Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Макарова, Нина Альбертовна

Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития
<
Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Нина Альбертовна. Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Макарова Нина Альбертовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2012.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/369

Содержание к диссертации

Введение

1. Зарождение марийского хореографического искусства 26

1.1. Истоки марийского хореографического искусства и его место в обрядовых действиях и праздниках 26

1.2. Первые опыты трансформации народных танцев в спектаклях Марийского драматического театра им. М. Шкетана .: 44

1.3. Формирования профессиональной балетной труппы Марийского музыкального театра 59

2. Исторические условия становления и развитие первого профессионального ансамбля 91

2.1. Наследие древнего народа мари в становлении и деятельности Марийского ансамбля песни и танца 91

2.2. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» и деятельность Михаила Мурашко 129

2.3. Государственный ансамбль танца «Марий Эл»: репертуар и география гастролей (90-е гг. XX в.) 169

Заключение 179

Источники и литература 184

Приложения 206

Введение к работе

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено осмыслению исторического пути развития национального хореографического искусства и анализу деятельности ансамблей народного танца.

Актуальность работы связана с рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время неизменно возрастает интерес к историческим истокам национального искусства, к вопросам возрождения традиций, обычаев и культуры народа. Идет процесс не только пропаганды утерянных ценностей, но и философско-исторического осмысления природы национального искусства, в том числе и народного танца. Во-вторых, исследование истории этого феномена на региональном марийском материале может способствовать устранению имеющихся недостатков в ревитализации традиционной культуры народов. В-третьих, данное исследование позволяет впервые рассмотреть марийское танцевальное искусство как национальное богатство, занимающее достойное место в сокровищнице мировой культуры, а также воскресить страницы истории ансамбля танца и балетной труппы, которые пережили сложные этапы творческого формирования, становления и последующего развития. В-четвертых, материалы диссертационной работы могут быть полезными при решении проблемы бережного отношения к танцевальному творческому наследию, в стимулировании исследовательской работы по изучению, обобщению и систематизации жанров марийского танца; активизировать работу хореографов в поисках уникальных аутентичных образцов народного танца и их профессиональной сценической обработке. Кроме того, данное исследование дает возможность для более подробного и предметного анализа новаторской деятельности М.П. Мурашко, для обоснования нашего тезиса о нем как об основоположнике марийской народно-сценической хореографии, что до настоящего времени сделано не было.

В основу настоящего исследования, посвященного анализу истории становления хореографического искусства в Республике Марий Эл и творческого пути, пройденного первым национальным профессиональным ансамблем песни и танца, положен хронологический принцип.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющихся источников свидетельствует о том, что специальных обобщающих работ по истории марийского хореографического искусства до настоящего времени не имеется. Опубликованные в разные годы работы (преимущественно публицистического, описательного или искусствоведческого, но не историко-культурологического характера), чаще всего, как правило, были посвящены творчеству отдельных марийских балетмейстеров или исполнителей. Вне круга внимания исследователей остались и история становления марийской балетной труппы, и деятельность балетмейстеров-постановщиков Марийского драматического театра имени М. Шкетана, и целый ряд важнейших вопросов народной хореографии.

В имеющейся историографии по хореографическому искусству мари условно можно выделить несколько групп.

В первую из них входит литература о зарождении и эволюции народных танцев, об их месте в обрядовых действах и народных праздниках. Данные сведения извлечены нами преимущественно из дореволюционных историко-этнографических источников (С.К. Кузнецов, А.Ф. Риттих, И.Н. Смирнов, А.А. Фукс, В.М. Шестаков, Г.Я. Яковлев и др.). Хотя в дореволюционной литературе особенности танцевальной культуры мари освещены весьма фрагментарно, в этих публикациях обращает на себя внимание индивидуальность взгляда ряда исследователей на танцы народа мари и подмеченные ими некоторые закономерности их развития как самобытного искусства. Танец в качестве одного из компонентов марийских календарно-обрядовых праздников рассматривают в своих работах В.А. Акцорин, Г.Е. Шкалина, О.А. Калинина. Анализу истоков марийского танца посвящено исследование М.П. Мурашко.

Первые специальные издания, посвящённые народной хореографии мари, появились во второй трети ХХ века. Это работы Б.Ф. Колчина, Л.П. Соколова, А.А. Чеботкина, в разные годы в прошлом работавших артистами или балетмейстерами Марийского ансамбля песни и танца. Описательность, доступность формы подачи материала по разучиванию и усвоению танцев характерены и для более поздних изданий марийских балетмейстеров, в частности, работ А.А. Чеботкина и Т.В. Дмитриевой. Однако, эти источники не дают полного представления о специфике манеры и техники исполнения марийского танца.

Осмыслению танцевального искусства с культурологической точки зрения посвящена работа этномузыковеда О.М. Герасимова: в «Очерках по народной хореографии мари» автор называет хореографическое творчество «эстетическим лицом» народа, а также приводит описание фольклорных танцевальных первоисточников. Этот бесценный материал собран учёным во время фольклорно-музыкальных экспедиций в различные регионы компактного проживания мари за пределами Марий Эл.

Следует также отметить, что краткое описание особенностей танцевальной культуры мари представлено в работах профессора Самарской академии культуры и искусств Г.Я. Власенко «Танцы народов Поволжья» и «Традиционная танцевальная культура народов Поволжья», опубликованных в издании под общей редакцией профессора Казанского университета культуры и искусств В.Н. Горшкова.

Ко второй группе историографических источников нами отнесены исследования, в которых имеются описания первых попыток трансформации народного танца в рамках театральных постановок, в частности, Марийского государственного драматического театра (ныне – Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана). Сюда же вошли материалы о деятельности балетной труппы Музыкального театра Марийской АССР (ныне – Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева) и Марийского ансамбля песни и танца, а также публикации о работе учебных заведениях, готовивших специалистов по хореографическому творчеству.

В первую очередь следует отметить основополагающую для национального театроведения монографию М.А. Георгиной «Марийский драматический театр. Страницы истории (1917 – 1978)», в которой проанализирован определенный отрезок истории национального сценического искусства. Кроме того, монография М.А. Георгиной освещает незаурядную творческую личность Н.М. Арбана, уровень поставленных им в танцев, на наш взгляд, впервые достиг профессионального уровня. Ряд исследователей (В.М. Горохов, Л.В. Добронравова, Г.З. Зайниев, А.Е. Иванов, Н.И. Кульбаева, Л.П. Смоленцева), касаясь истории марийского театрального искусства, раскрывают различные грани таланта «марийского Кальмана» – драматурга, композитора, художника и балетмейстера. К сожалению, авторы не смогли уделить должного внимания балетмейстерскому дару этого таланта-самородка. Лишь Л.П. Смоленцева в своих воспоминаниях в небольшой главе «Балетмейстер» обращается к этой сфере деятельности Н.М. Арбана.

Определенный интерес ко второй группе источников представляют публикации – Л.П. Смирнова, Д.А. Карамовой и С.С. Кирилловой. Из этих книг-воспоминаний можно почерпнуть немало сведений и фактов о Марийском ансамбле песни и танца и драмтеатре.

Монография Б.А. Резникова освещает историю развития Марийского ансамбля песни и танца. Помимо замечаний касательно марийской хоровой культуры, эволюции творческих марийских хоровых коллективов и их концертной деятельности, автор приводит краткие творческие биографии балетмейстеров ансамбля, а также характеристики этнографических особенностей марийского народного танца

В 2011 году вышла монография о жизни и деятельности основателя Государственного ансамбля танца «Марий Эл», основоположника марийской сценической хореографии М.П. Мурашко, который является автором ряда книг – «Танцы Марий Эл», «Танцы Марийского края», «Марийские сюжетные танцы», – содержащих описания танцев из репертуара, созданного им ансамбля, нотный материал и эскизы костюмов. Работы М.П. Мурашко как глубокого исследователя и практика-профессионала представляют большую научную ценность для изучения определенного периода развития хореографического искусства в Республике Марий Эл 1969-1991 гг.

Пятидесятилетняя история Марийского республиканского колледжа культуры и искусств освещена в юбилейном справочном издании «Марийский республиканский колледж культуры и искусств. 50 лет». Здесь мы находим данные о первых преподавателях танцевального отделения, о деятельности отделения «Хореографическое творчество». В монографии Л.Л. Екельчик «70 лет Йошкар-Олинскому музыкальному училищу им. И.С. Палантая» сведения о первой балетной группе, организованной при техникуме искусств в 1936 году, о выпускниках танцевального отделения. Краткие справочные сведения об учебных заведениях, готовивших специалистов среднего звена по культурно-просветительской работе для самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, представлены в справочнике Л.И. Кульшетовой и В.И. Чесноковой.

Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует, что вышеперечисленные издания все же не дают целостного историко-культурологического представления о хореографическом искусстве народа мари. Назрела необходимость его изучения, обобщения и систематизации, в том числе в хронологической, а также определения значимости вклада в сокровищницу российской и общечеловеческой культуры.

Таким образом, объектом настоящего исследования является история марийского хореографического искусства.

Предметом исследования являются особенности формирования хореографического искусства народа мари, воплощенного в спектаклях Марийского драматического театра и балетной труппы Музыкального театра, а также в репертуаре Государственного ансамбля танца «Марий Эл».

Цель данного исследования – научное осмысление исторических предпосылок генезиса танцевального искусства, формирования и развития хореографического искусства Республики Марий Эл.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

– произвести анализ исторической, этнографической, искусствоведческой, культурологической литературы, касающейся истории марийской танцевальной культуры на различных этапах ее развития;

– выявить истоки марийского народного танца и показать этот феномен в различных исторических условиях;

– проанализировать постановки танцев в спектаклях и деятельность балетмейстеров в Марийском драматическом театре им. М. Шкетана (1929 – середина 1950);

– рассмотреть деятельность балетной труппы Марийского музыкального театра и формирование репертуара в первые годы его становления (1968 – 1978);

– выявить и исследовать этапы развития и творческой деятельности Государственного ансамбля танца «Марий Эл», его вклад в танцевальную культуру народа мари;

– исследовать период расцвета ансамбля «Марий Эл» под руководством М.П. Мурашко, выдающегося интерпретатора, новатора, создателя танцевального ансамбля нового типа;

– осветить новые культурологические сведения и факты о танцевальных постановках, спектаклях, а также деятельности балетмейстеров и артистов, которые внесли значимый вклад в дело развития как марийского, так и отечественного хореографического искусства.

Источниковая база исследования.

В процессе работы над диссертационным исследованием изученная литература и источники были систематизированы по следующим разделам:

I. Основные источники:

1. труды по культурологии, мировой художественной культуре, по теории искусств, этнографии, литературе;

2. энциклопедии, словари, справочники;

3. литература по истории Республики Марий Эл, истории советского драматического и балетного театра;

4. диссертации;

5. литература о народном танце, народном творчестве, фольклоре;

6. материалы периодических изданий по вопросам истории драматического и балетного театра, истории и специфике танцевальной культуры народа мари;

7. архивные, музейные материалы.

II. Практический материал:

1. участие автора в творческой жизни Государственного ансамбля танца «Марий Эл» в качестве солистки, педагога-репетитора (с 1986 года);

2. беседы с мастерами марийского народного танца, ветеранами Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, Государственного ансамбля танца «Марий Эл» (всего 42 человек);

3. видеофонды, фотографии, кинофильмы, афиши, репертуарные планы, концертные программки, буклеты.

Материалы первого раздела («Основные источники») являются основой для теоретико-методологического обоснования проблемы исследования, для выявления философских взглядов на развитие танцевальной культуры, для получения достоверных сведений по теории и истории культуры, искусства, театров, об этнографии народа мари. В частности сведения почерпнуты:

– из исследований выдающихся деятелей отечественной хореографии и народной художественной культуры (Г.Ф. Богданова, А.А. Борзова, К.Я. Голейзовского, В.М. Захарова, А.А. Климова, И.А. Моисеева, М.П. Мурашко, Т.С. Ткаченко, Т.А.Устиновой, В.И. Уральской, Ю.М. Чурко);

– из литературы, посвященные истории и теории балета (Ю.А. Бахрушина, Л.Д. Блок, В.М. Красовской, А.М. Мессерера, Ж.Ж. Новерра, А.А. Соколов-Каминского, Е.Я. Суриц, Н.И. Эльяш );

– труды этнохореологов (С.С. Лисициан, М.Я. Жорницкой, Н.И. Заикина, Н.А. Заикиной, Э.А. Королевой, В.В. Мальми, Е.М. Марголис, (в алфавитном порядке);

– из литературных источников видных марийских историков, этнографов, ученых-фольклористов, философов (А.А. Андреянова, О.М. Герасимова, Т.Е. Евсевьева, И.С. Иванова, А.Н. Павловой, К.Н. Санукова, Г.А. Сепеева, Г.Е. Шкалиной);

– из трудов балетмейстеров Урало-Поволжского региона (А.А. Алмазовой, Е.Н. Батуриной, А.Г. Бурнаева, М.Г. Кондратьева, Л.И. Начаевой, Л.И. Няниной, Т.Х. Тагирова).

Анализ и систематизация вышеперечисленных источников позволили определить методологию исследования. При выборе методологии применялись общенаучные методы (ретроспективный, индукции и дедукции, компаративный) и специальные (метод наблюдения и описания, интервьюирования). В нашем исследовании применены принципы историзма, целостности, объективности, системности, детерминизма.

Хронологические рамки. Исследование охватывает ХХ век.

1929 – середина 1950-х гг. – исследуются первые опыты трансформации народных танцев в постановках Марийского драматического театра им. М. Шкетана. Это был период творческого становления национального театрального искусства, период поиска, удач и потерь (особенно репрессии 1937 года). 1929 год – год создания Государственного драматического театра в Марийской Автономной Области. Середина 1950-х – начало нового этапа, период «оттепели», время относительной стабильности в работе марийского драмтеатра.

1968 – 1978 гг. – начало творческой деятельности балетной труппы музыкально-драматического театра им. М. Шкетана (затем – Государственного музыкального театра Марийской АССР), время осуществления первых творческих шагов, самостоятельных балетных постановок как мировой классики, так и национальных балетов.

Деятельность Государственного ансамбля танца «Марий Эл» в диссертационной работе исследуется по этапам: 1939 – 1969 гг.– время поисков и перемен, частая смена балетмейстеров, отсутствие стабильного состава танцевальной группы и марийской национальной программы; 1969 –1991 гг. – период творческого расцвета коллектива под руководством М.П. Мурашко (до момента его отъезда в Москву); 1990-е годы начало нового творческого этапа под руководством балетмейстера Ю.Г. Иркабаева.

Территориальные рамки охватывают административные границы Марийской АССР и территории компактного проживания народа мари в других регионах (республиках Башкирия и Татарстан, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областей).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционно танец являлся составной частью календарно-обрядовых праздников и имел многофункциональное, культурологическое значение; в современном бытовании танец присутствуют в праздничных увеселениях в качестве одного из элементов народного творчества, как символ национального своеобразия;

2. Первые попытки сценического воплощения марийского народного танца были сделаны Н.М. Арбаном в постановках Марийского государственного драматического театра им. М. Шкетана, причем постановки эти были осуществлены на профессиональном уровне;

3. Первый национальный балет «Лесная легенда» на музыку А. Луппова имел огромное значение для дальнейшего развития балетного жанра в республике;

4. В Марийский ансамбль песни и пляски, организованный в 1939 году на базе хоровой капеллы под руководством А.И. Искандарова, органично вливается танцевальная группа как самостоятельная единица. Первыми балетмейстерами-постановщиками ансамбля были приезжие специалисты;

5. Творческое направление, репертуар Марийского ансамбля песни и танца диктовал партийно-государственный аппарат;

6. М.П. Мурашко – новатор в сценической интерпретации традиций народного танцевального творчества. Деятельность М.П. Мурашко – достойный вклад в развитие марийского национального и отечественного хореографического искусства.

Научная новизна диссертационного исследования:

– впервые предпринята попытка систематизации, обобщения, освещения истории становления и развития танцевального искусства народа мари;

– выявлены новые танцевальные постановки и их авторы в спектаклях Марийского драматического театра им. М. Шкетана;

– обоснована историческая роль и значение Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл» в истории марийской и отечественной танцевальной культуры;

– впервые в творчестве М.П. Мурашко выделены как важные вехи в деятельности ансамбля «Марий Эл» два этапа, кардинально повлиявшие на формирование репертуара коллектива;

– выявлены значимые фактологические сведения из творческой жизни балетной труппы Музыкального театра, Государственного ансамбля танца «Марий Эл», художественных руководителей, солистов, а также введены в научный оборот новые архивные материалы по истории становления хореографического искусства республики.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования истоков марийского танца могут послужить расширению исторических знаний об эволюционном развитии танца как феномена духовной культуры;

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

– в качестве учебно-методического пособия по истории отечественного хореографического искусства и хореографии марийского этноса;

– в практике современного отечественного балета;

– специалистами-хореографами, этнографами, культурологами, а также широким кругом лиц, интересующихся традиционной культурой народа мари;

– как первоначальная база, дополнительный материал для более углубленного изучения некоторых этапов истории марийского хореографического искусства для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в литературно-критических, историко-теоретических публикациях (в том числе и в журнале, включенном в перечень научных журналов и изданий ВАК РФ), в монографии «Ансамбль имени республики», в ряде научных статей, а также представлялись на международных, всесоюзных научно-практических конференциях: «Социокультурное развитие Республики Марий Эл: история и современные процессы (Йошкар-Ола, 2011), «Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе» (Казань, 2011), «Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья» (Йошкар-Ола, 2011). Основные выводы и результаты использовались при проведении мастер-классов в Межрегиональной научно-практической конференции «Мастерская марийского фольклора» (Каракулино, Удмуртия, 2008), в Межрегиональном семинаре-практикуме «Осенне-зимние календарные праздники и обряды» (Красноуфимск, Свердловской обл., 2010), на I Российском танцевальном турнире «Твоё направление» (Самара, 2011), на Днях марийской культуры (Вятская Поляна, Кировской обл., 2011). Кроме того, автор по исследуемой теме читает курс лекций и ведет практические занятия в учебных заведениях Республики Марий Эл системы культуры и искусств (школы, колледж, университет).

Общий объем публикаций составляет 7,6 печатных листа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, охватывающего 323 наименований, приложения.

Материал изложен на 222 страницах

Первые опыты трансформации народных танцев в спектаклях Марийского драматического театра им. М. Шкетана

После Октябрьской революцию началась борьба за подъем культурного уровня широких народных масс, за идеологическое воздействие культуры и искусства на массы. В 20-е годы деятелю театров преодолевали влияние пролеткультовских теорий, различных модернистских течений. 20-30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», появления советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства.

В советский период новой формой проявления танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли песни и танца, а также народные хоры, самодеятельные театральные коллективы. «Понятие «художественная самодеятельность» появилось в 30-е годы и закрепилось для определения и характеристики активного участия масс и деятельности по освоению художественных ценностей», - акцентирует Л.И. Михайлова101. Массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех городах и селах, сумели поднять " огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести танец на большую сцену. В рамках распространения художественной самодеятельности выросли мастера сцены, проявившие себя истинными наследниками и продолжателями традиций народной хореографии. Наиболее талантливые пополнили ряды первых профессиональных исполнительских и театральных коллективов.

Большую роль в пропаганде танцевальной культуры и особенно марийского танца сыграл Марийский государственный театр1 (ныне — Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана). Танец стал неотъемлемой частью многих театральных постановок, выездных концертных программ, придавая им национальный колорит и эмоциональную окраску.

Марийский танец в, сценической интерпретации зрители впервые увидели именно в постановках Маргостеатра. В 20-х — начале 30-х годов театр в марийской республике был единственной культурно-зрелищной организацией, пропагандирующей традиционную национальную культуру. Как правило, в свои программы выездных выступлений труппа включала несколько видові искусства (художественное слово, музыка, танец). Особая роль в таких универсальных программах отводилась танцам.

В 1927 году впервые была организована студия для подготовки национальных кадров марийского драматического и музыкального искусства. Подготовкой кадров для театра занималось также театральное отделение Марийского техникума искусств, первый выпуск которого состоялся в 1935 году. Этому же учебному заведению доверили и подготовку будущих танцоров в балетном классе уже Музыкально-театрального училища им. И.С. Палантая. Из исследования преподавателя Л.Л. Екельчик известно102, что этот класс был открыт 1 сентября 1936 года и состоял из 12 учащихся. Среди них были 3. Казакова, М. Михайлова, Р. Птицын, П. Романова, Д. Кельдышева, О. Чуманова. Работали с ними балетмейстеры А. Тиманов, А. Шишкинская, концертмейстер Л. Глезнев. Кроме обязательных предметов, учащиеся изучали специальные: станок, ритмику, актерское мастерство, историю балета. Через два года класс был закрыт, причиной послужило отсутствие материальных средств и специалистов. Одни ученики перешли работать в филармонию, другие - продолжили учебу на музыкальных и театральных отделениях.

Первый выпуск марийской студии музыкально-драматического искусства состоялся 23 октября 1929 года. Эта дата и обозначает факт создания профессионального драматического театра в Марийской Автономной Области. В 1928 году основоположник марийской литературы СТ. Чавайн (1888 - 1937) написал драму «Мукш отар» («Пасека»). Это был первый профессиональный спектакль музыкально-драматической студии под руководством Н.И. Календера, а затем и Марийского государственного театра по оригинальной пьесе (премьера состоялась 20 октября 1928 года). Музыкальное оформление спектакля осуществил актер и самодеятельный музыкант Н.А. Смирнов, ставший впоследствии известным собирателем музыкального фольклора, композитором. Из воспоминаний народного писателя Николая Михайловича Арбана узнаем, что постановку танцев осуществил В.А. Мухин104. Драма «Пасека» (пост. 1928) на многие годы становилась образцом исполнения народной музыки, танцев и бытовых обрядов на театральной сцене с учетом этнографических особенностей мари. В этом спектакле зрители впервые увидели марийский танец в сценической обработке. Это был «Танец пчел» из сцены сна главной героини Клавий.

Следует отметить,: что-в пьесе «Пасека» реалистические, чисто бытовые эпизоды перекликаются-: со сценами сказочного; мифологического характера. .

Героиня пьесы во сне: очутилась среди пчел-тружениц; которые с песнями и. танцами прославляют чувства коллективизма; доброт дружбы, свободы и возвеличивают позитивный;труд: В марийском?устном народном творчестве пчела - юмын икгиыве (дитя бога божественная птичка) — олицетворяет трудолюбие, дружбу и; взаимопомощь. Пчела выступает как основам существования; дарованная самими Богом; Известно, что танец пчел исполнялся под вальсовую мелодиюs ш символизировал новую светлую; жизнь,.где все трудятся;; и все:равны. Лёгкий; воздушный танец, в котором пластика,рук танцовщиц: имитировала;полет пчёльц потребовал пересмотра; покрояз костюмам Так,. впервые: марийский; театральный; коллектив; вживую столкнулся ,с осознанием понятия; о г сценическом; танцевальном костюме. Кроме; того; режиссер Н.ИіКалендер:использовал танец с, гротесковыми; комическими движениями? прие; создании» образов отрицательных,. персонажей— кулаков; деревенских: богачей: и др. Этот; танец, имел; импровизационньїйхарактер

Формирования профессиональной балетной труппы Марийского музыкального театра

60-е годы XX в. были ознаменованы значительными историческими переменами, грандиозными событиями. Росло национальное богатство в виде

Из личной беседы с М.Т. Романовой 08. 07. 2010. тысяч новых предприятий, сотен новых городов и поселков, осуществлялись, техническая революция и экономические реформы. Марийская автономная республика превратилась в огромную строительную площадку — были построены крупные заводы, предприятия по переработке сельскохозяйственных продукций и леса, культурные комплексы и дома культуры. Переход к всеобщему среднему образованию, рост высших учебных заведений и количества интеллигенции — все это« существенно повлияло и на духовную жизнь страны. Процесс обновления современного общества вызвал мощный подъем национального самосознания в стране. Глубинные перемены в общественной жизни нашли отражение в культуре, отразились на всех видах и жанрах искусства, в том числе и на танце. В культурной жизни марийского народа в 60-е гг. XX в. произошло примечательное событие — открытие нового театра.

По ходатайству республиканских партийных и советских организаций, Министерства культуры РСФСР в 1968 г. было принято решение о создании в Йошкар-Оле Марийского государственного объединенного музыкально-драматического театра им. М. Шкетана. На основании приказа №234 Министерства культуры РСФСР от 17 апреля 1968 г. и постановления №99 Совета министров МАССР от 15 февраля 1968 г. Марийский государственный объединенный драматический театр им. М. Шкетана5 был реорганизован в Марийский государственный объединенный музыкально-драматический театр им. М. Шкетана129.

Предпосылки к зарождению музыкального театра в марийской республике сложились еще в 1963 г., когда, состоялась премьера первой марийской героико-романтической оперы Э. Сапаева «Акпытыр». «Опера была поставлена силами самодеятельных и профессиональных исполнителей в количестве 300 человек»130. Главным балетмейстером оперы был заслуженный артист РСФСР и ТАССР А.Ф; Нарыков131. Ю.Ю. Цыкина отмечает, что неоценимую помощь в организации постановки (оперы) «Акпатыр» оказал второй секретарь Марийского- обкома КПСС П.А. Алмакаев; выступивший с предложением создать Марийский музыкальный театр. Эта идея была подхвачена Министерством культуры и Советом министров! республики. Но Министерство культуры РСФСР отвергло это предложение132. К моменту создания марийского» театра уже существовали музыкальные театры и театры оперы и балета почти во-всех союзных и автономных республиках: Татарский государственный театр оперы и балета (1939), Чувашский государственный музыкальный театр (I960), Башкирский государственный театр оперы и балета (1938), Музыкально-драматический театр Карельской. АССР (1955), Мордовский государственный театр оперы и балета (1937), Музыкальный» театр Республики Коми (1958) и т.д. Театры национальных республик осваивали классический репертуар русских и зарубежных балетов, современные балетные спектакли, национальные балеты на местном фольклорном материале.

Открытие музыкально-драматического театра явилось новым этапом в развитии национальной музыкальной культуры Марийской АССР, значимым событием в нашей стране. Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры и создание нового театра внес министр культуры А.В. Краснов. Он лично решал все организационные вопросы, ездил по учебным заведениям в поисках кадров для своего детища. А.В. Краснов был не только чиновником, но и ученым-философом (кандидат философских наук, 1966). Летом 1968 года по его указанию была создана комиссия во главе с заместителем министра культуры МАССР Б.В. Сусаниным для осуществления целевого набора одаренных детей из районов республики с целью направления на учебу в Пермское хореографическое училище13 . Эту группу некоторое время курировали выпускники Пермского хореографического училища П.А. Силкин и А.И. Бедычев, но после назначения в 1974 году министром культуры А. А . Зенкина связь с училищем была утеряна.

Опираясь на архивные материалы и газетные публикации, можно сказать, что в состав Марийского государственного объединённого музыкально-драматического театра вошли действующая труппа национальной драмы, балетная труппа, солисты-вокалисты, хор и оркестр — всего более 140 человек. Главным дирижером был назначен заслуженный деятель искусств ЯАССР Г.Ф. Таныгин, главным режиссером музыкального театра - выпускник Ленинградского института театра, музыки и кино Р.И. Розенберг, до приезда в республику работавший режиссером в крупных городах страны, главным художником театра утвердили заслуженного деятеля искусств МАССР А.Н. Гзыло, директором - В.Н. Краева. На должность главного балетмейстера театра был приглашен выпускник Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой А.П. Шиленок.

Государственный ансамбль танца «Марий Эл» и деятельность Михаила Мурашко

Расцвет и самые яркие страницы летописи Государственного ансамбля танца «Марий Эл» связаны, безусловно, с именем Михаила Петровича Мурашко. Это были самые плодотворные годы в истории танцевального искусства республики: новые танцы, костюмы, удачи, общепризнанная слава. Восторженный прием и признание зрителей в родной республике, в Советском Союзе и за рубежом. еще раз доказали, что творческий путь развития ансамбля оказался наиболее плодотворным и художественно эффективным.

В историю хореографического искусства Республики Марий Эл имя М.П. Мурашко вошло не только как основоположника марийской народно-сценической хореографии, основателя Государственного ансамбля танца «Марий Эл», создателя школы марийского танца, но и как выдающегося хореографа, новатора, исследователя. С 8 по 10 апреля 2011 г. в Йошкар-Оле проходил I Международный конкурс-фестиваль исполнителей и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей». Этот замечательный праздник танца, который собрал 900 танцоров из 16 регионов, был посвящен 70-летнему юбилею и 50-летию творческой деятельности М.П. Мурашко, профессора кафедры народного танца МГУКИ, академика, заслуженного деятеля искусств России и Республики Марий Эл, народного артиста Республики Марий Эл, лауреата Государственной премии МАССР. В рамках этого фестиваля-конкурса состоялась презентация книги «Балетмейстер Михаил Мурашко» . Вся. жизнь мастера связана с искусством танца, а двадцать лет творчества-прошли на марийской земле.

Весной 1967 г. М.П. Мурашко впервые приехал в нашу республику вместе со своей невестой Н:Н. Волковой, уроженкой города Йошкар-Олы, и министр культуры МАССРА.В. Краснов предложил ему занять должность балетмейстера ансамбля? песни и танца «Марий; Эл». Тогда он был еще студентом кафедры хореографии Московского института культуры, где русский танец преподавала сама-; Татьяна5 Алексеевна Устинова;, главный, балетмейстер Государственного академического хора им: М; Пятницкого. Специализацию преподавал Т.А. Настюков. Также МЇИІ. Мурашко учился у таких знаменитых специалистов, как В .И. Уральская, Э.П1 Перова, М.И. Шляпникова, А.А. Борзов, Е.Н. Сергиевская; Б:Г. Каштаков, А.Н. Шульгина и другие;

Летом 1969 г. ШШ Мурашко приступил к работе балетмейстера-постановщика; Государственного ансамбля ! песни и танца «Марий Эл» (это: была его дипломная, практика). Он сразу же отправился на1; гастроли по городам; и селам республик Средней Азии; и Казахстана; по окончании; которых начал работу над сочинением марийских, танцев; среди которых были хореографическая сюита «Марий Эл»; «Девичий пир», «Праздник цветов», «Горные; орлы» и; другие: В марте: 1970 г., получив диплом по специальности «режиссура балета», молодой; специалист возвратился, в Йошкар-Олу на постоянную работу.

В это же время в ансамбль по приглашению министра культуры MACGP А.В. Краснова; приехали из Челябинска Михаил Юрьевич Капланский, занявший должность художественного руководителя, хормейстер Тамара Алексеевна Брыкина и концертмейстер Антонина Васильевна Вдовина. Впервые со дня основания Государственный ансамбль песни и; танца: «Марий Эл» был полностью укомплектован специалистами-профессионалами...

Хоровая группа имела стабильный состав и; репертуара а вот молодому балетмейстеру- в1, наследство- достался, скудный; танцевальный; репертуар; состоявший на тот момент лишь из: трех национальных- номеров:: «Старинного-марийского танца»;, М6дмаште »и «Свата ихвахи»:-Шестьі пар танцоров-ЛІ Акимов; HLBлacoв AiЖaндapcкиЩ БиpицкийBLИвкoв,Д Фатхуллин;, Ж Казанцева; Ні. Дружинина, Зі Худова, 3: Бирицкая; ЛІ Некрасова; Т. Матвеева и: В1 Поляковаі - прошли конкурсный отбор и остались в»; ансамбле.. Балетмейстеру М/П/ Мурашко? предстояла огромная работа5- начинать пришлось практически с нуля:; Необходимо-было: как: можно быстрее создать, новую-- концертную программу, а для этого познакомиться с, местным фольклором; манерой исполнения; и национальными особенностямишарийского танца; М іГЕ. Мурашко начал: изучать» культуру и быт марийского? народа, анализировал литературные: произведения! А.С. Крупнякова;, К.К/ Васина, А:Мї.І0зьікайна. Из; них; он почерпнул образы/ для; своих первых хореографических постановок. Большую помощь ему оказали- ученые МарНИИ ВіА. Акцорин; и ШС 1?алкищ народная;: артистка, МАССР да засл окенная артистка РСФСР №Ш. Дружинина да другие:; Тогда\же началось, сотрудничество с профессиональными?, композиторами: собенно плодотворным? оно- было с: А.Б.. Лупповьімї — композитором; профессором, Казанской» государственной консерватории; автором; первого национального балета «Лесная легенда». Тогда/ А.Б. Луппов: был председателем- Союза композиторов? МАССР: Однода из самых интересных совместных работ композитора и балетмейстера являетсяшостановка «Сыны Акпарса».

Государственный ансамбль танца «Марий Эл»: репертуар и география гастролей (90-е гг. XX в.)

Деятельность ансамбля танца «Марий Эл» 90-х гг. проходила в сложный период изменений социально-экономической и особенно политической жизни общества. Все глобальные - изменения, проходившие с середины 80-х гг. и в 90-е гг., не могли не отразиться на жизнедеятельности творческого коллектива. В постсоветский период Республика Марий Эл становится центром финно-угорского движения, которому было призвано решать задачи развития и обогащения культуры и традиций родственных народов, раскрытию духовных ценностей финно-угорских народов, построения диалога взаимопонимания и дружбы.

В 1991 г. М.П. Мурашко стал преподавателем кафедры хореографии в Московском университете культуры, но оставаясь в то же время, по предложению министра культуры МАССР В.Л. Николаева, руководителем ансамбля «Марий Эл». В 1992 г. М.ІТ. Мурашко, передал руководство ансамблем в руки своего - давнего соратника, однокурсника Г.И. Гусева. Но и Г.П. Гусев через год уехал в Москву.

Знаменательным событием весны 1993 г. стало участие артистов ансамбля во II Всероссийском конкурсе исполнителей сольного народного танца и балетмейстеров-постановщиков в городе Самаре. Артисты М.А. Неретина, Л.В. Ульянова, Ф.А. Краснова, А.А. Саутова, С.А. Трофимова стали дипломантами I степени в номинации «исполнительское мастерство» с танцами «Ныргындинские невесты» и «Девичий пир». Больших успехов добился начинающий балетмейстер Славик Михайлович Асмаев в номинации «балетмейстер-постановщик». Он был признан лауреатом I степени Обрядовый танец башкирских мари «Сватание» и трудовой танец луговых мари «Конопляночки» завоевали симпатии не только членов; жюри, но и имели огромный успех у зрителей. Осуществляя постановку этих танцев, автор опирался на глубокое знание национального лексического материала, народных традиций, обычаев.

В; сентябре- 1993- г. художественным руководителем ансамбля был назначен бывший артист ансамбля, выпускник Кемеровского института культуры. Юрий Геннадьевич Иркабаев; (1964 - 2010). Новый; художественный руководитель, был полон сил; и творческих идей. Он очень активно взялся за работу и в течение двух; лет выстроил новую программу «Танцы финно-угорских народов»,, куда вошли, такие хореографические постановкиj как «Танец женщин; ханты», «Вепский. танец» «Игровой танец башкирских мари», «Танец уральских мари», два эстонских танца — «Вальс-Вирумаа» и «Кунда-польку». За короткий срок были подготовлены костюмы: к «Танцам; бессарабских, цыган»,. мужскому танцу «Яблочко», «Мужскому сибирскому переплясу», русским танцам; «Ту степ» и «Матаня» в постановке Юрия Иркабаева. Эти и другие танцы вошли в ел еду ющую концертную программу - «Танцы.народов мира». Большую роль в обновлении репертуара сыграла; директор Марийской филармонии Раисия Лукьяновна; Яшметова, которая с большим пониманием относилась к проблемам ансамбля..

ЮіГ. Иркабаев проявил огромную работоспособность выдержанность, всю творческую фантазию вложил в обновление: репертуара ансамбля. Ведь жизнь диктовала уже новые, совсем иные, чем прежде; условия- работы. Трудные времена перестройки, всевозможные: политические катаклизмы не могли не повлиять, на сферу искусства. Но работая в сложных условиях, ансамбль ни на один день не прекращал трудиться, не сорвал ни одного концерта, ни одной гастрольной поездки. В этот трудный кризисный постсоветский период было очень важно, чтобы в коллективе царил благоприятный духовно-нравственный климат, чтобы ансамбль был творчески единым. Все это достигалось трудами и терпением директора филармонии Р.Л. Яшметовой, директора ансамбля Л.Н. Якимова, художественного руководителя Ю.Г. Иркабаева, балетмейстера СМ. Асмаева, музыкального руководителя В.В. Смирнова.

Щедрым, исполненным вдохновения был юбилейный, 55-й концерт ансамбля «Марий Эл», состоявшийся во Дворце культуры им. В.И. Ленина. Артисты ансамбля вместе с новоиспеченными заслуженными артистами В.В. Макматовым, Н.В. Смирновой и Г.В. Матвеевым подарили зрителям красочный- и колоритный венок танцев разных финно-угорских народов. Танцевальные номера из этой программы пользовались огромным успехом на всех международных форумах по развитию финно-угорских культурных отношений. Начиная с 1994 г., выступления ансамбля стали традиционными на международных фестивалях фольклора финно-угорских народов, перед участниками Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул».

В 1995 г. артисты ансамбля танца «Марий Эл» принимали активное участие в подготовке дипломных работ выпускников-заочников ГИТИСа им. А.В. Луначарского по специальности «балетмейстер — педагог народного танца». Артисты Н!.В. Смирнова, СМ. Асмаев, И.И. Ершова, СВ. Кельянова, А.А. Зарецких, Г.А. Ефремова, В.В. Гусева показали жителям Йошкар-Олы свои дипломные работы как танцевальные концертные программы под названиями «Цвети, мой край Марийский!», «Ритмы предков», «Хореографические образы», «Танцевальный калейдоскоп»

Похожие диссертации на Марийское хореографическое искусство : опыт исторического развития