Введение к работе
Актуальность темы исследования. Особый интерес к институту государственного устройства и управления возникает в переломные эпохи социального развития. Сейчас, в эпоху глобализации, когда усиливается взаимопроникновение различных культур, остро стоит вопрос о сохранении национальной и культурной идентичности. В связи с этим в мире происходит постоянное реформирование социальных и гражданско-правовых институтов, декларируется необходимость построения здорового гражданского общества. Вопросы об идеологическом наполнении государственного управления, социально-культурных основах государственного устройства, ценностных установках государства и общества являются как никогда актуальными. В нашей стране мы можем наблюдать усилившееся вначале нового века внимание к исследованию различных моделей государственности и поиск среди них таких форм, которые наиболее полно отражают специфику национального менталитета и ориентированы на закрепленные в национальном правосознании духовно-нравственные ценности. Среди этих моделей большой интерес вызывает национальная идеократическая модель правового государства, разработанная в рамках евразийства.
Пережив в 90-е годы XX века второе рождение, евразийство до сих пор обращает на себя внимание исследователей. Повышенный интерес к мыслителям русского зарубежья совпал с сегодняшними исканиями государственного идеала.
Разнообразие идей и неоднозначность евразийской доктрины, ее противоречивая история, политизированность самого движения открывают простор для различных интерпретаций. Современные исследователи1 отмечают, что евразийские идеи восприняты самыми разными российскими политическими и общественными движениями XX века. Более того, предприняты попытки применения их на практике. Евразийская доктрина бьша воспринята не только оппозицией, но и в определенной мере нашла свое отображение в действующих правительственных структурах.
На сегодняшний день наиболее показательна идея интеграционного геополитического и геоэкономического проекта — Евразийского союза — мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этот проект был представлен премьер-министром России В.В. Путиным в статье
' См., напр: Маслин М.А. Неоевразийство о судьбе России// Евразийская идея и современность / Под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — С. 205-215; Пащенко В.Я. «Европа и человечество» — катехизис евразийства // Там же. — С. 72-92.
«Новыйинтеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня»2. Данный проект предполагает объединение России, Белоруссии и Казахстана в рамках Единого экономического пространства с последующим присоединением других стран (пока в их числе называются Киргизия и Таджикистан) и интеграцией государств на более высоком уровне в форме Евразийского союза. Вышеупомянутая публикация дала новый толчок общественной дискуссии об идее реинтеграции постсоветского пространства. Современный исследователь и один из идеологов неоевразийства А.Г. Дугин считает данный интеграционный проект полностью соответствующим евразийскому видению3, расценивая его как важный этап будущей стратегии страны.
В целом же, идея Евразийского союза нашла неоднозначный отклик в политических и интеллектуальных кругах. Оставляя за рамками данной работы политическую оценку событий, хотелось бы отметить, что в условиях современной востребованности евразийских идей всестороннее изучение и освещение трудов основоположников евразийского течения носит важный и актуальный характер.
Одним из идеологов евразийского движения был философ, правовед и государствовед Н.Н. Алексеев. В тесной связи с евразийской концепцией государственного устройства он разработал модель государства, которое впоследствии назвал «гарантийным государством».
Творческое наследие ученого многообразно и позволяет выделить несколько направлений его научных интересов. До знакомства с евразийским движением основной сферой деятельности Н.Н. Алексеева являлась философия права. Другое направление его мысли — попытки сформулировать общую теорию государства. Примкнув к евразийцам, ученый поставил своей задачей теоретическую разработку евразийской государственной доктрины. Он посвятил ряд работ правовому аспекту евразийского учения, заложив основы «евразийского права». Н.Н. Алексеев исследовал сущность и специфические стороны развития российской государственности и сформулировал социально-экономическую программу евразийства. Он рассматривал также культурную составляющую евразийской доктрины.
Пристальное внимание ученого к советской правовой и государственной политике, попытки найти и обосновать будущий путь российской государственности были темами его работ вплоть до 1939 года. Одним из последних трудов Н.Н. Алексеева является изданная в 1955 году в Нью-Йорке книга «Идея государства. Очерки по истории политической
Владимир Путин. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия [Электронный ресурс]. — 03.10. 2011. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.
Евразиец Дугин увидел в статье Путина о Евразийском союзе отражение своих идей: абсолютно правильно //
Газетяру [Электронный ресурс]. — 04.10.2011. — Режим доступа:
l/10/04/n_2037282.shtml, свободный. — Загл. с экрана.
мысли», представляющая собой исследование политической истории человечества и некоторым образом подводящая итог собственным государствоведческим исканиям ученого.
Ряд положений концепции «гарантийного государства» Н.Н. Алексеева уже нашел свое отражение в работах современных философов и политологов. Так, евразийские термины «ведущий отбор», «демотия» и «идеокрагия» получили дальнейшую разработку в трудах современных неоевразийцев. Концепция «идеократии» переосмысливается с точки зрения «третьего пути», с отсылкой к идее консервативной революции. «Демотия» рассматривается как форма демократической организации общества в соответствии с воззрениями французского философа, основателя движения «Новые правые» Алена де Бенуа. Он выделял три типа демократии — либеральную, эгалитарную и органическую, где последняя в основах своих совпадает с демотическим строем. Исследуя существо органической демократии в своей работе «Консервативная революция» (1994 год) А.Г. Дугин пишет, что «смысл «органической демократии» в том, что она в качестве основы социального устройства общества берет народ как особую единую качественную и органическую общность, укорененную в истории, имеющую свою собственную духовную, культурную, национальную и политическую традицию, которая и ложится в основание политического самопроявления народа, служит критерием принятия судьбоносных решений и принципом коллективного волеизъявления»4. Как раз такое представление о народе и лежит в основе евразийской парадигмы. Для установления демотического строя на огромной многонациональной территории России-Евразии необходимо решить не просто проблему организации населяющих ее народов, но объединения их на неких единых основах.
Проблема национального устройства рассматривается в работах современного исследователя и сторонника евразийства А.С. Панарина. Согласно Н.Н. Алексееву, только в евразийском наднациональном мире каждая культура имеет возможность сохранить свою самобытность и внести вклад в многообразие евразийского мира. Оформление подобного национального идеала Н.Н. Алексеев видел в виде федеративного строя. А.С. Панарин, пишет: «Перед лицом западного вызова России необходима идея евразийского федерализма: не государств —- государство должно быть единым, а гражданских обществ — регионов, сочетающих демократические принципы автономии и самодеятельности с цивилизационным принципом единого пространства (конституционно-правового, экономического, информационно-образовательного, научно-технического и тому подобное)»5. Он связывает процесс модернизации в Евразии с духовной интеграцией евразийских народов на основе
' Дугин А.Г. Консервативная революция. — М.: Арктогея, 1994. — С. 289.
5 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). — М: ЦОП
Института философии РАН, 1994. — С. 246-247.
особого цивилизационного «текста», «в котором евразийская общность выступает как общность судьбы, подтвержденная историей и географией нашего континента» . Он же поддерживает идею о России как об особом этнокультурном мире, являющемся частью евразийского пространства, предупреждая, что отлучение России от этого пространства приведет к деградации на экономическом, научном, образовательном и прочих уровнях .
Положительную оценку евразийского проекта дает И.Б. Орлова в книге «Евразийская цивилизация»: «кратко современную евразийскую идею можно сформулировать так: Благо совокупности народов, населяющих евразийский мир. Самобытное неподражательное развитие. Модернизация без вестернизации»8.
Актуальна и сама постановка вопроса об объединяющей национально-государственной идее. Так, И.А. Исаев, один из первых исследователей евразийства, критически подходя к евразийской государственной доктрине и оценивая евразийский проект как утопический9, признает необходимость наличия национальной идеи: «Если нация еще жива, значит, жива и ее идея. И наоборот: нация жива до тех пор, пока жива
ее национальная идея» .
Таким образом, в условиях современного глобализирующегося мира и процесса модернизации общественного и государственного развития взгляды Н.Н. Алексеева, посвященные путям усовершенствования механизмов управления государством, представляют особый интерес.
Специфика темы диссертации заключается в попытке рассмотреть возникновение и историческую эволюцию взглядов Н.Н. Алексеева на государство и особенности управления им как целостную философскую и социально-культурную концепцию.
Объектом исследования является система взглядов Н.Н. Алексеева на государство и особенности управления им.
Предметом исследования — социально-культурная концепция управления государством Н.Н. Алексеева.
Степень научной разработанности темы. Концепция государственного устройства и управления в учении Н.Н.Алексеева рассматривается в отечественной литературе
6 Там же, —С. 253.
7 Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. — М.: Эдиториал УРСС,
1998. —С. 108.
8 Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. — М.: Норма,
1998. —С. 108.
' См.: Политико-правовая утопия в России (конец ХГХ-нач. XX века) — М: Наука, 1991; Исаев И.А. Утописты или провидцы // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступт ст., коммент. И.А. Исаева. — М: Русская книга, 1992.
10 Исаев И.А. Россия в поисках национальной идеи [Электронный ресурс] // Русский мир. — Электрон, дан. — 2001. — № 5-6. — Режим доступа: , свободный, — Загл. с экрана.
преимущественно с двух сторон: в общем контексте изучения государственно-правой доктрины евразийства и в рамках исследований отечественной философии права.
Общий диапазон исследований по евразийской тематике достаточно широк и включает в себя комплекс монографических и диссертационных работ, статей, книг, учебных пособий современных отечественных и зарубежных исследователей. Однако наследие Н.Н. Алексеева было включено в сферу интересов исследователей не сразу. В советское время это бьшо связано с проблемами беспристрастного научного рассмотрения воззрений евразийцев и с трудностями публикации трудов ученых-эмигрантов. В предисловии к первому постперестроечному сборнику трудов Н.Н.Алексеева 1998 года А.Г. Дугин отмечает, что «имя Николая Николаевича Алексеева при перечислении ведущих евразийцев упоминается не всегда»11.
В советское время не было возможности объективного научного изучения евразийской концепции по партийным причинам, отсутствовали публикации евразийских работ. Издание трудов евразийцев началось в 90-е гг. XX в.12 с публикации отдельных работ ведущих евразийских авторов 13 в периодических изданиях. Первая отечественная републикация Н.Н. Алексеева произошла в антологии 1993 года — «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн», где была напечатана его статья «Евразийцы и государство» 14 . Затем работы Н.Н. Алексеева появились в антологии 1995 года «МирРоссии— Евразия»15. В 1999году вышла книга «Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг. Документы и материалы», в которой была опубликована статья Н.Н. Алексеева «О внешней политике СССР»16.
Первый сборник трудов Н.Н.Алексеева был издан в 1998 году в издательстве «Аграф» и ввел в современный научный оборот ряд до этого практически не освещенных работ ученого, включая один из его главных трудов «Теория государства: Теоретическое
11 Дугин А.Г. Теория евразийского государства/ЛАлексеев Н.Н. Русский народ и государство. — М.: Аграф,
1998. —С. 5.
12 См.: Вахитов Р. Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией — Библиотека
первоисточников евразийцев: 20-30-е годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
, свободный. — Загл. с экрана.
13 ТрубецхоЯ Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания. — 1990. — К» 2. —
С. 122-139. Там же. — № 3 — С. 114-134; Трубецкой Н.С. К украинской проблеме//Вестник МГУ. Серия
9 (Филология). —1990. — №4. — С.64-79; Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре //
Вестник МГУ. Серия 9 (Филология). — 1990 — К 5. — С. 60-80.
14 Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология
под ред. Новиковой Л.И., Сиземской И.Н. — М.: Наука, 1993. —С. 161-173.
" Алексеев Н.Н. Советский федерализм // Мир России — Евразия: Антология / Сост.: Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. — М.: Высш. шк., 1995 — C.1J4-176; Алексеев Н.Н. Записка // Там же. — С. 301-304. 16 Алексеев Н.Н. О внешней политике СССР // Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 г.г. Документы и материалы / Под ред. Проф. А.Ф.Киселева. — Неизвестные страницы русской истории [Электронный ресурс] — Электрон, дан.— М.: Гуманитарный издательский центр, 1999. — Режим доступа: , свободный — Загл. с экрана.
государствоведение, государственное устройство, государственный идеал» . Одно из достоинств данного издания заключается в том, что в нем охвачен достаточно длительный период творчества автора (с 1926 года по 1937). В него включены публикации, освещающие различные направления научной деятельности Н.Н. Алексеева. В 1999 году бьша переиздана работа 1924 года «Основы философии права»18, в 2001 — одна из последних работ ученого «Идея государства. Очерки по истории политической мысли» (1955)".
Ряд трудов Н.Н. Алексеева можно найти в электронном виде в Интернете. Российская государственная библиотека выложила в открытый доступ работы Н.Н. Алексеева до 1920 года — его магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук» (1911), работы по философии права и теории государства — «Введение в изучение права» (1918), курс лекций «Общее учение о праве», «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» 20 . В «Православной Библиотеке Одинцовского благочиния» 21 можно найти статьи Н.Н. Алексеева, публиковавшиеся в журналах «Путь» и «Новый град» — «Идея "Земного Града" в христианском вероучении» (1926), «Христианство и идея монархии» (1927), «Русский народ и государство» (1927), «Русское западничество» (1929), «Христианство и социализм» (1931), «Демонократия (О книгах Раушнинга)» (1939-1940), «О будущем государственном строе России» (1938), «О сопротивлении при помощи силы» (1939). В интернет-журнале о культуре русского зарубежья под заголовком «Согласие-Москва» опубликована статья ученого «Об идее философии и ее общественной миссии» (1934)22. Существует ряд интернет-проектов, полностью или частично посвященных евразийской
17 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. — М: Аграф, 1998. — 640 с.
18 Алексеев Н.Н. Основы философии права. — СПб.: Лань, 1999. — 256 с.
" Алексеев Н.Н. Идея государства. 2-е изд. — СПб.: Лань, 2001. — 368 с.
20 Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: Алексеев Н.Н. Науки общественные и
естественные в историческом взаимоотношении их методов: очерки по истории и методологии общественных
наук. — М.: Типография Императорского Московского Университета, 1912 — Режим доступа:
,
свободный — Загл. с экрана; Алексеев Н.Н. Введение в изучение права — М.: Издание Московской
Просветительной Комиссии, 1918. — Режим доступа:
, свободный. — Загл. с экрана; Алексеев Н.Н. Общее учение о праве: урс лекций, прочитанных в Таврическом ун-те в 1918/19 г. — Симферополь: Тип. Е. К. Брешко-Брешковской, 1919. — Режим доступа: , свободный — Загл. с экрана; Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. [Вып. 1]. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки — М.: Московское Научное Издательство, 1919. — Режим доступа:
, свободный-— Загл. с экрана.
21 Электронная библиотека Одинцовского благочиния [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
, свободный. — Загл. с экрана.
22 Алексеев Н.Н. Об идее философии и ее общественной миссии [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
, свободный. — Загл. с экрана.
тематике. На информационно-политическом портале «Евразия» выложены статьи Н.Н. Алексеева «Евразийцы и государство» (1927) и «Обязанность и право». В библиотеке «Некоммерческий проект: Евразийство и Евразия (материалы, мнения, критика...)»23, помимо ряда упомянутых выше трудов, можно найти работы Н.Н. Алексеева «Русский народ и государство» (1927), «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально экономической программы евразийства» (1928), «Духовные предпосылки Евразийской культуры» (1935). В электронной библиотеке сайта выложен в широкий доступ ряд евразийских первоисточников, среди которых присутствует работа Н.Н. Алексеева «Советский федерализм» (1927)2 .
Оценка научной деятельности Н.Н. Алексеева дана и его современниками. В двух номерах «Современных записок» в 1927 и 1937 году были опубликованы отклики М.В.Вишняка на работы Н.Н. Алексеева «На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)» (1927) и «Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину» (1936)25. В другом номере этого журнала была опубликована критическая рецензия Г.Д. Гурвича на книгу Н.Н. Алексеева «Основы философии права» (1924)26. С ним Н.Н. Алексеев полемизировал по поводу применения феноменологического метода в философии права. В журнале «Путь» был опубликован ответ Н.А. Бердяева «Познание и общение (Ответ Н. Алексееву)» 27 на статью Н.Н. Алексеева «Об идее философии и ее общественной миссии» .
В.В.Зеньковский в «Истории русской философии» упоминает Н.Н.Алексеева в основном как правоведа, оценивая в качестве его философских работ только магистерскую
29 п
диссертацию и книгу по метафизике «О последних вещах», оставшуюся в рукописи . В этом же качестве имя ученого присутствует в «Истории русской философии» И.О. Лосского в главе «Юристы-философы»30.
Взгляды Н.Н, Алексеева в контексте государственно-правовой евразийской доктрины рассматриваются с разных позиций целым рядом современных исследователей.
23 Библиотека евразийской литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана
24 Алексеев Н.Н. Советский федерализм [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
, свободный. — Загл. с экрана.
25 Вишняк М.В. Н.Н. Алексеев. На путях к будущей России // Современные записки. — Париж, 1927. — № 32.
— С. 487-492; Он же. Н. Алексеев: «Пути и судьбы марксизма» // Современные записки. — Париж, 1927. —
№ 32. — С. 487-492.
26 Гурвич Г.Д. [Рец. на кн.] Алексеев Н.Н. Основы философии права, Прага, 1924 // Современные записки. —
1924.— №21, — С. 397-399.
27 Бердяев Н.А. Познание и общение (Ответ Н. Алексееву) // Путь. — 1934. — № 44. — С. 44-49.
28 Алексеев Н.Н. Об идее философии и ее общественной миссии // Путь. — № 44. — С. 27-43.
29 Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2.4.2 — Л.: «Эго», 1991. — С.128
30 Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. [Электронный ресурс]. — Электрон, дан. —
М.: Советский писатель, 1991. — Режим доступа: , свободный. —
загл. с экрана.
И.А. Исаев оценивает евразийский проект преимущественно как утопический, акцентируя внимание на тоталитарности идеократической государственности31. С критических позиций подходит к исследованию евразийского учения культуролог В.А. Сендеров32. Он видит в евразийстве политизированное движение, расценивая исследования евразийцев как направленные преимущественно на обоснование идеологии, и выдвигает тезис о непонимании евразийством европейской сути России. Современный исследователь Н.А. Омельченко указывает, что до недавнего времени евразийство в принципе воспринималось, как правило, негативно в качестве антизападнической и изоляционистской доктрины . Однако сейчас существует и обратная тенденция — ряд исследователей, рассматривает евразийский проект с позиций попытки его актуализации в настоящее время. А.Г. Дугин, один из основоположников неоевразийства, использовал ряд идей классиков евразийства в области учения о государстве для разработки современной геополитической доктрины России 3 . Исследователь евразийства философ Г.И. Курган отмечает, что западническая линия развития российского государства исчерпала себя, и связывает будущее развитие страны с евразийской идеологией35. Во взглядах современного политолога А.С. Панарина получили дальнейшее развитие теоретико-методологические основы евразийского федерализма. Другой современный исследователь В.Я. Пащенко 37 ввел в научный оборот фундаментальный труд Н. Н. Алексеева «Пути и судьбы марксизма» и исследовал идеологические основы и социальную философию евразийства. Нужно отметить также посвященные евразийскому проекту работы Б.С. Ерасова и И.Б. Орловой38.
См.: Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство // Тоталитаризм как исторический феномен. — М.: Философское общество СССР, 1989. — С. 203-222; Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» // Проблемы правовой и политической идеологии. М: ВЮЗИ, 1989. — С. 6-36; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX века). — М.: Наука, 1991.— 272 с; Исаев И.А. Утописты или провидцы // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступит ст., коммент. И.А. Исаева — М.: Русская книга, 1992. — С. 3-26. 32 Сендеров В.А. Евразийство — миф XXI века? // Вопросы философии. — 2001. — № 5. — С. 47-55.
Омельченко Н.А. «Исход к Востоку»: евразийство и его критики // Евразийская идея и современность. — М.: РУДН.2002. —С. 10-29.
34 Дугин А.Г. Консервативная революция. — М.: Арктогея, 1994. — 343 с; Дугин А.Г. Основы геополитики.
Изд. 3-е. — М.: Арктогея-центр, 1999. — 928 с; Дугин А.Г. Проект «Евразия». — М.: Эксмо, Яуза, 2004. —
512 с.
35 Курган Г. И. Основы евразийства. — М.: Редакционно-издательская группа МГХПУ им. Строганова, 2007. —
С. 158-159.
36 Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. — М.: Эдиториал УРСС,
1998. — 352 с; Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы //
Вопросы философии. — 1994. — № 12. — С, 19-31.; Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между
атлантизмом и евразийством). М.: ЦОП Института философии РАНЛ995. — 262 с.
37 Пащенко В.Я. «Европа и человечество» — катехизис евразийства // Евразийская идея и современность /Под
ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. М.: Изд-во РУДН, 2002 г. — С. 72-92.; Пащенко В.Я.
Идеология евразийства. — М.: изд-во МГУ, 2000. — 448 с; Пащенко ВЛ. Социальная философия евразийства.
— М., Альфа-М, 2003. — 368 с.
38 Ерасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Полис. — 2001. — № 5. — С. 65-
74.; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. — М.:
Норма, 1998. —280 с.
Социокультурные, геополитические, государственно-правовые принципы евразийской доктрины рассматриваются в работах А.Т. Горяева, Г.В. Ждановой, Г.И. Кургана, Н.А. Омельченко, Л.В. Пономаревой 39 и др. Из зарубежных исследователей нельзя не упомянуть Л. Люкса и М. Ларюэль .
Существует также корпус научных статей, посвященных изучению различных аспектов евразийской государственности исследователями Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, Н.С. Семенкиным, СЮ. Ключниковым, Ю.М. Вороновым41 и др42.
Диссертационный уровень исследования евразийства представлен широким кругом работ, ряд которых посвящен анализу различных аспектов евразийской государственно-правовой доктрины. В связи с этим, в данных работах упоминается и учение Н.Н. Алексеева43. Кроме того, существует ряд диссертационных исследований, посвященных
и Горяев А.Т. Евразийство: "научный замысел" и практические реалии. — М.: РУДН; Элиста; Калм. ин-т соц.-экон. правовых исследований, 2001. — 159 с; Жданова Г.В. Будущее России в неоевразийстве // Формирование евразийского пространства: проблемы и перспективы. — М-лы Междунар. научно-практич. конф. (28 марта 2006 г.) — Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. — С.14-20.; Жданова Г.В. Евразийство. История и современность. —Калуга: ИД «Эйдос», 2004. — 118 с; Жданова Г.В. Перспективы евразийского проекта // Евразийская идея и современность /Под ред. Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова. М.: Изд-во РУДН, 2002. — С. 274-193.; Курган Г.И. Основы евразийства. — М.: Редакционно-издательская группа МГХПУ им. Строганова, 2007. — 166 с; Омельченко НА. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). — СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. — С. 139-177; Омельченко Н.А. «Исход к Востоку»: евразийство и его критики // Евразийская идея и современность. — М.: РУДН, 2002. — С. 10-29; Омельченко Н.А. Споры о евразийстве: Опыт исторической реконструкции // Полис. —1992. — №3. — С.156-163; Пономарева Л.В. Типология евразийства // Русская эмиграция в Европе в 30-е гг. XX в. — М., 1996.
40 Люкс Л. «Государство правды». Россия и Запад на пороге Нового времени /У Родина. — 1990. — № 7. — С.
11-21.; Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. — 1993. — № 6. — С. 105-114.; Люкс Л. Заметки о
«революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии.— 2003. — №7.
— С. 23-34.; Ларюэль Марлей. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. — М.:
Наталис, 2004. — 287 с.
41 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус // Философские науки — 1991. — № 12. — С. 103-108.;
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Политическая программа евразийцев, реальность или утопия? // Общественные
науки и современность, № 1. — 1992. — С. 104-109; Семенкин Н.С. Евразийская модель управления //
Актуальные проблемы управления — 2007. — М-лы международной научно-практической конф. Вып 6. — М.:
ГУУ, 2007. — С. 98-103.; Семенкин Н.С. Идеократическое государство русских евразийцев // Русская
философия: Многообразие в единстве: Материалы VII Рос. симпоз. историков рус. философии. — М.:
ЭкоПресс, 2001. — С. 183-186.; Семенкин Н.С. Концепция «правящего отбора» как политическая идея
евразийства // Этнополитический вестник. — 1994. — № 1. — С. 179-193; Ключников С. Русский узел
евразийства // Наш современник. — 1992. — № 3. — С. 174-180; Воронов Ю.М. Идеократия как идеальное
государство в творчестве евразийцев // Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции
— Иваново, 1997. —С.93-99.
42 См., например: Бочарова, З.С. Евразийская концепция идеократического государства // Личность, общество
и власть в истории России: системный компаративный анализ: Материалы третьей междунар. конф. — М„
1998. С. 292-297.; Галас М.Л. Идеократические государственные концепции постреволюционных течений
российской эмиграции // История государства и права. —2008. — № 14. — С. 16-18.; Гончаров Е.А. Евразийская идеократия // Теория и история. — 2005.— № 2. — С.169-175.; Назмутдинов Б.В. Воззрения классиков евразийства на право и государство // Российская юстиция.— 2010. — № 8. — С. 55-59.
43 См.. например: Ахматов А.В. Философия права евразийства. Историко-философский анализ. Дис. ...канд.
филос. наук. — М„ 2009. — 169 с; Белошапко А.В. Социокультурная концепция русского евразийства:
зарождение и эволюция доктрины. Дис. ...канд. филос. наук. — М., 2005. — 179 с; Бе По Сонг. Концепция
евразийства в России: Истоки и современность. Дис. ...канд. полит, наук. М., 1997. — 225 с; Данилов СИ.
Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние. Дис. ...канд. филос. наук. — М.,
1994.; Мартьянов А.В. Культурфилософские основания евразийства. Дис. ...канд, филос. наук.— Саранск, 2008.
непосредственно рассмотрению различных аспектов научного творчества Н.Н. Алексеева. Это диссертации И.В.Новожениной «Государственно-правовое учение Н.Н.Алексеева», А.В. Стукалова «Этика права Н.Н. Алексеева», И. Дефорж «Философия права Н.Н. Алексеева», И.В. Борщ «Философия права Н.Н. Алексеева», И.Н. Судоргиной «"Государство", "власть", "личность" в государственно-правовой концепции Н.Н. Алексеева», СП. Овчинниковой «Российская правовая государственность: евразийский проект Н.Н. Алексеева».
В последние годы опубликован целый ряд научных статей, посвященных исследованию различных аспектов государственно-правового учения Н.Н. Алексеева44.
Историографический обзор литературы показывает, таким образом, наличие значительного круга исследований, посвященных различным аспектам евразийской государственности. Охват темы достаточно широк, издано и переиздано сравнительно большое количество оригинальных евразийских текстов, наработан большой массив научных работ . За первые десять лет XX века был подготовлен ряд перечисленных выше специальных исследований, посвященных научному творчеству Н.Н.Алексеева. Эти исследования были ориентированы, в основном, на изучение философии права Н.Н. Алексеева и его государственно-правовых взглядов. Ряд исследователей рассматривает труды Н.Н. Алексеева в юридическом контексте, ограничиваясь анализом политико-правовых взглядов ученого в рамках философско-правовой традиции и проблем теории и истории государства и права. Существуют работы, направленные на комплексное исследование государственно-правовой доктрины Н.Н.Алексеева в соотнесении ее с мировоззренческими и ценностными установками философии права ученого. Однако в специальных философских и социально-культурных исследованиях учение Н.Н. Алексеева рассмотрено недостаточно подробно, тема диссертации в прямой постановке вопроса
— 164 с; Пишун К.В. Политическое учение евразийства. Опыт системной реконструкции и интерпретации. Дис. ...канд. полит, наук. — Владивосток, 1999. — 176 с; Син Бом Сик. Идеи «евразийства» и современный российский идейно-политический процесс. Дис. ...канд. полит, наук. — М., 1997. — 191 с; Самохин А.В. Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века. Дис.... канд. ист. наук. — М., 2004. — 229 с; Урханова Р. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века. Дис. ...канд. филос. наук. — М., 1992. — 215 с.
44 Гранкин СМ. Справедливость как основная аксиологическая категория в социально-правовых воззрениях
Н.Н. Алексеева // Философия права. —2007. — № 1. — С. 20-25.; Глушкова СИ. Правовой идеал Н.Н.
Алексеева [Электронный ресурс] // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. —
Электрон, дан. — 2001. — № 2-3. — Режим доступа: ,
свободный. — Загл. с экрана; Григорьев И. Право как ценность (из теоретического наследия Н.Н. Алексеева) //
Право и государство: теория и практика. — 2005. — Jfe 2. — С. 114-119.; Копеляи М.М. Понятие "гарантийного
государства" в политико-правовой теории Н.Н. Алексеева // Философия социальных коммуникаций. — 2006. —
№ 1. — С.53-56.; Фролова Л.С. Политический идеал Н.Н.Алексеева в контексте развития мировой
общественной мысли // Проблемы славянской культуры и цивилизации. — Уссурийск, 2003. — С. 21-23.
45 Тем не менее, значительная часть документов евразийского движения, множество трудов самих евразийцев,
включая работы Н.Н. Алексеева, находятся в рукописях, хранятся в российских и зарубежных архивах или не
переизданы.
неизучена. Настоящее исследование продиктовано желанием рассмотреть отдельно концепцию государственного устройства и управления Н.Н. Алексеева, сместив акценты с правовых воззрений ученого на социально-культурные аспекты его учения.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является социокультурный и философский анализ взглядов Н.Н.Алексеева на сущность, природу и особенности управления государством. В рамках достижения указанной цели в настоящем исследовании предполагается решить следующие задачи:
-
Определить социокультурные, мировоззренческие и методологические предпосылки взглядов Н.Н. Алексеева на государство и управление им.
-
Выявить оценку Н.Н. Алексеевым западноевропейских и отечественных концепций идеологического наполнения государственного устройства.
-
Раскрыть смысловое значение таких центральных понятий государственного учения Н.Н.Алексеева, как «гарантийное государство», «идеократия», «демотия», «идеократическая демотия», «эйдократия», «ведущий слой», «эйдократический отбор», «федерализм».
-
Выявить государственный идеал Н.Н. Алексеева и раскрыть его креативный потенциал в свете современных задач усовершенствования государственного устройства и управления в России.
-
Рационально реконструировать разработанную Н.Н.Алексеевым модель управления российским государством как целостную социально-культурную концепцию.
Исследовательская гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что анализ философско-мировоззренческих взглядов Н.Н.Алексеева на , государство и государственное управление позволяет выделить в его государственно-правовом учении социально-культурный аспект и реконструировать на этом основании целостную социокультурную концепцию управления российским государством, идеи и основания которой могут быть использованы при разработке будущей стратегии развития России с учетом геополитических, геоэкономических, национальных и культурных особенностей региона.
Источниковая база диссертации. Исследование проводилось на основе следующих источников:
изданных трудов Н.Н. Алексеева;
работ Н.Н. Алексеева, находящихся в фондах Государственного архива Российской Федерации, включая эпистолярное наследие ученого;
трудов классиков евразийства, программных документов евразийского движения, периодических изданий евразийского движения периода 1920-1930-х гг.;
критических и аналитических работ современников классических евразийцев;
работ отечественных и зарубежных современных авторов, посвященных исследованию евразийства и неоевразийства;
материалов конференций, семинаров и круглых столов, посвященных тематике евразийства.
Методология исследования. Методологическая основа диссертации заключается в решении поставленных задач и достижении цели исследования с помощью использования современных общенаучных и специальных научных методов. Теоретико-методологическая база исследования опирается на принципы философского, социально-культурного и культурно-исторического исследования. Помимо общефилософских методов (метода единства исторического и логического, метода восхождения от абстрактного к конкретному) были применены также специальные научные методы, такие как историко-биографический, позволяющий проследить формирование и развитие государственно-правовых взглядов Н.Н. Алексеева, сравнительно-исторический, дающий возможность соотнести концепцию Н.Н. Алексеева с взглядами других ученых и определить место Н.Н. Алексеева в евразийском учении, системно-аналитический, позволяющий рассмотреть учение Н.Н. Алексеева о государстве и государственном управлении как целостную систему. Для рассмотрения учения Н.Н.Алексеева о государстве и государственном управлении как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных категорий использован метод системного категориального анализа.
Научная новизна исследования. Государственно-правовое учение Н.Н.Алексеева рассмотрено в контексте социально-культурных, социально-философских, этических и исторических воззрений ученого. Впервые выделен социально-культурный аспект его государственно-правового учения и реконструирована на этой основе целостная социокультурная концепция управления российским государством.
Проанализирована модель совершенного государства Н.Н. Алексеева, предлагаемая ученым к реализации в российском пространстве, выявлены ее социально-культурные основы. Уточнена концепция «гарантийного государства», рассмотрена идея «идеократической демотии» во взаимосвязи с современными проблемами построения гражданского общества в России. Выявлены и рассмотрены предлагаемые Н.Н. Алексеевым меры по усовершенствованию государственного устройства России с точки зрения современных процессов общественного развития.
В работе использован ряд неопубликованных материалов из творческого наследия Н.Н. Алексеева, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Концепция «гарантийного государства» Н.Н. Алексеева включает в себя ряд общих для евразийства методологических предпосылок, базовых евразийских понятий в авторской интерпретации, а также принципиально новые элементы. В своем развитии она прошла ряд этапов, претерпевая различные изменения, при сохранении незыблемой социально-культурной основы.
-
Государственное устройство и управление на территории России в концепции Н.Н. Алексеева детерминировано социально-культурными, геополитическими и этнографическими особенностями евразийского пространства. Российское «гарантийное государство» должно представлять собой наднациональное целое на христианско-мессианских духовных основах с обязательным учетом самобытных интересов каждой национальности. Социальный идеал такого государства предполагает соучастие всех граждан в управлении государством, а культурный — творческий синтез в русской культуре западного и восточного мировоззрений.
-
Управление ходом развития государства, в соответствии с концепцией Н.Н. Алексеева, должно привести к построению «гарантийного государства». Исходной точкой в процессе управления государством является признание за государством положительной миссии и обязанности нести в себе начала нравственности, а базовой ценностью — нравственное самосовершенствование человека.
-
Главная задача «гарантийного государства» — обеспечить каждому гражданину право на духовное развитие. Для этого в механизме управления государством предусмотрены следующие виды гарантий: юридические, управленческие и нравственные. В сфере права — четкое определение прав и обязанностей на всех уровнях властвования с последующим закреплением этих прав и обязанностей в государственном законе. В сфере управления — разделение ролей бюрократического аппарата и ведущего слоя (элиты), введение начала технического руководства. Нравственные гарантии связьшались ученым с введением «эйдократического отбора» элиты.
-
Механизм «эйдократического отбора» элиты представлен Н.Н. Алексеевым как альтернатива партийному режиму в СССР, процедуре демократических выборов на Западе и предполагает отбор элиты по степени общности мировоззрения и готовности социального служения. Практический аспект механизма «эйдократического отбора» в концепции Н.Н. Алексеева не разработан, однако главный принцип этого отбора как идея о примате в государстве нравственных гарантий над законодательными представляется весьма актуальным.
6. Положения концепции «гарантийного государства» Н.Н. Алексеева находят отражение в исследованиях современных культурологов, философов, политологов и в условиях поиска путей репрезентации России в эпоху глобализации могут быть использованы при построении будущей стратегии управления российским государством, так как учитывают специфику национального менталитета, геополитического, этнографического, исторического и социально-культурного своеобразия страны.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования расширяют представление о творческом наследии Н.Н. Алексеева и дополняют учение о евразийской государственно-правовой доктрине.
Материалы диссертации были использованы в ходе поисковой научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Национально-государственная идея и общественный идеал России в эпоху глобализации» (Грант№ 16.740.11.0416).
По итогам диссертационного исследования создан первый, посвященный Н.Н. Алексееву сайт f. на котором в наиболее полном и обобщенном на сегодняшний день виде представлены биография и библиография ученого.
Материалы и выводы могут быть использованы: в преподавательской работе для чтения лекций и проведения семинарских занятий, отработки ряда тем по проблемам истории философии, геополитике, политологии, культурологии и т.д.; в будущих научных исследованиях.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения и выводы диссертации обсуждались на методологических семинарах по истории и философии науки для аспирантов, организованных кафедрой философии Государственного университета управления, и получили практическую апробацию в выступлениях автора на научньк конференциях:
24, 25 и 26-й Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов: Реформы в России и проблемы управления — 2009,2010 и 2011;
14-й и 16-й Всероссийских научно-практических конференций: Актуальные проблемы управления — 2009, 2011;
15-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы управления — модернизации и инновации в экономике — 2010.
Результаты диссертационного исследования были использованы в отчетах поисковой научно-исследовательской работы, вьшолняемой в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
по теме: «Национально-государственная идея и общественный идеал России в эпоху глобализации» (Грант № 16.740.11.0416).
Диссертация обсуждалась на кафедре философии и кафедре культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления и рекомендована к защите.
По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 4 п.л.
Структура диссертации. Диссертация построена в соответствии с целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.