Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Соломатин Вячеслав Владимирович

Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.)
<
Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соломатин Вячеслав Владимирович. Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Тюмень, 2003 291 c. РГБ ОД, 61:04-7/549

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция мировоззрения Буонарроти накануне и во время Великой французской революции (1789-1795 гг.) 32

1.1 . Формирование мировоззрения Буонарроти накануне Великой французской революции 32

1.2.Эволюция социально - политических воззрений Буонарроти в годы Великой французской революции (1789-1795гг.) 51

Глава 2. Генезис социально-экономических представлений Буонарроти в 1795-1797 гг 100

2.1. «Анализ доктрины Бабефа» - изложение принципов бабувизма в интерпретации Буонарроти 100

2.2. Проблема «подлинного равенства» и частной собственности в социально - экономических воззрениях Буонарроти 112

2.3. Экономическая модель коммунистического общества в трактовке Буонарроти 133

2.4. Защита идеологии бабувизма на Вандомском процессе 157

Глава 3. Эволюция политических воззрений Филиппо — Микеле Буонарроти в период «заговора равных» 171

3.1. Основные элементы коммунистической доктрины Буонарроти. Политический механизм и гражданское общество в коммунистическом государстве 172

3.2. Теория революционной диктатуры в изложении Буонарроти 198

3.3. Внешняя политика и организация вооруженных сил в Республике «равных» 212

3.4. Критический анализ Конституции 1793 г. и конституционный проект Ф.Буонарроти 220

Заключение 271

Библиографический список использованных источников и литературы 276

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 291

Введение к работе

Актуальность темы. Социализм как идеология, образ мысли и действия, являлся и является одной из основных и наиболее влиятельных моделей восприятия действительности и практического поиска механизма общественного переустройства на демократических принципах. Социализм -действующая идеология в разных вариантах, которая является теоретической базой современных европейских социал-демократических партий, находящихся у власти во многих странах современной единой Европы. Первая практическая попытка реализации социалистической альтернативы имела место в контексте Великой французской революции.

Великая французская революция представлялась современникам движением, способным создать на земле подлинное «царство разума в справедливости». И только спустя годы выяснилось, насколько необоснованными были подобные утопические надежды '.

Имя Филиппо - Микеле Буонарроти связано с Великой французской революцией на протяжении всей ее истории. В СССР большой интерес к социалистическим учениям прошлого, утопическому социализму был закономерен. В то же время роль Буонарроти в разработке теоретической платформы «заговора», его практическое участие в работе Тайной директории не стали объектом исследования отечественных историков.

Филиппо-Микеле Буонарроти был одним из ближайших сподвижников Г. Бабефа в 1796 г. и наиболее последовательным пропагандистом бабувизма. Он в 1828 г. в Брюсселе, находясь в изгнании, опубликовал книгу «Заговор во имя равенства». Значение работы Ф. Буонарроти было велико: идейное влияние Буонарроти испытали, хотя и в разной степени, Дж. Мадзини, Л.-О. Бланки, Ш. Тест, Л. Блан, Дж. Бронтер, О' Брайен, М. А. Бакунин и др. С

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 17.

большим уважением' относились к нему К. Маркс и Ф. Энгельс, предполагавшие организовать перевод его книги на немецкий язык2.

В отечественной историографии жизнь и деятельность Буонарроти изучена еще недостаточно полно. В СССР трижды переиздавалось его сочинение 3. При этом преимущественное внимание уделялось роли Буонарроти как участника вступления Бабефа и автора книги о нем. Между тем Филиппо - Микеле представлял собой не менее (а возможно, и более) крупную фигуру в практической революционной деятельности, которой он, несмотря на все преследования, неустанно занимался до последнего дня своей жизни. Как никто из его современников, он умел увязывать идеи бабувистского коммунизма с насущными задачами тогдашнего европейского освободительного движения. Но об этой стороне его жизни, протекавшей весьма скрыто, известно гораздо меньше 4.

На международном коллоквиуме в Стокгольме, посвященном Г. Бабефу и бабувизму (21 августа 1960 г.), Ж. Годшо в завершающем дискуссию докладе «Бабеф и бабувизм в историографии» говорил, что в перспективе «главное внимание должно быть перенесено на фигуру и историческую роль Ф. Буонарроти» 5. Интерес к социально-политической доктрине Буонарроти," увлечение им на протяжении длительного времени после окончания Второй мировой войны, говоря словами одного французского историка, исходит «частично из желания современных социалистов проследить свое происхождение» 6.

Буонарроти был одним из лидеров бабувистов, очень небольшой политической группировки, которая, по выражению А. Галанте-Гарроне, была своего рода «группой отчаянных людей, бросивших вызов

2 Туган-Барановский Д. М Буонарроти против Директории и Наполеона // НиНИ, 1980, №5, С. 127.

См.: Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа, М. - Л., 1923. Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. М.-Л..1948. Т. 1 -2. Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства. М., 1963. Т 1 - 2. (автор в своей работе использует преимущественно издание 1963 г.)

Туган-Барановский Д. М. Буонарроти против Директории и Наполеона. С. 127.

Поршнев Б. Ф. Коллоквиум, посвященный изучению Бабефа и бабувизма//ФЕ. 1960. М., 1961. С. 275.

Цит. по: Eisenstein Е. The First Professional Revolutionist: Filippo Michele Buonarroti. Cambridge (Mass.), 1959. P. 163-164.

могущественной Директории» . По мнению А. Олара, попытка восстания бабувистов прошла практически незамеченной для парижан, бабувистские памфлеты не произвели на пресыщенных революцией жителей столицы никакого впечатления 8.

Формирование мировоззрения Буонарроти происходило в непрерывно и динамично меняющихся условиях кризиса Старого порядка во Франции и Италии, который он изучал, используя французскую литературу и прессу, тосканской действительности, выражавшейся в установлении полицейского режима, преследований со стороны властей, первых лет Революции в результате личного опыта взаимодействия с окружающей действительностью. За очень короткое время в нем произошло несколько достаточно крутых поворотов со сменой политических приоритетов, с переменой в выборе «учителей», в предпочтении тех или иных философско-политических систем или их элементов, в характере языка. Определялось это не столько изменением внешних условий, сколько непосредственной практикой общественной жизни, политической деятельностью самого Буонарроти начиная с первого года революции и до того времени, когда произошло его знакомство с Бабефом и переход на коммунистические позиции.

Хронологические рамки исследования определяются характером используемого исторического материала и поставленными целью и задачами. Этот период, охватывающий небольшую часть долгой жизни Буонарроти, характеризуется формированием его социально-политических взглядов, которые практически не изменились на протяжении всей его последующей жизни и борьбы против Наполеона и Реставрации. Начальная грань хронологии определяется поступлением Буонарроти в Пизанский университет в 1777 г., влиянием, оказанным на его личность литературой

7 Galante-Garrone A. Buonarroti е Babeuf. Torino, 1948. P. 121.

8 Олар А. Политическая история французской революции. М.. 1938. С. 758 - 766.

Просвещения и преподавателями. После Вандомского процесса (1797 г.) начинается новый этап жизни Буонарроти, связанный с многочисленными тюремными заключениями, созданием тайных обществ. Детальное изучение последующего периода, не входящего в установленные нами хронологические рамки, является предметом нового исторического исследования, поскольку данный отрезок его жизни обусловливается совершенно иными социальными и политическими реалиями.

Цели и задачи исследования. На основе изучения и анализа сочинений Филиппо - Микеле Буонарроти, имеющихся в нашем распоряжении, в контексте его жизненного пути проследить процесс формирования и эволюции его мировоззрения в дореволюционный период и в годы Великой французской революции вплоть до неудачной попытки «заговора равных» и защиты Буонарроти коммунистической доктрины на Вандомском процессе 1797 г. Для этого необходимо решить следующие задачи: изучить на основе извлеченных из источников данных формирование мировоззрения Буонарроти накануне и в годы Великой французской революции; рассмотреть динамику перехода Буонарроти с позиций робеспьеризма на позиции коммунизма, определить механизм синтеза робеспьеризма и социалистической идеологии 9; определить воздействие на его мировосприятие творчества отдельных писателей и философов, характер этого воздействия, использование их идей; проследить изменения в восприятии Буонарроти основных социально-политических категорий эпохи Просвещения (свобода, равенство, «подлинное равенство», собственность, естественное состояние, суверенитет, республика, и др.).

Методологическая основа диссертации. В настоящей диссертации применен комплексный метод исследования, используемый при изучении разноплановых источников. Можно присоединиться к мнению Ю. В. Перова,

9 Cantimori D. Utopisti с riformatori italiani, Firenze. 1943. P. 190.

что «всякие попытки возродить сегодня хоть какие-то универсальные философские конструкции исторического процесса являются предприятием не только невозможным, заранее обреченным на неуспех, но никому не нужным, бесполезным, а то и вовсе вредным» 10. Стоит согласиться и с замечанием об отсутствии универсальной методологии как способа изучения интересующей темы м.

Диссертация вполне укладывается в рамки социальной истории, как ее понимали основатели Школы «Анналов», - поскольку жанр политической биографии в центр рассматриваемых проблем ставит человека, его образ мысли во взаимодействии с социальными реалиями окружающего мира. При этом мы старались сохранить разумный баланс между социально-структурной историей, с одной стороны, и исторической антропологией — с другой. В центре внимания оказалась политическая деятельность Буонарроти, которая в этом случае может рассматриваться с позиции его социального статуса, причин разрыва со своей корпоративной средой, участия в Революции, создавшей совершенно новый социальный фон, в котором есть потенциал для его дальнейшего изменения. Жанр «микроистории» в сочетании с применением лучших методов школы «Анналов» также позволяет детально исследовать личностный фактор, человеческое окружение и влияние на него ведущего персонажа диссертации, обратиться к попыткам анализа реконструкции внутреннего мира Буонарроти в годы его молодости.

Один из ведущих методических приемов - это постановка проблем и выработка гипотез на основе анализа имеющихся источников. Не менее важным принципом является связанное с традициями позитивистской историографии стремление к объективной реконструкции прошлого. В противном случае любое историческое исследование теряет смысл. Трактовка сторонниками Школы «Анналов» наук о человеке как наук релятивистских

10 Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. ст. СПб, 1997. С. 156 - 157.

Кондратьев С. В. Что день грядущий нам готовит // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 4 - 6.

заставляет уточнить наше отношение к принципу объективности. Мы отдаем себе отчет в том, что историку не дано познать абсолютную истину, реконструировать прошлое, «как это в действительности было». Историк способен восстановить лишь определенные фрагменты исторической жизни. Автор не забывает и о том, что ему приходится иметь дело не со всем спектром реально существовавших проблем и всей сложностью политической борьбы в годы Директории, возможной действительной ролью коммунистов в этих событиях, а только с теми, которые получили отражение в сохранившихся источниках.

Методологической основой диссертации служит также принцип историзма. Понять мотивы и характер деятельности Буонарроти возможно, лишь изучая формирование и эволюцию его мировоззрения, прежде всего в дореволюционный период. Именно так мы сможем подойти к пониманию проблемы соотношения идей и обстоятельств — в особенности, если само мировоззрение рассматривать не только и не столько как совокупность, систему взглядов и убеждений, сколько как способ духовно-практического освоения действительности, как единство когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сторон. Анализ мировоззрения предполагает прежде всего анализ процесса его развития и функционирования. Поскольку на формирование мировоззрения оказывает влияние и окружающая человека действительность, и непосредственный личный опыт взаимодействия с нею, это побуждает обратиться к изучению биографии Буонарроти. Жанр политической биографии переживает в настоящее время новое рождение в связи с развитием микроистории, предполагающей существенное уменьшение масштаба наблюдения, переход к микроскопическому анализу и интенсивному прочтению документов, направления, в основе которого лежит не единая методологическая база, а историографическая практика, использующая разнообразные методы исторического исследования и смежных гуманитарных дисциплин.

В основу диссертационного исследования положен, кроме того, общенаучный принцип объективности, в рамках которого развиваются представления об уникальности творческого наследия каждого политического деятеля и революционера, о праве на существование различных методологических концепций и воззрений на изучаемую проблему.

Свое место нашел в диссертации ретроспективный (или «регрессивный») метод, позволяющий восстанавливать эволюцию социально-политических взглядов Буонарроти, используя источники, выходящие за непосредственные хронологические рамки диссертации.

Сравнительно-исторический метод позволил сопоставлять состояние мировоззрения Буонарроти в качестве самостоятельного явления как «по вертикали», так и «по горизонтали»; сравнивать со сходными по форме элементами видения мира его современниками.

Диссертация представляет собой не биографию Буонарроти, хотя в ней содержатся малоизвестные сведения биографического характера. Это исследование проблем, которые поставила предшествующая историография вопроса. Поэтому и построена работа в основном не по хронологическому, а по проблемному принципу. При всех познавательных и дидактических достоинствах этого принципа у него, применительно к теме нашего исследования, имеется и недостаток: приходится вновь и вновь возвращаться к событиям жизни и деятельности Буонарроти, уже затронутым ранее, чтобы взглянуть на них под новым углом зрения.

Источники, имеющиеся в нашем распоряжении, условно можно разделить на две большие группы — опубликованные и письменные.

А. Саитта, крупнейший знаток рукописного наследия Буонарроти, подчеркивал, что, несмотря на все исследования архивных материалов, «Заговор во имя равенства», опубликованный Филиппо - Микеле, остается

важнейшим источником, характеризующим мировоззрение Буонарроти, и самым главным теоретическим сочинением 12.

Ф. Буонарроти являлся первым историком бабувизма. В 1828 г. Он опубликовал исследование «Заговор во имя равенства». Главная цель публикации - реабилитация памяти Г. Бабефа и его соратников, коммунистической идеологии в интерпретации «мученика Вандома». Буонарроти своей книгой способствует «восстановлению доброй памяти Робеспьера и его соратников» ,3, создает идеализированный образ робеспьеристов и их политического режима.

Несколько слов о французском издании книги. Она была опубликована дважды: в 1828 г. в Брюсселе и в 1830 г. в Париже. В течение следующих сорока лет трижды появлялись сокращенные издания. Так, в 1849 г. журнал «Propogande democratique et sociale» опубликовал брошюру, содержавшую многочисленные отрывки из книги Буонарроти. В следующем году необабувист Г. Шараве переиздал книгу, исключив приложенные к ней документы. К концу Второй империи левый республиканец Артюр Ранк опубликовал сокращенный вариант, содержавший лишь несколько избранных документов.

Буонарроти при создании «Заговора во имя равенства» опирался на свои воспоминания о 1796 г. и его событиях, используя также уцелевшие у него документы. Другие документы он получал от друзей и бывших соратников, доставлявших ему часть материалов в копиях из Парижа, потому что печатные тексты могли находиться в национальной Библиотеке, куда Буонарроти по известным причинам не имел доступа. Французский историк Ж. - М. Шяппа считает «Заговор во имя равенства» «абсолютно апологетическим текстом, что не снижает его значимости для истории социалистической мысли, но не нужно в то же время забывать, что его

13 Российский Государственный Архив Социально-политической Истории (далее- РГЛСПИ) Ф. 470, Оп. I, Д. 6. Л. 127.

основная функция вызвать у будущих поколений восторженность заговором...» и.

В своем предисловии Буонарроти частично проливает свет на этот вопрос. Во-первых, он сохранил четкие воспоминания. Буонарроти был одним из руководителей движения и составлял проекты многих важных документов. Он знал секреты и планы тайной директории, сносился с ее агентами, участвовал в спорах, в которых рождалась политика бабувистской организации, и разделил ее неудачу. Другими словами, благодаря такому опыту и положению в бабувистской организации он сам являлся кладезем первоисточников. Еще были живы некоторые его сподвижники, например Феликс Леппелетье - один из членов Верховной директории - и Дидье -главный посредник между Директорией и подчиненными ей агентами. Очень вероятно, что старые коллеги удостоверяли и дополняли написанное. Кроме того, в Брюсселе Буонарроти разыскал людей, высланных еще во время Французской революции, которые, вероятно, помогли ему раздобыть важные документы 15.

Первый советский перевод книги Ф. Буонарроти был осуществлен в 1923 г. с сокращенного издания, выпущенного в 1869 г. Артюром Ранком, и имел ряд дефектов. Особенно неудачной была компоновка выдержек из книги Буонарроти В. В. Святловским, вносящая большую путаницу в текст .

Первый полный перевод «Заговора» был осуществлен в нашей стране в 1948 г. Второй русский перевод, тщательно подготовленный Э.Желубовской, был опубликован в Москве в 1963 г. Это издание дополняет текст Буонарроти тремя документами, два из них он мог лишь цитировать, так как их не было у него в распоряжении, а именно: «Жалобу французского народа на его угнетателей» и «Мнение о двух наших конституциях». Третий документ - «Настоятельное слово патриотам» Бабефа — служит примером

и нттр // www. espace

15 Weill G. G. Les papiers de Buonarroti II Revue historique, 1905.

16 Дунаевский В. А. Кучеренко Г. С. Западноевропейский утопический социализм в работах советских
историков М. 1981. С. 50.

чрезвычайно трудной работы по восстановлению первоначального текста. Изданный Буонарроти. как четырнадцатый в разделе «Документы», он был сильно искажен.

Заговор Бабефа и эволюция мировоззрения Буонарроти в рассматриваемый нами период достаточно хорошо документированы. По выражению А. Галанте-Гарроне, «ни один заговор, вопреки здравому смыслу, не обрастал такой огромной горой бумаг, бесповоротно компрометирующей его участников» |?.

Среди источников, позволяющих изучать эволюцию мировоззрения Буонарроти, можно выделить следующие группы:

Памфлеты, написанные до участия Буонарроти в движении Бабефа: в защиту населения австрийских Нидерландов, «Окончательное разоблачение заговора в Корсике» (Conspiration de Corse, entierement devoilee).

Теоретические сочинения, написанные в период «заговора равных». По имеющимся данным, Буонарроти был автором ряда важных программ документов: «Анализа доктрины Бабефа», «Проекта экономического декрета», «Декрета об управлении», «Ответа гражданину М. V.», «Директория - агентам», «Воззвание к солдатам». Французский историк П. Робике еще в начале XX в. установил, что «Анализ доктрины Бабефа» и «Декрет об управлении» написаны рукой Буонарроти. Первые два документа - «Анализ доктрины Трибуна народа» и «Проект экономического декрета» -выдержаны в духе бабувистского коммунизма 18. В них речь идет о конечной цели движения: ликвидации частной собственности как причины общественного и экономического неравенства. Чувствуется, что эти произведения - результат глубоких размышлений самого Буонарроти. А. Собуль солидаризировался с предположением П. Робике. По его мнению, «Ответ гражданину М. V.» и «Анализ доктрины Трибуна народа» вышли из-под пера Буонарроти 19.

17 Galante-Garrone A. Buonarroti е Babeuf. Р. 7.

18 Robiquet P. Buonarroti et la secte des egaux. Paris, 1910. P. 256.

19 Собуль А. Бабеф, бабувизм и заговор во имя равенства // Бабеф Г. Сочинения. Т. 1. М., 1975. С. 23.

В следующую группу можно выделить материалы публичной деятельности Буонарроти. Их сохранилось немного, и наиболее значимыми для изучения эволюции его мировоззрения являются материалы, касающиеся деятельности Буонарроти в качестве агента Комитета общественного спасения на оккупированных Францией территориях: декларация, поданная от имени жителей острова Сен-Пьер, выступление перед Национальным конвентом, доклады Комитету общественного спасения, прокламация на итальянском языке, адресованная жителям Онельи.

Важными являются документы, содержащие сведения о Буонарроти, написанные третьими лицами: произведения эпистолярного жанра, в которых идет речь о нем, отчеты комиссаров полиции о его деятельности, протоколы обыска и изъятой литературы.

Среди письменных документов архива имеются выписки от руки из крупнейших парижских газет 20 - 30 гг. XIX в. «Насьональ», «Галлюаз» и др. В них есть упоминания о Г. Бабефе и Ф. Буонарроти, зачастую облеченные в негативные тона и дающие искаженную картину их жизни и деятельности.

Мы можем отметить, что достаточно солидную группу источников, почерпнутых как из Национальной библиотеки Франции, так и из РГАСПИ, составляет личная переписка Буонарроти, причем большая часть дошедших до нас писем относится к периоду всей его жизни и деятельности, и они позволяют детально реконструировать его мировоззрение.

Важнейшим корпусом источников являются копии рукописных документов из Национальной библиотеки Франции, полученные при использовании ресурсов глобальной сети интернет. Получено 167 листов, представляющих серии Bibliotheque nationale, N.A.F. 20803-4 20. Часть документов совпадает с хранящимися в РГАСПИ, и в этом случае ссылки идут на французский вариант подлинника. Имеющиеся в нашем распоряжении источники отражают многие стороны политической

20 Papicrs et correspondance de Philippe Buonarroti, Bibliotheque nationale, N.A.F. 20803-4.

деятельности Буонарроти, его социально-политические взгляды. Обширный рукописный архив Буонарроти хранился у Бодемана, известного бабувиста, его близкого друга, после смерти которого документы были переданы целиком в Национальную библиотеку Франции. Часть материалов находится в Институте социальной истории в бумагах Макса Неттлау (Амстердам, Голландия).

С помощью академика Б. Д. Рязанова в 1925 - 1930 г. в Институт К. Маркса и Ф. Энгельса поступили материалы видных деятелей французской революции, в том числе и Ф. Буонарроти. В настоящее время в Российском Государственном Архиве Социально-Политической Истории (РГАСПИ) (бывший ЦПА ИМЛ) документы, полученные из Национальной библиотеки Франции в виде фотокопий, сосредоточены в фонде 470, в который входит 11 дел (9 папок). В нем содержатся 1146 листов за период с 1791 г. по 1839 гг. Это документы в фотокопиях на французском и итальянском языках (последние сосредоточены в деле № 6 и посвящены социально-политическим взглядам Ф. Буонарроти)21.

Необходимость реконструкции социально-политической эволюции мировоззрения Буонарроти связана с изучением архивных материалов, которыми располагают отечественные хранилища. В нашем распоряжении имеются дела («папки») № 2, 6, 7 и 9 «фонда Буонарроти» 22.

Материалы папки № 2, ф. 470 включают 109 листов, в которых отражена позиция Буонарроти в ходе Вандомского процесса. В этих документах четко выражена и полемически заострена общественно-политическая позиция демократа и коммуниста.

Материалы папки № 6, ф. 470 включают 129 листов, где отражены социально-экономические взгляды Буонарроти, проекты общественного переустройства на коммунистических принципах, и относятся к периоду

Сведения любезно предоставлены ведущим научным сотрудником РГЛСПИ Назаровой С. М. РГАСПИ Ф. 470, Оп. I, Д. 6, 7, 9.

«заговора равных». Часть документов являются черновиками основных декретов и памфлетов, впоследствии опубликованных Буонарроти в книге. Материалы дела не включают печатных источников. Большой интерес представляют маргиналии Буонарроти.

Материалы папки № 7, ф. 470 включают 89 листов. В ней представлено эпистолярное наследие Буонарроти, относящееся ко всему периоду его политической деятельности. Эти материалы позволяют проследить эволюцию социально-политических взглядов Буонарроти, в том числе применяя и ретроспективный метод, используя документы, датировка которых выходит за установленные нами хронологические рамки исследования.

Материалы папки № 9, ф. 470 включают 142 листа и посвящены некоторым фактам из жизни Ф. Буонарроти в изложении третьих лиц, а также содержат письма Буонарроти. Это переписка между различными корреспондентами в середине 30-х - середине 70-х гг. XIX в. (в ряде случаев корсиканцами, свободно владеющими классическим французским языком), корреспонденция известных бабувистов (переписка Бодемана, в которой Ф. Буонарроти фигурирует в качестве главного действующего лица, где излагаются различные сведения из политической карьеры Ф. Буонарроти с начала 90-х гг. XVIII в., биографические факты, в том числе и малоизвестные).

Мы с сожалением отмечаем, что степень разработанности «фонда Буонарроти» не может сравниться с изученностью архива Г. Бабефа. Достаточно отметить, что с 1975 по 1982 г.г. издательство АН СССР подготовило и опубликовало собрание сочинений Г. Бабефа в четырех томах , а документы «архива Буонарроти» эпизодически использовались отдельными историками 24.

23 Бабеф Г. Собрание сочинений в 4 тт. М., 1976 - 1982.

24 Архив Буонарроти исследовал Д. М. Туган-Барановский. См. ниже.

Важнейшим источником в реконструкции эволюции мировоззрения Буонарроти являются опубликованные документы периода «Заговора во имя равенства», которые Буонарроти поместил в качестве приложения во втором томе книги 25.

Важным, хотя и второстепенным источником является собрание сочинений Г. Бабефа, которое помогает в реконструкции мировоззрения Буонарроти, позволяет улавливать некоторые отличия в идеях двух ведущих идеологов «Заговора»26.

Автор работы периодически обращался к мемуарным источникам, в частности к воспоминаниям молодого эпигона Буонарроти Андриана, используя в данном случае принципы ретроспективного метода27.

Важнейшим источником для рассмотрения формирования и эволюции мировоззрения Буонарроти, ярко раскрывающим его принципы и идеалы, является обнаруженная в отечественном архиве в фотокопиях подборка номеров «Газеты Верховного суда, или эха свободных, честных и отзывчивых людей», издававшейся якобинцем Пьер-Никола Эзином .

Разумеется, изучение взглядов Буонарроти невозможно вне контекста общественной мысли века Просвещения, в отрыве от творчества оказавших на него влияние Морелли, Монтескье, Руссо, Мабли и других.

Степень изученности проблемы. Всю историографию бабувизма можно разделить на два условных направления: первое из них рассматривает эволюцию социально-политических взглядов Буонарроти, уделяет большое внимание его биографии. Второе направление, включая в себя практически все элементы первого, рассматривает дискуссионный вопрос, посвященный изучению бабувистской традиции и роли Ф. Буонарроти в ее поддержании и развитии. Французские историки более склонны изучать традицию, не

25 Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства. Т. II. М., 1963. С. 100 - 353.

26 Бабеф Г. Указ. соч.

27 ANDRYANE A. Memoires Sur prisonnier d'Etat au Spieberg. Paris, 1840,2e edition, 2 Vol.

28 Journal de la Haute Cour de Justice, ou L'Echo des hommes libres, n 1-73.

забывая, конечно, и о личности Буонарроти. Итальянские исследователи преимущественно изучают его политическую биографию, отдавая дань анализу традиции. Нужно отметить, что почти все значимые работы о Буонарроти написаны, в рамках политических концепций и методологии, которые используются представителями левого спектра политической культуры.

Именно во французской историографии стали разрабатываться проблемы бабувизма и прежде всего бабувистской традиции. Начало было положено В. Адвиеллем, опубликовавшим в 1884 г. в трехстах экземплярах двухтомную работу «История Гракха Бабефа и бабувизма» . Основанная на документах из личного архива Г. Бабефа и других материалах, она после книги Ф. Буонарроти. вновь возродила интерес к «заговору равных». В. Адвиелль утверждал: поскольку число убежденных сторонников Бабефа было значительным, трудно допустить мысль, будто все они отказались от своих убеждений и от желания их пропаганды 30. Он полагает, что учение Бабефа, хотя его и перестали открыто пропагандировать, сохранилось в широких демократических кругах, лишенных возможности выступать публично 3I. По этой причине он делал вывод о сохранении после смерти Бабефа и Дарте бабувистской традиции во время империи и вплоть до революции 1830 г. Такого же взгляда придерживался другой французский исследователь «заговора равных» А. Ранк32.

В 1901 и 1905 гг. были опубликованы ценные очерки о Ф. Буонарроти известного исследователя республиканского движения во Франции, радикального республиканца Ж. Вейля . Он анализирует деятельность

29 Advielle V. Histoire de G. Babeuf et du babouvisme, Paris, 1884, T. 1 -2.

30 Ibidem. T.I, P. 360.

31 Ibidem.

32 Buonarroti F. Gracchus Babeuf et In Conspiration des Egaux. Ed. A: Ranc. Paris, 1869, P. XII. Ранк писал, что
«благодаря бабувистам революционная традиция не угасала ни на миг в период империи и Реставрации и
именно благодаря им, республиканская партия оказалась восстановленной в первые же дни революции
1830 г.».

33 Weill G. Ph, Buonarroti II Revue historique, 1901; Les papiers de Buonarroti II Revue historique, 1905.; Histoire
du parti rdpublicain en France (1814 - 1870). Paris, 1928.

«филадельфов» и бабувистов. В его статьях особенно интересен анализ идейной эволюции Буонарроти от «робеспьеризма» к коммунизму. Ж. Вейль также первым дал описание архива Буонарроти.

Ж. Прюдомо сравнивал уход бабувизма в подполье с исчезновением воды в расщелине земли. «Известно, - писал он, - что бабувизм, пережив трагический конец Бабефа и Дарте, продолжал существовать в течение всего периода Директории и всего периода Империи, подобно рекам, которые уходят под землю и там несут свои воды, пока структура почвы не позволит им вновь пробиться на поверхность» 34. Он ссылался на А. Ранка, утверждавшего даже в начале своего краткого изложения «Заговора во имя равенства, именуемого заговором Бабефа», что именно «благодаря бабувистам революционная традиция не угасала ни на миг в период первой Империи и Реставрации, и именно благодаря им республиканская партия оказалась восстановленной в первые же дни революции 1830 года». Среди современных историков наиболее убеждены в непрерывности бабувистской традиции (ее подспудного развития, или, по крайней мере, ее развития окружением Буонарроти) А. Саитта и А. Галанте-Гарроне.

Противоположное мнение можно сформулировать следующим образом: бабувизм умер если и не вместе с Бабефом, то, во всяком случае, вместе с клубом Манежа в 1799 г., в период, непосредственно предшествовавший 18 брюмера. Исходной точкой его воскрешения было опубликование в 1828 г. Филиппом Буонарроти «Заговора во имя равенства, именуемого заговором Бабефа». Возродившийся незадолго до 1830 г. бабувизм уже не был бабувизмом Бабефа, он обрел новый облик, который придал ему Буонарроти. Коммунизм Буонарроти 1828 г., ставший основой «необабувизма», мало отличался от коммунизма Бабефа, и поэтому Буонарроти искренне полагал, что это тот же коммунизм, который исповедовал Бабеф в 1796- 1797 гг.

34 Prudhommeaux J. Icarie et son fondateur Etiennc Cabet. Pans, 1907. P. 15-16.

А. Матьез был главным защитником этой точки зрения. Он настаивал на том, что движение 1796 г. являлось коалицией коммунистов и некоммунистов и что некоммунисты играли в этом движении более важную роль и имели численное превосходство. Он утверждал, что «коммунизм Бабефа являлся слишком поспешным сооружением, своего рода импровизированной мозаикой, венцом здания совсем иного стиля. Остов этого здания - это возвращение к политике II года, это борьба против Директории»35.

Итальянские историки рассматривали Буонарроти как одну из ключевых фигур Рисорджименто, акцентируя внимание на том, что по своему происхождению он является итальянцем. В 1898 г. в Италии была опубликована книга о Филиппе Буонарроти Дж. Романо - Катанья, переизданная в 1902 г., излагающая основные моменты биографии и политической деятельности Буонарроти 36.

Итальянский историк А. Галанте-Гарроне решительно не согласен с Матьезом в вопросе о коммунизме Бабефа. Основываясь на совладении аргументации Буонарроти в 1828 г. и аргументации, изложенной в брошюре 1796 г. под названием «Ответ М. V.», в которой опровергаются возражения современников против потребительского коммунизма, которая была написана Буонарроти, Галанте-Гарроне считает, что Буонарроти «не внес никаких существенных изменений в первоначальный бабувизм». Однако он полагает, что после 18 брюмера «бабувизм, подобно угасшей идеологии, пребывал бы в забвении и не сыграл бы своей исторической роли, если б не проник в массы, что произошло после 1830 г., главным образом благодаря книге Буонарроти» 37.

35 Матьез А. Термидорианская реакция. М., 1928. С. 45.; Mathiez A. Le Directoire. Paris, 1934. P. 172.

36 Romano-Catania G. Buonarroti. Milano, 1902.

37 Galante-Garrone A. Buonarroti e Babeuf. P. 123.

Ж. Лефевр, как и А. Галанте-Гарроне, считал, что Буонарроти «проецировал из прошлого» свои идеи 1828 г. Позицию Ж. Лефевра разделял В. Эниш38.

Итальянские историки уделяли большое внимание изучению политической деятельности и биографии Буонарроти. Но достаточно интересные работы по изучению французского революционного влияния на итальянское движение были фактически прекращены после установления режима Муссолини. В 1950 г. известный биограф Ф. Буонарроти Р. Пиа Оннис писала, что фашистская идеология стремилась свести до минимума «прогрессивность» иностранного элемента в итальянском национальном возрождении 39. В появившихся после 1923 г. работах отрицалась связь Французской революции и итальянских якобинцев с процессом Рисорджименто. Была даже осуществлена попытка представить Филиппа Буонарроти «предтечей фашизма» и исключительно «итальянским патриотом» 4 . Естественно, что такая установка не способствовала плодотворному изучению революционного влияния Франции на Италию.

Лучшие работы, основанные на архивных данных, посвященные Буонарроти и его социально-политическим взглядам были написаны после Второй мировой войны. В Италии после краха фашизма появилось множество публикаций, которые привели к переосмыслению прежней роли бабувистов и Буонарроти в европейском революционном движении. Уже на закате режима Муссолини были напечатаны важные работы Р. Сорига и Д. Кантимори4|, затем в 1946 г. Дж. Берти перевел с английского биографию Ф. Буонарроти американского ученого Самуэля Бернстайна 42, в том же году последовало новое итальянское издание «Заговора во имя равенства» с обширным предисловием Г. Манакорда, и, наконец, в 1949 - 1951 гг. были

38 Lefebvre G. Les origines du communisme de Babeuf// Etudes sur la Revolutionc francaise. Paris, 1954.;
Haenisch W. La vie et les luttes de Philippe Buonarroti. Paris, 1938.

39 Pia Onnis R. Les etudes italiennes sur l'histoire de la Revolution francaise de 1940 II Annates historique de la
Revolution francaise, 1950, XXII, P. 358 -361, далее: AHRF.

40 Donato Scioscioli. II Dramme del Risorgimento sulle vie deH'esilic. Zvole. Roma, 1937.

41 Soriga R. Le Societe segreta l'eimgrazione politica ei primi moti per l'independenza. Modena, 1942; Cantimori
D. Op. cit.

42 Bernstein S. Filippo Buonarroti, Einaudi, 1946.

опубликованы фундаментальные исследования А. Саитта и Л. Галанте-Гарроне43.

Лучшие работы о бабувистах были созданы в послевоенное время марксистами или близкими к ним исследователями: Дж. Берти, Дж. Канделоро, А. Саитта, Д. Кантимори и другими. Дж. Берти, например, в годы войны был одним из руководителей «иностранного центра» ИКП 4.

Обозревая все, сделанное за послевоенное десятилетие итальянскими историками, советский ученый В. М. Далин говорил, что благодаря их работам достигнуто «Le renouveau de Buonarroti»45.

Большой интерес представляют фундаментальные исследования А. Саитта, который рассматривает мировоззрение Буонарроти на протяжении всей его политической карьеры. В 1777 - 1797 г. он отмечает формирование у Буонарроти демократических представлений, после знакомства с Бабефом трансформировавшихся в коммунистические 46. Во время работы в рукописных фондах Национальной библиотеки Парижа он обнаружил любопытный документ, написанный рукой Ф. Буонарроти. Это был своеобразный Пантеон «Великих людей», составленный им на склоне лет. В списке, насчитывавшем более двух десятков имен (Минос, Иисус Христос, Пифагор, Томас Мор, Мабли и другие), за Бабефом, «горячим апостолом равенства», и Дартэ находим Уде и Мале 47. Уже эта «деталь» показывает, насколько основательны были сомнения полицейских властей Женевы в лояльности старого бабувиста к императорскому режиму. Стоит напомнить отзыв о нем префекта Лемана, относящийся ко времени высылки Ф. Буонарроти из Женевы в Гренобль в начале 1813 г.: «Я получил от него обе-

щание спокойствия, но для этого нужно было бы изменить его голову» .

43 Saitta A. Op. cit. V. 1-2; Galante-Garrone Л. Buonarroti е Babeuf.; Buonarroti ei rivolutionarii dell' Otteccnto
(1828-1837), 1951.

44 Eisenstein E. Op. cit, P. 163. Aldo Garosci. The Italian Communist Party. N. Y. 1951, P. 195.

45 Проблемы советско-итальянской историографии. M, 1966, С. 249.

46 Saitta A. Op. cit. V. 1-2

47 Ibidem. V. 1. P. 43-46.

48 Ibidem. V. 2. P. 192.

А. Саитта сумел разрушить легенду о карбонаризме Ф. Буонарроти. В результате своих архивных изысканий он обнаружил несколько рукописных листков, где сам Ф. Буонарроти очень четко формулировал политические задачи третьей степени, заключающиеся в установлении коммунизма в Европе49.

Революционная деятельность и эволюция идеологических представлений Ф. Буонарроти подробно освещена в европейской и американской исторической литературе. А. Галанте-Гарроне отмечал, что «таинственная и сложная жизнь Ф. Буонарроти, несмотря на кажущуюся многочисленность работ, потребует новых усилий и проведения еще более детальных исследований, с активным использованием критических приемов

* исторического метода». Итальянский историк одним из первых отметил, что

фигура Ф. Буонарроти не воспринимается многими историками как самостоятельная и упоминается в исторических исследованиях исключительно в контексте взаимодействия Буонарроти и Бабефа в период совместной подготовки ими выступления «равных». Они полагали, что Бабеф оказал на него моментальное и решительное влияние, от схематичности которого впоследствии ему избавиться не удалось. Самостоятельность Буонарроти как политического мыслителя и возможность того, что под

,4* воздействием времени он трансформировал свои взгляды, также

признавалась ими сомнительной. А. Галанте-Гарроне подчеркивал необходимость в создании работы обобщающего характера, посвященной идейной эволюции Ф. Буонарроти 50. На наш взгляд, подобное исследование во многом проделали Э. Эйзенштайн и сам А. Галанте-Гарроне. Однако следует отметить, что работа Э. Эйзенштайн не свободна от влияния идеологической атмосферы эпохи. Критикуя недостатки современного коммунизма (сер. 50-х. гг. XX века - В. С), Э. Эйзенштайн пытается

Ibidem. V. 1.Р. 90- 92.

Galante-Garrone A. Buonarroti е Babeuf. P. 56.

обнаружить их «на заре эпохи коммунизма». В силу подобной причины ее монография носит отчасти тенденциозный характер51.

В течение многих лет биографию Ф. Буонарроти кропотливо изучала Р. Пиа Оннис, сосредоточившая свои усилия на исследовании малоизвестного периода его жизни в годы Революции, когда он выполнял ответственные поручения Конвента на Корсике в Тулоне и Онелье. Р. Пиа Оннис рассматривает также мировоззрение Ф. Буонарроти в данный период и приходит к выводу о наличии у него в тот момент устойчивых робеспьеристских убеждений 52.

Две главы в своем исследовании «первому профессиональному революционеру» посвятил Дж. Кантимори, критически переосмысливший деятельность и идеологические установки Буонарроти и одним из первых в Европе выдвинувший теорию «революционного утопизма» 53.

В левой французской историографии к анализу мировоззрения Ф. Буонарроти обратился М. Домманже - один из крупнейших историков, посвятивших свои исследования личности Г. Бабефа и рассмотрению доктрин бабувизма 54. А. Матьез и Ж. Лефевр также уделили в своих исследованиях большое место изучению трансформации бабувизма. Они издали свои заметки и комментарии в публиковавшихся коллекциях документов, посвященных Французской революции 55.

Американский историк бланкизма, чартизма и бабувизма С. Бернстайн посвятил Ф. Буонарроти ряд публикаций и детальное биографическое исследование. Его ценность подтверждается тем, что за короткое время оно было опубликовано на трех языках, не считая английского: итальянском,

51 Eisenstein Е. Op. cit.

52 Pia Onnis R. Filippo Buonarroti comissario revolutionario a Onelia II Nuova revista storica. 1939. XXIII; Pia
Onnis R. Filippo Buonarroti la Congiura di Babeuf e il babouvismo II Nuova revista storica. 1952. XXXVI; Pia
Onnis R. Buonarroti e altri studi. Roma, 1971.

53 Cantimori D. Op. cit. P. 184 - 254.

54 DOMMANGET M. L'HEBERTISME ET LA CONJURATION DES EGAUX//ANNALES REVOLUTIONNAIRES. T. XV, 1923. P.
220 - 226. DOMMANGET M. BABEUF ET LA CONJURATION DES EGAUX II ANNALES REVOLUTIONNAIRES. T. XVI, 1924.

P. 210-237; Домманже M. Бабеф. Л, 1925.; DOMMANGET M. Sur Babeuf et le babouvisme. Paris, 1970.

55 Lefebvre G. Pages choisies de Babeuf. Paris, 1935; Lefebvre G. Le Directoire. Paris, 1950.; Lefebvre G. Les
origines du communisme de Babeuf// Etudes sur la Revolutione francaise. Paris, 1954.; Mathiez A. Le Directoire.
Paris, 1934; Mathiez A. Les classiques de la revolution francaise. Paris, 1935. P. 24.

французском и польском. Впервые его исследование в Европе было издано на «исторической» родине Ф. Буонарроти знаменитым издательством Луиджи Эйнауди 56.

«Генератором идей» считал Буонарроти Французский историк Ж. Брюа 57. К. Мазорик отводит Буонарроти ключевую позицию в формировании концепции бабувизма. Роль Буонарроти в организации заговора и его идейном оформлении подчеркивают австралийский исследователь бабувизма Дж. Роуз, англичанин Дж. Биллингтон и его

японский коллега Мичио Шибата .

Вопрос об исторических корнях бабувизма и мировоззрения Буонарроти остается, по выражению Э. Эйзенштайн, историографически «загруженным» 59. Многие исследователи сходятся во мнении, что их основой явился синтез.робеспьеризма, через который преломлялась доктрина Руссо, коммунистические взгляды Бабефа, сложившиеся у него еще до начала Французской революции, некоторые элементы из учений Мабли и Морелли.

В западной историографии предпринимались попытки соотнесения бабувистского коммунизма с мелкобуржуазным способом решения социально-экономических проблем. Примером этому служит интерпретация бабувистской идеологии Карлом Маннхеймом, который связывает революционный социализм XVIII века с «мелким буржуазным реакционным менталитетом его представителей (намекая на не крестьянское и не пролетарское происхождение многих бабувистов)» 60. К. Маннхейм сопоставляет бабувизм с коммунальными движениями средневековой Европы и объявляет бабувистов их прямыми наследниками. Бабувизм, по его

56 Bernstein S. Buonarroti. Paris, 1949; Bernstein S. Babeuf and Babouvism II Science and Society New York, 1937-38, Vol. II. n68 1-2, P. 29-57, 166-194; Бернстайн С. Необабувистская печать 1837-1848 гг//ФЕ 1960, М., 1961. С. 188-209. "BruhatJ. Gracchus Babeuf et les Egaux ou «Le premier parti communiste agissaint». Paris, 1978. P. 8, 12, 15, 16.

58 Mazauric С Babeut ct la Conspiration pour l'Egalite. Paris, 1962. P. 6, 8, 11,27, 178, 181; Rose R B. Gracchus
Babeuf. The First Revolutionary Communist. London, 1978. P. 12, 23,46.; Michio Shibata. The Plot of Babeuf.
Iwanami, Токіо, 1968. P. 11,18, 134,; Billington J. - H. Fire in the Minds of Men: Origins of the Revolutionary
Faith. N.Y., 1980. P. 23,45,47.

59 Eisenstein E. Op. cit. P. 13.

60 Ibidem. P. 16.

мнению, делает актуальным «выживание средневековых коммунальных систем держателей земель» и провозглашает бабувистов «частично ответственными за рецепиирование подобной утопии, корни которой в отдаленном прошлом» 6|. В данном случае представитель философии истории намекает на знакомство Буонарроти и Бабефа с механизмом социального функционирования сельской общины, или, как он выражается, познание «коммунального существования» 62.

Е. Мишель обращался к изучению мировоззрения Буонарроти, полагая, что его социально-политические взгляды были подчинены задачам успешной политической карьеры и носили тактический характер. Е. Мишель, один из первых творцов теории «революционного утопизма», рассматривает ее реализацию на примере Буонарроти, который, не считаясь с реалиями общественного строя, пропагандировал модель идеального государства, пытался, по выражению О. Кошена, «опустить сияющий город в облаках с небес на землю». Материалом для исследования служит деятельность Буонарроти на Корсике и острове Сен-Пьер 63.

А. Ленинг сосредоточил свое внимание на критике регламентационных и централизующих принципов организации общества, предложенных Буонарроти в своих произведениях. Голландский историк негативно относится к системе общественного воспитания, предложенной Буонарроти, справедливо усматривая в этих принципах элементы тоталитарной системы. А. Ленинг сравнивал учение Буонарроти с идеями Бакунина, находя последние гораздо более привлекательными и гуманистичными 64.

В советской исторической науке изучение раннекоммунистических теорий и бабувистской доктрины всегда являлось приоритетной областью

61 Mannheim К. Ideology and Utopia. An introduction to the sociology of knowledge. London, 1948. P. 216, 221.

62 Ibidem.

63 Michel E. Vicende di Filippo Buonarroti in Corsica. (1789 - 1794) II Archivo storico di Corsica. Anno IX.
Livorno. 1933.

64 Lehning A. Buonarroti and his International Secret societies //International Review of Social History. 1956;
Lehning A. Buonarroti's Ideas on Communism and Dictatorship II International Review of Social History.
1957; Lehning A. De Buonarroti a Bakounine. Paris, 1977.

исследований. Немногочисленные в отечественной историографии работы о Буонарроти касаются в первую очередь не анализа социально-политических взглядов, а изложения доктрины бабувизма. Основное внимание ученые уделяли «заговору равных» и фигуре Г. Бабефа. Бабувизм, по их мнению, стал первой формой революционной идеологии нового общества. Благодаря Бабефу, коммунизм, бывший до сих пор утопической мечтой, превратился в систему воплощения утопии в реальность65.

Во второй половине 20-х гг. в СССР появляются первые исследования, посвященные Г. Бабефу и «заговору равных» 66.

Для советских ученых «Заговор» служил главным источником в изучении непрерывной бабувистской традиции, развивавшейся с конца XVIII, после разгрома «равных», вплоть до 1828 г.

Жизнь и деятельность Буонарроти, формирование его мировоззрения накануне и в первые годы французской революции не получила отражения в работах советских историков за исключением скупого перечисления фактов в кратких биографических очерках П. П. Щеголева и В. М. Далина.

В советской историографии П. П. Щеголев одним из первых попытался анализировать социальные представления Ф. Буонарроти, его идейную эволюцию. Историк уделил ему некоторое внимание на страницах работ о Г. Бабефе. Буонарроти в трактовке П. П. Щеголева - фигура второстепенная; историограф первого коммунистического выступления, не рядовой бабувист, но человек, как по личным качествам, так и по значимости в подготовке и осуществлении заговора, разработке коммунистических идей и в дальнейшей деятельности революционера уступающий Бабефу.

Искаженное представление о трансформации идеологии бабувизма, сложившееся у историка при рассмотрении международной деятельности Ф. Буонарроти, объясняется, помимо заложенной предвзятости, неразработанностью проблематики и в отечественной, и в западной

65 Собуль А. Первая республика 1792 - 1814. М., 1974. С. 237.

66 Щеголев П. П. Заговор Бабефа. М. Л. 1927; он же: Гракх Бабеф. М. 1933., Займсль В. Г. Бабеф- борец за
диктатуру трудящихся. К 130-летию со дня казни. М.-Л. 1928.

историографии, отсутствием в его распоряжении точных данных, проверенных архивными источниками. П. П. Щеголев является автором первого биографического этюда о Буонарроти. Помимо кратких сведений о жизни революционера, большая часть очерка посвящена истории «Заговора равных», рассмотрению бабувистской идеологии. Автор подчеркивает заслуги Буонарроти перед коммунистическим движением, но полагает, что он совершает постепенный переход на позиции социалистического оппортунизма и склонности к соглашательству с националистическими кругами европейских революционеров. Центральная тема очерка - создание Ф. Буонарроти исторической работы о бабувизме — «Заговора во имя равенства». Щеголев признает, что это - первое документированное исследование революционно-коммунистического движения, и полагает, что личное участие Ф. Буонарроти в «заговоре равных» значительно повышает ценность работы 67.

Необходимо упомянуть о биографической справке, помещенной в конце I тома советского издания «Заговора...», автором которой являлся В. М. Далин, составивший комментарии и научный аппарат к первому полному отечественному изданию книги Буонарроти 68. Она включает известные биографические сведения, их содержание практически ничем не расходится с данными, которые приводит П. П. Щеголев в упомянутом выше очерке.

В. М. Далин полагал, что сосредоточение внимания исследователей вокруг Буонарроти шаг если не ошибочный, то ненужный в принципе. Советский историк необоснованно сомневался в том, что основные документы «Заговора» написаны Буонарроти 69. Как справедливо, на наш взгляд, отмечал Д. М. Туган-Барановский, концентрация внимания историка

67 Щеголев П. П. Буонарроти и его «заговор равных» // Учен. Зап. ЛГУ Сер. ист. наук 1940 № 52, вып б. С.
230-263.

68 Далин В. М. Буонарроти Ф. //.Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства М. 1963. С. 353-366.

69 Он же. Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785 - 1794). М.,1963. С. 30-
31.

на деятельности своего героя имеет отрицательные стороны, а подчас и сознательные искажения70.

В середине 50 - начале 60-х гг. начинается разработка так называемых, «фондов Бабефа» в ЦПА ИМЛ, результатом чего является публикация ряда фундаментальных монографий о нем 7|. Ф. Буонарроти был обойден вниманием отечественных исследователей. Ему не было посвящено ни одной монографической работы, за исключением полубеллетристического произведения А. П. Левандовского72.

Как отмечал в свое время В. П. Волгин, «Буонарроти содействовал
своей книгой восстановлению подлинной истории движения («равных») и
подлинного облика его руководителей... Книга - изложение основных
принципов коммунизма на той ступени развития, который он достиг к концу
Революции» 73. Буонарроти популяризует идеи революционной диктатуры
«равных», ликвидации частной собственности и организации Национальной
Коммуны 74. Большую часть книги Ф. Буонарроти посвящает реабилитации
доброй памяти Г. Бабефа в глазах потомков и реабилитации

революционной диктатуры 75 как действенного способа в достижении всеобщего счастья, закрепленного в Конституции 1793 года76.

Поражение бабувистского движения не привело к существенным сдвигам в мировоззрении Ф. Буонарроти - это доказывает идеология, теория и практика многочисленных тайных обществ конца XVIII — первой четверти XIX века, где он являлся участником, а во многих (таких, как общество филадельфов (адельфов), «Искренние друзья», «Общество высокодостойных мастеров», «Мир»), фактическим руководителем и «мозговым трестом» . В отечественной историографии проблемой революционных и

70 Туган-Барановский Д. М. О проблемах изучения нисходящей фазы революции // Актуальные проблемы
изучения Великой Французской революции, М., 1989 С. 175 - 182.

71 Далин В. М. Гракх Бабеф; Черткова Г. С. Гракх Бабеф во время термидорианской реакции М. 1980.

72 Левандовский А. П. Потомок Микеланджело М. 1990.

73 Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М„ 1979. С. 103.

74 Там же.

75 РГАСПИ Ф. 470, Оп. 1, Д. 9, Л. 95-96.

76 Домманже М. «Равные» и Конституция 1793 года//ФЕ I960. М., 1961. С. 90-93.

77 Weill G. Ph. Buonarroti. P. 280.

республиканских тайных обществ и изучением нелегальной деятельности Ф.
Буонарроти занимался Д. М. Туган-Барановский, много сделавший в
освещении этого вопроса. Он обращался к архивным фондам, связанным с Ф.
Буонарроти, находящимся в АВПР и ЦПА ИМЛ (ныне РГАСПИ) 78. Д. М.
Тугану-Барановскому принадлежит биографический очерк о Буонарроти, ряд
статей, посвященных различным периодам его деятельности, глава
монографии «Наполеон и республиканцы», где рассматривается

политическая и конспиративная деятельность Буонарроти в период Реставрации 790.

Влияние бабувистской идеологии и книги Буонарроти на общественную мысль первой половины XIX в. отмечали некоторые современные исследователи 80.

С позиций «современных интерпретаций» истории рассматривает идеологию бабувизма А. Е. Штекли, полагая, что основные ее положения носили реакционный и утопический характер, и не имели ничего общего с реальной социальной и политической действительностью8!.

По мнению современных российских историков М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана, Ф. Буонарроти стал наиболее авторитетным лидером заговоров против установленных властей. Различные конспиративные организации, которые он создавал и возглавлял, отразили очередной этап в истории формирования революционной ментальности: осознание того, что революцию надо всемерно приближать, а не пассивно ожидать «стихийного волеизъявления народа».

Туган-Барановский Д.М. Наполеон и республиканцы. С. 34. 790 Туган-Барановский Д. M. он же: Буонарроти и миссия Андриана // ВИ. 1977 №1, С. 122 - 131; он же: Якобинцы против Наполеона (1799 - 1801) // НиНИ, 1977 № 6, С. 121 - 131. 1978. № 1. С. 127 - 140; Общество филадельфов во французской и итальянской историографии // Новая и новейшая история. Вып 3, 1977. Саратов. С. 118-140; он же: Буонарроти против Директории и Наполеона // НиНИ, 1980, №5, С. 127-135; № 6. С. 129 - 142; он же: Наполеон и республиканцы. Из истории республиканской оппозиции во Франции. Саратов. 1980; он же: О проблемах изучения нисходящей фазы революции.

80 Кучеренко Г. С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии. XVI - первая
половина XIX в. М., 1981. С. 207,215,219,225,253.

81 Штекли А. Е. Равенство и свобода: К изучению понятия казарменный коммунизм // История
социалистических учений, 1989. М.: Наука, 1989. С. 99-112; Штекли А. Е. Утопии и социализм. М., 1993. С.
156-197.

Они считают, что Буонарроти дал описание образцовой «кузницы кадров», издав в 1828 г. книгу «Заговор во имя равенства». Эта апология «терроризма» и бабувизма быстро завоевала популярность среди левых

экстремистов .

Итак, ни один из названных отечественных авторов не нарисовал целостной картины формирования и эволюции мировоззрения Буонарроти. Только изучение его сочинений в контексте обстоятельств, при которых они были написаны, может позволить подойти к пониманию того, каким образом сторонник Робеспьера, далекий от коммунистических идей, становится их пропагандистом и страстным защитником на протяжении всей своей долгой жизни.

Таким образом, научная новизна исследования состоит в том, что его предметом впервые в отечественной исторической науке становится мировоззрение Буонарроти, процесс формирования и эволюции его взглядов с дореволюционного периода и первых лет революции до знакомства с Бабефом, жизнь и деятельность Буонарроти в период «Заговора равных». Новизна заключается также в том, что для анализа этого процесса впервые используется широкий комплекс известных текстов Буонарроти — философских, политических, эпистолярных, как опубликованных, так и рукописных, в контексте жизненного пути их автора и истории социалистической мысли.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов при создании обобщающих трудов по истории Французской революции, изучения социалистической традиции, при подготовке вузовских курсов по истории Французской революции, при подготовке разделов курсов историографии.

Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная мснталыюсть: очерки истории формирования M., 1997. С. 80, 102.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры Новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета, где получила положительную оценку. Отдельные ее части использовались автором при чтении курса «Новая история запада». Основные аспекты работы были изложены в статьях и тезисах.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Формирование мировоззрения Буонарроти накануне Великой французской революции

Филиппо Буонарроти родился в итальянском городе Пиза 11 ноября 1761 г. в богатой и знатной аристократической семье . Его родители жили во Флоренции, где отец имел годовой доход в размере 18000-20000 ливров. Филиппо-Микеле был старшим из пяти детей 2.

Молодость Буонарроти пришлась на правление великого герцога Леопольда (1765-1790), которое исходя из масштабов реформистских преобразований в духе Просвещения, согласно Альберу Сорелю, «должно было дать Тоскане лучшее правительство Европы» 3.

Буонарроти посещал иезуитскую школу, пока орден не был ликвидирован в Тоскане в 1773 г. : «Я был суеверен и ужасно воспитывался до двенадцатилетнего возраста» 5. Буонарроти писал, что у иезуитов было мало времени оказать на него глубокое влияние, исказить его представление об окружающем мире, «измотать» его сознание отлаженной образовательной системой 6.

Филиппо-Микеле не любил вспоминать годы обучения в школе, своих учителей (даже не называя нам их имена) и отмечал, что был недоволен своими наставниками и дал нам понять, что получил мало пользы в школе 7.

Склонность к суевериям исчезла в скором времени в семье образованной и культурной 8. Многие годы спустя Буонарроти, на Вандомском процессе публично поблагодарил свою семью за рационалистическое воспитание. «Я обязан постоянным их заботам о развитии моего духа и сердца - заявил он во время процесса бабувистов -горячую любовь к правам человека, непреходящую ненависть к угнетению...дали мне мои родные» 9.

Школу он «покинул с чувством облегчения», 10 и в 16 лет он поступил в Шпанский университет, где изучал право. Этот университет, наряду с судом эрцгерцога Леопольда, стал центром духа преобразований, который сделал Тоскану в Италии «матрицей» реформ в духе «просвещенного деспотизма» и. Закончив университет, и отказавшись заниматься юриспруденцией, Буонарроти активно включается в общественную жизнь, выступая в рядах оппозиции против тосканских властей.

Известный итальянский исследователь бабувизма А. Галанте-Гарроне называет молодые годы Филиппо-Микеле «тосканским периодом» его биографии, подчеркивая его важность в формировании мировоззрения будущего революционера Ч

Знакомство с Просвещением для Буонарроти было связано с изучением трудов французских философов 13. Идеи Просвещения, как полагает А. Галанте-Гарроне, «питали его революционную страсть, которая будет поддерживать его на протяжении долгой и трудной деятельности профессионального революционера» 14. Дух Просвещения позволил ему с приветствовать первые преобразования 89-го года, привил симпатии к революции, как к действенному способу общественного переустройства. «Люди революции», вызывают у него большую симпатию, которая берет свое начало в теориях Просвещения 5.

Филиппо-Микеле, как отмечали современники, был любознательным молодым человеком. Наукой, которую он предпочитал, в то время была математика 16. Тогда же он впервые познакомилс с философией и даже посещал курс философии в университете, но мы не можем сказать, какое впечатление она произвела на него .

Американский историк Э. Эйзенштайн, позднейший биограф Буонарроти подтверждая выше приведенную оценку, писала, что он отличался в занятиях но математике и музыке - и полагала, что его талант к абстрактным наукам, его большие музыкальные дарования должны были развиться далее в течение его жизни, и служить ему опорой в его тяжелом существовании 18.

Важность «тосканского периода» в формировании мировоззрения Буонарроти отмечает Д. Кантимори. Годы обучения в Пизанском университете, считает итальянский историк, были годами становления революционера. Буонарроти и его сокурсники по университету являлись оппозиционерами тосканским министрам, быстро совершили переход на радикальные идеологические позиции. Д. Кантимори называет пизанский университет «конвейером по производству революционеров», не приводя, однако никаких доказательств в пользу данного утверждения, и не называя никаких иных имен его выпускников революционеров кроме Буонарроти 19.

Молодость Буонарроти пришлась на эпоху повсеместного распространения новых политических и философских теорий. Французские идеи Просвещения имели своих сторонников в Италии. Галиани и Верри способствовали развитию новой науки - экономики, в то время как Беккариа, под влиянием которого наряду с Руссо находился и Буонарроти, в «Трактате о преступлениях и наказаниях» требовал коренной реформы судебной системы 20.

Но новые учения натолкнулись на сильное сопротивление традиционных кругов общества. О значимости его говорит тот факт, что упоминаемое произведение Беккариа о реформе уголовного законодательства пользовалось большей популярностью во Франции, чем в собственной стране 21. О нем восторженно отзывался сам Вольтер "".

О своих студенческих годах Буонарроти впоследствии вспоминал на Вандомском процессе: «в эти годы моим символом было горячее воображение и слишком чувствительное сердце» 23. Он много говорил на суде о своей молодости, находя в ней все идейные и личностные основания своей последующей деятельности. По выражению Б. Юро он «в университете трепетно относился к публичным делам и был чувствительным к частным вещам»

Университет Пизы был свободен для различного рода педагогических и методологических новшеств, которые внедрялись в схему учебного процесса. Именно в итальянских университетах французские доктрины находили больше всего последователей и энтузиастов " . В Павии преподавались новые экономические теории физиократов, преподаватели в Пизе читали лекции проникнутые политическими и экономическими французскими теориями 26.

class2 Генезис социально-экономических представлений Буонарроти в 1795-1797 гг class2 link2 «Анализ доктрины Бабефа» - изложение принципов бабувизма в интерпретации Буонарроти link2

Важнейшим документом, призванным содействовать успеху агитации «равных», должен был стать памфлет, излагающий основные положения коммунистической доктрины. По этой причине бабувисты распространили и опубликовали для пропаганды своих идей краткий и простой «Анализ доктрины Бабефа», который в 15-ти статьях блестяще резюмировал социально-экономические представления «равных» . Буонарроти на Вандомском процессе отрицал свое авторство, выражая полное одобрение содержанию доктрины, но исследования А. Саитта доказали, что именно его перу принадлежал «Анализ доктрины Бабефа» . В то же время можно согласиться с мнением С. Бернстайна, что документ выражал коллективную мысль центрального комитета Тайной директории общественного спасения и что именно Буонарроти принес для обсуждения первую редакцию «доктрины» как основу для дискуссии 3. Интерес, который он проявлял к документу, показывают его обширные комментарии, составленные им к большому количеству статей. Он давал положительную оценку Конституции 1793 г., хотя бабувисты, по мнению А. Галанте-Гарроне, не имели ни малейшего намерения привести ее в действие, но она представляла полезную программу- минимум и верный тактический инструмент для привлечения союзников из рядов демократов некоммунистов 4. Расхождения среди бабувистов и наличие двух программных документов - «Манифеста равных» и «Анализа доктрины Бабефа» - привели к тому, что «партия» отказалась от первого документа, и среди участников «заговора равных» между анархистами в лице Марешаля и коммунистами имели место трения в дискуссиях по вопросам выработки общей позиции 5. Документ достаточно условно можно разделить на две части: теоретическую, где Буонарроти помещает социально-экономический анализ современных общественных отношений, и практическо-пропагандистскую, где широкими штрихами очерчена модель будущего общества, средства и механизм его создания. «Анализ» направлен против существующей власти, «антидемократической по своему духу» 6, но в то же время в нем тщательно заретушированы, по выражению А. Матьеза, «крайности коммунистической доктрины» 7. Программный документ «равных» ни в коем случае не должен был отпугнуть колеблющихся и потенциальных союзников. По мысли А.

Галанте-Гарроне, это была «неясная декларация о намерениях» . Ж. Вейль полагал, что в этом документе Буонарроти сделал большие уступки некоммунистам 9. А. Саитта констатировал, что документ «создает привлекательный образ инсургентов для восприятия их принципов сторонниками широкой политической демократии» К). Г. Манакорда называл «Анализ доктрины Бабефа» шедевром «макиавеллизма правого дела» ". В нашем распоряжении имеется черновик, написанный рукой Буонарроти, который мы использовали для сравнения и дополнения окончательного текста. Он позволял нам выявить нюансы подготовки «анализа» к публикации, проследить ход мыслей Буонарроти, рассматривать содержание маргиналий 1-.

Главным отличием нового идеального общества должно стать общественное производство, обеспечиваемое участием всего населения. «Волею природы, - говорится в «Анализе доктрины Бабефа», - все люди обязаны трудиться. Никто не может избежать труда, не совершая преступления... Состояние деятельности, которое вызывается умеренным трудом, есть для человека источник здоровья и доброго духа. Когда все принимают участие в труде, труд каждого оказывается весьма небольшим» . Однако, утверждая принцип обязательного труда, бабувисты не забывали о разнообразии способностей трудящихся. Буонарроти считал необходимым «заставить всех трудоспособных граждан работать, каждого в соответствии с его способностями и навыками» 4.

«Анализ доктрины Бабефа» состоял из 15 статей, каждую из которых сопровождали пояснения. «Анализ доктрины» дает наиболее сжатое общее изложение основных принципов бабувизма:

«Статья 1. Природа дала каждому человеку равное право на пользование всеми благами.

Статья 2. Цель общества - защищать это равенство, часто подвергающееся нападению со стороны сильных и злых, и увеличивать совместным трудом всех общественное благосостояние.

Статья 3. Природа возложила на каждого человека обязанность трудиться; никто не может уклониться от труда, не совершив тем самым преступления.

Статья 4. Производство и потребление должны быть общественными.

Статья 5. Когда один истощает себя в труде и испытывает нужду во всем, в то время как другой, ничего не делая, утопает в изобилии, - это означает, что в обществе царит угнетение.

Статья 6. Никто не может присвоить в свое исключительное владение те блага, которые дает земля или промышленность, не совершая тем самым преступления.

Статья 7. В истинном обществе не должно быть ни богатых, ни бедных.

Статья 8. Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа.

Статья 9. Никто не вправе путем присвоения всех средств лишать другого просвещения, необходимого для его счастья: образование должно быть общим для всех.

Статья 10. Цель революции - уничтожить неравенство и восстановить всеобщее счастье.

Статья 11. Революция еще не завершена, так как богачи захватывают все блага и одни пользуются властью, в то время как бедняки трудятся как настоящие рабы, изнемогают в нищете и не имеют в государстве никакого значения.

Основные элементы коммунистической доктрины Буонарроти. Политический механизм и гражданское общество в коммунистическом государстве

Любая теория нуждается не только в идеологах, но и в интерпретаторах, которые могут изложить принципы новой доктрины языком, понятным широкой публике, придать теории полемическую заостренность или, наоборот, попытаться выразить теорию таким образом, чтобы она нашла отклик у многих людей, которые могли найти в ее положениях что-то соответствующее их собственному мировоззрению. В лице Буонарроти инсургенты получили одновременно и теоретика, и интерпретатора.

По имеющимся данным, Буонарроти был автором ряда важных программных документов: «Декрета об управлении», «Ответа гражданину М. V.» и некоторых других. Французский историк П. Робике еще в начале XX в. установил, что эти тексты написаны рукой Буонарроти . В них речь идет о конечной цели движения: политическом переустройстве общества, ликвидации частной собственности как причины политического и экономического неравенства. Чувствуется, что эти произведения — результат глубоких размышлений самого Буонарроти. А. Собуль солидаризировался с мнением П. Робике. По его мнению, «Ответ гражданину М. В.» вышел из-под пера Буонарроти . Ведущий советский исследователь социально-политических взглядов Бабефа. В. М. Далин сомневался в авторстве Буонарроти, поскольку оно подчеркивало одну из ведущих ролей Буонарроти не только в заговоре, но и в разработке теоретических доктрин 3. Буонарроти являлся автором конституционного проекта республики «равных»4.

Многие исследователи биографии Буонарроти сходятся на мысли о том, что именно он отвечал за теоретическое и стратегическое направления в движении «равных» 5.

Время от времени на него выпадала ответственность отвечать на основные вопросы, поставленные сочувствующими движению или оппонентами 6, защищать доктрину партии против сектантских левоэкстремистских выпадов даже внутри организации. Именно Буонарроти обладал наибольшим авторитетом среди присоединившихся к движению монтаньяров7.

В памфлетах и декретах Буонарроти рассматривает ряд ключевых вопросов, волновавших участников «заговора», их потенциальных сторонников и явных противников. Буонарроти рассматривает вопрос о частной собственности, анализирует проблему реального (т.е. социального) равенства, стремится понять роль науки и искусства, технического прогресса в современном ему обществе и будущей республике «равных». В отношении некоторых вопросов (касающихся науки, искусства, и технического прогресса) Буонарроти высказывает противоречивые суждения, не определив до конца свое отношение и в то же время в ряде случаев руководствуясь тактическими соображениями. Буонарроти. Политический механизм и гражданское общество в коммунистическом государстве

На коллоквиуме, посвященном 200-летию «заговора» равных, К. Мазорик подчеркнул роль Буонарроти как ведущего теоретика инсургентов. «Пером Буонарроти были написаны важнейшие декреты и послания агентов». Бабефу ведущий современный французский исследователь отводил роль «руководителя политического аппарата мятежников». Он подчеркивает «якобинское происхождение» Буонарроти, называя его «самым последовательным сторонником Робеспьера, ставшим коммунистом» .

К. Мазорик писал, «что «коммунизм» как практическую и политическую доктрину, впервые попытались реализовать в годы французской Революции как проект полного политического превращения общества в совершенно иную социальную модель» 9. В разработке коммунистического дискурса конца XVIII века К. Мазорик одну их ведущих ролей отводил Буонарроти.

Первые материалы, по которым мы можем судить о формировании у Буонарроти коммунистических представлений, - это записи, относящиеся к проведению им итальянской политики французского правительства. Буонарроти «не афиширует свой коммунизм» 10. Как подчеркивает А. Саитта, влияние Бабефа на содержание этих документов в данном случае можно считать минимальным п. Источники, которые есть в нашем распоряжении, доказывают, что Буонарроти желал осуществить объединение Италии в демократическом духе и начать эмансипацию и освобождение итальянского народа 12. Б. Юро подчеркивает целостность «доктрины Буонарроти»: «Буонарроти не был философом без принципов, революционером без внутренней убежденности» 13.

Проект конституции, который он набросал в общих чертах, отражал природу социальной и политической организации, которую он хотел бы дать итальянцам. Черновик на итальянском языке фигурирует в его документах, он показывает влияние французской Конституции 1793 г. и бабувистского учения 14.

«Суверенитет заключается непосредственно в народе, под народом понимается совокупность всех взрослых граждан. Народ одобряет или отвергает проекты законов». Декларация прав, которую он назвал «Основные принципы жизни в обществе», представляет большой интерес. Декларация включает 41 статью. Две первые статьи декларировали, что цель общества -всеобщее счастье всех его членов и «что это счастье невозможно отделить ни от равенства, ни от свободы». Равенство, гласила ст. 3, «состоит в равном участии всех в правах и свободах, исключительная польза которых происходит от природы и общества». Свобода, согласно ст. 4, «заключается в том факте, чтобы не встречать со стороны других оппозицию нашим стремлениям. Ее единственные ограничения - это границы природы разума и законного права». 15.

С. Бернстайн полагает, что Буонарроти не считал необходимым вводить коммунизм в Италии 16. Буонарроти был убежден, что народ к этому придет сам после переходного периода, который позволит поднять его до этого уровня. Он разработал несколько инструкций для переходного периода. Буонарроти выдвигал требование «поддержания равенства богатств и условий» , чтобы «все итальянцы внесли свой вклад деньгами, натурой и трудом»; «налоги должны быть пропорционально распределены по способностям каждого выплачивать их». Воспитание и образование будет одинаковым для всех и формой его получения должно стать «обучение сообща» 18. Все граждане должны быть солдатами и носить оружие, все должностные посты, как гражданские, так и военные, предусматривалось заполнять с помощью выборов 19.

Похожие диссертации на Формирование и эволюция мировоззрения Филиппо-Микеле Буонарроти накануне и в первые годы Великой французской революции (1777-1797 гг.)