Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Гатальская Елена Анатольевна

Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века
<
Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гатальская Елена Анатольевна. Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Иркутск, 2006.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/311

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Кайзеровская Германия и Российская империя - поиск новых форм культурного сотрудничества (1900-1918 гг.)

1.1. Российская империя и кайзеровская Германия: в начале XX века и в годы первой мировой войны 24

1.2. Социально-культурные процессы в Германии и России 27

1.3. Сотрудничество русских и немецких художников в Германии 36

1.4. Гастроли российского театра в Германии и немецкого тетра в России..50

Глава II Русско-немецкие культурные связи в условиях формирования политической системы Веймарской республики (1919-1922 гг.)

2.1. Россия и Германия в период строительства новых межгосударственных отношений 67

2.2. Русская культурная эмиграция в Германии 70

2.3. Издательская деятельность русских эмигрантов в Берлине 85

2.4. Русское изобразительное искусство в немецкой художественной среде 99

Глава III Веймарская Республика и Советский Союз — на пути строительства новых культурно-политических отношений (1923-1933 гг.)

3.1. Советский Союз и Веймарская Республика: перспектива культурного обмена 120

3.2. Русский театр в эмиграции и гастроли советского театра в Германии..

3.3. Русский и немецкий фотоавангард, советский киноэкспорт в Веймарской Республике 140

3.4. Празднование дней Русской культуры в Германии 151

Заключение 160

Список источников и литературы , 166

Введение к работе

Актуальность темы

История сотрудничества стран России и Германии, влияние русской культуры на развитие немецкой в 1900-1933 гг. ~~ важная часть истории XX столетия.

Необходимо, отметить, что исторически складывавшиеся взаимоотношения России и Германии, в общем аспекте культуры — полны напряженного внимания, ревнивой дружбы — соперничества мастеров, вещей и мифов одной нации в культуре другой. Так, «российскую составляющую» немецкой культуры нельзя ограничить работами приезжих русских художников или же их ввезенными в Россию произведениями. Существуют множество факторов, которые раскрывают перед исследователем контакт двух культур, вызывают стремление к его изучению и пониманию. Период 1900-1933 гг. насыщен событиями в области культуры, когда между двух стран протянулись новые нити интереса друг к другу. Обширный материал дает возможность рассмотреть и проанализировать феномен «соседства» наших культур, опыт межкультурного взаимодействия двух государств. Безусловно, время, насыщенное переменами в политической, экономической, социальной жизни стран внесло свои коррективы и в международную обстановку, в диалог культур двух стран. Так российская эмиграция, создав «русский Берлин»1 оказала длительное воздействие на общественную жизнь Германии.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что она охватывает общие проблемы взаимодействия государства и культуры. Культурные ценности - важный фактор общественной жизни, хотя сами редко становятся мотивами политики. Культура, оказывая влияние на общественную жизнь, обладает несомненными мобилизующими свойствами

1 Термин «русский Берлин» впервые стал появляться уже в 20-х гг. в газете «Руль» в статьях И.В. Гессена; позднее - в дневниках и воспоминаниях русских эмигрантов в начале 30-х гг. Под выражением "Русский Берлин" подразумевается разносторонняя насыщенная культурная жизнь русского населения в столице Германии.

4 и может использоваться" политическими деятелями для достижения их целей, поэтому так важно анализировать уже приобретенный опыт межкультурного взаимодействия России с другими государствами.

Научная актуальность проблемы дополняется ее общественно-политической значимостью. Определение содержания и масштаба участия культурных деятелей России в межгосударственных отношениях в этот период имеет актуальное значение для развития современных отношений между Россией и Германией.

Интерес к русскому искусству, заложенный первой трети XX века, сохранился до сих пор. Так, в Гамбурге в 1998 г. весьма успешно прошла выставка «Русский авангард», на которой было представлено свыше 100 произведений искусства, основную часть экспозиции составляли более десяти картин В. Кандинского и столько же К. Малевича, а также произведения В. Родченко и Н. Гончаровой. Позднее во Франкфурте-на-Майне состоялась выставка «Великая утопия», посвященная русскому авангарду 1915-1935 гг. Осенью 1999 г. прошла серия выставок «Амазонки авангарда» в берлинской галерее «Германский Гуген-хейм», на бульваре Унтер ден Линден. Экспозицию составили работы А. Экстер, Л. Поповой, О. Розановой, Н. Удальцевой, Н. Гончаровой и некоторых других «амазонок авангарда». В 2001 г. состоялась выставка в Берлине русского и немецкого изобразительного искусства 1900—1914 гг., где были представлены литература и фотографии театральных выступлений. Ее своего рода продолжением, но в более сжатом виде была мюнхенская выставка, прошедшая летом 2003 года.

Сама проблема исследования культуры одного государства внутри другого, приобретает все большую актуальность в связи с расширяющимся процессом глобализации. Принятие другой культуры обусловлено взаимными представлениями о сходстве и различии соотносимых явлений, касается ли это формальной или содержательной стороны. Контакт с иной культурой, помимо восприятия ее внешних форм, непосредственно

затрагивает свойственные каждой культуре картину мира, критерии оценки истории и общества.

Изучение проблемы — «опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века», актуально, и потому, что позволяет расширить наши представления о состоянии и направлениях эволюции культурных отношений в Европе 1900-1933 гг., поднимает тему существования русской культуры вне родины, затрагивает тему русско-немецких связей, до конца неисследованных во всем их многообразии.

Объектом исследования является опыт культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века.

Предметом исследования является русская культура в Германии (1900-1933 гг.). В контексте данной работы она представлена видами искусства: театр, кино, изобразительное искусство, литература и, конечно, непосредственно по контактам деятелей искусства и интересу к культуре другой страны.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1900 года по 1933 год. Судьбы деятелей искусств и участь самого искусства в эту историческою эпоху были тесно взаимосвязаны, — российская художественная интеллигенция России, проживавшие или временно приезжавшая в Германию, относилась к активным факторам, игравшим в немецкой культуре немаловажную роль.

Искусство отражает все грани окружающего его мира, все сложности и противоречия, накопившиеся внутри общества. В этот период происходит смена культурных идеалов. В искусстве произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами -политизация, усиление связи видов искусств с различными политическими течениями, интернационализация, возрастающее влияние философских идей. Как следствие, в искусстве искажается привычный подход отражения реальности: предельная обобщенность, а порой и упрощенность образа или наоборот излишняя детализация; на первый план выходит внутренний мир

художника, что допускает искажение объекта искусства исходя из его индивидуального видения.

В настоящее время в научной литературе сложилось мнение, что рубеж XIX-XX вв. - время своеобразного культурного перелома, когда на смену реалистичных и традиционных стилей приходят яркие, многоплановые разностилевые направления. Неслучайно в культурно-хронологическом смысле исследователи давно разделили XX и XIX вв. Этим условным временным рубежом - 1900 г. определяется начало автономного феномена «культура XX века».

Разумеется, нижняя черта хронологическая граница данного исследования условна и тяготеет больше к культурно-историческим моментам, нежели к культурно-политическим. Тем не менее, важность этого хронологического рубежа представляется вполне очевидной.

Верхняя хронологическая граница определяется годом, когда в Германии начался новый этап развития истории, ознаменованный назначением нового канцлера А. Гитлера и приходом национал-социалистов к власти, — с этого времени русская культура как явление в Германии перестало существовать. Приход к власти НСДАП послужил основным стимулом к отъезду из Германии либерально и антифашистки настроенных русских эмигрантов. Писатели, художники, музыканты, артисты уезжали в Прагу, Нью-Йорк, Лондон. Русские театры закрывалась. Издательства одно за другим погибали (за исключением «Петрополиса»), Из газет в Берлине еще некоторое продолжала выходить одна ежедневная - «Руль», издатель которого поддерживал контакты с немецкими социал-демократами. Берлин переставал быть столицей Русского Зарубежья. С 1933 г. национал-социалистическая культурная политика начинает систематично уничтожать под идеей "тотальной мобилизации немецкого человека" социалистическое неарийское и интернациональное культурное наследие. Это включало в себя, помимо много другого, и закрытие иностранных учреждений культуры,

7 запрещение прогрессивных периодических изданий, установление надзора над искусством и духовной жизнью страны.

Историография.

Представленная тема — новаторская в российской и немецкой историографии. Попытка комплексного научного анализа опыта культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века предпринимается впервые.

В данном исследовании историография условно поделена на три периода в развитии российской историографии. В первый период 1920-1940 гг. проблема русской культуры в Германии не изучалась целенаправленно. Тем не менее, содержащийся в исследованиях материал, несмотря на чрезмерную политизированность, весьма ценен.

Первым крупным монографическим исследованием международных отношений времен первой мировой войны является работа Ф.И. Нотовича . По своему характеру, аналитическому подходу и документальной насыщенности работа Нотовича благотворно сказалась на последующих исследованиях советских авторов в данной области, хотя и не все ее выводы верны. Так, например, при противопоставлении культур советской и «буржуазной» автор не избежал присущей тому времени односторонности в изображении событий.

Немаловажен и тот факт, что советская, как и эмигрантская, историография этих лет являлась ареной для продолжения прежней политической и идеологической борьбы. То, что одни называли революцией, другие считали антигосударственным заговором или анархическим разгулом. Эсеровско-кадетская публицистика, признавая революцию, не принимала ее советскую трактовку Разница в оценках, достигая полярности, касалась, в том числе такого явления как роль интеллигенции в культуре и др. За рубежом многие деятели культуры — непосредственные участники событий

Нотович Ф.Я. Империалистические противоречия накануне первой мировой войны // Исторические записки 1947,Л'«23,с.22б.

8 в дореволюционной России писали мемуары, где все события, порой преломлялись через призму личного восприятия. Известный пример этому -воспоминания писателя Р.Б. Гуля3, сотрудничавшего с несколькими эмиграционными журналами в Берлине.

Особенностью второго историографического периода 50-х — начало 80-х гг. было исследование преимущественно культурологической тематики. Политизированное историческое мышление, хотя и сохраняло свое значение, но объективно начало постепенно размываться в результате накопления конкретно-исторических факторов, расширения источниковой базы. Понемногу вызревали признаки отхода от однолинейности в изображении событий, неуклонно углублялся анализ процессов, происходивших в начале века, предпринимались попытки обобщения материалов. Впрочем, чаще рассматривалась данная тема более в искусствоведческом аспекте, а не в историческом. Пример тому работа Н.С Павловой, исследовавшей методы в немецкой революционной литературе 20-х — начала 30-х годов,5 и книга И.С. Куликовой изучавшей организаторскую и творческую деятельность русских в изобразительном искусстве Германии 6. Так же, безусловно, представляет интерес труд историка П.Е. Ковалевского «Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970)».7

Переломным моментом принято считать в отечественной историографии конец 80-х гг. В это время изучение отношений между Россией и Германией отчасти интенсифицировались. Перестройка положила начало новым отношениям между исторической наукой и властью. Новое

3 Гуль Р.Б. Я унес Россию. Т.!. Россия и Германия. - М., 19S4. -382 с

4 Самарин Р. М. К вопросу о русско-немецких литературных отношениях в XIX-XX вв. // Вестник Моск. ун-
та. 1959. №3. с. 55-60

5 Павлова Н. С, Поиски метола в немецкой революционной литературе 20-х — начала 30-х годов; (Из
литературных споров десятилетия) // Национальные традиции и генезис социалистического реалюма:(В
литературах стран народной демократии). M.: Наука, 1965.С. 131-151;

6 Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Паука, 1978. 183 с.

7 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за
полвека (1920-1970).-Париж., 1971.- 190 с.

политическое мышление неизбежно изменило сложившиеся стереотипы исторического мышления.

Итак, в третий период, который пришелся на начало перестройки, началась, во-первых, эволюция методологических подходов к изучению истории культуры. Во-вторых, заметно увеличилось число статей, монографических исследований и обобщающих трудов, в которых затрагивались различные сюжеты по исследуемой проблеме. Началось переосмысление истории; исследования по истории культурной политики России в Германии активизировались, яркий пример — тема русской эмиграции в Европе, уже без идеологической подоплеки8.

Значительный материал о контактных связях в русской и немецкой культуре изложен в монографиях В.А. Космача9, В.Ф. Колязина10, В.П.

Лукьяновой , В.И. Случ . Проблемы в советско-немецких отношений в области культуры находили освещение в работах исследователей, посвященных творчеству М.Горького13, В.Маяковского1 , В.Мейерхольда15 и других деятелей, в разной степени связавших свою судьбу с Германией.

Классические традиции российской историографии отражали поддержку официального внешнеполитического курса России в Германии. В частности, одна из российских исследовательниц писала: «Все более возрастало внимание широкой немецкой публики и специалистов к русскому искусству. В журналах «Die Kunst», «Dekorative Kunst», «Die Kunst fur Alle» репродуцировались произведения русских художников, публиковались

8 Толстой И. "Воля России". "Мосты" // Звезда. - Л. 1990, - N 8. - с. 206-207; Васильев А.А. Красота в
изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998. С. 86

9 Космач В. А. Внешняя культурная политики Германии в годы Веймарской Республики (1919-1933).-
07.00,03 / Дис. докт. истор. наук, 1995. — 393 с.

' Колязин В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия, Пискатор, Брехт и Россия: Очерки истории рус.-нсм.

худож. связей. - М: ГИТИС, 1998. — 264 с.

11 Лукьянова В.П. Советско-немецкие литературные взаимосвязи 1920 - 60-х годов: (Идеология. Традиции.

Поэтика). Авторсф.дис. д-ра филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. Специализир. совет

ДІ 13.О8.08.-М, 1990.-30 с.

|:Случ А.В. Германо-советские отношения в 1918-41 гг, 07.00.03 (Мотивы и последствия

внешнеполитических решений) 1996. -42 с.

ь Кошель В.И., Щербина А.А. Берлинская миссия А.М.Горького //Науч. тр. по истории КПСС. - Киев, 1990.

-Вып. 162.-с. 38

'" Кассиль Л. "В. Маяковский в воспоминаниях современников", с. 548:

15 Колязин, В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия, Пискатор, Брехт и Россия: Очерки истории рус.-нем.

худож. связей, - М,: ГИТИС, 1998. с. 263

10 статьи, рецензии, выходили книги о русских художниках» . Влолне

очевидно, что она выступала сторонницей российских приоритетов в Германии, которые предполагалось выстаивать, преодолевая культурный экспансионизм других государств. При этом делался акцент на культурную общность России и Германии17. Изучались конкретные творческие объединения и персоналии, была проделана огромная работа по исследованию русс ко-немецких отношений. Значительно расширилось общее

информационное поле. Большую роль в этом сыграли В.А Беленчиков , О.А.Огородникова19, их работы посвящались рассмотрению развития культуры Германии на различных этапах ее истории, различным аспектам сотрудничества двух стран.

Работа Я.Я. Биска помогла создать представление о повседневной жизни населения в годы Веймарской Республики.

Заслуживает внимания первая отечественная монография А.В. Лысенко, которая посвящена формированию русскоязычной прессы в Берлине21. Лысенко рассматривает журналистику русского Берлина. В исследовании повествуется о русской эмиграции, создавшей свою сеть газет, таких как, — «Руль», «Накануне», «Призыв», «Новый мир».

Работа В.А. Космача «Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской Республики (1919 — 1933 гг.)» , проведенная в начале 90-х способствовала расширению тематического интереса и возможностей исторического анализа при изучении русский культуры в Германии. В своем исследовании историк установил основные этапы и ключевые события в

16 Филиппова M.B. Российская эмиграция в культурной жизни Германии в 1920-1933-х гг. Живопись и
театр: Дне. канд. ист. наук: 07.00.03 Воронеж, 2001, с. 69

17 Филиппова М,В. Российская эмиграция в культурной жизни Германии в 1920-1933-х гг. Живопись и
театр: Дис. канд. ист. наук: 07.00.03 Воронеж, 2001, с.70-90

18 Беленчиков В.А. Россия и немецкие экспрессионисты. Дис. докт. истор. наук. M. 1991. - 320 с

19 Огородникова О.Л. Русско-немецкие культурные связи в конце XIX — начале XX в. 07.00.03/ Канд. истор.
наук, 2001, —210 с;

20 Биск Я.Я, История повседневной жизни населения в Веймарской республике.-Иваново; Ивановский
гос.университет, 1990.-156 с.

21 Лысенко А.В, "Голос Изгнания" Становление газет русского Берлина и их эволюция в 1919 - 1922 гг. M.,
Русская книга, 2000, с. 392

22 Космач В. Л, Внешняя культурная политики Германии в годы Веймарской Республики (1919-1933).-
07.00.03 / Дис. докт. истор. наук, 1995. — 393 с.

русско-немецких отношениях, закономерности их становления и развития. Автор рассматривает вопросы, связанные с поиском германской внешней политики наиболее оптимальных моделей и вариантов, что глубоко затрагивает политическую и общественную жизнь Германии 1919-1933 гг., так как проблемы внешней культурной политики очень активно дискуссировались в рейхстаге, среди общественности, на уровне политических партий и движений. Впервые в отечественной практике была предпринята попытка комплексного научного анализа теоретических и организационных основ германской внешней культурной политики периода Веймарской республики. Историк одним из первых изучил совокупность организационных, финансовых и духовных инициатив государственных структур и общественных организаций Веймарской Германии, направленных на развитие и упрочение культурных связей с заграницей, на расширение влияния германской культуры и духовных основ немецкого образа жизни.

Особое значение, как отмечают исследователи, имели личные контакты с немецкими коллегами таких художественных деятелей, как Кандинский и Лисицкий внесших вклад в международное признание русского искусства в Германии23.

До сих пор не полностью раскрыта и не структурирована проблема связей русского и западного авангарда. Несмотря на то, что эта тема становилась не раз предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. Рассматривались, как правило, экспрессионизм или дадаизм, при чем, в основном, зарубежными литературоведами и искусствоведами24. Среди отечественных научных исследований по истории немецко-русских отношений следует отметить проведенную работу МА.Изюмской. На

Листа М. В. Кандинский и А. Шенберг или идея между Россией и Германией // Русский авангард 1910-1920-х годов в Европейском контексте. - М„ 2000. С. 78-87; Биланг К. Витебский авангард в Берлине (Модели культурной миграции и интеграции на примере М. Шагала и Э. Лисицкого) // Германия и Россия: События, образы, люди. Спец. вып. № 3. Отв. ред. А.В. Артемов. - Воронеж. ВГУ., 2000. С. 209-215. 24 Schaumann G. Majakovskij und derdeutsche Expressionismus //Zeitschrift ftir Slawistik. 1970. B. XV. S. 517-520.; Richler H. Erste Russische Kunstausstellmig. Berlin. 1922. II Die Russen in Berlin. Katalog. — Berlin., 1976. S.52.

широкой источниковой базе автор показала связи такого немецкого явления, как «Дада» с Россией, нашла параллели в авангарде, изучила его эволюцию25.

Необходимо так же отметить монографию В. Беленчикова "Россия и немецкие экспрессионисты"26. Важные дополнения к этой книге содержит работа В. Полякова "Книги русского кубофутуризма"27. Проблемой русского и немецкого авангарда занимался исследователь Н.С.Сироткин . Значительный интерес представляет сборник статей «Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте», ставя ряд принципиальных проблем истории отечественного искусства XX в., которые видятся сегодня в новой исторической перспективе, позволяющей переосмыслить устоявшиеся взгляды . Одно из последних исследований по Германии первой половины XX века, — работа С.А. Гурулева. Автор больше внимание уделяет вопросу социальной обстановки в германском обществе в конце 1920-х — начале 1930-х гг.10.

В результате предпринятого обзора российской историографии можно сделать вывод о том, что в отечественной науке наиболее распространены два подхода освещения явления русской культуры в Германии изучаемого периода. В первом случае, преобладают работы, посвященные конкретным личностям или событиям, где попутно освещаются проблемы в русско-немецких (или советско-немецких) отношениях31. Несколько примеров есть и из деятельности театралов, и художников, и писателей-поэтов (монография

Изюмская М.А. Немецкие дадаисты и Россия. Россия-Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1996». Под общей редакцией доктора искусствоведения И.Є, Даниловой. Москва ҐМИИ им. А.С.Пушкина, 2000 г. " БеленчиковВ. Россиян немецкие экспрессионисты -07.00.03 / Дис. докт. истор. наук, 1991. —320 с. 27 Поляков В. Книги русского кубофутуризма 07.00.03 / Дис. канд. истор. наук, 1998. — 210 с. " Сироткин H.C. Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч. С. Пирса: Дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2003.280 с.

29 Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. / Сб. ст. под ред. Г.Ф. Коваленко. - М., 2000.-310 с.

j0 Гурулев С. А. Еще раз о расизме, нацизме и их идеологе А. Розенберге. /Вопросы истории. № 5,2006. 31 Колязип В.Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия : Очерки истории рус-нем. худож. связей. - М.: ГИТИС, 1998. 264 с, ил. Указ. имен.: с. 254-263; Ольбрих X. Советская выставка 1922 года в Германии. Её предыстория и уроки // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры / Редколл. У. Кухирт, Г. А. Недошивин, 3. С. Пышновская, Б. И. Ростоцкий. М.: Наука, 1980. с. 175

13 Л.М. Юрьевой «Горький и передовые немецкие писатели XX века», — рассмотрены контакты известного советского писателя с немецкими и австрийскими писателями). Такой подход объясняется либо идеологическими причинами, либо задачей исследования — осветить в определенных обстоятельствах конкретную личность. Второй историографический подход выражен в рассмотрении немецко-русских отношений более широко, например как взаимодействие двух государств на политической арене. Со временем, в результате расширения информационного пространства, методологических новаций, — изучение и анализ событий, происходивших в первой трети XX века стал более объективный, что связанно и с расширением доступа к фондам архивов. Преодоление разного рода ограничений открыло новые перспективы перед отечественной историографией.

Неизменно большой интерес к русской культуре в Германии проявляли немецкие историки. Например, к деятельности русских эмигрантов в различных городах Германии, интерпретация их деятельности как культурной политики России принципиально отличалась от оценок в российской историографии. Одним из первых к тематике по внешней политике Германии, затрагивая и культурные связи с Россией, обратился историк К.Дювель, — автор одной из первых серьезных работ по истории германской внешней культурной политики (в годы Веймарской республики)"52.

Также заслуживает внимание работа М.Абеляйна «Культурная политика германского рейха и Федеративной Республики Германии» . Автор, исследуя «культурную политику» немецкого государства, рассматривает «исторический блок»: Веймарская республика-Третий рейх-ФРГ. Это очень важный методический принцип, позволяющий проследить

32 Diiwell К. Dcutschlands auswartige Kulturpolilik. 1918-1932. Grundlinien u. Dokumenle. - KBln, Wien: Bohlau
Verlag, 1976. 402 S.

33 Abelein M. Die Kulturpolilik des Dculschen Reiches unci der Bundes Republik Deutschland. — Koln-Opladen:
Westdeutscher Verlag, 1977. 312 S.

14 развитие и показать особенности и различия. Структура исследования Абеляйна традиционна: политика в области искусства, науки и образования. В первой части работы исследователь делает исторический анализ, во второй выводы и теоретические обобщения. Выводы Абеляйна об условиях развития культуры в демократическом и тоталитарном государствах представляют интерес для данного исследования, так как помогают сформировать представление о политической ситуации в стране и общественных настроениях в государстве. Работа эта до сих пор считается фундаментальной и пользуется большим и заслуженным авторитетом у исследователей, о чем свидетельствует ее частая цитируемость.

В 1960-х гг. историк X.Волкманн обработал и систематизировал материал о русской эмиграции в 1919-1929 гг., используя в своей основе документы, содержащиеся в немецких архивах3 . Несмотря на то что, проводя анализ документов, Волкманн подробно не останавливался на деятелях культуры, их творчестве, взаимоотношениях, — изложенные в его работе факты позволяют расширить наше представление о культурной жизни русских эмигрантов 20-х гг.

Н.Рихтер - составитель каталога русской выставки 1922 г,35 и автор крупного исследования, посвященного творческой и организаторской культурной деятельности русских в Германии 36. Отдавая должное внимание его работе «Русские в Берлине» как фундаментальной, мы считаем, что она не раскрывает тему русской культуры в Германии 1920-е гг. Необходимо обратить внимание на то, что Рихтер не затрагивает в своем исследовании важнейшие вопросы аналитического характера, связанного с политическими изменениями в стране и влияние этих изменений на сферу культуры.

Volkmann Н.Е, Die Russischc Emigration in Deutschland 1919-1929. - WQrzburg; Hoelzner-Verlag, 1966.-154 S

35 Richter H. Erste Russische Kunstausstellung. Berlin. 1922.//Die Russen in Berlin, Katalog. - Berlin., 1976. S.52.

36 Richter H. Die Russen in Berlin - Berlin., 1977. S 95

Значимый научный вклад в освещение истории культуры в Германии, в том числе русской, внес исследователь Э.Лерш .

В начале 1980-х гг. в свет вышли историко-исследовательские работы Г. Каде «Россия и мы» и X. Кана «Германия и Россия» : В своих трудах авторы исследуют широкий спектр проблем сотрудничества Германии и России.

Исследуя вопрос внешней культурной политики Советского Союза в отношении Германии на протяжении 1921-1929 гг., ученый в своей книге показал, влияние революционного искусства на искусство Германии. В 1987г. вышла в свет работа К.Хэппа, посвященная искусству модерна XX века40. Автор, изучая проблему авангарда в целом, не анализирует детально национальные особенности направления и как и предыдущий исследователь, анализирует периодику тех лет.

В работе Х.Хольтусена исследуется подобная проблема искусства модерна начала XX века, где (так же как в работе Э.Лерша) отмечается влияние русских деятелей искусства на немецкое искусство 4\

Значение российской культуры для Германии тех лет исследуется до настоящего времени. Вышедшая в свет в конце 1990-х гг. работа Ф. Мирау «Русские в Берлине» повествует о русской деятельности в немецкой культуре на примере нескольких видов искусств. Научный труд содержит много ценной информации, составленной на базе немецких архивов, о контактах русских и немецких художников, артистов, режиссеров, литературных критиков. В заключении автор анализирует самостоятельное творческое развитие русских деятелей искусств и степень сотрудничества их с немецкими коллегами.

v Е. Lersch Die auswgrtige Kulturpolitik der Sowjetunion in ihren Auswirkungen auf Deutschland. 1921-1929. -

Fr.-a. Main-Berlin: Peter Lang, 1979. S. 451.

3S Kade G. Die Russen imd wir,- K61n; Pahl-RQgen ist em Verlag GmbH, 1983. - 150S.

39 Kahn II.W. Die Deutsche*! mid die Russen. Geschichte Direr Beziehungen - Koln; Paui-Rugen ist ein Verlag
GmbH, 1984.-225 S.

40 Иерр С. Avantgarde. Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende.
Miinchen, 1987. S. 150

41 Holihusen H.E. Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst. MLlnchen, 1994 S. 94

42 Mierau F. Russen in Berlin: Literatur. Malerai. Thaeter. Film. 1918-1933. Leipzig., 1998. -615 S.

В целом интерес немецкой историографии был обусловлен изучением немецко-русских отношений и противоречий, формированием взаимоотношений в контексте политических преобразований.

Подводя итог историографическому обзору, следует отметить, что отечественная и зарубежная историческая наука внесла вклад в изучение истории русской культуры в Германии первой трети XX века. Статьи и монографии, справочные издания и обобщающие труды и научно-популярные публикации отразили становление и развитие связей в области культуры России и Германии. Вместе с тем следует отметить, что ни в российской, ни в немецкой историографии не исследуется феномен русской культуры и творческий процесс русских деятелей искусства в связи с эволюцией политической системы Германии в первой трети XX в. Не проведен комплексный анализ в историческом контексте тенденций, закономерностей, последовательности исторических событий в рамках данной темы.

Тема еще не получила всестороннего освещения во многих своих аспектах, а тем более в существенных подробностях. Эволюция методологических подходов, интеграция новых концептуальных идей, расширение тематики в отечественной историографии способствует уточнению многих представлений о русской культуре в Германии первой трети XX века. Широкий доступ к фондам российских архивов открывает новые перспективы для научного познания истории современного мира, что способствует конструктивному выстраиванию отношений с западными странами.

Цели и задачи работы определены с учетом достижений отечественной и немецкой историографии в изучении русской культуры в Германии в контексте изменений политической системы 1900-1933 гг. Цель диссертационной работы состоит в исследовании опыта культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети XX века.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

описать важнейшие события русской культурной жизни в Германии на рубеже XIX-XX вв.;

осветить основные этапы русско-немецкого культурного обмена, связывая их со сменой политической системы Германии;

определить наиболее значимые «точки соприкосновения» в различных видах искусств России и Германии в изучаемый период времени, обозначить ключевые моменты в истории русско-немецких отношений;

дать характеристику издательской деятельности русских эмигрантов в Германии;

описать становление русского театра в эмиграции и гастроли советского театра в Германии;

рассмотреть взаимовлияние русского и немецкого фотоавангарда;

осветить советский киноэкспорт в Веймарской Республике. Методология исследования. Цель и задачи диссертационного

исследования основаны на принципах историзма и системного подхода. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии, а также с учетом изменений конкретной обстановки в странах на изучаемом отрезке истории. Системный подход позволил определить общие тенденции развития культурных отношений первой трети XX вв.

Использование сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных событий на культурные взаимоотношения русских и немцев и основные звенья связи между ними, проследить развитие русской культуры в Германии. В данном историческом исследовании необходимо было обратиться к факторному анализу. Так же в процессе изучения материала применялись историко-сопоставительный метод и

линейно-причинный подход.43 Научная значимость данного метода состоит также и в возможности сопоставления этапов российской и советской культур в Германии на разных ступенях развития истории.

Источниковая база диссертации представлена архивными материалами, опубликованными документами, мемуарной литературой, прессой и публицистикой. Ряд источников впервые вводится в научный оборот, другие — интерпретируются в контексте проблем, исследуемых в диссертации.

К первой группе источников относятся документы из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

В фондах РГАЛИ («Берлинский Комитет помощи русским литераторам и ученым»; «МХАТ - 2-й»; персоналии, например, «Чехов М.А.» хранятся телеграммы, письма, докладные записки, отчеты и т.п.). Эти и другие документы отражают особенности существования русской культуры в Германии. Изученные документы позволяют определить причины общности некоторых взглядов, направлений и мировоззрений в области искусства, реконструировать явление — «русская культура» в Германии, как в целом, так и значение отдельных творческих объединений и некоторых конкретных личностей. В исследовании русского вектора большую помощь оказали переписки культурных деятелей, которые позволили определить подлинные настроения авторов, уточнить отдельные факты.

Фонды ГАРФ содержат разнообразную по содержанию и происхождению информацию о контактах творческих организаций или отдельных писателей, художников, артистов двух стран, о деятельности в Германии русских гастролеров, эмигрантов, об интересах немецких представителей культуры к России, русскому искусству. Документы так же свидетельствуют о немецких инициативах в области киноиндустрии и ее

Ковальченко И. Д. Методы историческою исследования. M., 1987 с. 322

19 роли во внешней культурной политике, о проектах русских издательств в Германии.

Большое значение для исследования представляли архивные документы, содержащие подробный анализ складывающихся политических условий, внешней политики, модифицирующейся культуры. Данные материалы фиксировали интерес представителей интеллигенции России к Германии (и Германии к России), который в течении тридцати трех лет то возрастал, то утихал в зависимости, от таких факторов, как, например, смена политических режимов или Первая мировая война. Архивные материалы составили основу диссертационного исследования.

Вторая группа источников включает в себя опубликованные документы, имеющие прямое отношение к теме нашего исследования или соприкасающиеся с ним. Эти материалы дают разносторонние представления о происходивших процессах и событиях, отражают отношение к ним современников. Они воссоздают характер внимания российских и немецких кругов к событиям, происходящих в 1900-1933 гг.

В 30-е годы были изданы документы, идеологически освещающие контакты отдельных советских людей с немецкими деятелями культуры. С середины 30-х узкий ручеек публикаций становился все тоньше и с начала 40-х публикация материалов о немецкой культуре, о событиях в Германии, связанных с русской культурой надолго прекратилась, - Третий Рейх, затем, Вторая мировая война внесли свои коррективы в историю двух держав. В период перестройки, открывшей многие архивные фонды для российских историков, началась публикация материалов касающихся политики и культуры Германии и России; в 90-е г. сборники документов стали выходить все чаще, в том числе и включающие в себя документальные свидетельствования о культурных взаимоотношениях России с Германией

20 1900-1930 годах44. Публикуемые в сборниках документы позволяют делать выводы о характере, содержании приоритетных направлениях русско-немецких отношений, культурной политики России в Германии. Изданные документы дают возможность составить цельное представление об истории русской культуры в Германии в первой трети XX века, содержат обширный конкретно-исторический материал.

Третью группу источников составили мемуары, публицистика, переписка культурных и политических деятелей России и Германии. Характеристика источников данного типа дает общую картину. Ценнейшим источником является переписка. Приведенные в этом исследовании письма Р.Рильке45, С.Закс-Гладнева46, Д.Мережковского47, М.Горького48 и других дают возможность отразить разные точки зрения на одни и те же события. Воспоминания Р.Б. Гуля также содержат подробные (к сожалению, не всегда точные) описания и детали жизни и творческой деятельности русских в Германии49. Мемуары и публицистика дают обширный и разнообразный по сюжетам и интерпретациям материал, который позволяет реконструировать обстановку в Германии в 1900-1933 гг., реакцию как различных организаций, структур, так и отдельных личностей на изменение политических режимов.

Четвертая группа источников представлена дневниками, заметками и другими свидетельствами российских писателей, художников, театралов, журналистов, побывавших в Германии в начале XX века. Важным источником являются дневники. Они дают информацию о событиях мировой войны, политической и культурной жизни, выявляют расхождения мнений (например, дневник З.Н. Гиппиус)50. Такой официальный тип источника, как

4" Москва - Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура,

театр, литература, музыка, кино/ Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). - Москва;

Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель.- 1996.

45 Письмо к Рильке от 9-го мая 1926 г. Ср. письмо Цветаевой к Пастернаку от конца октября 1935 г., Новый

Мир, 1969, №4, стр. 197-198.

Неизвестный Горький. Вып.З.Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Бып.З.М.,1981, С.33.

47 ГАРФ Ф. 5856. Письма разных лиц и учреждений редакции газеты «Последние новости» и П.Н.
Милюкову с 1919 по 1938 гг.

48 Неизвестный Горький.Вып.З.Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып.З.М.,1981. С.60

49 Гуль Р.Б. Я унес Россию. Т. 1. Россия и Германия.-М„ 1984.-382 с

50 Неизвестный Горький, Вып.З.Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып.З.М.,1981. С.69

21 отчет, позволяет реконструировать события, раскрывает сущность спорных вопросов и проблем ("Отчет о работе "Вельтфильма"51 и т.п.). В начале XX века Германию посещали не только люди искусства, но и философы, критики. Их воспоминания и свидетельства о Германии также являются интересными и ценными источниками . Они помогаю воссоздать многие события и отражают ставший многосторонним интерес России к Германии.

К пятой группе источников относятся материалы российской и немецкой периодической печати первой трети XX века. «Новое время», «Утро России», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Руль», «Накануне», «Театр и искусство», «Театр и искусство», «Время», «Голос России», «Русское искусство», «Die Kunst», «Kunst und Kunstler», «Die Aktion», «Berliner Morgenpost», «Die Nationalzeitung», «Kunst fur alle», «Kunst und Kunstler», «Berliner Tageblatt», «Tageszeitung» и другие периодические органы фиксировали растущий и стабильный интерес культурных кругов, общественности России и Германии к друг другу. Анализ источников этой группы выявил основной круг культурных интересов русской интеллигенции к немецкой культуре и немецкой к русской. Немецкие газеты и журналы стабильно помещали на своих страницах информацию о культурных событиях, происходящих в России о русских творческих деятелях посещавших Германию. Отбор информации и ее интерпретации различными периодическими изданиями могли отражать разные, даже противоречивые мнения. Изучение российской прессы позволяет сделать выводы о том, что преобладающая часть российского общества выступала за установление конфессиональных, дипломатических, культурных контактов с Германией . Из анализа прессы Германии такое же позитивное отношение и приветствие культурных контактов было со стороны немецкой интеллигенции54.

РЦХИДНИ Ф-495- Отдел пропаганды и агитации ИККИ. 1919-1941 гг. Оп.ЗО "Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - Париж., 1983.-400 с. ' Русские ведомости. СПб.; Всемирный вестник. СПб.; Запросы жизни: еженедельный журнал культуры и

политики. СПб.; Современный мир. Театр и искусство. СПб.

54 Berliner Morgenpost; Tagliche Rundschau; Tageszeitung

Комплекс использованных источников дает возможность решить поставленные цель и задачи исследования, реконструировать культурные взаимоотношения между Россией и Германией в первую треть двадцатого века.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка системного и целостного изучения русской культуры в Германии в контексте изменений политической системы в первой трети XX века. В единую систему сведены и проанализированы материалы по всеобщей истории и истории культуры. Подробно рассмотрены частные и государственные российские культурные инициативы по установлению и развитию русско-немецких отношений. В диссертации обозначена авторская позиция по поводу дискуссионных проблем в отечественной и западной историографии, связанных с конкретными культурными мероприятиями русских в Германии. Деятельность российских эмигрантов — художников, графиков, писателей, поэтов, артистов рассматривается как деятельность целого сообщества, которое объективно представляло колонию русской культуры, вынесенную по обстоятельствам, как правило, — политическим за пределы родины.

Практическая значимость исследования заключается в том, что конкретно-исторические материалы и выводы могут быть использованы при написании монографий и обобщающих работ по истории политики России и Германии в области культуры, международных отношений в 1900-1933 гг. Диссертация включает в себя материалы, содержащие сравнительно-исторический анализ культур двух стран в различных сферах искусства, что дает возможность уточнить и дополнить наши представления о процессах в первой трети прошедшего века, с учетом актуальности данной проблематики в начале XXI века. Диссертационное исследование представляет обширный материал для изучения проникновения и влияния русской культуры в Европе, восприятия русского искусства и его представителей в Германии.

Ряд материалов диссертации может быть использован при написании учебников, учебных пособий по всемирной истории. Приводимые в диссертации конкретно-исторические сведения могут быть полезны в учебном процессе: при разработке курсов лекций и семинаров, спецкурсов и спецсеминаров по истории России и Германии, а также при подготовке и написании дипломных и курсовых работ.

Апробация работы. Диссертация была подготовлена на кафедре всемирной истории Иркутского государственного педагогического университета. Некоторые результаты исследования были изложены в опубликованных статьях, сообщениях, и докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях в г. Иркутске.

Российская империя и кайзеровская Германия: в начале XX века и в годы первой мировой войны

В XX век Германия вступила мощной державой с высокоразвитой экономикой, обогнав по уровню промышленного производства Великобританию и выйдя на первое место в мире по данному показателю. Стремительный подъем и развитие тяжелой индустрии во многом обуславливался милитаристической политикой германского правительства во главе с Б, Бюловым (в 1900 - 1909 гг.) и подготовкой к надвигающейся войне.

Под влиянием событий в России 1905 - 1907 годов, в Германии наблюдается рост рабочего движения и в январе 1906 г. проходит первая в Германии массовая политическая стачка. В 1910 - 1913 годам происходит новый виток подъема рабочего движения, также закончившийся неудачей.

С началом Первой мировой войны положение в стране резко ухудшилось. В феврале 1915 г. была введена норма на хлеб, а в течение 1916 г. были введены карточки и на другие продукты. Была введена трудовая повинность для мужчин от 17 до 60 лет. На производстве был установлен военный режим, запрещены стачки. В середине 1916 г. в германском обществе (как на фронте, так и в тылу) усиливаются антивоенные настроения. Из-за блокады почти полостью прекратился ввоз продовольствия и удобрений, значительно сократились посевные площади. Война углубила и обострила социальные противоречия. Реальная заработная плата рабочих резко снизилась, солдатские семьи получали нищенские пособия. Как следствие, происходит усиление движения протеста против существующего строя и продолжения войны.

В 1917 г. по всей стране прокатилась волна забастовок, а в январе 1918 г. прошла всеобщая забастовка рабочих, в которой участвовало около 1 млн, человек. Германское правительство в этой ситуации было заменено и во главе его встал принц Макс Баденский. К началу октября 1918 г. в Германии возникла революционная ситуация, приведшая к восстанию моряков в Киле и других городах. 9 ноября произошло восстание в Берлине, приведший к свержению существующего монархического режима.

К началу XX столетия Российская империя в территориальном отношении была самым большим государством мира. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. В это время происходит стабилизация рубля; динамический рост российской экономики в начале века ведет к заметному увеличению поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру.

После «таможенной войны» в 1890-х годах, Германия и Россия предприняли шаги для взаимосближения. Особенно к этому стремился германский император Вильгельм II. Германская дипломатия прилагала огромные усилия, чтобы привлечь царскую Россию на свою сторону.

В России с назначением в 1906 году на пост министра иностранных дел А.П. Извольского приоритетными для внешней политики страны становятся отношения с европейскими странами. При С.Д. Сазонове с 1910 года стала возрастать роль России как арбитра в балканских делах, с такой ее значимостью не хотели соглашаться ни Германия, ни Австро-Венгрия1. В результате - отношения между державами Россия и Германия обострились еще сильнее. Мир неуклонно скатывался к военной катастрофе.

Германская тема активно обсуждалась в российском обществе, о чем свидетельствует обилие статей по данной проблематике2. В известной степени внимание российской прессы было обусловлено обострением международных отношений между Германией и Российской империей, вызванное усилением милитаристских настроений среди германских правящих кругов. Само решение вопроса о том, можно или нет воспринимать Германию в качестве союзника и партнера, зависело от множества факторов. Среди них выделяются давние династические связи русского и немецкого императорских домов, характер экономического партнерства и, несомненно, культурные связи двух стран.

Как справедливо заметил в 1993 г. профессор Ганноверского университета Г.-Г. Нольте, русско-германские отношения характеризовались на протяжении столетий сочетанием трудностей и напряженностью, но в равной степени и тенденциями сотрудничества. Независимо от этого, культурные связи между Германией и Россией еще со времен Петра I приобрели устойчивую тенденцию в своем развитии. В конце XIX в. разные аспекты социально-культурной жизни Германии по-прежнему занимали умы российской интеллигенции. Германская система образования и просвещения служила предметом детального анализа со стороны российских специалистов и источником опыта; упорядоченность и размеренность немецкой общественной жизни импонировала значительной части русского общества. В результате в лице Германии сформировался образ высококультурной и образованной нации.

Россия и Германия в период строительства новых межгосударственных отношений

В России к осени 1917 г. разразился общенациональный социально-политический кризис: катастрофическое падение уровня жизни населения, широкое недовольство политикой правительства, усиление волнений в городе и деревне, революционизирование армии. Слабость Временного правительства, участие России в мировой войне, экономическая разруха, всеобщее недовольство масс обусловили победу большевистской альтернативы развития событий. Разногласия в большевистском руководстве по вопросу о вооруженном восстании не остановили его пров.едение. До сих пор в нашей стране и за рубежом ведутся многочисленные дискуссии о характере и причинах октябрьских событий 1917 г. По-разному оценивая их значение для России и мира, все соглашаются с тем, что они кардинально изменили развитие Российского государства, повлияв на все области общественной жизни, в том числе и культуру: партия большевиков получила монополию не только на воспитание «новой личности», но и на духовную жизнь общества. С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание нового в истории - пролетарского типа культуры, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д., как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену старой культуре. Большевики в одночасье решили расправиться с ней как с ненужным наследием прошлого. В горящий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и собрания. русских историков, философов Ф. Степуна, Б. Яковенко, Г. Федотова. За создание новой культуры большевики взялись в соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.

Первая Мировая война, прекратившая все культурные отношения двух стран, положила начало нового этапа развития русско-немецких связей после подписания Брестского мира в марте 1918 года. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: «Большевики -подлые ... люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир.»1.

28 июня 1919 правительство подписало Версальский мирный договор. Крайне неохотно и только под угрозой интервенции Национальное собрание ратифицировало все 440 статей договора, включая статьи о Лиге наций, Международном бюро груда, репарациях, пункт о вине за развязывание войны (статья 231), статьи о ликвидации генерального штаба и отмене всеобщей воинской повинности, о разоружении. Германия утратила 1/8 часть своих европейских территорий с населением около 6,5 млн. человек, все колониальные владения, лишилась зарубежных авуаров и инвестиций, 90% судов торгового флота и значительной части материальных ресурсов (Германия должна была поставлять странам-победительницам уголь, заводское оборудование, машиностроительную продукцию, скот и т.п.);

Поражение в Первой Мировой войне в Германии привело к разрушению иллюзий, связанных со «вторым рейхом», к переоценке старого немецкого национализма в новых политических условиях; произошло формирование «революционного консерватизма», стремившегося к созданию нового духовного ориентира для германского общества, способного объединить нацию в единое целое и обеспечить возрождение немецкого духа. 28 сентября 1918 Германская империя пала.-В стране была провозглашена республика, которая стала для народа Германии периодом нищеты, бешеной инфляции и краха многих надежд. Главной задачей республиканского режима было восстановление порядка в стране и подписание перемирия с союзными державами. В январе 1919 все мужчины и женщины старше 19 лет получили возможность принять участие в выборах депутатов Национального собрания, которое собралось в Веймаре.

Были созданы рейхсрат (совет представителей земельных правительств) и рейхстаг, куда входили депутаты, представлявшие немецкий народ (один депутат на 60 тыс. избирателей). Вскоре после принятия конституции произошло несколько вооруженных антиправительственных выступлений.

Социальные волнения и экономические трудности сопровождали политический хаос в первые годы Веймарской республики. Когда рухнула Германская империя, немецкая марка уже была ослаблена инфляцией. Международные кредиты, взятые у нейтральных-стран, были исчерпаны, а новое правительство стояло перед необходимостью демобилизации армии и перевода промышленности на производство мирной продукции, страна была оккупирована, ощущался недостаток продовольствия. В ноябре 1923 1 доллар стоил в Кёльне 4 триллиона марок. Окончательный коллапс национальной валюты был предотвращен в 1923 искусственной стабилизацией марки на уровне 4200 млрд. марок за доллар. Была выпущена временная валюта - т.н. рентная марка, на которую обменивались обесценившиеся деньги (из расчета 1 триллион бумажных марок за 1 рентную марку).

Советский Союз и Веймарская Республика: перспектива культурного обмена

Новый значимый шаг в прорыве дипломатической блокады двух стран был сделан 16 апреля 1922 г., когда в Раппало был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве. При этом, до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской революции, так,,для этой цели в Германию, тайно направлялись агенты Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОПТУ и разведывательного управления Красной Армии.

Заключенный во время Генуэзской конференции российско-германский договор означал прорыв в международной дипломатической изоляции Советской России. Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким учреждениям помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями. Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире.

Отметим, что культурное пространство 20-х, начала 30-х гг. имело, что в России, что в Германии, . несколько асимметричный характер. Взаимодействие оказывалось в большей степени политическим, чем чисто художественным, что объясняется, прежде всего, частой сменой политического режима, который, влияет на все виды деятельности человека, в том числе и искусство.

Уровень российско-германских культурных связей был уже к тому времени достаточно высоким (определенная заслуга и русской эмиграции), — контакты 20-х гг. во многом определялись или были подготовлены более ранними художественными связями, формировавшими общее культурное пространство. Таким, в частности, было влияние немецкого экспрессионизма на развитие русского плаката или существование мюнхенской группы «Синий всадник» с участием русских художников.

В этот период в Германии активизировались многочисленные нелегальные военные формирования («Стальной шлем», штурмовые отряды СА и др.). После «Пивного путча» НСДАП и родственные ей организации были запрещены в Пруссии и ряде других земель. Публичные выступления нацистов, их митинги и собрания встречали растущее сопротивление самых различных слоев населения. В этот период нацисты часто оказывались сильно стеснены в денежных средствах. Во второй половине 1920-х годов для них наступили трудные .времена, что выразилось, прежде всего, в прекращении численного роста их организации . Тем не менее, нацистам удалось не просто выстоять в подобных тяжелых условиях, но и выполнить свой план по захвату власти.

После падения умеренного правительства Германа Мюллера, сформированного в 1928 и ушедшего в отставку из-за проблемы страхования по безработице, рейхспрезидент Гинденбург назначил канцлером лидера партии Центра Генриха Брюнинга. Вскоре после своего назначения Брюнинг совершил ошибку, имевшую катастрофические последствия. Полагая, что своей программой он сможет завоевать общественное мнение, канцлер распустил рейхстаг и объявил новые выборы. Его правительство издало множество чрезвычайных декретов, ограничивающих демократические права народа. Происходило сокращение расходов на социальные нужды, снижение зарплаты, повышение налогов, расширение прав монополий.

Обрушившийся мировой экономический кризис в 1929 году еще более усугубил ситуацию, а новые политические силы, такие как партия Гитлера обещали не просто улучшить положения широких масс населения, но и выдвигали популярные среди германцев лозунга о возвращении величия страны на мировой арене. Проведенные в сентябре 1930 в атмосфере экономического кризиса и политической нестабильности, выборы принесли триумф ультраправым. Нацисты образовали вторую по численности фракцию, вслед за социал-демократами. Так, ставка была сделана на фашистскую партию, которая официально называлось

Похожие диссертации на Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети XX века