Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Колониальная политика Англии в Индии иположение в Кашмире(1945-1947гг.) 19
1.1. Геополитическое положение и особенности этноконфессионального и социально-экономического развития Кашмира ... 19
1.2. Политика Англии и освободительное движение кашмирского народа 27
Глава 2. Провозглашение Акта о независимой Индии и раздел страны 66
2.1. Акт о независимой Индии и его колониальная сущность 66
2.2. Раздел Индии и его последствия для Кашмира 80
Глава 3. Кашмирская проблема и индо-пакистанские отношения ВІ947 - 1949 гг.' 104
3.1. Перерастание конфликта в войну между Индией и Пакистаном в 1947-1949 гг 104
3.2. Деятельность СБ ООН по урегулированию кашмирской проблемы 114
Заключение 145
Библиография 148
Список сокращений ..., 159
Приложения 160
- Геополитическое положение и особенности этноконфессионального и социально-экономического развития Кашмира
- Акт о независимой Индии и его колониальная сущность
- Деятельность СБ ООН по урегулированию кашмирской проблемы
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема диссертационного исследования имеет актуальное научное и политическое значение, обусловленное, во-первых, недостаточной изученностью кашмирской проблемы в отечественной историографии; во-вторых, взаимосвязью кашмирской проблемы исследуемого периода с современностью; в-третьих, необходимостью справедливого решения этой проблемы с учетом интересов кашмирского народа. Детальное и всестороннее исследование истоков, причин и уроков кашмирской проблемы продиктовано также необходимостью раскрытия колониальной сущности политики Англии «разделяй и властвуй» в Южной Азии, явившейся инициатором раздела Индии на Индийский союз и Пакистан. Такой подход обусловлен и тем, что кашмирская проблема, перейдя после второй мировой войны в русло вооруженного конфликта, оказывала и продолжает оказывать дестабилизирующее воздействие на положение в регионе и в мире, ставит под угрозу геополитические интересы стран и народов Южной Азии.
Интерес к кашмирской проблеме не иссякает до сих пор, и в первую очередь, в связи с тем, что проблема эта не решена по сей день. Сколько существует Индия и Пакистан как суверенные государства, столько и кровоточит кашмирский вопрос - старейший политический конфликт в мире. Его основа -это несовместимость подходов к решению этого вопроса как со стороны Индии и Пакистана, так и со стороны западных государств. По существу религиозный конфликт вылился в территориальный спор. Эти два государства стремились контролировать стратегически выгодно расположенный Кашмир. В рамках плана Маунтбэттена попросту не существовало мирного и демократического решения статуса Кашмира. Пакистан претендовал и претендует на Кашмир на чисто религиозной основе: мусульманский штат должен принадлежать мусульманскому государству. Однако правителем Кашмира являлся махараджа-индус, который
первоначально хотел провозгласить создание отдельного независимого Кашмира, что и привело к первому инциденту. Начиная с 1947 года, Кашмир в продолжение более чем пяти десятилетий является потенциальной горячей точкой на Индийском субконтиненте. Военные столкновения между Индией и Пакистаном в Каргиле летом 1999 года вновь наглядно доказали, что кашмирский вопрос по-прежнему не решен и что, по всей видимости, Индия и Пакистан не смогут справиться с такой глубокой проблемой в двустороннем порядке. Кашмирский конфликт является одним из самых затяжных в международных отношениях и главные его причины: во-первых, в уникальном геополитическом положении Кашмира, находящимся на границе пяти государств (Индии, Пакистана, Афганистана, Китая, Таджикистана); во-вторых, нежелании Пакистана и Индии договориться мирным путем (хотя в последнее время и наметились попытки сближения их позиций в этом вопросе). В последние годы западные страны также предпринимают попытки мирного урегулирования кашмирской проблемы в рамках ООН. Не составляет исключения и Россия. В одном из своих выступлений во время официального визита в Индию в октябре 2000г, президент РФ В. В. Путин упомянул о «дуге нестабильности», протянувшейся через весь Евразийский континент, «от Косово до Филиппин». Не касаясь специфики отдельных конфликтогенных зон и районов, он подчеркнул, что в центре этой дуги находится Кашмир и что необходимо предпринять определенные шаги в разрешении спорной ситуации на Индийском субконтиненте.'
Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с 1947 по 1949 гг. - принятие Акта о независимой Индии и годы первого вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном за обладание штатом Джамму и Кашмир. Актуальность указанных хронологических рамок исследуемой проблемы определяется тем, что этот насыщенный событиями
Путан В. В. Узел на дуге нестабильности // Независимое военное обозрение. 2003.26 января.
период в истории Кашмира, особенно рассматриваемые в работе его многоаспектные вопросы, связаны с реалиями сегодняшнего дня и недостаточно изучены как в западной, так и в отечественной историографии.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является раскрытие истории кашмирской проблемы в свете политики Англии и западных государств и индо-пакистанских отношений 1947-1949 гг.
В рамках поставленной цели в диссертации основное внимание сконцентрировано на то, чтобы решить следующие задачи:
- показать уникальность международного, экономического, политического и
этноконфессионального положения Кашмира;
-раскрыть предпосылки возникновения кашмирской проблемы, её идеологические и социальные истоки;
- проследить колониальную сущность политики Англии и западных
государств на Индийском субкотиненте в исследуемый период;
- показать, какое значение сыграло народное движение в деколонизации
страны и отрицательное влияние политики Англии «разделяй и властвуй» на судьбы Пакистана, Индийской республики и Кашмира;
- проанализировать план Маунтбэттена, как документ, приведший к
возникновению кашмирской проблемы;
- раскрыть позиции Англии и западных государств по кашмирской проблеме
в исследуемый период;
- осветить роль СБ ООН в деле урегулирования кашмирской проблемы;
- дать оценку индо-пакистанских отношений и современного состояния
кашмирской проблемы.
6 Решение поставленных выше задач во всей своей совокупности, на наш взгляд, даёт возможность более глубоко исследовать истоки и особенности кашмирской проблемы.
Методологической и теоретической основой исследования проблемы послужили основополагающие принципы и методы исторического исследования, взаимно дополняющие друг друга. Главный из них - метод историзма, предполагающий изучение исторических фактов и явлений в конкретных условиях, в их строгой взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрывной связи с прошлым и перспективности в будущем. Важное место занял и метод ретроспекции, без применения которого затруднительно воссоздание сложной картины международных отношений в их диалектической взаимосвязи и хронологической последовательности. Комплексное использование преимущественных сторон этих методов дало возможность глубже осветить изучаемую проблему.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в самой постановке этой ещё недостаточно исследованной проблемы в зарубежной и отечественной историографии в качестве попытки всесторонне и комплексно изучить наиболее важные вопросы, касающиеся раскрытия истоков и особенностей кашмирского конфликта, который не урегулирован по сей день. Новыми являются и результаты самого исследования, выводы и обобщения автора, полученного в итоге разностороннего и объективного исследования проблемы.
Источниковая база и историография проблемы. Ценное значение для диссертационного исследования имеют материалы комиссии и подкомиссии ООН по правам человека и Гаагской конференции.1 Они раскрывают позиции
1 Право на самоопределение и ООН // Материалы подкомиссии ООН по обеспечению и защите прав человека. Женева., 2001; Материалы Гаагской конференции. Гаага., 2000.
политических организаций: Всемирного мусульманского конгресса, Совета по правам человека Джамму и Кашмира, Совета независимого Кашмира, Фронта освобождения Кашмира по данной проблеме. На основе анализа данных документов можно сделать вывод, что западные государства считают необходимым пересмотреть решение ООН 1947 о линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в пользу Кашмира. В диссертации были использованы документы, показывающие отношение советского правительства к кашмирской проблеме.1 Эти документы доказывают, что советское правительство с самого начала являлось сторонником мирного урегулирования кашмирской проблемы. Немаловажное значение в изучении национально-освободительного движения и в понимании колониального характера политики Англии в Индии играет Конституции 19352, охарактеризованная патриотами как «рабская». В диссертации была использована и Конституция 19503, принятие которой фактически закрепило неравноправное политическое положение Кашмира, сложившееся ещё в колониальную эпоху. В качестве полезного источника была использована работа Дж. Неру4, которая имеет для нас важное значение в первую очередь, потому, что он являлся непосредственным участником происходивших событий и оценивал происходящие события с социально-политической точки зрения. Не меньший интерес для нас представляет исследования А. Суворовой 5. В нем автор дает яркую характеристику видных деятелей индийского и пакистанского национально-освободительного движения Ганди и Джинны. О.Плешов6 на основе документального материала раскрывает политические позиции Джинны по Кашмиру и его отношение к будущему разделу Индии, в исследовании приводится Лахорская резолюция, ставшая основой
1 Из речи главы советского правительства Н. С. Хрущева на совместном заседании обеих палат индийского парламента У/Правда. 1960.12 февраля; Совместное советско-индийское коммюнике//Правда. 1960.16 февраля. 1 Конституция 1935 // Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. 3 Конституция 1950 // Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.
* Неру Дж. Воспоминания. Исследования. М., 1981.
s Суворова А. Из переписки Джинны и Ганди // Азия и Африка сегодня. 1997, Х«7.
* Плешов О. Резолюция, ставшая основой государственности Пакистана // Азия и Африка сегодня. 2001. NslO.
государственности Пакистана.
Немаловажное значение для диссертационного исследования имеют источники на иностранных языках. Ценнейшими историческими сведением обладает источник, раскрывающий суть возникновения кашмирской проблемы -Акт о независимой Индии.1 Данный документ послужил первоосновой возникновения кашмирской проблемы. Из документа видно, что английские колонизаторы в основу деления Индии положили религиозно-общинный принцип. Штаты, где преобладало мусульманское большинство должны были отойти к Пакистану, а где преобладали индусы к Индии. Но правитель Кашмира с самого начала выступил за независимость, что и привело к первому инциденту между Индией и Пакистаном. Из источников наиболее ценными также для нашего исследования являются материалы Кашмирской Национальной Конференции - отчеты и протоколы заседаний за 1944- 1946 гг, в которых содержатся обширные сведения по истории национально-освободительного движения в Индии и Кашмире рассматриваемого периода.2 Отношение к будущему разделу страны крупнейшей политической организацией Пакистана, Мусульманской Лиги, раскрывает Заявление Председателя Заграничного комитета этой партии Абдуллы Гаруна и Резолюция исполкома Мусульманской Лиги об отношениях с Англией.4 Весьма полезным источником является также Резолюция ИНК об образовании Национального правительства Индии и о кампании гражданского неповиновения английским властям.5 В этом документе дана принципиальная оценка отношения ИНК к образованию первого
1 Act of independent India, July, 18,1947//The Public General Acts and the Church Assembly Measures. London., 1947.
2 Coupland. Report on the constitutional problem in India. Srinagar., 1944 ; Dalai B. The Jammu and Kashmir State
Assembly. First session. T. 31. Srinagar., 1945; New Kashmir II All.- Jammu Nation al Conference. Srinagar., 194 5; Q uit
Kashmir. Memorandum to the British Cabinet mission II All,- Jammu National Conference. Srinagar., 1946.
3 Declaration by chairman of foreign committee Musulman League Abdul Garun і I Kashmir national conference.
Srinagar.,1945.
4 The resolution by executive committee of Musulman League about relations with England It Kashmir national conference.
Srinagar., 1945.
s Resolution by India National Congress of education the national government of India the compaign of citizen insubordination to English powers II Kashmir national conference. Srinagar.,1945.
национального правительства Индии и кампании гражданского неповиновения английским властям. В резолюции также раскрыта политическая обстановка, сложившаяся в Кашмире накануне раздела Индии. В исследовании в качестве ценного источника также приведен текст соглашения между ИНК и МЛ.1 Документ позволяет раскрыть характер взаимоотношений между этими двумя политическими партиями. Особое место среди источников занимают документы раскрывающие жестокость английских колонизаторов по отношению к кашмирскому народу.2 В этом издании собраны документы колониальной администрации за три года её деятельности. Нами в исследовании были использованы резолюции ООН3, касающиеся непосредственно самого Кашмира и показывающие ту роль, которую отводили Кашмиру западные державы. Они сводились к общему знаменателю, а именно проведению беспристрастного плебисцита с целью определения дальнейшей судьбы Кашмира. В исследовании приведены и предложения генералов Лоурэнса, Макноттона и Оуэна Диксона4. Они предлагали решить кашмирскую проблему на основе рекомендаций ООН и отвергали притязания Индии на контроль над северными районами Кашмира в целях обороны как во время первого индо-пакистанского конфликта, так и в последующем. Для анализа политики Великобритании в Кашмире, особенно в социально-экономической и торговой сферах ценное значение имеют итоги переписи в Кашмире и Индии.5 Советская историография 1960-1980 гг. XX в. кашмирской проблемы и индо-пакистанских отношений довольно обширна. Большую ценность для нашего исследования представляют коллективные труды ряда авторов. В диссертации использованы материалы коллективных трудов по
1 Conditions agreement between Indian National Congress and Mussulman League II Bombay provincial congress
committee. Bombay,l 945.
1 Repression of English Colonizers in Indian in 1942-=1945 // Bombay provincial congress committee. Bombay, 1945,
3 The resolution by Langenhove. January, 29,19481! The materials of United Nations. New York., 1948. The resolution of
UNSC. April, 21 and August, 13,1948 It The materials of United Nations. New York, 1948.
4 Suggestion by general P. Loyrens. II Official reports. UNO. New York., 1948; Suggestion by genera] Dikson II official
reports. UNO. New York, 1948; Suggestion by general Maknottott// Official reports. UNO. New York, 1948.
' Census of and Kashmir 1946-1947; Government of India and Kashmir. Report a committee on the economic conditions of Agriculteres. London. 1946,
истории Пакистана1. В них дается история Пакистана с древнейших времен и до официального объявления государственного статуса этой страны. Приводятся сведения, показывающие, что именно раздел Индии и образование двух независимых государств - Индии и Пакистана привело к возникновению кашмирской проблемы. Из этих работ видно, к каким катастрофическим последствиям привело разделение до того единого государства.
Работы коллективных авторов раскрывают историю и национально-освободительного движения в Индии2. Говоря об агрессивном характере политики Англии и США в отношении Кашмира авторы анализируют деятельность Кашмирской национальной конференции в становлении национально-освободительной борьбы кашмирского народа. Они указывают на то, что стремление кашмирского народа отстоять независимость своей страны, поддержка, которую оказывали кашмирскому национальному движению народы Индии, твердая позиция Кашмирской национальной конференции в отношении навязываемых кашмирских планов западными державами явились теми факторами, которые помешали Англии и США осуществить свои захватнические цели,
В другой коллективной работе3 - широко освещаются проблемы Индии и Кашмира, которые возникли после приобретения статуса независимого государства. В работе широко освещается кашмирская проблема. В то же время эта работа требует критического подхода и анализа, так как её авторы придерживаются прозападной ориентации, считая, что Англия была не причастна к национальным погромам, происходившим после раздела Индии.
История Пакистана. М, 1964; Пакистан. История и экономика. M., 1981; Исламская республика Пакистан. М., 1957; Пакистан: трудный путь экономического и социально-политического развития. М., 1981; Пакистан. История внешнеполитических отношений. М., 1984.
2 Индия: проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. М., 1980; Деятельность ИНК и региональных общественных организаций (ХГХ - начало XX века). М., 1980. J Узловые проблемы Индии. M., 1986.
11 Не меньший интерес для нашего исследования представляет сборник1, в котором дается подробное описание индо-пакистанских отношений, а также сравнительная характеристика внешней политики Индии и Пакистана и раскрьшаются политические намерения Индии и Пакистана в отношении Кашмира.
Значительный вклад в разработку кашмирской проблемы внесли отечественные исследователи - Г. В. Сдасюк, Г. Г. Гиясов, Р. А. Ульяновский, И. М. Хашимов, А. А. Пронин2. Г. В. Сдасюк в его работах упор в основном сделан на экономические проблемы Индии и Кашмира. Все же автор дает мало сведений о внутренней и внешнеполитической жизни Индии. Г. Г. Гиясов в исследовании уделяет внимание изучению национально-освободительного движения Индии и Кашмира. Р. А. Ульяновский очень точно характеризует лидеров национально-освободительного движения. И. М. Хашимов характеризует деятельность Индийского Национального Конгресса. А. А. Пронин в свете политики Англии в Индии удачно изображает картину событий, сложившихся в Кашмире, после принятия Акта о независимости в 1947 году. Богатый фактический материал по истории непосредственно национально-освободительного движения кашмирцев, не желавших смириться с положением зависимого народа содержится в работе 3. Н. Петруничевой.3 Автор подробно рассказывает об истории возникновения кашмирского национально-освободительного движения, об основных этапах его формирования, причем дает его в неразрывной связи с индийским народным движением, оказавшимся в таком же положении, что и кашмирское.
1 Проблемы внутренней и внешней политики Индии. М„ 1983.
1 Сдасюк Г, В. Индия, география хозяйства. М., 1975; он же. Индия - союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития. М., 1981; он же. Штаты Индии. М., 1984; Гиясов Г. Г. Борьба Индии за свободу и независимость народов Индокитая. Ташкент, 1981; он же. Индия и борьба за ослабление напряженности в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Ташкент, 1981; Ульяновский Р. А. Политические портреты борцов за национальную независимость: М. К. Ганди, Дж. Неру, К, Нкрума, М. Кабрал, Ф, Фанон. М., 1980; он же. Три лидера великого индийского народа. М., 1986; Хашимов И. М, Деятельность ИНК и региональных общественных организаций. М., 1988; Пронин А. А. Независимая Индия. М-, 1959. 1 Петруничева 3. Н. Национальное движение в Кашмире. M., 1952.
Особое место в изучении кашмирской проблемы занимают труды отечественных авторов, которые пытались осмыслить с новых позиций кашмирскую проблему, освободившись от идеологического влияния 40-50-х годов Г. П. Колыхалова и В. Н. Москаленко и др.1 В исследовании Г. П, Колыхаловой сделан акцент на политику, проводимую Англией в Индии до и после 1947 года, на проблемы экономических и политических отношений этих двух стран, также в ней затрагивается вопрос и о индо-пакистанских отношениях. В.Н. Москаленко. Он в своих исследованиях очень подробно освящает историю образования Пакистана, пытается разобраться в истоках проблем, вставших перед Пакистаном в наше время, уделяя при этом значительное внимание кашмирскому вопросу. Он отмечает, что не что иное как разделение Индийского доминиона на Индию и Пакистан привело к возникновению кашмирской проблемы. Его работы богаты документальным и фактическим материалом. Другой известный отечественный востоковед Ю. В. Ганковский в своих многочисленных исследованиях2 раскрывает историю кашмирского вопроса с позиций Пакистана, точно подметив тут роль США в кашмирском вопросе. Он пытается убедить, что исторические судьбы Пакистана и Кашмира неразрывно связаны между собой. Большой интерес для нашего исследования в освещении причин и предпосылок первого индо-пакистанского конфликта представляют работы отечественных исследователей Т. Кауля, И. Андропова, Д. Вольского, Б. Зайцева3. Авторы отмечают, что кашмирский конфликт - один из тех, которые колониализм оставил в наследство молодым
1 Колыхалова Г. П. Индия и Англия. Проблемы экономических и политических отношений после 1947года. М.,
1966; Москаленко В, H. Проблемы современного Пакистана. М„ 1979; он же. Пакистан, М., 1981; он же. Внешняя
политика Пакистана. М., 1984; он же. Пакистан и Индия: две страны, один конфликт // Азия и Африка сегодня.
2001. №1.
1 Ганковсикй Ю. В. Азад. Кашмир. К истории кашмирского вопроса. М., 1959; он же. Военно-политическое
проникновение США в Пакистан. Политика США на Ближнем и Среднем Востоке, М„ I960; он же. Народы
Пакистана. M., 1964; он же. «Каид— и -Азам Мухаммед Али Джинна» // Азия и Африка сегодня. 1996. Ка 12; он же.
Пакистан. Экономические трудности, этнические проблемы // Азия и Африка сегодня. 2001, № 1,
1 Кауль Т. Внешняя политика Индии и Пакистана // Военное обозрение. 1966. №4;Андропов И. Из предыстории
индо-пакистанского конфликта // Новое время. 1965. №41; Вольский Д, Индо-пакистанский конфликт// Новое
время. 1965. №38; Зайцев Е. Кашмир - долина страха // Азия и Африка сегодня. 1990. №6.
государствам. Но в силу ряда причин он особенно опасен, в первую очередь, из-за выгодного географического положения. Вместе с тем именно выгодное географическое положение Кашмира порождало и продолжает порождать болезненное отношение к этой проблеме. Они отмечают, что у кашмирской проблемы есть внутренние социально-экономические и политические причины, но главная причина дестабилизации обстановки в княжестве это внешнее вмешательство. Иран, Саудовская Аравия, Организация исламской конференции называют Кашмир территорией «оккупируемой Индией» и сравнивают события в Кашмире с интифадой в Палестине.
Автор А. М. Дьяков1 высказывает мысль о том, что англичане для того, чтобы сохранить роль верховного арбитра в Индии, спровоцировали кашмирский конфликт.
Особое место занимают исследовательские работы 1990 - 2000-хгг XX века2, их ценность заключается в том, что в них даётся оценка современного состояния кашмирской проблемы. Авторы отмечают, что между Индией и Пакистаном идет постоянная холодная война, изредка прерываемая короткими потеплениями в отношениях, или, наоборот, временами, доходящая до стадии вооруженного конфликта. Раздел Индии породил массу противоречий. Однако со временем все они были так или иначе урегулированы, кроме одного, кашмирского вопроса. Оба государства претендуют на всю его территорию, исходя из своих идеологических принципов, противоположных основ государственного строительства -религиозного и секуляристского. Спор приобрел межцивилизационный характер, который препятствует нахождению индо-пакистанского компромисса. Каждая сторона видит решение проблемы только в присоединении всего Кашмира к своей
1 Дьяков А. Ы. Индия в период я после второй мировой войны (1939-І 949). М., 1949; он же. Национальное
движение на юге Индии; он же, Индия во время и после второй мировой войны. М., 1952.
2 Индия: религия и политика. М., 1991; Джилл С. Династия Ганди. Ростов-на-Дону, 1997; О бедном Кашмире
замолвите слово // Новое время. 1992. №43; Морозова М. Кашмирское яблоко раздора между Индией и
Пакистаном // Независимое военное обозрение. 2001.26 января; Скробат И. Кашмирское перезревшее яблоко
раздора // Независимая газета. 2002. 28 января; Боровой Я. Ядерный спор поэта и генерала // Новое время. 2002.
№23; Шаумян Т. Индия - Пакистан. Кашмирский тупик // Азия и Африка сегодня. 2002. №9.
территории. Усиливается мнение, что решить вопрос можно только военным путем.
В исследовании были использованы работы индийских и западноевропейских авторов.
Ценным исследованием по теме диссертации являются коллективные труды ряда индийских авторов, уделивших значительное внимание истории индо-пакистанских отношений и кашмирской проблеме в частности. Большинство оценок и выводов, сделанных в этих трудах, не утратили своей ценности и актуальности до сих пор.1 В них проводится идея о том, что только единство патриотического фронта народов Кашмира, Индии, Пакистана и борьба всех слоев населения Кашмира за независимость своей страны смогли помешать Англии и США превратить Кашмир в военный плацдарм этих государств. Не меньшую ценность в этом плане представляет исследование. Особо полезным для диссертации являются исследования Ганди Мохандаса Карамчанда и Дж. Неру2, Большие патриоты Индии, они разоблачают колониальную сущность политики Англии в Индии, осуждают политических деятелей, вставших на сторону английской администрации. Из работ данных авторов, видно, что они остро переживали события, происходящие в Индии и давали им объективную оценку. Они ещё тогда приходили к выводу, что принятие Акта о независимой Индии не только не снимет противоречий, сложившихся в индийском обществе, а даже наоборот усилит их. Ценные сведения для нашего исследования содержатся в работах Азада Абул Калама, Гопала, Сарвепалла и др.3 Авторы дают яркую характеристику лидеров индийского и кашмирского национально-освободительного движения Джавахарлала Неру и Азада, подробно останавливаясь на том, как менялась их политическая позиция в 1930-х -2-ой
1 Kashmir today. Bombey, 1946; India today. Bombey, 1946.
г Ганди. Моя жизнь. М., 1981; Неру Джавахарлал. Автобиография. М., 1955; он же. Открытие Индии. М., 1989. ' Азад Абул Калам. Индия добивается свободы. М., 1961; Гопал. Джавахарлал Неру. Биография. М., 1989; Сарвепалли. Джавахарлал Неру. Биография, М., 19S9,
половине 1940-х годов XX века
Большое значение для исследования имеет работа Л. Натарджан1. Автор делает попытку связать исторические судьбы Пакистана и Кашмира. Умело обобщая факты, аргументируя свои выводы большим документальным материалом, разоблачает маневры американской дипломатии, настоявшей на передаче искусственно созданного «кашмирского вопроса» на рассмотрение ООН. Вскрывает роль американцев в затягивании разрешения «кашмирской проблемы», приоткрывает завесу над деятельностью комиссии ООН по Индии и Пакистану, стремившейся навязать Индии и Пакистану такое решение «кашмирского вопроса», которое дало бы возможность Англии и США установить свое господство в Кашмире.
Особую ценность представляет работа индийского прогрессивного журналиста Виджая Кумара2, которая посвящена истории «кашмирского вопроса». На основе богатого фактического материала Кумар вскрывает цели, которые преследовали Англия и США в отношении Кашмира, последовательно характеризует различные этапы англо-американской политики в Кашмире после передачи кашмирского вопроса на рассмотрение Организации Объединенных Наций. Не меньшее значение имеет исследование Р. Кришена.3 Автор исследования показывает, как англо-американское большинство в ООН использовало обсуждение кашмирского вопроса в ООН для поддержания напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном. Подчеркивая, что все предложения, назначенных Советом Безопасности посредников, в кашмирском споре, были направлены на то, чтобы путем установления господства США и Англии в Кашмире создать условия для широкого вмешательства иностранных держав в дела Индии и Пакистана.
1 Натарджан Л. Американская тень над Индией. М,, 1953.
1 Кумар В. Англо-американский заговор против Кашмира. М., 1954.
1 Кришен Р. Кашмир и заговор против мира. М., 1952.
16 Значительная часть фактического материала, использованного в диссертации, почерпнута автором из опубликованных в европейских странах монографий, мемуаров, научно-публицистических работ. Большую ценность представляют работы современных западных авторов, по кашмирской проблеме.' Авторы этих работ пытаются дать оценку современному состоянию кашмирской проблемы, связывая её с реалиями нашего времени. Они отмечают, что со второй половины 80-х годов наступил новый, второй этап сепаратистского движения в Кашмире, который отличался от первого резкой интенсификацией «антииндийской» и «антииндуистской» борьбы (в течение 90-х гг. здесь погибло, по разным данным, от 30 до 60 тыс. человек, главным образом мирных жителей) и превращение его в движение исламских радикалов. Сепаратисты стали называть себя моджахедами, а конфликт рассматривается властями как «джихад». Кашмир стал одним из центов международного исламского терроризма и экстремизма. Среди кашмирских боевиков были афганские моджахеды, пакистанцы, арабы, чеченцы. Кашмирцы сражаются и в других горячих точках. Авторы приходят к выводу, что если Индия и Пакистан не примут соответствующих мер в отношении Кашмира, то он ещё" на протяжении многих десятилетий будет оставаться горячей точкой.
Особое значение имеют работы Базаза и Смита.2 Для этих работ характерна острота разоблачений политики Англии и США, пытавшихся превратить Кашмир в зависимое от них княжество, богатство фактического материала, убедительность аргументации и обоснованность выводов, - все эти особенности позволяют говорить об этих работах, как имеющих непосредственную ценность для нашего исследования.
Не меньший интерес представляют работы В. Лоренса, Ф. Дрю,
1 Afghanistan and Kashmir. London., 2001; Nuclear Weapons and Arms Control after the Test Ban. London., 2001. 1 Bazaz P. N. Inside to Kashmir. London., 1941; Smith. Golden Doorway to Tibet. London., 1949.
Каннингхема, Т. Роберта, Е. Найта, В. Дигбея, Кеммпбелла, Паниккара.идр.'В. Лоренс характеризует экономическую и политическую обстановку в Кашмире, сложившуюся еще до прихода англичан. Ф. Дрю дает географическое, политическое, социально-экономическое описание княжества, а также раскрывает стратегическую роль Кашмира в планах западных держав. Дж. Каннингхем в своем исследовании раскрывает историческую роль сикхов в порабощении княжества Джамму и Кашмир. Т. Роберт в своем исследовании показывает роль кашмирского правительства в период господства английских колонизаторов. Е. Найт в своей работе раскрывает протиюстояние трех империй - Англии, США, Германии в борьбе за обладание княжеством Кашмир еще задолго до принятия Акта о независимости. Значение английского правительства и его влияние политическую историю княжества показывает Дигбей. Большой вклад в изучение колонизаторской миссии Англии внес Кеммпбел-Джонсон. Автор дает полную картину пребывания лорда Маунтбэттена на территории Индии и Кашмира и той роли, которую сыграл составленный им документ в последующей политической истории Индии, Пакистана и Кашмира. В работе Чандры проводится идея необходимости тесного англо-индийского сотрудничества в Кашмире. Паниккар пытается разобраться в первопричинах, приведших к порабощению кашмирцев, обладавших до прихода англичан политической и экономической самостоятельностью.
Комплексно используя всю совокупность имеющихся в нашем распоряжении источников, литературы и периодической печати, опираясь на достижения зарубежной и отечественной историографической науки, ни в коей мере не претендуя на исчерпывающее решение поставленной проблемы, нами
1 Cunningham J. D. History of the Sikhs. London., 1849; Robert T. Cashmere Misgovernment, London., 1870; Knight E. F. Where Three Empires Meet. London., 1951; Digbey W. Condemned Unheard. London., 1951; Campbell-Johnson. Mission With Mountbatten. London., 1951; Government of India. London., 1951; Chandra R. Salute to Kashmir. London., 1951; Panikar К.. M. Gulab Singh. London., 1941.
сделана попытка наиболее полного освещения кашмирской проблемы от истоков до первого этапа урегулирования, а также индо-пакистанских отношений в 1947- 1949 гг. и постоянном вмешательстве западных держав в дела штата Джамму и Кашмир.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и положения диссертации могут быть использованы при написании отдельных разделов по истории Индии, Пакистана, Кашмира, при подготовке вузовских и школьных учебников, методических пособий, при написании дипломных и курсовых работ.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы также преподавателями и студентами высшей школы при изучении истории Индии и Пакистана в XX веке, а также всеми, кто интересуется историей штата Джамму и Кашмир. Научные выводы, обобщения и справочно-аналитические данные диссертации позволяют уточнить и исправить встречающиеся в современных публикациях по Индии, Пакистану и Кашмиру неточности, отдельные ошибки, противоречивые и сомнительные суждения и оценки.
Научная апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории стран Азии и Африки Дагестанского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в четырех научных статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список использованных источников и литературы, список принятых сокращений и карты.
Геополитическое положение и особенности этноконфессионального и социально-экономического развития Кашмира
Кашмир, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента.
Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км.1 Кашмир (как его часто называют «Швейцарией Востока») граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном - на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.2 Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северозападную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км.3 В административном отношении она преимущественно выделена в так называемый Азад («свободный») Кашмир. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.4(см. карты-схемы №1, 2, 3 на с. 160, 161, 162). В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 метров над уровнем моря и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 метров). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина («жемчужина Кашмира») обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 метров над уровнем моря. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - озеро Вулар.1
На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 метров (высшая точка гора Нункун, 7135 метров). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 метров, а некоторые из них даже превышают 8000 метров. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 метров), известная также под названием К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем.2
Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 метров над уровнем моря. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов.
В административном отношении княжество Джамму и Кашмир делится на три основные части:
1. провинция Джамму - узкая краевая полоса Пенджабской равнины, предгорья и хребты Пир-Панджал;
2. провинция Кашмир - к северу от Джамму, Кашмирская долина и Большой
Гималайский хребет; 3. Ладакх - высокогорное плато, смыкающееся с Тибетом (его историко-географический стержень - верховная часть долины Инда).1 (см. карту-схему №4 на с. 163).
Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 1991г. зафиксировала на этой территории 7718,7 тысяч человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джамму (206,1 тысяч жителей) и летней Сринагара (594,8 тысяч жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в начале 1990-х годов проживало около 2,8 миллионов человек.2
По этническому признаку штат можно разделить на 4 области:
1. Наиболее значительную часть населения провинции Джамму составляют догры. Догрская народность сложилась уже давно. Еще в XIV веке писатель Амир Хусрав упоминал догров под именем дутаров. По религии догры - индусы. Господствующее полжение среди них и во всем княжестве занимает каста раджпутов. Даже махараджа Гулаб Синг, основатель княжества происходил из догрских раджпутов, и расширение его владений привело к выдвижению его братьев по касте, которые и были преимущественно орудием завоевания и управления зависимых от Джамму территорий. Кроме догров-индусов, в провинции Джамму живут мусульмане, говорящие на панджаби. Они населяют южные окраины провинции (Мирпур, Джамму, Риаси), пограничные с Пенджабом. Догры и говорящие на панджаби мусульмане южных районов составляют свыше половины населения провинции Джамму. В горных районах провинции (на северо-западе и северо-востоке) живут племена и народности, говорящие на различных диалектах западного лахари. Кроме того, в Джамму живут полукочевые скотоводы - гуджары, говорящие на особом диалекте языка раджастхани.
2. Этнический состав населения провинции Кашмир, в отличие от пограничных округов и Джамму, однороден. 90 процентов составляют кашмирцы, говорящие на кашмири (4 млн. человек по данным 1997 года) - индоевропейском языке дардской группы, но испытавшем сильное влияние санскрита, персидского, хинди и отчасти тибетского языков. Преподавание ведется на урду, в государственных учреждениях пользуются в основном английским и урду.
3. Высокогорное малонаселенное плато Ладакх, где живут ладакхи, исповедующие буддизм ламаистского толка (54 процентов населения, остальные - мусульмане). Его территория частично входит в состав Китая, где доля буддистов еще выше.
Акт о независимой Индии и его колониальная сущность
Национально-освободительное движение кашмирского народа ясно показало, что позиции Англии в Индии пошатнулись. Необходимо было принимать меры для того, чтобы ситуация не вышла окончательно из-под контроля.
Осенью 1946года вице-король А.Уэйвел сделал в своём дневнике запись: «Наше время в Индии заканчивается, и мы почти исчерпали возможности контролировать ход событий. Пока мы сохраняем престиж, но все имеет свои пределы».1
Лондон отчетливо сознавал неотвратимость потери главной колонии. Проблема состояла в том, как скоро ему придется покинуть Южную Азию, а главное - какой останется Индия в результате этого исторического акта.
Что касается мнения кабинета К.Эттли, то оно было выражено премьер-министром в декларации от 20февраля 1947 года. В ней выражалось намерение передать власть в руки индийцев не позднее июля 1948 года. Если в Индии к этому времени не окажется общепризнанного правительства, то власть перейдет к существующим на тот момент провинциальным правительствам. Еще более определенно по данному поводу высказался У. Черчилль. Выступая бмарта в палате общин, он подчеркнул, что передача власти в Индии может состояться только при условии её раздела. К такому же выводу в последние месяцы пребывания на посту вице-короля склонялся и Уэйвелл.
В этой связи напомним, что первая попытка расчленения Индии, точнее Бенгалии, по религиозно-общинному принципу была предпринята еще в 1905году вице-королем Д.Керзоном. Но она закончилась неудачей, так как против раздела провинции выступило подавляющее большинство её населения.
Материализация идеи раздела в новых условиях представлялась более реальной и не без основания рассматривалась многими участниками событий как альтернатива индусско-мусульманским погромам. В случае ее принятия индийскими партиями перед страной открывались перспективы выхода из политического тупика.
Однако претворение упомянутых замыслов требовало немалых усилий, новых подходов и смелых инициатив. Все это было по плечу Уэйвеллу и его команде. Престарелый фельдмаршал, вступивший в должность вице-короля Индии в 1943 году, быстро настроил против себя индийских лидеров. Его инертность и упрямое следование в фарватере официальной доктрины раздражали их. Кроме того, с именем Уэйвелла связьгоался курс на сохранение существующего статуса и затягивание решения о переводе Индии на положение доминиона1
В результате выбор пал на кандидатуру 46-летнего морского офицера Луиса Маунтбэттена. Выходец из аристократической семьи, он приходился кузеном королю Георгу VI. В начале мировой войны Маунтбзттен участвовал в борьбе с немецкими подводными лодками, затем командовал авианосцем, в 1942году руководил десантом на Мадагаскар, а в 1943-1946 гг. возглавлял штаб союзных войск в Юго-Восточной Азии. Он зарекомендовал себя как энергичный руководитель и тонкий политик. Современники особенно подчеркивали его природное обаяние и редкое умение располагать к откровению собеседников. Он неоднократно бывал в Индии, был знаком с Дж. Неру.
В конце марта 1947 года Маунтбэттен прилетел в Дели. Трудные переговоры не страшили его. Он был внутренне готов к ним. Первые шаги нового вице-короля укрепили мнение в пользу готовящегося раздела. В речи по случаю приведения к присяге он выразил намерение «передать власть» в течение ближайших месяцев, а затем повел целенаправленную обработку руководителей ИНК Дж. Неру и В. Пателя, а также Махатму Ганди, выступавших против раздела. Для последнего он даже посылал в Бихар свой персональный самолет.
Позже жена и дочь Маунтбэттена стали частыми посетителями религиозно-нравственных бесед, проводимых Ганди.
Ни один прием во дворце вице-короля не обходился теперь без индийцев. Количество гостей на обеде доходило порой до 15 тысяч. Индийцам подавали вегетарианскую пищу, чего никогда не было раньше, и позволяли есть руками. Дж.Неру как-то не без иронии заметил, что к новому вице-королю было трудно пробиться, так много индийцев его окружало. «Лорд Маунтбэттен был очень умен и умел читать мысли своих индийских коллег. Как только он понял, что Патель склонен разделить его взгляды, он пустил в ход все свое личное обаяние, чтобы завоевать Пателя», - отмечал впоследствии видный деятель освободительного движения А.К.Азад, Но особенно его удивила способность вице-короля привлечь на свою сторону Неру. «Спустя месяц со времени приезда Маунтбэттена в Индию Джавахарлал, решительный противник раздела, если и не превратился в сторонника этой идеи, то, во всяком случае, начал проявлять признаки молчаливого согласия».1
Постепенно основные положения проекта Маунтбэттена стали обретать контуры. Они предполагали раздел Бенгалии и Пенджаба и предоставление каждой провинции права выбора политического будущего. Таким образом, план предусматривал создание на месте колонии нескольких государств и получил название плана «балканизации» Индии.
Деятельность СБ ООН по урегулированию кашмирской проблемы
Во время военных действий на территории Кашмира, английские и американские круги занимались активной разработкой планов, касающихся судьбы этого княжества. И первый план был выдвинут Маунтбэттеном. Этот план сводился к проведению плебисцита под покровительством ООН. Это была совершенно новая мысль. Известно, что руководители народного движения Кашмира дали обещание решить вопрос о присоединении лишь после выяснения воли кашмирского народа. Но как же получилось, что лорд Маунтбэттен поднял вопрос о плебисците под покровительством ООН сразу после вторжения племен, когда самой неотложной задачей, стоявшей перед кашмирским народом, было освобождение страны? Ведь племена вторглись в Кашмир не для того, чтобы дать кашмирцам возможность решить путем плебисцита вопрос о присоединении. Наоборот, ими было заявлено, что главная цель вторжения освобождение мусульманского большинства из-под власти индийского ига. Даже если допустить, что эта ложь была правдой, то, как мог плебисцит под контролем ООН, проводимый для решения вопроса о присоединении Кашмира либо к Индии, либо к Пакистану умиротворить вторгшиеся отряды и убедить их уйти из Кашмира?
Как стало ясно впоследствии, в особенности после передачи вопроса о Кашмире в СБ ООН (см. список сокращений на с. 148), это было предложено для того, чтобы дать возможность ООН вмешаться в дела Кашмира и под предлогом обеспечения проведения справедливого плебисцита навязать Кашмиру свое управление. Таким образом, вмешательство ООН было задумано, как альтернатива вооруженному нападению племен: либо подстрекаемые Англией племена захватят Кашмир, либо ООН вмешивается в дела Кашмира и устанавливает над ним господство Англии и США. Таким образом, вопрос о плебисците был поднят и выдвинут на первый план в
ООН искусственно, истинный же характер проблемы был затушеван. Одновременно с этим в качестве неотъемлемой части предложения было выдвинуто требование о создании в Кашмире комиссии для наблюдения за беспристрастным проведением плебисцита. Добившись согласия Индии на создание подобной комиссии, англичане и американцы внесли в Совет Безопасности непосредственно уже сам план проведения плебисцита и создания «беспристрастной администрации», а 29 января 1948 года Лангенхове выдвинул две резолюции. В первой было сказано, что судьба Кашмира должна быть решена путем плебисцита под международным контролем, что обеспечит беспристрастность его проведения.
Во второй резолюции содержалось указание, что комиссия должна взять на себя такие функции, которые будут способствовать прекращению актов враждебности и насилия и которые по своему характеру будут требовать немедленного осуществления. Обе эти резолюции были составлены с таким расчетом, чтобы они играли роль мандата, уполномочивающего комиссию считать проведение плебисцита под «международным контролем» - иными словами, под контролем Англии и США - своей главной задачей,1 Таким образом, в резолюции проводилась мысль о проведении плебисцита, но под непосредственным контролем Англии и США, что сводило на нет результат будущего выбора кашмирского народа.
При голосовании данной резолюции Советский Союз и Украина воздержались. Советский представитель Громыко заявил, что для Советского Союза является неприемлемым принцип создания этой новой комиссии по образцу трехсторонней комиссии по индонезийскому вопросу.
Против обеих резолюций выступил лишь представитель индийской делегации - Айянгар, заявивший, что единственная задача Совета Безопасности - это добиться изгнания вторгшихся племен и скорейшего прекращения военных действий. Он просил прервать рассмотрение вопроса, чтобы иметь возможность съездить в Индию для консультации со своим правительством, естественно, это вызвало бурю протеста. Айянгар был поддержан лишь представителем советской делегации Тарасенко, после вмешательства, которого Совет Безопасности дал согласие наперерыв.1
Первый этап обсуждения кашмирского вопроса показал, что Англия и США были заинтересованы лишь в том, чтобы использовать передачу кашмирского вопроса Совет Безопасности для установления в Кашмире своей собственной администрации под предлогом наблюдения за так называемым «беспристрастным плебисцитом», по вопросу, о котором ни Индия, ни народ княжеств Джамму и Кашмир, никогда не обращались в ООН. Эти выводы напрашивались сами собой, так что Пандит Неру обвинил державы Англо-Американского блока в нежелании рассмотреть прямой вопрос, поставленный перед ними, и в стремлении подойти к кашмирской проблеме не по существу, а с точки зрения использования ее в интересах политики силы, - выступая в штате Джамму, Неру сказал: «Вместо того, чтобы честно и прямо обсудить и решить этот вопрос, страны мира, входящие в состав Совета Безопасности, запутались в политике силы».2