Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Серебряная, Валентина Васильевна

Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области
<
Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серебряная, Валентина Васильевна. Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01. - Волгоград, 2005. - 203 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Историко-культурная ситуация в Волго-Донском междуречье в IX - начале XX вв.

1.1 . История распространения монотеистических религий в крае и роль архитектуры в религиозном мировоззрении 14

1.2.Процесс христианизации населения края и превращение православия в ведущую конфессию

региона 36

ГЛАВА II Место культового зодчества в культурном пространстве края

2.1. Православное храмовое зодчество: стилевые, конструктивные и декоративные особенности 62

2.2. Различные компоненты в поликонфессиональной архитектуре региона 126

Заключение 149

Примечания 151

Введение к работе

На волне возрождения религиозных ценностей возрос интерес к изучению культового зодчества. Повышенный интерес к архитектурному наследию объясняется тем, что оно является одним из объективных носителей исторической памяти народа, создающим и сохраняющим среду его обитания, соединяющим в единое целое природную и рукотворную среду.

В настоящее время всё большую важность приобретает исследование архитектурных реминисценций в отдельных географических ареалах, возникает необходимость в изучении регионального архитектурного наследия, выявление его особенностей, осмысление религиозных ценностей в общем контексте культурно-исторического развития России. Общекультурную ценность имеют храмы всех представленных в регионе религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Их общечеловеческое значение предстаёт в своеобразных формах определённого места. «Образ места» - неотъемлемая часть культурного ландшафта страны. Он необычайно значим не только как явление, но и как неповторимый узор смыслов, имеющих свои координаты в географическом пространстве. Данный образ создаёт в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны. В результате пространство провинции, представляющее собой антитезу и смысловой фон для столичного

города, при внимательном рассмотрении оказывается уникальным в каждой своей единице и не требующим противопоставления столице для его культурной идентификации. Явный «пробел» в изучении архитектурного наследия прослеживается в Волгоградской области. На её территории не проводилось фундаментального исследования памятников архитектуры, до сих пор культовое зодчество края не становилось предметом глубокого, всестороннего и серьёзного анализа. Именно это определяет актуальность темы диссертации и значимость проблемы.

Степень разработанности проблемы. Литература по теме диссертации включает труды, касающиеся не только вопросов архитектурного наследия края, но и проблем его историко-культурного развития, без анализа чего невозможно в полной мере определить истоки и охарактеризовать тенденции культового строительства в регионе.

В отечественной историографии наиболее изученными оказались вопросы, связанные с колонизацией в XV-XVII вв. междуречья Волги и Дона. Публикации по этой тематике появляются уже в конце XVIII века (1). В XIX веке исследователей всё больше интересует история определённых регионов. Появляются труды историков-краеведов по истории Саратовской губернии, Войска Донского, немецких поселений. Эта литература представлена источниковедческими, статистическими, экономико-географическими, этнографическими работами.

Наибольший интерес представляли фундаментальные труды, где наиболее полно освещается история освоения русскими Саратовского Поволжья (А.М Леопольдов., Н.И Костомаров, Ф.Ф Чекалин, П.П. Семёнов, А.Н. Минх, К.С. Туровский, Н.Ф. Хованский др.)(2). В Х1Х-начале XX вв. вклад в изучение донского казачества внесли А.И. Ригельман, Е.П Савельев, В.Д Сухоруков, М.Б. Харузин, П.П. Сахаров и др (3). Обширная литература имеется по истории и культуре немцев Поволжья. Интерес представляют дореволюционные труды на русском языке: А.А Клауса, В Благовещенского, А.А Велицына, И.И Георги, П.П. Нейдгардта, П.С Палласа и др (4).

Самостоятельную, но небольшую группу составляют работы, в которых встречается информация о строительстве храмов, церковной жизни на исследуемой территории. В основном это материалы историко-краеведческого характера в епархиальных ведомостях, в различных справочниках, журналах, памятных книжках, в обозрениях поселений (5).

В советское время начинается новый этап в изучении истории края. Видное место занимает труд А.А. Гераклитова (6). В 60-е годы вышла фундаментальная монография, М.А Водолагина «Очерки истории Волгограда. 1589-1967». Кроме того, в научный оборот вводятся новые источники. Появилось много исследований по истории материальной и духовной культуры донского казачества. Современный этап историографии по казачеству представлен работами СИ Рябова, Рыбловой М.А, Тюменцева И. О

(V).

Одной из первых работ, в которых освещалась история распространения православия в регионе, стала коллективная монография «Русское Православие. Вехи истории». В ней помещена статья Литван Б.Г. «История Русского Православия в XX в.», но автор в ней не проводит анализ архивных материалов(8). Особый интерес представляет монография СВ. Римского (9), который исследовал историю донской епархии и возникновения монастырей в регионе.

В последние годы усилиями волгоградских ученых были изданы весьма интересные сборники (10), в которых опубликованы статьи И.О. Тюменцева, Н.Д. Барабанова, А.В. Дубакова, З.П. Тининой, О.И.Сгибневой, И.А. Петровой. Авторами поднимаются актуальные вопросы истории христианства и межконфессиональных отношений в Нижнем Поволжье. Однако, исследований по истории других религиозных конфессий региона очень мало. Особо отметим значение научных конференций по истории немецкой колонии в Нижнем Поволжье («Сарептские встречи»). Волгоградскими учёными Б.Ф. Железчиковым, А.В.Курышевым, Е.В.Хрипуновым, Н.Э. Вашкау много сделано в изучении истории и культуры немцев Поволжья.

Таким образом, в литературе по истории края практически не
затрагиваются культурологический и искусствоведческий аспекты

архитектурного наследия и важнейшей его составляющей - культового зодчества. В то же время в многочисленных научных изданиях по истории русского зодчества нет сведений о памятниках архитектуры на территории Волгоградской области. Долгое время в силу объективных и субъективных причин архитектура провинции оставалась вне поля зрения исследователей, появлялись только популярные издания из серии «Дороги к прекрасному», в некоторых из них рассказывалось об архитектуре Астрахани и Нижнего Дона (11). Исследовательская работа по проблемам архитектурного наследия Нижневолжского края начата в связи с подготовкой документации для постановки на Государственный учёт и охрану зданий, относимых к памятникам архитектуры. В Ростове и Саратове достигнуты определенные результаты в изучении архитектурного наследия. В работах А.Г. Лазарева, Г.В. Есаулова, С.Д. Сулименко, С.О.Терёхина, Н.Ф. Фурман главное внимание было сосредоточено на изучении традиционного жилища донских казаков, частично поднимались вопросы культовой архитектуры (12). Серьёзным научным подходом отличаются исследования СО. Терехина(ІЗ). В работе подчеркивается, что он впервые ввёл определение «переселенческая архитектура».

Особый интерес для нас представляет диссертация А.А. Назарова (14), в которой впервые дается комплексная характеристика историко-культурного наследия Волгоградской области, приводится интересная периодизация истории региона, разрабатываются применительно к истории региона проблемы взаимосвязи культурной (в том числе архитектурной) и природный среды. Правда работа в основном посвящена проблемам сохранения археологических памятников.

Достижения по изучению культовой архитектуры Волгоградской области значительно скромнее. Немногочисленные публикации появились лишь в

последние годы (15), и носят, в основном, историко-краеведческий характер. В определенной мере используются искусствоведческие материалы.

Отметим серьезный коллективный труд, посвященный преподобному Никите Исповеднику, и созданию Свято-Никитской церкви в с. Отрада (16). Очерк истории храма написан о. Николаем (Н.Н. Станковым).

В связи с этим необходимо сказать, что в ходе подготовки документов для постановки на государственный учет и охрану зданий, относимых к памятникам архитектуры в 90-е годы специальной экспедицией, возглавляемой диссертантом, было выявлено и обследовано 70 храмов и 6 монастырских комплексов. Результаты этой работы стали основой для написания монографии и диссертационного исследования.

Таким образом, специальных работ, в которых комплексно рассматривалась бы культовая архитектура всех конфессий Волгоградской области, на сегодняшний день нет. Поэтому назрела острая необходимость систематизации всех сведений и глубокого историко-культурологического анализа культового зодчества Волгоградской области.

Объектом исследования является культурное наследие Волгоградской области.

Предмет исследования - памятники культовой архитектуры Волгоградской области.

Цели и задачи исследования. Основная цель заключается в исследовании архитектурного наследия Волгоградского региона, его роли в культурном наследии, в выявлении региональных особенностей культовой архитектуры.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

проследить взаимосвязь истории региона с особенностями развития архитектуры;

рассмотреть процесс трансляции форм столичной и традиционной архитектуры различных этносов на периферию российского государства,

формирование региональных особенностей культового зодчества в поликультурном пространстве края.

- выявить место культового зодчества в культурном наследии Волгоградской
области;

- проанализировать генезис и развитие архитектурных форм культовых
построек и выявить типологические разновидности храмов;

показать региональные особенности православной архитектуры и ее роль в формировании архитектурной среды;

разработать типологизацию и выявить общие и специфические черты культового зодчества различных конфессий региона,

- определить художественно-содержательное толкование архитектурной
формы в культовом христианском зодчестве.

Территориальные и хронологические рамки работы. Географические рамки научных изысканий ограничены современными административными границами Волгоградской области. Временные рамки включают исторический и культурологический анализ культового зодчества с IX века до начала XX в.

Методология исследования. В диссертационном исследовании нашли применение как общие, так и специальные методы историко-культурологического и искусствоведческого исследования. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу социокультурных явлений, применялись методы структурно-функционального, системного и сравнительного анализа. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему комплексно.

Источниковая база исследования. Диссертация основана на анализе как опубликованных, так и архивных источников. При подготовке диссертации автором были проведены источниковедческие изыскания в российских архивах, библиотеках, музеях. Работа также базируется на результатах натурных обследований. Автором собран материал в многочисленных экспедициях по Волгоградской области. Для воссоздания более полной

картины развития храмового строительства в регионе рассматриваются утраченные храмы (21). В научный оборот вводится большое количество ранее неизвестных архивных материалов: 67 фондов из 8-ми архивов Российской Федерации.

Основной источниковедческой базой послужили материалы, извлечённые из архивов Российской Федерации. В РГИА наибольший интерес представляют фонды: ф. 218 (Департамент искусственных дел Главного управления сообщений и публичных зданий), ф. 216 (Второй департамент ГУ ПС и публичных зданий), ф.485 (Технико-строительный комитет), ф.821 (Департамент духовных дел иностранных исповедований), ф.796 (Канцелярия Св. Синода), ф. 350 (Коллекция планов и чертежей), ф.835 (Планы и фотографии Синода), ф. 1488 (Планы и чертежи гражданской архитектуры); РГВИА: ф. ВУА, ф.330 (Главное управление казачьих войск).

Важная информация содержится в фондах архивов Саратова и Ростова-на Дону. В ГАСО фонды: ф. 17. (Саратовская губернская строительная комиссия), ф.135. (Саратовская духовная консистория Святого Синода), ф. 136. (Саратовский епархиальный училищный совет Священного Синода), ф.407. (Саратовская губернская учёная комиссия), ф. 180. (Саратовская контора иностранных переселенцев), ф.656. (Строительное отделение Саратовского губернского правления),; в ГАРО фонды: ф.46. ф.452, ф.226. (Донская духовная консистория), ф. 301. (Строительное отделение), ф.429, ф.353. (Статистическое обозрение церквей Войска Донского), ф.341. (Войсковая канцелярия). Во многих источниках имеются сведения о строительстве храмов, монастырей, иконографический материал. Эти архивы располагают переписками консисторий со строительными комитетами, отчётами архитекторов. В ГАВО (Волгоград) в дореволюционных фондах отложилось мало документов, относящихся к теме исследования. В фондах новейшей истории Волгограда содержатся материалы о закрытии церквей 20-30-х гг. XX в.

Отдельную группу источников составляют императорские указы, указы Синода, Саратовской духовной консистории, историко-статистические сборники, исторические описания станиц, соборных и приходских церквей. Ряд ценных материалов по культовым сооружениям нашего региона мы обнаружили в документах епархий: Воронежской (Архимандрит Димитрий (Самбикин). Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1860). Воронеж, 1886); Саратовской (Леопольдов А. Статистическое описание Саратовской губернии. Саратов, 1939); а также в Области Войска Донского (Историко-статистические описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным министром области Войска Донского. Новочеркасск, 1900). Важными документами являются клировые ведомости, которые велись приходским духовенством, сведения по обследованию церквей епископами и духовенством Саратовской и Донской епархий. Значительная информация содержится в отчётах благочинных, в «Саратовских епархиальных ведомостях» (СЕВ), в «Воронежских епархиальных ведомостях» (ВЕВ), в «Донских епархиальных ведомостях» (ДЕВ), а также в изданиях учёных архивных комиссий: «Труды Саратовской учёной архивной комиссии», «Труды Воронежской учёной архивной комиссии», «Труды области Войска Донского статистического комитета», в которых довольно регулярно помещались публикации с описанием церквей, предметов культа. К данной группе источников относится «Историко-географический словарь Саратовской Губернии» Минха А. И., Саратов, 1898, 1900, 1901, 1903.

Часть источников образуют дневники путешественников, записки современников, путеводители, адреса-календари, памятные книжки и т. д.

Иконографические источники представлены фотографиями памятников конца XIX - конца 30-х годов XX в., собранными в архивах, музейных коллекциях, а также натурными фотографиями. Использованы материалы паспортизации памятников архитектуры (62) Волгоградской области, выполненные автором в 80-90-е гг.; планы, генпланы, сделанные на основе натурного обследования памятников; отдельные графические реконструкции.

Таким образом, исследование опирается на три группы источников: архивные, литературные, иконографические.

Анализ основных и вспомогательных источников, их совокупность позволяет в свете сформулированных задач рассматривать культовое зодчество Волгоградской области с точки зрения его исторического развития, осмысления процессов эволюции архитектурных форм и выявления его места в культурном наследии края.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуется развитие на протяжении длительного исторического времени культовой архитектуры всех религий в данном регионе; рассматриваются её региональные художественно-стилистические особенности. В научный оборот вводятся ранее неиспользованные источники.

Основные положения, выносимые на защиту :

культовое зодчество является значимой частью культурного наследия Волгоградского региона, в котором проявляются такие доминирующие черты российской культуры, как её полиэтничность и поликонфессиональность;

архитектурное наследие региона в основном связано с культовым зодчеством, которое являлось доминирующим в период с XIV до конца XIX веков, что объясняется аграрным характером развития региона;

в культовом зодчестве региона четко прослеживаются как черты, заимствованные в столичной архитектуре, так и региональные особенности, проявляющиеся в преобладании крестово-купольного типа храма;

в храмовой архитектуре различных конфессий отмечается влияние ведущего типа православного храма, в то же время в православном зодчестве встречаются заимствования из традиций культового зодчества других конфессий;

начавшаяся работа по реставрации и сохранению памятников религиозной архитектуры должна способствовать созданию благоприятной жизненной среды особенно в сельских районах области, в которых культовое зодчество на

протяжении веков являлась центром, объединяющим природную и культурную среду.

Практическая значимость работы состоит в том, что воссоздание истории культового строительства в крае открывает перед исследователями новые стороны в развитии русской архитектуры. Использование материалов диссертации культурологами, искусствоведами, историками будет способствовать повышению интереса к культуре и истории края.

Выявленная художественно-архитектурная и историческая ценность памятников культовой архитектуры даёт возможность поставить вопрос о необходимости их реставрации на основе полномасштабных научных исследований. Сведения о храмовых постройках могут служить практическим пособием при решении вопросов реставрации, а также использоваться при составлении свода памятников истории, культуры и архитектуры не только Волгоградской области, но и Юга России в целом. К результатам исследования обращались при разработке ряда проектов по реставрации храмов: церкви Архангела Михаила в Ерзовке, церкви Дмитрия Солунского в Лозном; при составлении архитектурного обоснования восстановления собора Александра Невского в Волгограде. Проведена паспортизация всех сохранившихся на территории Волгоградской области культовых зданий всех конфессий (1983-1991).

Материалы исследования внедрены в учебный и воспитательный процесс ВолГМУ, ВолгГАСУ. Они используются студентами архитектурного факультета для выполнения дипломных работ. Автором подготовлен и читается курс лекций «Архитектура и градостроительство Юга России». Монография «Культовое зодчество Волгоградской области» допущена УМО Минобразования в качестве учебного пособия для студентов специальности «Архитектура и дизайн». В 2004-2005 гг. автором выполнена работа при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) по теме «Монастыри Волгоградской области», грант 04-04-20002 а/В.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и материалы диссертации опубликованы в монографии «Культовое зодчество Волгоградской области»; в сборниках научных статей; изложены на международных, всероссийских и региональных научных конференциях; а также в научных отчётах, выполненных по результатам экспедиций по изучению и постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области.

Материалы исследования использованы в сценарии фильма «Храм в Отраде» (1991), созданном по заказу ЦТ, и циклах телевизионных сюжетов об архитектурных памятниках Волгоградский области на местном телевидении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающим 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы общим объёмом 150 стр., а также 2-х приложений.

История распространения монотеистических религий в крае и роль архитектуры в религиозном мировоззрении

Исследуя историко-культурную ситуацию края, необходимо рассмотреть основные вопросы:

- процессы развития религиозных представлений населения региона;

- периоды формирования культового зодчества;

- архитектура как отражение историко-культурной ситуации, её связь с религией;

- причины, ход, результаты изменений историко-культурной ситуации.

Таким образом, глава предваряет собственно историко искусствоведческий анализ культового зодчества, составляющий основное содержание диссертационной работы.

Исторический анализ источников и литературы, которые отражают социокультурную ситуацию в регионе в период формирования и развития мировых религий, позволяет выделить в развитии религиозного мировоззрения населения ряд этапов, которые в значительной степени совпадают с историей региона:

1.Период раннего Средневековья (IV в. - XII в.) В это время на территории края устанавливается господство народов отличающихся по культуре и языку от населения железного века. В первые века н.э. Нижняя Волга и По донье были плотно заселена полукочевым и оседлым населением: сарматами, гуннами, аланами и другими. Это этническое поле явилось колыбелью культуры, которая к середине первого тысячелетия н.э. имела достаточно высокий уровень развития. Барабанов Н.Д. считает, что в первые века н.э.с христианством могли быть знакомы номады, при этом среди них господствовало язычество (18). Это период Великого переселения народов, где проходили процессы мирового значения. Сюда вторгаются гунны, хазары, печенеги, половцы. К началу V в. н.э. в Нижней части Дона жили аланы, пришедшие сюда из Центральной Азии. Аланские племена были близки к Византии. В VI в. их соседями были Армения, Грузия, где христианство было принято ещё в IV в.

В процессе христианизации. на изучаемой территории, прежде всего, принимала участие Византия - главный центр православия. Между Византией и Арменией существовала живая связь. Практически на всех обширных территориях расселения аланов Подонья, Прикаспийской низменности, Приазовья в VI-VII в.в. были восприняты проповеди византийских миссионеров христианской веры. Под присмотром Константинопольского престола в это время действовала Аланская митрополия. Барабанов Н.Д. отмечает, «что кочевой мир Северного Кавказа, Подонья и Нижней Волги периодически попадал в зону христианской «радиации», исходящей из очагов новой веры, возникших на периферии античного мира» (19).

Несколько раз Нижнее Поволжье входило в состав крупных государств -Западно-Тюркское, а затем Хазарский каганат. В VI в. вся территория Волгоградской области входила в состав Западно-Тюрского каганата. После его падения в 630 г., на данной территории образовалось Хазарское государство, правители которого считали себя его наследниками, поэтому хазары назвали своё государство также каганатом, а правителя - каганом. В VIII в. Хазарский каганат превратился в сильное политическое государство и являлся многоэтничным. В него входили хазары, болгары, аланы. В состав хазарского войска входили славяне. В этот период среди племен впервые создающих свою государственность господствовали различные формы (достаточно развитые) языческой религии. Делаются первые попытки основания городов, зарождается и развивается городская культура. На территорию каганата в разные периоды проникала та, или иная мировая религия: ислам и христианство, хотя они и не стали государтвенными. Нижнее Поволжье преращается в регион, в котором, начиная с VII века конкурируют две мировые религии. С одной стороны, это время истоков христианства у народов Нижнего Поволжья, так как Византия заключает союзнические отношения с Западно-Тюркским, а затем и с Хазарским каганатом. С 80-х гг. VII в. ею ведётся миссионерская деятельность в рассматриваемом регионе, которая активизируется с 60-х гг. IX в. Христианских храмов в результате проводимых археологических раскопок пока не обнаружено (найдена только византийская колонна в Саркеле, что свидетельствует о влиянии Византии при строительстве храмов).

Православное храмовое зодчество: стилевые, конструктивные и декоративные особенности

Как мы уже показали в первой главе, после вхождения территории исследуемого региона в состав России православие превращается в государственную религию. Это ведущее место православного христианства выражается и закрепляется в строительстве культовых сооружений православия. На территории региона мы наблюдаем достаточно быстрое развитие форм и стилей культового зодчества от небольших часовен до монастырских ансамблей, величественных храмов как классического, так и русско-византийского стиля.

До середины XVII в. в Волго-Донском междуречье церквей как таковых не строилось. Вместо них были небольшие часовни, которые представляли собой деревянный сруб и завершались маковкой с крестом. Об этом можно судить по летописям, из которых видно, что когда в конце XVI в. в придонские станицы «пришли русские люди для строения по государевому указу городов, то ни христианских храмов, ни христианского поселения они там не нашли» (89).

Строительство церквей в крае начинается с XVII в. До середины столетия возводились они только из дерева. В верховьях Волги и Дона, Медведицы и Хопра достаточно было этого материала. А там, где была голая степь, церкви рубились в верховьях рек и сплавлялись вниз, где на месте и собирались.

Одной из причин отсутствия каменного строительства в провинции явился указ Петра I, изданный в 1714 г., по которому запрещалось вести где бы то ни было каменное строительство в связи с необходимостью этого материала для возводящегося Петербурга.

Пожалуй, исключение было сделано царем для строительства в 1709 г. Воскресенского собора в Старочеркасске, где сам царь заложил первый камень. Сделано это было Петром I для того, чтобы получить поддержку казачества во время своих Азовских походов. На них он возлагал большие надежды, стремился сделать казачество оплотом русского православия на Дону.

Обычно на Руси церкви строились князьями, архиепископами, игуменами. Часто они возводились дворянами, купцами или на пожертвования прихо жан. Как правило, в летописях, хрониках, епархиальных ведомостях делалась отметка о возведении новой церкви, о ремонте и перестройке старых, назывались имена тех, на чьи средства велось строительство.

Из статистических справочников, обозрений городов Российской Империи, «Саратовских», «Донских», «Астраханских» епархиальных ведомостей, решений синода, МВД мы узнаем об истории строительства дошедших до нас и исчезнувших памятников зодчества в Волго-Донском междуречье. Об этом свидетельствуют приложения к епархиальным ведомостям, которые посвящаются исключительно церквям и указам синода.

Так, в приложении к пятому номеру «Саратовских епархиальных ведомостей» за 1895 г. имеется запись о прошении атамана Хоменко о постройке в 1795 г. деревянной церкви в слободе Краснояровке Камышинской округи вместо ветхой.

Судить о деревянных храмах края в XVI-XVII вв. можно по поздним рисункам или описания, так как они горели, ветшали, а на их месте возводились новые, уже каменные.

Как известно из письменных источников, одним из древних каменных храмов в Саратовской губернии была церковь Иоанна Предтечи (1704) в Царицыне, расположенная на месте первичного городского ядра — крепости, возникновение которой неразрывно было связано с основанием самого города. Каменная церковь была построена на месте деревянной. О первоначальной композиции деревянного храма можно судить по графическому изображению, сделанному А. Олеарием в 1636 г. Храм находился в центре крепости, построен по инициативе митрополита Савватия возможно в 1615 г., вместе со строительством воеводой Мисюрой Соловцевым Царицынской крепости на новом месте. Храм имел восьмискатное покрытие, увенчан луковичными главками на круглых высоких шейках. Он имел граненую апсиду, был построен «на каменное дело», то есть с использованием образцов каменных построек XVI в., где кубический объем завершался одной или пятью главами. В нашем случае храм имел три главы, что встречалось крайне редко, но они существовали, и это не раз подчеркивал исследователь древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин. Венчание трехглавием известно в Новгороде, Суздале, Ярославле. Так как храмы для острогов на Волге рубились в ее верховьях, то вполне возможно, что царицынский храм рубили плотники, знакомые с архитектурой Ярославской земли.

Деревянная церковь Иоанна Предтечи в Царицыне была наделена простотой и монументальностью. Она имела крупные окна, расположенные в шахматном порядке.

Различные компоненты в поликонфессиональной архитектуре региона

В силу исторических условий Волгоградская область — это большая часть территории бывших Войска Донского и Саратовской губернии, необыкновенно разнообразная по своему этническому составу, наличию различных национальных культур, что наложило отпечаток на формирование здесь культового зодчества.

Связано это с интенсивной колонизацией бескрайних степных просторов юга России, берегов Волги и Дона. С глубокой древности здесь одни племена сменялись другими, шел длительный процесс хозяйственного и культурного освоения этих земель. С XIII в. сюда пришли татары, в XVI в., с укреплением Московского государства, начали раздаваться здесь поместья и вотчины русским служилым людям, потянулись в эти края беглые крестьяне. В XVII в. появляются калмыки. В конце XVII — начале XVIII вв. начинается переселение из Полтавы, Чернигова, Харькова, Воронежской губернии украинцев, которые селятся главным образом в Царицынском и Камышинском уездах для охраны Саратовского края от кубанских татар, где по указу Петра I была устроена сторожевая линия.

Для освоения юга России путем льгот Екатерина II привлекает переселенцев из Германии. Ею издаются манифесты от 4 декабря 1762 г. и 22 июля 1763 г., в которых говорилось об условиях и правах переселенцев из Европы. Указом от 19 марта 1764 г. были определены места под заселение. Императрица освободила переселенцев от налогов, гарантировала им полную свободу и отсутствие притеснений в религии.

Силами приходов много строится церквей в поволжских колониях с 1800-х - 1830- х г.г. и до конца 1850 г. возводятся крупные каменные храмы, которые в дальнейшем станут эталонами. Всё это было связано с увеличением колоний. К середине 1870 г. в Нижнем Поволжье уже насчитывалось 195 колоний, появились «дочерние» колонии. Самое большое немецкое население было в Камышинском уезде, в 1858 г. оно составило 94,5 тыс. чел.(40,6% жителей), а в 1897 г. - 123,9 тыс. чел. (40,3% ), «ни в одном другом уезде на территории Российской империи в конце XIX в. не было столь значительной группы населения».

К концу XIX в. некоторые колонисты перебираются в города, где образуются локальные места проживания и где возводятся кирхи. Они были построены в Саратове, Царицыне, Камышине. Крупные каменные культовые здания строятся не только в городах, но и сельских приходах. Активное их строительство ведется в 1820-1860 г. г. Во второй половине XIX в. и начале XX в. храмы, сложившегося ранее типа широко будут повторяться. Храмы в немецких колониях строились при соблюдении всех конфессиональных норм. В их архитектуре сохранялась преемственность традициям зодчеству прежних мест обитания. В ней отражались эстетические идеалы переселенцев, сохранялись и развивались этнокультурные традиции. В культовой зодчестве декларировалась национальная идея через готические формы, характерные для немецкой средневековой архитектуры.

Архитектура российских немцев генетически связана с традиционным зодчеством Германии середины и второй половины XVIII в. Это касается всех типов построек, в том числе и культовых всех конфессий - гернгутеров, меннонитов, протестантов, католиков, лютеран. Из-за отсутствия на местах архитектурных кадров привлекались зодчие из центра. Однако большинство церквей возводились без привлечения профессиональных архитекторов, строителей, инженеров. Для этого приглашались мастера из Германии или работы велись под наблюдением, понимающих это дело проповедников. Так строилась кирха гернгутеров в поселении Сарепта (1771-1772). Несмотря на это в процессе адаптации переселенцев к новым условиям в России, в культовом строительстве проходил отбор прототипов, формировался иной архитектурный язык.

В Саратовскую губернию и прежде всего в Камышинский и отчасти в Царицынский уезды стали прибывать немцы из разных частей Германии, создав 190 колоний. Одной из первых немецких колоний была Сарепта,

127

которую в 1765 г. образовали гернгутеры из Саксонии.

Кроме православных в крае немало было лютеран, католиков, магометан. Их традиции, культура, быт, религия определили самобытные черты развития архитектуры, и в частности культового строительства, прежде всего в местах компактного проживания.

Похожие диссертации на Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области