Содержание к диссертации
Введение
1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Основная парадигма развития мирового сообщества
1.2. Категориальный статус экологического сознания
1.3. Типологическая модель становления экологических смыслов в культуре
1.4. Система «Человек-Природа» в дихотомии Восток - Запад
2. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Экологические доминанты в культуре
2.2. Взаимосвязь экологической культуры и экологической личности
2.3. Экочеловек: факторы и механизмы формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ
- Основная парадигма развития мирового сообщества
- Категориальный статус экологического сознания
- Экологические доминанты в культуре
Введение к работе
Начало XXI века ознаменовалось целым рядом принципиально новых факторов развития цивилизации, оказывающих влияние или имеющих огромный потенциал влияния на культуру человечества, нуждающихся в осмыслении и отражении, обогащающих тезаурус человеческого опыта. Гибель Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, взрывы жилых домов и станций метро в Москве, теракты в Испании и Англии, Бесланская трагедия и война с терроризмом, помимо внешних и очевидных социальных и политических причин, отражают глубочайший процесс глобального взаимодействия западного и восточного типов миросозерцания. Возникновение глобального информационного пространства и фактическое регулирование всемирного рынка проявляют тенденцию к формированию общечеловеческого опыта решения всемирных проблем, а эксцессы антиглобалистских выступлений показывают слабость конкретного умения их решать. Завершение «холодной войны» и противостояния двух идеологических систем, попытка установления «монополярного» режима остро поставило вопрос о поиске второго участника глобального диалога, о путях развития человечества, без которого мир может утратить базис дальнейшего развития.
На фоне этих глобальных вызовов современной истории под ударами которых культурный универсум с одной стороны, приобретает дискретные и кластерные черты, а с другой - ориентируется на проступающие сквозь бездну человеческого опыта универсальные стандарты. Экологическая тематика на время утратила остроту, характерную для 70-80-х гг., когда Запад был поставлен перед острейшей проблемой ресурсного кризиса, немедленно отреагировав на нее формированием рефлексивного экологического пространства («Римский клуб» лишь один из примеров его ТУ конкретного проявления). Реакция Востока также не заставила себя ждать, оказавшись неожиданно технологичной (создание ОПЕК).
Потрясения монументальных основ цивилизации на исходе столетия затмило по степени значимости эту тематику, погрузив мир в пучину лихорадочного поиска нового равновесия. Однако обозначенный нами «уход в тень» экологической тематики является обманчивым. Природные катаклизмы в Таиланде, Индонезии, Бангладеш и США в ХХІ-м веке вновь привлекли особое внимание мировой общественности к проблеме природного равновесия.
Доказательства обманчивости «ухода в тень» проблем экологии и в проявляющихся за пологом флера идеолого-политических противостояний экономических (особенно - ресурсных) интересов, и в неуклонном расширении реального политического веса в Европе сторонников «зеленого» (в экологическом смысле) пути развития цивилизации, и в реальном учете необходимости природоохранных программ при формировании любого общественно значимого технологического проекта.
Нам представляется, что этот мощный подтекст, скрывающийся за большинством драматических катаклизмов нашего времени носит еще более серьезный и определяющий характер, скрывая в себе потенциал разрешения узла старых и новых цивилизационно-культурных конфликтов на почве общей для всех судьбы - быть биолого-экологическим видом в системе космосо-экологии. И с помощью механизма культурного освоения решать проблемы, порождаемые динамическими процессами развития этой системы. Актуальность исследования может быть обоснована на наш взгляд в разных аспектах. В качестве наиболее важных мы выбрали пять: методологический, теоретический, исторический, идеологический и ситуационный.
Методологический аспект. Экологическая проблематика в науке существует в двух ипостасях: в проблемном поле естественных наук рассматриваются вопросы природопользования и воздействия на природу человеческой деятельности, а предложенная Д.С.Лихачевым концепция экологии культуры касается вопросов сохранения культурного наследия, бережного отношения к памятникам истории и культуры, краеведческой деятельности и т.п. Предлагаемая нами парадигма экологизации личности впервые интегрирует естественнонаучный и философский дискурсы, выводя экологическую проблематику как культурологическую, помещая в центр культурфилософского исследования понятия «экологическое сознание», «экологическая культура», «экологическая этика», «экочеловек».
Теоретический аспект. Весьма актуальным исследование является из-за отсутствия в отечественной науке о культуре и философии однозначного решения вопроса об истоках и своеобразии экологической мысли в России, а так же в связи с терминологической неясностью употребления перечисленных понятий (размытость, неточность, наполнение их случайным или узконаправленным содержанием).
Исторический аспект. История человечества — это последовательная смена эпох. Их экономическое, идеологическое, религиозное, духовное своеобразие накладывало отпечаток на становление экологического сознания. И все же оно на протяжении истории непрерывно развивалось и крепло как единое целое, объединяя разные эпохи как смыслопорождение бытия человечества. Разобраться в особенностях этого процесса - актуальная задача современной науки.
Идеологический аспект обоснования актуальности исследования связан с тем, что в существующих в современном мировом сообществе концепциях устойчивого развития практически отсутствует гуманистическая экологическая идеология. В работе основываясь на опыте российской и зарубежной культурфилософской мысли, выявлены механизмы и методы формирования носителя современного экологического сознания.
Ситуационный аспект. На современном этапе развития культурологии как самостоятельной отрасли знания создалась уникальная творческая ситуация для исследования казалось бы «некультуроемкой» экологической t проблематики. Обращение к проблеме становления экологического сознания, формирования экологической культуры и воспитания экочеловека в столь благоприятных условиях представляется как никогда необходимым и важным в научном отношении.
В нашей работе мы выявляем, почему экологическое сознание является не просто дополнительным элементом современной культуры (скажем, тормозящим развитие эффективных технологий и программ роста экономики разных регионов), но ее важнейшим, системообразующим фактором, способствующим указанному росту. Устанавливаем степень трансформации экологического сознания в историческом контексте, анализируем экологические доминанты в системе культурных ценностей. Глобальным полем, в пределах которого происходит переход от первого, устаревшего понимания ко второму - современному, является поле восхождения человечества от рассудочно-утилитарного мировоззрения к мировоззрению разумно-ценностному, охватывающему суть бытия и характер происходящих процессов на боле высоком уровне и открывающему угрозы и возможности недоступные партикулярному рассудку человека, интегрированного в данную ему узкую культурную «келью». Восхождение к этому занимает столетия, в ходе которых происходила постепенная «экологизация сознания», подготовившая современного человека к поиску эффективных решений в условиях надвигающегося ресурсного кризиса. Именно этот опыт и лежит в основе деятельности, направленной на устойчивое развитие, возможное лишь на основе необходимости поддержания экологического баланса от микро- до макро-масштаба.
На современном этапе культурология может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного на потребность преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно -практических ориентации человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.
Выявление факторов, способствующих становлению экологического сознания, его роли в современном социокультурном пространстве, установление взаимосвязей с многообразными сферами человеческой i$ деятельности, показ опыта культурной обработки вызовов, связанных с влиянием природы на человека и обратно, а также формирование навыков теоретико-практической деятельности, направленной на поддержание баланса в системе «Человек - Природа» - все это входит в круг интересов, обусловивших создание данного научного исследования.
Степень научной изученности проблемы характеризуется, с одной стороны тем, что экологические проблемы являют собой одну из наукоемких сфер естественнонаучных и гуманитарных исследований; с другой стороны, культурный потенциал проблематики изучен крайне слабо. Научные разработки экологов в этой сфере посвящаются преимущественно выявлению составляющим механизмам исчерпаемости природных ресурсов или разрушительной деятельности человека, в то время как культурное опосредование данной проблематики становится, в лучшем случае, уделом публицистики.
Собственно экологическая литература представляет обширный пласт научных знаний, в разработке которого приняли участие как отечественные, так и зарубежные авторы: В.И. Вернадский, В.И. Данилов-Данильян, j О.К.Дрейер, А.Г. Исаченко, Н.Н. Киселев, Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, К. Уатт, П. Фарб, Л.К. Шапошников, А.В. Яблоков, О.Н. Яницкий.
Прикладные экологические проблемы современной цивилизации наиболее основательно рассмотрели: М.И. Будыко, Ф.И. Гиренок, А.А.Горелов, О. Леопольд, Д.Ж. Маркович, Н.Н. Моисеев, В.А. Ситаров, А.Д.Урсул.
Историю экологического мышления и этапы его становления подробно рассмотрели в своих трудах В.П. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Г.Г. Аракелов, Ь В.Р.Арсеньев, Н.Ю. Киселева, Ф. Клике, А.Н. Кочергин, И.Д. Лаптев, Л.Леви-Брюль, А. Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, В.Н. Мясищев, Ю.М. Плюснин, Б.Б. Прохоров, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Сайко, И.А. Сосунова, В.П. Тугаринов, Д.И. Фельдштейн, С. Холл, М. Черноушек, К.Г. Юнг, О.Н. Яницкий и другие.
Исследования, связанные с рефлексией культурного и идеологического освоения экологического опыта начали появляться в 70-е гг. Во многом, это стало своеобразным ответом на системный кризис этого периода, явивший ярко выраженные ресурсные черты. Наиболее известное и богатое направление в рамках этого пласта связано с деятельностью участников «Римского клуба» и авторов, ориентированных на проблематику, им разрабатываемую. Знаковые вехи - доклад «Пределы роста» и доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее».
Еще ранее в европейской культуре начала вырабатываться линия исследований, связанных с гуманистической проблематикой, основанной на поиске гармонии человека как исторического, рассудочного, эффективного существа и его природной ипостаси, навечно завязанной на внешние и внутренние природные факторы. Здесь мы должны отметить исследования А.Швейцера, гуманистических экзистенциалистов (А. Камю, Ж. П. Сартр, М.Хайдеггер), представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Роджерс).
Особое направление, имеющее значительный потенциал влияния на современное экологическое сознание, связано с «кризисным мышлением», культурными, философскими и социально-идеологическими концепциями, анализирующими негативные аспекты развития цивилизации и проявляющие ее «нисходящий» потенциал. Среди них необходимо отметить концепции таких мыслителей как Ф.Ницше, А..Шопенгауэр, представителей современного постмодернизма, концепции которых могут быть интерпретированы в плане возможного безвозвратного разрыва онтологических основ бытия и культурных тенденций саморазвития (в более узком смысле - природного базиса и культурно-преобразовательной деятельности).
Наконец, огромное внимание экологической проблематике в ее связи с современными идеологиями уделяется в футурологической мысли XX века (Д. Мэмфорд, К. Сколимовски). Традиционные прогностические модели, разрабатываемые на Западе, рассматривают экологический кризис (и даже катастрофу) как один из возможных сценариев глобального развития или как факторы необходимого учета при планировании будущего и его формировании. Более тонкое понимание экологической проблематики характерно для ряда ведущих футурологов, во главе с Ф. Фукуямой, которые рассматривают современную ситуацию как завершившуюся с традиционно-исторической точки зрения, но переломную с биолого-экологической, так как достижения современной биотехнологии ставят человечество на порог качественных изменений. Эти изменения неминуемо приведут к новому расслоению общества и новому витку глобального напряжения, которое насытит смыслом последующий этап развития человечества. Анализ природной и экологической составляющих этого перелома является абсолютно необходимым фактором, так как степень близости мысли и действия в современном мире столь высока, что не учет возможных негативных следствий изменения природно-экологического равновесия в кратчайший временной период может радикально перевернуть жизнь цивилизации, поставив ее на грань катастрофы, которая может предстать и в виде культурного коллапса, и в виде вызова природы, и в виде нового геополитического смещения «линий межкультурного разлома».
Целью исследования - выявление сущностных характеристик экологического сознания как социокультурного феномена.
Данная цель может быть достигнута посредством решения ряда конкретных задач:
- выявить место экологического сознания в системе устойчивого развития общества;
- определить категориальный статус экологического сознания и определить его содержание в культурном развитии человечества;
- проанализировать исторические и цивилизационные особенности формирования разных типов отношения человека к природе;
- выявить экологические доминанты в системе культурных отношений и в рамках дихотомии Восток - Запад;
определить роль экологического сознания в становлении экологической культуры;
- рассмотреть основные принципы и механизмы экологизации личности и формирования современного «экочеловека».
Объектом нашего исследования выступает экологическая составляющая культуры в ее историческом, культурно-специфическом, " антропологическом, социально-психологических проявлениях, при этом рассматривается совокупность проявлений экологической культуры как системной целостности, с одной стороны, и как элемента более обширной культурной системы, с другой.
Предметом исследования является экологическое сознание (на ценностном и практическом уровнях) как тип мировоззрения, основанный на осознании гармонической взаимосвязи человека и природы.
Наше исследование охватывает обширный исторический период ,v становления экологической культуры и широкий горизонт современного ее распространения во взаимосвязи с другими культурными феноменами.
В ходе работы над материалом была сформирована рабочая гипотеза, согласно которой современное экологическое сознание, ставшее итогом обширных исторических и культурных поисков человечества, является необходимым условием дальнейшего устойчивого роста (прогрессивного развития) мировой цивилизации. Кроме того, в экологическом сознании укоренены глубокие механизмы, усвоение которых позволило бы преодолеть межкультурные конфликты современности на основе взаимообогащения культурного опыта разных цивилизационных центров и выработки универсального типа экологического поведения.
Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:
- труды по экологии: (Н.А. Алексеев, Л. Бауэр, В.И. Вернадский, М.С.Гиляров, В.И. Данилов-Данильян, O.K. Дрейер, Ю.А. Израэль, А.Г.Исаченко, H.HJ Киселев, К.С. Лосев, Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков, Ю.Одум, Н.Ф. Реймерс, Г.В. Стадницкий, А.С. Степановских, К.Уатт, П.Фарб, Л.К.Шапошников, А. В. Яблоков, О.Н. Яницкий и другие),
- произведения культурологов и философов, в которых отражалась экологическая составляющая, М.И. Будыко, Ф.И. Гиренок, А.А. Горелов, Л.Н. Гумилев, О. Леопольд, Д.Ж. Маркович, А. Маслоу, Н.Н. Моисеев, Д.Мэмфорд, А. Печчеи, К. Роджерс, В.А. Ситаров, К. Сколимовски, П.Тейяр де Шарден, А. Тойнби, А.Д. Урсул, Н.Ф. Федоров, Ф.Фукуяма, М. Хайдеггер, А. Швейцера, О. Шпенглер, К.Г. Юнг, К. Ясперс и другие.
доклады, монографии с конкретно-эмпирическим материалом, статистические справочники: доклад Римского клуба «Пределы роста», доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», программа действий конференции в Рио-де-Жанейро «Повестка дня на XXI век», концепция перехода РФ на путь устойчивого j\ развития (проект), материалы парламентских слушаний Совета Федераций «Экологическая безопасность России и управление экологическим риском в регионах», концепция экологической безопасности РФ, закон РФ «Об охране окружающей природной среды», конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
- методические сборники различных структур и ведомств по организации природоохранной деятельности: государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды РФ» 1994-2002 гг., отчеты министерства t? природы «Экологическая безопасность России» 1994-1998 гг. и другие Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших экологические аспекты культуры. При этом автор опирался на ряд научно -f методологических принципов и подходов, среди которых наиболее значимые следующие:
- системный подход, согласно которому экологическая культура рассматривается как системное развивающееся единство, в свою очередь являющееся элементом более обширной культурной системы;
- сравнительно-исторический анализ, на основании которого были выявлены своеобразные черты экологического сознания различных эпох и культур, а также намечены границы формирования универсального общечеловеческого экологического сознания;
- структурно-функциональный подход, согласно которому культурное преобразование опыта взаимодействия человека и природы выполняет важнейшую функцию адаптации человечества к постоянным изменениям внешних и внутренних условий существования;
культурно-цивилизационный подход, согласно которому экологическая культура рассматривается как совокупность экологических типов мышления, выработанных разными культурами, применительно к их уникальному историческому опыту и не находящихся в отношении д подчинения друг другу; - аксиологический подход, согласно которому природоохранная деятельность имеет ценностный характер, ориентированный на стремление к ценностям гармонии в системе «человек - природа», которые, в свою очередь, задают тенденции культурного развития современной цивилизации;
Научная новизна исследования обусловлена его выходом с конкретно- практического уровня рассмотрения экологической и природоохранной деятельности, на уровень выявления ее культурного смысла. Впервые в "t? работе предпринята попытка выявить культурный характер современного экологизма как межкультурного феномена, аккумулирующего исторический и конкретно-цивилизационный опыт решения экологических проблем. Формирование экологической культуры рассматривается при этом и посредством выявления места экологизма в различных культурных нишах + самореализации человечества, и определения культурно-экологического инварианта, являющегося ядром современной системы экологических ценностей и методов их достижения.
Кроме того, в работе предложен ряд новых положений, связанных с анализом роли экологической культуры в современной жизни. В частности, определена динамика ценностного содержания экологического сознания, которое проходит ряд фаз развития в современной культуре, переходя от утилитарного к экзистенциально-гуманистическому уровню. Положения, выносимые на защиту: 1. Экологическое сознание является необходимым условием решения задачи устойчивого развития мирового сообщества, в отличие от предыдущих периодов истории в начале XXI века экологические императивы перестают быть частными, сопутствующими развитию целями, но становятся его принципиальными основополагающими условиями. На нынешнем уровне развития культуры экологическое сознание приобретает категориальный характер. Введение данной категории позволяет отразить современное состояние взаимоотношений социокультурной и природной реальности, j\ человека и природы.
2. Культурное значение экологического сознания обусловлено гармоническим единством духовно-ценностного и практически-утилитарного отношения к природе, сформировавшихся исторически в условиях, соответственно, Восточных и Западных цивилизационных потоков. Вместе с этим экологическое сознание занимает устойчивую нишу в различных сферах культуры: мифологии, религии, морали, праве, искусстве, технологии. При этом данные культурные сферы в отношении к экологической составляющей возвышаются от «вмещающего» характера взаимодействия к ценностному, что проявляет универсализирующий потенциал экологического сознания.
3. Феномен экологической культуры, представляет собой, результирующую процессов культурного освоения опыта взаимодействия с природой, и соотнесенную на ценностном уровне с пониманием гармонического единства человека, культуры и природного базиса. В современных условиях экологическая культура направлена на восстановление адаптивных и компенсаторных способностей биосферы, оказавшихся нарушенными в ходе развития индустриальной цивилизации. Современная экологическая культура формирует новый тип сознания и мироощущения человека; непосредственным выражением этого процесса является проявление в сфере универсальной культуры (возникающей на межкультурных стыках) феномена «возвышения» ценностного основания экологизма. От западного утилитаризма и восточного религиозного традиционализма оно восходит к уровню экзистенциальной ценности для современного человека, соотносится им с пониманием высших целей развития и смысложизненной проблематики.
4. Выведенная типология механизмов взаимодействия человека и природы, не только описывает доминанты в системе «Человек - Природа», но расширяет ее границы за счет рассмотрения компонентов взаимонаправленного действия уже в триаде «Человек - Культура - Природа».
5. Социокультурным воплощением экологического сознания является экологическая личность - «экочеловек», значительную роль в формировании характеризующих его особенностей и механизмов становления играет опыт российской культуры.
Исследование имеет практическую значимость, в связи с возможностью использования его в качестве методической базы в процессе выработки экологической идеологии на разных уровнях (от предприятия и региона - до межрегиональных комплексов), выводы и аргументацию, приведенные в работе могут составить основу для разработки спецкурсов не только для культурологов но и для географических, экономических и управленческих специальностей, где природоохранная деятельность подается не только как конкретная форма работы, но как элемент современной общечеловеческой культуры. Выводы исследования могут быть использованы при формировании конкретных программ комплексного социально-экономического развития региона, а также воспитания экологической культуры населения.
Апробация работы. Отдельные положения и общая концепция данного исследования прошла активную апробацию в ходе практической деятельности. Ее культурно-ценностная составляющая была использована в процессе создания и развития молодежного экологического движения в Республике Мордовия, в частности, при разработке стратегии развития организации «Зеленый мир» и при разработке и реализации концепции авторской телевизионной программы «Зеленый мир». На предварительном этапе работы была разработана программа «Воспитание экологической культуры молодежи», удостоенная гранта Министерства образования Российской Федерации. Ценностные установки работы были использованы при разработке стратегии развития федерального проекта «Молодежный Экологический Форум».
Основные результаты были опубликованы в виде тезисов, докладов на научных конференциях разного уровня и в виде научных статей.
Основная парадигма развития мирового сообщества
Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году.
Основными разработчиками концепции выступили члены «Римского клуба»: А. Кинг, Л. Ловинс, Донелла и Дениз Медоузы, Й. Ранд ере и Б.Шнайдер. К середине 90-х гг. в нашей стране была проделана существенная работа по теоретическому осмыслению феномена устойчивого развития, в которой принимали участие различные специалисты и авторские коллективы (B.C. Голубев, К.С. Лосев, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и другие). Углубленное теоретико-практическое изучение феномена устойчивого развития применительно к условиям России завершилось подписанием в апреле 1996 года Президентом Указа «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Под «устойчивым» понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
- понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения);
- понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.
Концепция устойчивого развития согласно докладу Международной
комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», основывается на пяти основных принципах:
1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.
3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф — нищета, которая стала в мире обычным явлением.
4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии. 5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.
Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.
Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий. Возникновению и разработке парадигмы устойчивого развития во многом способствовала деятельность Римского клуба. Важными шагами к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба «концепция динамического роста», «концепция органического роста», «концепция динамического равновесия».
Общее для всех этих подходов - сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в «концепции органического роста».
Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем. Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, то есть качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде. Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.
Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.
Категориальный статус экологического сознания
Человечество на протяжении всей истории своего существования находится в сложных взаимоотношениях с окружающей природной средой. Взаимонаправленные и дополняющие друг друга механизмы сосуществования человека и природы объединяются в сложную систему.
Нам представляется целесообразным представить эти механизмы взаимодействия в виде трех направлений или аспектов:
1. Влияние среды на человека, при котором нарушаются естественные физиологические и психологические процессы в организме индивида, и меняется исторически и культурно сложившиеся состояние общности.
2. Влияние человека на среду, при котором наблюдается изменения естественного хода природных процессов, нарушение природно-ресурсного баланса, возникновение экологических кризисов.
3. Отражение влияния человека на среду, его форм и результатов в сознании самого человека. Нам представляется логичным, выделение именно этих трех аспектов, так как это позволяет определить место человека в экологической системе и его роль пассивного, активного звена или субъекта, на рефлексивном уровне способного выйти за пределы системы.
Экстраполируя эти позиции на карту культурных концепций в истории человечества, можно соотнести первую с линиями индуизм - даосизм синтоизм (на Востоке), кинизм - просветительство Ж. Ж. Руссо -«философия Жизни», Ф. Ницше (отчасти на Западе). Весьма своеобразно она же проявилась в творчестве одного из создателей цивилизационного подхода А. Тойнби, которые рассматривал изменение природных факторов как одну из главных основ Вызовов, бросаемых человечеству. В том случае, если протоцивилизационная общность способна найти адекватный Ответ на Вызов, она может стать основой новой цивилизации, если же нет -превращается в гомеостатическую систему, «гумус» истории.
В частности, античная цивилизация возникла как ответ на Вызов моря, российская — как ответ на Вызов обширного слабозаселенного и неосвоенного пространства и т.д.
Второе выделенное нами направление представлено наиболее ярко классическими просветителями (Вольтер, Гердер, Кондорсе), которые в качестве Сверхцели постулировали максимальную самореализацию каждого человека, процесс достижения которой являет собой Всемирную историю, суть которой, в свою очередь, состоит в последовательном вовлечении в доминирующую преобразовательную модель западной цивилизации все новых регионов, пространств, природного материала. Позже эта теория достигла своего высшего проявления в универсальной философии саморазвития Абсолютного Духа Гегеля, где постоянно осуществляется переход от низших к более высоким стадиям развития, и, соответственно, природные уровни представляют собой своеобразные ступени все более воплощающие Дух, стремящиеся к саморазвитию. Очевидно, что высокие культурные состояния (мораль, религия, право и пр.) находятся в этой иерархии на неизмеримо более высоком уровне, чем, например, природное состояние.
Экологические доминанты в культуре
Современную нам эпоху можно охарактеризовать как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы.
Освоение земель. На протяжении XIX века процесс роста народонаселения набирал темпы и резко ускорился во второй половине XX века: 1950 г. - 3 млрд. человек, 1975 г. - 4 млрд. человек, 2000 г. - более 6 млрд. человек. Тенденция увеличения населения Земли будет сохраняться и в первой половине XXI столетия. По разным оценкам к 2025 году на Земле будет от 7,6 до 9,4 млрд. человек. Основная доля прироста приходится и будет приходиться на развивающиеся страны. Эта эпоха существенно влияет на рост городов и изменения структуры населения. Сдвиг в пользу городского населения сопровождается:
- изменением соотношения возрастных групп (наблюдается тенденция старения населения)
- изменением соотношения полов в младших и средних возрастных группах в сторону увеличения женского пола.
В этот период для человечества не осталось неисследованных территорий и сред Земли и околоземного пространства. Этот же период характеризуется разработкой и внедрением механизмов, программ стабилизации численности населения планеты (в 1970 году в Индии и Китае начали действовать программы регуляции рождаемости).
Добыча органических и минеральных ресурсов. Эта эпоха характеризуется возрастающими темпами добычи полезных ископаемых. За последние 20 лет потребление нефти возросло в 4 раза, природного газа - в 5, бокситов - в 9, каменного угля - в 2 раза. Те же процессы касаются железных руд и других минералов. При этом несовершенство процессов добычи приводит к значительным потерям сырья. При шахтной добыче теряется от 20-40% каменного угля, при обогащении руд цветных металлов потери серебра могут достигать 80%, цинка - 40-70%. На этом этапе добыча сырья ведется во всех средах. Используются самые передовые научные разработки по его обнаружению и добыче.
Из океана человек ежегодно берет около 30-40 млн. тонн морских продуктов, из 80 тысяч видов съедобных растений половина используется как сельскохозяйственные культуры. Научные открытия и разработки позволяют заменять естественные источники пищевых запасов белков, жиров и углеводов искусственными. Ежегодно увеличиваются процессы распашки территорий под сельскохозяйственные культуры, параллельно этому идет процесс деградации земель.
Развитие производства и технологический прогресс. Эта эпоха характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса во всех сферах. Человечество активно использует высокие технологии. Энергия атома, новые химические соединения, новые технологии возможность создания искусственных заменителей большинства органических и неорганических соединений.
Санитарно-гигиеническое и экологическое состояние территорий, здоровье населения. Интегральным показателем уровня общественного здоровья служит средняя продолжительность жизни. В Японии, Канаде, США и других, индустриально развитых государствах средняя продолжительность жизни находится в пределах 76-80 лет, в развивающихся странах она равна 61 году.
Человечеству удалось переломить негативные тенденции по ряду инфекций. Предотвращено массовое распространение холеры, снизилась заболеваемость корью, коклюшем, геморрагическими лихорадками, сальмонеллезами. Однако наблюдается резкое увеличение распространения вируса СПИДа.
Состояние здоровья населения этой эпохи напрямую зависит от экологической обстановки. Современные болезни - мутации, онкологические патологии, болезни нервной и сердечно-сосудистой систем, аллергические патологии. Экологическая обстановка большинства территорий находится на пороге кризиса: налицо значительный процент необратимых процессов деградации, исчерпание ресурсов и массовое нарушение естественных процессов круговорота веществ в средах жизни. И в противовес этому — попытки создания искусственных условий восстановления нормального функционирования экосистем.
Особенности экологического сознания. Этот период характеризуется популяризацией концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Э.Леруа, предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции считается В.И.Вернадский, развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосферизированного общества».
Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической и, возможно, космической силой, способной преобразовывать природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил своей жизнью, культурой всю биосферу и стремится еще больше углубить и расширить сферу своего влияния. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. Вернадский рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека.
Преобразование биосферы в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организацией на этой основе рациональной человеческой деятельности.