Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология в социокультурных практиках современного российского общества Смирнов Василий Андреевич

Идеология в социокультурных практиках современного российского общества
<
Идеология в социокультурных практиках современного российского общества Идеология в социокультурных практиках современного российского общества Идеология в социокультурных практиках современного российского общества Идеология в социокультурных практиках современного российского общества Идеология в социокультурных практиках современного российского общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов Василий Андреевич. Идеология в социокультурных практиках современного российского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Смирнов Василий Андреевич; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2008.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/103

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальная экономическая и социально-политическая трансформация советского социума конца 90-х гг. XX в. сопровождалась значительными изменениями в культурной сфере и продемонстрировала, что идеологическая динамика стала одним из ведущих факторов, определивших направленность социокультурной эволюции современного российского общества. Поскольку идеология является важнейшим фактором культурогенеза современных социальных систем, то без осознания культурных особенностей механизма ее функционирования невозможно оценить возможности и перспективы целостного развития российского общества. Она выполняет ряд социокультурных функций, важнейшей из которых является конструирование социальной идентичности в сложно дифференцированных обществах, посредством выработки специфических ценностных ориентации, стимулирующих чувство социально-политической сопричастности общему делу.

Следует отметить, что современное российское общество находится в состоянии острого ценностного кризиса. Данный кризис связан, с одной стороны, с распадом прежней идеологической парадигмы и несформированностью новой, а с другой - с отсутствием у российского социума целостной культурной идентичности. Демонтаж советской идеологической модели не завершился формированием новой общегражданской интегративной идеологии, напротив, некогда единая идейная сфера распалась на множество конкурирующих между собой (как заимствованных извне, так и реанимированных из прошлого) идеологических доктрин. Таким образом, отсутствие в российском обществе общего для всех смыслозадающего пространства препятствует выработке осмысленных коллективных действий. Такое относительно молодое государственно-политическое образование, как Российская Федерация, столкнулась на рубеже веков с проблемой поиска собственной национальной и культурной идентичности. Данная проблема обусловлена, во-первых, незавершенным процессом модернизации; во-вторых, полным отмежеванием от прошлых идеалов и ценностей и неспособностью сформировать новые; в-третьих, отсутствием у российского социума четких и понятных целей развития, артикулируемых государством. Наличие подобных негативных характеристик в духовной сфере российского общества ставит под сомнение возможность оперировать социальной энергией людей. Как результат, граждане Российской Федерации едва ли могут быть охарактеризованы как единая нация, скорее, их объединяет лишь общность проживания на одной территории. Сегодня социальная энергия масс или распыляется, или имеет сугубо отрицательный вектор, потому что нет понятной непротиворечивой идеи, теоретически позиционированной как всеобщая ценность.

Следовательно, задача формирования новой общегражданской идеологии является чрезвычайно важной и насущной для современного российского общества. Очевидно, что существующий духовный кризис может быть преодолен только на основе построения некоего символического консенсуса по вопросам исторического прошлого России и путям ее дальнейшего развития. При этом изоляция политических элит и идеологического сообщества от «сигналов» из социума должна быть устранена.

Несмотря на значительное число работ, посвященных данному вопросу, проблема взаимосвязи идеологии и культуры, а также механизма ее культурного проявления в современном российском обществе, фактически, целенаправленно не разрабатывалась, а специфические социокультурные характеристики идеологии все еще остаются открытыми для исследования и требуют научной тематизации.

Итак, социальная и научная актуальность диссертационного исследования обусловлена:

  1. необходимостью эффективного преодоления социокультурных кризисов российского общества на основе построения интегративной общегражданской идеологии;

  2. потребностью в более глубоком понимании идеологии как явления и специфики ее влияния на социокультурные практики;

  3. особой значимостью формирования национальной идентичности российского социума на базе конструирования цельного смыслообразующего пространства;

  4. необходимостью ликвидации теоретических лакун на стыке таких наук, имеющих непосредственное отношение к анализу идеологии, как философия, культурология, социальная философия, социология, политология;

  5. недостаточной научной разработанностью специфики взаимосвязи идеологии и культуры в отечественной и зарубежной научных школах. Степень научной разработанности проблемы определяется, с одной

стороны, количественным и качественным увеличением исследований по различным аспектам идеологии (структура, функции, уровни, виды и т.д.), а с другой стороны, недостаточной разработанностью целого спектра проблем, связанных с анализом культуры как своеобразной формы детерминации идеологии в российском обществе.

Источниковую базу исследования составили аналитические работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, политологов и социологов, монографии современных отечественных и зарубежных философов, социологов и политологов, а также разнообразные социологические исследования.

Для разработки и последующего решения проблем, связанных с изучением идеологии, наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие работы и исследования.

Во-первых, общетеоретические работы, посвященные анализу идеологии как особой системы взглядов и идей, связанных с интересами и мышлением отдельных социальных групп (Л. Альтюссера, А. Грамши, К. Мангейма, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.). Данная группа авторов рассматривает общественные идеи как явления, отражающие интересы определенных социальных акторов в их стремлении с рациональной точки зрения обосновать свои претензии на власть. Таким образом, в соответствии с этой позицией, идеологии являются особыми идейными конструктами, служащими инструментом реализации тех или иных классовых потребностей.

Во-вторых, исследования, анализирующие идеологию как специфический культурный феномен, представляющий собой «смыслообразующий» дискурс (Д.М. Балкина, П. Бергера, П. Бурдье, Р. Даггера, С. Жижека, К. Гирца, Т. Лукмана, Б. Теренса, М. Фуко). В данных исследованиях акцент сделан на том, что идеология не просто рациональная система идей, призванная защитить социальные интересы господствующих групп и ввести в заблуждение подчиненные группы, а специфическая знаковая система, воздействующая на сознание индивидов через язык и фундируемая культурными символами. Она, таким образом, выступает неотъемлемой частью общественного бытия и узаконивает реальность социального мира через навязывание индивиду определенных символических схем.

В-третьих, труды ряда влиятельных западных социологов и философов, рассматривающих идеологию как исчерпавшее свои социальные функции явление (Э. Гидденса, СМ Липсета, Ф. Фукуямы). Данные авторы отстаивают позицию, согласно которой усиление роли научного знания в современном индустриальном обществе неизбежно ведет к падению значения идеологических структур. Помимо этого, происходит размывание смысловых границ идейных доктрин ,на основе все возрастающей дифференциации социальных субъектов по различным параметрам (расовым, этническим, культурным и проч.) Подобная индивидуализация современного социума ставит под сомнение необходимость функционирования идеологии в качестве регулятора человеческой деятельности. Из отечественных исследований этой же точки зрения придерживаются Л.Г. Фишман и А.И. Соловьев. Согласно их мнению, ослабление групповой самоидентификации делает средства массовой информации основным инструментом артикуляции общественных интересов в современную эпоху. Поэтому государство в своем диалоге с обществом обращается уже не к групповым ценностям, а к индивидуальным предпочтениям граждан, что ведет к снижению функциональной нагрузки идеологии.

В-четвертых, исследования, посвященные анализу актуального состояния идеологической сферы российского общества (И.И. Антоновича, К.С. Гаджиева, Б.А. Грушина, В.А. Гуторова, М.В. Ильина, И. Исаковой, С.Г. Кара-Мурзы, А. Лангеноля, И.С. Лукьянова, О.Ю. Малиновой, В.М. Межуева, Т. Парланда, A.M. Попова, Ю.В. Пущаева, П.А Рачкова, Р. Роуза, Р. Саквы, И. Сиземской, Б.Ф. Славина, А.И. Соловьева, Ф. Степуна, Р. Страйера, Ж.Т.

Тощенко, Д. Тренина). В работах вышеупомянутых исследователей рассматриваются различные аспекты идеологической сферы российского социума в контексте дезинтеграции прежней коммунистической и незавершенности становления нынешней постсоветской идеологической структуры, способной дать непротиворечивую картину происходящих социальных трансформаций.

В-пятых, работы, анализирующие специфику и механизм идеологического кризиса современного российского общества (Р.Н. Абрамова, Б.Г. Капустина, Н.Г. Козина, Н.А. Косолапова, В.Б. Пастухова). В данных исследованиях отмечается, что после распада советской идеологической модели и в условиях несформированности новой - посткоммунистической, идейная сфера Российской Федерации находится в состоянии острого кризиса. Причины кризисных явлений в духовной жизни россиян, по мнению большей части ученых, сводятся либо к некритическому заимствованию западных ценностей, плохо усваиваемых в рамках немодернистского социума, либо к вымыванию из общественного сознания каких бы то ни было позитивных идей (что получило название «идеологического вакуума»).

В-шестых, исследования, в которых осмысливаются идеологические горизонты развития российского общества (Е.И. Башкировой, А.А. Зиновьева, А. Петухова, И.И. Кравченко, Л.М. Барботько, В.А. Войтова, Э.М. Мирского, Дж. Л. Твигга). В этих исследованиях обосновывается необходимость формирования единой интегративной идеологии, а также делается попытка дать научный прогноз направлению идеологической эволюции российского социума (по пути либерализма, коммунизма, национализма, социализма и т.д.). Кроме того, в ряде исследований (Ю.Г. Волкова, В.И. Герасимова, В.М. Кандыбы, A.M. Ковалева, В.И. Коваленко, В.В. Лапкина, М.А. Маслина, М.В. Раца, В.В. Согрина) анализируется целесообразность утверждения доминирующей идеологии в виде одной из возможных форм: государственной, национальной, общественной, общегражданской и т.д.

В-седьмых, работы, изучающие характер идентичностей в российском обществе (А.С. Ахиезера, Т.И. Заславской, И.К. Пантина, В. Россмана, B.C. Семенова, Дж. Л. Твигга). Данная группа ученых рассматривает специфику коллективного самосознания российского социума в условиях формирования новой социальной субъектности, обусловленной распадом прежних (советских) идентификационных моделей. При этом большинство ученых, занимающихся данной проблематикой, сходятся во мнении, что трансформация социокультурного самосознания российского народа еще не завершена. Также подчеркивается, что несформированность символических объектов групповой тождественности ставит под угрозу целостность культурного пространства российского общества, что, в конечном счете, может привести к его дезинтеграции.

Однако, несмотря на наличие достаточно большого количества работ, посвященных исследованию тех или иных аспектов феномена идеологии, можно констатировать, что проблематика влияния идеологии на формирование

социокультурной идентичности российского общества и выработку устойчивых символических моделей коллективной солидарности пока ещё не получила своего систематического и предметного оформления и поэтому требует дальнейшего продолжения специальных исследований. Кроме того, причины идеологических дисфункций, имеющих место в современном российском обществе, и возможные варианты динамики его духовной сферы также остаются не до конца изученными, что требует дополнительных научных исследований в этом направлении.

Объектом исследования выступает идеология как специфическая система взглядов и теоретических идей, определяющая содержание культурных практик современного общества.

Предметом исследования являются особенности идеологического механизма, выполняющего функцию культурного конструирования современного российского социума.

Гипотеза исследования. Кризисные явления в эволюции социальной системы современной России обусловлены в значительной степени тем, что существующие идеологические конструкты не укоренены в социокультурных практиках и программах, что порождает конфликт интерпретаций и идентичностей различных социальных акторов современного российского общества.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в исследовании идеологии как специфического феномена культуры, конструирующего символические модели коллективной сопричастности, и особенностей ее влияния на социокультурные практики современного российского общества.

Реализация данной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

  1. выявить предметную сущность идеологии на основе разграничения в ней «истинного» и «ложного», научных и ненаучных компонентов, материальных и нематериальных сторон и т.д.;

  2. раскрыть специфику культурно-исторического развития идеологии и установить причины ее генезиса как определенной формы знания, вытеснившей традиционные формы «смыслоконструирования» (мифологию и религию);

  3. определить социальную значимость идеологии на основе выявления ее основных социокультурных функций;

  4. проанализировать причины идеологического кризиса современного российского общества;

  5. выявить механизм влияния различных «смыслообразующих» дискурсов на формирование идентичности российского общества;

  6. наметить идеологические горизонты формирования коллективных систем представления о социальной реальности.

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались:

- методология структурно-функционального подхода, рассматривающая
идеологическую практику, во-первых, с точки зрения выполняемых ею
социальных функций, и, во-вторых, в плане ее структурных характеристик;

- методология аксиологического подхода, дающая возможность
ценностного измерения исследуемых социокультурных явлений;

- принципы диалектического подхода (принцип перехода
количественных характеристик в качественные, принцип взаимопроникновения
противоположностей), позволяющие изучать идеологию с точки зрения
сущностного единства ее противоположных сторон, а также с точки зрения ее
развития в динамике;

- методология конструктивистского подхода, рассматривающая
идеологию как каркас культурного производства определенных символических
схем относительно социальной реальности.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка целостного анализа влияния идеологии на процессы ценностной интеграции и на динамику социокультурных практик современного российского общества.

Значение идеологии в современном обществе подтверждается взглядами отечественных и зарубежных аналитиков. Вместе с тем, за рамками научной рефлексии остаются проблемы формирования российского социокультурного пространства на основе конструирования некоего интегративного идеологического дискурса, аккумулирующего интересы как элитарных, так и массовых слоев населения. Выполненное исследование, хотя и не исчерпывает данную проблематику, тем не менее, вносит в изучение феномена идеологии и ее влияния на российскую социокультурную среду новые теоретические и методологические акценты.

Основные концептуальные положения, отражающие новизну исследования и выносимые на защиту:

  1. изучение феномена идеологии должно заключаться в учете диалектической взаимосвязи ее противоположных характеристик, что позволяет выйти за рамки одностороннего анализа, редуцирующего данный феномен к какой-то одной, «очевидной» составляющей;

  2. идеология претерпела за время исторической эволюции существенные изменения в способах своей культурной репрезентации, что связано с модификацией социальной среды ее функционирования, когда имеет место усиление индивидуализированных компонентов в деле формирования образа мира, снижение значения групповой и классовой самоидентификации, падение роли партий в современном социуме и т.д.;

  3. изменение культурных проявлений идеологии не лишает ее социальной значимости и полезности, поскольку в функциональном плане она не имеет альтернативы, выполняя

важную задачу «смыслообразования», за счет чего легитимируется весь социальный порядок общества;

  1. идеологический кризис, переживаемый современным российским обществом, связан с раздробленностью идеологического поля на ряд противоречивых и враждебных друг другу доктрин, вследствие чего отсутствует ценностный консенсус по значимым для социума проблемам;

  2. социокультурный раскол современного российского общества в значительной степени обусловлен рассогласованностью идеологического дискурса, когда имеет место функционирование противоположных по своим сущностным мировоззренческим ориентациям идеологий;

  3. преодоление идеологического кризиса и социокультурного раскола российского социума возможно только на основе согласованных действий государства и его идеологической элиты по конструированию дискурсивных практик на базе развития и

' совершенствования каналов коммуникации с обществом.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке оснований и критериальной базы для более глубокого культурологического и социально-философского анализа места и роли идеологии в процессе культурной и ценностной интеграции современного российского общества. Результаты проведенного исследования способствуют расширению и углублению знаний о предмете идеологии, ее роли в деле обеспечения ценностной интеграции российского социума, а также прогнозированию возможной динамики идеологической сферы России в обозримом будущем. Кроме того, данная работа закладывает определенную теоретическую базу для продолжения изучения идеологии как фактора, влияющего на ссщиокультурную динамику и характер социальных трансформаций в Российской Федерации.

Положения, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при разработке методических пособий и программ, подготовке лекционных курсов, семинарских и практических занятий по теории и истории культуры, политологии, социологии в российских и зарубежных высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах, сообщениях и тезисах на: Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа (Великий Новгород, НовГУ, октябрь 2005); экспертном семинаре в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, декабрь 2005); научном семинаре «Реальность и действительность гражданского состояния» в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, апрель 2006);

Всероссийской конференции «Новгородика - 2006» (Великий Новгород, сентябрь 2006); XIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, НовГУ, апрель 2007); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах (Великий Новгород, НовГУ, октябрь 2007); XV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, НовГУ, апрель 2008). Результаты диссертационного исследования изложены в 10 публикациях соискателя, в том числе в 1 научной статье в журнале «Вестник Поморского университета», рекомендованном ВАК для - публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Идеология в социокультурных практиках современного российского общества