Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Этнос и культура: проблемы становления и развития
1. Структура этноса: социальные, культурные и психологические компоненты 14
2. Социокультурная динамика и факторы этнокультурного возрождения с. 41
Глава 2. Этнокультурное возрождение на территории Дагестана
1. Исторические особенности развития дагестанского этноса с. 62
2. Наследие социализма и этнокультурные процессы в республике Дагестан с. 84
3. Основные тенденции этнического и культурного возрождения Дагестана с. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.120
Список литературы с. 141
- Структура этноса: социальные, культурные и психологические компоненты
- Социокультурная динамика и факторы этнокультурного возрождения
- Исторические особенности развития дагестанского этноса
Введение к работе
Актуальность исследования этнического и культурного возрождения обусловлена реальными процессами, происходящими в настоящее время в различных странах мира и в нашей стране.
Этнические процессы всегда были сложны и противоречивы, конфликтны и взрывоопасны. Постоянно, то в одном, то в другом месте возникают этнические проблемы, вспыхивают распри и столкновения. Причины этнической активности весьма разнообразны: одни из них связаны с проблемой территории совместного проживания этносов (например, Палестина и Израиль), другие с проблемой политического самоопределения (в Чеченской республике в России) и религиозных различий (Сербия и Хорватия). Достаточно многочисленными являются выступления за реализацию культурно-этнических традиций: родного языка у русскоязычного населения в Латвии и, например, «дело о платках» женщин-мусульманок во Франции, и т.д.
Понять современное состояние и динамику этнических культур Российского региона и этническое возрождение на территории Дагестана, вряд ли возможно без учета того контекста, в рамках которого происходит этнокультурное возрождение.
Во-первых, борьба за этническую самобытность разворачивается на фоне новой стадии эволюции мировой политико-экономической системы -феномена глобализации. Глобализация, несущая народам интенсификацию и рационализацию хозяйственных, экономических, политических и культурных сфер человеческой деятельности, наталкивается на серьезное сопротивление этнических групп, выступающих против стирания этнических особенностей и сохранение своей самобытности.
Сущность этих явлений связана с желанием реализации этнической, религиозной и культурной идентичности. Этнические и языковые меньшинства, аборигенные народы, религиозные общины и мигранты
требуют признать их право на «особость». Конфликты, обусловленные поиском идентичности, происходят не только в бывших странах социализма в Европе и Азии, но стали повсеместным явлениям в западных странах с развитыми традициями либеральной демократии. Эти движения получили на западе названия «борьбой за идентичность», «движением за культурные права и мультикультурное гражданство» и вышли на передний план мировых политических проблем. Интересно отметить, что многие нынешние конфликты по поводу «особости» разворачиваются именно на культурной почве и значительно влияют на современную политику. Одной из серьезных проблем современности является разнонаправленность либеральных ценностей западной культуры и этнических движений, что, неизбежно, порождает конфликтность в современном мире.
Истоками этнокультурного возрождения, активно происходящего в настоящее время, стали демократические преобразования, национально-освободительные движения, миграционные и модернизационные процессы, происходящие во многих странах.
Во-вторых, важнейшими элементами контекста этнокультурного возрождения стали демократические и политические преобразования, происходящие в нашей стране с начала 90-х годов. Строительство социалистического общества и доминанта коммунистической идеологии оказались несовместимыми с религиозными верованиями, национальными традициями и обычаями многих народов Советского Союза. Знамением последнего десятилетия стало этническое и культурное возрождение многочисленных народов. Однако, кроме положительных аспектов, возникли сложности и противоречия, проявления национализма и сепаратизма, которые требуют серьезного анализа.
В-третьих, этнокультурное возрождение Дагестана имеет свою, только ему присущую специфику. Дагестан, который является частью Российской Федерации, представляет собой один из самых полиэтничных регионов. На
небольшой территории Дагестана проживает более 100 народов, каждый из которых имеет свой язык, традиции, религию и культурную самобытность. Но их совместное проживание имеет глубокие корни и характеризуется не только единством территории. Дагестанцы имеют единую многовековую историю и мифологию, правительство и законы, общие традиции и нравственные принципы, общенациональное сознание и дагестанский характер и, что самое главное, ощущают себя гражданами одной республики. Этнические особенности культуры Дагестана формировались под внешними воздействиями и связаны с социокультурными процессами, происходящими внутри самого этноса. Для многонациональной и поликонфессиональной республики Дагестан проблемы мира и стабильности являются наиболее актуальными.
Начавшееся этнокультурное возрождение оказывает побуждающее воздействие на огромный арсенал практического и духовного опыта народа, накопленного за всю историю развития. Направленность этнического возрождения определяет современный экономический, политический и культурный потенциал этноса.
Без учета динамики этнокультурных явлений, происходящих в настоящее время в республике, их особенностей и противоречий невозможно плодотворно осуществлять политические, социально- экономические программы и культурные проекты.
Анализ этнокультурной тематики в современной науке характеризуется повышением теоретического и практического интереса к проблемам этнической идентификации и этнокультурного возрождения. В нашей многонациональной стране этнические проблемы всегда были актуальны, но особенно остро возникает потребность в их исследовании в настоящее время в связи с обострением этнических отношений, и необходимостью поиска новых подходов и исследований этнических процессов. Существовавшая на протяжении семидесяти лет «национальная парадигма» оказалась
несостоятельной и возникла острая потребность новых подходов в анализе современных этнокультурных процессов. Такого рода анализ позволяет конструктивно обсуждать значительные изменения в психологии этносов, в религиозных процессах, происходящих в стране, в содержании деятельности образовательных и культурных учреждений, т.е. рассматривать культуру этноса как социально значимый институт. Исследование этнокультурных процессов возрождения, осуществляемое с социологических и культурологических позиций, расширяет возможности выявления противоречивых тенденций и основных направлений развития этнической культуры Дагестана и во многом определяют стратегию развития этнических процессов в нашей стране. Анализ процессов и механизмов этнокультурных трансформаций и возможных тенденций возрожденческих преобразований этносов является актуальной задачей современных исследований. Они имеют не только теоретико-познавательное, но и практическое значение чем, в основном, и обусловлен выбор автором данной темы.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование общих этнических проблем: этногенеза, теории этносов, особенностей этнической идентификации и т.д. осуществляется в нашей стране и за рубежом на протяжении многих десятилетий. В рамках теории этноса разработаны основные этнические категории, исследованы исторические, социальные, психологические и культурные процессы. Проблемы этноса изучаются философами, историками, этнографами, антропологами, этнологами, социологами, культурологами. Возникли новые области в науке: этнопсихология, этносоциология, этнокультурология, этнолингвистика и этнопедагогика.
Этническая проблематика вызывает значительный интерес во всем мире и исследованиями за рубежом занимались, начиная с XIX века, М.Лацарус, Х.Штейнталь, В.Вундт. Во Франции особенности этнического сознания исследовали Г.Лебон, Л.Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. Значительный вклад в
исследования этноса немецкий антрополог Ф. Боас, американские культурологи А.Кардинер, Р.Бенедикт, М.Мид, Г.Горер. и др.1
Большой интерес этническая проблематика, в особенности проблемы национального самосознания, вызывала у русских философов Бердяева Н.А., Булгакова С.Н., Розанова В., Сорокина П., Флоренского П.А. и др.
В отечественной науке значительные разработки по проблемам этноса и этногенеза были осуществлены в 80-е годы XX века и не потеряли сейчас своей актуальности. Они представлены такими авторами, как Алексеев В.П., Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н., Чебоксаров Н.Н., Чеснов Я.В.и др.
Продолжают исследования по проблемам этноса в новых условиях российской действительности такие авторы как Абдулатипов Р.Г., Алдаганов М.М., Бабилаев А.Н., Бикташев С.С., Волков Ю.Г., Гусейнова Н.А., Даудов А.Х., Ибрагимов М.-Р.А., Иларионова Т.С., Иордан М.В., Исакова Н.В., Колобов В. Т., Кисриев Э.Ф., Ларченко С.Г., Лебедева Н.М., Семенов В.М., Сафронова Т.А., Скворцов Н.Г., Файзуллин Ф.С., Хуганов Р.Д., Чагилов В.Р., Чеченев А.В., Шкляр Л.Е., и др.4 Отдельно можно выделить работы авторов, которые исследуют проблемы этнологии Лурье С. В.5
1 Нации и национализм : Пер. с англ. / М: Праксис, 2002., Национализм (Взгляд из-за
рубежа). М., 1995.
2 Бердяев Н. Русская идея. СПб.. 2005, Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч.
в 2-х т. М.,1989, Розанов В. Черты характера древней Руси. Соч. в 2-х т.,М.,1990, Сорокин
П. Проблема социального равенства. В кн.Человек, цивилизация, общество.М., 1992 и др.
3 Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986, Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.М., 1983,
Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.,2001, Чебоксаров Н.Н.
Проблемы типологии этнических общностей в трудах чтения 1998,1999 гг. - СПб., 2001.
4 Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество:
Приоритеты национальной политики. - М., 1994, Ибрагимов М.-Р.А. Этническая ситуация в
Дагестане в конце XIX - начале XX в // Этносы и этнические процессы. М., 1993,
Иларионова Т.С. Социальное регулирование процессов образования, развития и
самоидентификации переселенческих этнических групп: Автореф.дис. д-ра филос. наук. -
М., 1997. Иордан М.В. Интернационализм и национализм: анализ логики противоборства в
современную эпоху. Автореф. докт. дисер. М., 1987, Исакова, Н.В. Культура и человек в
этническом пространстве: Этнокультурол. подход к исслед. социал. Процессов.
Новосибирск, 2001. Кисриев Э.Ф. Этнополитическая ситуация в Республике Дагестан /
РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1994, Кисриев Э.Ф. Этнополитическая ситуация
в Республике Дагестан / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1994, Скворцов Н.Г,
И этнической психологии и педагогики: Аракелян О.В., Коров М.А., Кочетков В.В., Крысько В.Г., Лурия А.Р., Магомедов Г.И., Пригоров В., Сикевич З.В., Стефаненко Т.Г., Шайдаева Г.М., Ялалов Ф.Г., и др.6
В настоящее время в России создано несколько научных центров и общественных организаций, изучающих этническую проблематику. Большую исследовательскую работу проводят сотрудники Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Российский гуманитарный научный фонд, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Османов М.О., Арутюнов С.А., Сергеева Г.А. и др.7
В исследовании проблем культуры автор опирался на общие методологические положения о сущности и полифункциональности культуры, которые представлены в работах таких философов, социологов и культурологов как Библер B.C., Диденко В.Д., Ерасов Б.С, Ионин Л.Г., Маркарян Э.С., Межуев В.М., Орлова Э.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. и др.8
Большой вклад в изучение истории Северного Кавказа и дагестанского этноса, и культуры внесли Агларов М.А., Абдулатипов Р.Г., Бобровников В.О., Булатова А.Г.,Гусейнов В.Г., Дебиров П.М., Игламмагомедов А.И., Калоев Б.А., Каймаразов Г.Ш., Карпов Ю.Ю., Козубский Е.И., Котович В.Г., Лугуев С.А., Магомедханов М.М., Мамаев М.М., Мансуров М.Х., Рамазанов
Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997, Шкляр Л.Е.Этнос. Культура. Личность : Филос.-методол. аспекты исслед. Киев: Наук, думка, 1992. 5 Лурье СВ. Историческая этнология. М., 1997.
Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Политкультурное образование и этноспихология. М., Грааль, 2002, Кочетков В.В .Психология межкультурных различий: учеб. Пособие для вузов.М., 2002,Крысько В.Г. Этническая психология.- М., 2002, Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений:Учеб.пособие. - СПб. 1999. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003, Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. - М.: Владос, 2002.
7 Народы Дагестана. / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. М., 2002.
8 Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. М., 2005, Ерасов
Б.С. Социальная культурология. М, 1996, Маркарян Э.С.Теория культуры и современная
наука: Логико-методологический анализ. М.,1983, Межуев В.М. Культура и история. М,
1977идр.
X.X., Ризаханова М.Ш., Руновский А., Семенов И.Г., Суфербеков Р.И., Услар П.К., Хан-Магомедов CO., Шихсаидов А.Р. и др.9
Вряд ли можно понять особенности развития и социокультурные процессы сегодняшнего Дагестана, не обращаясь к вопросам, связанным с религиями народов Дагестана. Осознание необходимости подобных исследований вызвало появление в последние годы целого ряда работ, посвященных изучению самых различных религиозных течений и направлений. Религиозные проблемы Северного Кавказа и Дагестана в настоящее время активно исследуются такими авторами как Аббулаев М.А., Авшалумова Л.Х., Алиева Б.А., Арухов З.С., Гаджиев Г.А., Курбанов М.Р., Курбанов Г.М., М.В.,Макаров Д., Малашенко А.В., Ротарь И., Смирнов Н.А., Ханбабаев К..М., Шихсаидов А.Р., и другие.10
В настоящее время на западе активно разрабатывается теория мультикультурализма, а также этнической и культурной идентификации, отражающие чрезвычайно обострившийся конфликт, связанный с сохранением культурной самобытности этносов и основополагающих либеральных ценностей западной демократии. Данные проблемы разрабатываются такими авторами как С. Бенхабиб, У. Кимлика, Ч.Тейлор, Н.Фрейзер, и др.11
Теоретической и методологической основой исследования являются научные идеи, обобщения и выводы по теории этноса, как целостной системы, развитие которой подчиняется определенным законам. Они изложены в трудах отечественных и зарубежных ученых, специалистов по этническим проблемам, теории и социологии культуры, философов, этнологов,
9 Абдулатипов Р.Г Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество:
Приоритеты национальной политики. - М., 1994, Бобровников В.О. Советские
национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана // Расы
и народы. - М., 2001. - N 26.
10 Курбанов Г.М. Религия и политика террора. Махачкала, 2002. Курбанов М.Р., Курбанов
Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала. 2001, Малашенко
А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. 2001.
"Бенхабиб. С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.
этнопсихологов, которые имеют принципиальное значение для осмысления сформулированных задач исследования.
В качестве важнейшей методологической составляющей исследования взят системный подход к проблеме этнического и культурного возрождения. Он позволил составить общее представление об объекте исследования, выявить основные элементы процесса возрождения и проанализировать представление об объекте в целом. Кроме системного подхода в исследовании дагестанского этноса использовался принципа историзма. В работе применялись также такие общенаучные методы, как построение моделей и гипотез, сравнительный анализ, синтез, моделирование, научное наблюдение.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими материалами Государственного комитета республики Дагестан по статистике, Управлением по делам миграции МВД республики Дагестан, Министерства образования и культуры республики Дагестан, социологическими исследованиями, проводимыми в республике, материалами Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук, результатами мониторинга общественного мнения, проводимого в республике Дагестан на протяжении трех последних лет в рамках научно-практического проекта «Мониторинг перемен: оценки, мнения, и суждения дагестанцев» и др.
Объектом исследования являются процессы этнического и культурного возрождения в республике Дагестан в современных условиях реформирования российского общества.
Предметом исследования является изменение культурной парадигмы развития дагестанского этноса в контексте социально-экономических преобразований в нашей стране и глобальных перемен, происходящих в настоящее время во всем мире.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа изменений, происходящих в этнокультурной сфере
создать системное научное обоснование модели оптимального развития дагестанского этноса.
Задачи исследования:
рассмотреть социокультурную и психологическую структуру этноса;
проанализировать динамику культуры и важнейшие социокультурные процессы, происходящие в истории развития этноса;
раскрыть сущность процесса «возрождения» и возможные стратегии его развития в современных условиях;
- исследовать основные факторы и предпосылки этнического и
культурного возрождения;
рассмотреть историю развития дагестанского этноса и определить его особенности и социокультурные и психологические параметры;
определить особенности модернизационных процессов, происходящих в Российской Федерации и республике Дагестан;
- проанализировать социокультурные аспекты возрожденческих
преобразований в республике Дагестан;
раскрыть важнейшие компоненты системы регулирования социокультурных преобразований в республике Дагестан;
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обобщены современные научные представления об этносе, раскрыты
содержание и взаимосвязь основных этнокультурных категорий, что
позволило представить наиболее полную структуру такого сложного явления
как этнос.
2. Разработана наиболее полная структура этноса, включающая не
только элементы общности территории и языка, но и многообразные аспекты
культуры и этнической психологии; (с с*??'/*'-*?'^tXi %
3. Раскрыта структура и характерные признаки процессов этнического и
культурного возрождения, как одного из современных аспектов культурной
динамики. /^^^J/^y.
4. В работе представлены основные факторы, социальные и
политические и психологические предпосылки этнокультурного возрождения.
В диссертации предложены и обоснованы возможные стратегий и модели возрождения этносов в современных условиях.
Сформулирована противоречивость этнокультурных процессов и противоположных тенденций этнического возрождения и модернизационных процессов, происходящих в настоящее время.
Обобщены основные этнические и культурные процессы республики Дагестан.
Предложены модели основных направлений в развитии этнических и культурных процессов в республике Дагестан.
Теоретическая значимость исследования. В работе представлен многофакторный анализ процесса этнического и культурного возрождения. Проведенное исследование создает возможность теоретического обоснования перспектив культурного развития этносов в республике Дагестан и других регионах России.
Практическое значение. Диссертационное исследование дает общие представления о процессах этнического и культурного возрождения и может быть использовано в разработке программ культурного развития дагестанского этноса и в практической деятельности органов власти республиканского и федерального уровня. Выводы и положения диссертации могут быть использованы при чтении курса «Культурология», «Теория и история культуры», «Социодинамика культуры», «Истории культуры Дагестана», «Истории религии» и др.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях на исследуемую тему.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Структура этноса: социальные, культурные и психологические компоненты
Прежде чем рассматривать динамические процессы, происходящие в жизни этносов необходимо выявить основные тенденции развития социокультурных явлений, происходящих в настоящее время, необходимо разобраться с самой структурой этноса и уточнить его основные системообразующие элементы.
Этнос, изучением которого занимаются представители различных наук (таких как археология, этнология, социология, психология, история и культурология) представляет собой сложное и многогранное явление, структура которого состоит из многочисленных компонентов, Выявление и характеристика важнейших элементов структуры этноса позволит представить целостность объекта исследования.
Поскольку в любом теоретическом исследовании основные понятия составляют как бы опорные узлы системы, приступая к рассмотрению проблемы этнического возрождения, представляется необходимым уделить внимание соответствующему терминологическому аппарату, так как до сих 7 пор трактовка содержания многих терминов вызывает расхождение между / -/ специалистами. В исследовании проблем этнического и культурного возрождения, прежде всего, необходимо выяснить, что понимается под термином «этнос», «этногенез», «этноспецифические черты культуры», «этническая идентификация», «этническое самосознание», «самобытность», «культурное наследие» и др.
В научной литературе термин «этнос» раньше использовался редко и в словарях по философии и культурологии он не рассматривается или представлен как синоним слова «народ». Слово «этнос», как и его аналоги «этническая общность» и «этническая группа» как у нас, так и за рубежом, употребляются неоднозначно в отношении характерных черт и масштабов разного рода общностей.
Слово «этнос» греческого происхождения. Словари древнегреческого языка под словам «этнос» дают около десяти значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род. Этимологический анализ этого слова позволяет увидеть в нем указание на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих определенные общие свойства: внешний вид, обычаи, повадки и т.д. В античной исторической литературе этнос означал «негреческое племя».
Латинское прилагательное «ethnicos»- этнический использовалось в западной литературе в смысле «языческий», «племенной» вплоть до начала XX века. Изучение жизни различных народов мира, их традиций, верований и культуры способствует появлению таких наук как этнография и этнология. Характеристика термина «этнос» меняется и ученые под «этносом» начинают рассматривать племя, народ и нацию.
В отечественной литературе термин «этнос» употребляется, чаще всего, в значении слова «народ», при этом имеются в виду не только малочисленнные этнические группы, но и многомиллионные общности, такие как русские, французы, англичане и т.д. В начале XX века русский этнограф Широкогоров СМ. предпринял фундаментальные шаги по созданию теории этноса. В дальнейшем происходило развитие исследований и обогащение этнической терминологии в научную литературу. Особенно заметно усилилось внимание к этнической проблематике в 60-е годы XX века в связи с обострением межэтнических и межрассовых отношений в различных странах мира. В некоторых работах, в частности Л.Н. Гумилева, этносы причислялись к биологическим общностям (популяциям), имеющим свою, только им присущую специфику.14 Основными признаками этноса чаще всего называют язык и культуру, но некоторые авторы дополнили территорию и этническое самосознание15. /Отмечали особенности психического склада и общность происхождения, а также государственная принадлежность. Один из ведущих специалистов по теории этноса Бромлей Ю.В. считает, что этносы - это целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами возникновения и развития .
Социокультурная динамика и факторы этнокультурного возрождения
Описание структуры этноса, которое было проведено в первом параграфе исследования, недостаточны для того, чтобы понять особенности этнического и культурного возрождения активно происходящие в нашей стране. Дальнейшее изучение этнокультурного возрождения предполагает исследование социодинамики культуры
Из множества определений культуры, которые существуют в современном гуманитарном знании, (некоторые авторы насчитали их до пятисот) необходимо определить, что включает в себя понятие «культура» и что является наиболее продуктивным для исследования интересующей нас проблемы. Прежде всего, следует отметить, что культура это не только совокупность материальных и духовных ценностей народа, где основными критериями ее определения выступают достигнутые результаты, но и сам процесс, в котором осуществляется производство, становление и разрушение духовных ценностей и материальных объектов. Такое понимание культуры дает возможность анализировать многообразные процессы, которые происходили ранее и происходят сейчас внутри культурного поля различных этносов.
Существуют различные подходы к объяснению динамики культуры, в которых, основанием для изменений называются материальные, хозяйственные факторы, социокультурная детерминация и др. Наиболее распространенной до настоящего времени в обыденном, сознании является просветительская идея развития культуры, в которой социальная значимость и основная функция культуры связана с улучшением человеческих качеств. Просветительская идея возникла в ХУШ века и представлена такими именами как Вольтер, Вико, Гете, Гердер, Шиллер и др. Культура рассматривалась как самостоятельная и значимая для общества сфера духовной деятельности, в которой человек преодолевает природную ограниченность и стремится к истине, добру и красоте. Данные цели, по мнению просветителей, должны стать целью человеческой жизни и преобразить весь мир. Чрезмерные иллюзии и надежды на данную концепцию изменила объективная реальность и во второй половине XIX века возникает наиболее разработанная концепция динамики перемен - эволюционистская. По представлениям эволюционистов (Ч.Дарвин, Гегель, Ф.Энгельс, и др.) общество постепенно движется от примитивного состояния ко все более сложной и организованной жизни. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества: хозяйственные, политические и культурные. Всякие перемены в религиозных верованиях, в морали и искусстве идут по восходящей линии и означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме, стилям и т.д. Обращение к реальности показало всю противоречивость социальной и культурной динамики. Помимо прогрессивного развития общество переживает периоды регресса, кризиса и упадка, что данная концепция не отражала.
Критика эволюционизма породила теорию цивилизаций, в рамках которой были созданы труды Н.Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби и др. Она не отвергла существенных постулатов эволюционизма, но выдвинула положение о необходимости изучения многообразия различных факторов этнической культуры и выдвинула идею культурно-исторических типов, которые проходят стадии роста, зрелости, увядания и гибели. Вклад в исследование динамики социокультурных процессов был сделан Э.Дюркгеймом, М. Вебером, А.Молем.
В начале XX века, в ходе расширяющегося взаимодействия западных обществ с культурами различных стран и народов, методология эволюции оказалась непригодной для научного освоения того качественно нового материала, который стал накапливаться антропологами в результате исследований. Возникают новые концепции культуры: диффузионизм, символический интеракционизм, социологизаторская и др.
Изучение, так называемых, примитивных обществ: австралийских аборигенов, африканских племен, индейцев Северной и Южной Америки, народов Индии и Юго-Восточной Азии. Описание их нравов, обычаев и образа жизни привело к необходимости рассматривать культуру этноса как целостные системы, выполняющие жестко установленные функции. В научный обиход входит понятие функционализма, каждый элемент которой выполняет свою роль в общей системе регуляции жизни общества. Сторонники структурно-функционального подхода (антропологи А.Кребер, Р.Бенедикт, М.Мид, К.Леви-Строс, культуролог Б.Малиновский и др.) Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (хозяйственные навыки, нормы, обычаи, верования и т.д.) обеспечивают сохранение и регуляцию жизни этноса. Но методология функционализма, которая разрабатывалась, в основном, в рамках культурной антропологии, вела к тому, что этническая общность рассматривалась как замкнутая система, не связанная со своим окружением, существующая вне исторического времени, а лишь постоянно воспроизводящая свою собственную структуру. На базе разработанных культурно-структуралистских моделей оказалось невозможным описание развитых и сложных национальных обществ, а также переход от статического описания социальных связей и функций к теоретическому обоснованию социальной динамики.
Исторические особенности развития дагестанского этноса
Для изучения этнического и культурного возрождения Дагестана необходимо рассмотреть историю возникновения и развития дагестанского этноса, а также природные особенности территории проживания, которые во многом определяют специфику хозяйственной деятельности, самобытность культуры и черты национального характера народа. Исторически сложившаяся территория Дагестана представляет собой определенную географическую область со своими устоявшимися этническими традициями хозяйственной, политической и культурной жизни.
Республика Дагестан входящая в состав Российской Федерации, расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказа и в юго-западной части Прикаспийской низменности. Дагестан занимает самую южную часть Российской Федерации. Дагестан означает в переводе с тюркских языков "Страна гор". В природно-географическом и климатическом отношениях Дагестан характеризуется большим богатством и разнообразием. Горные вершины выше 4 тысяч метров над уровнем моря, соседствуют здесь с низменностью, опускающейся ниже уровня океана; альпийские и субальпийские луга сочетаются с жаркими сухими равнинами, переходящими в полупустыню. Ярко выраженная особенность Дагестана -сильная расчлененность рельефа, состоящего из хребтов, плато, ущелий и долин, что создает серьезные трудности в жизни горцев и в земледелии.
Культура Дагестана одна из самых древних на территории России. По имеющимся сведениям наиболее ранние следы человеческой деятельности на территории Дагестана относятся к палеолиту. Однако суровые ледниковые условия Восточного Кавказа, особенно в период позднего палеолита, не благоприятствовали широкому заселению первобытными людьми нынешней территории Дагестана и, прежде всего его горной части.
Заселение территории горного Дагестана произошло уже в послеледниковую эпоху, в мезолите, около 10 тыс. лет тому назад. Исходной территорией, откуда оно началось, считается Южный Прикаспий, т.е. район Северного Ирана, расположенный между Каспийским морем и горой Эльбурс. Люди, которые заселяли горный Дагестан на протяжении почти двух тысячелетий (УШ-VII тыс. до н.э.), осваивали места, наиболее удобные для охоты и собирательства. Они адаптировались к местным условиям и жили группами, составлявшими раннеродовые общины охотников и собирателей. Одна из таких общин обитала у нынешнего с. Чох Гунибского района, давшего название Чохской археологической культуре, распространенной на территории внутреннего Дагестана.
Разнообразие природно-географических зон, наличие в богатой флоре и фауне видов, обладающих свойствами, которые благоприятствовали окультуриванию растений и доместикации животных, способствовали сложению в Дагестане производящего хозяйства уже в VII-VI тыс. до н.э. Немалую роль сыграли тесные связи с Закавказьем и Передней Азией, представлявшими в древности единый этнокультурный мир, в рамках которого Дагестан стал одним из древнейших на Кавказе очагов развития раннеземледельческой культуры. К этому времени следует отнести и генетические истоки коренных народов Дагестана, и первоосновы близости дагестанских языков к таким древним языкам, как хурритский, урартский, этрусский.
В период неолита (на рубеже VII—VI тыс. до н.э.), происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности населения древнего Дагестана, положившие начало эпохе производящего хозяйства, которое коренным образом изменило образ жизни и быт первобытных родовых общин. Возникает прочная оседлость, появляются жилища, рассчитанные на долговременное обитание, развиваются неизвестные ранее отрасли домашних производств - керамика, прядение, ткачество и др. Появление устойчивых источников питания приводит к росту населения, более интенсивными становятся и миграционные процессы, связанные с расселением земледельческо-скотоводческого населения.
В VI-V тыс. до н.э., в эпоху энеолита (меднокаменный век), в значительной степени была нарушена замкнутость неолитических общин, земледельцы и скотоводы расселяются по горным долинам, осваивают высокогорья. Населявшие нынешнюю территорию Дагестана племена имели широкие связи с племенами сопредельных областей Кавказа, Юго-Восточной Европы и культурными центрами Ближнего Востока. В древнейший период на территории Дагестана и всего Восточного Кавказа протекали общие хозяйственно-экономические, культурно-этнические и социальные процессы. По археологическим памятникам отчетливо прослеживается непрерывность социально-экономического, этнического и культурного развития на территории Дагестана, которая входила в ареал формирования (V-IV тыс. до н.э.) восточно-кавказской этнолингвистической общности (народов нахско-дагестанской группы), совпадающей со временем бытования раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа. С III тыс. до н.э. происходит распад данной общности на отдельные этнокультурные образования, ставшие позднее (I тыс. до н.э.) основой сложения дагестанских племен. Первые упоминания об этих племенах под названиями каспии, гелы, леги, андаки, дидуры, утины и другие встречаются у античных авторов (Страбон и др.).
Один из важнейших этапов в истории древнего Дагестана - бронзовый век (конец IV—II тыс. до н.э.), который характеризуют материалы сотен древних поселений и могильников. К важнейшим открытиям эпохи неолита: земледелию, скотоводству и различным отраслям домашних производств теперь добавляется металлопроизводство и появляется гончарный круг. Металлообработка, гончарное и строительное дело постепенно превращаются в ремесла.
Можно отметить, что этногенез народа - сложное историческое явление, имеющее значительную длительность во времени от возникновения первых признаков до оформления его самосознания, самоназвания и культуры. Как мы уже отмечали, становление этнических групп происходило, по мнению этнографов, в период родоплеменной эволюции.
На всей территории северо-восточного Кавказа, включавшей современные Дагестан, Восточную Чечню и Северо-Восточный Азербайджан, складывается единая в своей основе материальная и духовная культура, известная как северо-восточнокавказский вариант Куро-аракской культуры эпохи ранней бронзы. Она представляет культурную подоснову дагестанско-нахского языкового единства, существование которого относится ко времени Ш тысячелетия до н.э. В ходе научных исследований установлено, что культурная лексика правосточнокавказского языка точно соответствует уровню хозяйственного и технического развития населению Дагестана в ту эпоху. Это обстоятельство - один из важнейших аргументов, доказывающих, что создателями данной культуры были пранахско-дагестанские племена.
По имеющимся сведениям в последние века Ш тыс. до н.э. поступательное развитие Дагестана прервано, что было обусловлено рядом природных (ухудшение климатических условий в Каспийском регионе) и культурно-исторических факторов. Предполагается, что произошло проникновение на территорию Северо-Восточного Кавказа определенных групп степного населения, о чем свидетельствует появление в регионе неизвестных ранее форм погребальных сооружений - курганов, а также так называемой шнуровой керамики, т.е. определяющих признаков степных археологических культур.