Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ садово-парковой культуры Малахова Татьяна Ивановна

Философский анализ садово-парковой культуры
<
Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры Философский анализ садово-парковой культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малахова Татьяна Ивановна. Философский анализ садово-парковой культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Ростов-на-Дону, 2001.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/67-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность и функции садово-парковой культуры 13

1.1. Садово-парковая культура как специфическое общественное явление

1.2. Происхождение и содержательная нагрузка садово-парковой культуры 20

1.3. Функции садово-парковой культуры 30

Глава 2. Мировоззренческие трансформации семантики садово-парковой культуры 41

2.1. Идеалы восточной садово-парковой культуры 41

2.2. Садово-парковая символика 54

2.3. Проблемы типологии садов и парков 67

2.4. Динамика мировоззренческих смыслов садово-парковой культуры 76

Глава 3. Философичность садово-парковой культуры. 92

3.1. Садово-парковая культура и ее атрибуты 92

3.2. Принципы, ограничения и концепции садово-парковой культуры 100

3.3. Семантика садово-парковых стилей - анализ концепции Д.С. Лихачева

Заключение 121

Литература

Введение к работе

оздоровлении нации и пополнении строя эстетических переживаний посредством времяпрепровождения в комплексах садово-парковой зоны. Роль садово-парковой культуры в жизни нашего современника, помещенного в условия жесткой урбанизации, переполненной стрессами, велика, хотя и не достаточно осознана. Изучение сущности и функций садово-парковой культуры имеет существенное значение для решения множества проблем, связанных с культурой здоровья и сохранения здорового образа жизни.

Философский анализ садово-парковой культуры вызван необходимостью расширения контуров теоретической культурологии. Осмысление сущности такого повсеместно дающего о себе знать, но, тем не менее, не попавшего в дружную семью культурологической тематики явления, как садово-парковая культура, есть реальное приращение к современному потенциалу философско-культурологической мысли.

Актуальность темы садово-парковой культуры приобретает особое значение в контексте обустройства индивидуального уровня бытия. Широко распространенное увлечение садоводством в настоящее время стало дополняться увлечением ландшафтным дизайном, когда в пригородных домах и дачах возводятся альпийские горки, создаются искусственные фонтаны и водоемы, устраиваются японские садики. При этом чисто интуитивное или геометрическое решение разбивки сада на относительно небольшой территории без знания символики, традиций и основ гармонизации пространства оказывается зачастую неэстетичным, духовно ненаполненным, эклектичным. И хоть современная Россия реагирует на потребности развития садово-парковой культуры весьма медленно, чему

имеются свои экономические, политические и идеологические причины, философско-культурологическое исследование основ, сущности и, в особенности, семантики «зеленой архитектуры» чрезвычайно значимо. Оно во многом обогатит личностно-индивидуальный аспект жизнедеятельности современного человека, поднимет уровень культуры, времяпрепровождения и быта, обращенного к красотам гармонизованного пространства, будет способствовать воспитанию тонкости мировосприятия и, в конечном счете, благотворно скажется на всем образе жизни нашего современника. Новая культурная ситуация настоящего времени связана с ясно ощущаемыми импульсами возрождения России. Она обостряет проблемы ответственности культурного сообщества, интеллектуальной элиты и широкой общественности в деле обеспечения экологически благоприятной атмосферы существования нашего народа. Цепь садов и парков есть та необходимая, связующая человека и природу нить, разрыв которой лишает современного человека возможности полноценного духовного развития, культивирования тонкого образного мировосприятия, совершенствования строя душевных переживаний.

Актуальность анализа садово-парковой культуры обуславливается идеей
высоко предназначения садов и парков. Оно с очевидностью проявлено не
только со стороны психотерапевтической компоненты, в так называемом
«лечении красотой». Высокое предназначение садов сказывается в
многообразии содержащихся в них смыслов, в их глубоком

просвещенческом, символическом, мемориальном и интеллектуальном влиянии.

Степень разработанности проблемы. В изучении поставленной проблемы большое значение имеют источники, связанные с описанием садово-паркового искусства в изданиях, посвященных истории западного и восточного искусства всех времен и народов. Важна информация, предполагающая расшифровку символики и этимологии различных

компонентов садово-паркового искусства. Сведения подобного рода содержатся в энциклопедиях, справочниках, мифологических и этимологических словарях.

Вместе с тем, идеи, свидетельствующие об осознании значимости садово-парковой гармонизации бытия, присутствуют уже в античности. Они могут быть связаны с именами Гиппократа, размышляющего о структурной соотнесенности между окружающей средой, характером человека и болезнью, представлены в диалогах Платона, посвященных описаниям занятий его Академии, расположенной в парке. Особого внимания заслуживает описание сада философов - Лицея Аристотеля, вошедшего в историю под названием перипатетической школы (школы прогуливающихся), а также сада Эпикура. Историко-философские работы, например, эссе Ф. Бэкона, посвящены заинтересованному анализу предназначения садов. Строй переживаний человека в его взаимоотношениях с красотами природы затронут эстетикой романтизма.

Среди теоретических работ, посвященных этой теме, наиболее фундаментальными являются труды академика Д. С. Лихачева, который стремился проследить определенные стилистические признаки садово-паркового искусства в их связи с поэзией и эпохой. Он основывался на анализе многочисленных зарубежных источников, относящихся к прошлым векам и содержащих громадный фактический материал по описанию садов и, в частности, работы Ж. Делиля «Сады». Исторический аспект изучения садово-парковой культуры содержится в работах В. Дормидонтовой, В. Малявина, С. Палентрес, Е. Парнова, М. Рандхава и др. Роль и значимость символики, использующейся в садово-парковой культуре в различные эпохи, показана в трудах Г. Бидермана, Н. Бердяева, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, А. Лосева, М. Мамардашвили, К. Свасьяна и др.

Существует обширный массив литературы, связанный с изучением садово-паркового искусства в рамках узкоархитектурного подхода, как

произведений «зеленой архитектуры». Например, работы Л. Залесской, И. Крейча и А. Якобова, Ю. Курбатова, 3. Николаевской, 3. Федоровой. Данные исследования содержат весьма важный конкретный и позитивный материал садово-паркового дизайна, но, как правило, не направлены на выработку глубоких философских и культурологических обобщений. Дворцово-парковое искусство стало предметом анализа В. Дедюхиной, О. Евангуловой, А. Раскина, К. Минеевой, А. Петрова, В. Витязева, Д. Швидковского, Л. Тыдмана и др.

В работах Е. Щервинского, В. Артамонова, П. Косаревского и др. рассматриваются основные принципы садово-парковых композиций. Т. Дубяго, А. Вергунову и В. Горохову принадлежат исследования и описания русских регулярных садов и парков. В работах И. Боговой и Л. Фурсовой анализируются особенности ландшафтного искусства. Садово-парковое искусство как самостоятельное направление представлено работами Е. Щукиной, Е. Глезер, И. Косаревского, М. Денисова.

Особое место занимает сложная линия преемственности: буддизм -храмовые парки - стиль «японский садик» (Н. Николаева и др.). Однако данная связь прослеживается весьма фрагментарно без выхода на мировоззренческие обобщения, созвучные умонастроениям нашего современника. К источникам, посвященным названной тематике, можно отнести работы М. Коржева, Н. Титовой, В. Черкасова и др.

Многочисленны литературные описания садов и парков, их можно найти и в отечественном литературном наследии: произведениях Гоголя, Гончарова, Карамзина, Пушкина, Достоевского и др., и в зарубежном: у Боккаччо, Бенуа, Руссо и многих других. Особое место занимает литература, описывающая мир русской усадьбы, представляющий один из типологических аспектов садово-парковой культуры. Это работы С. Боровковой, Бондаренко, Е. Смилянки. Труды ученых В. Турчиной, Н.

Евсиной, Т. Каждан посвящены выяснению роли усадьбы в художественной культуре.

Для проведения исследования большое значение имела философская литература по истории и теории культуры, эстетике, искусству, составившая предпосылочную базу исследования. Особо значимы работы В. Давидовича, Г. Драча, Т. Матяш, С. Еременко, В. Пигулевского, В. Поликарпова, С. Сущего, Л. Штомпель и др.

Вместе с тем, круг работ, посвященных собственно философскому анализу садово-парковой культуры с точки зрения выявления ее сущности, функций, семантической значимости, крайне узок. Углубление в философские основания садово-парковой культуры, в ее непосредственную связь с мировоззрением той или иной эпохи и вплетенность в социокультурное пространство заслуживает пристального внимания и детализации.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является философский анализ сущности, функций и мировоззренческой семантики садово-парковой культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- осмыслить сущность садово-парковой культуры как специфического общественного явления;

- раскрыть значение семантических, символических и ритуальных
компонентов садово-парковой культуры;

- выявить мировоззренческую динамику и расширяющееся многообразие
функций садово-парковой культуры;

вскрыть идеалы восточной садово-парковой культуры;

показать взаимозависимость особенностей садово-парковой культуры, мировоззренческих ориентации и эстетического климата эпохи;

проанализировать философичность садово-парковой культуры сквозь призму атрибутики: пространство, время, отражение, развитие;

- выявить проблемные моменты и дальнейшие перспективы развития концепции Д. Лихачева.

Научная новизна исследования;

в контексте философско-культурологического исследования осмыслена сущность садово-парковой культуры как специфического общественного явления, связанного с культивированием растений, гармонизацией окружающей среды и расширяющимся многообразием функций;

выявлено значение семантических, символических и ритуальных компонентов садово-парковой культуры, раскрыты идеалы мироощущения восточной садово-парковой культуры;

показаны вехи исторической семантики садово-парковой культуры, а также взаимозависимость мировоззренческой динамики и эстетического климата эпохи на основе идеи взаимосвязи окружающей среды, психического склада личности и строя ментальных установок;

исследована концепция Д. Лихачева, связанная с пониманием садово-парковой сферы как гипертекста, выявлены проблемные моменты и дальнейшие перспективы ее развития.

Методологические и теоретические основы исследования.

Проведение исследования предполагало объединенное использование философских принципов, таких как системность, эволюционализм, принцип развития, объективности и конкретности рассмотрения со специфическими методами культурологического исследования, среди которых особо значимы дескриптивный (описательный) и компаративистский (сравнительный) подходы. Автор использовала прием типологизации, опиралась на интерпретационно-герменевтический подход, помогающий вскрыть мировоззренческий контекст эпохи. Особое значение придавалось методу семантической реконструкции, связанной с выявлением

смыслов в соотношении духа эпохи и особенностей садово-парковой стилистики.

Теоретическую базу исследования составили: фундаментальный труд академика Д. Лихачева, работы отечественных и зарубежных историков садово-паркового и ландшафтного искусства, труды культурологического и историко-философского характера.

Положения, выносимые на защиту:

1. Садово-парковая система в отличие от произведений живописи или
архитектуры - это живой, функционирующий объект, который не может
быть полностью музеефицирован. Он представляет собой процесс
организации и гармонизации пространства посредством культивирования
растений. Садово-парковая культура отражает одну из рафинированных
разновидностей человеческого опыта и выполняет наряду с утилитарной и
эстетически-упорядочивающей, релаксационно-оздоровительную и
развлекательно-познавательную функции.

2. Семантика садово-парковой культуры изначально многозначна, однако
в историческом генезисе садово-парковой культуры огромное значение
принадлежит религиозным культам. О ритуальной составляющей
свидетельствует: закрепление в рамках христианской традиции за греческим
словом «pa ri-daeza» (парадиз) - сад, парк - представления о месте вечного
блаженства, о райе; первые попытки акклиматизации растений для
обеспечения религиозных обрядов, сакральное значение тени деревьев для
загробной жизни, необходимость разбивки маленьких садиков перед
гробницами, древнеславянское обозначение сада - «верт», «вертище»,
«вертоград», созвучное имени языческого бога садов - Вертумна, и,
наконец, фигуры монахов - первых мастеров-садоустроителей.

3. Мировоззренческая динамика функций садово-парковой культуры
предполагает помимо традиционного движения в амплитуде "от полезности

до наслаждения" приоритеты, способствующие сохранению здоровья человека. В современной садово-парковой культуре действует принцип расширяющегося многообразия функций. Особое значение наряду со средообразующей функцией приобретает информационная и развлекательная функции. Они связаны как с многообразием "сообщений" зеленой архитектуры, так и с включением в стратегию развлечений.

4. Восточная садово-парковая культура задает образ мудреца, который получает удовлетворение от созерцания природы и черпает энергию из воздуха, воды, скал, земли, неба. Центральными идеями этой культуры являются: идеалы духовного здоровья человека, чувствительность природы к настроению и отношению к ней человека, глубинная символичность целого и элементов композиции, а также представление о том, что каждая из деталей, вплоть до мельчайшей, «переживает состояние целого». Последние объясняют миниатюрные размеры, как самого японского садика, так и прочих феноменов восточного искусства.

  1. При исследовании мировоззренческой динамики садово-парковой культуры плодотворна идея взаимозависимости окружающей среды, психического склада личности (или населяющей данное место этнической общности) и строя ментальных установок. Исторические вехи эволюции садово-парковой культуры фиксируют: направленность на просвещение и публичность садово-парковой культуры Греции, триумфальность садово-парковой культуры Рима, сосредоточенность и уединенность монастырских садиков Средневековья, культ наслаждения садов Ренессанса, появление иронического элемента в эпоху Барокко, пафос наивысшей красоты природных образцов в Классицизме; «интенсивную эмоциональность» Романтизма, эклектичность современной эпохи.

  2. Философичность садово-парковой культуры обусловлена отношением человека к природе, в котором его мышление проявляется в формах «зеленой архитектуры». В основание садово-парковой культуры помещено

|]

наиболее фундаментальное взаимодействие: Человек - Земля в аспекте утилитарно-практического и эстетического проявлений. Садово-парковый комплекс выступает как особого рода времяпоглощающий объект "зеленой архитектуры", иллюстрирующий связь философских категорий: пространства, времени, развития и отражения. Садово-парковая культура помещает индивида внутрь этой атрибутики, заставляет наблюдать ее зримо, воочию.

7. Историко-культурологический контекст концепции Д. Лихачева приводит к выводу о понимании садово-парковой сферы как гипертекста, перекрывающего смысловые планы природного бытия и человеческой духовности. Однако, обсуждаемая идея не нова, еще в рамках романтической эстетики осуществлен возврат к древнему образу зашифрованной «книги природы», где человек является единственным существом, обладающим ключом к ее иероглифическому языку. В концепции Лихачева присутствует обращение к категориальному аппарату теории информации, включающему понятия: "выбор сообщений", "отправитель сообщений", "получатель", тезаурус. Плюрализм языка садов проявляется в напластованиях стилистических реплик различных эпох, отражается многофункциональностью садово-парковой культуры и многомерностью ее психофизиологического воздействия на человека.

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертации могут быть использованы в практической деятельности по организации и благоустройству садово-парковой зоны, могут оказаться большим стимулом в педагогической, культурно-просветительской и эстетико-воспитательной работе. Они помогут углубить представление о мировоззренческих основах садово-парковой культуры, быть использованы при выработки основ социальной политики по отношению к природно охранным мероприятиям.

Материалы диссертации могут оказаться значимыми в преподавании

курсов культурологии, эстетики, истории и теории культуры, а также спецкурсов по данной проблематике. Результаты диссертационного исследования способствуют углубленному теоретическому представлению в области философии, затрагивающей темы бытия человека, они помогут понять роль и значение садово-парковой культуры в жизнедеятельности человека, восстановлении его здорового образа жизни. Диссертационное исследование может представлять интерес и для широкого круга гуманитариев и любителей садово-парковой деятельности.

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались на конференции «Новая Россия: духовность, гражданственность, возрождение. ( Новороссийск, май, 2000 г.), на научной конференции аспирантов и соискателей РГСУ (Ростов-на-Дону, апрель, 2001г). Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского Государственного Университета (июнь 2001г.). По материалам исследования издано четыре публикации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять
параграфе, заключения и списка использованной литературы. Общий
объем текста диссертации составляет 131 страницу, список

литературы включает 146 наименований.

Садово-парковая культура как специфическое общественное явление

Огромная сила, заключенная в красоте природы, возвышенность тех духовных чувств, которые природа вызывает у человека, всегда подчеркивалась в многочисленных литературных и поэтических источниках, в исследованиях философов и искусствоведов, повествованиях историков и заметках общественных деятелей. Если вести речь о садово-парковой культуре, противопоставляя ее сложившимся типам культуры философской, этической, правовой, нравственной, экономической и пр., то следует отметить тот досадный просчет, который связан с недостаточным вниманием к данному феномену. В исследовательской литературе достаточно часто употребляются понятия « садово-парковое искусство». Оно мыслится как фундамент развития более молодого, ландшафтного искусства, которое часто именуется как пейзажное искусство. Источников, связанных с изучением собственно культурного значения садово-парковой деятельности, практически нет.

На наш взгляд, точка зрения философско-культурологического анализа садово-парковой культуры позволяет представить ее как одну из рафинированных форм человеческого опыта. Она представляет собой процесс организации и гармонизации пространства посредством культивирования растений и выполняет наряду с эстетически 14 упорядочивающей функцией, релаксационно-оздоровительную, утилитарную и развлекательно-познавательную функции. Садово-парковая культура касается взаимоотношений человека и природы. В ее арсенале совокупность специфических средств, среди которых доминируют природные, ландшафтные объекты и ресурсы, а также импульс человеческого целеполагания. Он опредмечивает взаимоотношение мира человеческой субъективности и естества (природы) в формах «зеленой архитектуры». Садово-парковая культура ориентирована на гармонизацию пространства и спроецирована на фактор удовлетворительного времяпрепровождения, на синтез изящного и полезного. В этом виде человеческого опыта дуализм между искусством и жизнью сведен к минимуму, а декоративность наделяется статусом естественности, протестующей против обеднения индивидуальной субъективности в социально-урбанистском окружении. Садово-парковая культура отличается специфическим качеством идеала красоты, в котором равновелики искусственная и природная составляющая. Садово-парковая культура развивалась наряду с развитием живописи, архитектуры, скульптуры, подчинялась требованиям социального строя его эстетическим установкам и техническим возможностям. Она связана с культурой и техническими достижениями народов, вбирала в себя самобытность национального строя мировосприятия. В своих первоначальных, сугубо хозяйственно - утилитарных значениях садово-парковая культура, как культура возделывания претендует на историческое первенство по отношению к культуре художественной. Именно с этим ее значением связывалась элементарная потребность жизнеобеспечения.

Мировоззренческое значение садово-парковой культуры велико и является своего рода определителем духа эпохи. В периоды социальных конфликтов и дестабильности оно отзывается расширением сферы неорганизованного пространства, повышением степени его хаотизации и запущенности. В эпоху консолидации оно предельно гармонизируется и эстетизируется, вселяет в человека чувство уверенности и веру в упорядоченность. Визуальная условность, коллаж стилей, эклектизм, абстракции обобщения рассматриваются как универсальные характеристики постмодернистской стадии цивилизации, накладывающие свой отпечаток и на садово-парковое творчество.

Изменения, происходящие в сознании общества, отражаются в динамике развития садово-парковой зоны. Наряду с различением социально обусловленной инструментальной и финальной фазой парковой культуры, в ней имеют место случайные общественные привычки, а также стилистические инновации. Вместе с тем, потребность пребывать в лоне садов и парков, воспринимать этот особой мир сопутствовала человечеству на всем протяжении его развития. Это одна из сущностных потребностей индивида, сопрягающая в себе эстетическую и утилитарную мотивацию. В настоящее время она дополняется еще и потребностью защититься от агрессивности и однообразия современных урбанистических архитектурных форм.

В рамках садово-парковой культуры весьма значимы психологические ожидания человека в индивидуальном, интимно своем решении организации пространства, сентиментальная ностальгия по стершимся, потерянным характеристикам романтического либо монументального плана. Идентичность личности предполагает связь садово-парковой культуры с психологией. Моновалентная организация пространства с преобладанием геометрии прямых углов и минимумом материала не является приоритетной. Стратегия на предельную рационализацию пространства, единообразие пространственных решений, иными словами, концепция гомогенного пространства достаточно распространенная и легко достижимая, вместе с тем страдает примитивизмом. Она игнорирует множество важных детерминирующих факторов, как, например, географические и климатические различия, освещение, природные ритмы, геопатогенные и благоприятные зоны и пр. Общественное сознание не может удовлетвориться вариантом единообразного и эталонно-нормативного решения организации пространства такого уникального типа окружающей среды как садово-парковая сфера.

Высокая садово-парковая культура ориентирует на переплавку мирского и природного в целостную ландшафтную систему. Данное "переваривание" природных связей имеет в качестве своего секрета социокультурный субъективный контекст. Пространственные конфигурации садово-парковой архитектоники зависят от семантической нагруженности данного локального участка, например, парк у школы (школа - обучение), и больничный парк (больница - выздоровление), парк отдыха молодежи (молодость - развлечения) и детская парковая площадка (дети - игры). Физические характеристики парковой зоны влияют на его восприятие, на здоровье, самочувствие и настроение. Сад следует понимать как соразмерный ситуации и человеку объект. Суть садово-парковой культуры в объединении места и личности.

Осевая координата садово-парковой культуры - архитектоника природного пространства находится в тесной зависимости от мировоззренческих особенностей исторического времени и сопрягается с индивидуальными настроениями и устремлениями личности. Можно сказать, что в целом формы садово-парковой культуры обусловлены и социально, и природно. Во-первых, они зависят от строя, утилитарных и эстетических потребностей и общественных идеалов, во-вторых, обусловлены климатическими, географическими и ландшафтными особенностями. К характерным особенностям садово-парковой культуры относится то, что она является "действующей", органичной частью жизнедеятельного пространства индивида. Реально окружая человека, она становится необходимым компонентом, неотъемлемой составляющей его бытия. В отличие от произведений живописи или архитектуры садово-парковая система - это живой, функционирующий объект, который не может быть полностью музеефицирован.

Распредмечивание садово-парковой культуры предполагает широкий интервал вхождения. Знание символики и традиций дает возможность глубинного погружения в этот тип культуры, расшифровку его сложных эпохальных смысловых наслоений, настроенность пейзажных композиций, что во многом обогащает и интеллектуализирует восприятие, делает его насыщенно духовным. Отсутствие такового уровня распредмечивания данного типа культуры также не отталкивает индивида от общения с достижениями "зеленой архитектуры", а позволяет войти в него чувственно-эмоционально, воспринять неосознанно интуитивно и также получить удовлетворение, соответствующее его притязаниям и наклонностям. Существенной характеристикой данного типа культуры становится то, что в ней противоречиво сочетаются интимно-индивидуальная и риторически-общественная составляющие.

Идеалы восточной садово-парковой культуры

Восточная садово-парковая культура задает образ мудреца, живущего и получающего удовлетворение от созерцания природы.

«Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!» - пишет выдающийся японский поэт XVII века (цит. по: 132, с.6). Во всех этих представлениях содержится императив невмешательства не только действием, но и сознанием. Созерцая, человек переживает себя и одновременно черпает энергию из природы: из воздуха, воды, скал, земли, неба. Тело и душа сливаются в едином союзе, его поведение естественно, все как бы происходит само собой. Целостность состояния слияния должна возникнуть сама собой, а не в результате контроля или особого старания. Непосредственное восприятие реальности есть сама реальность, всеобщий универсум, который, будучи всем, «действует без действующего», и «определяет без определяющего» (129, с. 423). Самая главная ценность - жизнь «в теперь». На этом фоне возможен внезапный интуитивный проблеск - сатори, являющий новый смысл, новое решение. Это внеинтеллектуальное просветление, просветление без всяких усилий - суть, сердцевина восточного миропостижения и мирочувствования, характеризующего человека в общении с природой.

Буддизм и дзэн-буддизм всегда мыслились в качестве древнейших идейных источников данной культуры. В Буддизме повествуется о царственном дереве, тень от раскидистых ветвей которого была прохладна и приятна. Никто не стерег его плодов, и никто не причинял никому вреда из-за его плодов. И вот явился человек, который насытился его плодами, ломал ветку и пошел своей дорогой. «И подумал дух, обитающий в дереве: «Как это удивительно, как поразительно, чтобы человек был столь низок и сломал ветку, после того как насытился плодами дерева. Полагаю, дерево не принесет больше плодов». И дерево перестало давать плоды» (27, с. 162). Этот фрагмент подчеркивает, что изначально, природа одаривала человека своими благами. Но она предполагала к себе бережное и ценностное отношение. Нарушение этики одним человеком, влечет за собой потери для всех. Сад неплодоносящий мыслится как наказание человеку, за его недостойное поведение. В священных текстах говориться, что те, кто способен видеть, замечает, как чувствительна природа к настроению и отношению к ней человека. Творение «стонет в муке» от дурного обращения и осквернения и наполняется радостью, когда может служить Богу через служение детям Божьим. Поистине, добродетельный человек несет избавление природе (27, с. 168).

Поэтому в буддизме такой упор делается на наслаждение в созерцании. Самодостаточность созерцающего в том, что он, согласно дзэн-буддизму -сам Будда, самодостаточность созерцаемого в том, что это есть реальная, явленная Природа, свыше и поверх которой ничего нет. Слияние человека с окружающей природой выступало одной из основных целей его существования. В этом созерцании состоит и путь избавления от страданий мятущегося духа. Приставка «дзэн» указывала на особую форму ментального, умственного спокойствия, остановку потока сознания, уничтожение эмоциональных потрясений. Весьма наставительно звучат стихотворные строки «Зернин Кушу» «Сиди себе спокойно и ничего не делай. Весна приходить и трава растет сама собой. Синие горы - сами по себе синие горы. Белые облака сами по себе белые облака. Сиди себе и сиди. Идешь себе и иди. Главное - не мятись попусту» (108, с. 243). .

В центре буддийского учения находится проблема духовного здоровья человека. Восточное миросозерцание не отличается активностью и деятельной направленностью, человеку достаточно лишь наблюдать, молчаливо внимательно всматриваться. «Но молчание Востока не означает немоты и бессловесности, как отмечает Д. Судзуки. Молчание нередко столь же красноречиво, как и многословие» (132, с. 9) Созерцать и открывать таинство всего сущего, стремиться к поглощенности им и восхищаться этим, - это ли не радость, не полнота бытия. Большое значение в дзэн-буддизме имеет положение о том, что красота природы есть форма воплощения истины. Внешне под видом безразличия, спокойного созерцания кроется любовь к жизни такой, как она есть. Духовная эстетика и этика, а не машинерия и суета становятся приоритетными в мировосприятии Востока.

Садово-парковая культура и ее атрибуты

Философичность садово-парковой культуры обусловлена тем, что последняя касается взаимоотношений Человека и Природы. Это взаимоотношение проявляется как целостное, заполняющее все ментальное и эмоциональное пространство восприятия. Оно заставляет мыслить человека формами и образцами «зеленой архитектуры», находя в них смыслы, связанные с пониманием величия Природы, восхищением красотами природной лаборатории. В этом взаимоотношении находят отклик и отражение этнические особенности, стилистические и мировоззренческие характеристики эпохи. Сад и парк обращает помыслы человека к миру важнейших духовных ценностей, к извечным темам бытия. Уже устоялось мнение, что, так называемый, «японский садик» имеет свою философию. Однако на свой философский статус могут претендовать и другие типы садово-паркового творчества: сады Ислама, монастырские сады, сады Ренессанса, Классицизма, Барокко, Романтизма, Русские сады и пр. В них представлено определенное, свойственное данному периоду времени мироощущение, закреплена и выражена этническая и стилистическая специфичность отношения человека к природе. Поэтому все типы садово-парковой культуры могут быть расшифрованы, «прочитаны» как визитные карточки мировоззрения своей эпохи и культурно-исторической традиции. Смысл ландшафта предстает как часть культуры, ментальности, политики, расшифровывается в ее контекстах.

Садово-парковая культура - это художественный акт раскрытия бытия, в котором бытие пробуждается к гармонии, эстетически упорядочивается. Однако в отличие от других видов искусства заданная гармония и упорядоченность нуждается в постоянной подпитке человеческой энергией, в ее преобразующей деятельности. Ибо без человеческих стараний забытый и запущенный парк как относительно замкнутая и ограниченная территория утрачивает свое эстетическое влияние. Сады всех времен и народов - это лишь различные способы взаимодействия с окружающей средой.

Отношение Человек - Земля, пожалуй, наиболее фундаментальное из всех, взятое в аспекте утилитарного и эстетического проявления, помещено в основание садово-парковой культуры. Философичность этого отношения хорошо показана Г. Гачевым, подчеркивающим, что «сама идея земледелие - грандиозное метафизическое сцепление. Земля - это мать, та, которой свойственно родить, порождать, давать прибыток бытию через Эрос и естественное рождение, через самую жизнь. Труд - это искусство, прибавление к бытию через творение» (31, с. 373). «Но поскольку земля - не самоцель, а лишь частица в бытии, то насилие над нею через людей и цивилизацию, изменения ее естественной непотревоженности жизни вполне может быть допустимо и даже оправдано и необходимо в высших видах Бытия и с точки зрения последнего может быть важнее, чтоб прокормился и уцелел паучок-человечек...» (там же, с. 373). Все это обосновывает весомый аргумент, подчеркивающий философичность садово-парковой культуры, состоящий во взаимоотношения человека и бытия, в целесообразной и преобразующей деятельности садоустроителя.

Однако, садово-парковая зона - это не просто пространство для возделывания, это уникальный пространственно - временной комплекс, задающий определенное качество времяпрепровождения. Его реальное бытие и смысловые контексты с очевидностью иллюстрируют связь философских категорий: пространства, времени, движения, развития и отражения. Последние всегда выступали неотъемлемыми атрибутивными характеристиками бытия. Садово-парковая культура как бы помещает индивида внутрь этой атрибутики, заставляет наблюдать ее зримо, воочию. Растительный мир развивается, меняя свое качество, от семени к ростку, от почки к цветку, за стадией рождения и расцвета следует увядание. Смена времен года наглядно демонстрирует цикличность развития, изменения душевного строя личности под воздействием созерцания красот природы свидетельствуют о значимости философской категории отражения. Примечательно, что известный закон отрицания отрицания в диалектике всегда иллюстрировался примером о проросшем зерне, которое, прорастая, превращаясь в росток, а затем приносит десятки таких же зерен.

Садово-парковая культура предполагает смелое и свободное структурирование пространства или даже манипулирование им. И наоборот, садово-парковое пространство есть специфическая форма существования культуры. В пространстве садов и парков своеобразно отражена и преломлена человеческая история и человеческая ментальность.

Вместе с тем для парковой культуры чрезвычайно важной остается идея кватерности - четвертичности мироздания. Отражение четырех сторон света, со свойственными для каждой особенностями. "Прямоугольная форма как реализация идеи кватерности всегда и везде выступает как приоритетная форма приспособления пространства человеком, лишенная болезненности и ненормальности прочих четырехугольных фигур" (126, с. 208).

Садово-парковые композиции предстают как двоякого рода способы гармонизации пространства. С одной стороны, ведущим фактором оказывается принцип геометрической формы, с другой - подчиненность естественному ландшафту. Первый вид пространственного построения, как правило, связывают с регулярным принципом, а второй с пейзажным началом.

И если для мировоззрения Востока характерна позиция спокойного ожидания того, когда сама природа начнет творить руками мастера, то европейское мышление всегда отличалось стремлением к покорению. Причем иногда принципиальное переструктурирование пространства шло наперекор окружающей природной среде. Так, великолепный парк Версаля был разбит на болотистой местности, и для этого был полностью изменен ее ландшафт. Повсеместно в угоду замыслу планировщика происходило изменение пространственных очертаний и водных потоков, болотистые места засыпались, грунтовая вода отводилась. Так, Екатерининский сад в Пушкине формировал наперекор природе даже водную структуру, потому что необходимо было подвести воду к каналам на возвышенное место.

В окружении садово-парковой сферы, когда благоухающие с пышными кронами деревья, красота цветов и растений отзываются в душе художественными и поэтическими образами, в полном мере обнаруживает свою значимость фундаментальная философская категория отражения. Примечательно, что изобилие и красота плодов, цветов и растений всегда способствовали созданию и сохранению оптимистического способа мировосприятия.

Уже хрестоматийными стали положения о том, что мировоззрение обусловлено эпохой, а элементы садово-парковой архитектоники, имея собственное специфическое и символическое значение, соответствуют мировоззрению и стилистики своего времени. Традиционной считается точка зрения, согласно которой данный вид культуры играет сугубо подчиненную роль, он не формирует общественные взгляды, а лишь выражает уже сформировавшиеся специфическими средствами. Вместе с тем, специфичность данного типа культуры в том, что она изначально выступает как материально-духовная или естественно (организмически) идеальная. Она охватывает собой не просто план чувственного восприятия, духовного наслаждения и созерцания, но и план практического созидания. В ней, как и в философии можно поставить вопрос: «Что первично?» Наслаждение красотой сада или труды по ее созданию, по организации сада как райского уголка?

Субъект как участник процесса гармонизации пространства подчиняет его своим целям, преобразует его и создает новую природную структуру. Он может предусмотреть появление пруда или водоема, альпийских горок или клумбы цветов, тенистой аллеи или обширного газона. Это меняет структуру пространственных связей, что в свою очередь с необходимостью требует специальных знаний. В деятельности субъекта - садоустроителя можно усмотреть притязания и попытки контролировать природные проявления

Помимо пространства в сфере атрибутики бытия неотъемлемо присутствует и время. Динамичность и интенсивность воздействия садово-паркового комплекса, отвечая фазам органического цикла зарождения, роста, расцвета и увядания, изменяется во времени. Природа связывает «вчера» и «завтра». Континуальность и дискретность времени воочию предстает перед глазами наблюдателя, задает ритм и порядок деятельности активно действующему субъекту. Степень интенсивности воздействия можно связать с четырьмя временными направлениями: биологическое время (время жизни растения) накладывается на календарное (смена времен года), шлифуется историческим (стиль и эмблематика эпохи) и переплавляется психологическим временем (возможностями эмоционально-духовного усвоения данного объекта). Первым существенным компонентом в этой временной градации является биологическое время как время цикла естественного развития и жизни тех природных организмов (растений, кустарников, цветов, деревьев и пр.), которые составляют садово-парковой комплекс. "За цветком ухаживают год, а любуются им десять дней", - гласит китайская мудрость. В ней подчеркивается ограничения биологического времени существования данного объекта.

Вторым существенным временным фактором оказывается календарное время, смена времен года, третьим - историческое время, четвертым -психологическое время. Последние, в отличие от двух первых, характеризуются большей полисемантичностью и поливариантностью. Циклы органического развития, так как и цикл смены времен года - это константы бытия, в то время как историческая эмблематика и оформленность садово-паркового комплекса весьма вариативны даже в рамках одной эпохи. Что касается строя психологического восприятия, то, сколько людей, столько и настроений. Строй чувств и оттенков переживаний безграничен. Меланхолия и скорбь одного человека, оказавшегося в лоне садово-паркового комплекса, созвучного тональности его жизненной ситуации, может быть погашена чувством подлинного восторга и безмерной радости перед шедеврами "зеленой архитектуры" у другого. Строй восприятия не терпит жесткой обусловленности настроения. В этом также отличие садово-паркового искусства от прочих видов искусств.

Похожие диссертации на Философский анализ садово-парковой культуры