Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические основания анализа информационно-семантических аспектов музыкального взаимодействия 23
1. Музыка и ее анализ в рамках философско-культурологической парадигмы 23
2. Универсальные, этнонациональные и цивилизационные качества музыкальных культур 47
3. Проблемы анализа процессов музыкального взаимообмена 76
Глава 2. STRONG Теоретическая основа информационно семантического исследования музыкального
взаимодействия STRONG 90
1. Музыка как информационно-семантическое явление 90
2. Межкультурные и межцивилизационные закономерности развития музыкального взаимодействия 101
3. Содержательные механизмы функционирования процессов музыкального взаимодействия 111
4. Значение музыкальных контактов в межкультурном и межцивилизационном взаимообмене 119
5. Временные эффекты и устойчивые последствия музыкального взаимообмена 129
Глава 3. Информационно-семантические стороны взаимодействия музыкальных культур в исторической и современной динамике (на примере ряда цивилизаций) 137
1. Практика музыкального взаимодействия в рамках западноевропейской цивилизации 137
2. Процессы становления цивилизационной музыкальной модели в странах Латинской Америки 162
3. Процессы музыкального взаимодействия в США 180
4. Музыкальный взаимообмен в арабо-мусульманском мире 198
5. Процессы музыкального взаимодействия в условиях глобализации 209
Глава 4. Специфика музыкального взаимодействия в рамках русско-евразийской цивилизации 219
1. Особенности формирования информационно семантического поля музыкальной культуры
народов России 219
2. Этнонациональные и цивилизационные характеристики русской музыкальной культуры 226
3. Связи между русской музыкой и музыкой народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья 236
4. Музыкальное взаимодействие народов Сибири и Дальнего Востока в рамках Российской культуры 245
5. Информационно-семантические аспекты музыкального взаимодействия в советский период 257
6. Процессы музыкального взаимодействия в современной России 275
Выводы 290
Заключение 292
Приложения 3 04
Библиография
- Универсальные, этнонациональные и цивилизационные качества музыкальных культур
- Межкультурные и межцивилизационные закономерности развития музыкального взаимодействия
- Процессы музыкального взаимодействия в США
- Связи между русской музыкой и музыкой народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Современное состояние музыкальной культуры характеризуется, с одной стороны, расширением технических возможностей создания и трансляции музыкальных произведений, а с другой,- с кризисными тенденциями в этой области культуры в большинстве регионов мира. Со второй половины ХХ века именно музыка, сравнительно с другими видами искусства, становится лидером по частоте и масштабам трансляции на каналах электронных СМИ, по объёмам выпуска и продаж музыкальных записей на компакт- дисках, по численному составу аудитории и т.п. В сложившейся ситуации в пространство любой национальной культуры легко проникает музыка, относящаяся к массовой культуре с ее упрощенными формами и выразительными средствами. Вместе с тем, музыкальная практика современных обществ характеризуется сложными процессами обмена как народными, так и профессиональными образцами музыкального творчества. Таким образом, в звуко-музыкальной среде разных стран сосуществуют разные формы музыкальной активности. Они представляют собой важный регулятор социальных связей, стимулируя процессы межкультурных коммуникаций в самом широком смысле слова.
В настоящее время многие исследователи музыкальной культуры разных стран пытаются ответить на вопросы, связанные с повсеместным массовым распространением звучащей музыки, ставшей постоянным фоном повседневной жизни. Какое будущее ожидает в этих условиях традиционные жанры и виды музыкальной культуры разных народов? Что происходит с содержанием музыкальной культуры (композиционно-выразительные средства, музыкальный язык, семантика, аксиология, эмоционально- чувственные проявления) в связи с изменениями языка, смыслов и ценностей современного общества постмодерна, переживающего проблемы, вызванные процессами глобализации?
И в зарубежной, и в отечественной литературе предпринимаются многочисленные попытки дать ответы на вопросы такого рода. Так, в научных исследованиях, в музыкальной критике выявляются тенденции распространения популярных видов и жанров музыкального искусства среди разных групп населения; современная музыка анализируется в качестве составной части медийной культуры; нередко рассматривается связь, существующая между технико-технологическими аспектами музыкальной среды и психологией человека, отслеживается состояние фольклорных форм, богослужебной музыки, классического наследия, музыкально-эстетических новаций и др. Вместе с тем, изучение частных аспектов современной музыкальной практики народов разных стран пока не привело к построению целостной динамичной модели исследования меняющегося состояния музыкальных культур, информационной структуры и семантики межкультурного взаимодействия в условиях глобальных процессов.
Соответственно необходимы теоретические обобщения информационно-семантических особенностей музыкальных систем в условиях активного взаимодействия между разными национальными сообществами и широкого распространения стандартов массовой культуры. Работа такого рода имеет международную значимость и осуществляется во многих странах мира, включая Россию. В этом контексте широко обсуждается вопрос сохранения традиционных и этнических культур, самобытности их художественной, включая музыкальную, культуры.
Современное состояние изученности музыкального межкультурного взаимодействия предполагает обращение к механизмам и результатам процессов, характерных для прошлых веков. Это позволит проследить историческое изменение таких процессов в контексте как их длительной эволюции, так и особенностей развития за последние 100-50-20 лет. Соответственно появляется возможность уточнить подходы к решению проблемы исторической памяти, «наследования» как трансляции определенной идентичности музыкальных культур, сохраняющих свои неповторимые черты в сегодняшних условиях глобализации.
Целостное и многоаспектное рассмотрение межкультурного музыкального взаимодействия направлено на изучение того, как происходят обмены образцами музыкальной практики между народами и цивилизационными сообществами в их структурных и содержательных аспектах. Это позволяет выявить скрытые, мало изученные механизмы, определяющие устойчивость, изменчивость, трансформацию семантики, информационных и экспрессивных аспектов разных музыкальных систем. Совершенно очевидно, что компаративный анализ исторической и современной практики музыкального взаимодействия предполагает необходимость под новым углом зрения рассмотреть накопленные результаты музыковедческих и эстетических исследований.
Важность изучения этой темы определяется также ее значимостью для профессиональной музыкальной среды - композиторов, музыкантов исполнителей, критиков, теоретиков музыки, преподавателей музыкальных учебных заведений, тех, кто разрабатывает и организует культурную политику в этой области. Все эти специалисты нуждаются в более глубоком понимании тенденций, определяющих динамику той области культуры, с которой они имеют дело. Известно, что в России пока не уделяется должного внимания процессам, которые определяют взаимодействие этнонациональных и региональных сообществ мира. Отсюда неопределенность в представлениях теоретиков, критиков, музыкантов относительно многообразия и сложности новых явлений музыкальной жизни, взаимоисключающие мнения о будущем состоянии музыкальных культур - собственной и других народов мира.
Современные условия перехода мирового сообщества к общепланетарной модели существования, глобализации коммуникативных процессов и противоречивости их результатов обусловливают многозначность, многоуровневость, плюральность, динамизм межкультурного музыкального пространства. В этой исторически новой ситуации становится необходимым пересмотреть прежние теоретико-методологические основания изучения межкультурного обмена музыкальной информацией, широко использовать сравнительно-культурный анализ в контексте культурологической интерпретации обширного искусствоведческого, исторического, социологического материала. Этой необходимостью определяется актуальность темы исследования, тем более что целый ряд феноменов в этой области, особенно новых, не объясняется с помощью традиционных концептуальных моделей.
Состояние научной разработанности темы. Долгое время тема взаимодействия музыкальных культур и цивилизационных сообществ оставалась на периферии теоретического осмысления. Внимание сосредотачивалось в основном на вопросах о сущностной природе музыки как вида художественно-эстетической деятельности. Это определило исходные познавательные и общекультурные предпосылки, обусловившие формирование философско-эстетической и музыковедческой предметной области анализа музыки. Начиная с ранних письменных источников (например, в античной цивилизации), музыка рассматривалась преимущественно в художественно-эстетическом ключе, т.е. как вид искусства. Отечественные исследователи ХХ в.-Асафьев Б.В., Назайкинский Е.В., Медушевский В.В., Холопов Ю.Н., Холопова В.Н. и др. - внесли серьезный вклад в развитие этого теоретического направления.
Другое, хотя и близкое направление исследований составляют многочисленные труды, раскрывающие сущность музыки как разновидности художественно-творческой деятельности. Здесь основное внимание уделяется характерным для нее особенностям эстетического мышления, индивидуальных психических состояний, профессиональной активности музыканта. В этих рамках накоплен богатый опыт изучения музыкальной практики, позволяющий лучше понять процессы музыкального взаимодействия.
В ХХ веке повысился интерес к изучению музыки как общепсихологического, социологического явления, как компонента социально- политических, а также идеологических процессов. Так, в отечественной социально-научной литературе в 60-80-х гг. ХХв. появилось немало психологических и социологических исследований, посвященных разным аспектам функционирования музыкального искусства в обществе.
Для нас важно выделить значимость культурологического подхода к музыке, который представлен в данном исследовании. Он позволяет интегрировать узко дисциплинарные данные и методы их получения. Культурологические методы анализа, включая сравнительно-культурное рассмотрение материалов, дают возможность выработать обобщающие представления о музыкальной практике, ее семантических и аксиологических аспектах, характерных для нее принципах формообразования, языке. Наряду с этим, изучению содержания и трансформации музыкальных культур помогают методы семиотики, теории информации, синергетики. Все это существенно расширяет представления об эволюции содержательно-смысловых сторон музыкальной практики.
Культурологический анализ применительно к музыкальной деятельности позволил автору трактовать ее как культурный феномен. Это дает возможность использовать такие концептуальные средства, как системный подход, морфология и динамика художественных систем, функциональный подход к музыкальной культуре, представление о цивилизационном уровне развития музыки.
Особо следует сказать о значимости в работе методических установок и методов анализа, связанных с теорией цивилизаций, этнологией, изучением традиций. И в отечественной, и в зарубежной литературе эти аспекты культурологического знания применительно к музыкальной практике разных народов проработаны недостаточно. В нашей стране подобная познавательная ситуация объясняется тем, что в советский период научные представления о цивилизациях по существу не развивались, а трактовка национальных особенностей искусства разных народов приобретала сугубо искусствоведческую форму или упрощенно идеологизированную направленность. Подобная гносеологическая ситуация безусловно позволяла раскрывать отдельные этнические характеристики музыкальной практики народов СССР, но в целом она оставалась за пределами современного теоретического анализа, консервируя затяжной кризис отечественной этнологической (в т.ч., музыкально-этнологической), культурологической мысли. Такое положение дел постепенно преодолевается, и знания о музыкальной культуре народов мира в последние годы советского периода и в настоящее время наращиваются. Появляются работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные специфике отдельных этнонациональных музыкальных систем, а также исследования, позволяющие говорить о зарождении такой дисциплины, как этномузыкология. Но все же в этом направлении чаще осуществляется описание конкретных феноменов этнической музыки или национальных музыкальных культур, нежели выход на теоретические обобщения и выявление закономерностей развития музыкальных культур. Пока не сформирован системный аналитический аппарат для построения этнонациональных моделей музыкальных культур, позволяющий сравнивать их и отслеживать их влияние друг на друга.
Совершенно очевидно, что подобная ситуация диктует необходимость разработки концептуальной методологической и методической базы анализа межкультурного и межцивилизационного взаимодействия музыкальных систем в их информационно-семантической представленности. Формирование такого рода познавательных средств обеспечивает возможность изучения механизмов музыкально-информационного взаимообмена, содержательных предпосылок, разновидностей контактов. На этой основе можно осуществлять оценку результатов и вероятностное прогнозирование их последствий, выделение разных уровней взаимообмена и обоснование благоприятных и затруднительных перспектив для участвующих в нем стран. Иными словами, - выявить общие закономерности этого процесса.
Проблема исследования. Все сказанное позволяет сформулировать проблему как расхождение между существующими теоретическими представлениями и фактами, требующими интерпретации. С одной стороны, исследователи сталкиваются со сложными процессами динамики этнонациональных моделей музыкальной культуры, изменениями принципов, механизмов и факторов, определяющих тенденции и характер процессов их взаимодействия. Однако, с другой стороны, выход на обобщающее видение мировой музыкальной практики в синхронном и диахронном сравнении ее событий и явлений затруднен. Отслеживанию и вероятностному прогнозированию результатов межкультурного взаимовлияния в музыкально-информационном пространстве мешает неопределенность соответствующего предметного поля. Пока невыявленными остаются условия (социокультурные и познавательные) для интеграции результатов, полученных в рамках отдельных направлений гуманитарного и социально-научного знания, и получения нового знания применительно к проблематике межкультурного музыкально-информационного обмена.
Гипотеза. В исследовании проверяется следующие гипотезы:
-
Информационно-семантический аспект музыкальных систем разных этнокультурных и цивилизационных сообществ отображает в музыкально-звуковой форме устойчивые, самобытные черты культур масштабных человеческих сообществ. Это позволяет любой существующей музыкальной системе регулировать воздействия извне за счет действия особых селективных механизмов.
-
Включаясь в процессы межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, музыкальные системы проходят разные этапы, стадии и фазы своего исторического развития. В фазах подъема более мощные по наличному иформационно-семантическому потенциалу музыкальные системы могут подчинять себе более ослабленные, деформируя или разрушая их информационно-семантическое музыкальное поле. Однако в ходе исторического развития положение партнеров музыкального взаимодействия может меняться в противоположном направлении.
-
Лидерскую роль в развитии цивилизационного музыкального пространства может выполнять лишь та музыкальная культура, которая продолжает сохранять высокий потенциал музыкального фольклора и авторской классики, составляющей ее основу.
Объектами исследования являются информационно-семантические механизмы и результаты взаимодействия музыкальных культур ряда цивилизационных сообществ (западноевропейских, арабо-мусульманских, русско-евразийских, населяющих американский континент после освоения его европейцами).
В качестве предметной области исследования принимаются процессы взаимодействия музыкальных культур разных народов и ряда цивилизационных сообществ в прошлом и в наше время.
Цель исследования-изучение динамики информационно-семантических механизмов и результатов музыкального взаимодействия. Эти процессы рассматриваются в исторической перспективе в рамках как одной цивилизации, так и между разными цивилизационными системами.
Реализация цели исследования связана с решением следующих задач:
-
Рассмотреть методологические основания и разработать теоретическую базу культурологического анализа информационно-семантического аспекта музыкального взаимодействия разных народов и цивилизационных сообществ.
-
Изучить исторические трансформации и современное состояние информационно-семантического содержания процессов музыкального взаимодействия внутри ряда цивилизационных систем (западноевропейской, арабо-мусульманской), на Американском континенте, а также между народами указанных цивилизационных систем.
-
Исследовать информационно-семантические особенности музыкального взаимодействия в рамках русско-евразийской цивилизации с момента зарождения до настоящего времени.
-
Выявить, сопоставить и обобщить информационно-семантические механизмы межэтнического, межнационального и межцивилизационного взаимодействия музыкальных культур в прошлом, а также в условиях глобальных трансформаций.
Теоретико-методологические и методические основы исследования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, адаптированные к культурологическим целям: системный, структурно-функциональный, информационный, синергетический.
Использовались также методы, широко реализуемые в рамках культурологи:
Семантика и символика содержания музыкального материала исследуется с помощью приемов герменевтического, семиотического, аксиологического, эстетического анализа.
Сравнительно-культурный метод, применяемый автором при анализе эволюции музыкальных культур, потребовал использования процедур описания исторических трансформаций объекта, принципа восхождения от простого к сложному, сравнения, хронологического анализа.
Идеи типологии и морфологии культуры, художественной культуры (искусства), исторической динамики музыкальной культуры, цивилизаций, межкультурных взаимодействий составили основания для построения моделей анализа межкультурных обменов музыкальной информацией.
Этнологические и этномузыкологические методы, применяемые к анализу музыкальных культур и музыкально-звуковых традиций разных народов позволили выделить общие характеристики их музыкальной практики и факторы, обусловливающие их различие и многообразие. Исходя из этих идей, а также из теоретических обоснований информационного и семиотического понимания музыки, автор вырабатывает представление о музыкальном пространстве, его семантике, информационных качествах, которые дают возможность анализировать как прочность национально-цивилизационных моделей музыки, так и их способность динамически трансформироваться.
С помощью этих методов автор также осуществляет вторичный анализ текстов и выводов, относящихся к музыковедению, психологии музыкального восприятия, социологии музыки, музыкальной педагогике, управлению в сфере музыкального образования, СМИ и т.п.
Такое объединение методов обусловлено тем, что в современной отечественной культурологи сложились гносеологические предпосылки для их интегрирования при изучении информационно-сенмантического аспекта взаимодействия музыкальных культур и цивилизационных сообществ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующих авторских позициях и результатах анализа:
выработана концептуальная методологическая и методическая база культурологического анализа межкультурного и межцивилизационного взаимодействия музыкальных систем в их информационно-семантической представленности;
осуществлен конкретный анализ информационно-семантического среза музыки разных народов и цивилизационных сообществ; обосновано представление об информационно-семантическом пространстве музыкальной культуры, которое придает устойчивость и прочность музыке каждого народа или цивилизационного сообщества; на основе этого разработано представление об этнонациональной, региональной и цивилизационной моделях музыкальных культур;
обоснованы общие закономерности действия музыкального взаимообмена: выделены его содержательные механизмы и результаты, семантические принципы, информационные предпосылки, разновидности контактов; обоснованы критерии, в соответствии с которыми этнонациональные и цивилизационные музыкальные модели заимствуют или отвергают элементы, идущие извне, сохраняя устойчивость и самобытный характер музыки;
проанализирована практика исторического взаимодействия музыки разных народов в рамках западноевропейской, арабо-мусульманской, русско-евразийской цивилизации, а также народов американского континента после завоевания его выходцами из Западной Европы;
осуществлен сравнительный анализ механизмов внутри- и межцивилизационного музыкального взаимодействия, позволивший выявить общие черты и отличительные особенности формирования новых национальных и цивилизационных моделей музыкальных культур;
рассмотрены и концептуально интерпретированы особенности развития межкультурных и межцивилизационных взаимодействий музыкальных систем в контексте глобализации и распространения массовой культуры. Установлено, что не происходит беспорядочного смешения-перемешивания музыкальных культурно-цивилизационных моделей, но в каждой культуре осуществляется интесивное заимствование отдельных инонациональных музыкальных достижений на основе характерных для нее критериев отбора. Осмыслена современная мировая музыкальная практика с точки зрения пересечения и синтеза разных этнонациональных и цивилизационных тенденций и выявлен рождающийся уровень информационно-семантических качеств, которые приобретают надцивилизационный характер;
построена модель, объединяющая побудительные силы, инициирующие музыкальные взаимодействия, обусловливающие их факторы и механизмы, социальные последствия этих процессов. При этом структурный и функциональный подходы используются для выявления типичных форм и механизмов взаимодействия. Компаративный и семантический культурно-антропологический подходы позволили на материале музыкальных культур различных народов выделить разные уровни информационного обмена и соответствующие характеристики музыкального языка, организационные возможности культурно-кодовых музыкальных новообразований и их синергетические перспективы;
выявлены условия, при которых межкультурный музыкальный обмен является возможным и благоприятным, либо затруднительным для участвующих в нем стран;
очерчен обширный круг теоретических и прикладных задач, соответствующий условиям экспансии глобализационных процессов и противоречивости их результатов, обусловливающих многозначность, многоуровневость и плюральность динамики межкультурного взаимодействия в музыкальном пространстве. Этим обусловлен междисциплинарный характер работы;
отмечена возможность переноса выстроенной в работе методологической модели в более широкий контекст изучения проблематики межкультурного взаимодействия.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкальные произведения, создаваемые народом, а также практика их хранения, исполнения, приемы музыкального воспитания молодежи в совокупности составляют музыкальную культуру. Музыкальная культура формирует в обществе информационно-семантическое музыкальное пространство, в рамках которого развивается этнонациональная модель, присущая данному народу и заключающая в себе музыкально-звуковой код, характеризующий его мировосприятие. Этнонациональная модель такой культуры связана с манерой интонирования, разновидностью ладовой и ритмической организации, с уровнем интервального мышления и т.п. Помимо этнонациональной модели автор обращается к более масштабной - цивилизационной. Цивилизационная интегрированность в музыке проявляется в том, что в ходе исторической самоорганизации вырабатываются надэтнические и наднациональные характеристики музыкально-семантического языка, звуковой экспрессии, информационной определенности.
2. Под содержательными, т.е. информационно-семантическими механизмами музыкального взаимодействия понимаются спонтанно вырабатываемые на основе контактов между представителями разных культур и цивилизаций устойчивые формы отношений и их результаты, относящиеся к содержательным аспектам музыки - ее тематики, смысловых и эстетических компонентов, родовидового и жанрового строения и т.п. В результате взаимодействия содержание музыкальных культур меняется. Характер этих процессов и их результатов можно анализировать и прогнозировать в вероятностных терминах, но далеко не в полной мере, т.к. они реализуются, в спонтанном режиме исторической самоорганизации, и потому неочевидны.
3. Изучение исторических особенностей формирования и развития западноевропейской, арабо-мусульманской, евразийской, латиноамериканской цивилизационной музыкальной модели, а также национальной модели США, позволяет утверждать, что эти процессы, имея ряд общих качеств, характеризуются множеством отличительных особенностей. Общее состоит в том, что этнические и цивилизационные музыкальные модели образуют определенную целостность, стимулируя в культуре действие адаптационных механизмов. Музыкальная модель любой цивилизации формируется при наличии ряда интегративных факторов- этноса-донора, общих принципов (религиозных, художественно- эстетических и др.), сходного образа жизни народов, их психологической предрасположенности по отношению друг к другу. Различия в процессах формирования цивилизационной музыкальной модели весьма многочисленны и помогают сохранять самобытность музыки каждого цивилизационного сообщества.
4. Цивилизационное музыкальное единство (информационно- семантическое пространство цивилизации) образуется в течение длительных периодов времени, через формирование надэтнических качеств, в результате чего возникает новая семантическая целостность музыки. В ходе исторического процесса между народами с большей или меньшей степенью интенсивности осуществлялся внутрицивилизационный музыкальный обмен, в то время как межцивилизационные связи были затруднены. Однако они никогда не прерывались полностью, чему способствовало наличие пограничных культур, выполняющих функцию связующего звена в музыкальном обмене между цивилизациями.
5. В современных условиях глобальные тенденции и мощная технологическая база трансляции музыки усиливают межцивилизационные связи, делают их более многообразными, противоречивыми. При этом в качестве мировых лидеров обмена выступают американская и некоторые западноевропейские культуры, предлагающие музыкальную продукцию, усредненную по форме, внутренней семантике, жанровой определенности. Это сообщает современным процессам музыкально обмена множество новых качеств. Так, с одной стороны, глобальные связи ведут к внутреннему обогащению этнонациональных и цивилизационных моделей, с другой, - затрудняют их семантическое развитие. Особенно это касается тех музыкальных культур, которые не претендуют на лидерские позиции или переживают фазу кризиса, спада активности.
6. Если на современном этапе развития глобальных взаимодействий создать более равноправные для всех народов и цивилизационных сообществ условия музыкального обмена, то следующий этап музыкального взаимодействия будет более сбалансированным по уровню активности и широте участия в нем разных народов и цивилизационных сообществ. Кроме того, в режиме самоорганизации будет формироваться новый наднациональный и надцивилизационный уровень музыкального пространства с отличной от современной семантикой.
Научно-практическая значимость исследования. Развитие современных представлений о взаимодействии музыкальных этнонациональных, региональных и цивилизационных культур в прошлом и настоящем приобретает особую актуальность для решения прикладных проблем в сфере художественной практики; в области культурной политики, связанной с организацией информационных потоков и связей; в предпринимательской деятельности.
Особое значение результаты данного исследования имеют для развития профессионально-творческих и образовательных процессов в области музыки.
Кроме того, общие тенденции глобализации и развития информационных связей порождают в каждом обществе, в том числе и в нашей стране, новые, нередко острые коллизии экономического, социального, мировоззренческого, информационного плана. Поэтому в ходе реализации культурной политики, в сфере художественного бизнеса тема музыкального взаимодействия не должна ускользать от внимания политиков, журналистов, предпринимателей.
Научно-практическая значимость работы определяется также возможностью переноса выстроенной в работе методологической модели изучения культурных обменов в музыкальном пространстве в более широкий контекст межкультурного взаимодействия.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве учебного пособия, учебно-методических разработок, спецкурсов для студентов и аспирантов, в курсах истории и теории культуры, культурологи, антропологии, социологии культуры, прикладной культурологи, политологии, эстетики, истории мировой художественной культуры (в т.ч. отечественной), музыкального менеджмента, антропологии музыки, музыкальной терапии, взаимодействия музыкальных культур народов мира.
Они могут найти практическое применение в области межкультурных коммуникаций, межэтнических отношений, укрепления связей с общественностью и др.
В области гуманитарно-научного образования материалы работы могут быть представлены в качестве спецкурсов для студентов и аспирантов, занимающихся культурологией (в т.ч. прикладной), культурной антропологией.
Апробация и внедрение результатов диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Культурология-культурная политика-развитие» (Москва, июль 2001г.), II Российском культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (СПб., октябрь 2008г.), I Международной научно-практической конференции «Музыка и здоровье» (Москва, июнь 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Образование в пространстве культуры» (Москва, РИК, ноябрь 2004 г.), Международной конференции ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова и Института человека РАН «Человек в мире и мир человека» (Москва, март 2004г.), Международном симпозиуме «Проблемность как закон развития творческого мышления (Целиноград, июнь 1991г.), Международном симпозиуме «Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития» (Целиноград, ноябрь 1991г.), Международном симпозиуме «Art and Emozions» (Пермь, июль 1991г.), Международной научно-практической конференции «Культура, человек, образование» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996г.), Международной научной конференции «Майевтика в системе психологического знания» (Киев, апрель 1993г.), Всероссийской научной конференции «Человек, общество и культура в контексте глобальных изменений» (Москва, октябрь 2000г.), Международной научной конференции «Славянский мир в третьем тысячелетии» (Москва, ГАСК, май 2006г.), Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России (Москва, май 2009г.) и др.
Результаты теоретической и экспериментально-практической работы с молодежной аудиторией, состоящей из учащихся средних музыкальных учебных заведений и студентов творческих ВУЗов России, Казахстана, Украины, были опробированы в области музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности и обсуждены автором в ходе научных командировок (Япония, 1992г.; Швеция, 1997г.; Якутия, 2004г.), на Всесоюзной конференции «Сибирь в российской и мировой культуре (РАН, 1997г.), на Ломоносовских чтениях (МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, 1998, 1999, 2001, 2002гг.). Проблемы диссертационного исследования также излагались автором в период с 2001г. по 2009г. на «круглых столах» перед слушателями и преподавателями кафедры культурологи ИППК социальных и гуманитарных дисциплин МГУ им. М.В. Ломоносова; на ежегодных научно-практических конференциях «Развитие культур на грани столетий», проводимых МГГУ им. М.А. Шолохова (2008, 2009, 2010гг.); на ежегодно проводимых ГАСК «Панаринских чтениях» (2008, 2009, 2010, 2011гг.); на заседаниях кафедры теории и истории культуры ГАСК, кафедры культурологии и истории МГГУ им. М.А. Шолохова, на семинарских занятиях Института социальной (культурной) антропологии при ГАСК.
Материалы диссертационного исследования используются в процессе преподавания курса «Культурология» в ряде ВУЗов Москвы (Индустриальный университет (1996-2006гг.), ГУГН при РАН (экономический факультет), написания программ и чтения цикла дисциплин в рамках «Теории культуры» («Культурная антропология», «Культура повседневности: теория и практика (на примере российской культуры)», «Новые антропологические подходы ХХI века») и спецкурсов «Этномузыкология», «Антропология музыки», «Взаимодействие музыкальных культур: теория и практика», «Межкультурные взаимодействия славянских народов в пространстве музыки» (ГАСК), «Психотерапевтическое воздействие музыки», «Музыкальная психология» ФДП МГГУ им. М.А. Шолохова), «Антропологические и этномузыкологические аспекты музыкотерапии» (Европейская академия музыкальной терапии - 2010), «Образование в культуре XXI века: новые вызовы» (ФПК ГАСК - 2011).
Основные теоретико-методологические принципы и выводы диссертационного исследования отражены в ряде опубликованных программ: «Культурная антропология», «Этнология», «Теория и история культуры повседневности (на примере российской культуры») «Русский язык и культура речи» и др.
Методологические установки, выдвинутые на защиту, послужили основой для ряда научных работ (в том числе дипломных и аспирантских), выполняемых в рамках долгосрочной стратегической программы исследований (как фундаментального, так и прикладного характера) «Н/И Центра исследования современных культур народов мира», осуществляющего свою научно-исследовательскую и практическую деятельность под руководством автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, четырех приложений и списка использованной литературы.
Универсальные, этнонациональные и цивилизационные качества музыкальных культур
Определение- понятия культуры. В данном исследовании музыка рассматривается как часть культуры общества. С учетом того, что научное понятие "культура" в отечественном обществоведении четко не определено, необходимо хотя бы кратко обозначить рамки его. теоретической интерпретации. При этом следует обратиться к тем представлениям, которые закреплены в настоящее время в мировом гуманитарном знании; включая и отечественные исследования последних полутора-двух десятилетий.
В научном смысле культура рассматривается как производная человеческой активности, социальной, деятельности, осуществляемой в пределах общества. В самом общем5 виде культуру можно представить как категорию, означающую целостную совокупность условий и способов взаимодействия и коммуникации людей, осуществляемую в- рамках определенного сообщества (этноса, нации, регионального сообщества), и созданных ими самими Они складываются исторически; постепенно обновляются и вместе с тем сохраняют идентичность во времени.
Культура - явление надбиологическое. В определенном смысле она противоположна природе, т.к. создается и воспроизводится деятельностью и помыслами, людей, помыслами людей, создающих для себя особый мир, отличный от естественного. Этот мир представляет собой совокупность, искусственных порядков и объектов, созданных многими поколениями людей в дополнение к природным, а также множество заученных форм человеческого поведения и деятельности, накопленных знаний, образов самоидентичности, символических обозначений окружающего мира, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации1.
Вместе с тем, противопоставление культуры и природы целесообразно до определенного предела, после которого эвристический смысл такого противопоставления утрачивается. Культура формируется на социобиоло-гических основаниях и в природных условиях.
Функциональное назначение объектов культуры, многообразно. Укажем-здесь лишь на предоставление индивидууму и всему обществу нормированных способов организации, поведения, формирования и развития эмоций, оценок и представлений. Через объекты культуры каждый человек получает возможность осознавать себя членом определенной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими- знаками, объективировать свое индивидуальное "Я". В целом понятие "культура" связывается с длительно- действующими механизмами- адаптации общества к меняющейся среде обитания, которые позволяют конкретному народу приспосабливать к ней свою практику, оставляя в прошлом некоторые традиции, утверждая новые нормы и технологии.
Строение культуры. В первом, приближении в культуре принято выделять два масштабных уровня: материальный и духовный1. Целесообразнее было бы говорить о предметном и символическом уровнях. Под предметной областью культуры подразумеваются все материальные объекты культуры, каналы, связей (дороги, информационные сети); созданные носителями, данной культуры в процессе жизни разных поколений, а также те природно-ландшафтные явления, которые включены в культурную практику. Под символической областью понимается обширное пространство образов, представлений, оценок, приобретающих смысловую значимость в контексте практической деятельности и социальных отношений1.
Однако такое членение культуры носит слишком общий характер. Оно не позволяет понять сложную структуру культуры. В качестве более адекватной-модели (хотя также в достаточной мере условной и неполной) рассмотрим» морфологическую модель строения культуры, разработанную отечественными исследователями2. Эта модель позволяет выделите в культуре, по- единым-. критериям крупные специализированные части и взаимосвязанные отношения между единицами членения.
Данная модельхостоит из, двух горизонтальных уровней, а также из ряда функционально выделенных по вертикальному членению областей социокультурной практики (членение по- горизонтальному и вертикальному признаку выступает достаточно условно; что позволяет отобразить схему их соотношения между собой). Два уровня представлены обыденной (в онтогенезе и в филогенезе более- ранняя стадия), и специализированной культурой (исторически возникает в. обществе и осваивается индивидом на более поздней стадии). На том и другом уровне неодинаковы способы организации людей, различны методы сохранения и использования культурного опыта. Обыденная культура связана с поддержанием непосредственной, жизнедеятельности, повседневного-мира-людей. С первого и до последнего дня жизни человек- существует в ее рамках - в семье, среди друзей, в процессе неформальных взаимодействий с социальным окружением. Поведенческие акты повседневной практики не закреплены, в жестко нормированных формах деятельности
Специализированная культура связана с общественным разделением труда и предполагает наличие системно-институциональных сфер деятельности - сферы индустриального труда, область управленческой деятельности, сферы обслуживания, образования, профессионального искусства и др. Включаясь в профессиональную культуру в качестве работника, человек проходит специальное обучение, которым он овладевает в отрочестве, юности и которое помогает ему включиться в систему трудовых навыков, профессиональных знаний. В отличие от обыденной- культуры, деятельность на специализированном уровне обретает более рационалистический характер и протекает в жестких институциональных границах, что выражается в перечне административных требований, должностных обязанностей, в организации труда, в статусной иерархии как производственных коллективов между собой, так и в организации производственных отношений внутри них.
В дополнение к. двум указанным "горизонтальным" уровням- культур выделяются функционально самостоятельные сферы по вертикальному членению: хозяйственная культура; политическая культура; правовая культура; религиозная культура; философская культура; художественная, культура (искусство); научная культура; сфера рекреации (область культурной активности, направленная на поддержание здоровья - медицина, оздоровительные технологии).
Межкультурные и межцивилизационные закономерности развития музыкального взаимодействия
Информационный подход к музыке. В зарубежной и отечественной науке уже не одно десятилетие разрабатывается подход к музыке как к информационному феномену. В 70-80-е годы XX века такие,-исследователи, как М.Г. Арановский, И. Д. Рудь, И.И. Цуккерман, Л.И. Дыс и др., успешно применяли основные понятия теории информации при анализе музыки. Тогда же стало очевидным, что сравнительно с представлениями двадцатилетней давности научная мысль стремительно продвигается вперед в понимании информационного характера музыки.
В 1960-е гг. под художественной информацией понималось не столько эстетическое сообщение как таковое, сколько тот его сегмент, который был для воспринимающего новым, достаточно неожиданным и оригинальным по содержанию1. В 1980-е гг. музыкальная информация трактуется гораздо шире - она рассматривается, как "вся звуковая материя, воздействующая/на органы чувств слушателя"2.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 2 Дыс Л. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: Сущность. Категории. Аспект. Исследования. Сост. Дыс Л.И. Київ.: Музична Україна, 1989. С .43. Значительный вклад в информационно-музыковедческое направление в 1970-1990-е гг. внесли работы А. Сохора, Г. Орлова, М. Арановского. В. Холоповой, В. Медушевского1.
В последние годы информационная теория и информационный подход к искусству, включая музыкальное искусство, получают более глубокую проработку, становятся более актуальными и востребованными исследовательским сообществом. Этому способствует то, что значение информационного подхода в. современном мире растет по мере расширения новых технологических процессов, повышения роли компьютеризации и развития системы Internet, усложнения и роста многообразия разных видов коммуникативных технологий. Современный этап социокультурного развития получает название "информационно компьютерная культура". Таким образом, необходимость информационного подхода к музыке имеет объективный характер, отражающий новые формы социального и культурного бытия2.
В последние годы в трактовке темы "общество-культура-информация" начинает все более активно, использоваться понятие синергетический процесс, связанное с концептуализацией способов самоорганизации человеческих сообществ в определенных пространственно-временных параметрах социального бытия. Особенно значимыми для этого направления анализа стали выводы, полученные исследователями, работающими на стыке биологических, социальных и филосфоско-гуманитарных наук (исследования В.П. Казначеева и его сотрудников, а также работы Л.А. Цымбала, Е.И: Нефедова,
В данном случае остановимся на понятиях, введенных в культурологические исследования.под воздействием аналитического тезауруса естественных наук - "пространство культуры", "информационное поле культуры". Понятие "социальное пространство" была введено в анализ культурно-цивилизационной динамики еще П: Сорокиным, а в наше время углублено французским-исследователем П. Бурдье . Сегодня широко говорят и о "культурном пространстве", тем самым, подчеркивая многоуровневый характер культуры.
Для анализа музыкальной культуры, особую важность приобретает представление об информационном поле. Опираясь на идеи В-И. Вернадского о ноосфере, отечественные исследователи говорят о ее едином информационном поле, а также о таких его важных для целей данного исследования характеристиках - как: сохранение формы представления информации, единство и сохранение энергии информационного поля.
Полевые концепции сознания человека пока, еще слабо разработаны. Догадки- О возможности такой концептуализации высказывались в истории философской» мысли еще в древности и в средние века - при этом они
Начала. М., 1994. С. 181-207. приобретали религиозную форму или носили абстрактно философский характер. Ныне исследователи, работающие на пересечении естественнонаучного и гуманитарного знания, выдвигают гипотезы о смешанной природе полевых феноменов, т.е. говорят о наличии в них элементов физической, электромагнитной, биологической, рациональной сущности.
Данные, полученные в психологии, с одной стороны, и науковедении - с другой, позволяют рассматривать с точки зрения поля категорию "понимание". Правомерно считать, что понимание человеком предметной области, представляющей для него интерес, достигается перемещением внимания от одного значимого ее признака к другому, т.е. пульсациями внимания. Если эти пульсации вызываются сходными признаками, то-при наложении друг на друга они образуют устойчивые связи между определенным проявлением предметной области и представлением. При этом важно, чтобы. пр№ наложении друг на друга в поле понимания складывались (а не вычитались) пульсации положительных последствий концентрации внимания: Существует и обратная зависимость: выделенные признаки формирует дальнейшее движение по» пути понимания, укрепляет представление о его достоверности.
Развивая идею о важности совпадения представлений познающего и признаков - проявлений рассматриваемого предметного поля поясним, что это совпадение не может быть буквальным. Речь идет о движении в сходном или близком направлении, последовательности проявлений и логики связи между представлениями, что и обеспечивает эффект понимания. Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что достижение взаимопонимания в процессах социальной коммуникации усиливает информационное поле культуры.
Отечественные исследователи отмечают, что информация, которая наличествует в обществе, качественно неоднородна, что человек существует одновременно в разных информационных мирах: - в реальном физическом мире природы и информации об этом мире; - в мире биологической (генетической) информации; - в отраженном мире, вырабатывающем особый тип идеализированной информации; - в воображаемом мире, который человек создает сам посредством идеализированной информации в меру своего развития и ассоциативного напряжения.
Идеализированная информация является социокультурной производной-объективной информации о реальном мире, воображаемых представлений о мире и человеке, а также, элементов информационных банков и долговременных фондов информации, в которых традиция; культурное наследие приобретают решающее значение, что позволяет закреплять и транслировать информацию последующим поколениям. Для понимания характера музыки- важно принимать- во внимание все виды, информации и информационных миров. Вместе с тем, особое значение приобретает анализ идеализированной и воображаемой , музыкальной: информации, а. также процессов ее конкретизированного восприятия и понимания.
Исследователи подчеркивают, что1 в информационном поле культуры наряду с представлениями, соответствующим реальным.фактам; находящимся в долговременных фондах хранения; а также оперативно используемыми в коммуникативных процессах, могут наличествовать, ложные, бесполезные представления. Мы к этому добавим, что, наряду с конструктивными представлениями;, позволяющими развивать адаптационные качества культурных феноменов, существуют (или попадают извне) деструктивные, направленные на разрушение отдельных сегментов и элементов традиционной культуры, народа, что создает ситуацию высокой вероятности структурных изменений в, ее рамках.
Процессы музыкального взаимодействия в США
Для американского общества XVIII века характерно широкое исполнение английских, шотландских, ирландских песен и танцев. На рубеже XVIH-ХГХ веков начинают печататься нотные сборники популярных пьес. В- период войны за независимость большой интерес у населения вызывали жанры военной-музыки - марши, патриотическая песня. Известным стал марш под названием "Янки Дудл". В середине XIX века в Нью-Йорке и Бостоне стали проходить концерты светской музыки, которые давались силами европейских исполнителей. Появляются также местные любительские и полулюбительские оркестры, а также свои светские профессиональные композиторы.
Таким образом, к середине XIX века просвещенные любители музыки жизни США (речь идет в основном о городском населении) приобрели многие внешние признаки, характерные для музыкальной общественности ведущих центров Западной Европы. По подготовке, вкусовым ориентациям. композиторско-профессиональная среда и высшие слои публики ориентировались в основном на европейские нормы, что придавало музыкальной жизни подражательно-эпигонский характер; и мешало признанию значимости музыкальной культуры, нарождавшейся на континенте.
Таким образом, в США, так же как и в Латинской Америке, музыкальный пласт, связанный- с музыкой Западной Европы, оказывался одним из слагаемых нового информационно-семантического поля музыкальной культуры. Но здесь была ослаблена содержательная компонента, связанная с религией. Народно-фольклорная составляющая была сильной. Но она комбинировалась из иных единиц, нежели в Латинской Америке. Эти единицы фольклора на Юге и на Севере континента разнились между собой как по этноцивилизационному, так и по социальному составу. В итоге североамериканская музыка приобретала более гетерогенный, полистилистический характер, нежели в странах Латинской Америки, что отчетливо проявилось в иной семантике - чувствах, смыслах, мировосприятии, заключенных в американской музыке нового типа.
Все это позволило к середине XIX века сформироваться самобытным музыкальным явлениям, свойственным только северо-американскому обществу. Коротко охарактеризуем такие оригинальные явления американской музыки, как менестрелъный музыкальный театр, спиричуэл, блюз, регтайм, джаз. Эти разновидности американской музыки являлись не только синтезом разных социальных и этномузыкальных начал, оказавшихся-в тесном соседстве на континенте, но и свидетельствовали о появлении новой музыкальной семантики: новых приемов композиции, сочинительства, исполнения, художественных вкусов и предпочтений, которые мало в чем пересекались с художественными критериями западноевропейской эстетики. Таким образом, можно- сделать вывод, что информационно-семантическое поле музыкальной культуры хотя и стало формироваться на севере американского континента позже, чем в странах Латинской Америки, но уже к концу Х1Х-началу XX веков завершило первоначальный этап своего становления.
Середина XIX века отмечена появлением самобытной формы музыкального театра, названного аналитиками "менестрелъным". Западноевропейская комическая опера, балладная опера с момента появления характеризовались семантическими и информационными признаками аристократического происхождения - профессионализм, программность, ориентация на подготовленную светскую аудиторию и др. В противоположность этому американский менестрелъный театр с самого- начала вырастал из запросов представителей низших слоев общества, - искатели приключений на Диком Западе, богоотступники, картежники, воры, нарушители всякого рода законов. Здесь особое значение придавали отдыху и развлечениям, которые отождествлялись с полной раскованностью чувств и поведения. Это и нашло отражение в искусстве определенного рода: функциональная нацеленность музыки преимущественно на развлечение, на облегченный характер восприятия стала одним из наиболее важных признаков всей музыкальной семантики североамериканского общества в XX веке.
На первых порах менестрельные представления складывались как разновидность народного увеселительного заведения - балаганного театра, который стал развиваться в рамках органической эстетики американской легкожанровой эстрады, породив особый тип - эстрадное шоу. Облик мене-стрельного театра определяло непритязательное содержание, которое тяготело» к бездумному развлечению и низкопробным обывательским вкусам, а также прагматический функционализм, который был глубоко зависим от коммерческих задач1.
Эстетика данного театра во многом была условной; а персонажи отображали не характеры, а подстраивались-под определеннуюшаску.,К числу особенностей театра следует отнести то, что он сформировал одну из-главных масок образ негра. Этот образ не имел ничего общего с реалистическим отображением психологических особенностей негритянской части населения США. Однако он, безусловно, преломлял некоторые заметные черты характера, художественных способностей и душевного склада чернокожих жителей страны. Для него характерной была известная- доля і циничного юмора и шаржирования, что дает дополнительный материал для осмысления социокультурного взаимодействия белых и черных граждан страны.
Три основных музыкально-пластических момента определили яркую новизну менестрельной эстрады: новый стиль инструментального ансамбля, не имеющего аналогий в музыкально-исполнительской культуре Европы; значимая роль банджо; столь же важное значение танцевального начала в .его американском преломлении2
Связи между русской музыкой и музыкой народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья
На всех этапах музыкального взаимодействия особое значение имело наличие в русской культуре активных исследовательских кругов, заинтересованных в широком культурном, в том числе музыкальном обмене. С XVIII века начинается специальное изучение русскими быта и культурных особенностей коренных народов1.
В повседневной практике музыкальное взаимодействие носило иной характер. Почти три столетия освоение народами Сибири и Дальнего Востока музыкальных форм друг друга было бессистемным и во многом случайным . Оно осуществлялось в основном на уровне быта, повседневных трудовых и жизненных ситуаций. Музыкальные типы, виды, жанры аборигенной музыки и музыки русских существовали как бы параллельно, ориентируясь в основном на собственные традиции. Единого информационно-семантического поля не возникало.
Раннее включение в процессы стихийного взаимообмена демонстрирует народная музыкальная практика русских переселенцев. Но, так же как и музыкальная- практика англичан, в ходе освоения ими новых земель на севере Американского континента, народная песенная культура русских проявила немалую замкнутость и консерватизм. Она более активно, чем профессиональная музыка, поначалу отзывалась на природные условия, на социальную специфику жизни в этих краях. Это находило отражение в целом ряде явлений - в народной переработке стихов профессиональных поэтов на сибирскую тему, в местных крестьянских и каторжных песнях, в песнях политзаключенных, многие из которых получили широкое распространение и стали поистине народными в русской культуре1.
Но на музыкальную практику аборигенов этого субрегиона как таковую русская фольклорная традиция не отозвалась. Более того, здесь в течение длительного исторического периода песенно-фольклорные традиции старожильческого и вновь прибывшего русского населения: русских, украинцев, белоруссов; выходцев из разных районов и областей Европейской части России (пензенцев, тамбовцев и др.) были изолированы друг от друга . Это свидетельствует о более консервативном характере музыкально-фольклорного пласта культуры русских сравнительно с фольклорной музыкой коренных народов. Ранее, в ходе анализа музыки США, было показано, что фольклор белых переселенцев был настолько замкнут на себя, что его формы почти без изменений смогли сохраниться вплоть до XX века,.
Обратимся к другому компоненту русской музыкальной культуры - к профессиональной музыке. В силу исторического пути развития и сложившейся национальной специфики профессиональная практика русских композиторов и музыкантов к XIX веку включала в себя развитые механизмы творческой переработки этнических кодов многих музыкальных культур не только народов России, но и народов.зарубежных стран. Однако вплоть доХХ столетия диалога между русской профессиональной музыкой и музыкальными культурами аборигенов субрегиона не возникало. Профессиональная музыка так же, как и. народно-фольклорная, первоначально была ориентирована на содержательно-тематическое осмысление процессов обустройства новых территорий в русской культуре, не изменяя свой темпо-ритмический и ладовый строй.
Первоначальные формы музыкального взаимодействия в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако в рамках русской культуры существовал механизм целенаправленной односторонней диффузии музыкальных форм, который вплоть до советского периода действовал достаточно активно. Речь идет о распространении среди аборигенов православной богослужебной музыки через церковную практику. Русское православие не допускало насильственного крещения инородцев, но гуманный прозелитизм при- этом приветствовался. Русские священнослужители оказывали музыкальное влияние на иноэтническую аудиторию на строго канонической основе, не допускающей диалогового взаимодействия. В той мере, в какой среди целого ряда аборигенных народов (прежде всего якутов, бурят) появлялись православные верующие, они овладевали хоровым многоголосным пением. Это стало каналом проникновения т в музыкально-историческую практику таких народов многоголосного пения, которого до этого у них не существовало.
Православной церкви в таких регионах нужны были певчие для богослужений. Это заставляет церковные власти стимулировать верующих аборигенов изучать нотную грамоту и церковные песнопения. В последней трети XIX в. русская духовная музыка в Сибири и на Дальнем Востоке выходит из стен церкви, частично превращаясь в элемент светской культуры региона, объединяя священнослужителей и прихожан - русских, якутов, бурят и др. Так, в 1870 г. в Якутии был создан профессиональный певческий коллектив -Архиерейский хор, в котором участвовали священнослужители, учителя пения, прихожане. Этот коллектив давал концерты, на которых исполнялись не только религиозно-духовные, но и светские произведения (арии из опер, кантаты)1. Таким образом, православная религия, подобно исламу в своих регионах, католичеству в Новой Испании, осуществляла цивилизаторские