Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Нурбоева Туяна Бабасовна

ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
<
ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нурбоева Туяна Бабасовна. ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Нурбоева Туяна Бабасовна;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2014.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ этнической моды в современной культуре 12

1.1. Понятие и сущность моды в междисциплинарных исследованиях 12

1.2. Культурологический анализ современной этнической моды в костюме 38

ГЛАВА 2. Культурные традиции и современность в этнической моде бурят 66

2.1. Динамика культурно-исторического развития моды у бурят в XIX-XX вв 66

2.2. Культурные традиции и инновации в современной этнической моде бурят 86

2.3. Этнические образы в современных коллекциях костюмов бурятских модельеров 103

Заключение 131

Список литературы 134

Введение к работе

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению модификации этнического костюма бурят в современной моде, рассмотренное через призму культурологического анализа.

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития произошли кардинальные изменения, повлиявшие на культуру различных народов. В глобализирующемся мире этнические культуры воспринимаются как фундаментальные начала, способные противостоять нивелированию и унифицированию культурных ценностей. Одним из важнейших элементов этнической культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность и развить духовную связь между поколениями, является традиционный костюм. Тесно связанный с современными процессами мировой моды, он выступает в качестве богатого источника идей и формообразования. Переосмысливая традиции прежних поколений, дизайнеры создают новые коллекции костюмов, вбирающие в себя художественную красоту этнического образа.

В полиэтническом пространстве Российской Федерации тенденция использования культурных традиций этнического костюма стремительно набирает обороты. Во многих городах страны постоянно проходят как внутрироссийские, так и международные фестивали этнической моды, призванные сохранить культурное наследие различных народов.

Одним из самобытных народов России, активно развивающих свою уникальную культуру, являются буряты. Наряду с возрождением языка, религии, национальных традиций большое внимание уделяется материальной культуре, одним из основных объектов которой выступает костюм. В современной культуре показ модных коллекций этнического костюма осуществляется не только в рамках национальных праздников, различных фестивалей, конкурсов красоты, но и в музеях, на сцене театров, концертных площадках и т.д.

Данный процесс требует фиксации и научного изучения. Несмотря на то, что в последние годы появляются труды, посвященные проблемам моды, традиционного костюма и его интерпретации, в исследовательском поле культурологии эта тема не разработана. Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы определяется недостаточной изученностью этнической моды бурят и необходимостью культурологического осмысления феномена.

Объект исследования - этническая мода бурят как феномен культуры.

Предмет исследования - процесс формирования и развития этнической моды в современном костюме бурят.

Цель диссертационной работы - провести культурологический анализ этнической моды в современном костюме бурят.

Условием достижения данной цели является решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

1. определить понятие и сущность моды в междисциплинарных
исследованиях;

2. раскрыть теоретико-методологические подходы к изучению
современной этнической моды в костюме в контексте культурологического
анализа;

3. обосновать динамику культурно-исторического развития моды у
бурят в XIX- XX вв.;

4. проанализировать культурные особенности традиций и инноваций в
современной этнической моде бурят;

5. рассмотреть этнические образы в современных коллекциях
костюмов бурятских модельеров.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема привлекает внимание ученых из разных областей знания, что потребовало изучения обширного круга научной литературы. В контексте нашего исследования большое значение имеют труды, посвященные теоретическим аспектам культуры таких ученых как Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.С. Каган, А.С. Кармин, А.Я. Флиер и др. Также немаловажный интерес представляют работы, затрагивающие проблематику массовой культуры, которая имеет непосредственное отношение к объекту нашего исследования. Данному феномену посвящены работы зарубежных ученых: Т. Адорно, X. Ортега-и-Гассет, М. Хоркхаймер и др., а также отечественных исследователей: А.В. Захаров, А.Ф. Поляков, К.Э. Разлогов и др.

Одними из основных для нашего исследования понятий являются «этнос», «этничность», «этническая культура». Данные термины были разработаны в трудах зарубежных авторов, таких как Б. Малиновский, Л. Морган, А.Р. Рэдклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др. Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы А.С. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, А.В. Костиной, И.Л. Набока, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, СМ. Широкогорова и др.

Различные аспекты культуры и этнической истории бурят изучались в трудах В.Д. Бабуевой, К.Д. Басаевой, О.В. Бураевой, И.Б. Галсановой, К.М.

Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Н.Л. Жуковской, Т.М. Михайлова, Б.З. Нанзатоваи др.

Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. В истории гуманитарной мысли труды, посвященные проблеме моды, носили как описательный, так и аналитический характер. В той или иной мере, данный феномен нашел отражение в трудах, опубликованных Р. Бартом, И. Богардусом, Ж. Бодрийяром, П. Бурдье, Т. Вебленом, Г.В.Ф. Гегелем, В. Зомбартом, Ю. Кавамура, И. Кантом, А. Кребером, Ж. Липовецки, Д. Ричардсоном, Л. Свендсеном, Ж.-Г. Тардом, Дж. К. Флюгелем. В отечественной науке мода освещена в работах К.С. Аксакова, Д. А. Башкатовой, Н.А. Бердяева, В. Ю. Борева, Т.А. Гришаевой, А.Б. Гофмана, И.А. Ильина, М.И. Килошенко, О.М. Клименко, А.В. Коваленко, А.В. Коневой, К.Ю. Михалевой, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, В.Л. Петрушенко, М.Н. Топалова, Л.И. Ятиной и др.

Особый интерес для настоящего исследования представляют диссертационные работы Е.А. Амброзе, М.И. Галитбаровой, Т.А. Грусман, рассмотревшие моду в культурологическом ракурсе. Этнический аспект моды отражен в работах Т.П. Алексеевой, Н.В. Алехиной, Ж.В. Васильевой, А.Ю. Демшиной, З.У. Махмудовой, Т.С. Поздняковой, Р.Ф. Самархановой, B.C. Святогоровой, И. Стар и др.

Большое значение уделяется работам, в которых освещаются проблемы изучения костюма. Теоретический, исторический и символический аспекты рассмотрены в трудах А.И. Затулий, Р.В. Захаржевской, Н.М. Калашниковой, О.В. Калашниковой, P.M. Кирсановой, Т.В. Козловой, И.Н. Мерцаловой и др.

Значительное место в дискурсе исследуемой проблемы отводится трудам, касающихся традиционного костюма бурят. Его первые описания мы находим в письменных свидетельствах путешественников, ученых, исследователей, дипломатов, оставленные в XVII-XVIII вв. К ним относятся Ф. Авриль, Д. Белль, И.Г. Георги, И.Г. Гмелин, И. Идее, Л. Ланге Г.Ф. Миллер и др.

Изучение бурятского костюма в XIX веке продолжается Н.М. Астыревым, Ю. Джулиани, П.Е. Кулаковым, А.В. Потаниной, М.Н. Хангаловым, Н.М. Ядринцевым. В первой половине XX века научная литература по данной проблеме дополняется исследованиями Д.Н. Добрянского, Ф.А. Кудрявцева, Б.Э. Петри и др. Со второй половины XX века появляются работы, которые также представляют существенный исследовательский интерес. Это, прежде всего, труды Р.Д. Бадмаевой, К.В. Вяткиной, Л. Линховоина, И.М. Манжигеева, И.И. Соктоевой, А.В. Тумахани.

Очевидно, что в XXI веке расширяются границы проблем исследования традиционного бурятского костюма. Помимо этнографических, исторических и искусствоведческих работ, авторами которых являются Ю.С. Андрейко, Ц.Б. Базарова, Е.А. Баторова, М.Б. Дагданова, Д.А. Николаева, СБ. Самбуева, М.М. Содномпилова, О.В. Шагланова появляются труды, написанные в культурологическом и лингвокультурологическом аспектах. Так, О.А. Баинова выявила особенности семантики цветовых концептов в бурятской и русской традиционных культурах. Взаимосвязь одежды и тела человека изучила СЕ. Ветохина. Одежду как часть материальной, духовной и социальной культуры, в которой отражаются эстетические, религиозные и мифологические идеалы, половые и возрастные особенности, социальное и имущественное положение рассмотрела Л.В. Санжеева.

Таким образом, оценивая степень изученности темы, отметим, что, несмотря на значительное количество опубликованных работ, проблема этнической моды в костюме бурят в ракурсе культурологического исследования остается недостаточно изученной, поэтому требует дальнейшего научного осмысления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этническая мода - это периодическое господство этнических
мотивов в культуре, вызванных закономерностями развития политической,
экономической, социальной и культурной систем. Этническая мода в
костюме - это вестиментарная форма проявления культуротворчества fashion-
специалистов, отличающаяся применением традиционных материалов и
техник, а также использованием этнических мотивов, переосмысление и
интерпретация которых ведет к созданию новых этнических образов.

  1. Культурологический анализ исследований этнической моды показал, что основным источником при создании новых коллекций выступает традиционный костюм, элементы которого трансформируются и находят новое прочтение в творчестве современных дизайнеров.

  2. Возникновение и развитие моды у бурят происходит в XIX веке, когда наблюдается постепенное изменение и вытеснение элементов традиционного костюма, инспирированное как закономерностями внутреннего развития, так и инокультурным влиянием.

4. Этнический костюм бурят в современной моде вбирает в себя
культурные традиции и инновации, единое существование которых придает
внешнему облику национальный колорит. Преемственность и новизна
обеспечивают развитие и обогащение нового современного бурятского
костюма.

5. Наиболее распространенными образами в современном костюме бурят являются этнические (исторические, мифологические и религиозные). Ассоциативно-образное мышление дизайнеров по-разному проявляется в этническом костюме, который, в свою очередь, развивается в театрально-сценическом, подиумном и повседневном направлениях.

Научная новизна заключается в следующих пунктах:

исследована этническая мода в современном костюме бурят, которая впервые становится объектом научного осмысления и анализа;

введено в научный оборот определение понятия «этническая мода»;

обоснована динамика культурно-исторического развития моды у бурят вХІХ-ХХвв.;

- выявлен синтез культурных традиций и инноваций бурятского
костюма в современной этнической моде;

- изучена характеристика этнических образов и их трансформация в
современных коллекциях костюмов бурятских модельеров.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные идеи, концепции и теории, раскрывающие сущность исследуемой проблемы с позиции истории, философии, социологии, этнологии, семиотики, психологии, культурологии. Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи обусловили применение междисциплинарного, исторического и культурологического подходов.

Междисциплинарный подход позволяет интегрировать знания из разных научных областей для выработки целостной картины исследования. Для изучения моды методологически важные ориентиры были обнаружены в классических трудах Т. Веблена, Г.Ф. Гегеля, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, И. Канта, Г. Тарда и др., а также в работах ученых: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, А.Б. Гофмана, Ю. Кавамура, Ж. Липовецки, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова и др.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития объекта, в нашем случае феномена моды. В диссертационной работе исторический аспект представлен диффузионистской концепцией (Ф. Гребнер, Г. Ратцель, Л. Фробениус, Т. Хейердал и др.), согласно которой развитие моды происходит в результате межэтнических контактов, взаимодействий и заимствований.

Применение культурологического подхода обусловлено тем, что он определяет теоретический и эмпирический путь исследования. Поэтому большое значение для настоящего исследования имели труды, касающиеся

вопросов теории культуры (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, М. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.). В контексте культурологического анализа был использован семиотический метод, обращение к которому обусловлено знаковой сущностью изучаемого объекта. Также мода рассматривается как продукт человеческой деятельности, поэтому немаловажную роль играет деятельностная концепция развития культуры. Кроме этого в диссертационной работе применялись следующие общенаучные методы:

метод включенного наблюдения и описания позволил зафиксировать исследуемый объект путем погружения в изучаемую среду;

метод интервьюирования способствовал получению субъективной информации, касающейся идейного содержания и конструктивных особенностей костюма в коллекциях современных модельеров;

метод анкетирования дал возможность выявить степень популярности и модности этнического костюма среди городского населения Улан-Удэ;

метод компаративного анализа позволил сравнить и сопоставить традиционный и современный этнический костюм, с целью изучения новых техник и способов творческого переосмысления и интерпретации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенный в диссертации материал способствует детальному изучению специфики этнической моды бурят, позволяет обогатить знания о процессе ее формирования и развития в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Основные результаты и положения диссертационного исследования необходимы для расширения культурологического опыта в познании современных преобразований этнических форм культуры и их проявления в разных сферах бытия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе при разработке курсов лекций по дисциплинам, сопряженным с изучением вопросов этнической культуры, традиционного костюма и моды.

Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности музейных сотрудников при изучении бурятского костюма, арт-критиков при анализе и оценке современного этнического костюма, модельеров и художников по костюмам при создании этнического образа, а также других специалистов, занятых в социально-культурной деятельности.

Научная апробация. Результаты проведенного исследования были изложены в виде научных докладов на международной научно-практической конференции «Modern! vymozenosti vedy - 2013» (Praha 27.01.2013-05.02.2013), международной очно-заочной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность» (г. Чебоксары, 11-12 декабря 2012г.), региональном круглом столе «Культурологическое образование и наука в Восточной Сибири: актуальные проблемы и перспективы» (г. Улан-Удэ, 20 мая 2011г.). Различные аспекты диссертационного исследования также нашли отражение в научных сборниках: «Социально-политические и культурные проблемы современности» (г. Барнаул, 2011г.), «Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика» (г. Санкт-Петербург, 2013г.); научно-теоретических и прикладных журналах: «Общество. Среда. Развитие» (г. Санкт-Петербург, 2011г.), «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (г. Тамбов, 2011г.), «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» (г. Челябинск, 2012г.), «Ойкумена. Регионоведческие исследования» (г. Владивосток, 2013г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения. Исследование включает список литературы, состоящий из 238 наименований (из них 1 на иностранном языке), двух приложений (1-Альбом иллюстраций (79 илл.); 2-Анкета). Общий объем диссертации составляет 183 страницы.

Понятие и сущность моды в междисциплинарных исследованиях

Современное состояние исследования моды наиболее точно определил специалист по ее теоретическим аспектам Д. Спролс. Он писал, что психологов при изучении данного феномена интересует, прежде всего, проявление индивидуального начала; социологов – борьба между классами и социальное соответствие нормам одежды; экономистов – поиск дефицита; специалистов по эстетике – художественность и идеал красоты; историков – эволюционные трансформации в дизайне и их причины. Буквально сотни точек зрения раскрываются в литературе, более необъятной, чем любой феномен потребительского поведения [238, с. 56].

Мода по сей день не теряет значимости в научном сообществе, вследствие чего наблюдается постоянное обогащение ее библиотеки. Так, рост интереса к теории и практике моды в современном мире делает актуальным рассмотрение концепта «мода», представление о котором выкристаллизовывалось в течение нескольких веков под влиянием мировоззренческих, социальных, экономических трансформаций. Широкий формат исследований в отношении ее понятия и сущности не сформировал универсального понимания общего для всех наук. Поэтому для выявления единого связывающего звена мы обратились к различным словарям и энциклопедиям.

Наиболее ранняя письменно зафиксированная трактовка моды представлена в словаре Академии и Энциклопедии Дидро и д Аламбера, в первом издании которого сообщается: «Mode – манера (образ действий), принятая в прошлом или в настоящее время, по отношению к ряду вещей, зависящая от социального устройства и каприза людей» [105, с. 12]. По нашему мнению, данное определение недостаточно полно и емко отражает всю идею и сущность исследуемого явления, поскольку мода рассматривается только в границах социально-психологического аспекта.

В «Международном словаре моды» мы можем проследить динамику трансформаций определения данного понятия. Сообщается, что этот концепт произошел от латинского слова «modus», что в переводе означает манеру, то есть внешние формы поведения. Затем мода сводится к понятиям «костюм», «фасон». В дальнейшем она приблизилось к значению fashion, которое в английском языке служит основным понятием для обозначения моды. Синонимичными выступают также следующие слова: «vogue», «fad» (причуда), «fancy» (склонность, пристрастие), «craze» (общее увлечение, мания).

Толковый словарь В. Даля определяет моду как ходящий обычай; временную изменчивость, прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах [74, с. 337]. В этом определении можно выделить одну из главных характерных признаков моды – это непостоянство и мимолетность. Быстро проходящая популярность чего-либо является одним из факторов развития моды. Подобное определение мы находим также в современном словаре-справочнике, согласно которому мода представляет собой непродолжительное господство в какой-либо общественной среде определенных вкусов. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений [192, с. 408].

С.И. Ожегов дает иную трактовку моды. Согласно его определению она представляет собой совокупность привычек и вкусов в отношении одежды, туалета, господствующих в определенной среде в определенное время [160, с. 348]. Из этой дефиниции мы видим, что мода связана только с изменением костюмных форм. В данном случае целесообразно привести мнение К.С. Шарова, который утверждал, что метаморфозы, происходящие в одежде, дают новый импульс для развития моды, поэтому между ними часто ставится знак равенства [227, с. 108]. Мы согласны с его мнением, поскольку полагаем, что посредством одежды человек формирует свой внешний образ в соответствии с модными тенденциями.

Большое значение для принятия и распространения моды в обществе имеет эстетическая сторона. В словаре «Стили в искусстве» В.Г. Власова, помещена статья, в которой говорится что мода – это то, что красиво сегодня, то есть принятое большинством общества понимание эстетического идеала в данный конкретный исторический период [49]. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон считают, что мода – форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Область, где главным образом царит мода – костюм, нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния моды [38, с. 579].

Из приведенных определений моды мы приходим к выводу, что все дефиниции объединяет одно: понятие моды, употребляемое для обозначения периодической смены форм костюма, сложилось как одно из основных значений этого слова. Поэтому вектор диссертационного исследования направлен к изучению костюма и его преобразований в современной моде.

Реализация моды в вестиментарной форме потребовала изучения термина «костюм», являющегося одним из основных понятий в нашей диссертационной работе. Л.В. Санжеева отмечает, что данное определение произошло от глагола SVADNA, означающее отражение, видение, изображение. В дальнейшем появилось производное от вышеупомянутого слова – COSTUDING (привычка, манера действовать). В 1749 году во французском словаре костюм впервые стал рассматриваться как знак, связанный с обычаем выделять человека из окружающей среды [185, с. 9].

На сегодняшний день наблюдается разнообразие авторских позиций в истолковании данного термина. Так, Т.В. Козлова пишет, что костюм – это экран на который проецируются все аспекты социального, материального и технического уровня развития общества. Костюм – это отражение всех физических и духовных сторон человека, его вторая кожа, которая должна стареть, обновляться и защищать человека физически и морально, должна меняться [117, с. 5].

Культурологический анализ современной этнической моды в костюме

Моду как результат коллективной деятельности – команды специалистов, занятых в fashion-производстве рассмотрела Ю. Кавамура. Она предлагает детальный анализ деятельности модельеров, редакторов, журналистов и рекламодателей, которые вносят свой вклад в производство, поддержание и распространение моды, где основополагающими факторами являются, во-первых, двойственность, выражающаяся в попытке решения двух противоположных задач: с одной стороны, стремление украсить себя, а с другой – остаться незамеченным и скромным. Во-вторых, существенным признаком моды является новизна, которая определяет существование моды. В-третьих, это изменение: появление новых и трансформация существовавших ранее стилей детерминируется именно ее развитием. На вопрос: «почему меняется мода?» Ю. Кавамура отвечает, что в современном обществе распространен достаточно примитивный взгляд, согласно которому мода представляет собой результат сговора продуцентов одежды, заставляющих людей тратить больше материальных средств, а модельеры и бизнесмены навязывают новую моду, с целью стимуляции рынка и увеличения объема продаж. Однако подобное мнение объяснимо и приемлемо с экономической точки зрения, но не с социологической. Автор поясняет, что процент денежных трат не влияет на формирование культуры моды. Главная причина кроется в существовании в обществе системы моды, предоставляющая средства, благодаря которым происходят постоянные изменения. Институциональная система с ее жесткой внутренней иерархией определяет, какая именно одежда станет модной и будет распространяться в качестве таковой по всему миру. «Эта система поддерживает авторитет дизайнеров как «одиноких гениев» моды и даже заставляет потребителей отказаться от той одежды, которую в данный момент носит высшее общество, если это противоречит современным тенденциям» [144, с. 137]. Важнейшей частью модной системы является институт арбитров, куда входят редакторы и журналисты, связанные с рынком и потребителями, осуществляющие процесс ее распространения.

В данном контексте, на наш взгляд, целесообразно напомнить, что институционализация моды произошла во Франции в 1868 году, когда Ч.Ф. Ворт, французский модельер XIX века, стал впервые подписывать свои произведения. Это означало то, что с уменьшением влияния аристократии перестал существовать объект подражания, то есть отныне акцент сместился с того, кто носит на того, кто создает.

В наше время современные модельеры продолжают формировать внешний облик человека. Нескончаемая гонка модных стилей с каждым годом создает огромное разнообразие дизайнерских решений. Необходимо отметить, что такие исследователи как Г. Спенсер и Дж. К. Флюгель считали, что гибель моды или окончательное завершение ее цикла произойдет вследствие демократической идеи равноправия, когда в мире установится абсолютная демократия.

Процесс преображения нагого младенца в цивилизованного человека с помощью одежды подробно описывает Дж.К. Флюгель – создатель психоаналитической концепции моды. Согласно психоаналитической модели на первоначальной стадии эмоциональным состоянием ребенка управляют две формы наслаждения: нарциссизм и аутоэротизм. Первая форма выражается в демонстрации собственного тела, вторая составляет «кожный» и «мускульный» эротизм. Естественная стимуляция кожных покровов составляет «кожный эротизм», а сокращение и натяжение мышц, происходящие от эмоционального состояния – «мускульный».

Манифестация и стыдливость – две тенденции определяющие развитие одежды. В процессе социализации на телесные наслаждения ребенка налагались определенные требования, согласно которым ему необходимо было закрывать собственное тело одеждой. «По мере взросления первый натиск стыдливости слабеет. Вновь появляется тяга к манифестации, однако фокус ее перемещается на одежду. Таким образом, «первоначальный объект воздействия стыдливости полностью отменяется, и является вновь в форме сублимированной тяги к эффекту, который можно произвести на окружающих с помощью одежды» [110, с. 145]. Данная теория не теряет актуальности в наше время, так как современная мода, особенно женская нередко обнажает достоинства гендерной телесности.

В статье «Сексуальные и социальные эмоции» Дж.К. Флюгель затрагивает проблему одежды в рамках дискуссии о психологических различиях между гендерами. Женщина в большей мере склонна выражать нарциссистские настроения, чем мужчина, поскольку современная мода предоставляет мало возможностей для выражения индивидуального мужского тщеславия. Бесконечное изменение женской одежды он объяснял трансформацией «эрогенной зоны». Данная теория гласит, что любая часть женского тела представляет собой особый интерес для мужчин и таит в себе «эротический капитал», который накапливается в течение того периода, когда костюм закрывает эту зону. Когда этот «капитал» достиг определенного уровня, он может «вступить в эксплуатацию». Имеется несколько вариантов для ее демонстрации: во-первых, раскрытие (создается модель одежды, специально оголяющая «эрогенную зону»), во-вторых, плотное прилегание (одежда, обтягивающая необходимые участки тела), в-третьих, у каждого дизайнера имеется набор приемов, которые он хорошо знает и активно применяет в своей творческой деятельности. Данная теория практиковалась еще в былые времена, когда светские дамы с помощью глубокого декольте демонстрировали верхнюю часть груди. Интересен тот факт, согласно которому на спектакли берлинской оперы допускались дамы с платьями, максимально показывающими «верхние эрогенные зоны». Если женщина не желала следовать подобным принципам при посещении театра, то специальные лица ножницами устраняли данный недостаток.

Культурные традиции и инновации в современной этнической моде бурят

Не только европейские модельеры в поисках новых идей обращаются к традиционной этнической одежде, но и восточные дизайнеры смело смешивают элементы разных культур в своих коллекциях. С 70-х годов XX века на развитие мировой моды стали оказывать воздействие японские модельеры. На этнический стиль и историю моды в значительной степени повлиял японский дизайнер Кензо. Его этнический стиль отличался жизнерадостной пестротой. Интересно сочетание простого покроя кимоно и скандинавских, южноамериканских, восточных элементов. Японские ткани в цветочек соседствуют с шотландской клеткой, китайская жакетка с воротником стойкой дополняется белыми хлопковыми оборками в стиле кантри. Кензо активно использует испанские болеро, индейскую бахрому, русские косоворотки и меховые шапки. Эксперименты модельера привели к сочетанию спортивного или классического стиля с этническими элементами. Японский модельер Йоджи Ямомото в 1994 г. представил различные элементы кимоно в современном оформлении. Так появился стандарт, называемый «нео-японизм».

Сегодня на авансцене появляются бразильские, индийские, нидерландские модельеры. Саронги, к которым с таким презрением относились англичане в Азии в 1930 годы, в коллекциях индийских модельеров демонстрируются наряду с шотландскими пледами. Например, на показе моды в прет-а-порте индийских дизайнеров в Москве в 2008 году один из участников, Рохит Бал «удивил своей мужской коллекцией, в которой он объединил индийский костюм с традициями одежды других народов». Клетчатые пледы шотландцев, восточно-азиатские мужские юбки-саронги, традиционные китайские кофты, кельтские фибулы – при всем разнообразии компонентов коктейль вышел вполне изысканным» [45, с. 63]. Тбилисский модельер Андрей Лобанов на международном конкурсе Высокой моды национального костюма ЭТНО-ЭРАТО в Москве в 2009 году показал диковинные вечерние платья, главную роль в которых играла традиционная грузинская чеканка.

Вслед за Ив Сен Лораном, Джон Галльяно использует этнические темы в своих костюмах. Одним из любимых принципов создания коллекций становится соединение этнических элементов с историческими мотивами. Его первая коллекция для дома «Кристиан Диор», созданная в конце девяностых годов называлась «Африканки». Дальше последовала «Китайская коллекция» и через год на вокзале Аустерлиц он продемонстрировал наряды под названием «Путешествие в Восточном экспрессе». В театрализованных показах коллекций Галльяно отчетливо проявляется игровой характер современной моды.

В последние годы выделяют следующие этнические направления в мировой моде – африканский, индийский, скандинавский, китайский стили, а также традиции мусульманских стран. Неповторимость и своеобразие стилей связано с культурой и обществом. Рассмотрим культурные особенности каждого стиля в отдельности.

Для скандинавского стиля характерны простой крой, чистые линии и сдержанная цветовая гамма. «Опознавательными знаками» скандинавского стиля служит национальный орнамент, обилие вязаных вещей, преобладание светлых, спокойных оттенков. Наряду с орнаментом широко используется рисунок в клетку или полоску. Предпочтение отдается натуральным материалам: шерсти, льну, хлопку. Большое значение для создания образа имеют украшения из серебра, которое в скандинавских странах традиционно считается не просто драгоценным металлом, подчеркивающим социальное положение человека, но и оберегом, отгоняющим темные силы [77]. Дизайнеры предлагают носить объемные вязаные кофты, свитера, жилеты свободного кроя, украшенные традиционными скандинавскими узорами: полоской, снежинками, оленями, елочками, ромбами и треугольниками.

Интерес к культурным традициям мусульманских стран неоднократно отмечали модные эксперты. Так, например, еще несколько лет назад британский модный дизайнер Брюс Олдфилд, один из любимых модельеров принцессы Дианы и создатель роскошных вечерних ансамблей для множества голливудских звезд, поставил новый мировой рекорд, представив самую дорогую в мире абаю. Расшитая белым золотом и несколькими тысячами бриллиантов, абая оценивалась в 350 тысяч долларов и была продана в рамках аукциона Саудовской ярмарки роскоши. А французский модельер Жан-Поль Готье и дизайнеры дома Yves Saint Laurent несколько лет назад представили специальную коллекцию мусульманской одежды в рамках Международного фестиваля африканской моды [25]. Многие модные дизайнеры включают современные версии мусульманской одежды и в основные свои коллекции. Ж. Готье, П. Смит, Dolce & Gabbana не раз демонстрировали на подиуме большие платки из плотной темной ткани, драпировавшиеся на голове и плечах на манер традиционного хиджаба, хорошо вписывающиеся в гардероб современных мусульманских женщин.

В последние годы, во многом в связи с феноменальными экономическими успехами Китая последних десятилетий, все большую популярность во всем мире приобретает одежда в китайском этническом стиле, появляющаяся в коллекциях всемирно известных дизайнеров и модельеров. «Одно из направлений при моделировании современной одежды – использование, прежде всего конструктивной формы китайской традиционной одежды, ее закономерностей и пластических особенностей. Важнейшее свойство китайской традиционной одежды – ее особая целостность: неотделимость формы и материала, формы и декора, декора и материала, материала и техники исполнения» [198, с. 245].

Этнические образы в современных коллекциях костюмов бурятских модельеров

Многие сценические наряды театра «Байкал» создаются не только художниками по костюму, но и его директором Д. Бадлуевым. В 2005 году на международном конкурсе «Торгон Зам» он показал коллекцию «Хун Шубууд». Смысл коллекции будет понятен, если мы дадим краткое содержание легенды о Птице-лебеде.

Легенда гласит, что однажды охотник Хоридой, охотясь на диких зверей, увидел как на берег Байкала с небес спустилась серебристая вереница лебедей. Едва коснувшись земли, они превратилась в прекрасных девушек. Всласть накупавшись в озере, они вышли на берег и стали одеваться, только одна из них не могла найти свою одежду, заранее спрятанную охотником. Заметив его, девушки вмиг превратились в лебедей и взлетели в небо. Одна, оставшаяся на берегу, в результате стала женой Хоридоя. Но однажды осенью, когда над их жилищем тянулись караваны перелетных птиц, она обратилась к мужу с просьбой показать ее одеяние. Поддавшись уговорам жены, Хоридой достал из потаенного места ее одежду. Прекрасная дева, прижав ее к себе, неожиданно, превратилась в лебедя и взлетела ввысь. С тех пор, буряты считают своим тотемным прародителем Птицу-лебедь.

Коллекция «Хун Шубууд» Д. Бадлуева (рис. 9) представлена как костюмами самих Птиц-лебедей, так и нарядами различных бурятских родов. Первоначально на сцену «вылетают» Птицы-лебеди. Орнитоморфный образ подчеркивается широкими рукавами из прозрачной ткани бело-голубого цвета в тон платью, что создает легкость и невинность. Следующая часть коллекции детально воспроизводит традиционный костюм, сохраняя крой, силуэт, локально-территориальные, природно-климатические особенности. Приводится полный комплект праздничных украшений. На наш взгляд в коллекции существуют некоторые отклонения относительно женской прически. В традиционной культуре она являлась маркером возрастного и социального положения женщины. Две косы символизировали соединения женского и мужского начал. Прически имели локальные различия: аларские бурят плели свои косы из более мелких, но, тем не менее, собирали их в две части. В данном случае автор, демонстрируя костюм замужней женщины, не соотносит его с символикой прически, которая состоит из множества мелких косичек.

Наиболее идентичными традиционному, по-нашему мнению, оказались костюмы А. Баировой из коллекции «Нити времени» (рис. 10). Она создала девичью, женскую, мужскую одежду бурят Забайкалья и Предбайкалья, показав тем самым, локальные гендерные и социальные различия. Так как костюм принадлежит к театрально-сценическому направлению, существуют некоторые отличия. Покрой девичьего костюма указывает на совершеннолетие и готовность вступить в брак. В данном случае маркерами выступают отрезное по талии платье с сохранением цельнокроеных рукавов и отсутствие пояса. Для полного восприятия костюма автор украшает головные уборы нетипичным для девушек украшением – женской подвеской – hиихэ, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. Данное височно-нагрудное украшение было свойственно только женщинам, поскольку набор девичьих украшений был ограничен серьгами, браслетами, кольцами, налобными и наспинно-накосными украшениями.

Коллекция «Стихия» С. Шухэртуевой (рис. 11) представляет собой пример эмоционального и запоминающегося театрального костюма [97]. Директор Агинского театра современной драмы и синтеза «ДалиТэ» В. Монтоев, давая интервью сказал: «Мы стараемся сделать костюмы функциональными, т.е. чтобы не просто вышел показать, какой красивый костюм, а чтобы он был смыслово решен интересно и визуально» [120]. Показ происходит в форме мини-постановки, где главными действующими лицами выступают образы стихий Земли, Воды, Дерева и Огня, а также человека, символизирующий середину миру, который неподвластен их величию. Костюмы данной коллекции разнообразны по стилевому содержанию: традиционные, с гипертрофированными элементами и минималистические. К последнему относится костюм, состоящий из юбки-штанов и одним рукавом на левой руке. На темной ткани костюма изображен знак «шоу».

В последние годы в современной культуре становится модным демонстрировать традиционные костюмы на презентациях, различных конкурсах, открытиях выставок. В 2010 году на открытие выставки известного бурятского художника З. Доржиева было представлено дефиле коллекции женских костюмов, созданных по мотивам авторских работ модельером М. Шараповой. Идея такого культурного симбиоза заключалась в том, чтобы посетитель смог увидеть живой прототип написанной истории.

Примеры творческой переработки культурных традиций в театральной и концертной среде позволяют говорить о том, что современный этнический костюм повторяет традиционный фасон и крой, но вместе с тем имеет свои специфические черты, выраженные в укрупнении форм, использовании ярких красочных тканей, удобстве, бутафории и т.д.

Следующий вариант костюма предназначен для показа моделями коллекций дизайнерской одежды на подиуме. Как правило, такой костюм не выполняет утилитарной функции, изготавливается в единственном экземпляре и служит для модных показов. Созданием такого костюма занимаются многие дизайнеры из Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, которые демонстрируют их на различных фестивалях и конкурсах современного и традиционного костюмов

Похожие диссертации на ЭТНИЧЕСКАЯ МОДА В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ БУРЯТ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ