Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Россия и Германия Гатальская Елена Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гатальская Елена Анатольевна. Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Иркут. гос. ун-т. - Иркутск, 2006. - 29 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исторически складывающиеся культурные отношения России и Германии, на территории последней, в общем аспекте культуры полны взаимного интереса, соперничества мастеров, мифов одной нации в культуре другой. Множество фактов, которые раскрывают перед исследователем контакт двух культур, вызывают стремление к его изучению и пониманию. Период 1900-1933 гг. насыщен событиями в области культуры, когда между двух стран протянулись новые нити интереса друг к другу. Обширный материал дает возможность рассмотреть и проанализировать феномен «соседства» двух культур в контексте смены политических систем в Германии. Бесспорно, время, насыщенное переменами в политической, экономической, социальной жизни стран внесло свои коррективы и в диалог культур стран. Российская эмиграция, создав «русский Берлин»1 оказала длительное воздействие на общественную жизнь Германии.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что она охватывает общие проблемы взаимодействия государства и культуры. Культурные ценности — важный фактор общественной жизни, хотя сами редко становятся мотивами политики. Культура, оказывая влияние на общественную жизнь, обладает несомненными мобилизующими свойствами и может использоваться политическими деятелями для достижения их целей, поэтому так важно анализировать уже приобретенный опыт межкультурного взаимодействия России с другими государствами.

Научная актуальность проблемы дополняется ее - общественно-политической значимостью. Определение содержания и масштаба участия культурных деятелей России в межгосударственных отношениях в этот период имеет актуальное значение для развития современных отношений между Россией и Германией.

Проблема исследования культуры одного государства внутри другого, приобретает все большую актуальность в связи с расширяющимся процессом глобализации* Контакт с другой культурой, помимо восприятия ее внешних форм, так же затрагивает присущие каждой культуре виденье картины мира, критерии оценки общества и истории. Изучение проблемы — «опыт культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века», актуально, и потому, что позволяет расширить наши представления о состоянии и направлениях эволюции культурных отношений в Европе 1900-1933 гг., поднимает тему существования русской культуры вне родины, затрагивает тему русско-немецких связей, до конца неисследованных во всем их многообразии.

Историография проблемы. В данном исследовании историография условно поделена на три периода в развитии российской историографии, В пер-

Термин «русский Берлин» впервые стал появляться уже в 20-х гг. в газете «Руль» в статьях И.В. Гссссна; позднее — в дневниках и воспоминаниях русских эмигрантов в начале 30-х гг. Под выражением «Русский Берлин» подразумевается разносторонняя насыщенная культурная жизнь русского населения в столице Германии.

вый период 20-40 гг. проблема русской культуры в Германии не изучалась целенаправленно. Тем не менее, содержащийся в исследованиях материал, несмотря на чрезмерную политизированность, чрезвычайно ценен.

Первым крупным монографическим исследованием международных отношений времен первой мировой войны является работа Ф.И. Нотовича2. По своему характеру, аналитическому подходу и документальной насыщенности работа Нотовича благотворно сказалась на последующих исследованиях советских авторов в данной области, хотя и не все ее выводы верны. Так, например, при противопоставлении культур советской и «буржуазной» автор не избежал присущей тому времени односторонности в изображении событий.

Немаловажен и тот факт, что советская, как и эмигрантская, историография этих лет являлась ареной для продолжения прежней политической и идеологической борьбы. То, что одни называли революцией, другие считали антигосударственным заговором или анархическим разгулом. Эсеровско-кадетская публицистика, признавая революцию, не принимала ее советскую трактовку Разница в оценках, достигая полярности, касалась, в том числе такого явления как роль интеллигенции в культуре и др. За рубежом многие деятели культуры — непосредственные участники событий в дореволюционной России писали мемуары, где все события, порой преломлялись через призму личного восприятия. Известный пример этому воспоминания писателя Р.Б. Гуля3, сотрудничавшего с несколькими эмиграционными журналами в Берлине.

Особенностью второго историографического периода 50-х — начало 80-х гг. было исследование преимущественно культурологической тематики. Политизированное историческое мышление, хотя и сохраняло свое значение, но объективно начало постепенно размываться в результате накопления конкретно-исторических факторов, расширения источниковой базы. Понемногу вызревали признаки отхода от однолинейное в изображении событий, неуклонно углублялся анализ процессов, происходивших в начале века, предпринимались попытки обобщения материалов4. Впрочем, чаще рассматривалась данная тема более в искусствоведческом аспекте, а не в историческом. Например, работа И.С, Куликовой, где автор анализировала организаторскую и творческую деятельность русских в изобразительном искусстве Германии5. Так же, безусловно, представляет интерес труд историка П.Е. Ковалевского «Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (192G-1970)»6.

Переломным моментом принято считать в отечественной историографии конец 80-х гг. В это время изучение отношений между Россией и Германией

2 Нотович Ф.Я. Империалистические противоречия накануне первой мировой войны // Исто
рические записки. 1947. № 23, С. 226.

3 Гуль Р.Б. Я унес Россию. Т.1. Россия и Германия. М., 1984.

4 Самарин P.M. К вопросу о русско-немецких литературных отношениях в XIX-XX вв. // Вест
ник Моск. ун-та. 1959. № 3. С. 55-60 .

5 Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978.

6 Ковалевский П.Е, Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского
зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971,

отчасти интенсифицировались. Перестройка положила начало новым отношениям между исторической наукой и властью. Новое политическое мышление неизбежно изменило сложившиеся стереотипы исторического мышления.

Итак, в третий период, который пришелся на начало перестройки, началась, во-первых, эволюция методологических подходов к изучению истории культуры. Во-вторых, заметно увеличилось число статей, монографических исследований и обобщающих трудов, в которых затрагивались различные сюжеты по исследуемой проблеме. Началось переосмысление истории; исследования по истории культурной политики России в Германии активизировались, яркий пример — тема русской эмиграции в Европе, уже без идеологической подоплеки .

Значительный материал о контактных связях в русской и немецкой куль-туре изложен в исследаваниях В.А. Космача , В.Ф. Колязина , B.IL Лукьяновой10, В.И. Случ11. Проблемы в советско-немецких отношений в области культуры находили освещение в работах, посвященных творчеству М. Горького12, В. Маяковского13, В. Мейерхольда14 и других деятелей, в разной степени связавших свою судьбу с Германией.

Классические традиции российской историографии отражали поддержку официального внешнеполитического курса России в Германии. В частности, одна из российских исследовательниц писала: «Все более возрастало внимание широкой немецкой публики и специалистов к русскому искусству. В журналах «Die Kunst», «Dekorative Kunst», «Die Kunst fur Alle» репродуцировались произведения русских художников, публиковались статьи, рецензии, выходили книги о русских художниках»15. Вполне очевидно, что она выступала сторонницей российских приоритетов в Германии, которые предполагалось выстаивать, преодолевая культурный экспансионизм других государств. При этом делался акцент на культурную общность России и Германии 6. Изучались конкретные творческие объединения и персоналии, была проделана огромная ра-

7 Толстой И. «Воля России». «Мосты» // Звезда, 1990. № 8. С. 206-207; Васильев А.А. Красота
в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. M.f 1998. С. 86.

8 Космач В. А. Внешняя культурная политики Германии в годы Веймарской Республики
(1919-1933): Дис.... д-ра ист. наук: 07.00.03. 1995.

9 Колязин В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия: Очерки истории
рус.-нем. худож. связей. М.: ГИТИС, 1998.

10 Лукьянова В.П. Советско-немецкие литературные взаимосвязи 1920 - 60-х годов: (Идеоло
гия. Традиции. Поэтика): Авторсф. дис. ... д-ра филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.
Ленина. Спсциализир. совет ДІ 13.08.08. М., 1990.

11 Случ А.В. Германо-советские отношения в 1918-41 гг. (Мотивы и последствия внешнеполи
тических решений): 07.00.03. 1996.

12 Кошель В.И., Щербина А.А. Берлинская миссия A.M. Горького // Науч. тр. по истории
КПСС. Киев, 1990. Вып. 162. С. 38.

13 Кассиль Л.В. Маяковский в воспоминаниях современников. С. 548.

14 Колязин, В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия: Очерки истории
рус.-нем. худож. связей. М.: ГИТИС, 1998. С. 263

15 Филиппова М.В. Российская эмиграция в культурной жизни Германии в 1920-1933-х гт*
Живопись и театр: Дис.... канд. ист. наук: 07.00.03. Воронеж, 2001. С. 69.

16 Там же. С/70-90.

бота по исследованию русско-немецких отношений. Значительно расширилось общее информационное поле. Большую роль в этом сыграли В.А. Беленчиков17, О.А. Огородникова18, их работы посвящались рассмотрению развития культуры Германии на различных этапах ее истории, различным аспектам сотрудничества двух стран.

Работа Я-Я. Биска помогла создать представление о повседневной жизни населения в годы Веймарской Республики1 .

Заслуживает внимания первая отечественная монография А.В. Лысенко, которая посвящена формированию русскоязычной прессы в Берлине20. Лысенко рассматривает журналистику русского Берлина, В исследовании повествуется о русской эмиграции, создавшей свою сеть газет, таких как, - «Руль», «Накануне», «Призыв», «Новый мир».

Работа В.А. Космача «Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской Республики (1919-1933 гг-)»2\ проведенная в начале 90-х способствовала расширению тематического интереса и возможностей исторического анализа при изучении русский культуры в Германии. В своем исследовании историк установил основные этапы и ключевые события в русско-немецких отношениях, закономерности их становления и развития. Автор рассматривает вопросы, связанные с поиском германской внешней политики наиболее оптимальных моделей и вариантов, что глубоко затрагивает политическую и общественную жизнь Германии 1919—1933 гг., так как проблемы внешней культурной политики очень активно дискуссировались в рейхстаге, среди общественности, на уровне политических партий и движений. Впервые в отечественной практике была предпринята попытка комплексного научного анализа теоретических и организационных основ германской внешней культурной политики периода Веймарской республики. Историк одним из первых изучил совокупность организационных, финансовых и духовных инициатив государственных структур и общественных организаций Веймарской Германии, направленных на развитие и упрочение культурных связей с заграницей, на расширение влияния германской культуры и духовных основ немецкого образа жизни.

Особое значение, как отмечают исследователи, имели личные контакты с немецкими коллегами таких художественных деятелей, как Кандинский и Лисиц-кий внесших вклад в международное признание русского искусства в Германии .

11 Кслснчиков В.А. Россия и немецкие экспрессионисты: Дис. .., д-ра ист. наук. М., 1991.

Огородникова О.А. Русско-немецкие культурные связи в конце XIX — начале XX в.: Дис. -..

канд. ист. наук: 07.00.03. 2001.

19 Биск Я.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново: Ива
новский гос. ун-т, 1990.

20 Лысенко А.В. «Голос Изгнания» Становление газег русского Берлина и их эволюция в 1919
- 1922 гг. М.: Русская книга, 2000. С. 392.

21 Космач В. А. Внешняя культурная политики Германии в годы Веймарской Республики
(1919-1933): Дис. ... д-раистор. наук; 07.00.03. 1995.

22 Листа М. В. Кандинский и А. Шенберг или идея между Россией и Германией // Русский
авангард 1910-1920-х годов в Европейском контексте. М.,2000. С. 78-87; БилангК, Витебский
авангард в Берлине (Модели культурной миграции и интеграции на примере М. Шагала и
Э. Лисицкого) // Германия и Россия: События* образы, люди. Спец. вып. № 3 / Отв. ред.
А.В. Артемов. Воронеж: ВГУ, 2000. С. 209-215.

До сих пор не полностью раскрыта и не структурирована проблема связей русского и западного авангарда. Несмотря на то, что эта тема становилась не раз предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. Рассматривались, как правило, экспрессионизм или дадаизм, при чем, в основном, зарубежными литературоведами и искусствоведами23. Среди отечественных научных исследований по истории немецко-русских отношений следует отметить проведенную работу М.А. Изюмской. На широкой источниковой базе автор показала связи такого немецкого явления, как «Дада» с Россией, нашла параллели в авангарде, изучила его эволюцию24. Необходимо так же отметить монографию В. Беленчикова "Россия и немецкие экспрессионисты'*25. Важные дополнения к этой книге содержит работа В. Полякова «Книги русского кубофутуризма»26. Проблемой русского и немецкого авангарда занимался исследователь Н.С. Си-роткин27. Значительный интерес представляет сборник статей «Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте», ставя ряд принципиальных проблем истории отечественного искусства XX в., которые видятся сегодня в новой исторической перспективе, позволяющей переосмыслить устоявшиеся взгляды . Одно из последних исследований по Германии первой половины XX века, - работа С,А. Гурулева. Автор больше внимание уделяет вопросу социальной обстановки в германском обществе в конце 1920-х - начале 1930-х гг.29.

В результате предпринятого обзора российской историографии можно сделать вывод о том, что в отечественной науке наиболее распространены два подхода освещения явления русской культуры в Германии изучаемого периода. В первом случае, преобладают работы, посвященные конкретным личностям или событиям, где попутно освещаются проблемы в русско-немецких (или советско-немецких) отношениях30. Несколько примеров есть и из деятельности театралов, и художников, и писателей-поэтов (монография Л.М. Юрьевой

Schaumann G. Majakovskij und dcr dcutsche Expressionismus II Zeitschrift filr Slawistik. 1970. B. XV. S. 517-520.; Richtcr H. Erstc Russische Kunstausstellung. Berlin. 1922. II Die Russcn in Berlin. Katalog. Berlin, 1976. S. 52.

24 Изюмская МЛ. Немецкие дадаисты и Россия. Россия-Германия. Культурные связи, искусст
во, литература в первой половине двадцатого века. Материалы научной конференции «Виппе-
ровские чтения - 1996» / Под общ. ред. д-ра искусствоведения И.Е, Даниловой. М.; ГМИИ им.
А.С. Пушкина, 2000.

25 Белснчиков В. Россия и немецкие экспрессионисты: Дне.... д-ра ист. наук; 07.00.03. 1991.

26 Поляков В. Книги русского кубофутуризма: Дис канд. ист. наук: 07.00.03. 1998.

27 Сироткин Н.С. Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пир
са: Дис.... канд. филол. наук. Челябинск, 2003.

23 Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте: Сб. ст. / Под ред. Г.Ф. Коваленко. М.» 2000,

29 Гурулев С. А. Еще раз о расизме, нацизме и их идеологе А. Розснбсргс // Вопросы истории.
2006. № 5.

30 Колязин В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия ; Очерки истории
рус-нем. худож. связей. М.: ГИТИС, 1998. 264 с, ил. Указ. имен.: С. 254-263; Ольбрих X.
Советская выставка 1922 года в Германии, Еб предыстория и уроки // Взаимосвязи русского и
советского искусства и немецкой художественной культуры / Рсдколл. У. Кухирт, Г, А. Нсдо-
шивин, 3. С. Пышковская, Б. И. Ростоцкий. М.: Наука, 1980. С. 175.

«Горький и передовые немецкие писатели XX века», — рассмотрены контакты известного советского писателя с немецкими и австрийскими писателями). Такой подход объясняется либо идеологическими причинами, либо задачей исследования - осветить в определенных обстоятельствах конкретную личность. Второй историографический подход выражен в рассмотрении немецко-русских отношений более широко, например как взаимодействие двух государств на политической арене. Со временем, в результате расширения информационного пространства, методологических новаций, — изучение и анализ событий, происходивших в первой трети XX века стал более объективный, что связанно и с расширением доступа к фондам архивов. Преодоление разного рода ограничений открыло новые перспективы перед отечественной историографией.

Неизменно большой интерес к русской культуре в Германии проявляли немецкие историки. Например, к деятельности русских эмигрантов в различных городах Германии, интерпретация их деятельности как культурной политики России принципиально отличалась от оценок в российской историографии. Одним из первых к тематике по внешней политике Германии, затрагивая и культурные связи с Россией, обратился историк К. Дювель, — автор одной из первых серьезных работ по истории германской внешней культурной политики (в годы Веймарской республики) , Также заслуживает внимание работа М, Абеляйна «Культурная политика германского рейха и Федеративной Республики Германии» > Автор, исследуя «культурную политику» немецкого государства, рассматривает «исторический блок»: Веймарская республика-Третий рейх-ФРГ. Это очень важный методический принцип, позволяющий проследить развитие и показать особенности и различия. Структура исследования Абеляйна традици-онна: политика в области искусства, науки и образования. В первой части работы исследователь делает исторический анализ, во второй выводы и теоретические обобщения. Выводы Абеляйна об условиях развития культуры в демократическом и тоталитарном государствах представляют интерес для данного исследования. Так как помогают сформировать представление о политической ситуации в стране и общественных настроениях в государстве. Работа эта до сих пор считается фундаментальной и пользуется большим и заслуженным авторитетом у исследователей, о чем свидетельствует ее частая цитируемость.

В 1960-х гг. историк X. Волкманн обработал и систематизировал материал о русской эмиграции в 1919-1929 гг., используя в своей основе документы, содержащиеся в немецких архивах33. Несмотря на то что, проводя анализ документов, Волкманн подробно не останавливался на деятелях культуры, их творчестве, взаимоотношениях, — изложенные в его работе факты позволяют расширить наше представление о культурной жизни русских эмигрантах 20-х гг.

31 Duwctl К. Dcutschlands auswurtigc Kulturpolitik. 1918-1932. Grundlinicn u. Dokutncntc. K6ln,
Wicn: Bohtau Vcrlag, 1976.

32 Abclcin M. Die Kulturpolitik des Dcutschcn Rcichcs und dcr Bundcs RcpubJik Dcutschtand. K5ln-
Opladcn: Wcstdcutschcr Vcrlag, 1977.

n Votkmarm H.E, Die Russischc Emigration in Dcutschland 1919-1929. Wiirzburg; Hoclzner-Vcrlag, 1966.

FL Рихтер - составитель каталога русской выставки 1922 г. и автор крупного исследования, посвященного творческой и организаторской культурной деятельности русских в Германии35. Отдавая должное внимание его работе «Русские в Берлине» как фундаментальной, мы считаем, что она не раскрывает тему русской культуры в Германии 1920-е гг. Необходимо обратить внимание на то, что Рихтер не затрагивает в своем исследовании важнейшие вопросы аналитического характера, связанного с политическими изменениями в стране и влияние этих изменений на сферу культуры.

Значимый научный вклад в освещение истории культуры в Германии, в том числе русской, внес исследователь Э, Лерш 36.

В начале 1980-х гг. в свет вышли историко-исследовательские работы Г. Каде «Россия и мы»37 и X. Кана «Германия и Россия»38. В своих трудах авторы исследуют широкий спектр проблем сотрудничества Германии и России.

Исследуя вопрос внешней культурной политики Советского Союза в отношении Германии на протяжении 1921-1929 гг., ученый в своей книге показал, влияние революционного искусства на искусство Германии, В 1987г. вышла в свет работа К. Хэппа, посвященная искусству модерна XX века39. Автор, изучая проблему авангарда в целом, не анализирует детально национальные особенности направления, и как, и предыдущий исследователь, анализирует периодику тех лет.

В работе X. Хольтуссна исследуется подобная проблема искусства модерна начала XX века, где (так же как в работе Э. Лерша) отмечается влияние русских деятелей искусства на немецкое искусство40.

Значение российской культуры для Германии тех лет исследуется до настоящего времени. Вышедшая в свет в конце 1990-х гг. работа Ф. Мирау «Русские в Берлине»41 повествует о русской деятельности в немецкой культуре на примере нескольких видов искусств. Научный труд содержит много ценной информации, составленной на базе немецких архивов, о контактах русских и немецких художников, артистов, режиссеров, литературных критиков. В заключении автор анализирует самостоятельное творческое развитие русских деятелей искусств и степень сотрудничества их с немецкими коллегами.

В целом интерес немецкой историографии был обусловлен изучением немецко-русских отношений и противоречий, формированием взаимоотношений в контексте политических преобразований.

34 Richterli. Erste Russische Kunstausstellung. Berlin, 1922, II Die Russcn in Berlin. Katalog.
Berlin., 1976. S. 52.

35 Rtchtcr H. Die Russcn in Berlin. Berlin., 1977. S 95

36 E. Lersch Die auswSrtigc Kulturpolitik der Sowjetunion in ihren Auswirkungcn auf Dcutschland.
1921-1929. Fr.-a. Main-Berlin: Peter Lang, 1979. S. 451.

37 Kade G. Die Russcn und wir. Koln; Pahl-Rugen ist ein Verlag GmbH, 1983,

38 Kahn H.W. Die Dcutschen und die Russcn. Gcschichte ihrcr Beziehungcn. Kutn; Paul-Rugcn ist
cm Verlag GmbH. 1984.

39 Hcpp C- Avantgardc. Modcrnc Kunst, Kulturkritik und Rcformbcwcgungcn nach dcr
Jahrhundcrtwende. Munchen, 1987. S. 150,

40 Holthusen H.E. Avantgardismus und die Zukunft dcr modcrncn Kunst. MQnchen, 1994. S. 94.

41 Mierau F. Russcn in Berlin: Literatur. Malcrai. Thactcr. Film. 1918-1933. Leipzig., 1998. S.615.

Подводя итог историографическому обзору, следует отметить, что отечественная и зарубежная историческая наука внесла вклад в изучение истории русской культуры в Германии первой трети XX века. Статьи и монографии, справочные издания и обобщающие труды и научно-популярные публикации отразили становление и развитие связей в области культуры России и Германии. Вместе с тем следует отметить, что ни в российской, ни в немецкой историографии не исследуется феномен русской культуры и творческий процесс русских деятелей искусства в связи с эволюцией политической системы Германии в первой ірети XX в. Не проведен комплексный анализ в историческом контексте тенденций, закономерностей, последовательности исторических событий в рамках данной темы. Тема еще не получила всестороннего освещения во многих своих аспектах, а тем более в существенных подробностях. Эволюция методологических подходов, интеграция новых концептуальных идей, расширение тематики в отечественной историографии способствует уточнению многих представлений о русской культуре в Германии первой трети XX века. Широкий доступ к фондам российских архивов открывает новые перспективы для научного познания истории современного мира, что способствует конструктивному выстраиванию отношений с западными странами.

Предмет, цель и задачи исследования.

Предметом исследования является русская культура в Германии (1900-1933 гг.). В контексте данной работы она представлена такими видами искусства как театр, кино, изобразительное искусство, литература и, конечно, непосредственно по контактам деятелей искусства и интересу к культуре другой страны.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании опыта культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

описать важнейшие события русской культурной жизни в Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв.;

осветить основные этапы русско-немецкого культурного обмена, связывая их со сменой политической системы Германии;

определить наиболее значимые «точки соприкосновения» в различных видах искусств России и Германии в изучаемый период времени, обозначить ключевые моменты в истории русско-немецких отношений;

дать характеристику издательской деятельности русских эмигрантов в Германии;

описать становление русского театра в эмиграции и гастроли советского театра в Германии;

рассмотреть взаимовлияние русского и немецкого фотоавангарда;

осветить советский киноэкспорт в Веймарской Республике.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1900 года по

1933 год. Судьбы деятелей искусств и участь самого искусства в эту историческою эпоху были тесно взаимосвязаны, — российская художественная интелли-

гснция России» проживающая или временно приезжающая в Германию, относилась к активным факторам, игравшим в немецкой культуре немаловажную роль.

Искусство оіражает все грани окружающего его мира, все сложности и противоречия, накопившиеся внутри общества. В этот период происходит смена культурных идеалов. В искусстве произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами — политизация, усиление связи видов искусств с различными политическими течениями, интернационализация, возрастающее влияние философских идей. Как следствие, в искусстве искажается привычный подход отражения реальности: предельная обобщенность, а порой и упрощенность образа или наоборот излишняя детализация; на первый план выходит внутренний мир художника, что допускает искажение объекта искусства исходя из его индивидуального видения.

В настоящее время в научной литературе сложилось мнение, что рубеж ХІХ-ХХ вв. - время своеобразного культурного перелома, когда на смену реалистичных и традиционных стилей приходят яркие, многоплановые разности-левые направления. Неслучайно в культурно-хронологическом смысле исследователи давно разделили XX и XIX вв. Этим условным временным рубежом -1900 г. определяется начало автономного феномена «культура XX века».

Разумеется, нижняя черта хронологическая граница данного исследования условна и тяготеет больше к культурно-историческим моментам, нежели к культурно-политическим. Тем не менее, важность этого хронологического рубежа представляется вполне очевидной.

Верхняя хронологическая граница определяется годом, когда в Германии начался новый этап развития истории, ознаменованный назначением нового канцлера А. Гитлера и приходом национал-социалистов к власти, — с этого времени русская культура как явление в Германии перестало существовать. Приход к власти НСДАП послужил основным стимулом к отъезду из Германии либерально и антифашистки настроенных русских эмигрантов. Писатели, художники, музыканты, артисты уезжали в Прагу, Нью-Йорк, Лондон. Русские театры закрывалась. Издательства одно за другим погибали (за исключением «Петрополиса»). Из газет в Берлине еще некоторое продолжала выходить одна ежедневная - «Руль», издатель которого поддерживал контакты с немецкими социал-демократами. Берлин переставал быть столицей Русского Зарубежья. С 1933 г. национал-социалистическая культурная политика начинает систематично уничтожать под идеей «тотальной мобилизации немецкого человека» социалистическое неарийскос и интернациональное культурное наследие. Это включало в себя, помимо много другого, и закрытие иностранных учреждений культуры, запрещение прогрессивных периодических изданий, установление надзора над искусством и духовной жизнью страны

Методология исследования. Цель и задачи диссертационного исследования основаны на принципах историзма и системного подхода. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии, а также с учетом изменений конкретной обстановки в странах на изучаемом от-

резке истории. Системный подход позволил определить общие тенденции развития культурных отношений первой трети XX вв.

Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных событий на культурные взаимоотношения русских и немцев и основные звенья связи между ними; проследить развитие русской культуры в Германии. Научная значимость данного метода состоит также и в возможности сопоставления этапов российской и советской культур в Германии на разных ступенях развития истории.

Научная новизна. Впервые в отечественной историографии предпринята попытка системного и целостного изучения опыта культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века. В единую систему сведены и проанализированы материалы по всеобщей истории и истории культуры. Подробно рассмотрены частные и государственные российские культурные инициативы по установлению и развитию русско-немецких отношений. В диссертации обозначена авторская позиция по поводу дискуссионных проблем в отечественной и западной историографии, связанных с конкретными культурными мероприятиями русских в Германии. Деятельность российских эмигрантов — художников, графиков, писателей, поэтов, артистов рассматривается как деятельность целого сообщества, которое объективно представляло колонию русской культуры, вынесенную по обстоятельствам, как правило, — политическим за пределы родины.

Практическая значимость и апробация диссертации* Конкретно-исторические материалы и выводы исследования могут быть использованы при написании работ по истории политики России и Германии в области культуры, международных отношений в 1900-1933 гг. Диссертация включает в себя материалы, содержащие сравнительно-исторический анализ культур двух стран в различных сферах искусства, что дает возможность уточнить и дополнить наши представления о процессах в первой трети прошедшего века, с учетом актуальности данной проблематики в начале XXI века. Диссертационное исследование представляет обширный материал для изучения проникновения и влияния русской культуры в Европе, восприятия русского искусства и его представителей в Германии.

Ряд материалов диссертации может быть использован при написании учебников, учебных пособий по всемирной истории. Приводимые в диссертации конкретно-исторические сведения могут быть полезны в учебном процессе: при разработке курсов лекций и семинаров, спецкурсов и спецсеминаров по истории России и Германии, а также при подготовке и написании дипломных и курсовых работ.

Диссертация была подготовлена на кафедре всеобщей истории Иркутского государственного педагогического университета. Некоторые результаты исследования были изложены в опубликованных статьях, сообщениях, и докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях в г, Иркутске.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Россия и Германия