Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Пискун Елена Валериевна

Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер
<
Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пискун Елена Валериевна. Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/273-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Мультикультурализм США последней трети хх века: его истоки и значение в жизни современной Америки 16

1. Феномен этничности и теории социально-культурного взаимодействия национально-этнических меньшинств в США 16

2. Мультикультурализм 70-90-х годов как попытка осмысления и разрешения этносоциальных и этнокультурных проблем США 45

3. Роль этнического фактора в культуре современной Америки 57

Глава 2: Афроамериканский компонент в американской культуре 64

1. Феномен "двойственности\ многослойности" афроамериканского сознания и культуры: причины и история его возникновения 64

2. Отражение процесса развития этнического самосознания в негритянской литературе Х1Х-ХХ веков 85

3. Афроамериканская культура и литература в эпоху мультикультурализма 70-90-х годов XX века 102

ГЛАВА 3: Творчество Т.Моррисон и Э.Уокер в контексте афроамериканской литературной традиции в эпоху мультикультурализма 106

1. Концепция культуры и личности афроамериканца в произведениях Т.Моррисон и Э.Уокер 106

2."Расовая проблема" или "взаимодействие культур": межрасовые отношения в восприятии Т.Моррисон и Э.Уокер 130

3. Образ афроамериканки на страницах произведений Т.Моррисон и Э.Уокер 147

Заключение 165

Библиография 168

Введение к работе

Предметом многих научных исследований в отечественной
американистике стали перемены в духовной атмосфере конца двадцатого
столетия и связанная с этим переоценка традиционных культурно-
нравственных ценностей. Речь идет о праве всех народов на достойное
существование в современных Соединенных Штатах, ставших общим
домом потомков индейцев, негров и других рас и национальностей,
сформировавших неповторимую американскую полиэтническую общность.
Заявляя об опасности космополитизма и необходимости защиты и
сохранения всех больших и малых национально-культурных
индивидуальностей в общем единстве американской культуры, многие
общественные деятели призывают к подъему культурного патриотизма и
ослаблению политического национализма, объединяясь в

мультикультуралистское движение.

Актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на значительное количество работ по мультикультуралистской, афроамериканской, феминистской тематике, в российской культурологии и литературоведении не было попыток систематизировать данный материал и представить афроамериканский компонент в культуре США в свете современного плюрализма культур. Несмотря на стремление современных исследователей представить общую картину мультикультуры США, все еще не прояснены отличия американских многокультурных процессов от европейских, не установлено, каким образом происходит межкультурное взаимодействие, иными словами, по каким каналам передается информация от одной группы другой, какова роль художественных произведений в межэтническом общении, в процессе консолидации культур.

Представляется, что восполнение такого "белого пятна" позволит не только глубже понять подлинное значение мультикультурализма для

развития современной американской культуры, но избранное в данной работе направление также дает возможность осветить некоторые показательные проявления культурного плюрализма в творчестве американцев. Эти главные аспекты диссертационного исследования и обусловили, думается, его актуальность.

Помимо прочего, многие вопросы относительно значимости вклада афроамериканцев в развитие в развитие Америки остаются без однозначного ответа. Художественные произведения афроамериканских авторов вплоть до 90-х годов XX века рассматривались литературоведением преимущественно с эстетических, но не культурологических позиций. Следовательно, необходимо сделать попытку показать те особенности произведений афроамериканцев, которые указывают не только на их принадлежность к американской культуре, но и на их этнические африканские истоки. Не до конца также был выяснен и вопрос о новаторстве выдающихся негритянских писателей современного этапа Т.Моррисон и Э.Уокер, о сходных тенденциях в их произведениях. В России и за рубежом за последнее десятилетие вышли сборники научных работ, посвященных как мультикультурной литературе в целом, так и творчеству отдельных этнических авторов. Среди них особо можно выделить собрание материалов последних международных конференций по литературе США, проведенных в МГУ в 90-х годах, монография М.В.Тлостановой, диссертационные исследования А.Магдеевой, С.В.Пухнатой. Для раскрытия избранной темы, кроме вышеозначенных работ, особую помощь нам оказал сборник, опубликованный американским исследователем Д.Т.Гольдбергом, книга У.Боэльховера "Этнический семиозис в современной американской литературе" и ряд других работ зарубежных авторов.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена как довольно малым освоением заинтересовавших нас проблем, так и

своеобразным подходом к их освещению. В данной работе по существу впервые была предпринята попытка одновременно показать истоки современного состояния культурного разнообразия в США, раскрыть феномен афроамериканской многослойной этнокультуры, а также рассмотреть литературу США 70-90-х годов XX столетия и, в частности, современную афроамериканскую, с культурологических позиций, показав на примере творчества конкретных авторов роль факторов этничества и расы в литературном процессе эпохи мультикультурализма. Диссертантка является одной из первых исследователей, систематизировавших материалы последних лет по мультикультурализму и афроамериканской культуре с целью проследить диалектику мультикультурного процесса в США, выявить причины и результаты такого процесса применительно к отдельно взятой (в данном случае негритянской) культуре. Истокам мультикультурализма отведено существенное место в диссертации. Соответственно с этим направлением работы рассмотрено культурное наследие черных американцев, их современное творчество, уточнены многие особенности их идеологических и эстетических позиций на настоящем этапе. По ходу анализа художественных произведений Т.Моррисон и Э.Уокер значительно углублены уже ранее сделанные сопоставления, проведены и совершенно новые, никем до сих пор не отмеченные.

Цель данного исследования - определить значение феномена мультикультурализма в развитии культуры США на современном этапе, выявить динамику развития афроамериканской культуры как важнейшего элемента общеамериканской культуры, а также осмыслить самобытную художественную манеру выдающихся негритянских писательниц второй половины XX века Т.Моррисон и Э.Уокер, путем соотнесения их произведений с работами писателей предшествовавших периодов развития негритянской литературной традиции, а также посредством

сопоставительного анализа работ этих двух писательниц, как представительниц одного поколения.

Отсюда вытекают конкретные задачи работы:

а) Показать истоки современного мультикультурализма, его роль в
жизни США последней трети XX столетия, а также его влияние на развитие
многонациональной американской литературы.

б) Рассмотреть афроамериканский компонент американской культуры
с учетом постоянного двустороннего взаимовлияния и взаимообогащения
белой и черной культур.

в) Дать культурологический анализ произведений конкретных
афроамериканских писателей (Т.Моррисон, Э.Уокер) с учетом разработки
ими тем межрасовых отношений, дальнейших путей развития негритянской
культуры, а также женской проблематики.

г) Выявить сходные черты в творчестве Т.Моррисон и Э.Уокер, как
представительниц одной эпохи и одной этнокультуры США, рассмотреть и
систематизировать критические отклики современных исследователей на
творчество этих писательниц.

При осуществлении намеченных целей и задач использовались
содержательно-структурный, историко-культурологический и

сравнительно-типологический методы анализа литературного материала.

Предметом настоящей диссертационной работы послужили произведения Т.Моррисон и Э.Уокер 70-90-х годов, а также критические материалы об этих писательницах. Их работы рассматриваются в хронологической последовательности, с тем чтобы проследить, как они обретали в се новые черты (образы, тематику и т.д.), характерные для современной мультикультурной литературы. В диссертации была определена особая роль произведений Т.Моррисон и Э.Уокер как значительного документа своей эпохи. Предпринята попытка отвергнуть устоявшееся мнение об афроамериканской литературе как о маргинальной.

На большом материале раскрывается отношение к Т.Моррисон и Э.Уокер современной критики, сопоставляются отклики на их произведения, отличающиеся идейным и художественным своеобразием. Изучение их творчества периода 80-90-х годов привело также к обнаружению традиций афроамериканской литературы, преломленных в прозе Моррисон и Уокер, к сопоставлению с сочинениями других писателей. Диссертантка рассматривает точки соприкосновения, наличие компаративных связей между этими писательницами, выявляет возникшую общность творческих достижений этих писательниц.

Методологическая основа предпринятого исследования опирается на труды американских, европейских и российских исследователей, писавших об американской и афроамериканской истории, культуре, литературе, а также о творчестве Т.Моррисон и Э.Уокер. Свои позиции диссертантка проясняет с учетом целого ряда работ вышеназванных нами авторов, в том числе справочного характера, созданных за последние годы в основном в США. При написании настоящей работы учтены достижения по теории культуры и литературы, истории американской словесности XIX-XX веков. На данной методологической основе стало возможным проследить сложную, но стройную эволюцию американской культуры XX столетия, ее с каждым десятилетием обогащающиеся черты: стремление к пониманию "другого". Преломление субкультурных традиций в общей культуре. На этом материале осмысливается развенчание мифа о воплощении американской мечты в унифицированном обществе, современные выступления в защиту ценностей самобытных культур, предполагающих множественность идеалов, в защиту права каждой этнической культуры на свободное самоопределение и самовыражение в рамках общеамериканской.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Основные положения и выводы диссертации могут быть

использованы в дальнейших исследованиях мультикультурализма.

Материалы и содержание диссертации могут также быть использованы при подготовке учебных курсов по ряду предметов истории и теории культуры, культурологии, антропософии.

Обоснованность и достоверность диссертационного исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик, адекватных задачам и условиям эмпирического исследования и внутренней согласованностью полученных данных, а также объемом проанализированных материалов.

Цель и задачи работы обусловили ее структуру: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе - «Мультикультурализм США последней трети XX века: его истоки и значение в жизни современной Америки» - речь идет о том, что в ходе теоретической разработки проблем ассимиляции, или социокультурной адаптации этнических групп в американском обществе, американскими учеными было выделено несколько концепций, в которых отражалась та или иная степень доминирования евроамериканской группы в разные периоды истории США. Вопрос этничности с каждым новым витком истории обретал иное звучание. Однако особое значение для современного этапа межкультурных взаимоотношений обрела смена социально-культурной парадигмы в 60-е годы XX столетия на плюралистичную, когда расовые меньшинства заявили о своей роли в развитии страны.

Знаменателен тот факт, что в конце XX столетия во всем мире наблюдается обостренный интерес к вопросам этничности, о чем свидетельствуют работы современных социологов, историков, антропологов, в частности англичан Б.Андерсона, Э.Хобсбаума, Э.Смита, американцев М.Хектера, М.Гордона, разработавших те или иные аспекты теории этничности. В свете их исследований США конца XX века

представляют собой неординарный с культурологической точки зрения феномен, что предсказывали ученые, ставшие классиками американской мысли, - А.Токвиль, В.Л.Паррингтон, У.Джеймс, Г.Стернз, Дж.Сантаяна. Их работы свидетельствуют о том, что развитие американской истории неизбежно должно было привести к современному состоянию смешения культур, традиций, обычаев со всеми проистекающими проблемами непонимания, социального, экономического и культурного подавления. Изменения в восприятии американцами своего национального характера соответствовали неуклонному росту количества этно-расовых групп в составе нации, что определялось экономическими причинами, как то экспансия на Запад, развитие промышленности и т.п. В данном диссертационном исследовании прослеживается развитие этнокультурных теорий США от монокультурных представлений XIX- начала XX веков (Д.Фиск и др.) до плюралистичных воззрений XX века (Г.Каллена), которые получили свое дальнейшее развитие в работах современных американских антрополога Ч.Тайлора, социологов Д.МакКеннела, Д.Гольдберга, Л.Фахса, Дж.Ройса, Р.Борна, а на грани XX-XXI веков у представителей различных мультикультуралистских социальных течений, таких как Дж.Кан, М.Шлезингер мл., Х.Бхабхи, Э.Сайда.

Однако, несмотря на весьма демократичный характер популярных в XX столетии концепций культурной ассимиляции, таких как теории "плавильного тигля" и "плюрализма культур", фактически, на рубеже XX-XXI веков в Америке получил развитие лишь структурный плюрализм, когда представители различных групп могут участвовать в социальной жизни страны, но как таковой культурный плюрализм, иными словами, равноправное развитие этнокультур, все еще не осуществим. Многие выдающиеся деятели науки и культуры в США, пришедшие к пониманию значимости данной проблемы для дальнейшего благополучного развития культуры, пытаются решить ее совместными усилиями, объединяясь под

лозунгами мультикультурализма, определение которого будет предложено
в главе 1. Среди участников данного движения есть и
мультикультуралисты-консерваторы, и либералы, а также

мультикультуралисты демократического толка. Сами названия мультикультуралистских течений говорят об их политической подоплеке.

Несмотря на то, что современные мультикультуралисты, какому бы направлению они не принадлежали, борются за достижение реального равноправия между расами и национальностями в американской культуре, в последнее время нередко можно услышать критику в адрес этого движения (наиболее обоснована она у Р.Бернстайна, исследовавшего влияние широкой мультикультуралистской пропаганды на общественное мнение и психику американцев), и надо сказать, что она небеспочвенна, ибо сегодня существует тенденция к превознесению категорий расы и этничества как основных компонентов личностной идентификации, что опять-таки приводит к разжиганию межнациональной розни.

В противовес подобным устремлениям, политическим амбициям, можно поставить независимое многонациональное искусство Америки, которое зачастую более эффективно воздействует на межкультурные контакты. Современная этническая литература, иными словами художественное творчество национальных меньшинств, является своего рода откликом на призыв общественных деятелей. В одном из недавних выпусков журнала "Американская литература" было отмечено, что произведения таких этнических авторов, как Л.Эрдрих, Т.Моррисон, К.Гарсиа, "приводят читателя к основам нашего национального спора о культурном многообразии и этнической идентичности. ...их герои играют роль "наследника-этнографа", воспитанного в рамках своей культуры, но "отчужденного" от нее в результате геноцида и опрессии, а также по причине ассимиляционных процессов"1.

1 American Literature. Durham. December 1999. V.71 №4. P.815.

К)

Исследованиям глубинных изменений, происходящих в культуре и художественном творчестве многонациональной Америки, уделяется особое внимание и в среде российской критики. Такие выдающиеся литературоведы и культурологи как Ю.Лотман, Г.Гачев, Г.Злобин, А.Зверев и другие делают попытки научной разработки основ межкультурного обмена в мультиэтнической литературе США. Работы этих исследователей способствуют более глубокому анализу роли этнического фактора в культуре современной Америки. Помимо вышеназванных авторов, богатый материал по данной проблематике был накоплен Б.Гиленсоном, А.С.Мулярчиком, Т.К.Сенкевичем, С.А.Чаковским, а также А.В Ващенко, Ю.В.Стуловым и М.В.Тлостановой. Общей тенденцией последних исследований и разработок является стремление ученых на примерах конкретного живого культурного материала представить насколько это возможно систематизированно образы и тематику, ставшие' значимыми для американского писателя эпохи мультикультурализма. Достижению данной цели посвящено, в конечном счете, и наше исследование.

На основе анализа современного состояния культурного многообразия в Соединенных Штатах, во второй части диссертации «Афроамериканский компонент в американской культуре» уделяется особое внимание афроамериканскому компоненту как одному из важнейших в структуре американской культуры. В зарубежной и российской американистике за последние десятилетия было собрано значительное количество научного материала по развитию негритянской культуры и литературы, и интерес к этим феноменам не ослабевает. В связи с этим представляется важным выделить общие особенности и тенденции в развитии афроамериканского компонента, определить степень его влияния на общеамериканскую культуру, а также каналы взаимодействия евроамериканской, индейской и прочих компонентов культуры США.

Учеными сегодня исследуются основные причины, по которым
афроамериканская культура полностью не ассимилировалась с
евроамериканской. В недавних исследованиях Л.Левина, Э.Хобсбаума и
других представлены такие альтернативные способы противостояния
угнетению как рассказы беглых рабов, афроамериканские сказки о
трикстерах, духовные гимны и прочие формы народного творчества рабов,
характеризующиеся особыми африканскими элементами,

африканизированным мировосприятием, но в то же время отражающие черты новой для негров американской реальности.

Несмотря на "расовый барьер", у афроамериканцев всегда существовала уверенность, что они могут стать достойными равноправными американцами. Наиболее ярко эта уверенность проявилась в концепциях таких выдающихся деятелей негритянской социологической мысли, как У.Е.Б.Дюбуа и М.Гарви, а также в публицистике Р.Райта, Р.Эллисона, Д.Килленза, Л.Джонса и более современных Т.Моррисон, А.Локка, М.Кварлза, Л.Роджерса, обзор работ которых предложен во второй части данной диссертации. Мыслью о потенциальной возможности расцвета афроамериканской культуры при условии расового равноправия в США проникнуто практически и все творчество черных писателей, которое является благодатным материалом для культурологических и этнических исследований. Как отмечают российские специалисты в сфере афроамериканской культуры, среди них можно выделить Т.Цинцадзе, О.Ю.Сурову, Ю.В.Стулова, Н.А.Высоцкую, негритянская литература характеризуется особой диалогичностью, ибо черный писатель всегда стремился к диалогу американских культур, к их сближению и взаимообмену. Помимо прочего, афроамериканская литература характеризуется особым подходом к решению общеамериканских проблем, будь то тендерные проблемы, вопросы самоопределения личности в меняющемся мире и прочее. В силу этого, в третьей части работы

«Творчество Т.Моррисон и Э.Уокер в контексте афроамериканской литературной традиции в эпоху мультикультурализма»

рассматривается творчество Т.Моррисон и Э.Уокер, которое выражает квинтэссенцию культуры черных американцев и проливает свет на современные проблемы американского общества. В романном мире этих писательниц представлен глубокий зрелый анализ взаимоотношений рас, свежий неординарный подход к меняющемуся образу афроамериканца, что отмечают такие российские исследователи как А.С.Мулярчик, С.В.Пухнатая, А.Магдеева, Т.Н.Денисова и другие.

Как писательница и общественный деятель, Т.Моррисон выступает последовательным противником всякого рода культурной исключительности и культурного изоляционизма, способствуя диалогу культур. Она стала поборником духовного единства человечества при безусловном сохранении всех национальных своеобразий. Т.Моррисон, глубокий знаток афроамериканской культуры, питаемой африканскими истоками, видит выход для своей страны и всего человечества в обращении к духовному опыту прошлого, а также в свободе от идеологического догматизма. Во главу угла общественного развития она ставит нравственные ценности, а хранителем нравственного здоровья своей расы она считает сам негритянский народ.

Как и Моррисон, другая известная представительница современной культуры США Э.Уокер видит единство своего народа в его стремлении к полноправному росту и развитию и не является безоглядной "антиевропеисткой", отвергающей диалог с культурой белых, но и решительно отвергает полную ассимиляцию. Она выражает критическое отношение к "издержкам" западной цивилизации, допущенным в отношении "периферийных" народов, и делает особый акцент на их моральном и эстетическом превосходстве над белыми, равно как и на необходимости прежде всего нравственного, а не "технократического"

совершенствования человека. По мнению писательницы, на африканскую и афроамериканскую культуры возложена особая миссия - возродить этические принципы человечества, чего возможно не смогут сделать европейская и евроамериканская цивилизации, погрязшие в потребительстве.

Для творчества Т.Моррисон и Э.Уокер также характерен неординарный взгляд на нравственность, когда в это понятие включаются не только отношения между людьми, но и в не меньшей степени - их отношение ко всему живому. В их понимании западная цивилизация, отделяя человека и целые народы, в частности африканский и индейский, от природы, подрывает их физическое и нравственное здоровье и в конечном счете может привести к их вырождению и гибели. Основную разницу между двумя культурами - евроамериканской и афроамериканской -Т.Моррисон и Э.Уокер видят в том, что негритянская культура ориентирована в основном на постижение внутреннего мира человека, в то время как белая культура - на покорение окружающего мира, и задача человечества состоит в том, чтобы объединить в творческом усилии западный и африканский менталитеты. Черный человек должен отбросить чуждый ему "вещизм" и вернуться к своей культуре и ее ценностям. Африканцы и афроамериканцы должны расширить свою картину мира до глобальной, подняться над сиюминутными проблемами и интересами, превзойти ненависть, изжить комплекс неполноценности, получить образование. Все это, а также милосердие и сострадание, может избавить человека от будущих войн и экологической катастрофы, помогут искоренить расизм. Гуманист и патриот, Т.Моррисон становится врагом любых форм национального эгоизма, ксенофобии и насилия, выступает против всех видов предрассудков, унижающих человеческое достоинство. Она выражает беспристрастно-плюралистическое видение человечества как равноправной семьи народов, исключает какое либо национальное

высокомерие, в частности, такое его проявление, как афроцентризм, разоблачает "сильных" правителей, не останавливающихся перед злом, обманом, лицемерием и любыми формами манипулирования общественным мнением, утверждая, что мифы современности (расизм, национализм) ничем не отличаются от мифов "примитивных" народов. Современные вожди гипнотизируют доктринами, неизбежно обреченными, подобно древним мифам, на критическую переоценку и забвение будущим, и Т.Моррисон надеется, более совершенным человечеством.

Обращение к прошлому своей расы неслучайно сделалось доминирующим в творчестве обеих писательниц. Это позволило им продемонстрировать особенность негритянской расы, как обладающей даром, способностью к человеческому единению, и сделать вывод, что эти достоинства совсем не зависят от ее экономической силы. Высокая оценка Т.Моррисон и Э.Уокер черной общины как оплота духовности в современном мире в конечном счете связана с перенесенными ею страданиями, ибо лишь они, в глазах Т.Моррисон и Э.Уокер, формируют полноценную - индивидуальную и коллективную - личность. Дух негритянского народа наиболее способен вместить в себя идею человеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая, но чисто нравственная черта.

В заключении работы приводятся выводы и намечаются пути дальнейших исследований.

Феномен этничности и теории социально-культурного взаимодействия национально-этнических меньшинств в США

Феномен этничности - один из самых популярных предметов изучения мировой науки последних десятилетий. Сегодня почти в каждой крупной стране успела сложиться своя академическая "школа этничности". Это объясняется рядом важных обстоятельств. Этнические факторы играли и продолжают играть важную роль в жизни очень многих стран мира, особенно тех, которые имеют сложный состав населения. Эти факторы во многом определяют и международные отношения. Достаточно сказать, что ситуация в почти всех "горячих точках" планеты, будь то, например, Ирландия, Ближний Восток или Югославия, так или иначе связаны с неразрешенностью там религиозных, этнических и расовых проблем.

Тема этничности стала актуальна и в современной американистике в связи с тем, что современное американское общество состоит из множества социокультурных общностей, сумевших в известной мере сохранить свою специфическую культурную идентичность. Именно здесь остро встает насущный вопрос современности: как представителям различных этнических групп удается сохранить особенности своей культуры в сочетании с глубинными общенациональными традициями?

В США эта проблема уходит своими корнями в историческое прошлое. За два века в Соединенные Штаты приехало больше эмигрантов, а главное, большее количество категорий эмигрантов, чем в любую другую страну. Покинув "старый мир" по разным причинам, каждая новоприбывшая группа формировала свою собственную общность. Как отмечают американские аналитики, этот процесс продолжается и теперь - на пороге XXI века - и служит ярким свидетельством динамики американской культуры. При этом каждая этническая культура привносит в американскую культуру что-то новое, что-то неповторимое.

Сложившуюся в США модель этнических взаимоотношений невозможно понять без учета ее европейских корней. Основной принцип подхода к феномену этничности, выработанный антропологами США и Великобритании, условно можно назвать концепцией маргинальной, то есть частичной, второстепенной, этничности. Суть подобного понимания этнической проблематики сводится к тому, что интуитивно улавливается самое важное в любой фольклорной модели, и эти компоненты признаются частью американской национальной культуры, так как их присутствие невозможно отрицать. Но в то же время их часто рассматривают как не основные, играющие вторичную роль элементы, присущие по большей части конкретным группам населения. При этом проводится разграничение между "своими" и "чужими". Европейские ученые издавна связывали это разграничение термином "э т н о с".

Греческое " " (этнический), еще в 4-5 веках до н.э. указывавшее на всякую совокупность схожих по какому либо признаку живых существ, в более позднее время стало приобретать смысл "негреческого племени" и уже в Средневековье использовалось и христианами, и евреями для обозначения, соответственно, нехристианских и нееврейских народов, то есть всего языческого и варварского сразу. Уже с конца XIV века в западной литературе это слово обозначает непохожую на свою, другую культуру. Любая самобытная культура становится попросту "этнической".

Подобное "фольклорное" понимание термина закрепилось в европейской традиции, а на американской почве приобрело абсолютный характер. "Такое априори обращение к этнической проблематике в терминах "маргинального", -пишет Е.Л.Торопова, - служило неизменным фоном всех создаваемых учеными концептуальных полотен вплоть до самого недавнего времени" .

Начиная с 40-х гг. усиливаются голоса наиболее дальновидных антропологов, озабоченных тем, что люди пытаются трактовать культурные институты других, незнакомых им обществ в терминах знакомых и бесспорных категорий их собственной культуры. Рубежом преобладания концепции маргинальной этничности можно считать конец 70-начало 80-х гг. XX века, когда почти одновременно вышли в свет ставшие популярными книги, написанные английскими историками Б.Андерсоном ("Воображаемые сообщества", 1983) и Э.Хобсбаумом ("Изобретение традиции", 1984).

Основная методологическая ценность их работ состоит в том, что, анализируя преимущественно европейскую историю, авторы уловили и донесли до читателя новую концепцию этничности, показав традиционность современного европейского общества, его тягу к формализации и ритуализации своего социального пространства на основе исконных принципов. Они пришли к выводу, что европейское общество сегодня организовано не менее "этнично", чем, например, общество индейцев, отстаивающих свою независимость. Отмечая всеобщность явления этничности и его универсальность, оба автора указывают на то, что этничность становится общечеловеческим способом выражения приверженности к культуре конкретного народа, и территория ее действия охватывает весь земной шар.

Таким образом, индивидуальный по своей природе феномен этничности -самосознание на уровне этноса, иначе говоря, выражение лояльности по отношению к своим корням - явление всеобщее и всечеловеческое. Проблемы смены на протяжении XX века культурной парадигмы в мировом обществоведении - с западной, традиционно логоцентрической на плюралистичную - находят своеобразное выражение в культуре некоторых европейских стран, а также пересекают границы отдельных национальных культур, оперируя в глобальном контексте. Процесс перерастания внешних, экзогенных, национальных симптомов во внутренние, эндогенные, культурэтнические ощущения регистрируются европейскими учеными как трансформация национализма в Западной Европе. Институт политизированного национализма там постепенно заменяется "культурной этничностью", то есть проявлением национального чувства через явления культуры.

Феномен "двойственности\ многослойности" афроамериканского сознания и культуры: причины и история его возникновения

Афроамериканская культура представляет собой один из основных компонентов американской мультикультуры. Как отмечает Н.А.Высоцкая, "разговор о вкладе этнических меньшинств в национальную культуру США традиционно принято начинать с афроамериканской культуры - наиболее богатой и развитой (количественно и качественно), имеющей самые давние традиции, представленной широким спектром имен и явлений"1. Не будет преувеличением сказать, что именно творческие достижения черных американцев в значительной степени обусловили полифонизм американской культуры XX века. Более того, по мнению большинства российских ученых, изучение культуры афроамериканцев, толчок которому дали бурные события негритянского движения 60-х годов, послужило моделью для нынешних активно ведущихся этнических исследований.

В материальном, психологическом и культурном планах черная Америка представляет собой часть общенационального наследия, и независимо от того, чем Америка станет в будущем, частично ее облик будет сформирован черными. С другой стороны, сегодня можно говорить о многосоставности самой афроамериканской культуры, так как за столетия, проведенные людьми черной расы на североамериканском континенте, на первоначальную африканскую основу наложилась не только культура американских колонистов, но и индейские, испаноязычные и европейские влияния, то есть речь идет о "многослойности" (термин Н.А.Высоцкой) воздействий.

Перед исследователем афроамериканской культуры в первую очередь встает вопрос, каковы причины того, что негритянская группа значительно выделяется на общем культурном фоне США. Т.К.Сенкевич в своей кандидатской диссертационной работе "Некоторые проблемы современного романа США и "Невидимый человек" Ральфа Эллисона"(1970) пишет о том, что формированию специфических черт культуры негров способствовало "железное кольцо" исторических обстоятельств1. Различия между афроамериканской и другими американскими субкультурами обусловлены существованием в прошлом таких институтов как рабство и дискриминация. Ведь жизнь большинства негров, вплоть до последних десятилетий, протекала в тесных географических и культурных границах негритянских общин и городских гетто. Эти обстоятельства породили характер культуры, которая полностью не растворялась в американской.

В отличие от других групп эмигрантов, афроамериканцы, ввозимые на американский континент, почти сразу же теряли связи со своей прежней культурой, ибо язык, особый семейный уклад, религия - все это систематически искоренялось из быта и сознания негров. "Жестокое и молниеносное отсечение негра от его культурных ценностей и привычных связей, имело трудно вообразимое травмирующее влияние на его личность. Тяжелые последствия его

деиндивидуализации, усугубленные тремя веками рабства и угнетения, до сих пор оказывают свое влияние. Тем не менее, негр выжил - главным образом потому, что сумел перестроить свою психику вокруг системы ценностей, которую нашел в своей стране. И он является одним из тех американцев, которому пришлось создавать свою индивидуальность почти полностью на американской основе и в американском окружении"1.

Кроме того, афроамериканцы были вынуждены строить жизнь в пределах культуры, к которой не имели полного доступа, отсюда процесс приспособления негра к доминантной культуре - это сплошная цепь конфликтов, когда негр отождествляет себя с ней и вынужден отвергать ее. Как утверждает Т.К.Сенкевич в вышеназванной работе, афроамериканцы вынуждены были "метаться" между двумя полюсами - ассимиляционизмом и национализмом, не будучи в состоянии полностью встать на один из этих путей.

Писательница и общественный деятель Т.Моррисон отмечает, что черные американцы три столетия пытались доказать тот факт, что понятие "расы" не является определяющим в человеческих взаимоотношениях, в то время как теологи и историки настаивали на обратном. Когда же афроамериканцы осознали себя расой с самобытной этнокультурой, заслуживающей признания и уважения, наукой было заявлено, что культурная сторона понятия "расы" отсутствует. По мнению Т.Моррисон, это несправедливо, ведь "афроамериканская субкультура действительно существует. Конечно же, на нее оказали значительное влияние западные ценности, но и она, в свою очередь, внесла определенный вклад в западную культуру" . С последним утверждением связуется также небезызвестное высказывание негритянского теоретика У.Е.Б.Дюбуа о том, что история американских негров - это "стремление создать из двойственного американского "Я", лучшее и более правдивое "Я". Но в этом стремлении они не пытаются "африканизировть" Америку, так как она может многому научить Африку и весь мир. Но они также не могут позволить себе полностью "американизоваться", ведь и черная кровь несет в себе особый смысл"1. У.Е.Б.Дюбуа задается вопросом, является ли негр только американцем и никем более, не обладая особыми культурными ценностями. Если же существует афроамериканская субкультура, то что является определяющим фактором ее развития: борьба с расизмом, экономической отсталостью или африканские истоки. Что касается последнего фактора, то значительную роль африканского наследия, на которое наложились влияния американской среды, подтверждает высказывание европейского социолога Ч.Валентина о том, что "изначальные культурные коды, такие как ритуалы общения, языковое поведение, не могут быть приобретены или уничтожены в одночасье посредством системы рабовладения или заключения в городских гетто. Эти коды - интегрированная часть символической системы общепринятых ассоциаций, которые имеют внутреннюю связность и логику"

Концепция культуры и личности афроамериканца в произведениях Т.Моррисон и Э.Уокер

В эпоху мультикультурализма афроамериканские писатели стремятся к решению глобальных проблем современности, как то развитие цивилизаций и культур, самоопределение личности в меняющемся мире, взаимопонимание между народами, тендерные отношения, с позиций своей культуры. В данной главе мы обратились к произведениям таких афроамериканских писательниц, как Т.Моррисон и Э.Уокер, исходя из того, что их творчество, получившее высокую оценку как в США, так и во всем мире - они являются, в частности, обладательницами многих премий, в том числе международных, - позволяет обозреть обширную панораму жизненного опыта черной общины в Соединенных Штатах. В их произведениях представлен глубокий зрелый анализ взаимоотношений рас и национальных меньшинств в рамках американской культуры, свежий неординарный подход к меняющемуся образу современной женщины. В целом, их творчество выражает квинтэссенцию "культуры черных" и проливает свет на многие проблемы американского общества.

Среди афроамериканских писателей двух последних десятилетий Т.Моррисон является одной из самых значительных фигур. Ее место в литературе обеспечивается тем органическим соединением западной цивилизации и "африканских корней", которое прослеживается как на уровне ее художественной философии, так и на уровне поэтики. Творчество писательницы привлекает к себе внимание многих известных литературоведов и критиков в США и за рубежом. Это объясняется не только самобытностью ее творческой манеры, но и тем, что в ее произведениях выразились новые настроения негритянской общины, те тенденции, которые стали доминировать в афроамериканской литературе в 70-80-е годы.

"Если до публикации романа "Песнь Соломона"(1977) писавшие о Т.Моррисон предпочитали говорить о ней, как об одном из маргинальных "этнических авторов", то после этой книги она выдвигается, согласно устойчивому мнению, на стремнину единого в своей множественности литературного процесса в Соединенных Штатах" , - пишет российский литературовед А.С.Мулярчик. "Моррисон превратилась в одну из крупнейших фигур как афроамериканского, так и общенационального масштаба", -провозгласил составитель целиком посвященного творчеству писательницы журнального вьтуска. "Ведущей выразительницей современной американской

культуры многоголосия" назвали недавно Т.Моррисон на страницах влиятельного академического ежеквартальника. А американский писатель Ч.Руас отметил, говоря о связи ее творчества с народной традицией, что даже в самом облике писательницы есть что-то от африканской вуду, ворожеи, пророчицы, хранительницы народных знаний.

Отвергая грубо и жестко идеологизированное искусство, Т.Моррисон утверждает, что она пишет для черного народа и о черном народе: "Когда я смотрю на мир, воспринимаю его и пишу о нем, это мир черного народа. Это не значит, что я не хочу писать о белых. Я только знаю одно: когда я пытаюсь разрабатывать различные темы, то люди, которые лучше всего подходят для меня - это черные люди" . О Т.Моррисон можно сказать, что она идет по пути Дж.Болдуина, использует его опыт интеграции различных культурных элементов в литературе, сохраняя специфику каждого составляющего, и таким образом Моррисон углубляет слияние американских субкультур. Однако, если в творчестве Дж.Болдуина ощутимы в равной мере традиции как черных, так и белых, то в творчестве Т.Моррисон, как отмечает С.Пухнатая, "доминирует афроамериканская народная традиция, хотя это не исключает влияние литературы белых американцев, в частности, У.Фолкнера" . И все же , как и для Дж.Болдуина, для Т.Моррисон невозможен выбор культуры, цель не в выборе, но в синтезе элементов различных культур.

В целом, анализ творчества Т.Моррисон как эстетического слияния различных культур и традиций закономерен и актуален, ибо позволяет конкретно показать интертекстуальность (термин М.Фабра), рождающуюся в диалоге различных культур, когда активизируются межкультурные связи. Решающее воздействие на творчество Т.Моррисон оказала негритянская народная культура. Однако, многие критики говорят о традициях З.Н.Херстон,

Дж.Тумера и других выдающихся негритянских писателей в ее творчестве. Видимо, это происходит от того, что в основе ее произведений лежит афроамериканская культура и такие значимые для этой культуры понятия как "черная церковь", "черная община", "предок", "хор", о которых речь пойдет далее.

Похожие диссертации на Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер