Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние Головин, Юрий Алексеевич

Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние
<
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головин, Юрий Алексеевич. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Головин Юрий Алексеевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 327 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-24/9

Введение к работе

Актуальность исследования. Осмысление сущности и специфики российского литературно-художественного журнала как уникального, единственного в своем роде культурного явления, в рамках теории культуры представляется важным в связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры, глобализации и мирового кризиса вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. События последнего времени подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В результате, в частности, резко снизилось воздействие литературно-художественных журналов на формирование общественного сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его становление в мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала личности. Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества.

Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как инструмента осуществления государственной культурной политики, межпоколенной трансляции социального опыта, механизма, способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности, достигнутого в свое время уровня эффективного функционирования литературно-художественных журналов - и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе. Современные тенденции в глобальной экономике и политике напрямую повлияли на функционирование литературно-художественных журналов. Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям, свидетельствующим о появлении у современного общества новых качеств. К примеру, изменения характера способов общения, стимулированные цифровой революцией, способствовали усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, прежде всего в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней, привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих, идентичностей и новых статусов. Всё это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где толстый русский журнал и сегодня продолжает быть центром межкультурного общения людей, охранителем единого культурного пространства и национальных традиций (ростовский «Дон», краснодарская «Кубань», крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование литературно-художественных журналов как средства воздействия на массовое сознание и формирование общественного мнения, на индивидуальную позитивную мотивацию, на явления современной жизни в условиях социализации личности может представлять не только теоретический, но и практический интерес. Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание их роли в формировании единого культурного пространства постсоветской России особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

Выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории представляется важным в современных культурных условиях. С одной стороны, толстые литературные журналы ныне являются культурными институтами, объединяющими российскую интеллигенцию, тем самым определяя её роль в культурной политике, в создании положительного имиджа государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России, вырабатывает систему взаимоотношений между правящей элитой и народом, т.е. осуществляет процесс социокультурной регуляции. Многообразие и совокупность мнений российской интеллигенции (от крайнего славянофильства до либеральных устремлений), их борьба, компромиссы, в конечном итоге, выражают и все оттенки идеологии российского общества. Это позволяет на уровне литературно-художественных журналов, на уровне литературной и общественно-политической борьбы определять направление устремлений передовых умов России, органам власти соответственно их корректировать путем создания редакций соответствующих идейных направлений, их государственного финансирования, а также поддержки определенных творческих коллективов. Актуальными представляются идеи формирования единого культурного пространства России, идеи необходимости функционального, структурного, организационного, технологического, творческого обновления современных СМИ, пересмотра сложившихся представлений в этой области в соответствии с новыми реалиями современного общества.

Очевидно, существует потребность в системном культурологическом исследовании феномена российских литературно-художественных журналов, анализе их сущности и специфики функционирования в условиях реформирования российского общества. Необходимо отметить, что российские литературно-художественные журналы также выполняют культуросохраняющую функцию, сберегая жанровое разнообразие современной литературы.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом – ярко выраженная тенденция к интеграции. В развитии наук она прослеживается в возникновении новых синтетических дисциплин (один из ярких примеров – появление культурологии). Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как российский литературно-художественный журнал. Исследование данной проблемы решается на стыке теории и истории культуры, социологии, теории журналистики, литературоведения, литературной критики; бытие литературно-художественных журналов рассматривается в контексте общего бытия культуры и культурной политики государства.

Таким образом, актуальность исследования с точки зрения прибавления научного знания заключается в том, что оно выявляет и структурирует роль российских литературно-художественных журналов и их диалектическое взаимодействие с органами государственной власти, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики. Социальная значимость определяется тем, что решение этих задач детерминировано проблемой межпоколенной трансляции социального опыта, а также социокультурного воспроизводства общества в следующих поколениях.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на исследовательскую важность и практическую значимость темы, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной культурфилософской науке специально не предпринималось. Работ, комплексно исследующих проблемы литературно-художественных журналов, немного. Научные публикации касаются лишь некоторых сторон, причём авторы их обычно рассматривают феномен литературно-художественных журналов либо с точки зрения теории журналистики, либо с позиции литературоведения. Поэтому вопрос о сущности литературно-художественных журналов как специфического социального института культуры и его роли в реализации культурной политики остается открытым.

Важную роль в теоретико-методологическом обосновании исследования феномена литературно-художественных журналов сыграли труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования. Значительное место при этом заняло осмысление научных трудов Р.Г. Абдулатипова, С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, В.Г. Афанасьева, М.Н. Афасижева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Гречаник, А.В. Гулыги, Г.Г. Дадамяна, Н.С. Злобина, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.С. Клейна, Л.Н. Когана, И.К. Кучмаевой, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, Б.С. Мейлаха, А.А. Оганова, Э.А. Орловой, А. А. Пелипенко, Я.В. Ратнера, Э.В. Соколова, Л.Н. Столовича, А.Я. Флиера, П. Флоренского, С.Л. Франка, Н.З. Чавчавадзе, Н.Г. Чернышевского, М.М. Шибаевой и др. В них даны теоретико-методологические предпосылки анализа культурных процессов, обоснован системный подход к изучению культуры, рассмотрена проблема культурогенеза.

Мы также опирались на многие плодотворные идеи таких выдающихся западных ученых и мыслителей, как Е.В. Адорно, Р. Ингартен, Ж. Бодрийяр, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, К.Маркс, Д.Мердок, Р.Мертон, А. Моль, Э. Тайлор, А. Тойнби, М. Фуко, О.Шпенглер.

Многочисленным аспектам социальной регуляции средствами культуры, в частности генезису и диалектике социокультурных систем, были посвящены труды таких ученых и мыслителей, как В.П. Алексеев, Ф. Бродель, П. Бергер, М. Вебер, Э.Дюркгейм, Н. Луман, Э.С. Маркарян, М.Б. Мейлах, В.Н. Никифоров, А.Оппенхейм, М. Оссовская, Т. Парсонс, Б.А. Рыбаков, И.С. Свенцицкая, П.А. Сорокин, А.Я. Флиер, Ю. Хабермас, В.М. Чижиков и др.

Среди исследователей, работавших над проблемой формирования мировоззрения личности, выделим В.А. Асмуса, А.А. Аронова, А.С. Богомолова, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, А.Я. Зися, В.М. Кириллина, Ю.В. Китова, Л. Кольберга, И.В. Малыгину, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М. Мид, Ж. Пиаже, Е.А. Покровского, В.А. Ремизова, А.В. Сикорского, А.Тойнби, М.Херсковица, Э. Эриксона и др. Самым разнообразным аспектам зарождения и функционирования иррациональных форм сознания посвящены труды В.В. Бибихина, Л.Н. Воеводиной, Э. Кассирера, Ф. Ницше, Э.Тайлора, А. Тойнби, В.Н. Топорова, А.Шопенгауэра, К. Ясперса и др.

Кроме того, при анализе диалектического и многоаспектного характера взаимоотношений литературно-художественных журналов и его аудитории особую значимость имели философские взгляды Аристотеля, Н.А. Бердяева, Г.-Г. Гадамера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Лейбница, Лессинга, А.Ф. Лосева, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Платона, О. Ранка, Ж.-П.Сартра, В.С.Соловьева, У.Эко, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги, Ф.Шиллера, О.Шпенглера.

Осмыслению бытия культуры в форме художественных образов посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Ю.Б.Борева, Г. Вёльфлина, Л.С. Выготского, Г.-Г. Гадамера, А.Я. Зися, Вяч. Вс. Иванова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, А.Л. Казина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Б.С. Мейлаха, А. Моля, В.В. Розанова, Вл.С. Соловьева, Т.Н.Суминовой, Д.Н. Узнадзе, Ю. Фохт-Бабушкина, З.Фрейда, В.В. Чижикова, У. Эко и др.

Вопросы современной теории массовой культуры, соотношения элитарной и массовой культуры и особенности их функционирования в современном российском обществе отражены в трудах Д. Белла, Н.А. Бердяева, Ж. Бодрийяра, Г.С. Кнабе, А.В. Костиной, А.В. Кукаркина, М.Маклюэна, А. Моля, Э.А. Орловой, А.А. Пелипенко, Е.Г. Соколова, Н.Н. Суворова, А. Тоффлера, А.Я. Флиера и др.

В комплексном исследовании литературно-художественных журналов, их типологии отправной точкой следует считать, прежде всего, публикации А.Г. Бочарова «Основные принципы типологии современных советских журналов» (1973) и «Типология журналов переходного периода» (1996), в которых он исследует этот сектор средств массовой информации во времени, уделяя особое внимание, так называемому, переходному периоду, во время которого собственно и сформировалось сегодняшнее представление о журнальной периодике и, в частности, о месте литературно-художественных журналов в культурном пространстве России.

В отечественной теории журналистики накоплен достаточно большой материал, раскрывающий общие аспекты появления и функционирования журнальной периодики, в том числе, литературно-художественных журналов, выделены основные типологические признаки этого сегмента СМИ, определены пути и направления его дальнейшего развития (Е.Л. Вартанова, Г.С. Вычуб, Я.Н. Засурский, Е.Ю. Коломийцева, Е.И. Пронин, Е.П. Прохоров, Э.А. Лазаревич, М.М. Лукина, И.П. Магай, А.Г. Менделеев, Л.Л. Реснянская, Л.Г. Свитич, А.А. Тертычный, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин и др.) Во многих работах достаточно глубоко исследованы конкретные издания и группы изданий, особенно плодотворной следует признать Всероссийскую научно-практическую конференцию 2003 года, по итогам которой издан отдельный сборник «Журналы России» (под редакцией М.И. Шостак). Однако исследования в области журнальной периодики, может быть, за исключением работ А.Г. Бочарова, Т.Ф. Дедковой, Б. Дубина, Л. Калашниковой, М.Л. Князевой, Е.Ю. Скарлыгиной, М.И. Шостак, носят все-таки общий характер, фрагментарно относящийся непосредственно к литературно-художественным журналам. Автором были проанализированы диссертационные исследования А.И. Акопова, В.В. Власенко, Е.Е. Даниловой, Т.Н. Наумовой, Е.М. Петропавловской и др.

Кроме обозначенных нами источников были использованы материалы конференций и «круглых столов» по теме исследования, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований.

Объект исследования – российские литературно-художественные журналы как специфический культурный институт.

Предмет исследования – трансформация роли литературно-художественных журналов как инструмента осуществления культурной политики в постсоветском культурном пространстве.

Цель исследования заключается в системном культурологическом исследовании феномена литературно-художественных журналов, анализе их полифункциональной природы, выявлении их места в системе социальных институтов культуры, оказывающих влияние на культурную политику государства в условиях реформирования российского общества; в определении тенденций и перспектив их дальнейшего функционирования.

Для этого решались следующие исследовательские задачи:

- дать определение, что такое современный толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен;

- выявить специфику группы литературно-художественных журналов как коммуникативной целостности;

- выделить коммуникативную качественную определенность региональных российских литературно-художественных журналов;

- определить роль и место российских литературно-художественных журналов в культурном пространстве, в формировании общественного сознания в новых социальных условиях;

- выявить условия и факторы, способствующие функционированию региональных литературно-художественных журналов в структуре постсоветских средств массовой информации в контексте культурной политики;

- осмыслить диалектику соотношения традиций, новаторства и преемственности литературно-художественных журналов как в ценностном аспекте, так и в области художественной деятельности;

- обосновать коммуникативную модель исследуемой группы изданий, их функциональные, аудиторные, предметно-тематические особенности, посредством которых возможно решать задачи социализации и инкультурации личности, развития её творческого потенциала, расширения и активизации её связей с миром культуры;

- определить сущность региональных литературно-художественных журналов как типа периодического издания с максимальным учетом всех его параметров;

- рассмотреть историческую динамику становления и развития литературно-художественных журналов в культурно-историческом пространстве российского общества;

- осуществить анализ социально-исторических, общественно-политических, литературно-творческих, экономических и социокультурных факторов, обусловливающих появление и функционирование изданий данного типа;

- выявить перспективные направления дальнейшего развития литературно-художественных журналов в существующей социокультурной ситуации с учетом национальных и культурных традиций профессиональной литературы и журналистики.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение об уникальности феномена литературно-художественных журналов как специфического культурного института, являющегося неким охранителем национальных традиций и единого культурного пространства России. В современных условиях реформирования общества, кризиса и переоценки ценностей, которые неизбежно влекут структурные изменения системы взаимоотношений литературно-художественных журналов и государственных институтов власти, особую социальную значимость приобретает восстановление системы функционирования литературно-художественных журналов в контексте культурной политики.

Методологическими основами исследования являются принципы диалектики, историзма и системности, позволяющие раскрыть внутреннюю логику развития процессов в современной культуре в ракурсе причинно-следственных связей; труды выдающихся философов и учёных прошлого, современных авторов, исследовавших различные феномены культуры.

Методологически значимыми для данного исследования явились принципы антропоцентризма и социокультурного контекста, то есть рассмотрение человека конкретного времени и его взаимодействие с окружающим миром, с материально-предметной и социокультурной средой. В качестве исходного для теоретико-методологического обоснования нашего исследования мы базируемся на представлении о социокультурной обусловленности любых видов человеческой практики.

Спецификой данного исследования является его комплексный характер, позволивший выйти за пределы предметной проблематики теории и истории культуры и привлечь материалы таких наук, как философия культуры, эстетика, этика, история, искусствоведение, литературоведение, теория журналистики, литературная критика, социология, психология.

В силу того, что предметом исследования являются функциональные особенности литературно-художественных журналов, исследование методологически базируется на принципах структурного функционализма (работы Б.Малиновского, А.Радклифф-Брауна, Т.Парсонса, Р. Мертона, Э. Орловой), где функция рассматривается как средство удовлетворения интересов и потребностей человека и общества, в котором он живёт. В данном случае сделан акцент на интересах общества, социализации и инкультурации личности.

Проблема историко-культурных трансформаций в различных аспектах рассматривается в работах отечественных культурологов, среди них принципиальной для нас является методологически продуктивная концепция культурогенеза, разработанная А.Я.Флиером, которая позволяет проанализировать литературно-художественные журналы как часть культурной политики в исторической ретроспективе.

Применение данных концептуальных подходов позволило осуществить типологизацию, выявить специфику, особенности и функциональный ряд литературно-художественных журналов, его социокультурную динамику.

Методы исследования. В диссертации использован комплекс научных методов, адекватных объекту и предмету исследования, а также сложности и многоаспектности изучаемого феномена. Разработка темы исследования потребовала реализации разработанных философией базовых методов: эмпирического и теоретического, исторического и логического, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Использованы также общенаучные методы: типологический, структурно-функциональный, генетический, компаративный, сравнительно-исторический (обеспечивающий сопоставление процессов, а не состояний). Также в исследовании применялись специальные методы, разработанные в предметном поле культурологии: методы социокультурных наблюдений и социокультурных рефлексий, метод реконструкции культурных полей и др.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает чрезвычайно важный отрезок в истории литературно-художественных журналов, начиная с периода их возникновения и выхода в свет в январе 1755 года первого русского журнала Российской Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих», а затем в 1790 году «Московского журнала» Н.М. Карамзина, прообраза современного толстого журнала, затем становления классического русского литературно-художественного журнала и бытования его по сегодняшний день. В конце XVIII века в России впервые появились литературно-художественные журналы, которые в дальнейшем были определены как русский журнал «обычного русского типа», ставшие уникальным явлением мировой художественной культуры. За относительно короткий отрезок времени, начиная с «Московского журнала» Н.М.Карамзина возникли все основные типологические модели данного вида изданий, оставившие след в истории российской и мировой культуры.

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной и зарубежной науке целостно и системно реализован культурологический подход к анализу литературно-художественных журналов как социокультурного феномена в его исторической динамике. Исследование проблем литературно-художественных журналов решается на стыке философии, культурологии, теории и истории культуры, социологии, теории журналистики, литературоведения, литературной критики.

При этом непосредственная научная новизна работы обусловлена выбором объекта исследования и заключается в том, что впервые:

- введено в культурологическую теорию и художественную практику определение литературно-художественного журнала как типа периодического издания с максимальным учётом всех его параметров, характерных для современного периода становления правового государства, рыночной экономики, гражданского общества России;

- выявлены и проанализированы специфические черты, культурообразующие и культуросохраняющие функциональные особенности, присущие литературно-художественным журналам, отличающие их от других типов журнальной периодики как институт социализации, как механизм, способствующий более точному и эффективному выстраиванию социальной адекватности личности, художественному формированию его картины мира, явление, способное воздействовать на творческий потенциал, ценностное самоопределение личности, на формирование культурного пространства России в целом;

- выявлена социокультурная сущность, коммуникативная качественная определенность литературно-художественных журналов, являющихся одним из важнейших факторов сохранения, укрепления и формирования единого культурного пространства постсоветской России, специфического способа передачи социального опыта;

- раскрыта многофункциональная природа литературно-художественных журналов, которая позволяет определить данный сегмент периодики как специфический социальный институт культуры; основываясь на деятельностно-информационном подходе, автор определил ряд функциональных аспектов, которые являются ведущими в бытии литературно-художественных журналов;

- выделена и охарактеризована ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция литературно-художественных журналов. Дано научное обоснование ценностной значимости литературной деятельности, ориентированной на творческое освоение действительности, адекватное представлениям о совершенстве, идеале, преобразующее структурную палитру ценностей в систему ценностей, основанную на различении оценивающего и познающего сознания. В искусстве и литературе антропологические ценности, духовная составляющая бытия становятся не только зримыми, осязаемыми, но и чувственно привлекательными, становятся конкретным проявлением человеческого в человеке через эффект сотворчества, сопереживания читателя. Только способом художественного мышления достижимо искусство как особый род вненаучного знания о мире, о человеке, о его духе, о политико-социокультурных последствиях его деятельности. Это дало основание для выделения в качестве одной из важнейших функций литературно-художественных журналов – функции гносеологической;

- установлено, что бытие литературно-художественного произведения, его социальное функционирование детерминируется не только инноватированным автором текстом, но и способностью реципиента креативно взаимодействовать с предлагаемым художественным явлением. Исследование проблемы восприятия (рецепции) литературного произведения и сотворчества автора, текста и реципиента привело к выводу, что их диалогичность не изменяет структуры текста произведения; на креацию новых смыслов существенное влияние оказывают конкретные социокультурные условия, запросы аудиторной составляющей данного издания;

- выявлена и охарактеризована специфика коммуникативного аспекта и аспекта творческого освоения мира в деятельности литературно-художественного журнала, который рассмотрен как культурный феномен и явление, способное художественными средствами комплексно воздействовать на процесс социализации, инкультурации и творческий потенциал личности, следовательно, на будущее бытие общества. Инкультурация определена как особый модус поведения индивида, связанный с его активностью и созданием им новых культурных форм;

- проанализировано состояние региональных литературно-художественных журналов, охарактеризована их роль в общественно-политической жизни регионов. Выявлены основные составляющие политики региональных административных органов, направленной на создание положительного образа современной региональной «элиты». Отмечены взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и функционирования литературно-художественных журналов на современном этапе, что связано с такими явлениями, как глобализация политических, экономических, социальных отношений, с одной стороны, - и обособление, даже изоляция, целых групп русскоязычного населения, оказавшихся в культурном вакууме в приграничных районах России или за её пределами, с другой стороны. Функции культурной политики и региональных литературно-художественных журналов в данном случае совпадают и заключаются в межпоколенной трансляции социального опыта и сохранении культурного наследия;

- впервые выделены и определены основные этапы исторической динамики развития литературно-художественных журналов с момента появления первого российского журнала, становления русского толстого журнала классического типа как самостоятельного социального института культуры:

1 этап начинается в январе 1755 года с выхода в свет первого русского журнала Российской Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» и заканчивается началом эпохи Н.М. Карамзина в журналистике, то есть публикацией его знаменитого «Московского журнала». Этот период зарождения литературно-художественных журналов можно назвать докарамзинский;

2 этап – это время становления классического русского журнала, выделение его главных типологических моделей, формирование вокруг журналов политических пристрастий и религиозных воззрений в российской общественной мысли. Начинается этот этап созданием по сути первого журнала, соответствующего современным представлениям о журнале русского типа - «Вестник Европы» под редакцией Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского и заканчивается закрытием по цензурным соображениям «Отечественных записок» в 1863 г. Этот этап можно назвать этапом становления русского журнала;

3 этап – это этап борьбы идеологий, размежевания общества, подготовки революционного сознания в кругах российской интеллигенции, который можно назвать этапом формирования революционного сознания. По времени этот этап начинается на рубеже веков и заканчивается полным крахом российской государственности в 1917г. Это этап трансформации российского толстого литературного журнала в доминанте своей в общественно-политический;

4 этап – это советский период в истории развития толстого журнала, внутри которого следует выделить два периода:

- период жёсткой регламентации журнальной деятельности от 1 Всероссийского съезда Союза писателей в 1934 г. и объявления основным методом советской литературы социалистического реализма до знаменитой «хрущевской оттепели», начатой после выступления Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.;

- период расцвета толстого русского журнала как нового типа советской журнальной периодики, когда в течение двух лет на всей территории СССР были открыты более 150 литературно-художественных и общественно-политических журналов, ставших властителями дум самых широких масс советской интеллигенции и подготовивших новую революцию 90-х годов прошлого века. Это время «Нового мира», «Нашего современника», «Москвы», «Знамени», «Юности», «Урала», «Сибирских огней», «Простора», «Дона», «Кубани» и т.д.;

5 этаппостсоветский период существования и «выживания» журнальной периодики;

6 этап зарождается: кроме традиционных печатных изданий в бытовании литературно-художественных журналов определился переход на электронные носители, от электронных версий известных брендов до первых оригинальных, самостоятельных электронных изданий.

Впервые феномен литературно-художественных журналов рассмотрен в социокультурном контексте; проведён достаточно полный и разносторонний анализ становления, развития и функционирования отечественных литературно-художественных журналов; особенно подробно представлены первые два этапа: докарамзинский, как период зарождения, и становление русского журнала;

- обоснована зависимость исторических модификаций литературно-художественных журналов от динамики политических и культурных процессов в обществе; художественная деятельность литературно-художественных журналов рассмотрена не только как отражение социальных перемен эпохи, но и специфический фактор стимулирования социокультурных изменений. Выявлены причины и особенности кризисного состояния литературно-художественных журналов на современном этапе. Введен в научный оборот большой массив эмпирического материала из истории и современного бытования отечественных литературно-художественных журналов, в том числе, в интернет-пространстве;

- проанализированы позитивные и негативные тенденции функционирования литературно-художественных журналов в контексте современной социокультурной ситуации. Исходя из её параметров утверждается и аргументируется то, что редакционная политика литературно-художественных журналов имеет как отрицательный, так и положительный потенциал, работает на достижение психологической компенсации и может быть использована для реализации государственной культурной политики: ориентации молодого поколения на социально приемлемые модели мироощущения, трансформации норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации рассмотрены проблемы функционирования литературно-художественных журналов в системе культурной политики государства, сложная диалектическая связь и взаимообусловленость данного социального института культуры с институтами власти. Результаты исследования позволяют уяснить и углубить представления о толстом российском журнале как элементе культурной среды, который и сегодня продолжает быть центром межкультурного общения людей, охранителем единого культурного пространства и национальных традиций. Автором смоделированы и рассмотрены возможные пути развития литературно-художественных журналов в среднесрочной перспективе, обобщены и раскрыты наиболее перспективные формы взаимодействия редакционно-творческого коллектива литературно-художественного журнала и органов власти.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы для возрождения влияния литературно-художественных журналов на государственную культурную политику; в практической деятельности редакционных коллективов, издающих литературно-художественные журналы, альманахи, коллективные литературные сборники, а также в процессе подготовки квалифицированных специалистов, сочетающих в себе навыки литературно-художественного творчества и литературного редактирования с профессиональным журналистским подходом к источникам информации.

Материалы диссертации представляют интерес для преподавателей, научных работников, а также для студентов и аспирантов вузов культуры и искусств, факультетов и отделений журналистики, филологических факультетов, Литературного института им. Горького при чтении лекций о литературно-художественных журналах, изучении курсов по основам творческой деятельности журналиста, технике и технологии СМИ, типологии периодической печати, издательского дела, литературной критики и различных спецкурсов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Литературно-художественный журнал как социокультурный феномен меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в культурной политике государства, в обществе художественными средствами. С самого начала существования толстых журналов необходимо выделить главные типологические признаки, которые определяют лицо толстого отечественного журнала, не имеющего аналога в иных национальных культурах:

журнал в России есть собиратель, организатор нового литературного поколения;

российский журнал должен иметь свое идеологическое "направление";

российский журнал должен точно соответствовать своей двусоставной структуре: он и литературно-художественный, и общественно-политический журнал;

главным героем и критерием российского журнала является читатель;

литературная критика – "душа" журнала в России.

При этом понятие «толстый литературно-художественный журнал» в традиционной трактовке есть массовое издание, включающее в себя качественные литературно-художественные тексты, литературную критику и публицистику. Он объединяет эстетическую, общественно-политическую и научно-образовательную сферы, выражает и консолидирует общественное сознание, удовлетворяя эстетические, этические, духовные, а также, в значительной мере, профессиональные запросы личности.

2. Важнейшим фактором преодоления негативных последствий 90-х годов ХХ века является потребность привести общественное сознание в соответствие с новыми реалиями общественного бытия. Представление о том, что давление государственного политического патронажа мешает свободному, творческому самовыражению деятелей литературы, не отвечает реалиям современных литературно-художественных журналов. Необходимо вернуться к системе государственной поддержки российского толстого журнала. Опираясь на традиции в освоении и сохранении культурного наследия, создавая непрерывность в истории культуры, следует обобщить достигнутый уровень развития данного социального института культуры, т.е. реализовать преемственность достигнутого уровня развития, что, как правило, инициирует преобразования, способствующие социокультурной динамике.

3. Социокультурная сущность литературно-художественных журналов проявляется в том, что они являются одним из важных механизмов воспроизводства и передачи социального опыта, воплощенного в формах, наиболее актуальных для читательской аудитории. Литературно-художественные журналы как социокультурный феномен существуют в диалектическом единстве специфической самоценности искусства и социально-культурных потребностей общества. Именно поэтому содержательные изменения в литературно-художественных журналах являются своеобразным отражением происходящих социально-экономических процессов. При этом толстый журнал во все времена являлся институтом, формирующим общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, неким механизмом, способствующим решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к единой культурной общности, культурной политике государства, к национальной культуре. Благодаря литературно-художественным журналам как константе пространственной концентрации ценностей культуры возможности сохранения культуры, духовного совершенствования и культурного развития явно расширяются.

4. При резком падении интереса к толстым журналам, активном наступлении «экранной культуры» и оттоке читающей аудитории в экранную форму восприятия искусства, как правило, превращающую реципиента в потребителя продукции массовой культуры, всё более возрастает влияние на процессы структурирования и функционирования печатных изданий аудиторной составляющей и её потребностей. Наибольшая эффективность в работе печатного органа достигается при совпадении информационной необходимости и информационных интересов аудитории, каждой конкретной личности.

5. Теория «геометрии типологических признаков» известного исследователя типологии журналов А.Г. Бочарова, где выделены вертикальные и горизонтальные составляющие оси читательских пристрастий, применительно к современной практике литературно-художественных журналов позволяет выработать оригинальную теоретическую концепцию определения «ниши» читательского интереса посредством выделения «третьей оси» читательских пристрастий – «сугубо приватные запросы личности», в т.ч. в сферах религиозной, политической и интимной, что необходимо для функционирования журнала как механизма инкультурации, способствующего становлению самостоятельно мыслящей, активной, социально адекватной личности и самоидентификации индивида. Использование понятия «инкультурация» позволило определить направленность и закономерности вхождения человека в мир общей культуры исходя из его внутренних потребностей, мотивов, индивидуальной картины мира. Субъективная окрашенность концептов культуры, к которым относится толстый литературный журнал, их когнитивная нагруженность, включающая как эмоциональное, так и понятийное и оценочное отношение к миру, дают возможность определить инкультурацию как процесс формирования, прежде всего, личности как неповторимой индивидуальности. Таким образом, мы базируемся на идее о примате личности, её активности, интенций к самодостраиванию.

6. При доминирующей значимости эстетической функции правомерно выделить как наиболее жизнеспособные функции литературно-художественных журналов аксиологическую, гносеологическую, коммуникативную, а также функцию творческого освоения мира. Литература своими специфическими средствами способна влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью. Литературное произведение, будучи воплощением духовных, нравственных и художественных ценностей, является специфическим инструментом познания, углубления жизненного опыта, художественного освоения мира. Если цель науки – поиск абсолютной истины, то можно сказать, что истина в литературе и искусстве – это поиск абсолютной ценности, т.е. идеала. Смысл деятельности писателя – прорыв к идеалу как абсолютной ценности и к фундаментальным ценностям человеческого бытия.

7. При отсутствии в обществе стабильной системы духовных координат региональные литературно-художественные журналы ориентирует аудиторию на традиционные нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром, что имеет, безусловно, позитивное значение: позволяет индивидууму чувствовать себя защищённым, сопричастным некоему единому культурному пространству, общему «мы», формирует образы идентичности, что очень важно для человека, родившегося в эпоху ускользающих ценностей. Региональные литературно-художественные журналы являются уникальным в своем роде культурным явлением, оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом – охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России. В период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти столетней советской культуры, литературно-художественные журналы оказались практически единственной группой изданий, сохранившей свои важнейшие типологические характеристики.

8. Литературно-художественные журналы в эпоху постмодерна синтезирует элементы и ценности традиционной профессиональной культуры, культуры авангарда, молодежной субкультуры и культуры массовой, культуры масс-медиа. В результате обращения к постмодернистской эстетической парадигме они включают в свою сферу новые «тексты» и языки появившихся молодёжных субкультур, перерабатывая их в соответствии со своей системой языка, активно выходят в виртуальные коммуникации интернет-пространства, таким образом, способны системно реализовывать ценности культуры в реальном бытии человека и общества. Здесь значимым является признание правомерности принципов сомоорганизации культурных систем, которые реализуются в синергетическом согласовании различных, часто противоречащих друг другу культурных тенденций.

9. Необходимой составляющей литературно-художественного журнала является качественный литературный текст. Художник, синтезируя социально детерминированное рациональное и эмоциональное отношение к реальности, выступает в качестве субъекта инновативно-креативной деятельности. Инноватор, основываясь на творческой интуиции и на социокультурном контексте, создает художественный мир, генерирует никому не известную и никем не представляемую художественную реальность. Специфика диалогичности восприятия (рецепции) и сотворчества как завершающего компонента художественной культуры как коммуникативной и информационной системы способствует расширению сознания реципиента (читателя), что позволяет выводить на поверхность иррационально-бессознательное, выявлять лидирующие в культурном пространстве информационно-энергетические импульсы коллективного бессознательного, порождать множественность смысловых вариаций текстовой и информационной игры.

10. Четкое знание механизма работы литературно-художественного журнала, его места в системе культурной политики, условий его финансирования, тематической структуры, целевого назначения и воздействия на аудиторию может оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию литературно-художественного журнала в сегодняшней ситуации, оптимизации деятельности существующих литературно-художественных журналов. Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к проблемам литературного цеха, формирования корпоративного мышления, повышения престижа профессии литератора.

11. Обозначенные проблемы, а также современная социокультурная ситуация и новые информационные технологии выдвигают новые требования к подготовке различных специалистов в сфере культуры, литературы и искусства. Это позволяет поставить обучение студентов в вузах культуры и искусств, в Литературном институте им. Горького, на факультетах журналистики на качественно новый уровень и способствует наиболее полному, глубокому, гармоничному представлению и пониманию специфики функционирования литературно-художественных журналов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 56 научных публикациях автора общим объемом 72,7 п.л. (2 монографии, научные доклады, статьи в научных сборниках и журналах, в том числе, 8 статей в изданиях, рекомендованных ВАК).

Результаты исследования докладывались автором на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века»: Москва, МГУ, 3-6 февраля 2002 г., на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века»: Москва, МГУ, 5-8 февраля 2003 г., на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития»: Москва, МГУ, 3-6 февраля 2004 г., в рамках «круглого стола» «Российская культура как фактор общественного развития»: Москва, МГУКИ, 28 апреля 2006 г., на вузовской конференции «Инновационные методы обучения студентов университета в Институте МАСС МЕДИА»: Москва, МГУКИ, 18 февраля 2008 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ»: Москва, МГУ, 9-11 февраля 2009г., на юбилейной научно-практической конференции «Литературная газета» и вызовы 21 века»: Москва, Дом национальностей, 28 апреля 2009г., на Международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве»: Москва, МГУКИ, 17-18 мая 2007г., на Международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур»: Вьетнам, г.Хошимин, 22 октября-1 ноября 2008г., на вузовской научно-практической конференции «Массовые коммуникации как фактор реализации культурной политики»: Москва, МГУКИ, 6 апреля 2009 г., на Международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в едином образовательном пространстве: новый «шёлковый путь» к культуре без границ»: Южная Корея, Ёнгволь, 16-20 мая 2009 г., на Международной научно-практической конференции «Трансформация систем СМИ в современном мире»: Москва, МГУ, 9-11 февраля 2010г.

Материалы исследования внедрены в содержание учебных курсов «Основы журналистики», «Литературное мастерство журналиста», «Теория и практика массовой информации», «Культура и искусство в современном мегаполисе», «Традиционная культура», «Проблемы современного искусства» для студентов специальностей «Журналистика», «Связи с общественностью», «Реклама» и др. в Институте МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств. Ряд выводов и положений диссертации был использован в деятельности одного из первых частных издательств «Товарищество “Московский писатель”», при создании некоторых новых журналов и альманахов («Московский вестник», «Литературный Парнас», альманах «Академия поэзии», литературно-художественный и научно-просветительский альманах «Зеркало» во МГУКИ), одним из создателей которых был автор.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств 1 февраля 2010 г. (протокол №7).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение и список литературы.

Похожие диссертации на Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние