Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ОТМАР ШПАНН И ДВИЖЕНИЕ «КОНСЕРВАТИВНЫХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ» В АВСТРИИ И ГЕРМАНИИ 28
1. Основные вехи биографии О. Шпанна 28
2. Возникновение и развитие младоконсервативного движения в Австрии и Германии 33
3. Деятельность «Шпаннкрайса» в 1930-е гг 59
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОТМАРА ШПАННА 88
. 1. Истоки государственно-политической концепции Шпанна 88
2. Историософские взгляды Шпанна 100
3. «Истинное государство» Шпанна 113
4. Государство и политическая власть в идейно-теоретических спорах и дискуссиях «консервативных революционеров» 135
Заключение 165
Список использованных источников и литературы
- Основные вехи биографии О. Шпанна
- Возникновение и развитие младоконсервативного движения в Австрии и Германии
- Истоки государственно-политической концепции Шпанна
Введение к работе
История консервативных идей принадлежит к числу актуальных тем в отечественной и зарубежной историографии, а также вызывает значительный общественный интерес. Это представляется закономерным для нашей страны, проходящей период трансформации, перестройки общественных структур и переоценки многих жизненных и культурных ценностей. В этих условиях становятся вновь востребованными идеи таких мыслителей, как австрийский философ и экономист Отмар Шпанн (1878-1950), работы которого занимают важное место в идеологии «консервативной революции». Его идеи оказывали влияние на политическую жизнь Австрии, Германии, Италии, других стран, а так же на политическую мысль русской эмиграции в Западной Европе.
Идеология «консервативной революции», «младоконсерватизм» характеризует представления тех мыслителей, групп исследователей, которые призывали к своеобразному «ренессансу средневековья», возврату к Западной Европе в ее «прежнем» смысле. Основной чертой мировоззрения «консервативных революционеров» было неприятие как парламентско-демократической, так и тоталитарной системы. В то же время они отрицали принципы охранительного консерватизма, призывая к возрождению Германии на основе давно ушедшей в прошлое традиции или на основе утопического идеала. «Консервативные революционеры» были националистами в том смысле, что верили в особую миссию Германии и особый национальный дух немцев, но характерный для «фёлькише» и национал-социалистов расизм был им чужд.
Отметим, что понятия «младоконсервативное движение» и движение «консервативной революции» употребляется в нашем исследовании как взаимозаменимые. Но нельзя отрицать, что между «младоконсерватизмом» и «консервативными революционерами» имелись определенные отличия.
Взгляды Шпанна представляют серьезный общественный интерес по следующим причинам: в первую очередь он, наряду с Э. Ю. Юнгом он - из всех «консервативных революционеров» - был создателем наиболее завершенной концепции идеального общественного и политического
4 устройства. Во-вторых, он был наиболее значительным представителем этого движения в Австрии.
В настоящее время консервативные идеи Шпана, который отрицал, в частности, принцип демократического равенства, могут быть взяты на вооружение и политиками экстремистского толка. Соответственно, чтобы предотвратить возможный новый всплеск правого радикализма, необходимо хорошо знать представления консервативных мыслителей, понимать, что в их наследии действительно представляет ценность, а что может лечь в основу новой авторитарной или тоталитарной идеологии.
Таким образом, налицо как политическая, так и научная актуальность избранной темы исследования. Особо следует также отметить, что взгляды идеологов консервативной революции в советский период оценивались однозначно отрицательно, политизировано, и лишь в последние годы появилась возможность дать их объективную оценку.
Деятельность Шпанна является одним из примеров общности многих
явлений культуры для Германии и Австрии, свидетельством духовной связи между этими государствами. «Консервативная революция» была одним из таких явлений. Манифестом идей консервативной революции стала речь Гуго фон Гофманшталя - австрийского поэта.
Отмар Шпанн работал в нескольких областях — в сфере его интересов находились философия, экономика, философия культуры. В данной работе будет рассматриваться в первую очередь созданная им концепция идеального государства, поскольку она является главным связующим звеном между ним и остальными «консервативными революционерами» и также ярким примером консервативной утопии. Но политические идеи Шпанна являются логическим продолжением его работ в области философской онтологии и экономики, поэтому исследования Шпанна в этой области тоже требуют анализа.
Поскольку Шпанн был одним из представителей «консервативной революции», нам важно определить место его наследия в рамках этого явления. Для этого требуется сопоставить взгляды Шпанна с взглядами его
5 современников - «революционных консерваторов». Мы остановились на тех из них, у которых наиболее ясно выражена идея государства: Эдгар Юлиус Юнг, Карл Шмитт, Освальд Шпенглер, Макс Хильдегард Бём, Вальтер Хайнрих, Ганс Церер, Артур Мёллер ван ден Брук, Мартин Шпан.
Можно сказать, что "консервативные революционеры" оперировали
теми же понятиями и представлениями, что и современные российские
консерваторы - от публицистов и политиков до обычных людей. Речь идёт о
«национальном духе", "сильном государстве", "мифе общности"1. Конечно,
большинство этих ценностных представлений возникло задолго до
описываемого нами периода. Но «консервативная революция»
способствовала тому, что эти понятия стали занимать большое место как в сознании немецкой интеллигенции, так и в общественном сознании.
И, наконец, следует сказать о том, что сейчас наблюдается интерес к идеям "консервативных революционеров" и попытка их возрождения - как за рубежом, так и в нашей стране. Из числа зарубежных мыслителей, обращавшихся к идеям «консервативной революции», можно назвать К. Хюбнера и Г. Рормозера. К. Хюбнер в своей работе «Нация: от забвения к возрождению» называл Шпанна «не по праву и глубоко забытым» . В России же ещё в конце 80-х годов начался ренессанс консерватизма, и внимание к нему не ослабевает до сих пор. Консервативные, традиционалистские, националистические темы звучат сейчас в политических манифестах, в публицистике, в литературе - что естественно для кризисного, переломного времени. Современные «правые», даже не интересующиеся наследием своих немецких предшественников, часто приходят к тем же выводам, что и они. Но некоторые современные российские традиционалисты отдают должное «консервативным революционерам» Веймарской республики. Один из известнейших российских консерваторов, Александр Дугин, постоянно ссылается на немецких мыслителей, призывает русских учиться у К. Шмитта,
1 См. об этом: Малахов В. С. Война культур, или интеллектуалы на границах. // B.C.
Малахов - Октябрь. - 1997. - № 7.- С. 50-56
2 Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. - М., 2001. — С. 236.
заимствует фразеологию. В своём антизападничестве Дугин считает Германию «евразийской» страной — то же самое некогда говорили О. Шпенглер и А. Мёллер ван ден Брук, отделяя Германию от стран Западной Европы - Великобритании и Франции. Опираясь на Карла Шмитта, Рене Генона, Юлиуса Эволу и заимствуя у них многие понятия и концепции, Дугин считает альтернативой современному миропорядку «Третий путь» -традиционалистское общество, придавая ему исключительное и вместе с тем универсальное значение: «Строго говоря, Третий Путь нельзя отождествить ни с фашизмом, ни с национал-коммунизмом, ни с национал-социализмом, ни с израильской моделью, ни с исламским социализмом. Все эти политические реальности суть вариации единого идеологического прообраза, единой прото-идеологии, которая стоит за всеми ними и проявляется в той или иной конкретной форме в зависимости от расовой, религиозной, исторической, национальной, географической или культурной специфики» . Так же, как и современные российские консерваторы самых различных направлений, немецкие и австрийские консерваторы писали, что либеральные ценности не могут быть восприняты Германией в силу её цивилизационных особенностей. Формировалось то, что современный российский исследователь А. Френкин" называет «правым сознанием». И всё-таки необходимо признать: ультраконсерваторы иной раз ставят те вопросы, которые представители других направлений политической мысли либо замалчивают, либо освещают недостаточно хорошо. Это отражено и в современной политической полемике. Одна из главных проблем, признаваемых самими либералами - это как раз утрата смыслообразующих ценностей в современном мире; они признают и то, что идеология современного либерализма имеет множество пробелов, она пока не даёт адекватного ответа на многие проблемы современности — как политические, так и культурные. В настоящее время эти пробелы могут быть использованы
1 См. Дугин А. Третий Путь / А. Дугин. - М., 1994. - С. 15.
Рормозер Г., Френкин А. А. Новый консерватизм: вызов для России/ Г. Рормозер, А. А. Френкин.- М., 1996.
и политиками экстремистского толка, поэтому для того, чтобы предотвратить возможный новый всплеск агрессивного национализма, необходимо хорошо знать представления консервативных философов, понимать, что в их наследии действительно представляет ценность, а что - может лечь в основу новой крайне правой идеологии. И, по возможности, давать свои ответы на поставленные консерваторами, а сторонниками иных политических идеологий, наоборот, незамеченные (или сознательно проигнорированные) вопросы. Здесь, как нам кажется, уместны следующие слова Р. Сафрански об известном немецком социологе К. Маннхейме: «Однако, как утверждает Маннхейм, политическая задача социологии знания как раз и состоит в том, чтобы уменьшать противоречия и конфликты — для этого нужно показывать, что у каждой из враждующих партий, ведущих конкурентную борьбу на вытеснение противников, имеется своя полезная правда, своя связанность бытием... Социология знания отдаёт себе отчёт в том, что достижение полной гомогенности общества невозможно, да и нежелательно»1.
Объектом диссертационного исследования является общественно-политическая жизнь Германии и Австрии в 1918-1938 гг.
Предметом диссертационного исследования являются идейно-теоретические и общественно-политические взгляды О. Шпанна в контексте идеологии «консервативной революции».
Географические рамки исследования охватывают Австрию и Германию, так как «консервативная революция» была явлением, общим для этих двух государств.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1918 -1938гг., когда происходило становление и развитие идеологии «консервативной революции» О. Шпанна, а также его активное влияние на политическую жизнь Австрии, Германии, Судет. При этом следует учитывать, что Шпанн пережил Вторую мировую войну и умер в 1950 г.
Сафрански Р. Мартин Хайдеггер: германский мастер и его время / Р. Сафрански. - М., 2002. - С. 295.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении философско-политических взглядов О. Шпанна в контексте идеологии «консервативной революции».
В соответствии с целью поставлен и решается ряд научных задач:
1) рассмотреть истоки, предпосылки и условия возникновения
идеологии «консервативной революции» в Австрии и Германии;
проанализировать политическую биографию О.Шпанна, его влияние на общественно-политическую жизнь Германии и Австрии;
раскрыть историософские и социально-политические взгляды О. Шпанна;
рассмотреть консервативно-революционную концепцию государства О.Шпанна;
5) дать сравнительную характеристику социально-политической
доктрины О. Шпанна и идей его современников - «консервативных
революционеров».
Положения, выносимые на защиту.
Автор выносит на защиту следующие положения: 1) Появление идейного комплекса «консервативной революции» было связано с традицией консервативного романтизма конца XVIII — XIX вв., с глубоким структурным кризисом, охватившим германское и австрийское общество после 1918 г., а также со стремлением интеллектуальной элиты этих стран сохранить за собой то высокое общественное положение, которое она занимала в XIX столетии.
В мировоззрении О. Шпанна романтическая традиция проявилась с наибольшей силой. В его работах нашли отражение основные положения политической философии романтиков: идеализация сословного общества средневековой модели, отстаивание преимущества разнообразия перед централизацией и унификацией, мечта о власти духовной элиты.
В контексте «консервативной революции» идеи О. Шпанна можно определить как «сословный консерватизм». Наиболее близкие взгляды были
9 у Э. Ю. Юнга. Как и большинство представителей консервативной революции, Шпанн был сторонником идей пангерманизма.
Взгляды Шпанна оказали существенное влияние на политическую практику итальянского фашизма (особенно в плане развития корпоративного государства) и правых (фашистских) партий в Австрии, однако оказались маловостребованными германским национал-социализмом. Несмотря на близость многих идеологических тезисов, постулируемых Шпанном и теоретиками нацизма (в том числе и Гитлером), после 1938 г. Шпанн оказался в изоляции и даже подвергался преследованиям.
Идеи Шпанна имели в качестве одной из основ «революционно консервативные» воззрения русских консерваторов конца XIX в. и были востребованы представителями русской эмиграции послереволюционной эпохи, в частности, Н.А. Бердяевым в работе «Новое средневековье» (1924).
Методологическая основа исследования. Мы старались применить разнообразные методики, чтобы лучше понять причины формирования идей «консервативной революции» и механизмы их развития. Основой данного исследования выступает принцип историзма, так как нам необходимо показать преемственность взглядов О. Шпанна по отношению к наследию консерваторов XIX в. Для определения места государственной концепции О. Шпанна среди идей других представителей «консервативной революции» мы использовали сравнительный метод. Для выделения более узких проблем и анализа их развития в хронологической последовательности мы использовали проблемно-хронологический метод.
Важный вклад в изучение интеллектуальной истории внесла так называемая «история идей» - направление, начало которому положили и, сформулированные американским историком А. Лавджоем1. Основной целью этого направления является изучение «идей-единиц» - в нашем случае таких, как «государство», «общество», «нация» - и их интерпретации разными идеологами «консервативной революции».
Lovejoy A. Reflections on the history of ideas/ A. Lovejoy II Journal of the history of ideas. 1940.-Vol. 1.- № 1.-P. 3-23.
Кроме этого, был использован социоантропологический метод. Он помогает связать возникновение новой идеологии с определённой группой немецких и австрийских интеллектуалов и с положением этой группы в обществе, её ценностями и той социальной ролью, которую она себе приписывала. Социоантропологический метод помогает связать возникновение новой идеологии с определённой группой немецких и австрийских интеллектуалов и с её положением в обществе, её ценностями и той социальной ролью, которую она себе приписывала. Из исследователей, этого метода придерживался Ф. Рингер' в определённой степени - М. Шнеллер2 и Р. П. Зиферле3.
Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественной историографии представлено целостное рассмотрение идейно-теоретических воззрений Отмара Шпанна, как идеолога «консервативной революции». В исследовании были привлечены не изученные в отечественной историографии источники и исследовательская литература немецких и австрийских авторов. В диссертации также путём сравнения взглядов О. Шпанна и его современников выделены особенности его мировоззрения, подчёркнута важность влияния как современной ему политической ситуации, так и духовной традиции немецкого и австрийского романтизма.
Источниковая база исследования включает в себя следующие группы:
Во-первых, это основные произведения самого О. Шпанна, посвященные политической и социальной проблематике: «Истинное государство», «Общественное учение», «Философия истории», а также национальной, религиозной и культурной проблематике — «Что есть
Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Немецкое академическое сообщество, 1890-1933 / Ф. Рингер // Новое литературное обозрение. - 2002. - №53.- С. 108-158.
2 Schneller М. Zwischen Romantik und Faschismus: der Beitrag Othmar Spanns zum
Konservatismus In der Weimarer Republik/M. Schneller. - Stuttgart, 1977.
3 Sieferle R. P. Die Konservative Revolution/R.P.Sieferle. - Frankfurt am Main, 1994
немецкое?», «Философия искусства», «Мистическая философия Мейстера Экхарта»1.
Следующей важной группой источников являются работы современников О. Шпанна - представителей «консервативной революции»: О. Шпенглера, К. Шмитта, А. Мёллера ван ден Брука, Э. Ю. Юнга, X. Церера, М. Шпана. Использовались также работы X. Риля, X. Фрайера, X. Браувейлера, М. Бёма, Я. Бакса, В. Хайнриха, В. Андрее2.
В третью группу источников входят работы мыслителей, которые были так или иначе связаны с «консервативной революцией» или разрабатывали схожую проблематику: Ф. Теннис, В. Зомбарт, М. Шелер, Ф. Науманн, Н. Бердяев, Ф. Майнеке, Э. Трёльч, Э. Никиш, Т. Манн, М. Хайдеггер .
1 Spann О. Der wahre Staat I О. Spann. - Graz, 1972; Spann О. Gesellschaftslehre I O. Spann. -Leipzig, 1923; Spann 0. Geschichtsphilosophie I O. Spann. - Jena, 1932; Spann O. Was ist Deutsch? I 0. Spann. - Leipzig, 1922; Spann O. Kunstphilosophie I O. Spann. - Graz, 1973; Spann O. Meister Eckeharts mystische Philosophie 10. Spann. — Graz, 1973.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2 / О. Шпенглер. - М., 1998; Шпенглер О. Пруссачество и социализм / О. Шпенглер - М., 2002; Шмитт К. Политическая теология / К. Шмитт. - М., 2000; Schmitt С. Politische Romantic I С. Schmitt. - Miinchen-Leipzig, 1919; Moller van den Brack A. Das Dritte Reich. - Hamburg, 1935; Jung Edgar Julius. Die Ilerrschaft der Minderwertigen I E.J.Jung. - Berlin, 1930; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Heft 10.- 23 Jahrgang. -Januar 1932 - S. 777-800; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Deutschlands Weg in der Engpass - Heft 11.-23 Jahrgang. - Februar 1932 - S. 857-873; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Der Sinn der Krise/Heft 12 - 23 Jahrgang. - Marz 1932 - S.937-957; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Worum geht es? — 24 Jahrgang. - Heft 7. - October 1932 - S.529-537; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Die Etappe Papen. - 24 Jahergang. - Heft 8. - November 1932. - S. 627-635; Zehrer H. Die eigentliche Aufgabe/ H. Zehrer II Die TAT: unanhanige monattschrift zur gestaltung neuer Wirklichkeit. - Deutschland ohne Hindenburg. - 24 Jahrgang - Heft 8 - Dezember 1932 - S. 721-727; Spahn Martin. Fur fur Reichsdanken I M. Spahn. - Berlin-Bonn, 1936.; Riehl Hans. Der Kampf um den standischen Staat I H. Riehl II Alpenlandische Heimatswehr - Marz 1930. - S. 29-41; Freyer Hans. Das soziale Ganze und die Freiheit der Einzelnen unter den Bedingungen des industrielen Zeitalter I Hans Freyer. - Gottingen, 1930; Brauweiler Heinz. Berufsstand und Staat I H. Brauweiler. -Berlin, 1925; Bolim M. Das Eigenstiindige Volk I M. Bohm. - Gottingen, 1932; J. Baxa. Einfiihrung in die romantische Staatswissenschaft I J. Baxa. - Jena, 1931; Heinrich W. Soziale Frage I W. Heinrich. - Jena, 1928; Heinrich W. Staat und Wirtschaft I W. Heinrich. - Berlin-Wien, 1931; Andrae W. Fur und wieder der Standestaat IW. Andrae. — Jena, 1931.
Теннис Ф. Общность и общество/ Ф. Теннис — СПб., 2003.; Зомбарт В. Современный капитализм / В. Зомбарт. - М.-Л. 1931; Зомбарт В. Буржуа / В. Зомбарт. - М., 1994; Зомбарт В. Социология / В. Зомбарт. — М., 2003; Зомбарт В. Современный капитализм / В.
12 Следует дать краткую характеристику первой группы источников: «Истинное государство» (1921) - наиболее известная и важная для анализа политических взглядов автора работа Шпанна. Этот труд возник как обобщение курса лекций, прочитанных Шпанном в Венском университете в начале 20-х годов. В этой работе отражены и общефилософские взгляды Шпанна, и отношение к другим политическим учениям, и собственно план устройства «идеального государства» - его властных структур, социального членения, экономики, культуры. В течение всей своей научной и политической карьеры Шпанн почти не отступал от принципов «Истинного государства», эта книга стала манифестом его убеждений. "Общественное учение»" (1923) - работа, также важная для понимания общественно-политических взглядов Шпанна, в которой, как и в "Истинном государстве", автор объясняет свою теорию общества. В «Общественном учении» Шпанн также даёт своё понимание роли личности в обществе, критикует индивидуализм. "Философия истории"(1932) - работа, посвященная закономерностям исторического процесса, где Шпанн обосновывает свою идею истории как общего культурного фона, предопределяющего совершенно конкретные формы для данного общества. По мнению Шпанна, прошлое имеет огромную силу - в этом он близок некоторым своим современникам, например М. Хайдегеру. «Что есть немецкое?»4 (1922) -небольшая брошюра, которая представляет собой доклад, прочитанный О. Шпанном в Лейпциге. Эта публикация очень важна, так как в ней Шпанн сформулировал свою идею нации. Так как различие трактовок понятия
Зомбарт. - М.-Л., 1931; Scheler М. Die Wissenformen und die Gesellschaft / M. Scheler -Bern-Mtinchen, 1960; Науманн Ф. Срединная Европа / Ф. Науманн - М., 1918. Бердяев Н. Новое средневековье / Н. Бердяев - М., 1994. ; Майнеке Фр. Возникновение историзма / Ф. Майнеке. - М., 2004; Трёльч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории / Э. Трёльч - М., 1995; Niekisch Е. Gedanken iiber deutsche Politik / E. Niekisch - Dresden, 1924; Манн Томас. Письма / Т. Манн - М., 1975; Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М., 1997; Хайдеггер М., Ясперс К. Переписка, 1920-1963 / М. Хайдеггер, К. Ясперс. - М., 2001.
1 Spann О. Die wahre Staat / О. Spann. - Graz, 1972.
2 Spann О. Gesellschaftslehre / О. Spann. - Leipzig, 1923.
3Spann O. Geschichtsphilosophie / O. Spann. -Jena, 1932. < ' v
4 Spann O. Was istDeutsch? I O. Spann-Egerund-Leipzig, 1922.
13 «нация» было основным водоразделом между национал-социалистами и «младоконсерваторами», то понимание О. Шпанном нации помогает определить, были ли его идеи в действительности близки национал-социализму. «Значение сословной идеи»1 - своеобразный манифест сословного государства. Это доклад, почитанный 9 июня 1933 г. в Риме, на заседании «Национальной фашистской конфедерации торговли». «Значение сословной идеи» представляет собой сжатый вариант тех идей, которые были высказаны уже в «Истинном государстве». Но, в отличие от «Истинного государства», эта работа ориентирована на реальную политическую обстановку в Италии.
Вторая группа источников представлена теми произведениями «революционных консерваторов», в которых наиболее детально разработана концепция государства и общества. «Пруссачество и социализм» (1918)" -небольшая книга, в которой Шпенглер отозвался на события первой мировой войны и революции. Она отражает негодование философа по поводу начавшейся складываться Веймарской политической системы. Шпенглер предлагает следовать тем традициям, которые, по его мнению, были издавна характерны для Германии. Отсюда вытекала главная идея «консервативной революции»: политическая система должна быть не воплощением в жизнь искусственных, принесённых извне конструкций (такой Шпенглеру казалась парламентская демократия), а органическим продолжением сложившейся традиции.
«Третий Рейх» А. Мёллера ван ден Брука , опубликованный в 1923-м г., был одним из наиболее популярных произведений как в 20-е гг., так и в первые годы после прихода Гитлера к власти. Эта работа написана очень ярким, пафосным слогом, вызывающим в памяти стиль Ницше. Главное, что звучит в этом, пожалуй, наиболее радикальном и «революционном» изо всех произведений «консервативных революционеров» - это потребность в
1 Шпанн О. Значение сословной идеи / О. Шпанн. - ()
2 Шпенглер О. Пруссачество и социализм / О. Шпенглер. - М., 2002.
3 Moller van den Brack A. Das Dritte Reich / A. Moller. - Hamburg, 1935.
14 создании совершенно новой государственной идеи. На примере книги Мёллера ван ден Брука мы видим, как государственная идея стала сливаться с религиозной.
Очень близка к «Истинному государству» О. Шпанна книга Эдгара Юлиуса Юнга «Господство неполноценных» (1927 г.)1. Эта книга представляла собой развёрнутую «программу действия» для его единомышленников. В этой работе была отражена точка зрения «консервативного революционера» практически на все проблемы Веймарской республики, а так же дана развёрнутая картина государства-утопии, устройства, которое, по мнению автора, было способно вернуть не только Германию, но и всю Европу к нормальному развитию. Как и «Истинное государство», работа Юнга является ярким примером утопического мышления, свойственного немецким консерваторам эпохи Веймара.
«Политическая теология» (1922) К. Шмитта - скорее беспристрастное исследование, чем политический манифест. В нём К. Шмитт доказывает свою главную идею: силы государства может поддержать только вера в определённые ценности (нации, монархии, государства самого по себе), а не соображения о «разумности» и «эффективности» государственного аппарата. Вместе с тем Шмитт не отрицает, что и столь ненавидимые младоконсерваторами либерально-демократические и социалистические ценности могу дать обществу новые силы, но только на очень короткий срок. Его же «Политический романтизм»(1919) - исследование развития романтического консерватизма в Германии.
Из числа работ М. Шпана мной использовались следующие: «Государство и общество в Германии» (1915), «Государство или империя?»
1 Jung Е. J. Die Herrschaft der Minderwertigen: ihr Zerfall und ihre Ablosungen durch ein neues
Reich / E. J. Jung. - Berlin, 1930.
2 Шмитт К. Политическая теология / К. Шмитт. - М., 2000.
3 Schmitt С. Politische Romantic / С. Schmitt. - Munchen, 1919.
15 (1925), «От народа к нации» (1925)1. Это «экскурсы» в историю немецкого государства и общества, написанные с целью найти наилучшую форму политического устройства для Германии.
В числе других источников этой группы нами использовались статьи Г. Церера - редактора «Ди Тат», одного из основных печатных органов «консервативной революции». Статьи Г. Церера - важный источник, проливающий свет на эволюцию политических взглядов «революционных консерваторов. Мы обращались и к работам других консервативных революционеров, где так или иначе была раскрыта тема государства, общества, авторитета, сословия: «Профессиональное сословие и государство» (1925) Ханса Браувейлера , «Самобытный народ» Макса Бёма (1932)3, «Борьба за сословное государство» X. Риля (1930) «Сословное государство: за и против» В. Андрее4; «Государство и хозяйство» и «Социальный вопрос» В. Хайнриха6.
Третья группа источников охватывает, как мы уже отметили, работы тех современников «консервативной революции», которые или были в отдельных аспектах своего мировоззрения идейно связаны с этим течением, но полностью к нему не примыкали (В. Зомбарт, Т. Манн, М. Хайдеггер, Э. Никиш), либо, находясь на иных мировоззренческих или политических позициях, в некоторых чертах исходили из тех же установок, что и консервативные революционеры. К последним можно отнести таких разных мыслителей и политических деятелей, как Ф. Науманн, Ф. Теннис, М. Шелер, Л. фон Визе. Работы Вернера Зомбарта важны и как отражение христианско-социалистической точки зрения на экономическое развитие Германии, и как взгляд современника на развитие общественных наук в Германии в
1 Spahn М. Staat und Gesellschaft in Deutschland: Reich oder Staat? / M. Spahn II Uber
Reichgedankes. - Berlin - Bonn, 1936. - S. 120 - 134.
2 Brauweiler II. Berufstand und Staat / H. Brauweiler. - Berlin, 1925.
3 Bohm M. H. Das Eigenstadische Volk / Bohm M. H. - Gottingen, 1932.
4 Andreae W. Fur und wieder der Standestaat / W. Andreae. — Jena, 1935.
5 Heinrich W. Staat und Wirtschaft / W. Heinrich. - Berlin-Wien, 1931.
Heinrich W. Die soziale Frage / W. Heinrich. - Jena, 1934.
описываемый период. Мы обратились к следующим произведениям Зомбарта: «Современный капитализм»1, «Социология». Работы Зомбарта симптоматичны ещё и в том, что являются наиболее характерным примером неопределённости чувств немецкой интеллигенции. Из произведений Хайдеггера мы обратились к его работе «Бытие и время»", где для нас важно его понимание истории. Из работ М. Шелера мы использовали «Формы познания и общество»3. Для того, чтобы показать связь идей О. Шпанна, в особенности понятия «общности», с основными социлогическими теориями его времени, мы использовали работы М. Вебера4, Ф. Тенниса5, Л. фон Визе6. Визе6.
- Степень изученности темы. В зарубежной науке «консервативная революция» исследована достаточно широко, но работ, посвященных деятельности О. Шпанна, существенно меньше. Работы, использованные нами в исследовании, можно разделить на несколько групп.
Во-первых, это работы, непосредственно посвященные жизни и деятельности О. Шпанна: К. Зигфрид, М. Шнеллер, Ю. Л. Аркан7.
Во-вторых, это работы, освещающие «консервативную революцию»: К. Зонхаймер, П. Кондулис, С. Бройер, К. Зиферле, А. Молер, С. Артамошин8.
Зомбарт В. Современный капитализм/ В. Зомбарт. - М. - Л., 1931.; Зомбарт В. Социология / В. Зомбарт. - М., 2003. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М., 1997.
3 Scheler М. A. Die Wissenformen und die Gesellschaft / M. A. Scheler. - Bern, 1960.
4 Вебер M. Избранное. Образ общества / M. Вебер. - М., 1994.
5 Теннис Ф. Общность и общество / Ф. Теннис. - СПб., 2002.
6 Wiese, L. von. Soziologie: Geschichte und Hauptprobleme / L. Von Wiese. - Berlin-Leipzig,
1927.
7 Schneller M. Zwischen Romantik und Faschismus: der Beitrag Othmar Spanns zum
Konservatismus in der Weimarer Republik / M. Schneller. - Stuttgart, 1977; Siegfried K.-J.
Universalismus und Faschismus: zur historischen Wirksamkeit und politischen Funktion der
universalistischen Gesellschaftslehre und Standestaatkonzeption Othmar Spanns / K. J. Siegfried
- Marburg/Lahn, 1973; Hammer H. Vom klerikalfaschistischen Stiindestaat und seinen
Kontinuitaten/H. Hammer - (: Аркан Ю.
Л. Опыт реконструкции «Философии истории» Отмара Шпанна / Ю. Л. Аркан. - СПб,
2003.
8 Sontheimer К. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik I K. Sontheimer -
Miinchen, 1978; Kondylis P. Konservatismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang /P.
Kondylis - Stuttgart, 1986.; Breuer St. Anatomie der Konservative Revolution / St. Breuer -
Darmstatt, 1993; Sieferle R. P. Die Konservative Revolution / R. P. Zieferle - Frankfurt am
17 Сюда же относятся работы, где «консервативная революция» рассматривается в контексте развития консервативных или националистических идей: это работы М. Грейффенхагена, К. Тёпнера, Ф. Штерна, К. Фрицхе, А. А. Галкина и П. Ю. Рахшмира, Дж. Моссе, X. Люббе, К. Верта, Г. Элея, Т. Иекера, Ф. Рингера, О. Ю. Пленкова, О. Данна и где описаны отдельные направления антидемократического движения - работы Ю. Ишиды, В. Петчины, Э. Деманта .
В-третьих, это работы, освещающие историю политических идей, комплекс которых так или иначе повлиял на «консервативную революцию» -консерватизма, национализма, государственной идеи Германии. В эту группу входят работы К. Маннхейма, В. Рибхегге, X. Аренд, А. Френкина, Г. Рормозера, Б. Андерсона, К. Хюбнера, Дж. Бройи, лорда Актона, К. Хюбнера, Э. Геллнера .
Main, 1994; Артамошин С. В. Идейные истоки национал-социализма/ С. В. Артамошин. -Брянск, 2002; Mohler A. Die Konservative Revolution in Deutchland: 1918-1932 / A. Mohler -Darmstadt-Stuttgart, 1999.
1 Greiffenhagen Martin. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland I M. Greiffenhagen. - Mtinchen, 1970; Topner K. Gelehrete Politiker und politisierte Gelehrte. Die Revolution von 1918 im Urteil deutscher Hochschullehrer / K. Topner. - Gottingen-Zurich-Frankfurt, 1973; Stern Fritz. Kulturpessimismus als Politische Gefahr I F. Stern -Bern-Stuttgart-Wien, 1973; Fritzche K. Politische Romantik und Gegenrevolution. Fluchtwege in der Krise der burgerlichen Gesellschaft. Das Beispiel des Tat Kreises IK. Fritzche - Frankfurt am Main, 1976; Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем / А. А. Галкин, П. Ю. Рахшмир - М., 1987; Mosse G. The Crisis of German Ideology / G. Mosse - New York, 1993; Ltibbe Hermann. Politishe Philosophic in Deutschland / H. Lubbe - Basel, 1993; Wcrth Christoph. Sozialismus und Nation. Die Deutsche Ideologie Diskussion zwischen 1918 und 1945 / C. Werth. — Darmstadt, 1996; Eley G. Wilhelminismus. Nationalismus. Faschismus / G. Eley — Miinster, 1996; Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии / О. Ю. Пленкой -СПб., 1997; Jaecker Т. Antidemokratische Denke in der Weimarer Republick: Edgar Jung und die Konservative Revolution / T. Jaecker. - Berlin, 1998; Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Немецкое академическое сообщество, 1890-1933 / Ф. Рингер // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 53. - С. 108-158.; Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770-1990 / О. Данн - СПб., 2003.
2 Demant Е. Hans Zehrer als Politischer Publizist / E. Demant. - Mainz, 1971; Fritzche K. Politische Romantik und Gegenrevolution. Fluchtwege in der Krise der burgerlichen Gesellschaft. Das Beispiel des Tat Kreises / K. Fritzche - Frankfurt am Main, 1976. Ishida Y. Jungkonservative in der Weimarer Pepublik. Der Ring-Kreis 1928-1933 / Y. Ishida - Frankfurt am Main-Bern-New York-Paris, 1988; Petzinna B. Erziehung zum Deutschen Lebensstil Ursprung und Entwicklung des jungkonservativen „Ring" — Kreises / B. Petzinna — Berlin, 2000. Маннхейм К. Человек и общество в век преобразования / К. Маннхейм — М., 1991; Ribhegge Wilhelm. Konservative Politik in Deutschland vor den Franzosischen Revolution bis zur Gegenwart/ W. Ribhegge. - Darmstadt, 1992; Арендт X. Истоки тоталитаризма / X.
't
В число использованной литературы включены произведения крупных представителей немецкого романтизма и почвенничества конца XVIII -начала XIX вв. Это произведение Новалиса «Христианство или Европа» -яркий пример католической утопии, идеализирующей феодальный уклад, а также «Немецкие письма» П. Лагардэ2 - работу, которая, с одной стороны, продолжает романтическую традицию, с другой — уже испытывает влияние расизма. В эту группу также включены произведения Г. Гегеля, так как созданная Шпанном концепция целостности возникла под влиянием гегелевских идей.
В-четвёртых, это работы, посвященные истории J Веймарской
республики: В. Р. Бергхан, У. Лакер, И. С. Галкин, С. Я. Драбкин, А. С. Патрушев, А. С. Патрушев .
В-пятых, нами были использованы работы, в которых анализируются проблемы истории и культуры Австро-Венгрии и Австрийской республики: О. И. Величко, Т. М. Исламов, Я. Шимов, У. М. Джонстон, А. Ю. Ватлин .
Арендт. - М., 1996; Френкин А. А., Рормозер Г. Новый консерватизм: Вызов для России / А. А. Френкин, Г. Рормозер - М., 1996; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М., 2001; Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. - М., 2001; Брони Дж. Подходы к исследованию национализма // Дж. Бройи /Нации и национализм. — М., 2002; Лорд Актон. Принцип национального самоопределения. / Лорд Актон // Нации и национализм. - М, 2002. - С. 26-52.; Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса/ Э. Геллнер // Нации и национализм. - С. 146 - 201;.
1 Novalis. Werke in einem Band/ Novalis. - Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1985.
2 Lagarde P. de. Deutsche Schriften / Paul de Lagarde. - Berlin, 1994.
3 Berghahn V. R. Der Stahlhelm. Bund der Frontsoldaten. 1918-1935 / V. R. Berghahn. -
Dusseldorf, 1966.; Laqueur W. Weimar: A cultural History / W. Laqueur. - New York, 1982.;
Галкин И. С. Создание Германской империи / И. С. Галкин - М., 1989; Патрушев А. И.
Миры и мифы Освальда Шпенглера / А. И. Патрушев // Новая и новейшая история. - 1996.
-№3.-С. 122-144.
4 Величко О. И. Политический католицизм и рабочее движение в Австрии / О. И. Величко.
- М., 1985; Исламов Т. М. Австро-Венгрия в Первой мировой войне: крах империи / Т. М.
Исламов // Новая и новейшая история. - 2001. - №5. - С. 58 - 66; . Шимов Я. Австро-
Венгерская империя / Я. Шимов - М., 2003; Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс.
Интеллектуальная и социальная история Австро- Венгрии, 1848-1938 гг. / У. М.
Джонстон. - М., 2004; Ватлин А. Ю. Австрия в XX веке / А. Ю. Ватлин. - М., 2006.
19 В-шестых, это работы, посвященные национал-социализму, хеймверу, консервативным политикам Австрии: X. Брахер, М. Китчен, Н. Шаусбергер, К. Фон Клемперер, Э. Вайнцирль, И. Кершау, К. Випперман1.
Непосредственно жизненному пути О. Шпанна посвящены, как мы уже упомянули, работы М. Шнеллера2 и К.-Й. Зигфрида3. В книге Шнеллера дано всестороннее описание жизни и деятельности Шпанна - биография, основные идеи, политическое влияние. М. Шнеллер связывает универсализм прежде всего с «консервативной революцией». Он подчёркивает преемственность между романтизмом и универсализмом. Универсализм, по его мнению, был в основных своих чертах (примат общего над индивидуальным, отрицание либерализма, вера в особую миссию отдельной нации) - авторитарной идеологией. При этом М. Шнеллер не отрицает различий, существовавших между национал-социализмом и универсализмом. Во-первых, это отстранённость, утопичность универсализма (национал-социализм, по мнению Шнеллера, был по сути "материалистической" идеологий), во- вторых - культ вождя, более ярко выраженный в идеологии национал-социализма, в-третьих - одни и те же принципы в одном случае объяснялись благом нации, в другом - выражением божественной воли. Но в целом Шнеллер подчёркивает, что политические концепции универсализма и национал-социализма имели немало общего.
В работе Зигфрида рассматривается политическая деятельность «Шпаннкрайса» — кружка учеников и единомышленников Шпанна. Зигфрид
1 Bracher Н. D. Die deutsche Diktatur: Entstehung, Struktur. Folgen des Nationalsozialismus I
H. D. Bracher - Bonn, 1969; Kitchen M. The coming of Austrian Fascism / M. Kitchen. -
London- Montreal, 1980; Klemperer K. von. Ignaz Seipel: Staatsman einer Krisenzeit I K. von
Klemperer. - Graz, 1986; Schausberger N. Der Grift nach Osterreich: der Anschluss / N.
Schausberger. - Wien-Munchen, 1988; Weinzierl E. Prtifstandt Osterreichs Katholiken und der
Nationalsozialismus / E. Weinzierl. — Modling, 1988; Kershaw Ian. Der NS-Staat. Gcschichts
interpretationen und Kontroversen im Uberblick / I. Kershaw. - Reinbeck bei Hamburg, 1994.
Випперман К. Европейский фашизм в сравнении / К. Випперман. — Новосибирск, 1997.
2 Schneller М. Zwischen Romantik und Faschismus: der Beitrag Othmar Spanns zum
Konservativismus in der Weimarer Republik / M. Schneller. - Stuttgart, 1977.
3 Siegfried K.-J. Universalismus und Faschismus: zur historischen Wirksamheit und politischen
Funktion der universalistischen Gesellschaftslehre und Standestaatskonzeption Othmar Spanns /
K.-J. Siegfried.-Marburg/Lahn, 1973.
20 прослеживает преемственность между политической традицией Австро-Венгрией и философией универсализма. Он отмечает черты, которые являлись для Австро-Венгрии отличительными - большое влияние аристократии, монархическая традиции, значение, которое имела католическая церковь. С окончанием Первой мировой войны эти черты перешли в новую консервативную идеологию, которая являлась видом политической "теократии". Зигфрид также отмечает слабость демократии в Австрии и силу "сословной" идеи для многих появившихся после войны политических учений (хеймвер, католические социальные учения, христианский социализм). В корпоративном строе австрийские консерваторы видели способ сгладить социальные и экономические противоречия. Но идеи Шпанна не могли быть реализованы по двум причинам - во-первых, из-за огромного количества противоречий в консервативных политических кругах, во-вторых - из-за централизаторских тенденций в политике, проводимой Дольфюсом, Гитлером и Муссолини (а это противоречило идеям Шпанна). Работа отечественного исследователя Ю. Л. Аркана посвящена историософским взглядам О. Шпанна. Аркан подчёркивает значимость работ Шпанна, посвященных философии истории, и новизну его подхода к этому вопросу1.
В отечественной историографии тема начала разрабатываться в конце 80-х гг. «Консервативная революция» как особое направление в консерватизме была рассмотрена в работе А. А. Галкина и П. Ю. Рахшмира «Консерватизм в прошлом и настоящем»". Следуя традиции марксистской историографии, они связывали это явление прежде всего с социальными факторами, с десоциализацией многих общественных групп (чиновников, военных, интеллигенции). Из числа отечественных исследователей следует назвать также О. Ю. Пленкова, А. Френкина, С. Г. Алленова, С. В.
Аркан Ю. Л. Опыт реконструкции «Философии истории» Отмара Шпанна / Ю. Л. Аркан. - СПб., 2003.
Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем / А. А. Галкин, П. Ю. Рахшмир - М., 1987.
Артамошина, В. А. Милиева1. О. Ю. Пленков рассматривает "консервативную революцию" как один из вариантов германского "мифа нации", который берёт своё начало ещё в творчестве романтиков. В своей работе он уделяет внимание и О. Шпанну, подчёркивая то значение, которое приобрела его концепция сословного государства. В определении мифа как выражения общей воли Пленков следует Ж. Нойраду, и ставит знак равенства между идеологией и мифом. Артамошин исследует консервативную революцию прежде всего в связи с её влиянием на национал-социализм. Этому же автору принадлежит также статья, в которой говорится об историографии "консервативной революции"". О «Консервативной революции» говорится также в совместной работе А. Френкина и Г. Рормозера3, где она рассматривается как «революция справа», попытка срединного пути между разными идеологическими направлениями -либерализмом, марксизмом, фашизмом. С. Г. Алленов в своей статье "Консервативная революция в Германии. К истории возникновения понятия и его ранних интерпретаций" пишет о русских источниках, где употребляется это понятие - в работах русского славянофила Ю. Ф. Самарина, а также в работах Достоевского, где он называет себя "революционером от консерватизма"4. С. Г. Алленов отмечает важность влияния русского культурного наследия на представителей немецкой "консервативной революции" - в частности, на А. Мёллера. Под "консервативной революцией" понималось, прежде всего, духовное обновление нации, "революция "справа" в её национальной, народной, немецкой разновидности"5. Эти идеи прозвучали в "Размышлениях аполитичного" Т. Манна, где "он объявил себя приверженцем нового
1 Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии / О. 10. Пленков - СПб., 1997; Алленов С.Г. Консервативная революция в Германии: к истории возникновения понятия и ранних интерпретаций / С. Г. Алленов - Исторические записки. Научные труды исторического факультета. - Воронеж, 1997. - Вып. 2. - С. 121 -127; Артамошин С. В. Идейные истоки национал-социализма / С. В. Артамошин. - Брянск, 2002; Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: автореф. дис. ...канд. филос. наук / В. А. Милиев. - Мурманск, 2006.
Артамошин С. В. Идея «консервативной революции» в Германии в годы Веймарской республики: к постановке проблемы / С. В Артамошин // Всеобщая история: современные исследования: межвуз. сб. науч. Тр. - Брянск, 2002. - С. 157-168.
Френкин А. А., Рормозер Г. Новый консерватизм: вызов для России / А. А. Френкин, Г. Рормозер. - М., 1996.
Алленов С. Г. Консерватизм и революция в Германии. К истории возникновения понятия и его ранних интерпретаций. - С. 121. 5 Там же.-С. 123.
консерватизма, в котором политические ценности будут заменены духовными"1. В очередной раз это понятие прозвучало в 1927 году, в речи австрийского поэта Г. фон Гоффманшталя. Это событие оказалось своеобразным знаком трагедии консервативной революции, переходом её идей на вооружение силам тоталитаризма. В диссертации В. А. Милиева рассматривается связь «консервативной революции» с традицией немецкого романтизма, раннего европейского консерватизма, а также с идеями «новых правых» второй половины XX в2.
Интерес к "консервативной революции" возник уже в послевоенные годы. В 1950 г. появляется одноимённая монография А. Мол ера . Автор сам был связан с консервативными кругами - некоторое время он был личным секретарём Э. Юнгера. В этой книге Молер даёт разносторонний анализ идеологии "консервативной революции" и её отдельных течений, в том числе и "младоконсервативного", к которому принадлежал Шпанн. Одним из ведущих исследователей в этой области является К. Зонтхаймер4. Его работа-анализ антидемократической мысли Веймарской республики, построенный по проблемному принципу. О. Шпанна Зонтхаймер упоминает в связи с тем, что идея "сословного государства" приобрела в Германии большую популярность в 1920-е-193 0-е гг. С. Бройер в работе «Анатомия консервативной революции» уделяет большое внимание «консервативной революции» как идеологии определённой общественной группы -интеллигенции, вышедшей из кругов среднего класса или чиновничества. Важно заметить, что Бройер подвергает сомнению само это понятие -«консервативная революция», считая, что это явление на самом деле представляло собой «новый национализм»5. Р.П. Зиферле, следуя Молеру, утверждает, что это явление было общеевропейским и знаменовало собой разочарование в либерализме, культе материального благосостояния и технического прогресса6. В Германии же "революционно консервативные" идеи приобрели такую популярность из-за того, что республиканская система
Алленов С. Г. Консерватизм и революция в Германии. К истории возникновения понятия и его ранних интерпретаций. - С. 125.
2 Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи.
3 Mohler A. Die Konservative Revolution in Deutschland: 1918-1932 /A. Mohler . - Graz,
Stuttgart, 1999.
4 Sontheimer K. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik I K. Sontheimer. -
Miinchen, 1994.
5 Breuer St. Anatomie der Konservativer Revolution / St. Breuer. - Darmstatt, 1993.
6 Sieferle R. P. Die Konservativer Revolution / R. P. Sieferle. - Frankfurt am Main, 1994.
23 не оправдала себя. В отличие от Молера и Зонтхаймера, Зиферле считает национал-социализм частью "консервативной революции". Совершенно с иных позиций подходит к проблеме "консервативной революции" П. Кондулис1. В отличие от Молера, Зонтхаймера, Зиферле, которые считали, что это явление было прежде всего бунтом против рационализма, Кондулис утвержает, что романтические лозунги были всего лишь маской. Истинный смысл "консервативной революции" заключался в оправдании интересов новой буржуазии. Из числа зарубежных исследователей следует назвать также американского историка Дж. Мосса. Его работа «Кризис немецкой идеологии охватывает достаточно длительный период от 70-х годов XIX века, когда Паулем де Лагардэ были заложены основы идеологии «фёлькиш», до 1933 года. Книга Мосса представляет собой многосторонний анализ проблемы. Рассматривая "младоконсерватизм" как продолжение традиции немецких "фёлькиш" конца XIX в , он анализирует самые разные влияния: молодёжное движение, консервативные утопии 1910-х годов, влияние событий Первой мировой войны. Для него одинаково важны политические, социальные, культурные аспекты этого явления. Ф. Штерн рассматривает «консервативную революцию» как реакцию на кризис культуры, наступивший с развитием капитализма . К. Фрицше в своей работе «Политическая романтика и контрреволюция» рассматривает деятельность Таткрайс - одного из важнейших объединений «консервативной революции» . М. Грейффенхаген рассматривает «консервативную революцию» в контексте идеалистической традиции немецкой философии, начало которой было положено в конце XVIII в5. К. Верт считает это явление явление одной из попыток соединить социалистическую идеологию с национальной6. Сравнительно недавно на русский язык была переведена работа Ф. Рингера «Закат немецких мандаринов. Немецкое академическое сообщество, 1890-1933 г.». Автор пытается выявить причины нечёткой или реакционной политической позиции немецкой интеллигенции. В аннотации
Kondylis P. Konservatismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang/ P. Kondylis. - Stuttgart, 1986.
2 Mosse G. The Crisis of German Ideology / G. Mosse. -New York, 1981.
3 Stern F. Kulturpessimismus als politische Gefahr IF. Stern. - Bern-Stuttgart-Wien, 1973.
4 Fritzche K. Politische Romantik und Gegenrevolution / K. Fritzche. - Frankfurt am Main,
1976.
5 Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland I M. Greiffenhagen. -
Munchen, 1970.
6 Werth Ch. Sozialismus und Nation / С Werth. - Darmstadt, 1996.
сказано, что «своей работой Ф. Рингер пытается оспорить две распространённые точки зрения на эту тему: представление о том, что нацисткая пропаганда была непосредственным продолжением работ немецких учёных, и противоположный подход, согласно которому академический мир служил последним оплотом перед лицом нацистских орд». Рингер считает, что надо искать социально-психологические причины такого поворота1. Работы Ю. Ишиды и В. Петчины посвящены историии Ринг-Крайс - одной из групп «консервативной революции», её идеологии и влиянию на политическую жизнь Веймарской республики .
В следующей группе работ следует обратить внимание, в первую
очередь, на работы К. Маннхейма «Утопическое сознание» и «Человек и
утопии в мире преобразования» . К. Маннхейм подчёркивает в создании
любой идеологии роль социальной группы, которой эта идеология создаётся
Причины, по которым интеллигенция в различных ситуациях принимает ту
или иную политическую идеологию, и роль интеллигенции в подготовке
почвы для тоталитарных режимов пытается определить и Ханна Арендт .
Работа В. Рибхегге посвящена политической борьбе консерваторов в
Германии . Отдельно следует упомянуть большую группу работ,
посвященных национализму. Это книга Б. Андерсона «Воображаемые
сообщества», в которой он подчёркивает роль нации как «культурного
артефакта»6, монография К. Хюбнера «Нация», в которой автор анализирует
проблему «идентичности» и «системных множеств» , работа Э. Геллнера
Рингер Ф. Закат немецких мандаринов / Ф. Рингер // Новое литературное обозрение. -2002.-№53. - С. 108-158.
Ishida Y. Jungkonservative in der Weimarer Republik; Petzinna Bertold. Erziehung zum Deutschen Lebensstil Ursprung und Entwicklung des jungkonservativen „Ring-Kreises" I Y. Ishida. - Frankfurt am Main -Bern-New-York-Paris, 1988.
Маннхейм К. Утопическое сознание; Человек и утопии в мире преобразования / К. Маннхейм // Утопии и утопическое мышление. - М., 1991.
Арендт X. Тоталитаризм / X. Арендт. - М., 1996.
Ribhegge W. Konservative Politik in Deutschland vor den Franzosischen Revolution / W. Ribhegge. - Darmstadt, 1992.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М., 2001.
Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. — М., 2001.
25 «Пришествие национализма»1, где национальный миф уподобляется классовому, работа О. Данна «Нации и национализм в Германии» , представляющая собой анализ немецкой национальной идеи от Священной Римской Империи до Объединённой Германии.
Другая важная группа исследований посвящена политической, социальной и культурной истории Веймарской республики. Из работ отечественных исследователей в первую очередь следует указать Я. С. Драбкина, А. С. Патрушева, В. А. Артёмова, В. Г. Баева. Работы Драбкина посвящены развитию политической системы Веймарской республики, в работах В. Г. Баева анализируются мемуарные источники , работы А. С. Патрушева (в частности, его монография о Вебере) анализируют развитие гуманитарных наук в Германии начала XX века - в частности, это касается развития немецкой социологии. Из работ зарубежных исследователей использовались работы Д. Лангевише «Либерализм в Германии», работы Ф. Йонаса и В. Р. Бергхана5, посвященные праворадикальным политическим силам Веймарской республики.
Из зарубежных исследователей большой интерес представляют работа У. Лакера "Культурная жизнь Веймарской республики», в которой возникновение новых политических идеологий — как «левых», так и «правых» - показано в контексте общего развития культуры Веймарской республики - как художественной, так и научной. Лакер также рассматривает академическую среду Германии, из которой и вышло большинство
Пришествие национализма. Мифы нации и класса/Э. Геллнер/ / Нации и национализм. -С. 146-201. 2 Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770-1990 / О. Данн. - СПб., 2003.
Баев В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919-1933 гг. в зеркале мемуарной литературы 60-80 гг. XX в. / В. Г. Баев. - Тамбов, 2002. 4 Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера / А. И. Патрушев. - М., 1992.
Langewiesche D. Liberalismus in Deutschland/D. Langewiesche. - Frankfurt, 1988; Jonas E. Die Volkskonservativen, 1928-1933/ E. Jonas. - Dusseldorf., 1965; Berghahn V. R. Der Stahlhelm / V. R. Berghahn. - Dusseldorf, 1966.
26 «консервативных революционеров», как особую субкультуру, и считает, что их позиция имела и социальную основу1.
Использовалась также литература, посвященная политическому и культурному развитию Австрии. Из числа отечественных исследователей первое место здесь занимают работы Т. Исламова и Я. Шимова, посвященные политической традиции Австрии. В статье Т. Исламова анализируются причины поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне и распада империи, в книге Я. Шимова «Австро-Венгерская империя»3 прослеживается эволюция политической системы и политической мифологии этого государства. Хотя период, последовавший за распадом империи Габсбургов, и не входит в хронологические рамки монографии, в заключении сказано о влиянии прежних идеалов на некоторые политические силы Австрийской Республики. Недавно издана в России монография У. М. Джонстона «Австрийский Ренессанс», посвященная интеллектуальной и социальной истории Австро-Венгрии и Австрийской Республики в 1848-1938 гг. В монографии описываются все проявления культурной жизни Австрийского государства. Основные направления, которые использует исследователь - это внутренняя история идей, социология мыслителей и социология ангажированных интеллектуалов4.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется его методологическая и источниковая база, освещается степень изученности социально-политических взглядов О. Шпанна, приводятся положения, выносимые на защиту, определяется
1 Laqueur W. Weimar: a Cultural History IW. Laqueur. -New York, 1974.
Исламов Т. M. Австро-венгрия в Первой мировой войне: крах империи / Т. М. Исламов// Новая и новейшая история. — 2001. - № 5. - С. 58-66.
Шимов Я. Австро-Венгерская империя / Я. Шимов. — М., 2003. 4 Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии, 1848-1938 / У. М. Джонстон. - М., 2004.
27 научная новизна, значимость поставленной проблемы для науки, отображается структура диссертации. Первая глава работы посвящена жизненному пути О. Шпанна, далее, влиянию общественно-политической ситуации в Германии и Австрии на развитие идейного комплекса «консервативной революции», наконец, политической деятельности «Шпаннкрайса». Первый параграф представляет собой изложение биографии О. Шпанна. Во втором параграфе рассматриваются предпосылки и развитие «консервативной революции» в 1918 - конце 1930-х гг. Наконец, в третьем параграфе рассматривается участие Шпанна и его учеников в политической жизни Австрии 1918-1938 гг., а также взаимоотношения «Шпаннкрайса» и НСДАП.
Во второй главе рассматривается социально-политическая доктрина О. Шпанна. Глава разделена на четыре параграфа. В первом параграфе анализируются истоки мировоззрения О. Шпанна. Во втором параграфе рассматриваются историософские взгляды Шпанна и их связь с его общефилософским мировоззрением. В третьем параграфе анализируется созданная О. Шпанном концепция «идеального государства». Четвёртый параграф посвящен сравнительному анализу общественно-политической концепции О. Шпанна с идеями его современников.
Практическая значимость темы.
Настоящая работа имеет значение для исследований в области изучения политической мысли, консерватизма, национализма. Работа посвящена мало известной в отечественной историографии фигуре, и способствует восполнению этого пробела. Работа может быть использована для написания обобщающих трудов по истории политической мысли и разработки спецкурсов.
Основные вехи биографии О. Шпанна
Идеолог «консервативной революции» Отмар Шпанн родился 1 октября 1878 года в Альтманнсдорфе, небольшом городке неподалёку от Вены. Его отец, средней руки предприниматель, владел небольшой бумажной фабрикой, дела на которой не всегда шли удачно. Немецкие исследователи, например, написавший подробную биографию Шпанна Курт Шнеллер, считают, что те повседневные проблемы фабричной жизни, с которыми Шпанну пришлось столкнуться в ранней юности, пробудили в нём интерес к общественным наукам.
В рассматриваемый период монархия Гасбсургов переживала период перестройки общественно-политической структуры после установления в 1867 г. дуализма: обострились национальные проблемы, набирало силу социалистическое движение (Шпанн как раз родился в год создания Чехославянской социалистической партии в Праге).
О детских годах будущего философа сохранилось не так много свидетельств. Известно, что он получил хорошее начальное образование. В 1898 году двадцатилетний Отмар поступает в Венский университет, бывший настоящей «Меккой» для студентов всей Австро-Венгрии. В течение последующих пяти лет он четыре раза меняет место учёбы - Вена, Цюрих, Берн, Тюбинген, таким образом, охватив весь германоязычный мир Европы. Среди его учителей были достаточно известные в своё время учёные: социолог Альберт Шэффле, государствовед Фридрих Юлиус Нойманн, под руководством которого Шпанн в 1902 году получает докторскую степень, Карл Менгер. Большинство из них придерживалось консервативных взглядов. Кроме того, Фридрих Нойманн был рьяным католиком. Общение с этими людьми в определённой степени повлияло на складывание убеждений самого Шпанна.
Отмар Шпанн начал свою научную карьеру с изучения статистики. С 1903 года он занимался статистическими исследованиями во Франкфурте-на-Майне. Экономика, статистика, социология - именно этими науками Шпанну приходилось заниматься на протяжении всей своей молодости. М. Шнеллер пишет, что «уже в ранних публикациях Шпанна чувствуется протест против эмпирических научных методов»1. Следует заметить, что в течение всей жизни Шпанн считал наиважнейшей своей задачей исследования в области экономики, народного хозяйства, то есть в тех отраслях, в которых идеалистический подход, как правило, считается неприемлемым.
В 1907 году Шпанн переезжает в Моравию, в город Брюнн - теперешнее Брно. Там он спустя два года получает должность профессора экономики народного хозяйства. Именно в этот период он делает первые шаги к созданию своей общественно- политической теории. В его ранних работах — «Теория народного хозяйства» (1911 г.) и «Краткая система обществоведения» (1914 г.) - уже заметно влияние универсализма. За год до начала Первой мировой войны он написал работу, посвященную военной проблематике - «О социологии и философии войны» .
В 1914 г. преподавательская карьера О. Шпанна была прервана начавшейся войной. Он был отправлен на Восточный фронт в чине лейтенанта и был ранен в Галиции. После демобилизации Панн состоял в незадолго до этого образованном в Вене комитете, занимавшемся делами военной науки. Он попытался вернуться в Брюнн, но после революции его изгнали оттуда чехи. Немецкая Южная Моравия оказалась в составе Чехословацкого государства, а местные немцы стали национальным меньшинством3. Шпанн сохранил отношения со своими земляками из Судет, некоторые из которых стали затем его учениками (Хайнрих, В.Брандт, Х.Рута и др.)- Взгляды Шпанна разделял и лидер судето-немецких сепаратистов К. Генлейн, а также правые судето-немецкие социал-демократы Э.Францель и В.Якш.
Вскоре после окончания войны жизнь Отмара Шпанна приобрела относительную стабильность. До 1938 года он занимал в Венском университете кафедру общественных наук. Занимая должность профессора Венского университета, он пишет свои основные работы: «Учение о категориях» (1924 г.) , «Творение духа» (1928 г.) . Отдельно следует назвать опубликованную в 1921 г. книгу "Истинное государство", программную работу, в которой Шпанн обосновывает свою государственную теорию. Отличительная черта работ Шпанна — это их абстрактность и отвлечённость. «Общество», «общность», «свобода», «судьба», «культура», «история» - всё это интересует его в первую очередь как философские категории или некие модели. В его работах сравнительно мало примеров конкретно-исторических воплощений этих моделей - в отличие от произведений О. Шпенглера с их огромным фактическим материалом, К. Шмитта с их динамикой, Э. Ю. Юнга с их постоянными отсылками к современности. Шпанн обращал внимание в первую очередь на структуры.
Современники вспоминают, что О. Шпанн был весьма популярным преподавателем, талантливым лектором, и поэтому многие студенты, (особенно те, которые были католиками по вероисповеданию), им восхищались. Вот как описывает тридцатилетнего Шпанна Эрнст фон Заломон: невысокий, худощавый человек, «смесь оторванного от жизни учёного и сноровистого политика»3, навязчивой идеей которого было объединить в своём учении огромное количество наук - географии, истории, философии, юриспруденции. Отмар Шпанн вместе со студентами создал нечто вроде кружка, который собирался у него дома каждое воскресенье.
Возникновение и развитие младоконсервативного движения в Австрии и Германии
Понятие «консервативная революция» достаточно условно, как и само понятие «консерватизм». Самое понятие «консервативного» может иметь разное содержание. Отметим, что понятия «младоконсервативное движение» и движение «консервативной революции» употребляются в нашем исследовании как взаимозаменимые. Они характеризуют представления тех мыслителей, групп исследователей, которые призывали к своеобразному «ренессансу средневековья», возврату к Западной Европе в ее «прежнем» смысле. Хотя мы не отрицаем, что между младоконсерватизмом и консервативными революционерами имелись определенные отличия.
По словам отечественного исследователя В. Н. Гарбузова, «одни видят в консерватизме определённый образ мышления, умонастроение, другие -стиль поведения, третьи - форму идеологии. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую философию, тип политики, ориентированные на защиту традиционных устоев общественной жизни» . С момента своего теоретического оформления в конце XVIII — начале XIX вв. содержание консерватизма как политической идеологии неоднократно менялось. Консерватизм часто утрачивал своё прямое значение - сохранение, и принимал иное - восстановление чего-то, ставшего достоянием прошлого, возвращение культуры на истинный путь. Так, А.А. Галкиным и П.Ю. Рахшмиром выделялись три варианта консерватизма: традиционалистский, идеализирующий дворянские устои, наиболее пессимистически настроенный в отношении современности, либеральный консерватизм, принимающий правила существующего общественного устройства, экстремистский, которому свойственны пропаганда авторитаризма и национализма . Немецкий исследователь К. Хордунг выделял следующие варианты консерватизма: либеральный, легитимистский, романтический, реально-политический. К. Биденкопфом выделяются лишь два вида консерватизма: ценностный и структурный. Иначе говоря, консервативная идеология может иметь два истока: стремление к сохранению неких жизненных идеалов и желание обеспечить стабильность и нормальное развитие общества. Эрнст Рудольф Хубер выделял следующие течения: сословный консерватизм, национальный консерватизм, социальный консерватизм и государственный консерватизм2.
Впервые понятие «консервативной революции» было сформулировано славянофилом Ю. Ф. Самариным, в Германии оно впервые прозвучало у Т. Манна в «Размышлениях аполитичного». Всё же наибольшую известность понятие «консервативной революции» приобрело после выступления в 1927-м году перед студентами Мюнхенского университета австрийского поэта Г. Гофманшталя. Гофманшталь понимал под «консервативной революцией» создание политического единства, основанного на синтезе национализма и духовных ценностей. Исследователи «консервативной революции» Германии и Австрии 1920-х - 1930-х годов (зарубежные - А. Молер, К. Зонтхаймер, Р. П. Зиферле, и отечественные - С. Г. Алленов, О. Ю. Пленков, С. В. Артамошин) имеют различные точки зрения на хронологические рамки "консервативной революции", на её состав, на то, что являлось объединяющим звеном для всех консервативных революционеров, на связь между консервативной революцией и национал - социализмом, наконец, на историю возникновения этого понятия, вокруг которого ведётся столько споров. Эти споры подтверждают, что понятие «консерватизм» достаточно условно — по словам П. Б. Струве, консерватизм есть чисто формальное понятие, могущее вместить в себя какое угодно содержание. По классификации отечественного исследователя Я. Френкина, «консервативную революцию» можно отнести к романтическому консерватизму. Но, как можно будет убедиться в дальнейшем, взгляды немецких правых далеко не всегда соответствовали данной Френкиным характеристике. Идеи О. Шпанна имеют черты «католического консерватизма» и «романтического».
Если национал-социализм был «массовой партией», то идеи консервативной революции были достоянием более узкого круга интеллигенции. А. Молер называет деятелей «консервативной революцией» «троцкистами национал-социализма»1, подчёркивая, что их идеи имели не столько политическое, сколько культурное значение. Сила консервативной революции была силой идеи. Молер подчёркивает в германской «Консервативной революции» особую силу «германской идеи»- во-первых, преданность национальной философской традиции, во-вторых - то огромное значение, которое придавалось германскому государству и германской нации. А. Молер выделял пять кругов «консервативной революции»: младоконсерваторы, «бюндиш», национал-революционеры, «фёлькиш», движение крестьянского наследия2. Этой типологии следует и отечественный исследователь О. Пленков, причисляя Шпанна к «младоконсерваторам» . Молер считает, что младоконсерваторы были в меньшей степени «революционерами», чем другие деятели «консервативной революции» (например, фёлькиш и национал-революционеры). В их мировоззрении главную роль играла не столько идея революции, сколько идея нового типа государства. В качестве нового идеала они выдвигали не народ или расу, но «государство» - «рейх». Один из ведущих современных зарубежных исследователей в этой области, К. Зонтхаймер, отделят «консервативную революцию» от национал-социалистов, революционных националистов, фёлькиш. Для него это была достаточно узкая группа политических мыслителей, практически совпадающая с той, которую Мёлер называл младоконсервативной. Зонтхаймер относил деятелей «консервативной революции» к националистам, но это были так называемые «младонационалисты»1. Другой немецкий исследователь, Р. П. Зиферле очень большое внимание уделяет составу консервативной революции, в частности - такому болезненному вопросу, как включение национал-социалистов в это течение. Исследователь считает, что окончательное определение национал-социализма как неотъемлемой части «консервативной революции» - вопрос времени. Сам Зиферле, однако, считает, что национал-социализм был частью консервативной революции . Он предлагает следующую типологию «консервативной революции» - «фёлькиш», «национал-социалисты», «национал-революционеры», и «философия жизни» и «биологическое направление» . В отличие от Молера, Зиферле, составляя свою типологию, имел в виду не столько конкретных деятелей, конкретное объединение, сколько определённый комплекс идей, задававших тон в общественно политических кругах, занимавших антивеймарскую позицию. По мнению Зиферле, ни одна из групп консервативной революции не имела единого мировоззренческого источника. Имеет смысл говорить лишь о преобладании определённой идеи, но не о господстве её. В работе С. Бройера «консервативная революция» характеризуется как новый национализм, который отличается от старого национализма тем, что идея нации в нём получает особое, сакральное значение.
Истоки государственно-политической концепции Шпанна
Основные исследователи философского наследия О. Шпанна - М. Шнеллер, К. Й. Зигфрид1 - выделяют большое число источников философской системы О. Шпанна, называя в связи с этим множество имён: Платон, Аристотель, Лао-цзы, Августин Блаженный, Фома Аквинский, представители немецкой классической философии - Г. Гегель, Г. Э. Шталь, немецкие романтики (прежде всего - Адам Мюллер). Основные «пласты», которые можно здесь выделить - это античная (и древнекитайская философия, средневековая философия, немецкая классическая философия, романтизм. Но, исследуя то, как складывается мировоззрение того или иного мыслителя, следует обратить внимание не только на его непосредственный круг интересов. Необходимо почувствовать духовный климат поколения, к которому этот человек принадлежал.
В предыдущей главе уже было сказано о духовных истоках консервативной революции. О. Шпанн испытал влияние тех же мыслителей, что и его немецкие современники. В своей работе «Истинное государство» в числе философов, создавших концепцию универсализма, он называл следующие имена: И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Новалис, братья Шлегели, Адам Мюллер, Ф. фон Баадер2.
Идея общества, чётко разделённого на несущие определённые функции группы, существует ещё со времён античности. Если говорить об «античном» влиянии на Отмара Шпанна, то можно вспомнить имена Сократа, Платона и Аристотеля. Конечно, сложно говорить о преемственности при таком огромном временном разрыве, зато вполне справедливо предположить, что платоновская утопия, или, как называл её К. Поппер, «платоновский соблазн» , на протяжении веков много раз оживал и по-разному осмыслялся.
Платон считал, что отдельная личность не может обеспечить своих потребностей, и поэтому появляется государство. Платону принадлежит идея «идеального государства», которое и должно было обеспечить наиболее правильное удовлетворение потребностей. Общество в таком «идеальном государстве» подчинено строгой иерархии. Ступенями этой иерархии являются «правители» (философы), «стратеги» (воины), «производители» (земледельцы и ремесленники). «Сословиям» соответствуют «добродетели» мудрость, храбрость и умеренность. Четвёртая добродетель -«справедливость» - является общей, и связывает сословия воедино, обеспечивая прочность государства .
Другим важным источником мировоззрения О. Шпанна была европейская средневековая философия. К. Шнеллер это объясняет так: «В принципе иерархии, в сословном устройстве и в аналогии государства и организма у Отмара Шпанна можно найти сходство со средневековым устройством» .
Романтики конца XVIII столетия, разочаровавшись в идеалах Просвещения, стали искать «золотой век» в Средневековье. Конечно же, «средневековье» в представлении каждого обратившегося к нему мыслями человека было разным, но существовали и общие "штампы". Романтическому сознанию средние века представлялись временем общего благочестия, высокой духовности, и, с одной стороны, с ним связывались мысли о суровом общественном порядке, с другой - о какой-то необыкновенной полноте бытия и свободе, которую современный человек утратил. Уже в эпоху романтизма наряду с восхищением готическими соборами и старинными легендами появилось и желание возродить элементы средневекового общественного устройства, так как именно оно казалось залогом гармоничной жизни, спасением от мелочности и бездуховности «века просвещения».
Конечно же, О. Шпанна прежде всего интересовало то, каким средневековые философы видели идеальное общество. Он был хорошо знаком с работами как наиболее известных из них - Аврелия Августина, Фомы Аквинского, так и менее известных авторов.
Особенно хотелось бы отметить то впечатление, которое произвели на Отмара Шпанна работы Аврелия Августина. Современные исследователи философии Аврелия Августина часто говорят о том, что на протяжении многих веков, вплоть до современности предпринимались попытки возрождения его идей в практически неизменном виде. На Августина ссылались как католические, так и протестантские религиозные философы начала двадцатого века. Отмар Шпанн, как уже говорилось в первой главе, испытал сильное влияние католических религиозных философов.
Аврелий Августин был первым, кто чётко сформулировал средневековую религиозную идею государственного устройства: неравенство является стороной иерархической структуры общественного механизма, созданного богом; земная иерархия - отражение иерархии небесной, "монархом" которой является бог. По мнению некоторых современных медиевистов - в первую очередь здесь следует назвать школу «Анналов» - эта идея послужила не только основанием для многих более поздних средневековых мыслителей, но и отразилась в сознании человека средневековья.