Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала "Гартенлаубе" Фидарова Фатима Казантемировна

Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала
<
Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фидарова Фатима Казантемировна. Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала "Гартенлаубе" : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2006.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/77

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ 17

1.1. Характеристика литературы для семейного чтения в XIX в. и основные семейные ценности 17

1.2. Отличительные особенности литературы для семейного чтения и воспитание национального духа 32

Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НАЧАЛА XX в 46

2.1. Политика поддержки Первой мировой войны 46

2.2. Идеологизация культурных традиций и общественного сознания как средство выхода из послевоенного кризиса 79

2.3. Роль критики Версальского договора и пропаганды образа Муссолини для создания новой, национальной идеи 88

2.4. Идеи консерватизма и их влияние на изменение идеологической и культурной ситуации в годы Веймарской Республики 99

Глава 3. ПРОПАГАНДА ИДЕЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В НЕМЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 121

3.1. Расовая теория и теория «жизненного пространства» 121

3.2. Идея Третьего рейха и деятельность журнала «Гартенлаубе» 147

3.3. Понятие «народ» и его роль в реализации национальной идеологии 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

БИБЛИОГРАФИЯ 193

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный мир изобилует многообразием политических движений, среди которых продолжают существовать, казалось бы, развенчанные идеологаи, в том числе и национал-социализм. Совокупность проблем, связанных с возникновением и живучестью идей национал-социализма, обусловила настоятельную необходимость осмысления последствий подобного рода влияний на социокультурную ситуацию и перспективы социодинамики под воздействием инокультурных влияний. Усиление социокультурной дифференциации современного мирового социума и кризис идентичности возрождает опасность национал-социализма. В современной Германии существует также множество нерешенных проблем, связанных со сложным социоэкономическим положением (особенно это характерно для новых федеральных земель на территории бывшей ГДР). Молодежь этого региона, не нашедшая достойного места в объединенном государстве, старшее поколение немцев, оказавшееся в силу ряда причин не востребованным, - вот база для недовольства современной ситуацией и возможная опора для лидеров, стремящихся к возрождению идей национал-социализма. Националистические тенденции и сегодня время от времени демонстрируются (напр., в Австрии и во Франции в 2002 г.; победой неонацистской партии на выборах в ландтаг Саксонии 19 сентября 2004 г. и др.). Население Германии сегодня вновь недовольно медленным ходом решения экономических проблем, оно делает выбор в пользу партии с многообещающими лозунгами (подобными лозунгам Третьего рейха).

В наши дни идеологи национал-социализма, как и прежде,

делают ставку на молодежь. Неудовлетворенность молодежи

решением ее социальных проблем, бунтарство, при врїїи к гтданию r

11*0С. НАЦИОНАЛЬНАЯ

С.-Петербург

ОЭ 200&кт?^

Германии в XX в. более 500 новых молодежных организаций. Присущий молодежи патриотизм, очень ловко использован лидерами национал-социализма. В свое время Гитлер показал молодому немцу путь, как стать «героем», вдохновил его захватническими планами. Время показало, что некоторые положения этой идеологии остались в сознании старшего поколения. И в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности вполне могут использоваться как составляющие элементы новых политических течений, которые способствуют актуализации и внедрению в современное массовое сознание идей национал-социализма.

В мировой научной литературе, начиная с 70-х г. прошлого века, появляется значительное количество работ, связанных с научным и политическим анализом прихода к власти национал-социализма. Необходимо отметить, что несколько поколений людей и в нашей стране, и во многих западных странах полагали, что причиной прихода к власти национал-социалистов является прусский милитаризм, вильгельмовский империализм Германии. Однако в современной немецкой историографии наблюдается несколько иная тенденция. Причины национал-социализма его исследователи усматривают также в различных течениях «консервативной революции», а порой - и в психологических особенностях личности Гитлера. Вместе с тем очевидно, что чисто политический или исторический анализ не всегда позволяет выявить специфику умонастроения целого народа (и ответить на вопрос о том, что заставило миллионы немцев признать своим вождем Гитлера, следовать его идеям.

Культурологический анализ, обладающий целостностью и комплексностью подхода к рассматриваемому явлению, позволяет

выявить внутренние структуры социально-психологического и культурного состояния немецкого народа и проследить механизмы влияния идеологических концепций через составляющие культуры.

Можно полагать, что социально-психологическая ситуация в стране в определенной степени была обусловлена поражением Германии в Первой мировой войне, что породило в определенных слоях общества реваншистские стремления. Именно они явились питательной почвой, на которой стали вызревать и распространяться идеи национал-социализма, идеологи которого использовали не только все официальные каналы распространения своих идей, но и традиции немецкой бытовой, семейной культуры, в том числе большую популярность художественной литературы и журналов для семейного чтения.

Особую роль в распространении идей национал-социализма сыграл журнал для семейного чтения «Гартенлаубе», который считался чисто развлекательным, а обсуждение политической тематики как бы не входило в его задачи. Идея или мечта о Третьем рейхе представлялась обывателям как выражение тоски по прежней Германии - Второму рейху Бисмарка - сильному процветающему государству. Этот журнал целенаправленно и систематически стал подбирать произведения немецких авторов разных лет с целью пропагандировать и развивать идеи национал-социализма.

Учитывая то, что национал-социализм, имеет, как полагают историки и политологи, внеисторический и внефилософский характер, автор, не углубляясь в анализ основных идей национал-социализма как формы политической культуры, сосредоточил свое внимание на механизме внедрения комплекса националистических идей в культуру повседневной жизни немецкого обывателя через

популярные произведения художественной культуры и литературу для семейного чтения.

Выбор данной темы обусловлен необходимостью комплексного изучения социокультурного механизма внедрения национал-социализма в массовое сознание, который может воспроизводиться при определенных условиях и не только в рамках немецкой культуры.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена
живучестью идей национал-социализма, влиянием их на
социокультурную динамику, кризисностью личностной идентичности
и опасностью возрождения нацизма как мирового феномена.
Актуальность исследования определяется необходимостью

избавления культуры от внешних влияний разрушительного характера. Культура, являясь носителем (или выражением) смысла человеческого существования, должна обладать защитными механизмами.

Теоретическая значимость исследования определяется недостаточной теоретической и методологической разработанностью проблематики оснований и механизмов идеологизации культуры. Практическое значение исследования связано с противостоянием идеологизации культуры как стремления средствами самой культуры установить в ней жесткие регулятивы. Идеологизация ведет, как показал исторический опыт, к подавлению творческого начала и личной ответственности человека.

Объект исследования. Специфика немецкой национальной культуры, динамика ее развития и становления традиций.

Предмет исследования. Механизм идеологизации национальной культуры через использование традиций семейного чтения.

Цель исследования. Проследить идеологизацию культуры, рассмотреть процесс подчинения культуры определенным идеологическим концепциям, идеям и установкам на примере изменения характера публикаций журнала «Гартенлаубе», проанализировать их содержательную сторону как средство влияния на сознание людей через частную жизнь. Выявить основные составляющие националистической трансформации немецкой культуры.

Задачи исследования:

выявить характер трансформации немецкой культуры под влиянием националистических идей, теории «жизненного пространства» и Третьего рейха;

показать эволюцию идей национал-социализма на базе националистических (фёлькиш) мифов после поражения Германии в Первой мировой войне;

раскрыть содержательные тенденции, направленные на идеологизацию культуры, в деятельности авторов литературы для семейного чтения;

показать действие культурологического закона, выявленного Лотманом, состоящего в том, что деградация культуры разрушает ее естественное многообразие, репрессируя и отбраковывая любые отклонения от регламентированной нормы;

представить механизм преодоления националистических идей на основе теоретической научной методологии;

противопоставить идеологизации немецкой культуры синтез позитивных национальных идей и моделей; показать и актуализировать культурно-исторический потенциал немецкой народной культуры, обозначить перспективы ее развития.

Степень изученности проблемы

В основу исследования положены произведения современной культурологической классики, в которых анализируются проблемы социокультурных процессов XX века, категории „нация", „народ", „война" и др. В первую очередь - это труды О. Шпенглера, X. О.-И-Гассета, И. Хейзинги, М Вебера и др.1

Другую группу составили труды, посвященные анализу литературы для семейного чтения (среди них такие немецкие авторы как Е. Киршштайн,2 X. Группе,3 Г. Проэльс,4 Г. Квойдрак, 5 М. Циммерманн, 6 Ф. Шлаве,7 А. Эстерман8), а также исследования немецких литературоведов и критиков (К. Вондунг, Э. Келлер,10 В. Лангенбухер,11 У. Кетельзен,12 И. Вульф,13 Ю. Хиллесхейм,14 В. Бётингом,15 В. Цмегач,16 издательские статьи «Гартенлаубе»17).

Данная тематика рассматривалась в исследованиях зарубежных авторов по истории немецкой культуры и генезису массового сознания (М. Варнке,18 Г. Штейнхаузен,19 И. Шерр,20 В. Риль,21 Д.

Шпенглер О Закат Европы Очерки морфологии мировой истории Т. 1 М., 1992, Ортега -и-Гассет X Восстание масс В кн Дегуманизация искусства М, 1991; Хейзинга И Homo Ludens М, 1992, Вебер М Протестантская этика и дух капитализма. Избр. пр М ,1992

2 Kirschstern Е Die Familienzeitschnft Scharlottenburg, 1937

3 Gruppe H Volk zwischen Polmk und Jdylle in der «Gartenlaube» 1853-1914 Mflnchen, 1975

4 Proelss H Zur Geschichte der "Gartenlaube". Berlin, 1902.

5 Cwojdrak G Die Gartenlaube. Berlin, 1982.

6 Zimmermann M Die Gartenlaube als Dokument lhrer Zeit MUnchen, 1963
'SchlaweF Literaroche Zeitscbnften 1885 -1910 Stuttgart, 1961.
8EstermannA Die deutschen Literatur-Zeitschnften 1850-1880 Munchen, 1988
'VondungK VSlkisch rationale und nattonalsoziaustische Lrteraturteone Mflnchen, 1973
10 Keller E Nationahsmus und Literatur Bern und Mflnchen, 1970

" Langenbucher W. Der aktuelle Unterhaltungsroman. Bonn, 1964

12 Ketelsen U Velkisch rationale und nationalsoziahstische Literatur in Deutschland 1890 -1945.
Stuttgart, 1976

13 Wulf J I iteratur und Dichtung im Dritten Reich Erne Dokumentation. Mohn, 1963

14 Hillesheim J, Michael E Lexikon nationalsoziahstischer Dichter Wurzburg, 1993

15 Beutrn W, Ehlert К Deutsche Literaturgeschichte Stuttgar, 1992

16 Zmegac V Geschichte der deutschen Literatur vom 18 Jahrhundert bis zur Gegenwart Band 2
Regensburg, 1980.

17 rrankel A Ernst Keil Ein Lebens und Qiarakterbild. Die "Gartenlaube", 1878

18 In Habermas J Stichworte zur geistigen Situation der Zeit Frankfurt, 1976
" Steinhausen G. Geschichte der deutschen Kultur Bd 1-2 Leipzig, 1936
MScherrJ Deutsche Kultur und Sittengeschichte Leipzig, 1879

2lRielW Die bflrgerliche Gesellschaft Frankfurt, 1976 Rie! W Die Famine Stuttgart, 1861

Вольф1). Наконец исследования по новейшей истории Германии, истории Веймарской республики и культуры (К. Брахер,2 Г. Крейг,3 X. Штеффан,4 М. Кох-Хиллебрехт,5 Д. Моссе,6 Е.Г. Языков, 7 Ю. Лутцхофт). Ученые и писатели занимались деидеологизацией культуры в теоретическом плане; эти вопросы интересовали деятелей культуры и писателей нашей страны - А. Солженицына, А. Сахарова и др.

Научная новизна исследования:

Впервые предметом научного исследования истоков националистических идей в немецком массовом сознании стал механизм семейного чтения, его специфика именно для немецкой культурной традиции. Анализ привлеченных к исследованию источников журнала «Гартенлаубе» с 1853 по 1944гг. позволил сделать важнейшие выводы об особой культурно-политической миссии литературы для семейного чтения, показана эволюция идей национал - социализма накануне нацизма, ставших основой культуры.

Впервые в отечественной культурологии:

раскрыт генезис националистических, «фёлькиш» идей и их влияние на культурное развитие немецкого народа;

раскрыт механизм внедрения нацистской идеологии в немецкую культуру на примере анализа литературы для семейного чтения;

доказана деградирующая роль нацистской идеологизации для немецкой культуры;

' Wolf D Karl Gutzkow und seme Zeit Bern, 1968

2 Bracher J Die Auflosung der Weimarer Repubhk. Stuttgart, 1957

' Крейг Г Немцы M., Ладомнр, 1999

4 Steffahn H. Hitler Reinbek bei Hamburg, 1983

5 Кох -Хиллебрехт M Гитлер Психограмма диктатора Мн, Попурри, 2003

6 Моссе Д Нацизм и культура М , Центрполиграф, 2003

7 Языков Е.Г Лекционный курс М, МГ У, 2001

8 Lutzhoft Н Der nordische Gedanke ш Deutschland 1920 -1940 Stuttgart, 1971

выявлены закономерности эволюции националистических идей в молодежном движении Германии;

выявлены опасности перерастания в массовом сознании националистических идей в идеологию тоталитаризма.

Методологические основы исследования

Многоаспектное осмысление целостного механизма семейного чтения и его влияния на немецкую культуру накануне Второй мировой войны; выделение его традиционных оснований, принципов исторической эволюции в культурогенезе и проявление в локальной культуре немецкого народа стало возможным благодаря методологии системно-культурологического анализа, принципам историзма и конкретного социологизма. Исследование опирается на совокупность сравнительно-исторического, историко-типологического подходов, методы моделирования и культурного реконструирования, являющихся первостепенными для теоретических обобщений и анализа процессов социокультурной динамики.

Методологическим основанием к выделению ценностных моделей массового сознания и массовой культуры явились труды ученых культурологов: X. Ортеги-И-Гассета (модель „человека-массы"), М. Вебера (идеи поляризации массового сознания и „луха капитализма"), О. Шпенглера (критика идеологии войны как постоянной спутницы человеческой истории); И. Хейзинги (идея опасности утраты игрового аспекта национальной культуры и возрождения варварства и хаоса) и т. п. Идеи классиков современной культурологической науки позволили сделать анализ системным и многоплановым.

Для разработки генетического принципа анализа своеобразным методологическим ключом послужили работы («Национализм и литература» Э. Келлера, «Литература и поэзия в Третьем рейхе» И.

Вульфа, «Лексикон национал-социалистических писателей» Ю. Хиллесхейма). Эти и другие аналогичные исследования, способствовали формированию принципов конкретного историзма, целостного подхода к исследованию индивидуально-личностной и общественной жизни.

В данном исследовании был использован компаративный и кросскультурный метод, необходимый для выявления всей сложности отношений нацистов к интеллектуалам, сближения Германии и Италии после Первой мировой войны, изменивпше культурный и социальный облик обеих стран («Немцы» Г. Крейга, «Гитлер» X. Штеффана, «Национал-социалистическая диктатура» под ред. К. Брахера).

Практическая значимость работы. Материалы диссертации представляют интерес для культурологов, политологов, литературоведов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе по истории культуры XX века, изучению процессов идеологизации и деидеологизации национальной культуры (напр., семейного чтения), по проблемам критики расовой теории, а также эволюции немецкой культуры в переломные эпохи; политической (националистической) литературы после Первой мировой войны. Материалы исследования послужат основой для дальнейшего изучения механизма идеологизации массового сознания, психологии и культуры, а также могут быть использованы в педагогической деятельности для разработки спецкурсов по истории немецкой культуры XX в.

Основные положения, выносимые на защиту:

- литература для семейного чтения в немецкой культурной традиции была использована как механизм идеологизации массового

сознания немецкого народа в пер. половине XX в. - после Первой и накануне Второй мировой войны;

расовая теория, игравшая на начальном этапе роль общеевропейской концепции, повлияла на культурное развитие немецкого общества;

для идеологизации немецкой культуры была использована традиция «фёлькиш литература», которая в немецком обществе после 1933 г. была доведена национал-социалистами до уровня государственной литературы.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на VII и VIII Международных ежегодных научных конференциях «Россия и Запад: диалог культур» (МГУ, ФИЯ Центр по изучению взаимодействия культур, 2000 и 2001, Университетских чтениях (ИППК МГУ), а также на Ломоносовских чтениях (2003, 2004, 2005 гг. МГУ), на отделениях и факультетах МГУ, РГИ культуры МГУ.

class1 ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ class1

Характеристика литературы для семейного чтения в XIX в. и основные семейные ценности

Известно, что в качестве основных ценностей немецкой культуры с точки зрения и католической церкви, и государства, и общественного сознания были признаны нравственно-семейные ценности, факторы „улучшения" семейно-бытовых отношений. При этом основная роль отводилась и отводится женщине.

Однако хорошо и правильно воспитывать детей могла только образованная женщина, поэтому новая традиция „воспитания женщины" была ориентирована на эту цель. Особую семейную ценность в XIX в. приобретает образование. Стремление молодежи получить образование росло, а многие авторы видели свою задачу в том, чтобы способствовать укреплению основной семейной ценности -воспитанию детей в семье, в браке. Литература для семейного чтения должна была удовлетворить огромную тягу молодого поколения к знаниям, повышать культурный уровень женщины как главного воспитателя в семье, поскольку отец семейства работал. Чтение литературы всей семьей с мамой стало культурной традицией немецкого общества.

Уже в конце XVIII в. в Германии чувствуется сильное возрастание интереса к чтению, и оно становится главной темой современных исследований. Выходят даже научные труды, посвященные феномену «Vielleserei»1 (нем. „читать много"), а в целом можно было говорить о «Lesesucht» (нем. „страсть к чтению").

«Никогда так много не писали и не читали и если раньше и в высших классах были лишь некоторые дамы, которые знали что-либо печатное, кроме своего молитвенника или домашнего календаря, то сейчас чтение также и среди средних классов и даже среди тех, кто никогда почти не учился, стало всеобще потребностью, а по сравнению с женщинами, которые 50 лет назад читали лишь одну современную напечатанную книгу, сейчас сотни, которые читают все, что попадает под руку и обещает некоторое Unterhaltung (нем. „развлечение" )» , - к такому заключению пришел Кристиан Виланд.

Изменение духовной ситуации в обществе привносит также новый элемент в жилые помещения и формируется особая категория -„Couchecke" (т. е. нем. „уголок" -диван, два кресла и стол). «Уголок» становится не только местом для отдыха, но и частью дома, где можно уединиться и читать, он придает совершенно новый смысл жилой комнате.

Как отмечает известный философ Мартин Варнке, некоторые писатели и философы уже в XVIII в. просто требовали, чтобы в доме был уголок, а «софа была создана для салона эпохи Просвещения как коммуникативная мебель» .

С эпохой Просвещения возникает множество журналов двух видов: для ученых и для семьи. Задачей именно вторых являлось пробуждение интереса к чтению и развлечение. «Бюргер, - пишет Вильгельм Риль, - как самый главный общественный фактор времени требовал просвещения», так как он уже с XVIII в. был приверженцем основного принципа: знание - сила.

В эпоху романтики, отмечает Ева Киршштайн, эта тенденция учитывалась издательствами и журналистами, а к чисто развлекательному элементу добавилось поучительное, что, наконец, привело к созданию семейного журнала. Однако было ясно, что все прогрессивные тенденции 30-х годов XIX в. давно наложили свой отпечаток на журналы для семьи, и они, разумеется, содействовали народному образованию.

Укрепление буржуазной семьи было важно еще и потому, что в эпоху, еще не знакомую с кинематографом, радио и телевидением, когда до многих населенных районов и городов невозможно было добраться из-за отсутствия дорог, явно ощущалось, «что чувство быть коллективом, семьей утрачено»1.

Новый подход и отношение к семье и ее проблемам требовали от государства и общества определенных мероприятий, чтобы поднять авторитет семьи, ибо только здоровый климат в семье, ее благополучие могут способствовать в свою очередь расцвету и стабильности государства.

Что читает семья в эпоху, как указывалось выше, без телевизора, кинематографа и радио и когда путешествия за границу еще не в моде, что может ее объединить - вопросы, которые волновали многих прогрессивных журналистов. В такой период «особая забота о родственных чувствах отныне выпала на долю журнала для семейного чтения»2.

Обстановка осложнялась еще и тем, что вместе с поражением революции 1848 г. в Германии буржуазия и средний класс потеряли надежду на приобретение политической власти, подобно той, что была получена французами в 1832 г. Спустя почти 83 г. журнал «Гартенлаубе» писал: «Весной 1848 г., казалось, пробил час, который должен был сделать нас нацией во французском смысле и затем также оздоровить и объединить в едином национальном государстве политически, но попытка национального собрания во Франкфурте не удалась». И далее журнал с горечью отмечал, что «разочарование тем не менее только сильнее вогнало в наши высшие слои общества убеждения, ибо они требовали того, что и мы должны себе дать западноевропейскую структуру, структуру, которую французы у себя уже ввели и уже как раз проводила Италия».4

Политика поддержки Первой мировой войны

Вопрос об идеологической направленности журнала «Гартенлаубе» имеет важное и принципиальное значение, поскольку он в своей программе указывал: «... мы далеки от любых идеологических дискуссий».1

В программе «Гартенлаубе» действительно нет ни слова о идеологической поддержке какой-либо партии. Необходимо отметить, что немецкая буржуазия, так желавшая политического признания, после подавления революции 1848 г. потерпела неудачу, так как она не могла оказывать политическое влияние.

Ханс Группе отмечает в своем исследовании «Народ между политикой и идиллией в „Гартенлаубе"», что после наступления реакции в 1853 г. в Лейпциге начал выходить новый журнал для семейного чтения «Гартенлаубе», который «под нажимом цензуры этих лет свои намерения называл исключительно неполитическими».2

Попытка, исследовать наличие идей национал-социализма в журнале для семейного чтения «Гартенлаубе» в отрыве от истории этого журнала, невозможна, поскольку она отражает культурно-политическую ситуацию с точки зрения либерального движения и национал-социалистической идеологии. Необходимо было также указать исторические рамки, которые включают в себя как общую политическую историю начала XX в., так и период перед Первой мировой войной и после нее. Для сравнительного анализа были использованы также материалы после 1933 г. Поскольку обработанный и анализируемый период времени для второй и третьей главы данной работы охватывает 30 лет, то было естественно, разделить его на два отрезка и затем внутри провести сравнительный анализ. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что для анализа первой главы работы знакомство с материалами и историей «Гартенлаубе» с 1853-1914 г. важно.

Общая характеристика и тенденции «Гартенлаубе» с 1853 до 1914 г., рассмотрены в работе немецкого литературоведа и культуролога X. Группе. В этот период журнал выступает с либерально-демократических позиций, активно поддерживая образование империи в 1871г.

После образования империи в период с 1871-1880г. можно говорить о некоторой переориентации программы «Гартенлаубе», что связано с наступившей реакцией и кризисом буржуазных ценностей. «Гартенлаубе» во время культуркампфа, который начался из-за провозглашенной в 1870 г. папой Пием 9 догмы о непогрешимости, вел активную борьбу с папством и католической церковью и тем самым поддерживал Бисмарка. Эта тенденция поддержки курса правительства четко прослеживается и еще более усиливается после 1880 г.

После окончания культуркампфа в 1880 г. общественно-политические интересы «Гартенлаубе» смещаются на другие темы и сосредоточиваются при этом на противостоянии с набирающим силу национально-демократическим движением. Непрочный уже в это время буржуазный кодекс ценностей вселяет все больше неуверенности, и это заметно в стремлении буржуазии объединить «буржуазные добродетели» с «образом жизни» аристократического мира. Таким образом, если к этим историческим рамкам, обозначенным Группе, добавить рассматриваемые в данной работе рамки с 1912 до 1933 г., то можно дальше проследить изменения в программе журнала. Уже с 1913 г. можно указать на механизм сильной идеологизации журнала и обоснование необходимости войны. С 1912-1914 г. «Гартенлаубе» полностью переориентировал свою программу на нестабильную и тревожную обстановку из-за возрастающих колониальных и экономических противоречий и интересов между мировыми державами.

С 1913 г. «Гартенлаубе» начал активную подготовку народа к предстоящей войне, все содержание и пафос статей, их форма и методы убеждения сводились к тому, что будущая война необходима, ибо «нордическая раса», а немцы относятся к ней, создана «воевать». В этом контексте статей и сообщений «Гартенлаубе» происходило тесное переплетение понятий «народ» и «нация».

Войну 1914 г. «Гартенлаубе» оценивает как «защиту своей собственной жизни», в то время как весь остальной мир «ополчился против немцев». Однако у «голубоглазого, светловолосого германца» есть все шансы победить. Когда западные державы не согласились на мирные предложения немцев, то «Гартенлаубе» поддержал «минную подводную войну», назвав ее оправданной и вынужденной мерой.

Расовая теория и теория «жизненного пространства»

Стало привычным считать, что расовая теория - это исключительно теория, придуманная национал-социалистами, но это не так, ибо расовая теория существовала уже в 19 в. Расовая теория появилась во Франции, где уже в 1853 -1855 г.г. вышла книга французского графа и поэта, дипломата и социолога Гобино «Размышления о неравенстве человеческих рас». Гобино ввел в обращение понятие нордической расы, которая отличается своим высоким ростом, светлыми волосами и голубыми глазами. К нордической расе Гобино причислил англичан, скандинавов и северных немцев.

По утверждению Гобино, избранной, по отношению к черной и желтой расе, является белая - арийская раса. Наиболее ценной и благородной частью последней он считал белокурую и голубоглазую германскую расу. Культура развивается по мере того, как белая раса устанавливает своё господство над низшими расами. Однако Гобино утверждал, что арийцы, подчинив себе низшие расы, сами смешиваются с ними, а «нечистота крови» ведёт к гибели культуры и человечества.

В 1878 г. вышла книга Жоржа Ляпужа «Арийцы и их значение для социальной жизни». Для Ляпужа двигателем цивилизации, науки и искусства были также арийцы.

В Англии расовая теория получила название «евгеника» (от греческого слова «хороший от рождения»), и ее автор - Ф. Гэлтон - в книге «Наследственность, талант и характер» (1865) напрямую связывал психологические свойства людей с их физическими данными. По мнению Гэлтона, одаренность и талант являются наследственными.

Суждения Гобино о том, что славяне являются самой выработавшейся и исчерпавшей себя нацией, дополнялись мнениями других теоретиков в отношении семитов как физически дегенерирующих и духовно исчерпавших себя.

Эти взгляды начинают быстро распространяться в Европе, их обсуждают, и они уже находят благодатную почву среди политиков и известных людей. Некоторые из них начали умело использовать негативное отношение к «неарийским народам», и это во многом соответствовало общему настроению масс, и подобные воззрения стали приобретать популярность.

Бургомистр Вены (1897-1910) Карл Люэгер запомнился всем своими радикальными высказываниями в отношении евреев: «Это все равно, вешать ли их или обезглавливать».1 Но несмотря на такую расовую ненависть, Люэгер был избран на второй срок бургомистром и император одобрил его.

Еще радикальнее проявил себя один из руководителей национальной партии Австрии Георг Риттер фон Шёнерер, которого мучил постоянный страх расового засилья иностранцев, включая славян. Объединив вместе свой национализм и расовый фанатизм, он пришёл к решению о выдворении не немецкого населения из Австрии. И как справедливо замечает X. Стеффан, «Шёнерер своими ядовитыми высказываниями заразил и без того нетерпимую южно - европейскую семью народов».2

В 1897г. в Базеле состоялся первый антисионистский конгресс, и он проходил в таком же духе нетерпимости и антисемитизма. Очень примечательно, что делегат из Вены во время выступления на этом конгрессе подчёркивал: «Антисемитизм моей страны в настоящий момент является общим состоянием всех наций Австрии...и в качестве эффективного средства предлагается: не покупайте ничего у евреев. Этот призыв Вены уже охватил всю Австрию».3

Похожие диссертации на Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. : На примере журнала "Гартенлаубе"