Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 7
1. Источниковедческий обзор 7
2. Историографический обзор ...18
ГЛАВА II. КУЛЬТЫ ГЕРОЕВ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 33
1. Герои в мифологии греков 33
2. Культы героев в Древней Греции 44
3. Образ Ахилла в мифологи и религии Древней Греции 54
4. Образ Геракла в мифологи и религии Древней Греции 65
ГЛАВА III. КУЛЬТ АХИЛЛА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ 81
ч1. Проникновение культов Ахилла и Геракла в Северное Причерноморье 81
2. Культ Ахилла на острове Левке 86
3. Распространение культа Ахилла в Ольвийском государстве 100
4. Почитание Ахилла в Херсонесе, на Боспоре и в Неаполе Скифском 111
5. Характер культа Ахилла в Северном Причерноморье 116
ГЛАВА IV. КУЛЬТ ГЕРАКЛА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ 130
1. Почитание Геракла в Ольвийском государстве ...ЛЗО
2. Культ Геракла в Херсонесском государстве. 134
3. Распространение культа Геракла в Боспорском государстве. 148
4. Характер культа Геракла в Северном Причерноморье 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
Список сокращений 175
Список источников и использованной литературы 176
ПРИЛОЖЕНИЯ 206
- Источниковедческий обзор
- Культы героев в Древней Греции
- Распространение культа Ахилла в Ольвийском государстве
Введение к работе
Древнегреческая мифология донесла до наших дней имена многих героев, чьи подвиги хорошо известны - Геракл, Персей, Тесей, Одиссей Ахилл, Беллерофонт и многие другие. В честь них воздвигались святилища, храмы, строились алтари, жертвенники, сооружались статуи, приносились жертвы, посвящались надписи. Мифологические свидетельства о героях были известны с периода средневековья и на протяжении длительного времени являлись источником многочисленных романов, полотен художников, произведений скульпторов. Особый интерес к религиозной жизни Греции - в том числе и к культу героев - возник в XIX в., со времени первых раскопок, когда сведения античных авторов дополнялись археологическими находками (развалинами святилищ, храмов, памятниками изобразительного искусства). Эта тема разрабатывалась в исследовательской литературе, преимущественно зарубежной, на протяжении XIX - XX вв., и не потеряла своей важности до настоящего времени.
Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из магистральных направлений в исторической науке является изучение взаимодействия культур Древней Греции и Северного Причерноморья. В этой связи особый интерес вызывает изучение религиозной идеологии древних эллинов, в том числе культов героев, существовавших во зсем_античном мире. В греческом мире наиболее известными и почитаемыми героями были Ахилл и Геракл, культы которых были перенесены в ходе греческой колонизации в Северное Причерноморье. Тщательное изучение их культов, как в Элладе, так и в причерноморском регионе, позволяет расширить представление об отношениях между метрополией и колониями, а также проследить культурные связи местных жителей и греков колонистов. Греческих переселенцев привлекали в этих героях их защитные функции, покровительство вновь образованным полисам, а также земледелию, ремеслу, торговле, военному делу
4 и т.д. Мифологическая традиция связывала с Северным Причерноморьем и посмертное существование героев. Большую роль в распространении культов Ахилла и Геракла сыграло присутствие героев с аналогичными функциями в среде местного варварского населения.
Несмотря на обширную историографию, посвященную Ахиллу и
Гераклу, некоторые аспекты их культа изучены еще недостаточно полно. Так,
не были четко сформулированы причины возникновения и характерные
особенности героического культа в Греции, а также культов Ахилла и Геракла
в Северном Причерноморье. В культах этих героев в причерноморских
колониях не были выявлены их сходные и отличные черты. Многочисленные
исследования также не давали общую характеристику мест поклонения этих
героев в данном регионе. Не всегда в научной литературе были затронуты и
более частные вопросы - к ним относятся исследование хтонических черт,
связывающих героев с подземным миром, водными стихиями, идеями
плодородия, много неясностей имеется в обрядовой стороне культа героев.
1 Основная цель исследования состояла в изучении специфики культов
Ахилла и Геракла в Северном Причерноморье, где они достигли наибольшего расцвета и заметно трансформировались. В диссертации поставлены и решаются следующие задачи:
Проследить истоки возникновения культа героев в Древней Греции; выяснить их происхождение и сущность;
Изучить места почитания Ахилла и Геракла на территории северопонтийских полисов - в городах и в сельской местности;
Исследовать культы Ахилла и Геракла в государствах Северного Причерноморья и показать их характерные особенности;
Провести сравнительный анализ культов Ахилла и Геракла в Северном Причерноморье.
Научная новизна исследования заключается как в формулировке общей проблемы, так и в изучении ряда ее конкретных аспектов. Впервые в
5 отечественной историографии дается сравнительная характеристика культов Ахилла и Геракла на территории всего Северного Причерноморья, включая Ольвийское, Херсонесское и Боспорское государства. Расширен круг археологических, эпиграфических материалов, памятников изобразительного искусства в причерноморских колониях. Анализ культов героев позволяет выявить основные особенности религиозной жизни греческого населения данного региона. Изучение культов героев на северном берегу Понта Эвксинского было бы неполным без рассмотрения представлений древних греков о героях в мифологии и религии в Древней Греции. Именно этим и обуславливается выбор данной темы исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с рубежа VI в. до н.э. и по 1 в. до н.э., когда наиболее ярко прослеживается почитание Ахилла и Геракла. Нижняя граница (VT в. до н.э.) определяется возникновением греческих колоний в Северном Причерноморье, и, соответственно, начальным этапом проникновения культов героев. Верхняя граница (1 в. до н.э.) обусловлена качественными изменениями в социально -политической жизни северопричерноморских государств, и, как следствие, складыванием принципиально иной картины религиозной жизни.
Методологической основой данной работы является комплексный подход к источникам, выражающийся в сочетании сведений письменной традиции, данных эпиграфики, нумизматики и разнообразного археологического материала. Выбор конкретных методов определяется целями и задачами работы. В работе использовался сравнительный метод - при изучении культов Ахилла и Геракла выявлялись их общие и особенные черты. Также был использован метод исторических реконструкций, поскольку отрывочность содержащихся в каждой конкретной группе данных источников может быть преодолена лишь путем их сопоставления. Кроме того, в работе использовался системный подход, т.е. вычленение отдельных проблем и их углубленное рассмотрение в широком круге источников.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении соответствующих разделов курсов лекций по истории древней Греции, разработке специальных курсов по культуре и религии Древней Греции и Северного Причерноморья, а также по проблемам античной культуры. Также, изучив религиозные представления северопонтийских греков, возможно восстановить характер героических культов в метрополии (поскольку аналогичный материал в Элладе нам не доступен).
Апробация работы. Основные положения и некоторые отдельные аспекты исследования были представлены в докладах и сообщениях на чтениях памяти Н.П.Соколова (Нижний Новгород, 2000г.), чтениях памяти С.И.Архангельского (Нижний Новгород, 2001г.), на I и II межвузовской конференции молодых ученых памяти В.Ф.Семенова (Москва,2002г.); на чтениях памяти B.C. Сергеева (Москва, 2003г.), а также Ломоносовских чтениях (Москва, 2003). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории древнего мира и средних веков Mill У.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Источниковедческий обзор
Основой исследования является комплексный подход к источникам, включающий в себя работу со следующими категориями источников, найденных в Греции и Северном Причерноморье: свидетельства древних авторов; данные эпиграфики и нумизматики; археологические находки, а также памятники изобразительного искусства.
Среди них ведущими следует признать сведения античных авторов. Они весьма разнообразны и обширны, и, в совокупности с другими видами источников, позволяют восстановить характер культов героев в Древней Греции. К сожалению, лишь в некоторых из них имеются свидетельства, касающиеся Северного Причерноморья (Геродот, Страбон, Диодор, Плиний Старший и др.). Вероятно, в Северном Причерноморье, по аналогии с другими областями Эллады, была создана последовательно развивающаяся мифологическая история, но она, как и многое другое, сейчас утрачена. Дошедшие до нас сведения разбросаны во времени и разнохарактерны. Тем не менее, в их трудах содержатся ценнные сведения о характере культов героев, в том числе об обрядовой стороне их почитания, о сакральных сооружениях, иконографии божеств.
Наиболее раннее свидетельство о существовании культа Ахилла и его перенесении в Северное Причерноморье на остров Левку содержится в «Эфиопиде» Арктина Милетского.1
Геродот2 оставил нам сведения о почитании Геракла как бога, о возведении к нему спартанскими царями своей родословной, о местах поклонения герою. Для нашего исследования большое значение имеет легенда
8 о Геракле и деве - змее, от которых пошел род скифов. Автор упоминает также о скифских богах, среди которых называет и Геракла. Кроме того, Геродот ловествует о жизни скифов, похоронных обрядах царей, о ритуалах и т.д. Его труд является уникальным источником наших знаний о фольклорных, религиозных, а также географических и этнографических представлениях греческих колонистов.
Диодор Сицилийский в «Библиотеке»3 приводит второй вариант легенды о деве - змее в Скифии, сохраненной у Геродота. Кроме того, у него также собраны мифы о происхождении героев и богов, их жизни и подвигах.
Конон4 в своем труде упоминал легенду, в которой Ахилл выступает как врачеватель. По словам автора, герой живет на острове Левка вместе со своей женой Еленой в окружении других героев. Это единственное свидетельство о почитании на Левке других героев, кроме Ахилла.
Особое значение для изучения характера культа Геракла имеет единственная боспорская легенда об Афродите Апатуре и Геракле, донесенная до нас Страбоном5. У этого автора также сохранились сведения о повсеместном почитании Геракла во всем античном мире, и другие свидетельства - например, о расположении мест, связанных с культом Ахилла в Северном Причерноморье. Так, о распространении его культа на Боспоре свидетельствует как вышеупомянутый миф, так и название селения Гераклий, которое по Страбону находилось около Мирмекия. Упоминает автор и о святилище Ахилла, находившемся на азиатской стороне Боспора, напротив Мирмекия.
Одним лз важнейших источников о культе Ахилла в Северном Причерноморье является «Естественная история» Плиния Старшего6. У него приводятся ценные сведения о Левке, а также о Тендровской косе (Ахилловом Дроме) - в том числе дается второй вариант интерпретации названия этого
9 полуострова. Очень важным свидетельством является упоминание Плиния о том, что другое название Левки было «Макарон», что позволяет предположить, что мифический Остров Блаженных с течением времени был локализован именно на острове Ахилла.
Весьма обстоятельные сведения о культурной, в том числе и религиозной жизни Ольвии послегетского времени, оставил в одной из своих речей Дион Хрисостом7. У него содержится прямое упоминание о том, что Ахилл в этом полисе почитался как бог, а также о существовании двух храмов, посвященных ему. Согласно Диону Хрисостому, один из храмов располагался в Ольвии, а второй «на острове». Последнее толкование до сих пор вызывают споры среди исследователей, но, по всей видимости, автор понимал под островом не Березань, а Левку. К сожалению, храм, посвященный Ахиллу, не был найден в ходе многочисленных археологических исследований - вероятно, он был разрушен еще в древности, однако сведения Диона показывают, сколь велика была популярность культа Ахилла в Северном Причерноморье.
Важные сведения, касающиеся храма Ахилла на острове Левка, а также легенды, связанные с самим островом и героем, сохранились в «Перипле Понта Эвксинского» Арриана . Автор также сохранил свидетельства культа героя на священном острове. В частности, только у Арриана сохранилось предание о том, что в этом святилище почитались и другие герои, в частности, Патрокл. Также Арриан упоминает о запрете ночевать людям на острове, о почитании героя мореплавателями, о богатейших подношениях в храм Ахилла на острове.
Еще одним писателем, сохранившим как мифические, так и реальные свидетельства о культе Ахилла на Левке, являлся Филострат Младший9. Он приводит оригинальный миф о возникновении самого острова, а также упоминает о супруге Ахилла Елене. Автор приводит сведения о расположении храма на острове, о его внутреннем убранстве и о традициях, касавшихся святилища героя.
Исследования культов героев невозможны без сведений античных авторов, связанных с религиозной жизнью различных городов Греции. В их трудах содержатся разнообразные данные о культах, ритуалах, святилищах и храмах.
Культы героев в Древней Греции
Культ героев своими истоками уходит в Микенскую эпоху, и первоначально был связан с культом мертвых или культом предков. Это находит свое объяснение в мифологии - т.к. век героев предшествовал, согласно Гесиоду, веку людей; и в то время все герои, согласно греческим представлениям, уже погибли в различных битвах и сражениях. Культы предков - это родовые культы, отправление которых восходит ещё к первобытнообщинному строю. Почитание предка было локальным, т.е. связанным с одним местом - с могилой основателя племени, клана или семьи.123 Культ предков проявляется в поклонении мертвому праху в постоянных и точно фиксированных формах, повторяющихся через определенные промежутки и выполняемых членами семьи из поколения в поколение. Вероятнее, что первоначально чтились места захоронения (% реальных людей, однако с течением времени могилы могли исчезнуть и # забыться. Но культ там сохранился, даже если память о похороненном человеке исчезла.125 Этот процесс берет свое начало, вероятно, в конце второго тысячелетия; он был длительным и происходил в течение нескольких столетий, однако, греки по-прежнему продолжали почитать культ предков наряду с появлением культа героев. Погребальный культ царей и знатных людей в конечном итоге также привел к появлению культа героев.126 После смерти правителей им поклонялось все местное население. Вероятно, это и могло дать толчок к возникновению культа героев. На это может указывать тот факт, что по первоначальным представлениям, дошедшим до нас из эпоса, герой являлся прежде всего знатным воином. Следовательно, культ героев имел своими w источниками культ предков и погребальный аристократический культ 127 микенского времени , из которого с течением времени и возникает всеобщее, а не только родовое почитание отдельных, прославившихся воинов. При этом, культ героев и культ предков, несмотря на частые совпадения и похожие формы ритуалов, различались между собой. Так, культ героев не ограничивался одной местностью, но мог выходить за его пределы и почитаться в других полисах.128 Распространение культа героев произошло в начале I тысячелетия до н.э. По-видимому, в нём сказалась идея божественного вознаграждения героев после смерти, продолжения их заступничества и покровительства людям.129 Уже с XI в. до н.э. шёл процесс почитания мифологизированных предков, и места поклонения связывались с мифической традицией, а не с реальной могилой. Из этих представлений, по-видимому, и формировался культ героев. Мифическим предком мог стать герой - личность, чья сила и влияние была так велика в течение его жизни, что его дух и после смерти мог обладать огромной властью и требовать к себе почтения и умилостивления. В таком случае ему поклонялись и как предку, и как герою. Такое почитание предков - героев могло вылиться в почитание героев в целом130. Кроме того, почитание какого-то забытого предка могло возобновиться уже как поклонение известному герою. Так, заброшенные могилы стали обретать новых «хозяев»131, а предки превращаться в героев . Именно в это время появляются герои - полисов. Так, Эллин стал считаться родоначальником всех греков, Ион - всех ионийцев, Дор - всех дорийцев, Кекроп и Эрехтей - всех афинян, Фороней - всех аргивян и т.д.133 Уже к концу IX - началу VIII вв. до н.э. среди представителей аристократии возникла традиция возводить свои родословные к героям. Ещё одной причиной широкого распространения культа героев в гомеровский период является то, что были времена военных столкновений и воинских доблестей, которые очень высоко ценились. Представления о героях как о воинах и их почитание вполне соответствовали духу этой эпохи. Особенностью культа героев являлось представление об их связи с подземным миром. Это проявлялось как в мифах, так и в религиозном ритуале. Хтоническое начало выступает как основа для построения представлений о мироздании, составляющая оси мира и объяснение взаимосвязи «жизнь -смерть». Из земли все произрастает и в нее возвращается,134 она дает силу. Так, титаны (в какой-то степени это прообраз героев) возрождались от прикосновения к матери-земле Гее (миф о Геракле и Антее). Герои же, будучи похороненными, и после своей смерти давали окружающим людям свои силы. Это жизнеутверждающее начало берет начало в греческих верованиях. Все древнейшие культы героев были связаны с подземными силами, а более поздние имели явные или скрытые следы тесных взаимоотношений с царством Аида. Кроме того, некоторые герои в доолимпийской мифологии являлись божествами, связанными с подземным миром, на что указывают косвенные свидетельства, дошедшие до нас в мифах. Связь героев с землей, подземным миром четко прослеживается по способу жертвоприношения. Очевидно, что жертвоприношение происходило практически одинаково и у умерших, и у подземных богов, и у героев. Отправление сходных обрядов культов героев и культов предков еще раз указывает на общее их происхождение (или, более точно, первого из второго). Уже с VII века до н.э. культовый героизм стал освящаться полисными л, установлениями и играть политическую роль. Герой становится защитником полиса, мыслится посредником между богами и людьми, предстателем за # І УС людей перед богами.
Распространение культа Ахилла в Ольвийском государстве
Апойкия греков на полуострове Березань была самой ранней в Северном Причерноморье. В настоящее время Березань - это небольшой островок, расположенный возле устья днепровского лимана, недалеко от г. Очакова. В древности же о. Березань был значительно больше и, может быть, связывался с материком узким перешейком.301 Именно на этом месте милетскими колонистами во второй половине VII в. до н.э. было основано первое поселение,302 куда греки перенесли свои верования и обряды - в т.ч. и культ Ахилла. Об этом свидетельствуют многочисленные посвятительные граффити, найденные на острове. Наиболее ранние из них датируются VI в. до н.э., наиболее поздние - IV в. до н.э. В.П.Яйленко, опубликовавший эти граффити, не сомневался в том, что они представляют собой материал, связанный с культовой магией.303 Все граффити с Березани можно подразделить на несколько категорий. Так, можно отметить граффити, состоящие из имени Ахилла - они относятся к VI в. (фрагменты чернолаковой посуды, надписи сделаны по дну и на венчике сосудов),304 (приложение 1, рис.6) V в. (фрагмент венчика чернофигурного килика - амулет), (приложение 1, рис.7) IV в. (фрагмент стенки красноглиняной амфоры; фрагмент венчика краснолакового кувшинчика).306 Представляет интерес также посвящение, сделанное по фрагменту венчика чернолаковой чаши на рубеже VI - V вв. до н.э. : [(о 8eiva) А]хіААгі а[ує6ткєу?] - «такой - то посвятил Ахиллу», (приложение 1, рис.7) Эта надпись является самой ранней из подобных граффити. Также выделяется группа посвящений, в которых наряду с сокращенным именем Ахилла содержатся также и другие группы букв и знаков. Все они относятся к V в. до н.э., ибо к рубежу V-IV вв. до н.э. Так, на венчике целой одноручной чаши прочерчено Ах и А, между которыми сглаженное место.308 Аналогичные буквы изображены на внутренней стороне дна чернолаковой чаши со штампованным орнаментом; кроме того, там изображены и другие значки со множеством прочерков, а в середине прочерчено изображение журавля.309 (приложение 1, рис.8) Можно также отметить и фрагмент горла чернолакового ионийского кувшина с буквами Ах, а также многократно прочерченной «х»-31 На Березани также были найдены граффити с изображением ёлочки (дерева), которые относятся к эллинистическому периоду - IV - Ш вв. до н.э.311 Подобные изображения были также найдены на Бейкушском поселении в святилище Ахилла (см. ниже) и совершенно определенно связаны с его культом. Наконец, нужно особо выделить еще три граффити. Первое - это пластинка талькового сланца V в. до н.э. с надписью А%йХе - «Ахиллу» и изображением головы змеи с другими многочисленными знаками, среди которых выделяется буква х - начальная буква слова гхуієїа - «здоровье» или vyiaiveiv - «быть здоровым». Второе граффито было сделано на крышке пиксиды IV - Ш вв. до н.э. и содержало надпись - Apiaxcov [оХрЮ7іо]Х.ітп ; AyjiXkEi - «Аристон, ольвиополит, Ахиллу». На третьем граффито первой половины V в. до н.э. засвидетельствовано новое культовое имя Ахилла - на обломке чернолаковой чаши было прочерчено АхіХЦєі] Zcoxrjpi — «Ахиллу Сотеру (Спасителю)».314 Все приведенные граффити, несомненно, указывают на то, что традиция почитания здесь Ахилла относится еще к раннеархаическому периоду, а также на то, что культ героя - бога, по всей видимости, носил здесь не государственный, а частный характер.