственное», навязанное, Дж.С.Милль выдвинул идею «полного равенства» (perfect equality) полов. Женщины, по мнению автора, должны получить право на «свободную конкуренцию» с мужчинами во всех областях человеческой деятельности: в образовании, на рынке труда, в политической жизни. Вместе с тем, осознавая трудность совмещения для женщины общественной жизни и семейных функций, автор полагал, что предоставленными правами будут пользоваться преимущественно незамужние женщины и вдовы.зв
В современной политической теории феминизма, как указывает М. Эдуарде, Дж. С. Милль считается идеологом «перспективы одинаковости» или «феминизма одинаковости», исходящего из абсолютной схожести полов, которая доминировала в женском движении и официальной политике тендерного равенства в Швеции.314
В современной феминистской философии эта позиция критикуется преимущественно сторонниками «теории полового различия» за попытку вписать женщину в норму мужского при игнорировании различий между полами.315 Эта критика в равной степени относится и к идеям Мэри Уоллстонкрафт, поскольку, как полагает В. Брайсон, она некритично приняла концепцию философской традиции своего времени, основного продукта эпохи Просвещения, а именно, признание разума как единственно возможной формы познания.316
Между тем, для своего времени идеи Мэри Уволлстонкрафт и Джона Стюарта Милля считались более чем радикальными, поскольку подвергали критике социальное устройство и мировоззрение, складывавшееся веками и освященное церковью. Они составили идеологическую основу либерально-реформистского течения в феминизме, а также современного либерального феминизма, исходящего из постулата об общечеловеческих ценностях, а потому выступающего за равенство полов при использовании традиционных реформистских способов борьбы за уравнение женщин в правах с мужчинами.
Идейные основы революционно-социалистической концепции феминизма XIX века, а также современного социалистического, или как его часто называют, марксистского феминизма разработал Энгельс в уже упоминавшейся работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованной в 1884 году.
Связывая «первое классовое угнетение» с «порабощением женского пола мужским», Энгельс считал, что правовое неравенство супругов в современном ему обществе унаследовано от прежних общественных отношений и является не причиной, а «результатом экономического угнетения женщины».318
Необходимым условием освобождения женщин Энгельс считал победу социалистической революции. «С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества, - характеризует Энгельс социалистическое общество будущего, - частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом». 19 Рассматривая «господство мужчины в браке» как «простое следствие его экономического господства», Энгельс предполагал, что оно «само собой исчезнет вместе с последним». Автор отмечал, что в новом социалистическом обществе с признанием как брачных, так и внебрачных детей «отпадет беспокойство о последствиях», «мешающих девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине».
Весьма высокую оценку упомянутая выше работа Энгельса получила и получает среди современных последовательниц марксистского феминизма, например американского антрополога Гэйл Рубин, автора известных статей «Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола» (1975) и «Размышляя о сексе: заметки к радикальной теории сексуальной политики» (1986).322
Признавая «старинность» представлений Энгельса об истории брака и семьи в свете современных данных антропологии, исследовательница подчеркивает важность его открытия - идею о том, что «отношения между полами» можно и нужно отличать от «производственных отношений».323 Г. Рубин также симпатизирует идеям Энгельса о свободной любви, поскольку сама автор «мечтает» об «андрогинном и безгендерном обществе», в котором половая принадлежность «не играет никакой роли в том, какую профессию индивид выбирает, чем он занимается и с кем занимается любовью».
Женщины в орбите политики народонаселения СДРПШ в 1930-1940-е годы
Между тем, распространение зоофилии в шведской деревне в последующем сыграло свою роль и в строгом распределении обязанностей в домохозяйстве между мужчинами и женщинами. Только женщины осуществляли уход за домашними животными, пасли крупный рогатый скот, овец, доили коров, так как появление мужчины около коровника или стойла уже выглядело подозрительно в глазах односельчан.532 Таким образом, производство молочных продуктов от ухода за коровами до производства сметаны, масла и сыра полностью осуществлялось женскими руками5 вплоть до механизации молочного животноводства в 1930-1940-е годы, когда эта отрасль потребовала применения мужского квалифицированного труда.
Природно-климатические и природно-географические особенности Северной Европы, в частности, бедные почвы и наличие больших по площади пастбищ, сравнительно мягкий климат, издавна определяли ведущий характер молочного животноводства в доиндустриальной Швеции. Шведское крестьянское домохозяйство в отличие от остальной Европы характеризовалось, по словам А.С. Кана, значительными размерами поголовья скота, что, свидетельствует о значительном вкладе женщин в экономическое развитие страны.
О важности производства молочных продуктов в Швеции Нового времени свидетельствует тот факт, что масло в списке видов и размеров платежа с хемманнов (глав крестьянского хозяйства) в качестве ежегодной ренты в XVII веке стояло на втором месте после железа и составляло 12 фунтов (т.е. около 6 кг) (см. Приложения, таблицу № 2).536
Можно предположить, что вследствие исключительной важности в экономике Швеции Нового времени производства мясомолочной продукции крестьянка, распоряжавшаяся доходом от продажи молочных продуктов, яиц и домашней птицы, могла иметь достаточно солидный доход, что предполагало определенную степень экономической самостоятельности и вступление в товарно-денежные отношения, т.е. непосредственное участие в публичной, мужской, «внешней» сфере.
Известный шведский историк Лена Сомместад подчеркивает, что в отличие от США развитие шведского общества сильно зависело от женского труда (причем как замужних, так и незамужних женщин), и статус женщин в сельской местности определялся преимущественно их работоспособностью и физической силой, и в меньшей степени материнскими обязанностями и ценностями семейной жизни. интенсифицируется товарно-денежный обмен в связи с проникновением и развитием в ней капиталистических отношений. Это проявилось в развитии мелких промыслов и домашней промышленности по переработке продуктов сельского хозяйства и животноводства (производство домотканой шерсти, льна, предметов из кожи, дегтя, смолы, селитры, различных деревянных и металлических изделий) особенно в районах скудной и неплодородной земли Вестеръётланда, Смоланда и Даларна.539
Профессор экономической истории из Лундского университета Леннарт Щён также отмечает эту специфику развития шведской деревни в XVIII -начале XIX века, характеризуя сам процесс как «коммерциализацию сельского хозяйства» и связывая его с динамичным развитием надомной промышленности (hemindustri).540
Особенных успехов надомная текстильная промышленность, которая обслуживала преимущественно внутренний рынок, районы Стокгольма и Бергслагена, достигла в Шухярардсбюгден в Эльвсборгслене, где женщины пряли лен (XVII в) и ткали хлопчатобумажные ткани (XVIII в), в Норланде и на о. Эланде (домотканое сукно), Хельсингланде, Онгерманланде и Смоланде (льняные полотна) в XVIII веке.541
Оплата женского труда составляла 2/3 или 1/2 от оплаты мужского труда, что соответствовало традиционной оплате труда батраков и батрачек, домашней прислуги мужского и женского полов в домохозяйстве. Р. Зидер применительно к крестьянскому домохозяйству в Западной Европе и Б. Лосман, характеризуя шведскую деревню, отмечают относительную недооценку женского труда в доиндустриальным обществе. Продовольственная порция женщин была в два раза меньше мужской, очередность раздачи пищи также отражала заметное умаление женщины-работницы,5 что Б. Лосман объясняет ценностями доиндустриального общества, превозносившего физическую силу.
Мануфактурное текстильное производство, характерное для большинства стран Западной Европы при переходе от доиндустриального к индустриальному обществу (от феодального к капиталистическому способу производства) в Швеции, согласно Л. Щёну, получило распространение в Алингсосе и Стокгольме, Норрчёпинге и Гётеборге.545 Например, в 1720-1740-е годы в Стокгольме было сосредоточено 2/3 всех ткацких станков.
Таким образом, развитие «капиталистических отношений в сельской местности» (как это принято характеризовать в отечественной историографии) 7 или «особой модели промышленного развития, основанной на домашней промышленности», «протоиндустриализации» (как отмечает Л. Щён) составило специфику развития шведской экономики XVIII века и предопределило вовлеченность женщин в сельской местности в производственный процесс и непосредственное участие в товарно-денежных отношениях, что, очевидно, способствовало сохранению довольно высокого статуса жены-хозяйки. С другой стороны, проникновение капиталистических отношений в деревню привело к социальной и имущественной дифференциации, что, видимо, привело к снижению статуса женщин из сельских низов, как по сравнению с женами собственников земли, так и в своей социальной группе, что отражалось, в частности, в недооценке женского труда. Процесс «коммерциализации» деревни в первой половине XIX века усилил процесс имущественной и классовой дифференциации в сельской местности, что проявилось в обезземеливании крестьянства и росте количества батраков, торпарей, рабочих мануфактур, так называемого предпролетариата, с одной стороны, и формированию буржуазии из верхних слоев городского
Общественно-политические и социально-экономические предпосылки формирования политики тендерного равенства (1950-1960-е годы)
Женское библейское общество (Svenska Bibelsallskapet, ЖБО), полноправными членами которого могли быть только женщины, было создано в 1819 году как «вспомогательная организация» Шведского библейского общества. Оно, с одной стороны, продолжало традиции пиетизма, движения, которое в начале XVIII века выступило против церковной иерархии Шведской церкви, признавая ценность непосредственного общения между Творцом и человеком,583 а с другой стороны, заимствовало идеологическую основу «британского евангелизма», пытавшегося сочетать идеи «индивидуальной религиозности» и «социальной ответственности», выступая с лозунгом «Назад к слову».
ЖБО, неся «слово Божье» в шведские домохозяйства, проводило такде работу с молодыми парами и особенно молодыми девушками из сельской местности, которые, по мнению членов общества, «не достаточно усердно и умело исполняли свое главное предназначение, материнство».
Урбанизация и демографические сдвиги ослабляли некогда прочные связи между официальной шведской церковью и обществом.586 Как реакция на потерю церковью авторитета в обществе в 1840-е годы возникает движение за обновление внутри самой церкви, в котором, по оценке И. Оберг, женщины составляли большинство. В своей деятельности женщины также исходили из идеи об «особой высокоморалыюй женской природе», считая главной сферой деятельности женщин детей и семью. В 1850-е годы движение за обновление получает организационное оформление в. форме Евангелистского миссионерского общества (Evangeliska Fosterlandsstiftelsen), деятельность которого, в т.ч. оплата труда священников, финансировалась за счет работы сети швейных клубов (syforeningar), в которых на волонтерской основе работали многие женщины.
Повсеместно действовали так называемые Женские общества, оказывавшие экономическую помощь бедным, значительную долю которых в городах составляли незамужние женщины и матери-одиночки. Жены мелких сельских и городских буржуа и рабочих стремились спасти свои семьи, противостоя пьянству мужей и принимая активное участие в деятельности «Национального общества трезвости».
М. Линдхольм отмечает, что, борясь с бедностью, алкоголизмом и проституцией, женские организации сглаживали социальные противоречия и уменьшали социальное напряжение между имущими и неимущими, бедными и богатыми, действуя в интересах власть предержащих, привилегированных консервативно настроенных мужчин.5 Эта оценка деятельности женщин «эпохи ассоциаций» вполне соответствует феминистской традиции, относящей консервативно мыслящих женщин к жертвам маскулинного общества. Действительно, женские общества зачастую возглавлялись женами членов государственных комитетов по оказанию помощи бедным, а само их создание осуществлялось по призыву местных властей в местной прессе об объединении женщин в общества для работы с бедными и преподавания в специальных школах для девочек.591 Впрочем, это не умаляет ценности их помощи бедным и попыток сдерживать процесс деморализации сельских и городских низов.
С другой стороны, шведский исследователь отмечает, что участие женщин в добровольных объединениях открыло им дорогу в общественную, мужскую сферу,592 способствуя росту их гражданского самосознания.
Следует, впрочем, заметить, что в основном религиозно-социальная активность была характерна для женщин из имущих слоев общества, преимущественно выходцев из среды городской буржуазии. Принимая во внимание малочисленность городского населения, Л. Сомместад отмечает, что, очевидно, влияние женского движения первой половины XIX века было достаточно ограничено.593
В первой половине XIX века в Швеции получили распространение идеи последователей общества Святого Симона (см. Главу 1, 4), что привело к оживленным дискуссиям об эмансипации женщин, которые велись в салонах, на страницах газет и романов.594 Сторонниками женской эмансипации в 1830-е годы выступили издатель газеты «Медбургарен» Густав Хиерта, владелец книжного магазина Пер Гётрек и Альмквист, автор скандально известного романа «Det gar an gav upphov till», заметно исказившего идеи романтиков о роли брака во внешнем преображении человека и назвавшего брак препятствием для юридической и экономической самостоятельности женщин. Литературно-публицистический лагерь противников женской эмансипации возглавили Густав Гейер5 5 и Фредрика Бремер, известная писательница романов: оба видели в эмансипации женщин угрозу исчезновения института семьи.
Между тем, Фредрику Бремер (1801-1865) считают ключевой фигурой в зарождении шведского феминизма и пионером женского движения в Швеции,598 поскольку она стала первой женщиной в истории этой страны, поднявшей голос в защиту женщин. Ее называют родоначальницей феминизма различия (sarartsfeminism) в шведской традиции, исходящего из равноценности мужчины и женщины, но учитывающего отличия их сущности и роли в обществе.599
Ф. Бремер родилась в Финляндии в семье хозяина небольшого завода и в 1804 году переехала с родителями в Швецию, будучи трех лет от роду. Ингер Экбум, посвятившая свое исследование истории миротворческой мысли женщин от Фредрики Бремер до Инги Торссон,600 характеризует детство и юность писательницы как «глубоко несчастливое» время.601 Живя с «деспотичным отцом» и «легкомысленной матерью»,602 «изголодавшаяся по родительской любви», она постоянно слышала в свой адрес, что она «некрасива и неуклюжа и никогда не выйдет замуж». Это способствовало серьезным расстройствам в психике Фредрики, свидетельством чему явилась не раз посещавшая ее мысль о самоубийстве.603 «Спасение» пришло неожиданно, когда она, будучи 30-летней девушкой, оставшись одна в семейном замке Орста, ухаживала за больной сестрой и другими больными и престарелыми людьми в поместье. Для того чтобы помочь обездоленным деньгами, она делала рисунки на продажу и написала книгу «Зарисовки из обыденной жизни» («Teckningar utur vardagslivet»), которая, выйдя анонимно, приобрела популярность среди читателей. С этого момента, как отмечает И. Экбум, на горизонте ее будущего предстало две возможных альтернативы - заниматься уходом за больными и обездоленными или писать книги. Смерть «деспотичного» отца и расхищение его имущества окончательно решили ее выбор в пользу писательского ремесла, которое обеспечивало ей экономическую самостоятельность.604
После путешествия в Америку, Ф. Бремер решающим образом поменяла взгляды на женскую эмансипацию. В своем романе «Герда», увидевшем свет в 1856 году, она" выступает за право женщин на самостоятельное принятие решений, которое в условиях признания юридической недееспособности женщин зависело в то время от отца и мужа. Главная героиня романа Герда в ответ на вопрос отца, чего бы дочь хотела получить в знак благодарности за спасение его жизни, Герда отвечает: «Мою свободу, отец».605