Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гербы в духовно-общественной жизни датчан XII-XVII веков Антонов, Владислав Алексеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонов, Владислав Алексеевич. Гербы в духовно-общественной жизни датчан XII-XVII веков : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Антонов Владислав Алексеевич; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Москва, 2009.- 1048 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-7/41

Введение к работе

Актуальность темы. Гербы являются одним из древнейших феноменов датской, и в целом западноевропейской, духовно-общественной жизни. И в наши дни они продолжает сохранять свое культурно-прагматическое значение, и, более того, ныне отмечается возросший интерес к ним. Следовательно, изучение этого духовно-общественного явления может находить свое оправдание с точки зрения решения практических задач современности. Речь идет не только о выяснении на историческом материале смыслового содержания существующих гербов и обстоятельств их создания, но также о раскрытии на почве истории самого понятия герба как традиционного элемента повседневной, культурной жизни народов Западной Европы, в частности датчан.

Вместе с тем изучение гербов историком ставит эти гербы в один ряд с другими явлениями духовно-общественной жизни датского народа, что способствует более полному раскрытию и пониманию культурного развития этой жизни. Тем самым, обнаруживается и значение гербов как элементов, характеризующих историческое самосознание датского народа. А поскольку герб - это общее явление культурно-общественной жизни Западной Европы, то исследование датских гербов должно рассматриваться в качестве вклада в решение проблемы культурно-исторического изучения западноевропейских гербов в целом. В свою очередь, этот вклад не может не послужить делу разрешения более широких задач, стоящих перед историками, которые занимаются исследованием обстоятельств духовно-общественного развития народов Западной Европы. Признаваемая же сегодня актуальность научного изучения народного (национального) самосознания, или идентичности, в его прошлом и настоящем, проистекающая из обстоятельств духовно-материальной глобализации в современном мире, делает актуальным изучение и отдельных проявлений этого самосознания, в том числе гербов в их мировой и национальной обусловленности.

Степень изученности темы. В диссертации впервые в научной литературе прослеживается история изучения гербов датчан.

Познавательно-исторический интерес к гербам датчан обнаружился в Дании и за её пределами ещё в средневековье и раннее новое время. Он вызывался преимущественно прагматическими целями, а именно желанием представить людей прошлого через посредство их гербов, обосновать фактами ношения гербов государями и другими знатными особами политические притязания и общественный статус рода и его отдельных представителей. В новое время выяснение иконографии датских гербов отправлялось также от стремления дать более полное описание тех явлений, которыми характеризовался государственно-народный лик Дании.

Автор одного из таких описаний, датский историк и драматический писатель Л. Хольберг (1684-1754), не ограничился только сообщениями об иконографии гербов, но посвятил им отдельный очерк, рассказав, со ссылками на различные датские и иностранные источники, о происхождении гербов, а также о гербах, которые в разное время носили короли Дании и Норвегии1. Л. Хольберг обнаружил начитанность в западноевропейской геральдической литературе XV-XVTII вв., что повлияло на его представления о гербах. Как и зарубежные гербоведы его времени, он рассматривал гербы в качестве явления, не обусловленного культурно-историческими обстоятельствами, относя их появление к греко-римской античности и германским древностям. Вместе с тем, в отличие от иностранных геральдических писателей, Л. Хольберг считал гербы преимущественно дворянскими знаками, что, как можно догадываться, явилось следствием общественных воззрений на гербы в Дании. Тем самым в работе Л. Хольберга обнаружилось противоречие в понимании общественного значения гербов как явлений, с одной стороны, общеевропейских, с другой - датских. Вместе с тем Л. Хольберг положил начало собственно научно-историческому изучению гербов датчан. Но оно было продолжено уже в новых культурно-исторических условиях, только в XIX-XX в. и тоже в тесной связи с понятиями, с одной стороны, западноевропейской, с другой - датской историко-геральдической мысли, исходившей из наблюдений над фактами гербовых источников Западной Европы и Дании.

О гербах королей Дании писали профессиональные историки А.Д. Йоргенсен, X. Петерсен, Н. Бартольди, любители геральдики П.Б. Грансян, СТ. Ахен и Э. Сване. Привлечение более широкого круга датских и иностранных источников, в том числе

1 Holberg L. От Dannemarks og Norges Vaaben II Holmerg L. Dannemarks og Norges Beskrivelse. Kebenhavn, 1729. S. 617-632.

обнаруженных в архивах позволило им значительно пополнить знания о ранней истории датского королевского герба и ношении королями Дании гербов других государств и земель .

В то же время появляются многочисленные исследования, посвященные дворянским гербам.

Реставратор памятников средневекового датского искусства Я. Корнеруп и его критик X. Петерсен положили начало изучению гербов датских дворян, представленных фресками XIII-XVI вв. в церквах Дании .

Первым, кто обратился к научно-историческому изучению документальных и законодательных источников, сообщавших сведения о датских дворянских гербах XV-XVII вв., был архивист А. Тисет. Ему, в частности, принадлежит заслуга в выявлении дворянских дипломов, содержащих сведения о гербах новых дворян .

По стопам А. Тисета шёл В. Кристенсен, который на основе исследования датских родословные росписей и гербовников конца XVI-XVII в. сделал вывод об использовании датскими дворянами гербов предков в качестве знаков их древнего благородного происхождения .

2 Jergensen A.D. Det gamle danske kongevaben II Aarboger for Nordisk
Oldkyndighed og Historie (далее - ANOH). Kebenhavn, 1879. Hft. 1. S. 19-
55; Petersen H. Et dansk Flag fra Unionstiden і Maria-Kirken і Lilbeck II
ANOH. 1882. Hft. 1. S. 1-56; Grandjean P.B. Det danske Rigsvaaben.
Kebenhavn, 1929; Achen S.T. De skandinaviske kongevabener і Wijnbergen-
vabenbogen. Vabenbeger og lever. Danmark II Heraldisk Tidsskrift.
Kebenhavn, 1969. N 20. S. 445-448; Bartholdy N.G. Valdemarernes levevaben.
Hovedtrak af en teori om de danske kongers politiske motivering for at antage
levefiguren і det 12. arhundrede II Heraldisk Tidsskrift. 1984. N 49-50. S. 21-
30; Svane E. Det danske Rigsvaben og Kongevaben. Odense, 1994.

3 Kornerup J. Skjalm Hvides slasgts grave og skjoldmasrker і Sore Kirke II
ANOH. 1877. S. 195-252; Petersen H. Skjoldefrisen і Sore Kirke, et kritisk
bidrag til dansk heraldik II ANOH. 1883. S. 1-54.

4 Thiset A. Begrebet Dansk Adel, sasrlig med Hensyn til Kong Christian V's
Adels- og Vaabenbreve II Historisk Tidsskrift. Kebenhavn, 1899. R. 7. Bd. 2.
S. 305-392.

5 Christensen W. Nogle Bemsrkninger om Slasgtebeger, isaer om Sophie
Belows Slffigtebog II Personalhistorisk Tidsskrift (далее - PHT). 1920. R. 7.
Bd. 4. Kebenhavn, 1920. S. 1-51; Item. Nogle Skegtebogs- og
Vaabenbogsundersegelser II PHT. 1929. R. 9. Bd. 2. S. 1-37.

К подобному выводу пришли исследователи (А. Фабритиус, К. Пранге, И. Билле-Браге, Б. Фроселль и С. Клемменсен) изображений гербов, представленных на надгробных памятниках и эпитафиях датских дворян XV-XVII вв.6

А. Тисет обратил также внимание на старинный обычай употребления эмблем, подобных дворянским гербам, представителями других датских сословий, а также земскими и городскими общинами, чем положил начало изучению в Дании областной, городской и бюргерской геральдики. Его вывод о ношении гербов лицами, не принадлежавшими к дворянскому сословию, прочно утвердился в датской историографии , правда, без культурно-исторического обоснования.

Конкретные исследования иконографии печатей датских бюргеров, которые провели И. Люсдаль, И. Нильсен, А. Тённесен и Т. Фленсмарк, показали, что эмблемы на этих печатях могли быть трёх видов: «гербовые эмблемы» (vabenmaerker), руноподобные знаки (Ьошгегкег) и другие знаки, например, инициалы; причем большую часть из указанных видов изображений составляли руноподобные знаки . Что же касается вопроса относительно того, следует ли считать руноподобные знаки гербами, то скандинавские историки всегда давали на него отрицательный ответ. Однако культурно-исторического обоснования этого вывода в их работах мы не находим.

Отметим также, что в последние десятилетия ушедшего столетия историки датской геральдики останавливали свое внимание на истории гербов

6 Fabritius A. Vabenatavler // 1976. PHT. R. 16. Bd. 4. S. 117-131; Prange К.
Vabenanetavlen - perspektiver og exempler. Kebenhavn, 1982; Bille-
Brahe J.C. Gravmindemes Vidnesbyrd. Kebenhavn, 1985; Frosell B.A. Claus
Podebusks og Anne Krognos' vabenanetavler II Heraldisk Tidsskrift 2000.
N 82. S. 58-68; Clemmensen S. Seksten aner ma man have Epitafiet і Galten
Kirke //Ibid. 2001. N 84. S. 148-158.

7 VerwohltE. Borgerlig Heraldik і danskMiddelalder IIIbid. 1961. N 3. S. 95-104.

8 Lysdahl I. Roskildeborgeres segl 1270-1450 II Ibid. 1974. N 30. S. 441-451;
Nielsen I. Ribeborgergeres segl 1300-1450 II Ibid. 1976. N 34. S. 177-184;
1977. N 36. S. 279-284; Tennesen А. Вотэзгкег og rimer II Ibid. 1985. N 51.
S. 23-34; Flensmarck T. Bomarke eller heraldiskt vapen. Sporsmal kring tva
skanska borgarvapen under 1500-1600-talen//Ibid. 1984. N49-50. S. 274-288.

городов, земель и ленных владений (графств и баронств, учрежденных в конце XVII в.) , а также духовенства , но, как и в отношении дворянских и бюргерских эмблем, обычно без исследования духовно-исторических обстоятельств их общественного употребления.

Вместе с тем шла разработка и отдельных тем, касавшихся общественного использования гербов и их отдельных элементов.

Э. Вервольт, юрист по образованию, впервые в историографии попытался дать общее представление о датском гербовом праве , но без учета его исторического развития. Такой подход проистекал из убежденности автора в том, что «основополагающие принципы гербового права не претерпели больших изменений со времени зарождения древнейших гербовых эмблем в раннее средневековье» .

В работах X. Бернера, Н. Бартольди и Э. Сване
исследовался вопрос о производных гербах, имевших
своим источником гербы королей Дании . Эти статьи
заключают ценный фактический материал, но
культурно-исторические обстоятельства,

9 Jensen Chr.A. Sfragistik og Topografi. En Studie over bygnings- og
LandskabsbiUeder paa danske middelalders Sigiller II Festskrift til Kristian
Erslev den 28. Decbr. 1927 fra danske Historikere. Kebenhavn, 1927. S. 179-
186; Verwohlt E. Roskilde bys vaben og segel II Heraldisk Tidsskrift. 1966.
N 14. S. 153-169; Holstein P. Vabener for danske grevskaber og friherskaber II
Ibid. 1988. N 58. S. 383-403.

10 Ingesman P. Religies symbolik og sociale ambitioner. Den bajre gejstligheds
segl і dansk senmiddelalder II Ibid. 1987. N 56. S. 283-300; Item.
Middelalderens danske bispesegl og deres heraldik II Slasgter. Skjolde. Steder.
Festskrift til Knud Prange, 6. Juni 1990. Odense, 1990. S. 101-126.

11 Verwohlt E. Dansk vabenret II PHT. 1958. N 78. S. 1-17; Verwohlt E.
Retsbeskyttelse af offentlige vabener og slasgtsvabener II Heraldisk Tidsskrift.
1994. N 70. S. 448-470.

12 «Vabenrettens grundlasggende principper er ikke undergaet store forandringer
siden de ffildste vabenmasrkers fremkomst і tidlig middelalder» (Verwohlt E.
Retsbeskyttelse. S. 448).

13 Berner H. Gyldenlevernes vabener og de deraf afledede II Ibid. 1971. N 24.
S. 153-163; Bartholdy N.G. Cadency of Danish Royal Bastards in the 13th and
14th Centuries II Academie Internationale D'Heraldique XVIII Colloquium,
Canterbury, 29th Augusts* September 1993, Proceedings. Canterbury, 1995.
P. 97-105; Svane E. I Skjoldet springe Lever. Afledninger af Kongevabenet.
Odense, 2002.

способствовавшие появлению производных гербов, в них не рассматривались.

Изучались также и дворянские производные гербы. Прежде всего, здесь следует отметить статьи Т. Дал еру па, С. Малера Дама и Б. Эстер горда. Эти исследователи доказывали, что в Дании существовал обычай, по которому лицам, получавшим дворянские права, могли одновременно жаловаться гербы, происходившие, с теми или иными изменениями в цветовой окраске или изображении знаков, от гербов других лиц, а именно представителей старинных дворянских родов. На исторических фактах было показано, что такой обычай являл собой отражение тех служебных или вассальных уз, которыми лица, становившиеся дворянами, были связаны со знатными дворянами .

Весьма ценные фактами и наблюдениями над ними являются исследования, посвященные герольдам королей Дании (статьи Э. Вервольта) и отдельным элементам герба . Однако, если смысловое содержание этих явлений и рассматривалось, то, по обыкновению, вне духовно-исторической обусловленности, часто с опорой на факты, датируемые разным временем и местом происхождения.

Первым и до сих пор единственным обобщающим сочинением по датской геральдике является книга архитектора по профессии П.Б. Грансяна, изданная ещё в 1919 году . Начитанность автора в трудах иностранных геральдических писателей дала ему

Dahlerup Т. Variationer og Mutationer. Adelshistoriske Problemer і Heraldisk Belysning II Heraldisk Tidsskrift 1965. N 12. S. 65-80; Item. Vabengrapper, similarisering og undervasallitet і dansk senmiddelalder II Ibid. 1968. N 17. S. 303-311; Mahler Dam S. Heraldisk udtryk for ffigteskabsforbindelser і lavadelen II Ibid. 1989. N 59. S. 439-445; 0stergaard B. Vabenskiolde hos Mule og Ulfeldt II Ibid. 1994. N 70. S. 481-482.

15 VerwohltE. Kongeligedanskeherolder//Ibid. 1972.N25. S. 201-229.

16 Hougaard P. Den danske elefant. Dens baggrund, betydning og brag II Ibid.
1981. N 43. S. 153-185; Bartholdy N.G. Suveranitetssymbolikken і det store
danske kongelige vaben og dens kulturhistoriske baggrund II Ibid. 1976. N 33.
S. 127-138; Bartholdy N. G. Rangkroner og -hjelme unden den asldre enevaslde
II Ibid. 1980. N 46. S. 9-21; Buhl I. Vildmfend som fragtbarhedssymbol og
skjoldholdere ved det danske kongevaben II Ibid. 1970. N 22. S. 57-65.

17 Grandjean P.B. Dansk Heraldik. Kebenhavn, 1919.

возможность представить геральдику своего отечества как неотъемлемую часть западноевропейской геральдики. Одновременно он смог отметить и некоторые особенности, которыми гербы датчан отличались от гербов жителей других стран Западной Европы.

Вместе с тем в книге П.Б. Грансяна были по отдельности обозначены и рассмотрены темы, которые в целом дают представление о том, что собой представляет датская геральдика в конкретном выражении. Однако при всем своем значении для развития знания о датской геральдике в её прошлом и настоящем книга Грансяна не может характеризоваться как вполне научно-историческое исследование. Правильнее будет признать её за популярный рассказ о гербах датчан, снабженный указаниями на исторические факты, которые почерпнуты из источников различных эпох, но которые не подвергнуты сколько-нибудь критическому разбору и объяснению на почве духовно-общественной жизни датчан. К тому же на начало XXI в. книга Грансяна сильно устарела и с точки зрения накопленных со времени её выхода фактов и сделанных на их основе выводов.

В России датская геральдика до сих пор не становилась объектом специального научного исследования, хотя в русской литературе по ходу истории обнаруживались следы прагматического и познавательного интереса к датским гербам, особенно к гербу королевскому, или государственному. Сам же этот интерес удовлетворялся в основном посредством свидетельств, почерпавшихся из иностранной литературы, которая запечатлевала культурно-исторические, научные и обыденные, понятия и представления своего времени. В свою очередь, нельзя не заметить, что и русские переводы описаний датских гербов, известные от XVII-XX вв., равно и самодеятельные описания этих гербов, делавшиеся в России, имели тот же культурно-исторический характер, отражали частные или общие представления о русской геральдической словесности известной эпохи.

Если оценивать научную работу исследователей истории гербов датчан в целом, можно отметить, что к настоящему времени ими был внесен значительный вклад в дело изучения датского гербового материала.

Этот вклад состоял и в том, что были приведены в
известность, изданы и подвергнуты исследованию
многочисленные источники, и в том, что в основном
был определен круг тем, рассмотрение которых должно
было дать понятие о датских гербах, или датской
геральдике. При этом находили применение различные
исследовательские методы, прежде всего,

сравнительно-исторический метод, предполагавший
привлечение гербового материала других стран
Западной Европы. И в целом изучение датской
геральдики в её прошлом протекало в тесной связи с
понятиями западноевропейской историко-

геральдической мысли. Как следствие, можно сделать вывод, что с течением времени гербы датчан получили признание со стороны историков в качестве такого же объекта изучения, какими стали другие общественно-исторические явления, возникавшие на датской почве.

Вместе с тем на характер исторического изучения гербов, причем не только в Дании, сильное влияние оказывали вневременные понятия абстрактно-теоретической геральдики, которые утвердились в Западной Европе на почве отвлеченного рационализма XVII-XVIII веков. К тому же к изучению гербов часто обращались любители геральдики, не имевшие исторического образования или, во всяком случае, остававшиеся вне ведения относительно методов научно-исторического исследования. Всё это приводило к тому, что, по обыкновению, при изучении истории гербов использовались без оговорок терминология и определения нормативной геральдики. Поэтому если историко-геральдическая мысль, обнаруживая новые темы и эмпирические данные, внесла, несомненно, большой вклад в изучение иконографии датских гербов, то в отношении исследования их культурно-смыслового содержания, её научные достижения значительно скромнее. Более того, самая проблема - гербы в духовно-общественной жизни датчан - до сих пор не ставилась в историографии.

Предмет исследования. В диссертации исследуются обстоятельства зарождения и употребления гербов и их отдельных элементов как проявлений духовно-общественной жизни датчан XII-XVII веков.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в обнаружении духовно-общественного смысла гербов датчан XII-XVII веков. На достижение этой цели направлено решение следующих задач:

выяснение исторического времени и духовно-общественных обстоятельств зарождения гербов;

изучение словесных обозначений и в связи с этим художественного образа герба в датской культуре периода средневековья и нового времени;

исследование вопроса о развитии на почве истории и перемен в духовности идеи герба в датском обществе, или, другими словами, культурно-исторических обстоятельств начала использования гербов представителями различных сословий;

определение через посредство конкретных фактов смыслового содержания «датского гербового права» XII-XVII вв. в культурно-исторической обусловленности;

раскрытие на почве истории духовно-общественного содержания формально-геральдических понятий «составной герб» и «производный герб»;

характеристика герольдов королей Дании в культурно-исторической обусловленности;

исследование культурно-исторических обстоятельств зарождения и смыслового использования элементов герба: щита и его эмблемы, шлема, шлемовой эмблемы, намета, короны, щитодержателей, мантии, девизов и орденских знаков;

культурно-историческое рассмотрение словесного описания гербов и их элементов.

Хронологические рамки исследования. При определении верхнего предела временного отрезка исследования учитывается то обстоятельство, что на рубеже XVII-XVIII вв. на датской, как и в целом западноевропейской, почве в основном завершается формализация понятий о гербах и их элементах в рамках отвлеченного знания под названием «геральдика». Это же время знаменуется началом исторических изысканий о гербах с научно-познавательными целями. Сложнее обстояло дело с нижним временным пределом, ибо дата возникновения самого понятия «герб» не распознается посредством точных хронологических свидетельств. Принимая, однако, во внимание тот факт, что первые следы развития герба в качестве явления культурно-общественной жизни Западной Европы обнаруживаются в источниках XII в., уместно искать, прежде всего, именно в этом столетии духовно-общественные истоки датских гербов. Стало быть, настоящее исследование охватывает отрезок времени,

который можно охарактеризовать как эпоху зарождения, становления и развития представлений и понятий о гербе в датском обществе до той поры, пока не стали укореняться заповеди, или «принципы», формальной геральдики.

Объект исследования. Объектом изучения являются письменные и художественные памятники, содержащие сведения о гербах датчан или помогающие раскрытию их культурной обусловленности и общественного предназначения.

Источники. В диссертации впервые в научной литературе дается подробный обзор источников по датской геральдике за период средневековья и раннего нового времени.

По месту своего создания источники по истории гербов датчан делятся на памятники датские и иноземные. Указанное обстоятельство не могло не сказаться на характере сведений, которые сообщают эти источники. И дело не только в достоверности их внешних свидетельств, но и в особенностях тех представлений и понятий, которые находили отражение в датских и иностранных источниках по отношению к гербам датчан, как в части их художественного воспроизведения и словесного описания, так и в части общественного употребления. Иначе говоря, датские источники выражали самосознание датчан касательно их гербов или гербов их соотечественников, источники же иноземного происхождения несли на себе печать самосознания иноземцев относительно иконографии и общественного предназначения датских гербов.

Диссертационное исследование основывается на широком круге источников - изобразительных и словесных. В их число входят печати, монеты, надгробия и эпитафии, церковные фрески, живописные и гравированные портреты и картины, гербовники, географические карты, предметы повседневного обихода, разного рода письменные документы, в том числе дворянские и гербовые грамоты, заключающие описания и изображения гербов, законодательные памятники, исторические и художественные повествования. При характеристике источников учитывается культурно-исторические условия и, по возможности, время и место их создания.

Методологическая основа и методы исследования. Автор диссертации исходит из того понятия, что человек является духовно-телесным существом, и его общественное поведение и культурное творчество как мастера, художника, деятеля в области экономики, политики, науки и т.д., прежде всего, обусловливается душевно-духовными переживаниями. В то же время

методологической основой диссертационного исследования является принцип историзма, предполагающий, что в памятниках культуры объективировались исторические духовно-общественные понятия.

Нацеленность на обнаружение духовно-общественного смысла гербов датчан XII-XVII веков предполагает, что источник этого смысла следует искать на почве духовных и общественных понятий датского народа как культурно-исторической общности, проявлявшей себя через посредство конкретных личностей. Действительно, отдельная личность (индивидуальность) выступает непосредственным творцом явлений культуры, в которых запечатлеваются неповторимые, а, стало быть, отмеченные новизной, чувственные свойства и умопостигаемые сущности. Вместе с тем личность, поскольку она принадлежит к культурно-историческому обществу, в своей творческой жизни не может не испытывать влияния со стороны духовных понятий, или идеалов, этого общества, которое можно также охарактеризовать как соборную индивидуальность. Другими словами, любое культурно-историческое явление, в том числе гербы, получающее значение в качестве элемента общественной жизни, представляет собой результат совместной, развивающейся в противоречивом единстве духовной и практической деятельности личностно-соборной индивидуальности.

Отсюда вытекает и то, что знание о миросозерцании, мировоззрении, умозрении, умонастроении личностно-соборной индивидуальности в культурно-исторической обусловленности дает ключ к пониманию характера общественного употребления герба и смыслового содержания его отдельных элементов, обнаруживавших себя в диалектике религиозного и мирского, формы и содержания, единичного и общего, части и целого. Иными словами, духовно-исторический метод является важнейшим из путей исследования общественного назначения гербов и их элементов.

Вместе с тем в диссертации нашел применение системный метод, а именно гербы и их элементы рассматриваются с различных сторон их повседневного использования, что позволяет составить целостное представление о гербах как проявлениях духовно-общественной жизни датчан XII-XVII вв.

В работе с источниками использован также типологический метод, предполагающий выявление и обобщение схожих, или подобных, качеств объектов исследования в культурно-исторической обусловленности.

В то же время культурно-историческое понимание герба предполагает исследование духовно-материального выражения в нем не просто личностно-соборной индивидуальности, но той же индивидуальности, обнаруживавшей себя на почве датской культуры как частного проявления духовной общности, которую называем культурно-историческим миром Западной Европы. Иначе говоря, датская культура изучаемой эпохи в её различных проявлениях, в том числе гербовых, мыслится как часть по отношению к целому - западноевропейской культуре. Поэтому исследование основывается также на выяснении духовно-общественных обстоятельств истории гербов в Западной Европе. В самом деле, нахождение каких-то общих характерных черт герба как явления культурно-исторической жизни Западной Европы, предполагает и то, что эти общие черты должны обнаруживаться в гербах представителей различных западноевропейских народов. В свою очередь, сравнение с обьгааями, укоренившимися в других странах, способствует более точному определению тех частных обычаев, которые характеризовали индивидуальность гербов датчан. Таким образом, сравнительно-исторический метод также нашел применение в настоящем диссертационном исследовании.

Гербы являлись объективацией духа времени, который находил свое материальное выражение в различных видах творческой деятельности духовно-общественной индивидуальности. Это позволяет рассматривать гербы датчан в тесной связи с другими культурными явлениями: литературными, музыкальными, архитектурными и особенно памятниками изобразительного и пластического искусства, к числу которых собственно и принадлежат гербы. В этом случае чувственно-зримые и умопостигаемые свойства гербов обнаруживаются в художественных воззрениях известной эпохи, раскрывающихся через различные диалектические связи, характеризующие всякое произведение искусства. Этот метод изучения гербовой образности и её смыслового содержания назовем методом культурно -исторического контекста.

Новизна исследования определяется тем, что гербы впервые в научной литературе выставляются предметом отдельного исследования как явления духовно-общественной жизни датчан XII-XVII вв. В частности, впервые было проведено исследование:

историографии датской геральдики (изучения гербов датчан), в том числе в связи с развитием историко-геральдической мысли Западной Европы;

состояния датских и иностранных источников, заключающих сведения о гербах датчан XII-XVII вв.;

культурно-исторических обстоятельств зарождения гербов в Дании и в Западной Европе в целом;

культурно-исторического развития словесных обозначений и в связи с ними художественной образности гербов в Дании и отчасти в других странах Западной Европы;

культурно-исторического развития идеи использования гербов в различных слоях датского общества;

понятия «датское гербовое право» в духовно-исторической обусловленности;

конкретных проявлений на духовно-исторической почве Дании формально-геральдических понятий «составной герб» и «производные гербы»;

истории формирования «составного герба» королей Дании в культурной и политической обусловленности;

института герольдов королей Дании в контексте духовно-общественной и политической истории Датского королевства;

культурно-исторического развития элементов (щита и его эмблемы, шлема, шлемовой эмблемы, намета, короны, щитодержателей, мантии, девизов и орденских знаков) гербов датчан;

духовно-исторических обстоятельств описания (изобразительного и словесного представления) гербов датчан.

Практическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в процессе последующего изучения становления и развития датской и вообще мировой геральдики, а также культурной, общественной и политической истории Дании и, при сравнительно-историческом рассмотрении, других стран. Собранные в диссертации фактические данные и полученные при их анализе выводы могут найти применение в ходе написания учебников по истории западноевропейского средневековья и нового времени, учебных пособий по вспомогательным историческим дисциплинам, при написании диссертационных, дипломных и курсовых работ, при разработке университетских лекционных курсов по истории культуры, общества и государства, а

кроме того, при идентификации геральдических памятников.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в тезисах доклада XIV конференции по истории, экономике, литературе и языку Скандинавских стран и Финляндии (Москва, 2004 г.), в ряде статей, в том числе опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК, и двух монографиях.

Диссертация в целом была обсуждена и одобрена на заседании Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН 4 марта 2009 г.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, основной части, поделенной на две части, которые содержат соответственно восемь и десять глав, и заключения. Работа снабжена библиографией, а именно списком опубликованных источников и научной литературы, перечнем сокращений, списком иллюстраций, на которые имеются ссылки в диссертации, и альбомом самих этих иллюстраций.

Похожие диссертации на Гербы в духовно-общественной жизни датчан XII-XVII веков