Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военная песня в духовной жизни российского общества Колесникова Надежда Александровна

Военная песня в духовной жизни российского общества
<
Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества Военная песня в духовной жизни российского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колесникова Надежда Александровна. Военная песня в духовной жизни российского общества : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Москва, 2002 180 с. РГБ ОД, 61:03-24/22-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования военной песни в контексте духовной жизни общества 10

1. Духовные основы современного общества 10

2. Военная песня как специфический вид музыкально-поэтического творчества и социально - политическое явление (подходы к

изучению) 23

Глава II. Военная песня в дореволюционной России 35

1. Старорусская военная песня (X - XVII вв) 36

2. Военная песня в период Российской империи и существования регулярной армии (XVIIIв.- 1917г.) 46

3. Военная песня в контексте исторически сложившихся жанров 58

Глава Ш. Военно-песенная культура в послереволюционной России 78

1. Военная песня в период Гражданской войны и первых десятилетий советской власти (1917-1941г.г.) 79

2. Военная песня в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945г.г.).Ю7 3. Военная песня в жизни страны в послевоенный период (1945 г - н.п.)... 130

Заключение 138

Список литературы 143

Приложения 158

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние социальной жизни с точки зрения стратегической перспективы нельзя не оценить как кризисное. И ядром системы воспроизводства этого состояния является, как показывает социология духовной жизни, не экономика, не политика, а духовная жизнь или кризис духовной жизни.

К объяснению причин этого кризиса, к его описанию можно подойти по - разному. Можно использовать подход, при котором увидим следующее: в естественных экосистемах три вида обмена - веществом, энергией, информацией - почти неразрывны, а в социоприродных - гораздо более обособлены друг от друга. Информационный обмен осуществляется в сердцевине социокультурного процесса - в духовной жизни. Результатом нарушения как вещественного, энергетического, так и информационного обмена становится засорение. Засорение веществом ведет к нарушению материального баланса между основными подсистемами социоприродной экосистемы, а засорение информационное - в каналах информационного обмена между основными элементами экосистемы - между природой и «второй природой», а также к нарушению сбалансированности духовной жизни. Все труднее становится отделить главное от второстепенного, нарушается иерархическая вертикальная выстроенность информации - в духовной культуре общества в целом и каждой личности в отдельности. В результате духовная сфера превращается из сферы смыслов в сферу шумов, где смысл - это сущность понятой, освоенной, включенной в мировоззрение информации, а шум - это непонятная, нерасшифрованная информация.

Шумы мешают воспринимать и отражать мир, дезориентируют человека и общество в целом. Преодоление этого кризиса засорения связано, прежде всего, с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в социальной системе. И в этом смысле сохранение и изучение военной песни может сыграть большую роль. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Именно в рамках этого жанра происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти.

Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Степень научной разработанности темы. Военная песня -безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении. Проблема военной песни издавна привлекала внимание многих исследователей. Ее изучали музыканты теоретики, фольклористы, историки, филологи. Вопросы непосредственно связанные с военной песней наиболее разработаны в трудах таких музыкантов исследователей, как Бирюков Ю.Е., Гречина О.Н., Гудошников Л.И., Дрейден С.Д., Друскин М.С., Житомирский Д.В., Крупянская В.Ю., Минц

СИ., Целиковский В.В. Их исследования посвящены определенным историческим периодам, в контексте которых рассматривается военная песня. В основном названные авторы изучали песни, связанные с какой - либо одной войной. Эти работы содержат богатый фактический материал по проблемам военной песни, но они не поднимаются на уровень обобщения или выхода за рамки чисто музыковедческого анализа.

Поскольку военная песня как особый жанр неотделима от исторических событий, постольку в поле нашего внимания оказались труды, посвященные исторической песне. В первую очередь - это сборники исторических песен. Среди наиболее значимых можно отметить сборники, составленные Игнатовым В.И., Алексеевой О.Б., Долматовским Л.В., Емельяновым Л.И., Криничной П.А., Миллером В.Ф., Путиловым Б.Н.2 Представленные в названных сборниках песенные тексты, охватывают период с ХШ века до наших дней. В комментариях к сборникам и к отдельным песенным образцам прослеживается история России через военную песню, анализируются в основном литературные тексты и не уделяется внимания музыкальной стороне песен.

Достаточно значимый материал для настоящего исследования заключен в трудах фольклористов, которые собрали и систематизировали воєнно -песенный фольклор. В этой связи мы обращались к трудам В. Абрашкиной, М.Ю. Абросимова, А.И. Кузьмина, B.C. Сидельникова, В.И. Чичерова и других.3 Работы названых авторов посвящены исследованию таких песенных 1 Бирюков Ю.Е. В одно моленье души русские сольем //Родина, №9,1993; Бирюков Ю.Е. Слава коннице лихой.// Советский воин, N21, 1979; Гречина О.Н. Партизанские песни гражданской войны.//Вест.Лен. Ун-та, N11, 1952; Гудошников Л.И. Язык и стиль песен Великой Отечественной войны. - Воронеж, 1959;Друскин M.C. Революционные песни 1905 года.- Л.1936; Круяннская В.Ю. Минц СИ. Материалы по истории песен Великой Отечественной войны. -M., 1953. 2 Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа XVI - XVTI вв.- Пг, 1915; Исторические песни ХП века. /Из подгот. О.Б.Алексеева [Вступ. Ст. Б.М. Добровольского].- М. - Л.,1966; Исторические песни ХШ - XVI веков. /Из подгот. Б.Н. Путилов, Б.Н. Добровольский. -М. - Л., 1960; Исторические песни ХГХ века. /Изд. подгот. Л.: Долмановский, О.Б.Алексеева, Э.С. Литвин. [Вступ. Ст. Э.С. Литвин, с.6 - 26]. -Л, 1973. 3 Абрашкина В. Фольклор гражданской войны /Советский фольклор. - Л., 1939;Абросимов М.Ю. Фронтовая поэзия в годы гражданской войны. - М.,1938; Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно - поэтическом жанров, как частушка, народная песня, старинная былинная песня, старинная солдатская песня, рекрутская песня и другим фольклорным жанрам. Наиболее значимым для нас являлся тот факт, что в названных работах имеется анализ не только поэтических текстов, но и затрагиваются музыкальные особенности песен.

Изучая военную песню, в первую очередь как музыкальный жанр, мы не могли не коснуться работ, посвященных общемузыковедческим проблемам, в которых раскрываются вопросы музыкальных стилей и жанров, объясняется природа воздействия музыкального искусства на человека, анализируется музыкальная сторона произведений. Эту группу работ составили труды таких известных теоретиков, как М.Г. Арановский, Р. Арнхейм, Б.В. Асафьев, И. Бачинская, Б.И. Гаспаров, Н.П. Корыхалова, Т.А. Курышева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, С.С. Скребков, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова и другие.

В связи с тем, что военную песню мы рассматривали в контексте духовной жизни общества, возникла необходимость обращения к трудам, философов и культурологов раскрывающим проблемы духовной жизни общества. Работы Калашникова В.А., Козловой О.А. и других в той или иной степени касаются этой проблемы.

Безусловно, изучение военной песни практически невозможно без опоры на музыкально - нотный и поэтический материал. Поэтому в поле нашего зрения оказались нотные сборники, как популярные, так и редко издаваемые. творчестве. - М.,1987;Сидельников B.C. Красноармейский фольклор //Литературный критик, 1937, № 2; Чичеров ВИ. Материалы к истории советского фольклора // Советская этнография, 1949. №4. 4 Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. Статей. Вып. 6. - М., 1987; Асафьев Б.В. О русской песенности / Избр. Статьи Вып. II. М., 1952; Асафьев Б.В. Советская музыка и музыкальная культура // Советская музыка, 1946. №5; Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л,1979; Медушевский ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - M.,1976j Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М ,1982; Сохор А.Н Музыка как вид искусства. - М., 1970. 5 Калашников В.А. Духовная сфера жизни общества /Философия. - М.,1997; Козлова ОН. Социология духовной жизни: концептуальные основания/ /Социально - гуманитарные знания, №1-3, 2001.

I Кроме того, источником материала, освещающего проблемы военной * песни, ее восприятие слушателями, бойцами, исполнителями служат страницы периодической печати разных лет, которые дают возможность сделать срез общественного мнения, определить и объяснить взгляды теперь уже ушедших поколений, их отношение к описываемым событиям и к их отражению в песне.

Исследуя роль военной песни в духовной жизни российского общества, мы обращались к трудам и высказываниям известных и авторитетных политических деятелей, деятелей искусства и культуры, среди которых можно назвать А.В. Луначарского, И.О. Дунаевского, Л.О. Утесова, Р.И. Рождественского и других.6

И, наконец, огромное значение для настоящего исследования имели личные архивы Ю.Е. Бирюкова,7 к сожалению пока научно не систематизированные, содержащие письма радиослушателей, записи выступлений на радио, лекции, прочитанные в Военно-Политической Академии им. Ленина, копии материалов из архивов (ЦГАЛИ), воспоминания фронтовиков и известных деятелей искусства и культуры.

Объектом исследования является военная песня как культурологический феномен.

Предмет исследования - значение и роль военной песни в духовной жизни общества. 6 Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. - М.,1971; Луначарский А.В. Восславьте Октябрь //Музыка и революция, 1926 № 11; Дунаевский И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. - М., 1961; Рождественский Р.И. Разговор пойдет о песне. - М.,1976; Утесов Л.О. Желанные гости бойцов //Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. СКрасилыциков. - M., 1985. 7 Ю.Е.Бирюков - полковник в отставке, преподаватель Военно-Политической Академии им. Ленина, композитор и музыковед, автор и ведущий телевизионного цикла «Песня далекая и близкая»(1971-1991г.г.), радийного цикла «Россия в песне», автор и составитель книг и сборников военных песен.

Цель работы - исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в различные исторические периоды. Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: определить теоретические основы исследования военной песни в контексте духовной жизни общества; - рассмотреть духовные основы современного общества; проанализировать военную песню как специфический вид музыкально - поэтического творчества и социально - политическое явление; проследить становление и развитие военной песни от зарождения до Великой Октябрьской революции 1917 года; установить место военной песни в контексте исторически сложившихся жанров; определить особенности и значение воєнно - песенной культуры в послереволюционной России по настоящий период; провести систематизацию военной песни; выявить особенности воздействия военной песни на личность; выявить основные функции военной песни. Теоретической и методологической основой диссертации являются работы исследователей духовной культуры, а также искусствоведов и фольклористов, посвященные исследованию проблем военной песни. В качестве методов исследования использовались: исторический метод, предполагающий исследование возникновения, формирования и развития военной песни в хронологической последовательности, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте в процессе его развития; анализ литературных источников, в том числе периодической печати; анализ первоисточников: литературных и музыкальных текстов военных песен; беседы и интервью с участниками Великой Отечественной войны; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Научная новизна исследования состоит в определении теоретических основ исследования военной песни в духовной жизни общества; проанализирована военная песня как специфический вид музыкально -поэтического творчества и социально - политическое явление; исследованы пути становления и развития военной песни от зарождения до конца XX века; произведена систематизация военной песни и представлена ее жанровая классификация; выявлены основные функции военной песни и особенности ее воздействия на личность; дано культурологическое определение понятия «военная песня», которое в определенной степени отличается от искусствоведческого.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и наблюдения, приведенный в ней историко - культурный материал, могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы воєнно - песенной культуры.

Анализируемый в диссертации материал, ее методология, положения и выводы могут найти применение в общих и специальных курсах лекций по истории культуры, культурологии, истории музыки, истории искусства.

Кроме того, материал, изложенный в диссертации может стать основой для выработки программ оздоровления национальной духовности на различных уровнях - от рядового культпросветучреждения, общеобразовательной школы, до федерального уровня.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, звучали в докладах на заседании кафедры общественных наук и в выступлениях перед работниками культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, а также приложений, содержащих репертуарные списки песен военных лет, копии оригинальных листовок с песнями военных лет.

Духовные основы современного общества

Проблемы духовной жизни, духовности, духовной культуры не отделимы от человеческого существования. Именно своей духовной сущностью человек выделяется из всего животного мира.

Переход от биологической жизни к социальной определяется возникновением духовности, духовной жизни на основе сопереживания и познания, осуществляемых людьми среди людей. Именно духовная жизнь образует качественную особость социальной жизни как способа существования. Она возникает как опережающее, пионерское движение. И это движение в развитии своем все более фундаментально меняет ту базу, на которой возникает, - жизнь телесную, физическую, биологическую.

Поскольку главной проблемой настоящего исследования является выявление значения места и роли военной песни в духовной жизни общества, постольку нам необходимо определиться с основными понятиями исследования , такими как «духовная жизнь общества» и «военная песня», выделить их из остальной, достаточно большой массы близких понятий, среди которых такие, как «духовная культура», «духовность», «общественное сознание», «сфера общественной жизни», «воєнно - песенная культура», «батальная музыка», «песня», а также уточнить понятие «общество».

Следуя принципу «от общего к частному», в первую очередь из всех названных категорий обратимся к понятию «общество», как к наиболее широкому понятию.

На сегодняшний день в научной, в том числе философской и культурологической литературе, накопилось достаточно много определений понятия «общество». Общество в широком смысле понимается как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

В рамках настоящего исследования под категорией «общество» мы будем понимать организованную человеком форму материи, которая является продуктом человеческой деятельности. В отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладение готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком. Только человек тождественен тому, что он производит.

Старорусская военная песня (X - XVII вв)

Истоки и традиции отечественной воєнно - песенной культуры уходят своими корнями в далекое прошлое. Сегодня крайне затруднительно определить дату рождения первых военных песен, да вряд ли это необходимо делать. Для нас более значимым является сам факт существования и развития военных песен, как в далеком прошлом, так и в настоящем.

Одна из главных тем древнерусской воєнно - песенной культуры - это героико-патриотическая тема, истоки которой в песне уходят далеко вглубь веков. История сохранила песни, сказания, предания, былины, посвященные описанию событий, происходивших на русской земле, подвигов русских богатырей в их борьбе с иноземными завоевателями. В основном дошедшие до нас образцы песенной культуры отражают огромное желание русских людей защитить свою независимость, отстоять свои территории. По песням этого времени уже можно проследить формирование черт национального характера русского человека. В них воспета сила и мужество, отвага и преданность Родине, грусть и печаль по поводу утраты человеческой жизни. Ни в одной военной песне нет презрения к врагу, нет ненависти, есть только сожаление о его участи и уверенность в своей победе.

Самые первые упоминания, связанные с исполнением и культивированием песен в славянских воинских ратях и дружинах, мы находим у византийских историков, которые почтительно величали славян «песнолюбивыми», а один даже поведал печальную историю о том, как однажды греки сумели победить славян только потому, что те «усыпили себя песнями и не взяли никаких мер предосторожности».

Со временем в каждой княжеской дружине вошло в обычай иметь своего «штатного» певца-сказителя. В его обязанности входило «вести поэтическую летопись князя». Певцы-дружинники участвовали во всех его походах и увеселениях, делили с ним горе и радость. Они слагали в честь князя и его славной дружины величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Имена их знали повсюду. Народ любил таких певцов-сказителей и лучших из них называл «словутными», то есть прославленными, известными. По-видимому, одним из таких певцов-сказителей и был гениальный создатель бессмертного «Слова о полку Игореве».25

Военная песня в период Гражданской войны и первых десятилетий советской власти (1917-1941г.г.)

Новаторский характер русской революционной песни 1895-1917 годов во многом связан с ее общественной функцией - ориентацией на смену строя. Из трудов многих деятелей большевистской партии видно, что в их сознании и в самой практике революционной борьбы определилось новое понимание общественной роли песни. Она стала осознаваться как могучее средство мобилизации масс для коллективной борьбы, сознательно и целеустремленно внедрялась в самые разные слои населения.

Огромное значение придавал революционной песне Ленин, который указывал на «необходимость создать такие песни для России»48. Основной задачей в этой области он считал «пропаганду социализма рабочей, революционной песней».490н посвятил специальную статью в «Правде» автору «Интернационала», пролетарскому поэту Потье. Ленин выделил главную заслугу Потье в том, что «он был одним из самых великих пропагандистов посредством песни».50

Пролетарский поэт Демьян Бедный вспоминает, как показал В.И. Ленину сборник старых рекрутских песен. Все горе и тоска проклятой царской солдатчины выливалось в этих жалостных песнях. Владимир Ильич заговорил с поэтом о создании новых советских военных песен: «Это противовоенное, слезливое, неохочее настроение надо и можно, я считаю, преодолеть. Старой песне противопоставить новую песню. В привычной своей народной форме -новое содержание. Вам следует в своих агитационных обращениях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать, что вот прежде была, дескать, «распроклятая злодейка - служба царская», а теперь служба

Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. - М., 1973. - с.144. рабоче - крестьянскому, советскому государству, раньше из - под кнута, из -под палки, а теперь сознательно, выполняя революционно - народный долг».51

Высоко ценил воспитательное значение песни A.M. Горький. «Необходимо учиться побеждать в себе и вне себя дрянненькое наследие прошлого, - призывал он, - а иначе, - как же вы «отречетесь от старого мира?» Эту песню не стоит петь, если нет сил, нет желания делать то, чему она учит».52

Похожие диссертации на Военная песня в духовной жизни российского общества