Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Паньков Вадим Тимофеевич

Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине
<
Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паньков Вадим Тимофеевич. Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине : 07.00.03 Паньков, Вадим Тимофеевич Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине (1881-1914 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Москва, 2005 316 с. РГБ ОД, 61:05-7/709

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Начальные опыты еврейского поселенчества в Палестине 25

Раздел № 1. Развитие сионистской идеологии в XIX веке 25

Раздел № 2. Возникновение палестинофильского движения в России и начало эмиграции российских евреев в Палестину 38

Раздел № 3. Первые поселения российских евреев в Палестине 51

Ришон ле-Цион 54

Петах-Тиква 60

Иесуд ха-Маала 64

Экрон 66

Раздел № 4. Общество «Билу» и основание колонии Гедера 73

Глава 2. Становление российского палестинофильского движения 93

Раздел № 1. Развитие организационных форм движения «Хиббат-Цион» в России 93

Раздел № 2. Создание официально признанной организации российских палестинофилов 110

Раздел № 3. Предпосылки подъема активности поселенческой деятельности на рубеже 80-90-х гг. XIX в 118

Раздел № 4. Новые поселения российских евреев в Палестине в начале 90-х гг. XIX в 130

Реховот 130

Хадера 133

Седжера 135

Эйн-Зейтим 137

Мишмар ха-Йарден 138

Раздел № 5. Деятельность Общества вспомоществования евреям -земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине в 90-е годы XIX в 141

Кастиния 148

Глава 3. Российский сионизм и расширение еврейского заселения Палестины 155

Раздел № 1. Борьба российских сионистов за приоритет практической деятельности в Палестине 155

Появление Всемирной сионистской организации 155

Российские палестинофилы и ВСО 159

Противостояние «политиков» и «практиков» 169

Кризис «политического сионизма» 174

Курс на «синтетический сионизм» 182

Политическое дробление сионистских организаций 188

Раздел № 2. Деятельность Общества вспомоществования евреям -земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине с 1900по 1914г 200

Период организационной перестройки 201

Активизация поселенческой деятельности 212

Беэр-Яаков 218

Эйн-Ганим 220

Развитие социальных институтов в Палестине 224

Раздел № 3. Вторая алия и новые формы поселенческой деятельности 232

Социальная база и пути Второй алии 233

«Завоевание труда» 237

Еврейские рабочие организации в Палестине 241

Деятельность ВСО по развитию поселений в Палестине 249

Раввин А.И.Кук: религиозная идея и ее секулярное исполнение . 255

Заключение 264

Примечания 271

Список источников и литературы 303

Введение к работе

Еврейское национальное движение, которое нашло свое наиболее концентрированное выражение в сионизме, начало набирать силу на рубеже XIX-XX вв. Относительно концепции и трактовки сионизма существовало и существует до сих пор огромное количество мнений и толкований. Эта тема вызывает массу вопросов и споров в научных кругах, и к ней по-прежнему сохраняется устойчивый интерес общественности.

Сионистское движение имело в основе религиозную по сути и сохраненную еврейской общественной мыслью идею о возрождении еврейского национального центра в Святой Земле. Термин «сионизм» происходит от названия горы Сион в Иерусалиме, где, по преданию, похоронен царь Давид. В книгах библейских пророков это название использовалось для обозначения Иерусалима как духовного центра иудаизма. После разрушения римлянами Второго иерусалимского храма в 70 г. н.э. и изгнания евреев из городов Иудеи история еврейского народа в основном продолжалась в диаспоре. На протяжении почти двух тысячелетий для евреев, разбросанных по всему миру, Сион оставался одним из символов утраченной родины и надежды на возвращение.

Во второй половине XIX в. возникли условия, при которых духовные стремления евреев к Сиону начали приобретать конкретные формы воплощения. Палестина привлекла не только взоры сотен тысяч европейских евреев, которые искали спасение от антисемитизма, но и внимание отдельных представителей общественно-политической элиты европейских государств, увидевших в перспективе переселения евреев на Ближний Восток способ решения «еврейского вопроса».

В немалой степени началу осуществления сионистской идеи способствовала отсталость Османской империи, которая к концу XIX в. превратилась, по образному выражению современников, в «больного человека Европы» и все более подвергалась давлению со стороны ведущих

европейских государств. Палестина, входившая в состав Османской империи с 1517г.1, оказалась в центре соперничества великих держав за гегемонию над святыми местами христианства, ставшего ключевым фактором обострения т.н. «восточного вопроса».

Одним из рычагов влияния в этом конфликте было предоставление покровительства проживающим в Палестине евреям - подданным султана и европейских стран. Еврейская община в Святой Земле, составлявшая незначительное религиозное меньшинство на протяжении всего периода после потери евреями государственности, время от времени пополнялась за счет иммиграции отдельных представителей еврейских религиозных кругов и паломников из стран Центральной и Восточной Европы.

К 1880 г. в Палестине проживало порядка 20-25 тыс. евреев; в то время как общая численность ее населения достигала 450 тыс.чел. Около 2/3 всего еврейского населения было сосредоточено в Иерусалиме, где они составляли половину всех жителей. Евреи также жили в трех других «святых городах» - Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Более старую часть еврейского населения Палестины составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская2 община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников. Хотя еврейская община признавалась османскими властями, а главный сефардский раввин Иерусалима, носивший турецкий титул хахам-баши5, пользовался официальным статусом, социальное положение евреев в стране было низким.

Еврейская община существовала в основном за счет пожертвований из-за границы (халукш6). Уровень халукки достигал 100 тыс.фунтов стерлингов в год. Среди сефардов средства распределялись руководителями общины; главными получателями были ученые талмудисты, вдовы и сироты. Среди ашкеназов распределением средств

6 заведовали благотворительные организации типа землячеств. Многочисленные ремесленники, неквалифицированные рабочие и мелкие торговцы жили в нищете.

Подавляющее большинство евреев Палестины придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов, противившихся любым новым веяниям. Они охотно принимали помощь еврейских филантропов из-за границы, пока это не требовало каких-либо изменений в традиционном образе жизни. Строились бесплатные жилища для талмудистов и бедняков, больницы и учебные заведения, однако любые попытки создания современных школ или обучения евреев сельскохозяйственному или ремесленному труду сталкивались с упорным сопротивлением руководителей режима халукки.

В последние десятилетия своего существования (1880-1917 гг.) Османская империя сопротивлялась растущему политическому и экономическому влиянию европейских стран. Султан Абдул-Хамид II (1876-1908) пытался сохранить власть путем увеличения полицейско-бюрократического аппарата, поощрения иммиграции мусульман (например, черкесов).

Однако великие державы, продолжая укреплять свои позиции в Святой Земле, добивались от слабеющей Порты расширения иммунитетных прав для своих подданных - т.н. «капитуляций»7, а также проводили активную деятельность по приобретению земельной собственности в Палестине и других арабских владениях. Многие евреи, особенно из числа ашкеназов, искали защиты иностранных консулов, которые с готовностью предоставляли ее, стремясь увеличить свое влияние. Османское правительство вынуждено было следить за соблюдением порядка и законности на подчиненных ему территориях, чтобы не давать иностранным державам повода вмешиваться во внутренние дела империи.

Эти факторы способствовали тому, что на фоне глубочайшего кризиса османские власти не могли серьезно воспрепятствовать волне еврейской иммиграции из России, начавшейся в 80-х гг. XIX в.

Развитие сионистского движения в России в конце XIX в. было обусловлено двумя главными факторами: стремлением еврейства к национальному самовыражению и наличием антисемитизма в среде проживания. Правовое положение евреев в Российской империи длительное время было предметом рассмотрения царского правительства. Власть, с одной стороны, пыталась интегрировать евреев в русское общество, а с другой стороны, открыто дискриминировала их, ограничивая территорию проживания и возможности получения образования, запрещая приобретать землю, заниматься целым рядом профессий и т.д.

Первые поселения российских евреев в Палестине

Организованная деятельность российских палестинофильских кружков по учреждению еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине началась в 1882 г.

Первые шаги были осуществлены группой Ховевей-Цион под руководством Залмана Давида Левонтина117. В конце 1881 г. он совершил ознакомительную поездку в Палестину в качестве делегата от кременчугского кружка. По возвращении в Россию Левонтин развернул агитацию за создание в Палестине земледельческой колонии и вскоре собрал вокруг себя группу единомышленников, обладающих солидными материальными возможностями.

В феврале 1882 г. З.Д.Левонтин с несколькими товарищами снова прибыл в Палестину и сразу оказался в центре проблем еврейских иммигрантов. В тот момент в Яффе наблюдался невиданный прежде наплыв российских евреев, большинство из которых не имело необходимых средств, многие голодали. Главные надежды эти беженцы возлагали на поддержку из России со стороны Ховевей-Цион. Распространились слухи, будто Левонтин привез деньги для основания колонии, в которую будут принимать всех бедных и нуждающихся118.

Вначале Левонтин попытался создать в Яффе централизованный руководящий орган, который должен был объединить действия переселенцев и обеспечить дальнейшее развитие «палестинского предприятия». К тому времени на территории Палестины уже активно действовали посланцы различных союзов Ховевей-Цион, однако они защищали интересы только своих кружков. Каждый из них стремился получить для себя более выгодные по сравнению с конкурентами условия по покупке земли. Споры и взаимное недоверие были естественным состоянием в среде еврейских иммигрантов.

Следует отметить, что с самого начала еврейского заселения Палестины внутренние разногласия между переселенцами и личные амбиции некоторых активистов нередко превалировали над общими задачами и мешали их конструктивному и своевременному решению. К противоречиям внутри лагеря новых иммигрантов также добавлялись сложные, а порой и враждебные взаимоотношения с представителями местной еврейской общины. Так, например, сам З.Д.Левонтин оказался зачинателем и участником длительного конфликта. В Иерусалиме, куда он отправился для переговоров с немногочисленными «жрецами колонизации» из среды старого ишува, Левонтин, в частности, встретился с И.М.Пинесом и Э.Бен-Иехудой. Однако его внутренняя предубежденность в отношении всех иерусалимских евреев как «халукеников-дармоедов, людей невежественных и мрачно-религиозных», помешала Левонтину заручиться важной поддержкой старожилов и договориться с ними о совместной работе. Те настаивали на местонахождении координационного центра в Иерусалиме, но сторонники Левонтина выбрали Яффу. В конечном итоге влияние иерусалимцев было сведено к минимуму, хотя Пинес, ради общего дела, старался удерживать новых репатриантов от многих ложных шагов и буквально навязывался в помощники. Левонтин же, считавший себя «цивилизатором этой дерущейся из-за кости толпы», не имел ни малейшего представления ни о местных обычаях, ни об особенностях климата Палестины, ни о ведении сельского хозяйства вообще.

В марте 1882 г. в Яффе был учрежден «Ваад халуцей Йесод ха-Маала» («Комитет первопроходцев, закладывающих основу подъема /возвращения еврейского народа на историческую родину/»), поставивший перед собой следующие цели: исследовать Палестину, служить справочным бюро для желающих переселиться, собирать сведения о продающихся землях в Святой Земле и заботиться о нуждах уже переселившихся евреев120.

Председателем Комитета был избран З.Д.Левонтин, в его состав также вошли Иосеф (Осип) Файнберг, Симха Оссовецкий, Лейб Розенталь и другие. Позже к нему присоединилось несколько вновь прибывших активистов Ховевей-Цион. В обращении «К еврейским братьям в галуте» Комитет, декларируя о своем создании, призывал поддержать начатое дело: «Мы, посланцы общин Израиля из России и Румынии... нашли верным объединиться... и быть в одном совете во всех делах, касающихся поселений, которые будут нами основаны с помощью Всевышнего... Пробудитесь, наши братья, и возвысьте Иерусалим в своих сердцах. Вот она - страна наших предков, страна просторная, страна добрая и плодородная. С помощью денег мы сможем расширить наши завоевания в ней, а с мудрым советом и вместе — поселимся здесь».

На короткое время Комитет стал центром сосредоточения всей поселенческой деятельности в Палестине. Он аккумулировал пожертвования от палестинских кружков и оказывал помощь нуждающимся иммигрантам: раздавал хлеб, нанимал квартиры и пр. Однако, очень скоро стало ясно, что редкие пожертвования не могут удовлетворить потребности постоянно увеличивавшегося числа еврейских беженцев. В Комитет стекалось все больше и больше обездоленных, буквально осаждая его и требуя помощи, из-за чего приходилось откладывать осуществление более серьезных задач. Это показало лидерам палестинского движения полную бесперспективность подобной благотворительной деятельности.

Тогда Комитет принял решение направить все усилия на учреждение колонии, для чего был организован сбор денег в Яффе среди состоятельных переселенцев. Большие надежды Комитет возлагал на помощь извне: во-первых, со стороны Л.Олифанта, который в это время добивался в Стамбуле от турецкого правительства согласия на приобретение евреями земель в Палестине; во-вторых, от еврейской общины Александрии, которая выразила поддержку идее возвращения евреев в Землю Обетованную и обещала выделить для этого крупные суммы денег. Но все эти надежды не оправдались. Олифант так ничего и не добился от султана, а александрийские евреи после бомбардировки их города наступающими на Египет британскими войсками не могли больше думать о филантропии, так как им пришлось решать внутренние проблемы. Кроме того, невыполнение обещаний со стороны многих российских палестинских кружков о финансировании колонизационного дела поставило под удар все мероприятия Комитета, что привело к прекращению его деятельности.

Новые поселения российских евреев в Палестине в начале 90-х гг. XIX в

Первым поселением второго периода деятельности российских палестинофильских организаций по освоению земель в Палестине был Реховот . История возникновения этой колонии связана с деятельностью общества «Менуха ве-Нахла» (с иврита буквально - «Покой и довольство»), созданного в Варшаве весной 1890 г. Это общество представляло собой ассоциацию пайщиков, которые приняли решение учредить в Палестине винодельческую колонию с целью получения прибыли. Большинство членов организации рассчитывало, оставаясь в России, управлять хозяйством в Палестине через свою администрацию406.

Земля для будущей колонии была приобретена следующим образом. В начале 1890 г. колонист Ришон ле-Циона И.Ханкин, получивший вскоре известность как «главный земельный спекулянт» в Палестине407, купил к югу от Яффы участок земли общей площадью 10 600 дунамов под названием «Дуран» . Этот участок занимал выгодное географическое положение между колониями Ришон ле-Цион, Мазкерет-Батья (Экрон) и Гедера, что создавало дополнительные преимущества для его будущего развития . В течение нескольких месяцев Ханкин с прибылью для себя распродал эту землю по частям: 2 400 дунамов выкупили частные лица из числа уже находившихся в Яффе еврейских иммигрантов, а остальную часть приобрели делегаты общества «Менуха ве-Нахла». Причем из 8 200 дунамов купленной этой организацией земли около 6 000 дун. были распределены между 50 членами, а оставшиеся 2 200 дун. - распроданы частным лицам410.

В июле 1890 г. на земле Дуран было основано новое поселение, получившее название «Реховот» (с иврита буквально — «Просторы»; т.е. просторное, обширное место), население которого состояло как из семей колонистов, так и из наемных работников. Социальный состав населения

Реховота был разнообразным - наряду с богатыми семьями колонистов, имевшими наделы в 500, 700 и 900 дунамов, были и бедные, которые владели участками в 30, 50, 60 дунамов. К середине 1891 г. в Реховоте проживало уже более 300 евреев, из которых было 65 колонистов (13 семейств), 12 служащих, около 200 наемных рабочих, 37 ремесленников и других лиц, а также около 50 рабочих-арабов411.

Реховот в отличие от других палестинских колоний имел стабильную финансовую базу - в первую очередь, вливания от общества «Менуха ве-Нахла». Кроме этого и почвенные условия Реховота считались хорошими, особенно пригодными для разведения виноградников и для плантаций плодовых деревьев, а частью и для хлебопашества. Были обнаружены значительные водные ресурсы. За первый год колонистами и рабочими Реховота были спланированы три широкие улицы с аллеями для 81 дома, построено 17 домов, вырыт колодец и посажено около 170 000 виноградных лоз412.

Используя опыт соседних еврейских колоний, особенно Ришон ле-Циона, в разведении винограда, оливковых, миндальных и других плодовых деревьев и производя весь комплекс сельскохозяйственных работ наиболее рациональными методами, реховотцы за несколько лет смогли добиться преуспевающего положения. Согласно отчетам посетивших Реховот деятелей палестинофильского движения, колонисты не только почти полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и содержали на свои средства общественные учреждения колонии. В Реховоте имелись молельный дом, библиотека, аптека и школа, в которой к 1900 г. обучалось более 60 детей еврейских поселенцев, а также выписывалось до 15 периодических изданий, из которых 7 — на древнееврейском, 3 - на русском, по 2 - на французском и идиш и 1 - на немецком языках413.

Быстрому развитию Реховота также способствовало то, что в этой еврейской колонии сразу было введено внутреннее самоуправление.

Главным исполнительным органом поселенцев являлся комитет, в который входили как выборные лица от колонистов, так и представители общества «Менуха ве-Нахла». Первым администратором этой ассоциации был назначен один из ее членов Левин-Эпштейн, ставший одновременно председателем комитета колонии414.

Одной из основных сфер деятельности комитета стали вопросы, связанные с устройством наемных рабочих, которые осуществляли в Реховоте ведущие функции во всех отраслях хозяйства. В отличие от других колоний, где наемные рабочие занимали наиболее низкую социальную ступень, получая за свой поденный труд по 1 франку и не имея элементарных бытовых условий, в Реховоте им уделяли гораздо большее внимание. Достаточно сказать, что для еврейских рабочих была сооружена казарма, устроены кухня, столовая и мастерская. Установив гибкую системы оплаты, администрация Реховота стимулировала инициативу и предприимчивость работников. Управляющий колонией Левин-Эпштейн за свое доброжелательное отношение к еврейским рабочим завоевал славу одного из «создателей рабочего класса из евреев на Святой Земле»415.

Реховотцы также принимали участие в организации и деятельности первого кооператива еврейских производителей «Кармель» , занимавшегося обработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции палестинских колоний. А впоследствии активно сотрудничали с ним и использовали как кредитное учреждение417.

Реховот оказался на особом положении среди колоний, созданных российскими Ховевей-Цион, став первым еврейским поселением в Палестине, основанным «людьми состоятельными, не нуждающимися в субсидии извне»418. На эту колонию были обращены взоры всех интересующихся колонизационным вопросом; веривших, что «если Реховот будет процветать, то подобные кооперации, основанные на двух ведущих принципах - полной самостоятельности и общей пользы еврейской колонизации перед частной выгодой, образуются массами, и колонизация быстро пойдет вперед»419.

Противостояние «политиков» и «практиков»

Хотя первые сионистские конгрессы, состоявшиеся при жизни Т.Герцля, принимали основные решения в духе «политического» сионизма, уделяя первостепенное внимание дипломатической работе, значительная часть российских делегатов постепенно пришла к убеждению, что теория без практики мертва. Так, на собравшейся в Варшаве в середине августа 1898 г., в преддверии II сионистского конгресса, конференции представителей «русского землячества»536 (160 делегатов), названной впоследствии «Первым всероссийским съездом сионистов», большинством участников было принято заявление о том, что сионистское движение должно продолжить поселенческую работу в Палестине, которую начали Ховевей-Цион537.

На II всемирном сионистском конгрессе, состоявшемся в Базеле 28-30 августа 1898 г., среди российских делегатов выделилась группа, которая, вопреки генеральному курсу, заявила, что первый пункт Базельской программы (о колонизации Палестины) не менее важен и требует принятия таких же решительных мер, как и ее последний пункт (о политико-дипломатической деятельности)538. Наиболее ревностные из них потребовали, чтобы еврейское заселение Святой Земли продолжалось несмотря на противодействие турок, и призвали руководство ВСО вступить в переговоры о сотрудничестве с ведущими еврейскими благотворителями, занимавшимися поселенческой деятельностью в Палестине. «Главной целью сионизма, - настаивали они, - должна быть колонизация, а о ней забыли, и Исполком тратит народные деньги только на свои нужды!»539

Тем не менее, сторонники Герцля продолжали упорно доказывать нецелесообразность переселения евреев в Эрец-Исраэль «контрабандой», то есть до получения на это султанского «фирмана», и готовы были рассматривать поселенческую деятельность лишь применительно к уже находившимся в Сирии и Палестине евреям. Так, в частности Л.Моцкин5 , посетивший Палестину по поручению сионистского Исполкома, сделал на II конгрессе доклад о еврейском ишуве. Он предложил ограничить работу колонизационных обществ «переводом местного еврейского населения на земледельческий образ жизни и созданием промышленных предприятий»541.

В последовавших за этим прениях по вопросу колонизации фраза М.Шеинкина о том, что «мы не желаем отказаться окончательно от организации колоний, мы не желаем ждать... Мы иммигрируем в Палестину прямым путем»542, была встречена бурными аплодисментами большинства российских активистов.

Таким образом, уже после II конгресса в сионистском движении оформилось два течения. Сторонников политико-дипломатического направления, или «герцлизма», стали называть «политиками», а их противников, выступавших за реальную работу в Палестине, -«практиками».

На III конгрессе, состоявшемся в Базеле 15-18 августа 1899 г., группа делегатов-«практиков» из России выступила организованно. В то время как Герцль провозгласил на этом конгрессе лозунг о получении «чартера»543, а его ближайшие сподвижники занимали все новые и новые центральные посты в организационных структурах сионистского движения, все больше росла оппозиция руководству ВСО. По многим важным вопросам группа российских сионистов отстаивала свое мнение вопреки линии Исполкома. В частности, доктор Г.Брук, говоря об укреплении сионистских организаций в России, привел слушателей к выводу, что «сила движения не на Западе, в на Востоке»544, имея в виду

Российскую империю. А в докладе колонизационной комиссии, сделанном Е.Членовым, были внесены предложения о создании особого бюро в Палестине, избрании постоянной комиссии по проведению практических мероприятий в Палестине, а также о поддержке существующих колоний, результатом чего явилось избрание временной комиссии по вопросам колонизации (при Исполкоме ВСО), в состав которой вошли 4 представителя из России - С.Барбаш, М.Усышкин, Х.Хисин, И.Ясиновский545. На каждом из последующих сионистских конгрессов все громче и организованнее раздавались требования о возобновлении поселенческой деятельности в Палестине.

Между тем, IV-й (Лондон, 13-16 августа 1900 г.) и V-й (Базель, 26-30 декабря 1901 г.) сионистские конгрессы опять-таки фактически проигнорировали вопросы поселенчества в Палестине. По признанию самих руководителей движения, эти форумы были, в первую очередь, «демонстрационными», показавшими всему миру и всему еврейству рост и расширение влияния сионистского движения546. На IV конгрессе русские делегаты выдвинули предложение о поддержке со стороны ВСО еврейских земледельческих рабочих в Палестине, «оставшихся без занятий в связи с печально известным «виноградным кризисом» и готовых разбежаться»547. Делегаты конгресса поддержали эту инициативу, но не приняли никакого конкретного постановления о финансировании, кроме как рекомендации «о проведении особого сбора для образования фонда с указанной целью» .

На V сионистском конгрессе удалось, правда, провести резолюцию об учреждении Еврейского Национального Фонда (ЕНФ) (на иврите — «Керен Каемет ле-Исраэль»), целью которого стало приобретение в

Палестине земельных участков в вечное пользование еврейского народа , однако само утверждение программных документов Национального фонда было отложено до следующего конгресса, а его реальная деятельность началась только через несколько лет. Такая же участь постигла и предложение М.Усышкина об открытии филиала ЕКБ в Палестине для кредитования еврейских колонистов, ремесленников и предпринимателей550.

Похожие диссертации на Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине