Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Симбирцева Наталья Алексеевна

Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова
<
Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симбирцева Наталья Алексеевна. Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Симбирцева Наталья Алексеевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/35

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческая личность в социокультурном и литературно- художественном пространстве 10

1. «Творческая личность» и «локальное социокультурное пространство» как культурологические категории 10

2. Литературно-художественные образы локального пространства как способ репрезентации творческой личности 51

Глава 2. Творческая личность А. П. Ромашова в локальном социокультурном пространстве 79

1. Творческая личность А. П. Ромашова: историко-биографический аспект 79

2. Образы уральского пространства в повестях А. П. Ромашова 113

3. Диалог культур в повести А. П. Ромашова «Диофантовы уравнения» 146

Заключение 170

Библиографический список 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Среди проблем, которые являются основополагающими для культурологии, особое место составляют те, которые акцентируют внимание на взаимоотношениях человека и культуры. Человек как объект воздействия культуры и ее творец неоднократно становился предметом научной рефлексии в теории и истории культуры, социальной и культурной антропологии. Наибольший интерес представляет, в связи с этим, обращение культурологов к проблемам творческой личности, которая выступает как наиболее яркое и репрезентативное явление культуры. В то же время известная в психологии, искусствоведении, эстетике, культурологии концепция существования творческой личности в культурном пространстве нуждается в конкретизации.

Жизнь человека, протекающая в определенном социально-культурном пространстве, создает предпосылки для рассмотрения их взаимовлияния и взаимообусловленности. Мир человека и мир культуры пересекаются и создают неповторимый образ того, что в культурологии получило название «культурного ландшафта» (Ю.А. Веденин, Д.Н. Замятин). Образ пространства ярче и объемнее всего представлен в произведениях искусства.

В связи с этим открывается новый поворот исследования бытия личности в культуре: проблема влияния на творческого человека социально-культурного окружения и того, как он определяет и представляет тот мир культуры, в пространстве которого он живет и с которым он взаимодействует. В настоящее время недостаточно изучены проблемы взаимодействия и взаимовлияния творческой личности и «близкого» (локального) пространства, преломляющего категории «общего» и «особенного» применительно к данной проблеме.

Особую роль для понимания смыслов, представленных в культурном пространстве и воплощенных в образах художественных произведений, играет обращение к исторической составляющей, которую можно представить как многоуровневую структуру: время, связанное с повседневной жизнью творческой личности, время, в которое создается определенное произведение (культурно-исторический контекст), время, в которое происходят описанные в произведении события, время, в котором актуализируется произведение, «большое время» культуры, где реализуется диалог между прошлым - настоящим — будущим. От того, насколько «проявлены» эти пласты в культурном пространстве, зависит не только его собственный образ, но и образ творческой личности, запечатлевшей в своих произведениях его неповторимый вид.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью изучения бытия творческой личности в локальном социокультурном пространстве, рассмотрения их взаимовлияния и взаимодействия.

Степень изученности проблемы. Рассмотрение творческой личности дает возможность исследователю синтезировать и систематизировать уже имеющиеся в научном арсенале знания.

В русле интегративного подхода личность рассматривается сквозь призму ценностей, представляющих ядро ее структуры, определяющих ее направленность, высший уровень регуляции социального поведения и являющихся залогом ее деятельности (исторические, литературоведческие, филологические, языковедческие, культурологические исследования С. Аверинцева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Е.К. Быстрицкого, О.Л. Девятовой, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Э.В. Соколова и других).

Обширный блок литературы связан с изучением проблемы творческой личности, с особенностями творческого акта, характерного для личности талантливой и личности гениальной. Собственно феномен творческой личности рассматривался Н.А. Бердяевым, Е.К. Быстрицким, Л. Шестовым, и В психологической науке ряд исследователей анализирует влияние устойчивых состояний, сопровождающих творчество, на особенности личности как результат переживания высокой амплитуды чувств, максимального «собирания себя» в процессе творческого акта (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Наумова, Н.И. Сарджвеладзе, Л. Рубинштейн, Э. Фромм и другие). Основным выводом становится утверждение о диалектическом сочетании внешних детерминант и внутреннего содержания мотивационно направленной личности, обладающей огромным потенциалом индивидуальных проявлений, за которыми скрывается социальная сущность.

Продолжая линию, начатую Л. Витгенштейном, Д. Муром, Б. Расселом, современные исследователи стремятся выявить влияние психического склада личности, особенностей социально-бытовой среды, общественных условий на художественное творчество, стремятся рассмотреть, как они представлены в тексте, как, в определенном смысле, детерминируют его и в нем отражаются.

Предметом рациональной рефлексии пространство становится с момента зарождения философии. Для нашего исследования особое значение имеют работы, посвященные дифференциации категорий «пространство», «социальное пространство», «культурное пространство», «пространство культуры» (проведенные в работах П. Бурдье, Г. Зиммеля, Л.Н. Когана, Ф. Ратцеля, П.А. Сорокина и других), в которых анализируются связи физического и социального пространства (П. Бурдье), рассматривается обусловленность культурного пространства географическим (А. Тойнби, Л.Н. Гумилев), дается характеристика символической наполненности культурного пространства (М. Элиаде).

Семиотика пространства в художественной культуре и механизмы ее функционирования в определенном историческом пространстве были исследованы Ю. М. Лотманом. Восприятие русского пространства, обусловившее характер русской ментальное™, анализировали Н.А. Бердяев, Д.Н. Замятин, Д.С. Лихачев и др.

Важным для понимания специфики пространства становятся работы, посвященные его дифференциации на общекультрное и региональное.

Региональное культурное пространство стало предметом анализа в работах Г.М. Казаковой, И.М. Куликовой, А.Э. Мурзина, И.Я. Мурзиной, Л.Г. Скульмовской, Л.Я. Шамес, в которых региональное пространство рассматривается как определенная историко-культурная целостность, обладающая собственной логикой и закономерностями развития.

Образы региона как специфические геокультурные образы пространства рассматриваются в контексте проблемы репрезентации культуры.

Современные исследователи обращаются прежде всего к литературнохудожественным текстам, в которых образы пространства запечатлены наиболее ярко (В.В. Абашев, Д.Н. Замятин, Ю.В. Клочкова, И.Н. Корнев, В.Н. Топоров).

Несмотря на то, что в современном культурологическом знании сложилась определенная традиция изучения проблем творческой личности и культурного пространства, в котором она себя проявляет, есть необходимость в анализе индивидуального опыта отдельной творческой личности в контексте проблемы взаимодействия и репрезентации культурного пространства.

Актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности обусловливает выбор объекта и предмета диссертационной работы, а также цели и задач.

Объектом диссертационного исследования является бытие творческой личности в локальном социокультурном пространстве.

Предмет исследования - взаимодействие творческой личности уральского писателя А. П. Ромашова с локальным социокультурным пространством региона.

Цель данной работы - раскрыть специфику взаимосвязи творческой личности и локального социокультурного пространства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• провести категориальный анализ понятий «творческая личность» и «локальное социокультурное пространство»;
• выявить способы взаимодействия творческой личности и локального социокультурного пространства;
• систематизировать и представить историко-биографический материал, связанный с жизнью и творчеством уральского писателя А.П. Ромашова, как элемент характеристики бытия творческой личности в локальном социокультурном пространстве;
• проанализировать образы пространства в литературном творчестве А.П. Ромашова.

Данное исследование построено на методологии комплексного анализа, предполагающей сочетание разных методов, каждый из которых не является самодостаточным, но приобретает характер взаимодополнительности.

Системный метод, применяемый в диссертационном исследовании, позволяет рассматривать культуру в ее целостном бытии и, одновременно, анализировать ее составные элементы, характер их взаимодействия.

Сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы помогают выявить изменения, происходящие в социокультурном пространстве на разных этапах развития культуры, а также позволили рассмотреть специфику бытия творческой личности писателя А.П. Ромашова в локальном социокультурном пространстве провинциальной культуры России 1970-1980-х гг.

Аксиологический подход применялся при анализе ценностных и творческих ориентации А.П. Ромашова. Необходимость анализа и интерпретации литературно-художественных произведений писателя обусловили обращение автора к герменевтическому и феноменологическому методам исследования.

Научная новизна работы состоит в следующем:
1. В ходе содержательного анализа определено, что локальное социокультурное пространство рассматривается как частный случай общекультурного целого, в котором ярче проявлены ценности культуры.

Творческая личность, активно проявляющая себя в сфере художественной культуры, реализует свой культуротворческий потенциал в созданных ею произведениях, транслируя личностно окрашенные смыслы культуры.

• Творческая личность, формируясь в локальном социокультурном пространстве, в то же время репрезентирует его, создавая художественные образы.

2. Представлен характер диалога в культуре, реализующийся в конкретной провинциальной социально-культурной ситуации 1960 - 1980-х гг.: провинциальный писатель, не только выступает носителем и транслятором общих смыслов культуры, но и создает в своем творчестве возможность для диалога локальной культуры с полем духовных ценностей мировой культуры.

3. Собран и систематизирован материал, связанный с жизнью и творчеством уральского писателя А. П. Ромашова, выявлен ценностный потенциал, важный для восприятия произведений автора.

4. Проведен культурологический анализ творчества А. П. Ромашова, в ходе которого были представлены его основные произведения, рассмотрены геокультурные образы, созданные им в повестях об «уральской глубинке» («Первый снег», «Одолень-трава», «Осташа-скоморох»), и о женщинефилософе Гипатии (повесть «Диофантовы уравнения»), дающие возможность вписать личность и творчество писателя в контекст «большого времени» культуры.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекций и практических занятий по базовым дисциплинам «Культурология», «Мировая культура и искусство», и элективным курсам «Культура Урала», «Творческая личность в культуре».

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета, кафедре культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях на научных и научно-практических конференциях различного уровня. Межвузовских (6), всероссийских (5) и международных (4) конференциях: «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2002, 2004); «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008); «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 2005, 2006); «III Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2006); «Историк и его эпоха: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора В. А. Данилова» (Тюмень, 2007); «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2007); «Молодежь в науке и культуре XXI века: VI Международная научно-творческая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей 1—2 ноября 2007» (Челябинск, 2007).

Результаты исследования использованы автором в чтении курсов «Культурология», «Мировая культура и искусство», «Культура Урала».

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Библиография включает 176 наименований. Объем работы составляет 195 страниц.

«Творческая личность» и «локальное социокультурное пространство» как культурологические категории

Анализ трактовок понятий в различных гуманитарных науках демонстрирует, что понятия «творческая личность» и «локальное социокультурное пространство» вызывали и вызывают исследовательский интерес, но и по сей день остаются не до конца проясненными.

В русле интегративного подхода проблеме личности посвящены исследования: исторические, литературоведческие, филологические, языковедческие, культурологические исследования (С.С. Аверинцева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Е.К. Быстрицкого, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Э.В. Соколова и других. Личность рассматривается сквозь призму ценностей, представляющих ядро ее структуры, определяющих ее направленность, высший уровень регуляции социального поведения личности и являющихся залогом ее деятельности.

Феномен творческой личности рассматривается Н. А. Бердяевым, Л. Шестовым, Е. К. Быстрицким и другими. Исследователи рассматривают личность как непременно деятельную, имея в виду сознательно деятельную в сфере общественных отношений и являющуюся субъектом этих отношений, - подобное толкование близко к психологической трактовке личности, - и личность как социально значимую единицу, ценностно ориентированную и способную к самореализации в конкретном культурном пространстве.

Культурологический подход к определению творческой личности и ее проявлению в контексте культуры подразумевает наличие синтезирующего начала разнообразных теорий и подходов: философии, антропологии, психологии, эстетики и т.д.

В процессе историко-культурологического экскурса понятия «творческая личность» и выделения ее составляющих элементов понимание феноме 11 на творческой личности напрямую зависит от понимания ее внутренней наполненности и внешнего проявления или реализации ее в культуре: являясь активным субъектом культуры, личность преобразует окружающий мир — это один вариант творческой личности, или личности творящей, другой вариант — реализация творческого потенциала в конкретном выражении себя в культуре и создании особого образа реальности в произведении. Это способ бытия творческой личности в культуре.

Понимание творческой личности в историко-культурном процессе не было однозначным и во многом определялось содержанием отношений «Человек — Мир». Начиная с XVIII в. в немецкой классической философии человек перестает пониматься как статичный продукт природы. Такие философы, как Гегель, Э. Кант, Фейербах, обращают внимание на внутреннее наполнение человека: формируется представление о человеке как об активном субъекте познания, переживания, преобразования и творения мира. Но практическая деятельность человека определяется его природными свойствами. Философы-идеалисты связывали сущность человека с духовной деятельностью, с духовным творчеством.

В конце XVIII - начале XIX века наступившая эпоха романтизма в России дала новый импульс к пониманию категории творчества и творческой личности: «мечущееся» (С.Н. Булгаков) искусство романтизма, искавшее выхода за свои пределы, обращалось на жизнь самого художника, его духовное богатство, и на окружающий его быт, которые становились «предметом» художественного творчества.

Философия Шеллинга дала любомудрам направление поиска: код мироздания расшифровывается в процессе «познания самого познания», исходный пункт для любомудров - «ум», соответствующий «интеллигенции» Шеллинга. Культурно-художественная «европеизация» России, против которой выступали любомудры, приобретает яркие самобытные черты. Именно художник и дворянская аристократия, художник и первая русская интеллигенция определяли противоречивые условия творческой деятельности. Начи 12 ная с этого периода, судьба творческой личности в России воспринимается как особенная.

Понятие об «истинном философе» в контексте культуры России первой трети XIX века сопрягается у любомудров с понятием об истинном поэте. Философ и поэт представляют собой две главные фигуры в области «познания самого себя». А. М. Песков отмечает, что с одной стороны, любомудры достаточно подчеркнуто различают философию и поэзию как две разные субстанции: философ занят «сущностями», поэт - «существованием»; «философ — центр; поэт — точка на периферии; центр один, периферические точки бесчисленны. Есть одна теория изящного, но формы ее бесчисленны. ... Спокойствие есть удел философов, беспокойство и плотская деятельность -удел поэта»1; «Художник одушевляет холст и мрамор для того только, чтобы осуществить свое чувство», «поэт ... наслаждается в собственном своем ми-ре», «а любомудрие ясно открывает ... закон всей природы» . Вырисовывается контур художника, мыслящего и философствующего и стремящегося к самовыражению в своем творчестве.

Литературно-художественные образы локального пространства как способ репрезентации творческой личности

В современной научной литературе проблема соотношения художественного текста и действительности достаточна актуальна. Сама проблема начинает обсуждаться в XX веке в философской литературе. Представители аналитического направления в философии культуры (Л. Витгенштейн, Д. Мур, Б. Рассел и др.) полагали, что текст должен быть подвергнут казуально генетическому объяснению, т. е. выявлению обстоятельств (психический склад личности, социально-бытовая среда, общественные условия и т. п.), которые не представлены в тексте, но все-таки детерминируют его и в нем отражаются.

Рассмотрение текста в социально-философском аспекте велось и представителями русской религиозной мысли (Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев), стремившихся к целостному и всестороннему видению конкретного предмета. Текст, представляя собой исторически созданный культурный феномен, может быть определен как носитель социально-значимой информации (различного рода сигналы, сообщения из внешней среды, воспринимаемые в виде определенного кода). Источником информации выступают любые объекты окружающей действительности, реальности, имеющие знаковый характер.

Проблема текста представляет собой объект исследований, проводимых в области психологии (3. Фрейд, К. Юнг и др.), в которых рассматриваются аспекты, связанные с пониманием процессов создания и восприятия текста, причин различного влияния текста на конкретного представителя социокультурного пространства.

В работах представителей коммуникативной и когнитивной лингвистики - С. С. Аверинцева, В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова, В. Я. Проппа, Ф. де Соссюра и др. - «текст» есть произведение речетворческого процесса, объективированного в виде письменного документа, обладающего определенной целенаправленностью и прагматической установкой.

В современной семиотике и философии текста «текст» трактуется достаточно широко. В работах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского «текст» рассматривается как многоуровневая знаковая система, обладающая динамичной смысловой структурой77.

Определенный опыт накоплен такими исследователями в области психологии художественного творчества, общения и эстетического восприятия, как Л. С. Выготский, А.А. Потебня, С.А. Раппопорт, Р. О. Якобсон и др. Рецептивный подход состоит в том, что значение литературного текста находится в зависимости от интерпретации.

Д. Н. Овсянико-Куликовский утверждает, что читатель, как и всякий человек, воспринимающий произведение искусства (художественный текст), должен быть своего рода «художником в миниатюре»: «Давно известно, что понимание художественного произведения есть в некоторой мере повторение творчества художника. Я ... отвечаю на художественную мысль поэта, живописца, скульптора аналогичными движениями моей худоэюественной мысли, которая, при всей своей слабости или незначительности, все-таки соответствует мысли художника... Усвоение и понимание художественного произведения - это процессы мысли далеко не пассивные: они требуют известного творчества. Это «творчество» было бы невозможно, если бы наша психика была лишена художественных элементов»78.

Обращение культурологов к литературно-художественным текстам, бытующим в социокультурном пространстве, в целом, и в локальном, в частности, и являющимся репрезентантами этих пространств, представляется перспективным как в информационном, так и в методологическом аспектах.

Культурологический подход к анализу текста можно охарактеризовать с точки зрения ценностей, представленных взаимодействием и взаимодополнением цепочки времени — пространства — личности; с точки зрения коммуникации в социокультурном пространстве, начиная с диалога автора художественного произведения с самим собой, с историей, с повседневностью и т.д., и заканчивая близким и дальним контекстом бытования литературного текста; с точки зрения субъектно-объектных отношений писателя и культуры и той роли, которую играет творческая индивидуальность писателя в локальном социокультурном пространстве.

Филологическая составляющая может быть рассмотрена в свете таких категорий, как направление, течение, стиль, жанр, язык, сюжеты, мотивы, образы, благодаря чему представляется возможным проследить взаимодействие, трансформацию и трансляцию литературно-художественного произведения во времени и пространстве.

Творческая личность А. П. Ромашова: историко-биографический аспект

В рамках диссертационного исследования мы обращаемся к рассмотрению творческой индивидуальности писателя А. П. Ромашова, представляющего собой явление в культурной и литературной жизни Урала, чье творчество еще не исследовано в полной мере. С одной стороны, репрезентация творческой личности А. П. Ромашова и проявление его индивидуальности на литературном поприще способствовали формированию вокруг него особого локального пространства. С другой - культура стала почвой для становления личности писателя как таковой, а также и определяющим критерием в ориентации его творческих поисков, критерием, позволяющим проявиться творческой личности А. П. Ромашова.

В диссертации предпринята попытка систематизировать все сведения, касающиеся биографии писателя, представить его творческую эволюцию и проанализировать созданные им произведения в культурологическом аспекте.

Анализируя жизнь и творчество писателя, в первую очередь, обращаются к культурной среде и социальному пространству как к условию формирования мировоззрения писателя. Особое внимание уделяется способности творческой личности ориентироваться в культуре, в ее пространственно-временных и духовно-ценностных координатах. Творческая деятельность писателя представляет собой один из способов репрезентации творческого потенциала личности. Другими вариантами могут быть художники, скульпторы, музыканты и т.д.

То, каким образом и как воплощается авторский замысел в литературно-художественных произведениях, отражает умение А. П. Ромашова реализовать и выразить в слове свои уникальные, отличные от других, способности.

В середине XX столетия (в конце 1950 - начале 1960-х гг.) страна пребывала в состоянии «оттепели» в литературе, в искусстве, культуре, как ни парадоксально, писательская мысль опосредованно подвергала критике существующую действительность — через ретроспективное обращение к историческому опыту предшествующих поколений.

Общая культурно-историческая ситуация в стране обусловила обращение к региональной истории. В 1960-е годы за Уралом закрепляются определения «кузницы страны», «рабочего края», «опорный край державы», ставшие конструирующим принципом самосознания уральцев, описывающим смысл, способ и цели их существования126. Ответственность за судьбу всей страны, возникшая в военные годы как напряженное переживание, распространилась на всю жизнь края и на его историю.

Обращение в этот период к далекому историческому прошлому Урала было обусловлено сложившейся ситуацией, когда начинают выходить художественно-публицистические журналы «Урал» и «Уральский следопыт», предпринимается издание «Библиотеки избранных художественных произведений об Урале» и рассчитанной на ряд лет «Уральской библиотеки», включавшей лучшую прозу, поэзию и книги для детей, созданные на уральском материале», происходит пробуждение интереса к местной истории, заявляет о себе новое поколение уральских краеведов. Вполне объяснимо и закономерно, что в крае оживляется литературная жизнь. Но к феномену уральской культуры всегда относились, как к чему-то оторванному, изолированному и не вписывающемуся в общекультурный контекст страны, а творчество уральцев воспринималось исключительно как региональное, в большинстве случаев даже - с горчинкой провинциализма и периферийности...

Литературная «оттепель» на Урале наступила несколько позже по сравнению с центром, и цензура была менее жесткой. Но все-таки была. И «пра вила игры» подцензурно-идеологизированной пропаганды заставляли писателей считаться, «обходить углы», многого недосказывать.

В последующие десятилетия (1970 — 1980-е гг.) Урал представлял собой крупнейший промышленный регион страны, часть единого гигантского государственного механизма. На Урале был сосредоточен огромный потенциал научной и инженерной мысли. Материала для эстетического освоения соц-реалистической эстетики было предостаточно: при строительстве заводов преодолевались неимоверные трудности благодаря энтузиазму простого рабочего, в образе которого особо подчеркивались смекалка и находчивость.

Пафос социальности официально одобрялся, но он не должен был посягать на «основы» и вызывать сомнения в справедливости государственного строя и избранного пути. В литературе с различных сторон исследуется «рабочая тема». Иногда издатели пропускали к печати вещи, крайне слабые в художественном смысле. Издательские дела находились под контролем идеологической власти, которые нередко «спускали» определенные директивы и давали относительно «полезные» рекомендации.

Для литературной жизни Урала в этот период, в целом, были характерны те же особенности, что и для литературного процесса во всей стране. Но все же «литературные дискуссии на страницах регионального журнала «Урал» были жарче, чем в столичной периодике: наибольший резонанс имели дискуссии «Современный рабочий класс и литература» (1966, № 3) и «Человек 50-го года революции и литература» (1967, № 1), в которых сквозь стереотипы советского сознания и соцреалистические клише пробивались проницательные суждения о симптомах назревающего духовного кризиса и оказы-вался достаточно смелый отпор официозным художественным догмам» .

Похожие диссертации на Творческая личность в локальном социокультурном пространстве : на примере творчества А.П. Ромашова