Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Художественная интеллигенция и советское государство 40
1. Художественная интеллигенция и советская власть..41
2. Сибирские отделения творческих союзов 57
3. Театральное искусство сибири 92
4. Музыкальное, хореографическое и цирковое искусство сибири 121
5. Художествееная интеллигенция и самодеятельное творчество масс 156
6. Искусство и рынок:
Советское прошлое и современность 166
ГЛАВА II. Художественная интеллигенция и КПСС 173
1.Идеология и искусство 175
2. Художественная интеллигенция ссср: становление и проблемы 187
3. Художественная интеллигенция в кпсс 197
4. Партийное руководство творческими союзами и организациями сибири в 1960-1980 гг.: достижения и просчеты 214
глава III. Подготовка кадров художественной интеллигенции 250
Заключение 274
Список использованных источников и литературы.282
- Сибирские отделения творческих союзов
- Художествееная интеллигенция и самодеятельное творчество масс
- Художественная интеллигенция ссср: становление и проблемы
- Партийное руководство творческими союзами и организациями сибири в 1960-1980 гг.: достижения и просчеты
Сибирские отделения творческих союзов
У власти утвердилась партия и люди, которые дали стране порядок, основанный на силе и беспрекословном нерассуждающем подчинении, и удобную идеологию, которая обещала, что у всех все будет, а работать будут машины, а не люди. Правда при этом говорилось, что все это будет потом, но русский народ не привык жить хорошо и в очередной раз поверил в красивые обещания.
Режим, пришедший к власти в Октябре 1917 года, как это было во все революции, недолго задержался у власти. И хотя формально правила та же партия, но лидеры в ней сменились, и они были далеко не те фанатики коммунистической идеи, которые и вышли в основном из среды многонациональной российской интеллигенции. Они не выдержали натиска со стороны люмпенов и маргиналов, вооруженных революционной фразеологией. Интеллигентов сначала вытеснили, потом выпихнули, а затем кого посадили в концлагеря, а кого расстреляли представители "рабочих и крестьян". Для новой коммунистической элиты и ее вождя, которые вскоре причислили себя к социалистической интеллигенции, было характерно элементарное бескультурье и соответствующее ему поведение, основанное на демагогическом восхвалении своего якобы рабоче-крестьянского происхождения; определенная лексика (подчеркнуто грубые выражения, доходящие до матерщины даже на Политбюро ЦК КПСС); клановость (жесткая иерархия партийной номенклатуры); неприкосновенность (со стороны общественности, разумеется). Все это было густо замешено на коммунистической фразеологии, не подкрепленной глубоким знанием марксизма-ленинизма. Она служила защитной оболочкой для новой элиты, которая сама жила по законам маргинального мира (жесткая власть, полное отсутствие общечеловеческих норм морали, расчетливое использование своего положения только для личного блага).
Вместе с тем новая власть отлично понимала, что в XX веке без интеллигенции или, вернее, без слоя людей, которые бы взяли на себя определенные функции интеллигенции, государство существовать не может. Поэтому была создана, сформирована, воспитана совершенно новая категория людей советская интеллигенция. И.В. Сталин так об этом говорил: " Сотни тысяч молодых людей... влили в интеллигенцию новую кровь и оживили ее по-новому, по-советски. Они в корне изменили весь облик интеллигенции, по образу своему и подобию. Кадры старой интеллигенции оказались растворенными в недрах новой, советской, народной интеллигенции. Создалась, таким образом, новая советская интеллигенция..."(39). Пути ее создания давно известны: привлечение на службу режиму старой интеллигенции, формирование через сеть учебных заведений новой социалистической интеллигенции, выдвижение на руководящую работу представителей трудящихся низов. Не пытаясь анализировать качество названного явления, укажем, что суть здесь одна: больщевики в довольно короткий исторический срок создали ту прослойку людей, которая обеспечила, не важно какой ценой, выход СССР в ранг мировой державы с сильно выраженными имперскими наклонностями.
Характерной чертой советской интеллигенции стала всеобъемлющая покорность правящему режиму, основанная на полной материальной зависимости от последнего и русской исторической традиции. Впервые в мире в XX веке режим загнал неординарно мыслящего и образованного человека в такие финансовые рамки, которые не могли обеспечить ему свободы мысли, ее безбоязненной выдачи и обмена. Свобода передвижения также практически отсутствовала. Получение нищенской (по мировым стандартам) зарплаты было обусловлено полной политической лояльностью по отнощению к власти. А монополия социалистического государства на все формы собственности и "железный занавес" на границах со временем завершили дело. Инженеры, учителя, врачи, юристы, художники стали жить, а вернее, были вынуждены жить на мизерную заработную плату. Унизительно низкий уровень жизни советской интеллигенции сопровождался полупрезрительным к ней отношением как со стороны властей, так и со стороны народа. Власти еще и всегда призывали последний быть бдительным по отношению к интеллигенции, так как она " всегда может предать свой народ". Поэтому не случайно, что массовые репрессии против интеллигенции нашли "понимание" со стороны трудящихся масс.
С течением времени советская интеллигенция утратила многие черты, присущие мировой мыслящей элите, а характерные признаки российской интеллигенции своеобразно переродились. Интеллигенция деградировала в государстве, которое проводило антиинтеллигентскую политику, а сама страна пришла к социально-экономическому упадку в 70-80 годы. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что несмотря ни на какие репрессии, мыслящая часть общества себя репродуцирует. И пусть советскую интеллигенцию нельзя в полной мере определить как интеллектуальную элиту страны, но все же именно она эта эрзац-интеллигенция подняла на уровень Политбюро ЦК КПСС идею обновления, реформирования государства. Реформирование началось. Оно идет сложно и болезненно. Но в этом ничего удивительного нет, ведь не была определена научная концепция реформирования. А науку перестройки общества могут выработать не доктора и кандидаты каких-то наук, а ученые, которые привыкли свободно мыслить и безбоязненно эти мысли высказывать. Таковых в России сейчас практически нет или их очень мало, и не они, к сожалению, "делают погоду" в правящих кругах. Это не вина, а беда российской нынешней интеллигенции: ведь чтобы хоть как-то сохранить себя, она была вынуждена долгие годы отказываться от многих присущих интеллигенции черт, мимикрировать, наводить камуфляж с одной единственной целью выжить и в благоприятных условиях стать полноценной группой человеческого общества, которая обеспечит его исторический прогресс.
Художествееная интеллигенция и самодеятельное творчество масс
Были противоречия в среде интеллигенции и другого сорта. Например, национальные. То, что советская власть сделала очень много для поднятия культуры национальных окраин, сказано много раз и правильно, повторяться не буду. Положительным является и то, что КПСС приобщила к мировой и русской культуре десятки народов страны. Были созданы кадры национальной интеллигенции практически на пустом месте. Однако за всем этим стояла русификаторская политика, то есть власть навязала другим народам российские и европейские стандарты. Власти прервали естественный ход развития подчас самобытнейших культур, а ведь Октябрь давал прекрасный шанс этим народам идти своим путем. Социалистическая же догматика сослужила отрицательную службу. Она внесла раскол в нации, навязала им непонятные и даже иной раз враждебные формы культуры; вместо постепенного ознакомления малых народов с мировой и русской культурой вторглась в слабо развитию инфраструктуру народного искусства и тем самым подвергла его уничтожению, либо существенной деформации.
Противоречия в национальном плане были следующими: все республики Советского Союза и автономные республики РСФСР имели право самостоятельно присваивать почетные звания. И это, разумеется, справедливо. Но самой обиженной нацией в этом вопросе осталась русская. Парадокс, но это так. Более-менее талантливые мастера из республик были "обвешаны" званиями и регалиями, а равноценные по мастерству и таланту артисты из российской глубинки так и уходили на пенсию "рядовыми". Правда, самые находчивые (но подчас не самые талантливые) деятели провинции на время переезжали в автономии, получали звания и возвращались в РСФСР уже "отягощенными" почетными званиями. Было еще одно противоречие национального характера. Это еврейский вопрос. Ни для кого не секрет, что евреи занимали значительное место среди художественной интеллигенции СССР (да и всего мира). При этом они явно количественно доминировали среди ее элиты. Не тема моей работы исследовать, хорошо это или плохо. Но факт остается фактом. И нееврейская часть художников Союза чувствовала себя если не обделенной, то во всяком случае дискомфортно, особенно в маленьких республиках. Это порождало антисемитские настроения у определенной части интеллигенции. Но политическая ситуация 60-80-х годов вызвала еврейскую эмиграцию. Острота еврейского вопроса значительно была ослаблена. Однако тем самым был нанесен колоссальнейший удар по качественным показателям советского искусства в целом. Так, только Новосибирская консерватория в конце 70-х годов лишилась 3 профессоров и 9 доцентов, которые эмигрировали на историческую родину (13). Парадоксальность ситуации состоит в том, что большевистская власть, больше всего сделавшая для евреев в России, со временем превратилась в гонителя одного из самых талантливых народов мира.
Противоречие возрастного характера старо как мир. Конфликт отцов и детей описан во многих художественных произведениях и научной литературе. Он, если хотите, вечен. Но советская система и на него наложила свой отпечаток. Не каждый человек в возрасте начинает понимать, что он выработал отпущенное ему природой время, которое он продуктивно использовал на благо общества. И подчас случаются конфликты, когда ветераны не хотят уступать свое место более молодым, считая себя непререкаемыми авторитетами на своем поприще. Молодежь же не хочет ждать, ей не терпится жить полнокровной творческой жизнью, и она идет на конфликт, не взирая на лица, возраст и авторитет. В этих конфликтах, как правило, побеждает молодежь. Если стычка интересов носит бескомпромиссный характер, то ветераны уходят подчас глубоко оскорбленными, обиженными на всех и вся, но особенно на тех, кого они считали своими учениками и когда-то ввели в круг избранных. В среде художественной интеллигенции из-за ее повышенной эмоциональности конфликтные ситуации протекают в десятки раз острее в плане психологического накала. Почему подобные конфликты практически незаметно проходят в западных странах (насколько мне известно из просмотренной мною литературы), и почему у нас они приобретают скандальный характер, когда всей общественности становится стыдно за обе конфликтующие стороны? На мой взгляд, все дело в собственности. Мастера на Западе в ходе своей карьеры зарабатывают столько, что их не страшит старость. Да, психологически им больно, что общество со временем их забывает, но есть материальная обеспеченность. И это снимает страх перед безызвестностью. У советских мастеров, как правило, кроме громких титулов ничего не было. И они отлично понимали, что только титул спасает их от бедной старости, от ухода в безызвестность. Естественно, они старались как можно дальше оттянуть свой уход в никуда. И если этот процесс слишком затягивался, то неизбежно наступал конфликт с молодыми коллегами который сопровождался некорректностями с обеих сторон. Так, в марте 1975 года в партбюро Новосибирского театра оперы и балета поступило заявление от двух известнейших мастеров балета (естественно, с высокими почетными званиями), что они недостаточно загружены и к ним предвзято относятся.
Художественная интеллигенция ссср: становление и проблемы
Советские органы власти подчас, не понимая и не учитывая специфику художественной интеллигенции жить эмоциями, упрекали ее в том, что она делала, повинуясь чувствам, а не разуму ( я бы сказал инстинктивно). Так, томским и тюменским писателям в 1970 году было указано, что они слишком увлеклись публицистикой, а кемеровчан, примерно в это же время, упрекнули, что они мало работают в жанре публицистике (34). Если эти факты сопоставить, то они не противоречат друг другу. В Тюменской и Томской областях происходили важные для всей страны события, поэтому местные литераторы, как люди своего времени и своей страны, откликнулись на них публицистическими произведениями. Например, ещё в 1963-1964 годах тю-менцы решили создавать книгу-летопись "Как это началось", а литературно-публицистический сборник томичей "Стрежевой" даже заслужил доброе слово Г. Маркова на всесоюзном съезде писателей (35). У кемеровчан же были свои проблемы в области, но они не требовали выплескивать эмоции в публицистике. Этим объясняется достаточно спокойное отношение к данному жанру членов СП. При этом следует отметить, что накал страстей у тюменских и кемеровских литераторов о месте и роли писателя был одинаков. И если первые, на своих собраниях, призывали "быть объективными, а не конъюнктурными 1, то вторые осуждали "свое сидение по норам и свою трусость в поднятии важных для общества проблем" (36).
Власти, порой некомпетентные в области искусства, но сверх меры идеологизированные, требовали от интеллигенции невозможного, утрачивали чувство меры в оценке результатов ее труда. Например, как можно, руководствуясь логикой здравого смысла, "отобразить средствами ИЗО" "достижения дружбы народов", "борьбу сил прогресса и войны", "разоблачать буржуазную идеологию", "бороться с пережитками прошлого". Среди же многочисленных произведений сибирских композиторов были отмечены в 1972 году кантата "Озаренная ленинским светом", песня "Над Шушей сосны вековые", поэма "Ленин в Шушенском", сюита "Заветам Ленина верны". Иркутские кинематографисты получили нагоняй за то, что сняли ручную прополку кукурузы в Читинской области, когда есть распоряжение Главка "не снимать ручной труд" (37).
Все вышеприведенные примеры доказывают, что партийное государство тотально руководило творческими союзами страны и региона. Но не все плохо было в этом руководстве. Очень часто власти разумно разрешали многие вопросы, связанные с развитием искусства в Сибири, и делалось это достаточно оперативно и по деловому. Так, в 1961 бюро Иркутского горкома КПСС решило пригласить из Москвы и Ленинграда 2 художников-монументалистов и 2 художников-керамистов, так как художников именно этих направлений не хватало для плодотворной работы иркутскому отделению СХ. В декабре 1974 года, в дни фестиваля сибирских композиторов, были задействованы Сибирский народный хор, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, оркестр штаба СИБВО, камерный хор, солисты оперного театра и филармонии, педагоги и студенты консерватории. Бюро пропаганды советского киноискусства постановило провести кинофестиваль в 1969 году в Барнауле (июнь), Кемерове, Новокузнецке, Красноярске(июль) (38).
Однозначно положительно, на мой взгляд, повлияло на развитие изобразительного искусства региона решение Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 5 октября 1960 года о проведении художественных выставок в России по 10 зонам (39). Сибирские отделения СХ вошли в зону "Сибирь социалистическая". ( Тюменская организация вошла в уральскую, а читинская в дальневосточную зоны). Коллективы художников, естественно, не были равноценными как по количеству, так и по качеству. Половина из них находилась в то время в стадии формирования. Зональные же выставки стали мощным стимулом для развития местного искусства. Это объясняется тем, что зональные выставкомы, в состав которых вошли ведущие мастера региона и представители Москвы, подготавливая каждую очередкую выставку в течение трех - четырех лет, периодически рассматривали и обсуждали многие работы, консультировали художников, заключали с ними договоры. Они проводили огромную воспитательную работу, и в то же время централизовано руководили развитием российского и сибирского искусства. Участие в зональных выставках, а это необходимый этап для участия в республиканских и всесоюзных вернисажах, стало не только верным и удачным критерием профессионального уровня любого художника, но и давало возможность достаточно объективно и конкретно определить его индивидуальный рост и степень вклада в тот или иной жанр изобразительного искусства Сибири.
Зная разобщенность художественной интеллигенции, ее индивидуализм советские и партийные органы старались собрать ее представителей в одном месте, чтобы они могли высказаться о том, что наболело, попытаться снять конфликтные ситуации. По решению бюро Читинского обкома партии местные мастера искусства собирались 2 раза в год. В Иркутске подобные встречи устраивались один раз в год с целью "более целенаправленного и систематического их ознакомления с жизнью общества". Регулярно с художественной интеллигенцией встречались с 1970 года власти Новосибирской области (40). Я полагаю, что нет ничего плохого в том, что лучше зная ситуацию в народном хозяйстве, руководители краев и областей Сибири рекомендовали художникам заниматься промышленным дизайном и художественно-эстетическим оформлением городов, организовать выпуск сувениров и сувенирной графики, а писателям чаще встречаться с представителями науки, чтобы лучше знать проблемы современности (41). И когда не было "накачки", а было деловое обсуждение стоящих перед страной и Сибирью проблем, художники, как это свойственно натурам эмоциональным, раскрывались перед властями (порой во вред себе). И тогда они говорили искренне, самокритично и поднимали очень важные проблемы как чисто творческого процесса, так и развития искусства в Сибири.
Партийное руководство творческими союзами и организациями сибири в 1960-1980 гг.: достижения и просчеты
Еще один момент существенно влиял на заполняемость провинциальных театров. Это - огромные зрительные залы. Особенно большими были залы вновь выстроенных театров в 60-70-е годы. Эти здания были предназначены не только для приобщения людей к искусству. Они были также местами слетов передовиков производства, сельского хозяйства, партхозактивов и еще многого другого. И строились они с целью вместить всех передовиков и партийных функционеров, а не камерный круг любителей Мельпомены. Поэтому идеологизированное советское государство достаточно легко списывало долги с подобного рода учреждений искусства. Служение музам отодвигалось на вторые роли. Главное было, чтобы сработал идеологический фактор, за который в первую очередь спрашивали с краевых, областных, городских властей.
Были случаи, естественно, "провальных" гастролей. Но здесь, как правило, была виновата администрации, а не творческий состав. Так, в 1963 году на гастроли в Хабаровск Читинский драмтеатр взял больше артистов, чем 11 занятых в гастрольных спектаклях. Тоже самое повторилось в Барнауле с Томским драматическим театром в 1970 году, когда большие деньги заплатили за гостиницу, где проживали актеры, не задействованные в работе на Алтае. В 1978 году даже коллектив Омского драматического театра не выполнил план гастролей. Они приехали летом в Одессу и Сочи, о чем администрация потом пожалела. Не была учтена психология отдыхающих летом на юге людей (64).
Серьезную проблему в процессе постановки спектакля сибирские коллективы видели не только в отношении творческих работников к своим прямым обязанностям, но и в желании продуктивно работать, на что справедливо указали работника новосибирского драматического театра "Красный факел" на своем собрании в 1965 году. Важным подспорьем в успешной работе, считали артисты Томского драматического театра, является бережное отно шение к каждому человеку в коллективе. Эту же мысль высказал на собрании коллектива Алтайского драматического театра народный артист России Д.Г. Паротиков, что оступившегося в чем-то артиста надо воспитывать, а не избивать. (65). Иной раз такого отношения и нормального желания .работать не было. Виноваты в этом были прежде всего порой некомпетентные администрации театров. Я уже указывал на факты, когда коллективы проявляли инициативу и отвергали некоторых директоров и главных режиссеров. Но подчас такие конфликты могли разрешить только властные структуры (66). Эти разборки всегда негативно действовали на театральных работников.
Особо актуальной проблемой в Сибири была разностилевая подготовка актеров. Все они оканчивали театральные вузы и училища, студии в разных концах Советского Союза. Все они имели разных преподавателей, которые исповедовали свои концепции в искусстве. Поэтому труппа "Красного факела" в 1975 году очень остро поставила эту проблему. Они считали, что разные направления и разностильность школ привносят определенные просчеты в результаты творческого труда коллектива. На такой же точке зрения стояли читинцы, которые в 1978 году решили пополнять труппу драмтеатра только за счет выпускников Новосибирского театрального училища. По этой же причине главный режиссер Томского драматического театра в 1974 году побывал на выпускных государственных экзаменах в Новосибирске и Свердловске и пригласил к себе в коллектив 4 свердловчан (67). Проблема естественно серьезная Не случайно ее поднимали творческие работники региона. Но я ПУмаН ) что они несколько преувеличивали ее значение Не случайно ещё в 1962 году на совещании режиссеров театров Западной Сибири в ской подготовке работников театра. На практике они каждый раз "изобретали велосипед".
В театральном искусстве есть определенные законы и закономерности, но в нем силен фактор случайности, который трудно понять с точки зрения науки и логики. Чем объяснить, что в Томске, где у драмтеатра не было проблемы "лишнего билетика" и в середине 70-х годов в труппе не было целого ряда амплуа, спектакль "Из племени кедра" имел 60 аншлагов за сезон. А Омский драматический театр, который собирал аншлаги даже в избалованной знаменитостями в Москве, в 1967 году потерпел неудачу со спектаклем "Матушка Кураж". Причем работники театра при выпуске спектакля посчитали, что эта работа - творческая удача коллектива, но зритель не пошел (70). Остается только сказать, что такие аномальные случаи в искусстве по-своему закономерны. Человек, его восприятие искусства - сложные явления. И очень часто зритель не понимает мастера а творец не знает чего хочет зал. Если их точки зрения совпадают то автора ждет колоссальный успех если они различны то следует абсолютный провал. История мирового искусства тому пример. Приведенные выше (Ьакты лишь еще раз подтверждают это.
Театральные работники Сибири жили в определенное время и в конкретной стране. Они дружили с композиторами и рабочими и били своих коллег за наушничество и подлость (71). Они дарили кукловодам Ханоя кукол, декорации, запись музыкального сопровождения спектакля - и их ссоры с соседями по дому обсуждались на месткомах и партбюро театров (72). Они организовывали социалистическое соревнование и участвовали в конкурсах "Лучший по профессии" (73). Всеми правдами и неправдами они добивались повышения категории театров и забывали о своем глубинном индивидуализме когда их обвиняли в существующих и выдуманных грехах (74). Они принимали самое активное участие в праздновании знаменательных дат страны и региона и "не проявляли должного размаха при подготовке юбилея вождя мирового пролетариата" (75). Они открывали "Клубы друзей театра", лекто-рии "Бригантина" где пропагандировали театральное искусство и срывали по пьянке выездные спектакли (76). Они знакомили студентов педагогического института с процессом создания спектакля, надеясь что те в сибирских глухих поселках будут ставит школьные спектакли, и терпели начальников-самодуров, которые вносили в коллективы нервозность и склоки (77). То есть, несмотря на всю специфику, характерную для художественной интеллигенции, они оставались людьми, жившими в советской провинции. Они были профессионалами, но они не смели отказаться играть на неприспособленной сцене, как это сделали артисты академического Малого театра Союза ССР, когда им в Томске на гастролях предложили играть во дворце спорта (78). Двойной стандарт в решении одних и тех же в общем то проблем в СССР был государственной политикой.