Введение к работе
Общественно-политические процессы в жизни арабского населения Израиля и роль в них местных органов управления - одна из важных тем в современной истории государства Израиль.
Составляя в настоящее время пятую часть от почти 6-миллионного населения Израиля, арабы вполне обоснованно считаются древним автохтонным населением, предки которого вместе с представителями других кочевых семитских народов тысячелетия назад вышли с Аравийского полуострова, расселяясь и осваивая земли Палестины, Сирии, Месопотамии и других стран Ближнего Востока.
Заселение Палестины евреями, арабами, греками и многими другими народами Средиземноморья и Передней Азии с глубокой древности предопределило ее роль важнейшего перекрестка межцивилизационных обменов.
Центр активных политических, торгово-экономических и религиозных контактов народов Ближнего Востока, Палестина становится в первой трети VII в. частью арабо-мусульманской теократической империи - Халифата.
Священная для многих религий земля Палестины веками была не только местом паломничества для мусульман, иудеев и христиан всего мира, но и вожделенным объектом военной и колониальной экспансии. Крестоносцы и мамлюки, османские и британские войска веками сражались за воєнно-политическое и административное господство над этой страной, неизменно отдаляя саму возможность восстановления мира на ее древней земле.
Превращение Палестины в еврейский национальный очаг в условиях английского мандатного режима, введенного Лигой Наций по окончании первой мировой войны, способствовало стремительному возрастанию конфликта между местными арабами и прибывавшими в Палестину из разных стран тысячами еврейских иммигрантов-колонистов.
Неспособность британских мандатных властей восстановить мир в Палестине привела к началу широкой международной дискуссии об урегулировании ситуации в стране и к принятию 29.11.1947 г. известной резолюции № 181 (II) Генеральной Ассамблеи ООН о разделе исторической Палестины на два самостоятельных национальных государства - арабское и еврейское.
Решение о разделе было отвергнуто арабской стороной, а провозглашение государства Израиль 15.05.1948 г. привело к началу ожесточенной Палестинской войны между израильтянами и арабами, закончившейся подписанием соглашений о перемирии в 1949 г. В результате этой войны значительная часть территория арабского палестинского государства отошла к Израилю, Западный берег р. Иордан был присоединен к Иордании, а сектор Газа - к Египту.
Трагическим следствием Палестинской войны 1948-1949 гг. стало изгнание около 700 тысяч арабов из родных городов и деревень и последующий рост числа палестинских беженцев, вынужденных искать приюта в соседних арабских странах.
В 1947 г. на территории Палестины проживало примерно 1 млн. 300 тыс. арабов и 600 тыс. евреев (Центральное управление населения, 2001). После окончания войны на израильской территории остались лишь около 20 % от общего числа палестинских арабов, причем в основном это были жители деревень. В то же время 80% арабов Палестины превратились в беженцев.
Государство Израиль, провозгласившее в Декларации о независимости равноправие всех своих граждан, фактически отказало в правах арабскому меньшинству, проводя в отношении его политику сегрегации и контроля, которую власти объясняли соображениями безопасности (Лустак, 1984; Смуха, 1995).
С точки зрения палестинцев, в Израиле был установлен основанный на республиканской конституции дискриминационный режим. В борьбе за обеспечение своих гражданских прав арабы Израиля использует все законные средства, предусмотренные действующей конституцией. В то же время они активно выступают за всеобъемлющее урегулирование арабо-израильского конфликта, понимая, что это является непреложным условием для решения стоящих перед ним злободневных проблем.
Таким образом, главные задачи в достижении социально-политического прогресса для арабского населения Израиля в рассматриваемый период новейшей истории - это обеспечение мира и равноправия.
В настоящее время арабы составляют около 19 % от общей численности населения Израиля (не считая арабов, проживающих в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах). 2/3 арабского населения Израиля проживает в Галилее, а 1/3 - на территории Негева и в районе так называемого «треугольника».
Примерно 75% израильских арабов - мусульмане, 15% - христиане и около 10% - друзы. По данным Центрального бюро по населению, в 2001 г. 15% палестинцев - граждан Израиля оставались на положении беженцев.
2-я половина XX в. привела к формированию новой идентичности арабского населения Израиля, существенно отличающейся от традиционной национальной и культурной самобытности арабов в других странах региона и даже арабского населения Западного берега р. Иордан или сектора Газа.
Важной характерной чертой новой национально-культурной личности израильских арабов является присущий ей внутренний конфликт между субъективным мировосприятием и окружающей реальной действительностью. Осознание своей принадлежности к национальному меньшинству наряду с вышеназванным внутренним конфликтом самовосприятия во многом определяют сегодня противоречивость этносоциального и психологического статуса арабского гражданина Израиля.
Одни израильские исследователи утверждают, что в конечном итоге палестинская самобытность возобладает над гражданским долгом, в то время как другие полагают, что национальная самоидентификация не сможет возобладать над гражданской. Вполне вероятным также представляется, что оба эти чувства, в конце концов, мирно уживутся друг с другом (Рихес, 1997; Смуха, 1998 и т.д.)
Основной задачей данного диссертационного исследования является анализ положения арабского меньшинства в государстве Израиль, деятельности органов местного самоуправления, а' также эволюции правового, общественно-политического и экономического статуса арабских граждан в период 1948-1995 гг.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена комплексом рассматриваемых в нем проблем межобщинного взаимодействия и местного самоуправления в политической истории государства Израиль от его основания в 1948 г. до 1995 г.
На примере деятельности территориального Комитета председателей арабских советов автор всесторонне исследует особенности эволюции представительных общественно-политических институтов арабского населения Израиля.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1948 г. по 1995 г., то есть с момента провозглашения государства Израиль в мае 1948 г. до
завершения, в основном, формирования и затем этапа наиболее активного и эффективного функционирования структур территориального Комитета председателей местных арабских советов в 1974 -1995 гг.
Цель диссертации - на основе широкого круга документов, материалов печати, публикаций ученых Израиля, арабских, европейских и других стран проследить основные стадии формирования и становления органов самоуправления арабского населения Израиля и в первую очередь -территориального Комитета глав арабских советов; проанализировать место и степень влияния данных институтов в общественно-политической истории государства Израиль во второй половине XX в.
Методологическая и теоретическая база данной диссертационной работы охватывает совокупность общих теоретических принципов научного историзма. Особое место среди них занимают компаративно-аналитические подходы и методы исследования проблем межцивилизационного и межобщинного взаимодействия в странах Ближнего Востока, в частности в рамках общественно-политической истории государства Израиль, а также теоретические положения и концепции развития ближневосточных обществ, изложенные в трудах современных отечественных, арабских и западных ученых.
Историография проблемы. Теме общественно-политической истории арабского населения государства Израиль посвящено немало специальных исследований, прежде всего зарубежных авторов - ученых-историков и социологов из Израиля и арабских стран, из Европы и Северной Америки.
В числе базовых источников данной диссертации автор привлек документы правительственных структур и местных арабских советов, материалы израильской и арабской прессы, труды ведущих исследователей социально-политической истории арабского меньшинства и органов его самоуправления из Израиля, стран Ближнего Востока, Европы и США (ААриан, А.Коэн, Й.Ландау, Н.Левин, ОЛившиц, Р.Розенфельд, С.Смуха, М. аль-Хадж, А.Хайдар, Д.Шахер, У.Шварц и
ДР-)
Диссертант, сам долгое время исполнявший обязанности председателя совета арабского населения г. Двория в северной части Израиля (Восточная Галилея), широко использовал в этом исследовании свой богатый практический и теоретический опыт, личные наблюдения и оценки деятельности местных муниципальных органов власти арабского населения Израиля, что, безусловно,
также можно рассматривать как документальный источник, имеющий первостепенную важность для данной работы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первую в современной науке попытку комплексного исторического анализа и осмысления роли органов местного самоуправления арабского национального меньшинства в новейшей общественно-политической истории государства Израиль.
Апробаиией работы послужили публикации диссертанта, в том числе его статьи в арабских и израильских периодических изданиях, а также сообщения по данной теме, с которыми автор выступал на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, а также в научных и учебных центрах Израиля (см. Список основных публикации).
Структура диссертации целиком обусловлена ее научными задачами, характером и методикой исследования.