Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Рутман Тамара Александровна

Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле
<
Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рутман Тамара Александровна. Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01.- Ярославль, 2002.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/222-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История церкви Ильи Пророка 13

1.1. Предыстория каменной церкви Ильи Пророкаи ее храмоздатели Вонифатий и Иоанникий Скрипины 14

1.2. Строительство и оснащение церкви Ильи Пророка в XVII— начале XVIII вв 36

1.3. История церкви Ильи Пророка в XVIII- начале XXI вв 61

Глава 2. История церкви Иоанна Предтечи 98

2.1. Строительство и оснащение церкви Иоанна Предтечи 99

2.2. Реалии слободской и приходской жизни церкви Иоанна Предтечи 125

2.3. История церкви Иоанна Предтечи в XVIII- начале XXI вв 159

Заключение 178

Список литературы 184

Приложения 199

Предыстория каменной церкви Ильи Пророкаи ее храмоздатели Вонифатий и Иоанникий Скрипины

Известный исследователь истории и культуры ярославского края И. А. Тихомиров писал: «До постройки каменного Ильинского храма на его месте стояли две деревянные церкви — Ильинская и Покровская, о которых не имеется никаких сведений» (199. С. 74). Действительно, документальных материалов о деревянных приходских храмах Ярославля, предшественников каменных, сохранилось немного, поэтому любые свидетельства об их истории и устройстве имеют особую ценность. Наши изыскания последних лет, внимательное прочтение опубликованных и выявление новых источников позволили достаточно полно и объемно представить разные стороны жизни деревянного Ильинского храма.

Можно смело утверждать, что основание Ильинской церкви относится к раннему периоду истории Ярославля. Основываясь на тради ции возобновлять церкви после пожаров и разрушений на прежнем месте, еще один из первых ярославских историков Константин Дмитриевич Головщиков сделал вывод о древнем происхождении храмов центральной части Ярославля (Рубленого и Земляного городов):

«В 1221 году Ярославль потерпел большое несчастие: чуть не весь он сделался тогда жертвою пожара; одних церквей сгорело 17... Замечательно, сколько было на этом пространстве в то время церквей, почти столько же здесь их и теперь. Следовательно, все нынешние церкви Рубленого и Земляного города первоначальным своим основанием относятся к векам XII и XIII» (38. С. 41-42).

Первое письменное упоминание об Ильинской церкви дореволюционные и современные исследователи связывали с первым чудом от одной из главных святынь Ярославля — чудотворной иконы Спаса Нерукотворного из Спасопробоинского храма, происшедшем в 1612 г.: «Егда же несена бысть сия святая икона, несуще ю во сретенье Толг-ския иконы Божией Матери и против церкви святого пророка Ильи бывшим, туже слепый некий сидяше, прося милостыни от христолюбивых подателей. И егда принесен бысть сей спасителев образ чрез него, в той части прозре обеими очима, яко никогда же сея болезни имев, славя Бога, сие же чудо людие узревшие, страхом одержимы бывше, и со слезами моляхуся, вопиюще: Господи, на тя упование и надежду имами, и надеемся на щедроты твоя яко сие чудо сотворил еси тако и от сея напасти належащие соблюди, и сохрани люди твоя» (94. С. 14). По этому поводу протоиерей Аристарх Израилев, посвятивший несколько работ различным аспектам истории церкви Ильи Пророка, заметил: «Вот пример, достойный подражания — подходить и других подводить под святые иконы, когда их несут куда-либо с крестным ходом» (63. С. 6).

Автор монографии о церкви Ильи Пророка Н. Г. Первухин, основываясь на том, что в храме стояли «старинные» иконы и утварь, полагал, что он существовал уже в XVI в. (123. С. 7). Данная гипотеза несколько лет назад получила подтверждение в неизвестном ранее документе, опубликованном Ю. В. Анхимюком — это «Розыск архимандрита ярославского Спасского монастыря Феодосия ростовскому архиепископу Давиду о чудесах от мощей ярославских князей первой династии Михаила, Ксении и Анастасии, захороненных в Петропавловской церкви». Среди перечня получивших исцеление от мощей нам и встретилось самое первое на сегодняшний день известие об Ильинском храме: «В лето 7085 (1577) мая в 8 день у тех же гробов Бог простил Ларионову жену Еуфимию, темну оком, от Ильи Пророка с Пробойной улицы» (4. С. 13). Заметим попутно, что в XVI в. уже номинируется и улица, на которой стоит храм.

Публикации последних лет дают также нам возможность получить представление о прихожанах деревянного Ильинского храма. Исследователь русской житийной литературы Б. М. Клосс привел сведения о рукописном сборнике из собрания графа А. С. Уварова, хранящемся в ГИМе. Сборник составлен в 1620 г. по заказу прихожан Ильинской церкви, в него, в частности, вошла неизвестная ранее редакция Жития ярославских святых князей Федора, Давида и Константина (в сборнике лл. 1-13об и 201об-233). В записи писца на л. 397 говорится, что книга написана «рукою многогрешного раба Божия Георгия Ев-севиева сына Комынина в преславном и в преименитом и в богоспасаемом граде Ярославле, по велению ярославцов посадцких людей Ивана да Козмы, да Назария, да Аникия Второво сына Чистово и иных посадцких людей, святого и славного Ильи прихожан, и совершена бысть сия книга в лето 7128 (1620) года марта в 23 день... И положена бысть в храм святого Пророка Илии и преподобного отца Варлаама Хутын-ского Чудотворца, а настоящий храм Покрова Пресвятой Богородицы на Пробойной улице в граде Ярославле Повольском» (73. С. 321). Скорее всего, именно этот сборник упомянут среди книг старого приходского строения в Описи церковного имущества, составленной храмоздателями Скрипиными по завершении строительства каменной церкви Ильи Пророка в 1651 г.: «Книга болшая Златоуст; в ней же и житя святых — писано болшим уставом, в десть» (112. С. 140). Следует заметить, что многие сведения по истории Ильинского храма, собрания его икон и утвари взяты нами из этого ценнейшего исторического до кумента, называемого по первой фразе «Книгой церковного строения». Его научная републикация была осуществлена в 2001 г. Я. Е. Смирновым и Т. И. Гулиной в юбилейном сборнике «350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле». Впервые он был опубликован ярославским купцом-собирателем Егором Васильевичем Трехлетовым в 1850 г. в ЯГВ (169). Рукопись хранилась в церкви Ильи Пророка, сейчас — в отделе письменных источников ЯГИАХМЗ (П. 70): ЯМЗ-1576 (здесь и далее мы приводим номера храненя в фондах музея-заповедника).

Имена Чистых, записанных заказчиками изученного Б. М. Клос-сом житийного сборника, известны и по другим источникам XVII в. — это был известный и значимый в ярославской истории купеческий род.

Главу его — Иоанна пожаловали в чин гостя в 1613 г. вместе с другими ярославскими торговыми людьми (Светешников, Никитников, Лыткины), способствовавшими воцарению Михаила Романова (37. С. 89.). Впоследствие разросшийся род Чистых-Ивановых-Алмазо-вых-Ерофеевых сыграл важную роль в экономической и политической жизни не только Ярославля, но и России, дал за XVII столетие самое большое в городе число (6) гостей (37. С. 212.). В челобитной Иоанни-кия Скрипина, бывшего в 1631 г. земским старостой, сообщалось, что Назарий Чистой взят в Москву в гости, а Аникий Чистой — в гостиную сотню (51. С. 9).

Назарий Чистой достиг исключительного положения для человека его происхождения, был сначала дьяком приказа Большой казны, а с 24 января 1647 г., возглавив Посольский приказ, становится одним из влиятельных думных дьяков (150. С. 15). «Русский канцлер Назар», как его именовали иностранцы, в правительстве царя Алексея Михайловича имел «самое сильное влияние на дела после Морозова (боярина Бориса Ивановича — Т. Р.)». Он говорил о себе, что в вопросах иностранной торговли «царь без его Назарьевой думы ничего не решит» (156. С. 200,459). Считается, что именно при поддержке Назария Чистого ярославская посадская община одержала победу в длительной борьбе со Спасским монастырем: в 1648 г. монастырские закладчики были приписаны к городу (закладничество — уход с государева тягла под покровительство влиятельного лица или учреждения) (50. С. 12). Назарий Чистой вошел в русскую историю как «печально известный автор соляного налога» — предполагают, что именно ему пришла мысль заменить важнейшие прямые налоги повышенной пошлиной на соль (51. С. 16.). Он был убит во время восстания в Москве в июне 1648 г., тело его было выброшено толпой «на навоз», при этом мятежники приговаривали: «Вот тебе, изменник за соль» (74. С. 209.).

Аникий Чистой тоже занимал высокие посты в приказной администрации, был дьяком в приказе большой казны. Третий из братьев, Иоанн, в 1638 г. избирался в Ярославле земским старостой (196. С. 112).

Сведения о том, что Чистые являлись ильинскими прихожанами, оказались нам уже знакомы. В ходе работы по истории ярославских храмов среди безномерных материалов ЯМЗ хранителем редких книг Т. И. Гулиной были обнаружены несколько листков неизвестного Синодика (П. 75).

Проведенный нами исторический анализ источника позволил определить его принадлежность к церкви Ильи Пророка и датировать временем ее строительства (1647-1650). В нем перечислены имена рода Скрипиных, но не поминаются ни жена Иоанникия Неонила, ни дочь Вонифатия Пелагея, умершие, соответственно, в 1657 и 1653 гг. Данная датировка получила подтверждение и на основании агиографического анализа источника, проведенного знатоком древнерусских рукописей А. А. Туриловым (сообщено Т. И. Гулиной).

Второй род ильинских прихожан, который занесен в этот Синодик — Чистые: «Род Иоанна Чистова Василия Капитолины Иоанна иноки Марфы Козмы Назария Иоаникия...» (П. 75. Л. 5). В дальнейшей истории в документах Ильинского храма имена членов этого рода встречаются лишь единожды: в 1676 г. вдова Евдокия Елевферьевна дала по своему мужу подьяке Иоанне Иоанновиче Чистом 50 руб. для литья колокола (136. С. 24).

История церкви Ильи Пророка в XVIII- начале XXI вв

К началу XVIII в. церковь Ильи Пророка была отделана полностью. Сведения о причте, прихожанах, доходах и хозяйственной стороне жизни церкви Ильи Пророка за это столетие немногочисленны и известны нам из разных источников — архивных материалов, документов, рукописного описания храмов Ярославля 1781 г. архиепископа Самуила Миславского, опубликованного В. Лествицыным в 1874 г. Последний источник дает нам представление о благоустройстве Ильинского храма: «Пол в центральном храме чугунный, а в папертях и приделах кирпичный, покрыта тесом, а 5 глав — средняя по железной обрешетке белым листовым железом, а четыре боковые — черепицей. Ограда каменная, с западной и северной стороны на 85 сажен и по той ограде сделаны кладовые палатки, которые отдаются в картому (на содержание), да сверх того: при оной ограде имеются двои полаты каменные для священника и дьякона, построенные Скрипиными, а для причетников домы деревянные церковные» (189. С. 23).

В 1721 г. в Ильинском храме была заведена «Книга записная о заборе денег и о расходе, что собрано в коем году и что издержано, и кто был старостами, и в каких годех, и что отдано священникам на поминовение создателей и дьяконам с пономарем и за панихиды, в коих днех бывает память по создателех, такожде сторожам за сторожу». Начиналась она со слов: «Понеже заповедано от создателей сего святого храма Вонифатия, Иоанникия и Улиты, чтобы выбрать из прихожан Ильинского прихода человека доброго и вероятия достойного и велеть той церкви священнику с приходскими людьми, чтобы оный выбранный имел у себя книгу сию, чтобы по ней сбирать с полат и лавок деньгами и строить вновь и ветхое починивать и отдавать за ту постройку и в церковь покупать вино церковное и ладан, воску по пуду по всякий год, велеть оный воск переделывать в свечи и ставить пред образы со-здательские, о коих образах заповедано в заветной от них книге, коя имеется в той церкви за подписанием рук их, в ней же пишут, что в церкви имеется всякой церковной утвари, о евангелии, кресте, сосудах церковных, о ризах и стихарях, о иконах их моления, о полатах и лавках, и коликое число имелось при их бытности и что ныне имеется, и почему отдавать священнослужителям». (Книга не сохранилась, цит. по (136. С. 24).)

Судя по этой книге, церкви принадлежали 12 «полат по стенам от собору», т. е. встроенных в церковную ограду, 15 кладовых палаток в подклетах, 23 места в городских торговых рядах — в овощном, шерстяном, калашном, треушном женском и других, а всего 52 лавки и палатки (136. С. 25). Другой источник — «Приходно-расходная книга по торговым палаткам и лавкам Ильинской церкви за 1753 г.» (П. 73) — сообщает об арендаторах этих помещений и доходах с них. Всего в книге перечислено 37 человек — это Григорий и Дмитрий Оловянишниковы, канцелярист Михайло Протопопов, Иван Рукавишников, Михаил и Григорий Поповы, Василий Мякушкин и др. Арендная плата указана разная — от полутора до 12 руб.

Средства, получаемые за сдачу торговых мест в наем были основным источником доходов Ильинского храма: «довольствуется церковь подаянием приходских людей. В церкви доходу на церковные потребы собирается от 20 до 30 руб. в год, да со вложенных Скри-пиными, состоящих в торговых рядах 7 лавок и с имеющихся под церковью и в стене ограды лавок и палаток собирается картомных денег в год по 200 и более рублей, из которых священнику и дьякону с причетниками по завещанию строителей выдается по 37 руб. ежегодно, а остальное употребляется на прочие потребы церковные» (189. С. 24). Как видим, храмоздатели оставили достаточные средства не только на повседневные нужды храма, доходов от оставленных ими лавок и торговых мест хватало и на его дальнейшее благоустройство (для сравнения напомним, что стоимость работ по сооружению иконостаса в 1695 г. составляла 12 руб.).

В 1724 г. некоторые из кладовых под церковью были заняты казенным табаком и солдатской аммуницией, правительство за аренду церковному старосте не платило. Последний тяготился лишением дохода, и в расходной книге за 1729 г. встречается такая надпись: «в том же году дано секретарю и подьячим, чтобы опорожнить кладовую с табаком - 3 руб. 20 коп.» (136. С. 28).

Ильинский храм владел в XVII в. и землей, «в каком количестве и где неизвестно», но в 1723 г. была она продана «Ивану Ильичу Соколову, и на полученные с него 10 рублей куплено на избу для дьякона...» (136. С. 28).

Расходы по содержанию Ильинского храма и его причта были связаны с повседневной жизнью прихода: причту за службу, на покупку воска для свеч, ладана и красного вина, плата сторожу и дворнику, дьякону и пономарю «на поминовение о создателях». Храму, кроме того, полагалось выплачивать ежегодный городовой церковный оброк. Все городские приходы вносили деньги на содержание Епархиального двора, архиерейских судебных чиновников, сборщиков налогов (десятильничье), на путешествия владыки в Москву (в московский подъем), выкуп пленных (окуп), на дворовое строение и т. д. Церкви Ильи Пророка полагалось выплачивать: церковной дачи — 3 руб. 5 алтын 5 денег, десятильничьего — 10 алтын, в московский подъем — 6 алтын 4 денги, в дворовое строение — 21 алтын 4 денги, певчим — 2 алтына с полу и полуполуденгой, полоняникам с 4 дворов по 8 денег — 5 алтын 4 денги, полковым попам — 3 алтына 2 денги (96). Сохранились сведения и о благотворительной деятельности в приходе: при церкви Ильи Пророка в XVIII в. была деревянная богадельня, «построение ярославца посадского человека Алексея Романова Полозова» (98. С. 12).

В XVII-начале XVIII вв. причт в церкви Ильи Пророка был трех— и даже четырехчленным — два священника (в том числе, придельный), дьякон и пономарь. Николай Пятницкий на основании церковных документов, хранившихся в Ильинском храме в его время, привел имена священно- и церковнослужителей, начиная с 1723 г. (136. С. 25-28). Копия переписной книги Никольской сотни города Ярославля 1717 г., сделанная в начале XX в. сотрудниками ЯГУАК, позволяет нам частично восстановить имена Ильинских попов, дьяконов, пономарей и даже трапезников, просвирниц и сторожей за несколько предшествующих десятилетий (П. 24. Л. 5-6об).

Имя первого названного о. Николаем Пятницким священника каменного Ильинского храма было Гавриил Иванов, он служил при храме в 1723-1729 гг. (136. С. 26). С его имени начинаются и переписные записи 1717 г. о живущих на Ильинском монастыре: «Церкви Ильи Пророка на Ильинском монастыре, на церковной земле, в каменной келье, той церкви поп Гаврило Иванов, вдов, тридцати дву лет...а прибыл он, поп, в Ярославль к той церкви Ильи Пророка в 714-м году. На оном Ильинском монастыре, на церковной земле 186-го (1678) году написаны оные же кельи, а в них живет вдова Алита Внифатьевская жена Скрипина, и после той переписи вдова Улита умре» (П. 24. Л. 5). Таким образом выясняется, что Гавриил Иванов прослужил при Ильинском храме с 1714 по 1729 г.

Из продолжения этой же записи выясняется имя его предшественника: «709-го и 710-го годов на той же церковной земле написан в том же дворе ильинской поп Семен Григорьев, и после той переписи он, Семен перешел и живет в Стретенской сотне...» (П. 24. Л. 5). Из предыдущего очевидно, что он перешел не позже 1714 г. В переписи 1717 г. 38-летний поп Семен значится в Сретенской сотне как ключарь ярославской соборной церкви (П. 25. Л. 76об). В 1717 г. написана «церкви Пророка Божия Илии на монастыре, на церковной земле, в кельях града Ярославля церкви Ильи пророка вдовая попадья Офимья Семенова дочь, прежде бывшаго попа Егорья — сорока семи лет...» (П. 24. Л. 6). Попадья Офимья значится в книгах как вдовая с 1709 года, можно предположить, учитывая возраст вдовы и священника Семена Григорьева, что предшественник последнего, поп Его-рий умер не ранее 1705 г., а начал служить вряд ли ранее 1690-х гг. Это первый священник каменного Ильинского храма, имя которого нам удалось установить.

Преемником Гавриила Иванова, 4-м священником по нашему счету, как указал Н. Пятницкий в 1729 г. стал бывший Ильинский дьякон Иоанникий Дмитриев (прослужил до 1750 г.). Переписная книга указывает, что прибыл дьякон Аника Дмитриев к церкви Ильи Пророка в 1706-м году 21-летним. (П. 24. Л. боб).

В келье рядом с кельей Иулиты Макаровны по переписям 1709, 1710и1717гг. жил второй священник прихода, «предельный поп Ипат Матвеев» (П. 24. Л. 5-5об).

Значатся в Сретенской переписи дьякон Яков Ермолаев (умер после 1678 г.), пономари Степан Никифоров (умер до 1709 г.) и Иван Иванов, трапезник Иван Анциферов (1717), церковные строжи Степан Тимофеев (умер после 1710 г.) и Петр Матвеев (1717), просвирня вдова Марфа (умерла после 1678 г.) (П. 24. Л. 5-6об). Ситуация изменится после реформы штатов и еще больше в XIX в.: с 1839 г. штат причта Ильинской церкви окончательно стал трехчленным (священник, дьякон и дьячек), а с 1870 г. в нем остаются только священник и псаломщик (136. С. 27).

Строительство и оснащение церкви Иоанна Предтечи

Под строительством храма мы подразумеваем здесь не только возведение его стен, но и духовную деятельность прихожан, церковнослужителей и мастеров, поэтому данный параграф вбирает в себя и хронику возведения церкви, и факты человеческих судеб.

Первая приходская церковь в Толчково была деревянной и возникла она, скорее всего, с основанием Толчковской слободы. Существовал ли здесь женский Вознесенский монастырь, по преданию сожженный поляками в 1609 г., или нет — неизвестно (183. С. 2). Но вряд ли мог он заменить приходский храм в такой заселенной части Ярославля. Косвенным подтверждением существования в слободе приходской церкви Иоанна Предтечи может служить владельческая запись на книге «Триодь постная» 1589 г. в собрании фундаментальной библиотеки ЯГПИ: «Вознесения Господа Бога нашего Иоанна Предтечи слободы Толчковския» (П. 68. Л. 1-4).

Как и многие деревянные церкви, Предтечевский храм неоднократно перестраивался, и первое документальное свидетельство о нем — Грамота ростовского митрополита Варлаама 1644 г. на возведение и освящение нового храма «во имя Святого и Славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Ивана и в приделе Пречистой Богородицы Казанской». Как мы видим, приходская церковь в 1644 г. уже суще ствовала, т. к. грамота писана попу Конону, служившему к этому времени в Предтеченском приходе (183. С. 45).

До середины XVII в. деревянная Предтеченская церковь являлась единственной приходской в юго-западном предместье города. В расположенном неподалеку сельце Меленки приходского храма не было, там находился Николо-Сковородский, что на Глинищах монастырь. О времени его основания сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 г. (171. С. 49). Каменная же приходская церковь Николы в Меленках сооружена только в 1672 г. на средства схимонаха Спасо-Преображенского монастыря Макария, бывшего в миру ярославским купцом Мартинианом Дурана-диным (92. С. 7). Другой, соседний с Предтеченским приход, Николо-пенский или Федоровский, образовался в 1659 году, о его возникновении речь пойдет позднее (128. С. 3).

Таким образом, к середине XVII в. Толчковский приход был значительным, это подтверждается и текстом упомянутой грамоты Варла-ама: там дается указание попу Конону: «а к приделу велел бы ты иного попа нанять» (183. С. 45).

Конечно же, его прихожанам было важно, в каком храме возносить свои молитвы Богу. То обстоятельство, что церковь Иоанна Предтечи «древяная, холодная и зимним временем в тое церкви для стужи служить невозможно», заставило их начать обустройство прихода со строительства небольшой зимней церкви. Заготовили кирпич, «всякие церковные запасы» и зимой 1658 г. обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу, поскольку строить каменную церковь во имя Вознесения Господня «с трапезою низкою теплою... без указу не смеют». Челобитную подписали «посацкие люди церкви Ивана Предоте-чи прихоженя Роман Оглодаев, Захар Кочуров, Семен Топленинов, Наум Вахрамеев, Левка Власов, Мишка Солодилов, Фадейка Кузмин, Сидорко Кропивин, Ортешка Павлов, Першка Данилов, Митка Павлов, Савка Жуков, Пашка Денисовский, Васка Кузмин, Левка Мики-тин, Сергушка Титов, Левка Борыкин и все той церкви приходские люди» (183. С. 43).

Имена многих челобитчиков или их потомков мы находим в Переписных книгах Ярославля второй половины XVII — начала XVIII вв. (176. Стб. 241-372, 567-574; П. 23), некоторые из них — Топленино-вы, Вахрамеевы, Жуковы, Кочуровы — были известны в Ярославле и в позднейшее время, как люди достаточные, основатели своих заводов и фирм, вписавшие заметную страницу в историю города.

В ответ на челобитную царь Алексей Михайлович грамотой от 31 мая 1658 г. «велели строить им церковь каменную с трапезою» (183. С. 44). Но не суждено было тогда жителям Толчковской слободы даже приступить к строительству: И июня 1658 г. в Ярославле произошел разрушительный пожар, выгорел почти весь город: 29 церквей, 1480 дворов (168). Можно не сомневаться, что после такого бедствия строительство теплого храма в то лето не было начато — в городе велись значительные восстановительные работы.

А в следующем году жители Толчковской слободы остались совсем без храма: в начале весны пожар уничтожил деревянную церковь Иоанна Предтечи: «В лето от сотворения мира 7167 (1659) града Ярославля большого Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи древяная в день святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгоре-ся внутрь пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания, с нею же и трапеза древяная ж погоре. Тогда умножися пламень огненный и устремися на близ стоящие приходских жителей дома и не воз-могоша угасити великого пламени, донде же все домы всех жителей в пепел обратишася. И тако по бывшем оном велиим пожаре лишишася оные жители пристанища своего молитвенного, си есть церквей близ се слободы стоящих кроме мужского монастыря святого Николая Чудотворца, что на Глинищах» (128. С. 3).

После пожара часть жителей Толчковской слободы, не дожидаясь восстановления Предтеченского храма, решила начать на новом месте строительство новой приходской церкви — во имя Николая Чудотворца. Один из зачинщиков разделения прихода Гурий Кочуров, «имяше у себя новосоделанный анбар, ради художества своего кожевеннаго, умысли той соделати церковию». Такое решение вызвало неудовольствие у предтеченских прихожан, они «ругающеся глаголеху: Гурий де делает анбар, а не церковь» (128. С. 4).

Тем не менее, на восточной окраине слободы, там где раньше был лес, появился новый приход, сначала был построен теплый храм Николы на Пенье (1659), позднее летний — Федоровский (1687) (128. С. 3, 17). Оба храма сохранились до наших дней, а церковь Федоровской иконы Богоматери теперь — кафедральный собор Ярославской епархии.

Оставшиеся предтеченские прихожане решают поторопиться с возведением теплого храма. 27 декабря 1659 г. поп Абросим и дьякон Родион отправляются в Ростов к митрополиту Ионе Сысоевичу с челобитной на построение и освящение каменной церкви во имя Вознесения Господня. К каменному Вознесенскому храму предполагалось «приделать придел во имя Рождества Иоанна Предтечи». Митрополит разрешил «бутовой камень, известь и кирпич, и сваи готовить и рвы копать» (183. С. 46).

Храмы каменные строятся долго, поэтому для сохранения Пред-теченского прихода поп Абросим и дьякон Родион вновь обратились с челобитной к митрополиту Ионе Сысоевичу о возведении на месте пожарища временной церкви — «трапезы древяной теплой во имя Вознесения Господа Бога». В ответ грамотой от 2 сентября 1660 г. митрополит велел «лес ронить» и на старом погоревшем месте деревянную церковь «обложить», взять в нее новый антиминс и освятить (183. С. 47). Эта временная церковь на несколько лет стала единственной в предтеченском приходе, пока в 1665 г. не был сооружен на средства толчковцев каменный Вознесенский храм, дату завершения его строительства известна по формулярной ведомости, хранившейся в приходе (183. С. 6). Зимняя Вознесенская церковь не сохранилась, она была снесена в начале 1950-х гг., ее облик можно восстановить только по старым фотографиям и описанию (183. С. 20-24).

Главный престол этого небольшого уютного храма был посвящен празднику Вознесения Господня, придельный — в честь Казанской иконы Богоматери. Освящение придела в честь главной святыни Казани, (а не во имя Рождества Иоанна Предтечи, как намеревались) было не только данью традиции сохранения бывших ранее посвящений престолов, но являлось, возможно, актом благодарности за помощь, оказанную казанскими жертвователями в строительстве каменных храмов прихода. Сохранилось предание, что дьякон Родион ездил в Казань к деловым партнерам толчковских кожевенников для сбора средств, и преуспел в этом (183. С. 7). Торговые связи Ярославля с Казанью известны: именно туда часто возили кожи местные торговцы для отправки на Восток. Сотрудничество ярославских и казанских купцов, надо полагать, было взаимовыгодным. Кстати, на наружной южной стене зимнего храма был написан образ Казанской Богоматери, он почитался в приходе как древний и «благолепный», считался его достопримечательностью: «Лик Богоматери поражает полнотою святой благости; каждый, приближаясь к храму, еще издали может видеть владычицу, уже взирающую на него «благоутробным оком». Образ этот издревле чтится, как чудотворный» (183. С. 20). Предстоящими перед иконой были изображены почитаемые святые двух городов — святители казанские Гурий и Варсонофий и святые ярославские князья Василий и Константин.

Теплая церковь представляла собой распространенный в Ярославле конца XVII-начала XVIII вв. тип трапезной постройки, внутри она разделялась на три части — паперть, трапезу и центральный храм с приделом в алтаре. Своды трапезы опирались на четыре столба, вдоль ее стен и между столбами стояли скамьи для прихожан. В устройстве трапезы Федором Успенским отмечена интересная особенность: две части — левая для женщин и правая для мужчин — разделялись скамьей с высокой спинкой. Центральный храм был выше трапезы, но меньше по площади.

История церкви Иоанна Предтечи в XVIII- начале XXI вв

Еще одной постоянной, и не менее важной, стороной жизни прихода всегда являлась забота о поддержании церковных зданий. Исполнение этой обязанности причта и церковных старост зависело от численности прихода и его обеспеченности.

Первые сведения о количестве прихожан церкви Иоанна Предтечи — 519 человек — содержатся в «Записке» архиепископа ростовского Самуила Миславского «Церкви города Ярославля в 1781 году» (189. С. 92). Предтечевский приход входил в число наиболее многочисленных в Ярославле. Это было характерно для храмов растущих городских предместий: в Никитской церкви тогда числилось 606 прихожан, в Вознесенской — 832, Власьевской — 524, Пятницы в Калашной — 546, Семеновской — 563 (189. С. 58, 60, 62, 64, 77). Все остальные приходы города были гораздо меньше.

С падением кожевенного производства, переселением части более состоятельных жителей слободы в центральную часть города, стал постепенно сокращаться приход Предтечевского храма. В 1869 г., когда в России проводилась реформа церковных штатов, возникла угроза его закрытия, но — «разными благотворителями внесен был капитал на обеспечения причта» (183. С. 31). Со временем число прихожан стало прежним, и к 1917 г. в исповедных росписях значилось почти 500 человек (П. 42. Д. 2618).

О состоятельности церкви Иоанна Предтечи в начале XVIII в. мы можем косвенно судить по книгам с записью церковных пошлин «на удовлетворение потребностей владыки и его управления» — они тогда велись в Ярославской Приказной палате (96). В 1711 г. с церкви Иоанна Предтечи было получено 6 руб. 9 алтын 4 деньги. С большинства ярославских храмов собирали 1-2 руб., реже — 3, эти цифры красноречиво говорят о достаточности Предтечевского прихода, в XVII-XVIII вв. он был значительным и состоял из «зажиточных и трудолюбивых посадских людей».

Толчковцы не только построили и украсили свой храм всем миром, но и содержали его сообща: об этом убедительно свидетельствует «Приходная книга церкви Иоанна Предтечи за 1773-1794 гг.» (П. 78), хранящаяся в фондах Ярославского музея-заповедника. Судя по записям в ней, в церковную кассу продолжали поступать значительные суммы — в 200,100, 50 рублей. Иногда имя жертвователя называлось, но чаще в книге значилось — «от христолюбивых подателей» или «доброхотных людей».

По-прежнему прихожане оказывали помощь в виде драгоценностей — золотых крестиков, колечек, дорогих вещей. Так, в доход храма были завещаны «шубки», реализованные причтом за 25 и 17 руб. (П. 78. Л. 8об, 17). Продажа свеч, которой ведал свечной староста, давала до 100 руб. в год и выше, ежемесячно поступал «кружечный» сбор. Постоянную прибыль приносили два главных престольных праздника — Усекновения главы Иоанна Предтечи — до 60 руб. и Рождества Иоанна Предтечи — до 30 руб., «тарелошный сбор за крестным хождением».

Рачительно распоряжался храмовым имуществом церковный староста, а им на протяжении долгого времени был Дмитрий Петров По-досенов — получал деньги за сдачу внаем лавок, палаток под колокольней, кузницы, продавал остатки строительных материалов — олово, кирпич, «горелое железо». Даже сено, скошенное на обширном церковном дворе, шло в доход: 2 и более рублей «за собрание травы с монастыря» (П. 78. Лл. 3, 9,10,15).

Тем не менее, заботы о поддержании церковных зданий лежали, в основном, на плечах прихожан и благотворителей — от церкви постепенно отошло, пусть и небольшое, недвижимое имущество. Если в приходных документах за 1781 г. значилась уплата оброчных денег с 7 лавок в сапожном ряду (189. С. 91), то в 1817 г. записывалась в приход арендная плата с одной лавки. Вскоре при Предтечевском храме уже не было ни лавок, ни земель, упоминавшихся в ранних документах, остался только участок в несколько сажен, отведенный в 1812 г. для постройки домов для причта (183. С. 6).

О владениях церкви в 1917 г. говорит клировая ведомость: «Земли при церкви 1 десятина 670 кв. саженей. Земля занята погостом и постройками, и дохода не приносит. Церкви и приходу принадлежит: 1) причтовый дом каменный, двухэтажный, с тремя квартирами — для священника, дьякона и псаломщика; 2) полу каменный двухэтажный дом для детского приюта и школы с отдельным флигелем для приютской мастерской-прачечной (заметим, что он располагался за церковной оградой, с другой стороны Вахрамеевских заводов — на Большой Федоровской улице, он сохранился: теперь в нем проходная — Т. Р.); и 3) небольшой домик при зимней церкви — церковная сторожка. Кроме того, для хозяйственных надобностей церкви и причта имеются два небольших деревянных сарая и деревянная небольшая баня. Все здания построены на средства прихожан и благотворителей. Никакого дохода здания не приносят» (П. 41. Л. 2об).

Построенные храмы требовали повседневного внимания с первых дней, но возникали и чрезвычайные ситуации. Уже через несколько лет после окончания работ, в 1708 г., сгорела первоначальная деревянная кровля церкви Иоанна Предтечи: «покров и главы погоре» (128. С. 34). Устроенная после пожара новая кровля стала более крутой — для быстрого схода снега уклон ее был изменен, и она частично закрыла собой барабаны боковых глав а в большей степени, — центральный. В таком виде храм предстает на гравюре «Вид города Ярославля в 1731 г.»: пятиглавие, потеряв в высоте, утратило и свою монументальность. В 1750 г. была устроена уже железная кровля, об этом сообщала надпись на подзоре (183. С. 10).

В конце XVIII в. в церкви Иоанна Предтечи были предприняты значительные работы по замене глав, для этих целей в слободе даже построили кузницу. Сначала в 1773-1784 гг. поставили новые боковые главы, как и прежде, луковичные. Более массивная центральная глава устроена в 1792-1794 гг., она была не только увеличена в размерах, но и изменена ее форма (183. С. 10). Чтобы не нарушать пропорции пяти-главия мощной, большого диаметра луковичной главой, зодчий придал ей вычурную форму цветочного бутона в барочном стиле. Это увеличило высоту главы, не утяжелив ее. Благодаря такому решению храм получил неповторимый, близкий шатровым постройкам, силуэт, который восхищает многих любителей и знатоков архитектуры на протяжении многих десятилетий. Мы видим, что талантливые зодчие, не потеряв присущее ярославским храмоздателям удивительное чувство пропорций, создали его новый гармоничный облик.

К сожалению, не сохранился крест над центральной главой — он был более двух сажень высотой (почти 4,5 м) и весом около 20 пудов. Ему посвятил несколько строк Ф. Успенский: «В середине его с обеих сторон (восточной и западной) вделаны изображения Спасителя, написанные на медных листах и покрытые слюдою; на изображениях медные вызолоченные венцы и цаты. На концах креста слова 1С. ХС. ЦР. СЛ. (Иисус Христос Царь Славы); на углах между поперечниками и по сторонам — украшения в виде спиралей и лилий. К главе этот крест прикреплен шестью цепями. На верху его есть еще небольшой крестик, вырезанный из меди, с двумя ангелами над ним и тростью, губой и копьем по сторонам» (183. С. 10-11).

Все главы и кресты летнего и зимнего храмов были вызолочены в 1859 г. В Ярославских губернских ведомостях появилась тогда короткая заметка: «Один из здешних купцов, не желающий оглашать своего имени, по чувству ревности к храму Божию вызвался вызолотить на свой счет все 18 глав церкви Иоанна Предтечи за Которослью. (Считая главы теплой церкви и колокольни — Т. Р.) Издержки, говорят, простираются до десяти тысяч серебром. Большие главы уже вызолочены. Картина истинно великолепная!» (33). К счастью, история сохранила имя жертвователя — это был ярославский купец Федор Иванович Крашенинников. Следует отметить, что немногие приходы в городе находили средства и благотворителей для устройства столь дорогих работ.

В начале XIX в. вместо первоначального кирпичного пола устроили новый, чугунный. В 1855 г. поновлялась позолота иконостаса (183. С. 14).

Многие изразцы, украшавшие стены храма, к XIX в. выкрошились. По пожеланию цесаревича Николая Александровича, посетившим церковь Иоанна Предтечи в 1863 г., поврежденные изразцы были заменены новыми (183. С. 9).

Но все эти работы носили локальный характер, а если судить по документам, состояние Предтечевского храма вызывало опасения уже с 1850-х гг.: на стенах и сводах появились трещины, лопнули некоторые железные связи, укрепляющие конструкцию здания. К 1890-м годам разрушения церкви со стороны Которосли — у северного входа, были столь велики, что возникла опасность пользоваться им. Тогда были укреплены связи, заделаны трещины, укреплен фундамент под северным крыльцом (183. С. 39). Возникла необходимость капитального ремонта всего церковного здания, но средств — очень немалых, у причта не находилось.

В июне 1894 г. церковь Иоанна Предтечи посетил министр финансов С. Ю. Витте. Заметив плачевное состояние храма и оценив его уникальность, он предложил ярославскому губернатору А. Я. Фриде «войти с надлежащим представлением об отпуске необходимых для этого средств, дабы ходатайствовать их отпуск пред Его Императорским Величеством» (183. С. 39).

Похожие диссертации на Храм в историко-культурной среде русского города : Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле