Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Африканцы в Советском Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации
Африканцы в России до I960 года 35
Африканские студенты. Университет Дружбы Народов им. П. Лумумбы 40
Африка и африканцы в советских СМИ 50
Москва глазами африканцев (по материалам интервью) 57
Приложение к первой главе. Африканцы в СССР по архивным материалам
1.1. Письмо об инцидентах с обучающимися в СССР африканскими студентами,
17 марта I960 года 64
1.2. Постановление ЦК КПСС О мерах по улучшению работы среди студентов, аспирантов и стажеров стран Азии, Африки, Латинской Америки и некоторых стран Запада, обучающихся в высших учебных заведениях СССР 3 ноября 1960 года 66
1.3. Записка по письму Исполкома Союза студентов из Черной Африки в СССР,
10 мая 1960 года 69
Глава вторая. Африканцы в России после 1991 года 73
Африканцы-студенты 74
Африканцы-беженцы и лица, ищущие убежища 85
Африканская элита 90
Организации и центры, занимающиеся африканскими проблемами в России 91
- Культурные 96
- Студенческие 104
-Деловые : 109
- Религиозные 112
- Помощи беженцам 118
Африка и африканцы в российских СМИ 122
Приложение ко второй главе. Африканские организации в России.
2.1. Устав Землячества студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров Республики Сомали, обучающихся в РУДН 127
2.2. Отчет о работе Ассоциации иностранных студентов в России за период с 1998 по 2001 г 130
2.3.Проект Устава Африканской Организации в России (АФОР) 136
2.4. Обращение участников Всемирного Форума иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений (Москва, 14-16 мая 2003 года) 138
Глава третья. Зарубежный опыт: африканцы в Европе 141
Адаптация африканцев в Великобритании 148
Африканские центры и организации в Великобритании 155
- Культурные 156
- Помощи беженцам 162
- Образовательные 166
- Религиозные 168
Приложение к третьей главе. Африканские организации в Великобритании
3.1. Африканские организации в Лондоне 174
3.2. Африканские издания в Великобритании 176
3.3. Африканские целители в Великобритании 182
Заключение 183
Библиография 1^7
- Африканцы в России до I960 года
- Африканцы-беженцы и лица, ищущие убежища
- Адаптация африканцев в Великобритании
Введение к работе
Форма государственного управления.
Права иностранцев.
Вопросы жизнеобеспечения
Функции биржи труда
Что такое доход, облагаемый налогом?
Реальные факты, о которых следует знать
Какую поддержку получают безработные иммигранты?
Как подать заявление на выплату денежных и других пособий?
Вопросы иммигрантов
Проживание
Признание документов о профессиональном образовании
Курсы немецкого языка
Поступление на работу (профессиональная деятельность)
Судебные процессы
Переобучение
Интеграционное пособие
Помощь на проживание (социальная помощь)
Пенсии
Дети и молодежь
Воссоединение семьи
Выплаты (по болезни/санаторное лечение)
Жилищные вопросы (выплаты на мебель, переезды и т. д.)
Виды страхования
Собственность/имущество
Как открыть собственное дело
Учреждение объединений
Путешествия
Досуг и свободное время
Адаптация африканцев имеет свои особенности. Прежде всего африканцы встают перед необходимостью физиологической (климатической и пищевой) адаптации в нашей стране. В Советском Союзе эта проблема, на мой взгляд, стояла наиболее остро, так как коммерческие услуги не были так широко распространены, как сейчас - за полтора десятилетия в России стремительно развилась транспортная инфраструктура, сфера жи-
Вводная глава. Проблема адаптации.
лищных и других услуг обслуживания населения. Африканцы, прибывавшие на обучение в советские ВУЗы, в большинстве случаев, прибывали с африканского континента, в настоящее время многие студенты-африканцы имеют опыт проживания в Европе, и климатической адаптации соответственно. Быстро развивается сеть национальных ресторанов и кафе (среди которых лидируют, несомненно, арабские), что значительно упрощает процесс приспособления к местной пище. В магазинах и лавочках, основанных индийцами, можно купить знакомые пряности и крупы -те же, что продают индийские торговцы в африканских странах.
Процесс адаптации намного упростился с развитием средств коммуникации и как следствие, расширением представлений о мире, как со стороны европейцев, так и африканцев.
Для многих африканцев, добровольно приезжающих в Европу, процесс адаптации перестал быть вынужденным и сопряженным со стрессом, как ранее. Они по собственному желанию едут за пределы родины работать, учиться. Изначально такие мотивы уже предполагают подготовленность мигрантов к восприятию иного общества и готовность к интеграции в него. Информация, поступающая о России за ее пределами, также психологически подготавливает африканцев к трудностям и проблемам, которыми компенсируется невысокая плата за обучение в российских ВУЗах.
До сих пор африканские студенты остаются основным источником формирования представлений об особенностях адаптации африканцев в России. Для этого имеется целый ряд причин. Студенты обладают «надежным» статусом, не вызывающим вопросов у правоохранительных органов, отсюда смелость африканских студентов в общении с местным населением. В большинстве случаев они обеспечены жильем в пределах кампуса, и живут в относительной безопасности. Их языковая адаптация протекает под наблюдением преподавателей русского языка (в рамках курсов подготовительного отделения они получают представление о
Вводная глава. Проблема адаптации.
стране, в которой они находятся, об особенностях характера и поведения местных жителей), для них необходима языковая практика. В отличие от беженцев, студенты адекватнее оценивают ситуацию и могут обоснованнее мотивировать свои оценки и т.п. В их адаптации исследователи традиционно выделяют несколько этапов8:
начальный период - первые 10 месяцев пребывания в России в системе предвузовской подготовки студентов - «медовый месяц пребывания».
второй этап - адаптация к вузовской системе обучения и существующим формам контроля - 1-2 курсы,
третий этап - адаптация к социально-профессиональной ориентации, активное вживание в свою будущую профессию - 3 и 4 курсы,
четвертый этап - осознание себя выпускником и обладателем квалификации специалиста широкого профиля - 5-6 курсы,
пятый этап - адаптация к сфере трудовой деятельности на родине как показатель эффективности предыдущих этапов и системы подготовки национальных кадров для различных стран мира в рамках российской высшей школы.
Африканские «лица, ищущие убежища» - контингент особый для проведения исследования. Неуверенность в настоящем и будущем, страх общения с любыми иностранцами и вообще боязнь лишний раз заявить о собственном существовании - основные факторы, определяющие процесс их вынужденной адаптации. «Российские» африканцы, связавшие свою судьбу с Россией посредством смешанных браков, преподавательской деятельности или делового сотрудничества. Наиболее интересная категория для исследования. Именно из них складывается основа африканской диаспоры: их адаптация не должны быть по-студенчески «гибкой» (то есть оставлять возможность реадаптации для возвращения на родину),
см. работы М.А. Ивановой, СВ. Лурье и др.
Вводная глава. Проблема адаптации.
они заинтересованы, если и не всегда в крепкий и долгосрочных, то по крайней мере, выгодных связях. Они «кровно» и материально заинтересованы в поддержании собственной положительной репутации и успешном плодотворном взаимодействии с российским обществом, если и не со всем, то с его определенной прослойкой.
Как уже отмечалось, трудности процесса адаптации определяются не только готовностью к интеграции иммигрантов, но также и устройством, уровнем развития, культурными особенностями принимающего общества. Это стало одной из причин привлечения африканского опыта в Великобритании для создания более полной картины адаптации африканцев в мире и особенностей или закономерностей их адаптации в России.
їлава первая. Африканцы в Советском Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации
Африканцы в России до I960 года
Впервые в России африканцы появились на побережье Черного моря более трехсот лет назад в результате работорговли, в которую были вовлечены жители Османской Империи. При Петре І в качестве «хороших работников» из Турции были привезены несколько африканцев, среди которых был и Ганнибал, ставший известным военным деятелем и прародителем А.С. Пушкина1. На этом отрезке истории пребывания африканцев в России еще трудно делать заключения об особенностях адаптации африканцев к российскому обществу в делом, здесь речь идет скорее об индивидуальных особенностях. У жителей России, с их стороны, отношение к африканцам и представление об Африке формировалось на основе африканских выставок, которые стали часто проводиться с конца XIX века. Для особо интересующихся были открыты двери музея Антро пологии и этнографии имени Петра Великого в Петербурге. Другим источником знания об Африке и ее жителях на рубеже XIX XX вв. была литература - наблюдения, воспоминания военных и врачей, побывавших в африканских странах2, переводная литература. Африка в Глава первая. Африканцы в Советском Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации восприятии среднего россиянина рубежа веков представлялась как нечто экзотическое и загадочное, жестокое и дикое. Отношение к африканцам же, завезенным или приехавшим в Россию, было вполне благожелательным. Их именовали «арапы» или «арапчата», их положение было особым, хотя ими нередко пугали детей, но им также жаловались дворянские титулы. С начала XX века чернокожих в России начинают называть «неграми» - от португальского и испанского negro - «черный» (как следствие «просвещенности» и «европеизированности» российского населения).
В конце XIX - нач. XX вв. в военных училищах России начинают учиться студенты из Эфиопии.
В 1921 году было открыто специализированное учебное заведение -Коммунистический Университет трудящихся Востока, который выполнял не только политические, но и образовательные задачи. К концу 1921 года в КУТВе обучались иностранные граждане 44 национальностей, в том числе африканцы.
Начиная с 1945 года, в ВУЗы России стали прибывать на обучение граждане стран Европы и Азии, с середины 50-х годов - Африки, несколько позже - Латинской Америки.
26 февраля 1957 года была проведена первая Координационная конференция советских африканистов в Институте этнографии АН СССР. В апреле 1959 года была основана Ассоциация Советско-Африканской дружбы" под руководством И.И. Потехина, который несколькими месяцами позднее стал директором созданного Института Африки. Одной из основных задач Института Африки И.И. Потехин обозначил изучение особенностей менталитета африканцев, учет которых мог повысить эффективность советской (коммунистической) пропаганды. Для этой цели с
Глава первая. Африканцы в Советском. Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации
1971 года в Институте под руководством В. Кирко начал выполняться комплексный проект «Оптимизация условий идеологического формирования афро-азиатских национальных кадров в СССР». В нем исследовались адаптация студентов и эволюция их представлений в период учебы в СССР, особенности общения африканских, азиатских и советских студентов. К сожалению, в архиве библиотеки Института Африки материалов этого проекта мне обнаружить не удалось, и сведения и нем я получила от сотрудников, работавших в Институте во время разработки проекта.
Актуальность проведения подобных исследований была очевидной. Африканские студенты приглашались учебными заведениями континентальной Европы, Великобритании, США и др. На выбор студентами места обучения влияли исторически сложившиеся связи метрополия-колония, уровень языковой подготовки, степень информированности о стране и т.п. Так, в Великобритании преобладали выходцы из Кении и Нигерии, в Бельгии из Марокко и Заира, в Германии - из Марокко, Туниса, Египта и Камеруна, в Канаде - из Марокко, Кении, Ганы. К 1960 году, когда из получивших независимость стран африканского континента хлынул поток студентов, о Советском Союзе в Африке в целом знали недостаточно, чтобы отправиться на учебу в эту страну. Учебные заведения СССР привлекали африканских студентов бесплатным образованием, обещанными дотациями на теплую одежду, бесплатными поездками домой и социалистической идеологией. Как следствие, студенческий контингент ограничивался малоимущими, либо идеологически преданными африканцами, причем и те и другие, по мнению советской стороны, могли являться тайными агентами Запада. О первой категории - малоимущих - председатель КГБ А.Н. Шелепин в сообщении ЦК КПСС о международной реакции на создание Университета Дружбы Народов писал 13 июня 1960 года: «Уже сейчас посольства СССР в Рыме и Каире осаж Глава первая. Африканцы в Советском. Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации даются группами эмигрантов из африканских стран, добивающихся посылки их на учебу в СССР, мотивируя это отсутствием средств к существованию. Провести предварительную проверку этих лиц не представ ляется возможным».
ЦК КПСС постановлял полнее использовать в пропаганде, по радио и через Совинформбюро, на заграницу материалы, показывающие работу советских высших учебных заведений по подготовке национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1959 году появилась радиопрограмма под названием «Как африканцы видят Советский Союз», состоявшая из бесед с африканцами, которые проходили обучение, либо посещали Советский Союз.
Африканцы-беженцы и лица, ищущие убежища
Эта категория африканских граждан наиболее подвержена расистским нападениям, так как в большинстве случаев эти люди не имеют «авторитетных» документов, чтобы предъявить их при соответствующей проверке, в отличие от студентов, а также не могут обеспечить себе социальную безопасность, по крайней мере, пользуясь личным транспортом, как работники африканских посольств и представители африканской элиты.
Беженцы и лица, просящие убежища, чаще не говорящие по-русски, живут изолированно от местного населения, выходят из перенаселенных многокомнатных квартир лишь за продуктами или за денежным пособием. Возникающие проблемы им помогают решить соотечественники-студенты. Адаптация к российским условиям у беженцев происходит слабо, в основном за счет их детей, которые свободнее общаются со сверстниками на игровых площадках, легко усваивают русский язык, просматривая телевизионные программы.
Трудности, связанные с адаптацией этноса или этнической группы, вынужденно оказавшейся вдали от родины, во многом определяются миграционным законодательством принимающей их страны.
13 ноября 1992 года Верховным Советом был принят Закон о присоединении к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев. 2 февраля документы о присоединении, согласно действующей процедуре, были переданы в Нью Глава вторая. Африканцы в России после 1991 года.
Йорк. Для России Конвенция вступила в силу 3 мая 1993 года, а Протокол - 2 февраля 1993 года.
Россия подтвердила свое присоединение к другим договорам, содержащим основополагающие нормы международного права в области прав человека: Международному Пакту о гражданских и политических правах, Конвенции о прекращении расовой дискриминации в любых формах, Европейской Конвенции о правах человека и др.
Большая часть нормативных актов готовилась в условиях непрекращающегося оперативного приема и размещения десятков тысяч беженцев и вынужденных переселенцев - из бывших союзных республик и значительно меньшего количества из африканских стран, - а также при ощутимой нехватке квалифицированных специалистов по проблемам миграции, как теоретиков, так и практиков. Многие нормы недостаточно проработаны с юридической точки зрения и неточно просчитаны в экономическом плане - без учета возможностей государства по приему и размещению вынужденных мигрантов и беженцев.
По сравнению с Конвенцией ООН 1951 года, российский закон «О беженцах» 1993 года носил более общий и декларативный характер. Указывалось, что если международные соглашения, участником которых является РФ, устанавливают более благоприятные для беженцев правила, чем те, которые содержатся в российском законе, то применяются правила международных соглашений (статья 15). Содержавшееся в законе определение беженца являлось весьма широким и охватывало всех лиц, спасающихся от насилия. В статье 2 предусматривалось коллективное определение статуса «беженцев» в случае их экстренного массового прибытия на территорию РФ.
Согласно международным нормам, так называемым беженцам prima facia, т.е. большим группам лиц, появившимся в стране, когда индивидуальное рассмотрение каждого случая невозможно, официальный статус беженцев не предоставляется. Сомалийцы, чаще всего попадаю-
Глава вторая. Африканцы в России после 1991 годащие именно в эту категорию, получают удостоверения лиц, просящих убежища, которые нередко являются их единственными документами.
Очевидно, что такое расширенное толкование категорий было вызвано стремлением новых российских политических лидеров заявить международному сообществу о своей приверженности нормам гуманитарного права и принципам соблюдения прав человека, при этом признание лица «беженцем» гарантировалось в течение 3 месяцев. В Законе также определялись основания и порядок признания лица беженцем, права и обязанности беженцев, обязанности государства по отношению к беженцам, виды оказываемой помощи и др.
В 1994 году была сформирована Межведомственная Комиссия по разработке правил въезда на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. В 1995 году вступило в силу положение Конституции, гарантирующее убежище жертвам преследований. Принимая постановления и разрабатывая правила, российские вла-сти стремились решить проблему внутренней российской миграции. Дёй- ствия, относящиеся к гражданам из дальнего зарубежья, не были регламентированы:
«...Россия ранее никогда не имела дела с подобными людьми, и россияне не обладают достаточным опытом для совместного с ними проживания... Правительственные чиновники открыто признают, что основной причиной подписания Конвенции «О статусе беженцев» 1951 года было привлечение меэюдународной помощи для прибывающих в страну этнических русских, а вовсе не принятие на себя обязательств в отношении ищущих убежища из стран Африки, Азии и Блиэ/снего Востока...».
Адаптация африканцев в Великобритании
Опыт адаптации африканцев в Европе во многом близок к опыту народов бывших республик СССР, вступающих во взаимоотношения с россиянами на российской же территории. Некоторые их требования имеют ту же степень обоснованности, что и требования африканцев об «обязанностях» Европы по отношению к Африке и ее жителям.
Процессы, которые имели место в Великобритании более 200 лет назад (о сложившихся африканских общинах в Великобритании можно говорить уже с XVIII века), происходят в России в настоящее время. Конечно, эти процессы происходят в несколько иной политической ситуации, при другом уровне знаний народов друг о друге, однако как россиян, так и британцев отличает имперское мышление и чувство собственной «особости».
Белые британцы впервые в истории Великобритании, согласно переписи населения 2003 года оказались меньшинством в двух районах Лондона: Восточном (Ньюэм) и Северном (Брент). В первом они составляют 40%, во втором - 45% жителей. С 1991 года количество иммигрантов в Великобритании увеличилось на 400 тысяч человек. Согласно статистике ООН, каждый четвертый беженец, просящий пристанища в Европе, оседает в Великобритании.
Каждые четыре минуты в Великобританию прибывает беженец.14 9 из 10 беженцев, которым было приказано покинуть Великобританию, остаются жить нелегально. Один из пяти лондонцев является представителем расового меньшинства (большинство - индийцы и чернокожие из стран Карибского бассейна). Комментируя этот факт Р. Бертхуд, профессор Института социальных и экономических исследований в Университете Эссекса, отметил, что впервые в истории Великобритании большинство чернокожих и азиатов на вопрос «Откуда Вы?», ответят «Отсюда».15
Как бы ни складывалась судьба иммигрантов в Лондоне, они ведут активную жизнь. Согласно переписи населения, проведенной мае 2003 года в Великобритании газета African Times заявляет на первой странице о том, что "африканцы составляют одну из самых здоровых, материально обеспеченных и образованных групп населения в Великобритании".16
Встретить «нахлебников» здесь сложно. Африканцы ответственны за большие семьи, оставленные на родине: если и не удастся вывезти их в Европу, то, по крайней мере, нужно обеспечить их соответственно. Найти работу в Лондоне чернокожему значительно проще, чем в Москве: здесь влияет как более высокий уровень личной безопасности, так и в целом государственная политика в отношении иммигрантов. Иммигранты от Глава третья. Зарубежный, опыт: африканцы в Европе. крывают национальные магазины, торговые центры, национальные театры, рестораны. Директор «Санкофа Центра» и ресторана Элизабет Анку вот что думает по этому поводу:
«Вы без труда найдете африканцев, сидящих в Макдональдсе или КейЭфСи и обсуждающих забытые блюда традиционной африканской кухни. Это пора менять. Африканцы готовят их в своих семьях только для себя. Надо дать возможность всем жителям Великобритании оценить их вкус, чтобы африканцы могли гордиться своей кухней.
Мне не нравится, что Запад меняет наш, африканский, образ жизни. Мы забываем, как должны жить. Само слово «санкофа» означает «возвращение к своим корням» и я хочу, чтобы африканцы вернулись. Уже сейчас в стенах Центра разместилась школа подготовки поваров - молодых людей, которые хотят научиться готовить африканские блюда, продолжить мое дело и стать посланниками африканской культуры в западном мире. В стенах Центра можно также научиться танцевать, носить традиционную африканскую одежду».
Иммиграционный поток, в частности из африканских стран, значительно повлиял и на экономическую политику Великобритании. На африканских рынках южного Лондона можно купить свежие и натуральные овощи и фрукты с африканского континента, африканскую одежду, украшения, предметы быта.
Потребности значительно возросшей африканской общины вызвали рост парикмахерских, специализирующихся на выпрямлении волос (это стремление африканок, пережившее свой бум полвека назад, на мой взгляд, до настоящего времени не ослабло - по крайней мере, в Великобритании), сейчас особой популярностью стали пользоваться африканские прически - многочисленные искусственные косички, укладываемые разнообразными способами. Появилось в продаже огромное количество париков, средств по уходу за волосами. Без их рекламы не обходится ни одно издание, нацеленное на чернокожих читателей.
Глава третья.. Зарубежный опыт: африканцы в Европе.
В России же, в частности в Москве, также появляются парикмахерские, где вам заплетут африканские косички. Однако пока это на уровне экзотики для местного населения, а не для удовлетворения спроса самих африканок.
С целью стимуляции капиталовложений представителей различных этнических групп банки Великобритании активно используют этнические элементы в своей рекламе и придерживаются принципов этнического разнообразия при наборе служащих. Так, в докладе, обращенном к правительству, выработанном на конференции чернокожих рабочих (апрель 2003 года) даются рекомендации, где и как проявлять расовую, этническую и религиозную толерантность:
« - должны назначаться чернокожие менеджеры и ответственные сотрудники, которые непосредственно контролируют чернокожих рабочих,
- должны предоставляться отчеты с обоснованием сроков, условий и оплаты труда,
- сотрудники должны не стесняться выражать свои культурные особенности и не стремиться раствориться среди персонала,
- наниматели должны учитывать культурные особенности своих сотрудников, предоставлять им выходные во время религиозных праздников, учитывать их культурные особенности при выборе униформы, особенности питания и другими словами, при полном соблюдении вышеуказанных предписаний».