Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народный театр в культуре России Честнодумов Игорь Евгеньевич

Народный театр в культуре России
<
Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России Народный театр в культуре России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Честнодумов Игорь Евгеньевич. Народный театр в культуре России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Честнодумов Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/47

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 12

1.1. Социокультурные особенности этапов становления народного театрального творчества в России 12

1.2. Организационная структура народных театров в динамике культуры России 37

1.3. Профессионализация режиссера-руководителя в истории

культуры 49

ГЛАВА 2. НАРОДНЫЙ ТЕАТР КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ 57

2.1. Эпистемологические основания исследования 57

2.2. Роль народного театра в жизни общества 65

2.3. Режиссер-руководитель как субъект художественно-культурного процесса 94

ГЛАВА 3. НАРОДНЫЙ ТЕАТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 110

3.1. Торжокский район как феномен современной локальной культуры 110

3.2. Институциональное своеобразие народного театра региона 120

3.3. Народный театр как явление современной культуры: проблемы и перспективы развития 141

Заключение 147

Введение к работе

Народный театр, пройдя путь от разрозненных и нестабильных коллективов до мегаструктуры, охватывающей практически всю территорию современной России, давший жизнь профессиональному театру, находится сегодня, как и всё российское культурное пространство, в кризисном состоянии. Возникшая ситуация стала результатом изменившихся социально-политических, экономических и общекультурных обстоятельств, формирующих кризис ментальносте и процессы утраты устойчивой идентичности. Трансформационные тенденции в российской культуре приводят к разрушению устоявшихся идеалов, норм и ценностей, что заставляет искать пути обновления форм культурного бытия. Это выражается, с одной стороны, в увеличении количества религиозных направлений, актуализации новых политических и молодежных движений, а с другой - в ухудшении положения клубной и библиотечной систем, которые на протяжении многих лет выполняли функции по формированию духовной жизни общества. Сложившиеся социально-культурные перекосы заставляют вновь искать духовные буферы, снижающие моральное давление и дающие возможность сохранять самобытность культуры России.

Традиции активного проведения досуга, существовавшие в СССР до
1990-х годов XX века, требовали непосредственного включения индивида в
творческий процесс, содействуя развитию его личностных способностей,
выполняя функцию неформального дополнительного образования, служили
базой для постижения отечественной и мировой культуры. Складывающиеся
формы организации досуга в настоящее время имеют чаще всего пассивный
характер, делая индивида только потребителем предлагаемого продукта.
Разрушение бывшей советской клубной системы ведет к дезорганизующим
последствиям в культуре российского общества, вызывая необходимость
изучения и анализа сегодняшнего бытия современной клубной

действительности.

Перераспределение бюджета свободного времени у населения, связанное с экономическими изменениями, происходящими в России, привело к частичному сокращению количества как клубных учреждений в целом, так и коллективов народных театров, что повлекло проблему их сохранения и дальнейшего развития. Специалисты, осуществляющие управление культурой, клубными учреждениями и конкретными коллективами, а также преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений, осуществляющие подготовку будущих профессионалов, не всегда учитывают изменившиеся сегодня социальные и культурные обстоятельства. Сокращение количества свободного времени у населения, и возросшие возможности пассивного проведения досуга привели к оттоку участников из любительских театральных коллективов. Эта ситуация требует от руководителей народных театров умения вовлекать в работу своего коллектива новичков, поддерживать и развивать интерес к театральному искусству уже опытных участников. Основной задачей руководителей становится организация всего процесса таким образом, чтобы занятия не сводились только к постановке эффектных спектаклей, а были направлены на глубокое постижение русской театральной культуры, которая всегда была и остается неотъемлемой частью духовной и художественной жизни России. Объект исследования

Самодеятельное творчество России Предмет исследования

Функционирование народного театра в России. Цель диссертационного исследования

Определить социокультурную роль народного театра в современной России.

Задачи исследования

- С исторической точки зрения - выявить процесс формирования и институционализации народного театра во взаимосвязи с социальными,

политическими и художественно-культурными изменениями российского общества.

- С гносеологической точки зрения - определить функции народного
театра как социального института и института культуры, выяснить
уровень влияния его на социокультурную ситуацию в обществе.

- С аксиологической точки зрения - выявить влияние народного театра на
формирование духовных ценностей в обществе.

Степень разработанности проблемы

Можно рассмотреть периодизацию источников, отражающих деятельность народного театра в России, в соответствии с их содержанием и временем издания.

С 1917 года до начала 1950-х годов они содержали в себе, по большей части, идеологические установки по работе с населением для конкретного применения в практике клубной работы. Среди авторов можно отметить таких как Гр. Авлов [1], А.Н. Анастасьев [5], Я. Боярский [11], Н.А. Волков [21], А.В. Гвоздев [25], В.Керженцев [50], А.В. Луначарский [65], Н. Мосина [75], А.И. Пиотровский [87], Я.Р. Плекшанс (Р. Пельше) [83], В.Ф. Плетнев [89], Б.М Соколов [104], А.И. Хубов [123]. Периодические издания, такие как «Вестник театра» [15], «Клуб» [51], «Призыв» [91], «Рабочий зритель» [95], «Рабочий и театр» [96], «Клуб и революция» [55], выходившие в этот период, давали конкретные наставления по формированию творческого процесса в коллективах. Была опубликована работа Ф.Н. Каверина, где анализировались ошибки народных коллективов с точки зрения требований профессионального театра.

В 1950 - 1990-е годы издания приобрели меньшую идеологическую направленность и более ориентировались на постижение актерского и режиссерского мастерства в народных театрах.

В 1970 - 1980-е годы А.Н. Алексеев [2], Л.А. Алексеев [4], О.Б. Божков [2], А.Г. Буров [12], М.Б. Глотов, В.Н. Дмитриевский [36], Ю.Н. Давыдов [28],

ТА. Кудрина [59], В.М. Кукаретин [62], А.К. Мазаев [66], Н.Г. Михайлова [73], А.Л.Маршак [68], В.А. Мазырина [67], А.Г. Пашнин [82], В.Е.Семенов [101], Т.И.Светлова, О.Г. Щербинина [130] и многие другие более интенсивно занимались уже конкретными исследованиями деятельности, как клубных учреждений, так и театральных коллективов.

В 1985-1989 годах было проведено большое количество социологических исследований, перечень которых дан в сборнике «Неопубликованные материалы социологических исследований клубной деятельности, проведенных в 1985-1989 годах» (М.,1990). В 1986 году во введении своей работы «Социологические методы исследования в клубной работе» ( -М., 1986) В.А. Ядов выдвинул тезис о том, что художественная самодеятельность - это социальный институт [132]. В 1999-2000 годах Государственный институт искусствознания выпустил в свет трехтомное издание под названием «Самодеятельное творчество в СССР с 1917 по 1990 год», где впервые анализировалась социальная роль народных театров в становлении и развитии советской культуры. [98]

Социологические исследования, которые проводили Г.Г. Дадамян [29], В.Н.Дмитриевский [36], М.Е. Деза [33], С.Н. Плотников [14], Л.Н. Коган [57], А.В. Воронцов [22], касались чаще всего сферы профессиональной театральной культуры. Часть их была направлена на изучение уровня культурного обслуживания населения как профессиональными, так и клубными коллективами.

В начале 1990-х годов изменение социально-экономических условий повлияло на распределение бюджета свободного времени у большинства населения, что сразу отразилось на характере исследований 1990 - 2000-х годов, которые проводили Г.П. Анашкина [6], В.А. Артемов [7], Я.И. Гилинский [26], В.Н. Дмитриевский [37], Г.Е. Зборовский [39], Г.С. Широкалова [126], но занятия художественным творчеством трактуется ими только как организация досуга. В последние годы появились работы Т.А.

Ивениной [141], Г.А. Коршуновой [142], Д.М. Стрелкова [143], тематически относящиеся к народному театру, где авторы рассматривают творческую и экономическую составляющие его деятельности. И.И. Шиганова [144] предлагает использовать театральное творчество как средство патриотического воспитания.

Можно сделать вывод, что как клубная работа в целом, так и деятельность народных театров конкретно не подвергались систематическому изучению и не рассматривались как целостные системы, поэтому специальная методологическая база по этой тематике в отечественной научной литературе отсутствует. Положения, выносимые на защиту:

  1. Народный театр — это социальный институт и институт культуры по организации творческого досуга, выполняющий функции неформального дополнительного художественного образования, инкультурации и социализации, имеющий, как правило, формальный статус коллектива театральной художественной самодеятельности.

  2. Народный театр как социокультурное явление на протяжении своего развития сформировался в социальный институт, основная функция которого -освоение и развитие культурных и социальных ценностей общества.

3. Народный театр имеет устоявшуюся структуру, включающую
институты управления, деятельность которой необходимо трансформировать в
связи с изменением всей системы административного управления в
современной России.

4. Отсутствие серьезных исследований деятельности народного театра и
клубной системы в целом препятствует инновационным изменениям в данной
сфере и может привести к разрушению театральных коллективов и кризису
ценностей в клубной системе, что, в свою очередь, приведет к кризису
культурных ценностей российского общества.

  1. Изменившиеся социально-экономические и художественно-культурные обстоятельства предъявляют новые требования к руководителям театральных и других клубных коллективов, что влечет необходимость изменений в подготовке и профессиональной деятельности руководителей самодеятельных коллективов.

  2. Одним из возможных методов развития современной клубной системы является формирование единого муниципального культурного пространства на основе создания общественного совета по культурной политике, а в дальнейшем - профессионального союза клубных работников, по аналогии с СТД, Союзом художников, Союзом дизайнеров и т.п.

Научная новизна исследования

Впервые народный театр осмысляется как социально-культурный феномен.

Впервые в отечественной науке народный театр рассматривается как социальный институт и институт культуры, направленный на реализацию духовных, художественных и коммуникативных потребностей общества.

Впервые раскрыты социальные и культурные функции народного театра России, с учетом их исторической трансформации.

Разработана авторская методика проведения социокультурного исследования самодеятельного искусства конкретного региона.

Показана специфика народного театра региона на примере Торжокского района Тверской области.

Впервые дано культурологическое осмысление бытия народного театра.
Теоретическая и методологическая основа исследования

В данной работе основополагающими явились следующие подходы:

системный подход, позволивший рассмотреть народный театр как
системную целостность, определить его роль в формировании

современной культуры России, взаимодействие с другими элементами социокультурной системы.

институциональный подход, позволяющий рассмотреть народный театр как социальный институт и институт культуры, устойчивую и динамично развивающуюся традицию, форму организации общественной жизни в сфере духовного и художественно-культурного воспитания, дополнительного образования, профессиональной подготовки.

социологический подход, позволивший провести социокультурный анализ деятельности народного театра на микро- и макро-уровне -исследование конкретных коллективов, выяснение ценностных ориентации и социально-культурных запросов участников коллективов, что даёт возможности рассмотреть пути дальнейшего развития этой отрасли культуры.

Исходя из перечисленных подходов, в работе использовались следующие методы:

контекстный метод исследования, позволяющий определить место народного театра в истории отечественной культуры и социокультурные тенденции его развития;

структурно-функциональный метод, позволивший проследить организационно-структурные особенности в развитии народного театра и его основные функции.

историко-типологический метод, позволивший выявить особенности развития непрофессионального театра в диахроническом срезе;

социологические методы сбора эмпирических данных: формализованные интервью, анкетирование, анализ документов, вторичный анализ социологических данных;

методы математической статистики.

Материалом для работы послужили опубликованные в открытой печати результаты ранее проведенных исследований, а также анализ документов:

  1. данных главного вычислительного центра Министерства культуры РФ;

  2. отчетов комитета по культуре Администрации Тверской области;

  3. отчетов отдела культуры Торжокского района Тверской области;

  4. отчета главы администрации Торжокского района за 2006 - 2007 годы;

  5. мнений участников театральных коллективов - жителей Торжокского района и города Торжка Тверской области, полученных в результате анкетирования;

6) результатов авторского экспертного интервью с руководителем отдела
культуры Торжокского района Тверской области.

Теоретическая значимость исследования

Разработана теоретическая концепция социального функционирования народного театра с учетом специфики современных социокультурных условий как конкретного региона, так и российской культуры в целом. Даны рекомендации по развитию организационной структуры и подготовке профессиональных кадров и управления в данной сфере.

Практическая значимость исследования

  1. Полученные данные позволяют разработать концепцию дальнейшего развития народных театров России.

  2. Результаты и содержание исследования могут быть использованы в работе семинаров, курсов повышения квалификации руководителей региональных театральных коллективов.

  3. Содержание и результаты исследования могут использоваться для совершенствования учебных курсов по подготовке специалистов в вузах по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Культурология»,

«Теория и история культуры», «Социология культуры», «Социология искусства».

Апробация результатов исследования

Выводы, полученные в результате исследования, были представлены на семинаре в отделе культуры Торжокского района Тверской области, а также на ряде конференций:

Пятые Царскосельские чтения. 24-25 апреля 2001. Пушкин, 2001 год.

Традиции и новации в подготовке будущих педагогов, Тверь 2002 год.

Образование XXI век, Тверь 2002 год.

Вторые Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2007 года.

Вторые Социологические чтения памяти В.Б.Голофаста, Санкт-Петербург, 3-5 апреля 2008 года.

Выводы и основные положения данного диссертационного исследования были использованы в преподавании курса учебной дисциплины «Социология культуры» для студентов-социологов Тверского государственного технического университета, читавшегося в период с 2004 по 2009 год.

Социокультурные особенности этапов становления народного театрального творчества в России

Театральное творчество играет важную роль в развитии российского общества, его истории и культуре. Чтобы точнее и подробнее отобразить его институционализацию в истории культуры, необходимо провести его периодизацию. Периодизаций существует несколько. Рассмотрим некоторые из них, наиболее соответствующие излагаемой теме.

Авторы монографии «История русского драматического театра» [42, 11] предлагают следующую периодизацию до 1917 года:

? от истоков до конца XVIII века,

? 1801 по 1825 год,

? 1826 по 1845 год,

? 1846 по 1861 год,

? 1862 по 1881 год,

? 1862 по 1881 год, - 1882 по 1897 год,

? 1898 по 1917 год.

Очевидно, что редакционная коллегия исходит из того, что период с начала XIX до начала XX века был наиболее важным в социальном, художественно-культурном, политическом и экономическом отношениях в истории России и оказывавшим наибольшее влияние как на духовную жизнь русского общества в целом, так и на формирование театральной культуры конкретно. Складывается впечатление, что авторский коллектив считает: до начала XIX века театральное искусство не представляло собой социально-значимую силу и его институализация началась именно в этот период. Историк советского театра Г.А. Хайченко делает упор на советский период развития театрального искусства, предлагая следующую периодизацию [122, 25]:

? рождение советского театра - 1917 - 1920 годы,

? поиски новых путей - 1921-1932 годы,

? пора творческой зрелости - 1932 - 1941 годы,

? годы Великой Отечественной войны - 1941 - 1945 годы,

? послевоенное десятилетие - 1945 - 1955 годы,

? обновление театра - 1956 - 1967 годы,

? современный этап - 1968 - 1980 годы.

Обе предлагаемые периодизации уделяют больше внимания истории развития театрального искусства, не затрагивая при этом социальных процессов, происходивших в жизни общества.

Штефан Плаггенборг, детально изучавший период развития русской культуры с 1917 по 1941 год, предлагает следующую периодизацию[129, 14]:

? 1917 - 1920 годы,

? 1921 - 1929 годы,

? 1929 - 1941 годы.

Он считает, что эти периоды наиболее достоверно отражают социально-политические события, происходившие в СССР.

Периодизация, которой будем придерживаться в представляемой работе, имеет следующий вид:

? от истоков до конца XVI века,

? с начала XVII до конца XVIII века,

? с начала XIX века до 1917 года,

? 1918 - 1929 годы,

? 1930 - 1955 годы,

? 1956 - 1992 годы.

Внимание, уделяемое развитию театрального творчества в XX веке обосновано тем, что начиная с Октябрьской революции 1917 года самодеятельный театр сформировался в социокультурный институт, повлиявший на социальную и культурную жизнь России того периода. Период от истоков до конца XVI века

Первые очерки о народных театральных действах на Руси встречаются в «Повести временных лет» [127,14]. Речь там идет о скоморохах, выступления которых всегда привлекали зрителей, и ни одно народное гуляние, ни один пир не проходили без их участия. По роду своей деятельности большинство из них не имело постоянного места жительства, они работали целыми артелями по шестьдесят, семьдесят, а бывало и по сто человек. Небольшая часть скоморохов вела оседлый образ жизни, работая при княжеских и боярских дворах. Популяризируя языческие праздники и обряды, они постоянно вступали в конфликты с православной церковью. Для ограничения контакта населения со скоморохами власти представляли их бандитами и разбойниками, требуя под угрозой штрафа не допускать их на территорию сел и городов. Иногда скоморохи становились инструментом выяснения отношений между князьями и боярами, князьями и церковью.

И с точки зрения власти, скоморохи все же представляли опасность и не столько распространением богохульных песен, сколько возможностью разносить и комментировать новости о происходящих событиях, становясь «живой газетой». Расцвет театрального творчества пришелся в Новгородской Руси, а позднее и Московской на XII - XIV века, что было связано с деловой и социальной активность государства и усилением международных контактов России. В 1551 году московский церковный Стоглавый собор категорически запретил привлекать скоморохов даже к мирским обрядам на свадьбах. Но в период правления Ивана Грозного требования духовенства на запрет выступлений скоморохов оставались без должного внимания, так как все пиры обычно проводились с песнями и плясками, царь сам принимал в них участие, поэтому искусство скоморохов продолжало развиваться до конца XVI века. начало XVII - конец XVIII века

Скоморошьи выступления, продолжавшиеся в этот период и вызывавшие негативное отношение к ним у иерархов русской православной церкви, приводили к тому, что представители церкви продолжали обращаться к царствующим особам с просьбой ввести запрет на их представления. Царь Михаил Романов поддержал их требование, а его преемник царь Алексей Михайлович закрепил его, издав в 1648 году специальную грамоту, запрещавшую скоморошьи выступления, чуть не погубив на корню истоки русской театральной культуры [122,19]. Позиция православной церкви была ясна - она стремилась закрепить свое идеологическое превосходство в духовной и культурной жизни России. Но запрет выступлений скоморохов, ставших частью общественной жизни, создал вакуум в массовых народных развлечениях, что заставляло и власти, и народ искать новые формы организации досуга. Скоморохи, в свою очередь, уходили из крупных городов в села, а позднее на север - в Архангельскую и Олонецкую области туда, где давление церкви было значительно слабее. Так, во второй половине XVII была проведена первая реформа в культурной сфере России.

Заменой скоморошьих выступлений стало создание «Комедийной хоромины», открытой в селе Преображенском под Москвой в октябре 1672 года. Народ для игры в ней специально обучали пению, декламации и танцам, что представляло собой профессионализацию театральной деятельности и противоречило принципам самодеятельного творчества: зритель не мог включиться в сценическое действие. В 1676 году, после смерти царя, в связи с трауром театральное дело приостанавливается. Преемник, царь Федор, склонности к подобным потехам не имел, но первая попытка создания театра в России была сделана.

Эпистемологические основания исследования

Высокий темп общественного развития, процесс глобализации, стремления к ликвидации междисциплинарных границ, как подчеркивает профессор В.А. Ядов, приводят к сложности использования конкретных методологий в чистом виде, что предоставляет возможность исследователю пойти по пути методологического самоопределения. Исследовательская позиция автора находится в русле институционального подхода, хотя не отрицаются другие походы, так как народный театр эта система ценностей, игра, деятельность, социокультурное пространство и самостоятельная подсистема духовной жизни общества.

Рассмотрим в контексте приведенных методологических подходов проведенные ранее социологические исследования культурной жизни, включавшие в себя и аспекты театральной деятельности, и определим какие из походов применялись.

По объекту, социологические исследования можно разделить на две основные группы:

1.культурное обслуживание населения;

2. деятельность театров профессиональных и народных.

Предметами в исследованиях, относящихся к первой группе, могли служить: «культурный инвентарь», имевшийся в распоряжении сельских жителей [8,18]. Изучение строилось на фиксации картин, литографий, художественной литературы, проигрывателей, патефонов, магнитофонов, телевизоров, приемников, музыкальных инструментов и количества выписываемых периодических изданий в домах местных жителей. Разделив механически местное население на две группы - работники умственного и неквалифицированного труда, - исследователи по этому принципу сопоставляли полученные результаты, и чаще всего сравнение полученных результатов по обеим группам не давало существенной разницы.

Объектом служили так же отдельные группы населения, которые в свободное время активно занимались какими либо видами искусства. Результаты этих исследований обнаруживали, что художественные интересы людей квалифицированного труда более содержательные, чем у других категорий [106,18].

Выявлялись так же предпочтения по гендерно-возрастным и социально-профессиональным показателям. Выводы, сделанные по результатам подобных исследований, выявляли следующую закономерность: чем выше статус индивидов, тем больше среди них неудовлетворенных работой учреждений культуры на селе [106]. Позднее этот вывод косвенно подтвердился тем, что баланс свободного времени стал смещаться в сторону радио-телепередач и другого домашнего досуга [60].

Предметом исследования становились закономерности влияния занятий художественной самодеятельностью и интереса к научно-техническим знаниям на подъем производительности труда и улучшения качества продукции [73].

Ряд исследований, проведенных на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, выявил еще один предмет исследования -руководитель и участник художественной самодеятельности, а также наиболее распространенные их типы [74]. В результате проведенных исследований был сформирован социальный портрет среднестатистического руководителя и определена сфера его деятельности, состоящая из двух основных секторов -организация коллектива как такового и организация творческого процесса в нем.

В результате проведения ряда исследований социологи пришли к выводу о том, что клуб может рассматриваться как особый социальный институт, осуществляющий организацию досуговой деятельности как среди больших масс в целом, так и с отдельными социально-профессиональными группами. С его помощью можно реализовать стремление сельского населения к активному потреблению художественных ценностей [59].

В приведенных исследованиях просматриваются ценностный и институциональный подходы.

Предметами исследований второй группы являлись различные аспекты театральной деятельности, но при этом в первую очередь деятельность профессиональных театров [119,152].

Предметом исследования, проведенного в 1966 - 1968 годах Министерством культуры РСФСР, являлись зрители театров, их отношение к театру, посещаемость, социально-демографическая дифференциация [33,392]. Одно из исследований было направлено на создание социального портрета зрителя в городе Ленинграде. Полученный портрет зрителя позволил описать групповые различия в отношении к репертуару, жанру и тематике спектаклей, выяснить формирование установок по потреблению театрального искусства [36,12].

Предметом исследований служило понятие «театральная жизнь», включавшее в себя жизнь театра в обществе и жизнь общества в театре. В данном случае исследователи пытались установить системную связь между театром и зрителем, а также между зрителем и актером. Новизна этого подхода заключалось в том, что в исследованиях театральной среды была нарушена прерогатива театроведения, а объект исследования - «театральная жизнь» - дал возможность исследовать эту сферу социологам. В 70-х годах XX века, в продолжение этой тематики изучался репертуар драматических театров; роль театра в духовной жизни современного общества; взаимоотношения зрителя и театра, которые выявляли пути взаимодействия театра и его публики.

Консолидирующим результатом проведенных исследований был основной вывод - «соединительным звеном» является театральный репертуар, так как публика реагирует в первую очередь на него, а потом уже на мнение и суждение по поводу увиденных спектаклей.

Исследование зрительской аудитории остается наиболее частым предметом исследований и ее чаще изучали через отношение к идущим спектаклям [20]. Критерием анализа спектакля были социальная природа произведения с точки зрения реализации в ней четырех основных ценностей: актуальные общественные ценности, общезначимые человеческие ценности, ценности художественной культуры, ценности массового восприятия. На основе этих критериев было сформировано шесть типов спектаклей, где они были отражены в различных комбинациях [2,202]. Процесс изучения театральной жизни проходил и в Москве, но менее активно [169,162]. Московские социологи предлагали более подробную классификацию видов аудитории театров, которая состояла в следующем [32,171]:

1.Собственная аудитория конкретного театра, включая жителей региона, посещающих данный театр;

2. Собственная аудитория региона, включающая жителей данного региона, посещающих любой из своих театров;

3. Совокупная аудитория конкретного театра, включающая всех жителей, посещающих данный театр;

4. Совокупная аудитория региона, посещающих любой из театров данного региона;

5. Полная аудитория региона, включающая жителей, посещающих какой-либо театр;

6. Общая аудитория региона, включающая всех жителей данного региона, посещающих какой-либо театр.

Данная классификация предоставила возможность определить долю населения, вовлеченную в театральную орбиту, и по расчетам специалистов аудитория театров составляла 10-12% населения СССР. Эти данные считали спорными, но с их помощью были выявлены механизмы формирования зрительских контингентов [32,128]. Изучая роботу профессиональных театров необходимо помнить, что это место работы людей, за которую они получают жалование, а работа театра в целом должна приносить доход. Поэтому театр не может до конца быть ориентирован на социально-культурную деятельность, так как он станет планово-убыточной организацией. Социологические исследования, проводившиеся в этот же период в Уральском регионе посвящены деятельности театра совместно с остальными видами искусства с целью выяснения популярности театра на фоне конкуренции особенно с телевидением и кино. Детально анализировалась театральная аудитория, мотивация посещаемости театральных спектаклей. Основным препятствием для похода в театр служили семейные обстоятельства и возможность увидеть спектакль по телевизору [111,168]. В поле научного интереса уральских исследователей входили творцы театрального искусства, администрация театров [168], репертуар [14], система театрального обслуживания[20], зритель, взятый в различных показателях, его отношение к театру [30]. Важным обстоятельством в этих исследованиях было то, что народные театры были включены в сферу социологических исследований, но критерии к ним применялись те же, что и к профессиональным театрам - они рассматривались как часть отрасли по культурному обслуживанию населения. [130,14]. Народные театры анализировались как коллективы, исполняющие для публики театральные представления, а не как группа людей, занимающихся самодеятельным художественным творчеством в свободное от работы время, реализуя свои духовные потребности.

Торжокский район как феномен современной локальной культуры

Тверская область согласно административно-территориальному делению Российской Федерации отнесена к Центральному федеральному округу. По своим природно-климатическим особенностям она в большей степени соответствует северо-западной части России. По критериям культурно-ландшафтного районирования принадлежит к территории Русской Европы, куда входят Русский Север, Новгородско-Псковская земля и еще шесть культурных регионов, а ее сердцем являются районы Владимиро-Суздальского ополья, Московии, Тверской земли, Рязанщины [49,343].

Русская Европа - одна из самых значительных по территории и наиболее освоенных культурно-ландшафтных областей, вместе с тем она чрезвычайно разнородна и по своему культурному наследию, и по культурному потенциалу. Торжок как часть Русской Европы вместе с северо-западными землями современной Тверской области ранее входил в земли Новгородской феодальной республики, это естественным образом наложило отпечаток на формирование его культуры [48,97]. Важную роль в развитии данных территорий играло расположение их по берегам реки Тверцы - значимого в то время транспортного пути, выходившего непосредственно в реку Волга. Активное развитие Торжка и прилегающих земель началось в XVIII веке в связи со строительством Санкт-Петербурга.

Исторические, этнические и географические факторы сформировали стилистическую неоднородность народного творчества Тверской земли. Это давало возможность для сосуществования многообразия архаических форм и отсутствия единого художественного типа. Замкнутость и территориальная обособленность многих городов и селений Тверской области с укоренившимися здесь патриархальным укладом жизни, исконными обрядами и поверьями, связанными с древнеславянскими верованиями, обусловили устойчивость наиболее архаических черт, восходящих к глубокой старине. Вблизи старинных городов Тверь, Торжок, Старица, Бежецк, Кашин, Калязин, Ржев, Вышний Волочёк, Осташков, Весьегонск как в изолированных заповедных очагах законсервировались древнеславянские традиции, что формировало различные локальные особенности искусства, встречающиеся не только в границах каждого уезда, но и в отдельных волостях [46.14]. Это подтверждает многообразие орнаментальных мотивов и форм в сходных по своему назначению изделиях, сохранивших народную архаику и узкие локальные стилевые признаки. И не случайно, что в порубежных частях Тверской земли, особенно в Торжокском районе, прослеживаются черты древних новгородских, смоленских, владимиро-суздальских традиций. Местные стилевые признаки и следы древней культурной общности выявляются не только в форме и орнаменте предметов, но и в традиционной терминологии, в назначении и роли предметов, употребляемых в старинных ритуальных обрядах.

Не удивительно, что Торжокский район стал родиной выдающихся деятелей русской науки и культуры. В селе Первитино родился ученый-артиллерист Н.В. Маиевский. В имении Можайцево жил профессор химии Петербургского университета А.А. Воскресенский. Многие архитектурные памятники района связаны с именем Н.А. Львова (1751 - 1803), похороненного в селе Никольское-Черенчицы. В Новоторжском уезде родился и вырос известный архитектор СИ. Чевакинский. Торжок и Новоторжский уезд посещали многие русские писатели. С именем А.С. Пушкина связаны деревня Грузины и бывшее имение Львовых, где ныне находится санаторий «Митино». На погосте деревни Прутня похоронена Анна Керн. В торжокских местах бывали многие видные русские писатели и художники: А.Н. Радищев, А.С.

Пушкин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, поэт А.И. Полежаев, живописцы В.Л. Боровиковский, М.Н. Воробьев, П.А. Оленин. С 1977 г. в селе Василево располагается Архитектурно-этнографический музей под открытым небом, где представлены памятники деревянного зодчества Верхневолжья, а ежегодный фольклорный праздник, проводимый там, претендует на статус всероссийского. Всероссийское значение имеет село Митино Будовского сельского округа, где сохранился комплекс сооружений и регулярный парк, созданные Н.А Львовым. С селом Митино связаны имена земского деятеля В.М. Линда, художника А.А. Поленова, писателя Марко Вовчок. В настоящее время близ этого села располагается санаторий «Митино», открытый в 1920-е годы. Село Грузины -центр одноименного сельского округа Торжокского района - связано с известной фамилией Полторацких. Грузины входят в «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Атмосфера, созданная в регионе, повлияла на развитие культурной инфраструктуры, которая и после Октябрьской революции 1917 года, в том, что она развивалась динамично и устойчиво.

Похожие диссертации на Народный театр в культуре России