Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Пляукшта Юлия Николаевна

Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии
<
Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пляукшта Юлия Николаевна. Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Пляукшта Юлия Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/378

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Японское общество в условиях глобализации и регионализации .' 14

1. Многовариантность понятий глобализации и регионализации в современной Японии 14

2. Путь к глобализации и регионализации и их роль в росте патриотических настроений в японском обществе 25

Глава II Развитие идей национализма и патриотизма и традиции морального воспитания 53

1. Особенности психологического и культурного самосознания японцев 53

2. Генезис японской концепции национализма и патриотизма 92

3. Исторические аспекты морально-патриотического воспитания в Японии 105

Глава III. Морально-патриотическое воспитание в современной Японии 144

1. Государственная политика морально-патриотического воспитания в Японии 144

2. Дискуссия в обществе по вопросу о воспитании патриотизма 156

Заключении 185

Введение к работе

Актуальность настоящего диссертационного исследования

определяется, прежде всего, местом и ролью морально-патриотического воспитания личности в условиях интеграции культур, глобализации и регионализации в целях сохранения личностью индивидуальной, социальной и национальной самоидентификации, сохранения обществом в целом культуры, а также подготовки базы для успешного развития в новой социально-экономической и политической обстановке.

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к снижению влияния национальных государственных структур, ослаблению политической власти и к приближению конца эпохи национальных государств \ Глобализация с присущими ей формированием транснациональных корпораций, финансовых рынков, высокой мобильностью населения и стремлением к самоопределению новых наций, действительно снижает значимость нации-государства, при этом предъявляя к нему все большие требования для решения проблем в политической, экономической, социальной сферах жизни, вопросах сохранения окружающей среды и других.

Одна из опасностей глобализации в том, что ее механизм ведет к разрушению сложившихся институтов гражданского общества и общественных устоев. Государство становится слабым и не способно отвечать вызовам нового времени. Британский социолог польского происхождения 3. Бауман конкретизирует: «Слабые квазигосударства легко низвести до уровня местных полицейских участков, обеспечивающих минимальный порядок, необходимый для бизнеса: при этом можно не опасаться, что они смогут эффективно ограничить свободу глобальных корпораций» 2. В свете этого 3. Бауман считает, что частные интересы

1 Ohmae К. The End of the Nation State: the Rise of regional economies. L., 1995.

2 Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 99

4 граждан вытесняют и замещают общественно значимые интересы, а эффективность коллективных действий сводится практически к нулю 3. «Проблема состоит не в самом ослаблении национального государства, а скорее в том, что до сих пор крайне мало сделано для заполнения образовавшегося вакуума власти» 4. Подобное ослабление государства приводит к трансформации роли личности, потере индивидуального, социально и национального самосознания, что в итоге отражается на успешном развитии государства в целом.

Предметом диссертационного исследования является концепция морально патриотического воспитания в Японии, его необходимость для достижения новых успехов нации в различных сферах жизни в условиях глобализации при сохранении национальной самобытности и специфического национального характера.

Объектом исследования стали концепции глобализации и регионализации, касающиеся Японии, национальный характер японцев и особенности менталитета и поведения, которые, в свою очередь, существенно повлияли на формирование у нации любви к своей родине, традиции и история морально-патриотического воспитания в Японии и обновленный Основной закон об образовании 5, принятый в 2006 г., в который внесена отдельная статья о воспитании любви к малой родине и уважении культуры и истории других наций, а также дискуссии в обществе, касавшиеся инициативы правительства по патриотическому воспитанию.

Цель диссертационной работы состоит в изучении влияния процессов глобализации и регионализации на японское общество, его национальное самосознание и поведенческие характеристики в общем контексте социально-политической жизни страны, проведении анализа причин пристального внимания японского правительства к морально-

Баумап 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 137

Эпщиоии А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004. С. 196. Кёику кихон хо. (Основной закон об образовании) //Монбугакусё. Официальный сайт министерства просвещения и науки Японии .

патриотическому воспитанию и сохранению национального самосознания, которое традиционно используется для достижения политических и экономических целей.

В связи с этим в рамках диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

Исследовать отношение японского общества к процессам глобализации, регионализации и степени вовлеченности японского общества и государства в эти процессы. Для понимания этого вопроса диссертант рассматривает общую характеристику глобализации в трудах зарубежных, отечественных и японских авторов, а также влияние глобализации на рост патриотических чувств японцев.

Провести анализ природы национального японского характера, его основных , понятий и особенностей, а также влияния японского национального характера на морально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом использовать исследования теоретического и практического характера по этнопсихологии отечественных, зарубежных и японских авторов.

Изучить этапы и особенности развития морально-нравственного воспитания в истории Японии, его влияния на современную социокультурную обстановку в стране, связь с обновленным Основным законом об образовании, а также воспитанием патриотизма на современном этапе с традициями воспитания в японском обществе.

Рассмотреть процесс подготовки обновленного Основного Закона об образовании, задачи и цели, которые он призван решать на современном этапе в новой политической ситуации.

Показать реакцию общественных кругов Японии и соседних стран на новые инициативы правительства по воспитанию патриотизма среди подрастающего поколения.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех связанных с данной проблематикой вопросов. Некоторые из них требуют

6 более детальной проработки, так как на данном этапе не представляется возможным проследить и предсказать развитие событий в такой тонкой сфере, как национальное самосознание и его устойчивость в условиях масштабных глобализационных процессов. Кроме того, анализ процесса реализации закона об образовании пока остается за рамками данного исследования в силу того, что его действие еще не имеет реальных результатов.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма, в частности, предусматривает исследование причин явления, факторов, повлиявших на его формирование и динамику развития, взаимодействия с другими процессами и явлениями в социально-политической и духовной сферах жизни. При этом необходимо провести междисцишіинарньїй анализ проблемы с позиций близких гуманитарных наук для того, чтобы проблема была представлена многогранно.

Принцип научной объективности требует проведения всестороннего анализа совокупности факторов и явлений, приведших к тем или иным результатам. Поэтому диссертант начал свое исследование с изучения общих характеристик: развития глобализационных процессов в Японии и национального самосознания японцев, далее перейдя непосредственно к вопросам, касающимся истории морально-патриотического воспитания и его необходимости для успешной жизнедеятельности нации на современном этапе. Таким образом, диссертация представляет собой синкретическое исследование проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автор впервые рассматривает морально-патриотическое воспитание как необходимое условие для сохранения не только национального самосознания в условиях активной интеграции культур и капитала, но и достижении новых успехов в области международной и внутренней политики, укрепления экономики и оздоровления нации. При этом подробно рассматривается

7 вопрос сохранения личностью своего самосознания в контексте общей национальной культуры..

Практическая? ценность изучения этого вопроса состоит в том, что в настоящее время многие страны, испытывая кризис национального самосознания, пытаются найти новые пути его преодоления и роста в различных сферах общественной, экономической и политической жизни, а Япония предлагает уникальный путь решения проблемы посредством централизованного и контролируемого процесса воспитания нравственных ценностей и любви к родине, базирующихся на многовековой традиции морально-патриотического воспитания в стране. Так как в работе представлена широкая теоретическая и фактологическая база, положения и выводы диссертации могут быть использованы как исследователями для дальнейшей разработки проблематики, так и практиками, занимающимися-решением сходным проблем как в России, так и в других странах. Также собранный в диссертации и вводимый в научный оборот материал может быть использован для подготовки лекционно-семинарских занятий в области истории, социологии, этнопсихологии и других. смежных науках по различных специальностям.

Степень изученности темы. По избранной теме в отечественной и зарубежной историографии нет исчерпывающих трудов. Литературу, в которой нашли отражение проблемы, послужившие предметов настоящего исследования, можно разделить на несколько разделов.

Исследуя проблему генезиса и влияния процессов глобализации и развития регионализации на социально-экономическую сферу жизни японцев, особо следует выделить труды В.Э. Молодякова, СВ. Чугрова, В.В. Совастеева и других исследователей, которые обращаются к идее приоритетного развития регионализации в стране. Проблемы глобализации и регионализации в Японии и мире, а также влияние глобализации на социальное и национальное сознание были изучены по работам японских авторов К. Омаэ, Т. Одзава, И. Сакамото, А. Кодзима, Д. Икэда, Ф. Тагути, К.

8 Судзуки, Т. Оки, Т. Иногути, А. Киёси, материалам научных симпозиумом, посвященным роли и месту Японии в глобализующемся мире, а также по докладу кабинета министров Японии, в котором приводятся основные характеристики проявления глобализации в японской экономике в 90-х гг. прошлого века. Аналитические материалы японской прессы и информационных порталов Интернета («Никкэй Кинъю Симбун», «Асахи симбун», «Никкэй нэт») и японских экономических организаций (в том числе Japan Economic Foundation, JEF), освещавших влияние глобализации на японское общество, экономику и политику, дополнили картину отношения японского общества к глобализации.

При изучении особенностей японского национального характера, традиций морального воспитания и влияния идей национализма в Японии были использованы работы российских востоковедов Н.И. Конрада, К.О. Саркисова, СВ. Чугрова, В.А. Пронникова, И.Д. Ладанова, Э.В. Молодяковой, Т.П. Григорьевой, В.Э. Молодякова, СБ. Маркарьян, А.Е. Жукова, А.Н. Мещерякова, СЧ. Лим, В.Т, Нанивской, Ю.Д. Михайловой, А.И. Самсина, Е.С Штейнера, М.Н. Корнилова, А.Н. Игнатовича, Г. Е. Светлова, Л.Д. Гришелевой, Н.И. Чегодарь, В.М. Гайдара, И.В. Мазурова, В.В. Совастеева и других авторов. Ценный материал был почерпнут из работ западных авторов Р. Бенедикт (которая дала как теоретический материал общего этнопсихологического характера, так и одно из самых ценных исследований японского национального характера), Ф. Мараини, Ч. Данна, Ю. Берндта, Р. Дора, Г. Норманна, японских исследователей К. Янагида, Т. Ивата, М. Минору, О. Мияги, П. Хироси, С. Иэнага, С. Сайто, Т. Ямасита, Ю. Тадзава, С. Мацубара, К. Исикава, И. Амано, Т. Macao, К. Кайго, К. Сикэока, М. Ассо, Ё. Хан, а также материалов справочных изданий и прессы на японском языке.

В то же время ощущается нехватка литературы в области концепции патриотизма в Японии. Это связано в первую очередь с тем, что тема патриотизма является новой в японском обществе и еще мало исследована.

9 Существующие исследования как в отечественном, так и в зарубежном научном сообществе обращаются в первую очередь к понятию национализма, оставляя за рамками вопрос развития патриотической идеи в силу того, что сами японцы впервые в истории обращаются к этой идее только в конце XX - начале XIX веков.

В особый раздел попадают источники и материалы прессы, информационных и общественных порталов, на основе которых представлены материалы о подготовке и обсуждении обновленного Основного закона об образовании в Японии. Их можно представить в виде:

японских официальных источников (официального сайта Кабинета министров, Министерства просвещения Японии, торговой экономической организации JETRO (Japan External Trade Organization);

японских средств массовой информации на японском и частично на английском языках {Иомиури симбун, Асахи симбун, Киодо Цусин он-лайн, Санкэй симбун, Джапан тудэй, Нихон тэрэби (ІІихон тэрэби сэрон тёса (Опросы общественного мнения телекомпании «Нихон тэрэби»));

японских сайтов, созданных для обсуждения проблем образования и, в частности, дискуссий по вопросам изменений в Основном законе об образовании: Анкоро брогу (Всеяпонская сеть «Остановим ухудшение закона об образовании!»), Хи-но Мару Кими-га Ё га дайниёру дзинкэн син -га сгшин онбудзу пасон («Хи-но Мару » и «Кими-га Ё» - посягательство на права человека»), Hatena diary, Кёику кихон хо. Мэру магадзин (Почтовый журнал «Основной закон об образовании»), Кёику кихон хо кайсэй дзёхо сэнта (Информационный центр «Изменения в Основном законе об образовании»);

- англоязычной прессы и интернет-порталов: Би-Би-Си, Тайме,
«Американо-японского общество связей и сотрудничества в сфере
образования», Voice of America',

- китайских источников, а именно Официального сайта Министерства
обороны Китайской Народной Республики, информационного агенства
Синъхуа, новостного портала , научного сайта Хуанъцю шибао.

10 Кроме того, были использованы некоторые информационные источники на русском языке, которые освещали процесс подготовки и обсуждения обновленного закона об образовании в Японии. Положения, выносимые на защиту:

1. Глобализация существенно влияет на духовную, культурную и
психологическую составляющие японской личности, что отражается на
национальном самосознании нации в целом. Эти процессы вынуждают
японское правительство обратиться к воспитанию морально-
патриотическому как средству укрепления национального самосознания и
достижения успехов во всех областях жизни.

2. Морально-патриотическое воспитание тесно связано с
особенностями национального характера японской нации, а сам японский
национальный характер играет большую роль в формировании
патриотических настроений в японском обществе на современном этапе.

  1. Любовь к родине, уважение к истории, традициям и морально-патриотическое воспитание являются характерными для японской нации.

  2. В настоящее время впервые в истории страны поднимается вопрос сугубо патриотического воспитания, которое противопоставляется идеям крайнего национализма, которые привели Японию к идеологическому краху в середине XX века.

5. Япония - страна с давней и богатой историей морального
воспитания, проводившегося в семье, обществе и главным образом в школе.
В настоящее время правительство активно использует те традиции
морального воспитания, которые помогут сформировать патриотическое
отношение молодежи к своей стране и культуре.

6. Японское правительство проводит четкую грань между
национализмом и патриотизмом, указывая на то, что настоящий патриот
уважает культуру и историю не только своей страны, но и культуру и
традиции других стран и народов.

7. Закрепление в целях Основного закона об образовании 2006 г., пришедшего на смену закону об образовании 1947 г., воспитания любви к родине и уважения традиций и культуры своего народа является здоровым и необходимым процессом, который существенно поможет нации построить «красивую страну» (уі{укусіш куни).

Структура диссертационного исследования.

Цели и задачи настоящего диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Непосредственно на тему диссертационного исследования о морально-патриотическом воспитании в японском обществе отвечает третья глава. Первые две главы отстоят от темы работы, но присутствие этих глав является необходимым для понимания сущности поставленной проблемы. Это объясняется сущностью патриотизма — глубокой привязанностью к месту своего рождения и связью с культурой и традициями, коюрые во многом базируются на национальных особенностях поведения, мышления и характера народа. Патриотизм - явление многостороннее, на которое влияет множество факторов: политическая и экономическая система государства, внешнеполитическая обстановка, мировые процессы в экономике и успехи нации в этой области, природно-географические и историко-этнические факторы, этическая составляющая национального сознания, сложившиеся традиции и культура и даже спортивные достижения нации. Все эти факторы воздействуют друг на друга. Они могут играть большую или меньшую роль, отражая текущую реальность в формировании патриотических настроений.

Многовариантность понятий глобализации и регионализации в современной Японии

В рамках исследования морально-патриотического воспитания как способа укрепления национальной идентичности, сохранения национальной культуры, уважения к истории и культуре в Японии, крайне важным является ответить на вопрос, почему именно на современном историческом этапе так остро звучит тема патриотизма. Одновременно с необходимостью сохранять традиционные культуру, мышление и социальные отношения, встает вопрос об эффективной деятельности личности и общества в эпоху глобализации, вопрос, который не может быть решен успешно только на локальном уровне.

Все острее встает вопрос о личной, социальной- и национальной самоидентификации, который, по мнению 3. Баумана, является «не результатом глобализации, а глобальным процессом» 6. Иными словами, обострение проблемы самоидентификации является закономерным продолжением глобализационных процессов, которым подвержены личность, группа и государство. Индивидуальность, неповторимость остается единственной точкой опоры в глобальном мире, где происходит стремительная смена ценностных ориентиров, и человеку приходится вырабатывать те определения своей индивидуальности, которые были бы понятны социуму, то есть вывести формулу, понятную другим. Личность делает акцент на самой себе, усиливая свои позиции с помощью различных способов, например, от экстравагантной одежды у молодежи, до поисков глубинных связей индивидуумом с культурой, традициями и образом мышления своей нации, выражающихся в интересе к фольклору или философской мысли в наследии своего народа.

Это применимо и к понятию национальной самоидентификации, другими словами - национального самосознания. Под влиянием глобализационных процессов национальное государство подвергается эрозии, при этом силы эрозии транснациональны. Японская нация, опираясь на богатый исторический опыт и традиции национального самосознания, пытается вывести новую формулу своей идентичности в первую очередь в целях собственного выживания, что достигается посредством правильно построенных отношениях с другими членами мирового сообщества. При этом Япония не становится ксенофобом в межкультурных контактах, но ищет пути реализации проектов приобретения роли регионального лидера. Несомненно, внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Япония (военно-политический союз в США, соперничество с ними же, Китаем и Россией, интеграционные устремления в дальневосточном и юго-восточном регионах) оказывают давление на японскую национальную идентичность.

Разноплановость внешних контактов страны сталкивает японцев с множеством других идентичностей, которые в силу иных путей формирования создают совершенно другой габитус в поведении японцев. Важным становится понятие идентичности, что, по М. Кастельсу, является «процессом конструирования смысла на основе определенного культурного свойства, или соответствующей совокупности культурных свойств, которые обладают приоритетом по отношению к другим источникам смысла" 7. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что создание общества идентичностей подразумевает конструирование единого смысла взаимодействия во внутреннем пространстве общества и с внешним миром. Именно этот смысл начинает видоизменяться в эпоху глобализации.

Процессы интеграции культур в мире представляют серьезный вызов традиционным представлениям японцев о сохранении национальной идентичности и культуры. Влияние глобализации, процессы объективного сближения государств в политической, экономической и культурой областях вносят существенные изменения как в жизнь общества в целом, так и в жизнь отдельных граждан разных стран. Мнения относительно влияния и объективности процесса глобализации разделились, одни считают ее предвестником взаимопонимания народов, конструирования нового глобального мышления, демократии и нового международного сообщества, другие опасаются тотальной европеизации и американизации культуры, в результате чего она станет однородной и упрощенной. Потеря национальных корней, культуры и традиций является квинтэссенцией этих опасений в культурно-историческом плане в японском обществе.

Изменения, которые происходят в современном мироустройстве под влиянием современных глобальных процессов, приводят к серьезным культурным сдвигам в рамках многих государств. Неслучайно вопрос глобализации и национальной идеи, самоидентичности и сохранения традиций является важной составляющей политики государства в современной Японии. В настоящее время японское правительство поставило целью устоять под натиском негативных изменений в контексте глобализации и поставить себе на службу приемлемые и полезные нововведения, в то же время выработать концепцию внешнеполитического поведения, которая создаст благоприятный облик страны и установит прочные и доверительные отношения с соседними странами.

Особенности психологического и культурного самосознания японцев

Для изучения базовых элементов характера нации необходимо обратиться сразу к нескольким наукам, занимающимся данным вопросом в своей области. Наиболее полное представление о вопросе дает этнопсихология, наука молодая и довольно сложная, возникшая на стыке психологии, социологии, философии, культурологи, истории, этнологии и этнографии, которые так или иначе занимаются изучением особенностей поведения групп людей и психики отдельных индивидуумов в рамках этих групп . В настоящее время исследования в области этнопсихологии ведутся по нескольким направлениям. Первое из них касается социологических и социально-психологических исследований межнациональных отношений в рамках отдельно взятых стран и регионов. Второе направление занимается вопросами этнопсихологической специфики вербального и невербального поведения представителей разных этносов. Третье направление отводится изучению конкретных этнопсихологических особенностей различных народов и их причин этих. В данном исследовании будут использованы труды не только этнопсихологов (в этой области в японистике есть некоторые пробелы), но ученых разных гуманитарных наук, которые с разных точек зрения рассматривают данную проблематику.

Для того, чтобы понять морально-патриотический комплекс японской нации, совершенно необходимым представляется изучение психологии и поведенческих стереотипов японцев. Этот вопрос еще острее встает перед теми, кто сталкивается в деловом или бытовом контакте в общении с японцами. Знание психологии необходимо не только в личном общении, но и в деловом общении, для прогнозирования и понимания поведения при проведении переговоров любого уровня, для восприятия культурных ценностей, ориентации и предпочтений, межличностных контактах. Умение распознать по некой знаковой системе, что хотел донести до нас собеседник, каковы его мысли и восприятие нас самих в случае с японской культурой приходит не сразу, но эта наука дается тем, кто серьезно подошел к проблеме изучения национального характера японцев.

Практически любой японец при межнациональном контакте сначала называет свое имя и сразу же - национальность, что крайне важно, потому что личность идентифицирует себя со своей этнической культурой и является ее носителем, соответственно, заявляя о себе как о готовом продукте своей культуры, об исторических корнях своей личности, о предпочтениях в быту, общении и особенном восприятии мира. У японцев эта составляющая их личностного характера сильнее, чем у любого представителя европейской культуры. В рамках исследования японского национального характера представляется необходимым упомянуть теории первообразов, архетипов К. Юнга, представляющие собой коллективно наследуемые формы восприятия и понимания окружающего мира . Центральный архетип К. Юнга - «эго-символ», играющий основную роль в самоидентификации и соотнесением субъекта с окружающим миром, помогает объяснить некоторые поведенческие характеристики японцев. Воспринимаемая западными людьми замкнутость японского народа может быть объяснена с помощью этого положения, так как на протяжении долгой истории народа в нем глубоко укоренилось понимание триединства «боги-император-народ», вершиной которого является богиня Аматэрасу-но микото. Иными словами, японцы чувствуют себя частью этого триединства и долгое время не нуждались в понимании того, почему им необходимо выходить за границы своего национального мироощущения. Даже под массированным влиянием западной культуры на Японию японцы не утратили ощущения своих корней и не пошли по пути унификации культур, традиций и мировоззрения.

Психологи отмечают, что первые признаки национальной самоидентификации у ребенка формируются в 4-6 лет, а к 10 годам человек четко осознает себя представителем той или иной нации, народности или этноса. А. Толстых уточняет: "Говоря строже, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития" 64. Активно проблему идентичности личности исследовал Э. Эриксон б5. Становление идентичности индивидуума Эриксон описывает как складывающуюся конфигурацию, которая постепенно формируется в детстве путем кристаллизации полученных извне "я-синтезов", одним из которых является формирующеюся национальное "Я". Э. Эриксон пошел дальше и вывел понятие «кризиса идентичности» (вначале это касалось проблем личности в подростковом возрасте), который проявляется и как кризис национальной идентичности. При этом ученый подчеркивал, что здоровая идентичность проявляется как субъективное ощущение некоторой воодушевляющей целостности и преемственности. Именно развитие такого ощущения национальной идентичности у японцев ставит своей целью японское правительство, которое совершенно справедливо считает, что целостность и преемственность нации даст свежие силы для успешного развития нации и государства.

Государственная политика морально-патриотического воспитания в Японии

Японцы решают проблему сохранения культурно-исторических корней и поисков новых национальных идей, которые приведут нацию к успеху, пожалуй, с удвоенной силой. Кроме того, правящие круги Японии встревожены переменами, которые происходят в обществе и японском национальном самосознании. Третья волна интернационализации приносит Японии новые вызовы и успехи. Морально-патриотическое воспитание становится приоритетным средством в решении поставленных задач.

Ныне страна является экономической супердержавой, и несоответствие между экономическими успехами и политической ролью Японии на международной арене с каждым днем становится все более очевидным. Поиск новой роли в мировом политическом пространстве, активное участие в борьбе с международным терроризмом, участие в миротворческих миссиях ООН, борьба за вступление страны в Совет Безопасности ООН на правах постоянного члена становятся приоритетными во внешней политике страны. Отметим тот факт, что Япония обеспечивает почти 20 процентов бюджета ООН, ежегодно выплачивая около 280 млн. долларов. (Больше нее платят только США - примерно 363 млн. долларов, что составляет 22 % бюджета ООН. На долю Франции приходится около 6,4 %, Великобритании - 5,5 %, Китая - 1,5 %, России - 1,2%) 229.

Японию часто обвиняют в «пассивном и реактивном стиле» во внешней политике. СВ. Чугров приводит важный факт: в конце 80-х гг. XX века японские законодатели были так заняты подготовкой коронации императора, что не смогли вовремя принять закон об использовании японских войск (которые надо было еще создать из Сил самообороны) за границей. В августе 1991 г. произошло вторжение Ирака в Кувейт, что стало лакмусовой бумажкой назревших проблем: западные союзники Японии, в первую очередь США, расценили факт военного невмешательства Японии в конфликт как нежелание брать на себя ответственность. «В результате Япония ограничилась выплатой 4 млрд. долларов на операцию по усмирению Ирака, тогда как США вкладывали по 100-200 млн. долларов ежедневно в ходе подготовки «Бури в пустыни» и более 1 млрд. ежедневно во время проведения самой операции. Это весьма характерный пример, иллюстрирующий маргинальную роль Токио в мировой политике, находящуюся в явном противоречии с ее экономической мощью»

Кроме того, в Японии до сих пор остается ощущение зависимости страны от США, о чем в интервью корреспонденту ежегодника «Япония» говорил известный японский политик, депутат палаты представителей Хатаяма Юкио: «Сейчас наша дипломатия полностью зависит от воли США, и это положение сохраняется на протяжении всех послевоенных лет. Поэтому самое главное для меня - самостоятельность Японии. Для этого, прежде всего, нам надо создать новую конституцию на смену конституции Макартура 1947г.» 231 Политическая элита Японии довольно сильно подвержена влиянию глобализации: наряду с традиционными дискуссиями об уникальности традиционного японского характера и менталитета, языка, культуры, методов коммуникации, вырабатывается некая оппозиция мировому порядку, который стремятся построить Соединенные Штаты 232.

Эти обстоятельства привели к тому, что 6 июля 1999 г. палата представителей парламента приняла законопроект, разрешающий обсуждение конституции в парламентских комиссиях. Другими словами, стало необходимым как привести в соответствие законодательную базу (в первую очередь изменить знаменитую 9 статью Конституции, утверждающую отказ от войны навечно), так и поменять отношение к собственной истории и культуре. Покаянные настроения, сильно повлиявшие на национальное самосознание японцев после Второй мировой войны, извинения за агрессивные действия в соседних государствах, прозвучавшие из уст руководителей страны в начале 90-х годов прошлого века и повторенные премьер-министром страны С. Абэ в апреле 2007г., уже сыграли свою роль, и теперь на смену им приходит новое восприятие японцами своей истории, основанное как на признании нелицеприятных фактов, так и на законной, обоснованной гордости успехами и заслугами нации.

В контексте этого небесспорного утверждения интересным и важным представляется опыт патриотического воспитания в Японии - стране, имеющей богатую традицию морального воспитания. В настоящее время, наблюдается новый этап создания цельной и сильной системы, которая бы объединяла усилия государства, образовательных учреждений и семьи в деле воспитания подрастающего поколения. Учитывая то обстоятельство, что в Японии действует концепция непрерывного образования и, как отмечает И.С. Тихоцкая, «стремление к знаниям - национальная черта японцев» 233, государство стремится к объединению усилий в патриотическом воспитании разных слоев общества.

Похожие диссертации на Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии