Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Основные теоретические конструкты анализа архитектуры как концепта социокультурной среды региона 12
1.1. Архитектура как вид искусства и основные подходы к его изучению 12
1.2. Содержание и функции архитектуры 35
Раздел II. Архитектурно-организованная среда социокультурного пространства региона 64
2.1. Диалог культур в архитектуре древнекубанского региона. .. 64
2.2. Дом как локус архитектурно-организованной среды 97
2.3. «Архитектурная среда» социокультурного пространства Екатеринодара 123
2.4. Культовая архитектура Екатеринодара 159
Заключение 184
Список источников и литературы 190
- Архитектура как вид искусства и основные подходы к его изучению
- Содержание и функции архитектуры
- Диалог культур в архитектуре древнекубанского региона.
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Исторические события/ происходящие в России, актуализируют проблему исследования ее архитектурного градостроительного наследия.
Интеллект современных российских ученых сосредоточен на разработке проблем, связанных с изучением социокультур^юго пространства^ государства в целом и отдельных его регионов в частности.
В этом контексте актуальной становится проблема изучения особенностей архитектуры Кубани, так как именно она выступает одним из выразительных и общедоступных носителей исторической памяти народов, населявших ранее и населяющих сегодня этот регион. Это - материальная летопись истории региона, воспроизведенная в культовых, жилых и общественных постройках, фортификационных и производственных зданиях и сооружениях, в виде исторически сложившейся планировочной структуры населенных мест: городов, станиц, сел, хуторов, деревень, аулов и др. Это -архитектурное наследие региона, которое свидетельствует об общности и различии архитектурного творчества народов, проживавших и проживающих на землях этого благодатного края.
Современная ситуация в философско-культурологическом знании, характеризующаяся повышенным вниманием к исследованию культурной среды отдельных российских регионов, объективно объясняется действующими независимо от человеческого сознания законами инверсии, когда происходит стремительный поиск идентификации, самобытности и индивидуальности в их - социокультурном развитии. Очевидный резонанс этих процессов на Кубани объясним многообразием этнических групп, составляющих ее единое этническое поле.
, Нового подхода требует сложившаяся методология философско-культурологического исследования, а также уточнение методик, применяемых при анализе архитектурного наследия, выбранного для
4 изучения региона. Актуальность такого подхода подтверждается научным опытом в этнокультурных исследованиях и показывает важность и значение для объективности результатов не только выявления характерных черт, но и направленности культурных взаимовлияний, обогащавших эстетическое и техническое содержание архитектурного творчества региона.
Конечно, архитектурное творчество оценивается нами прежде
всего по эстетическим признакам: пропорциям, пластичности,
колористике. Вместе с тем на уровень оценки архитектурного творчества
значительное влияние оказывает эмоциональный фактор предпочтений,
зависящий от эстетических ценностей времени, то есть от влияния модных
течений конкретного периода развития общества. і 9
Сейчас актуализируется термин «культурные заимствования», ' использующийся к различным формам архитектуры Кубани на этапах ее генезиса, становления и развития.
Таким образом, российские ученые получили социальный заказ_на^._ изучение архитектуры крупнейшего региона Юга России, что так же актуализирует необходимость исследования этой проблемы, до сих пор не получившей достаточного отражения в печати.
Степень разработанности проблемы. В современном научном знании накопился достаточный теоретический и эмпирический материал по изучению архитектуры, выявлению различных исследовательских позиций, воззрений и методов определения их особенностей в различные эпохи и в различных регионах.
Представления о социокультурной содержательности,
многофункциональности, морфологии архитектуры, ее коммуникативной и символической роли в жизни общества сложились под влиянием исследований философов, историков, искусствоведов - С. Аверинцева, М.Бахтина, В.Библера, Л. Выготского, И. Горловой, А. Гуревича, Э.
5 Гуссерля, А. Лосева, Ю. Лотмана, Б. Малиновского, В. Петрова, Ю. Степанова, П. Флоренского, А. Флиера.
Ю. Лотман и другие исследователи считали, что архитектура появилась с возникновением знаково-символической деятельности человека. Линию понимания эстетического в архитектуре после А. Лосева продолжили Г. Кнабе, М. Каган, О. Кравцун, Я. Мукаржовский, В. Прозерский, Ю. Шор и
др. І
Архитектуру как вид искусства изучали Л.Альберти, Л. Борисова Е. Бартенев, В. Батажкова, Н. Воронин, А. Иконников, Т. Килъпе, Е.Кириченко, Ле Корбюзье, Н. Лапшина, В. Лисовский, П. Максимов, П. Раппопорт, О. Шаузи и др.
Различные подходы к исследованию этого вида искусства
проанализированы в работах Э. Лисицкого, А. и А., Лазаревых!, В.
Орфинского, Н. Павлова, С. Сулименко, Н. Смолиной. :
Теоретические положения формирования архитектуры разработаны в фундаментальных трудах виднейших российских ученых - М. Алпатова, К. Афанасьева, П. Барановского, А. Бунина, Н. Врунова, А. Комеча, А. Ополовникова, С. Ожегова, Б. Рыбакова, Ю. Ушакова и др.
Общее знакомство с архитектурой народного жилища позволяет
сделать вывод о том, что эти произведения искусства являются ценнейшей
частью всего отечественного архитектурного наследия. Этот вывод
подтверждается известными трудами историков - А. Ащепкова, Е. Брунова,
Н. Маковецкого, Ю. Спегальского, С. Хан-Магомедова и др.
Важную роль в изучении культуры Кубани сыграли труды Н.
і Анфимова, Л.Апостолова, В. Бардадыма, Н. Берлизова, В. Бондаря,1 Ю.
Воронова, И. Дмитриенко, И. Каминской, А. Киселева, Н. Кузнецова, Л.
Лаврова, Н. Ловпаче, В. Марковина, П. Миронова, А. Нехаева, И. Попки, М.
Тешева, Ф. Щербины, Е. Фелицына, Г. Цудикова, И. Чеченова.
В частности, на основе материалов статьи Н. Кузнецова были
опубликованы сведения о Екатеринодаре в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А.
Ефрона о количестве домов, учебных заведений и промышленных предприятий (Энциклопедический словарь. - СПб., 1894. - Т. XIa). А исследование П. Миронова позволяет проследить развитие процессов градостроительства Екатеринодара, а также установить взаимосвязь социально-экономических и строительных потребностей (Территориальный рост Екатеринодара в 1819-1907 гг. // Известия ОЛИКО. Вып. 14. -Екатеринодар, 1909. - С. 73-88). В 70-х гг. XX в. известность получили работы А. В. Титова по истории архитектуры Кубани. Он готовил справки для архитектурной энциклопедии, возглавлял работу по выявлению и постановке на государственную охрану архитектурных памятников Екатеринодара-Краснодара, в результате чего были изучены и взяты под
ч/
государственную охрану 180 памятников архитектуры города. На каждое здание был заведен паспорт с описанием его исторических и архитектурных особенностей, к которому прилагались чертежи и фотографии. Определенный исследовательский интерес представляют работы Э. Ефимовой-Сякиной, В. Сафонова, Ю. Узлова. К примеру, Э. Ефимова-Сякина предложила хронологический принцип для анализа градостроительства и архитектуры дореволюционного Екатеринодара, выявив периодизацию появления здесь строительных сооружений:; 1-й период - с основания города до 70-х годов XIX века, т.е. период существования войскового града Екатеринодара; 2-й - 70-90-е гг. XIX в., когда город получил гражданский статус, и стала бурно развиваться экономика и общественная жизнь; 3-й - начало XX в. - 1900-1914 гг. -расцвет градостроительства и архитектуры дореволюционного Екатеринодара. Кроме того, она составила список основных построек Екатеринодара, классифицировав их на культовые сооружения, общественные и учебные здания, гостиницы, частные особняки.
Определенную роль в исследовании проблемы сыграла книга R, Бондаря и В. Казачинского «Архитектура и градостроительство Кубани. XIX-
7 XX вв. Ч. 1.: Архитектура Екатеринодара до 1917 г.: (Очерк)». (Краснодар: Экоинвест, 2001).
Таким образом, в философско-культурологической сфере сложилась
«критическая масса» научно-гипотетического материала, которая помогла обосновать и подвинуть методологические подходы к исследованию архитектуры, обозначить ее сущность и назначение в конкретном регионе России.
Объект исследования - архитектура как концепт культурной среды региона.
Предмет исследования - основные теоретические конструкты диалога культур в формировании «архитектурного портрета» Екатеринодара и «дома» как локуса архитектурно-организованной среды региона.
Цель настоящего диссертационного исследования - философско-культурологический анализ архитектуры социокультурного пространства региона.
Задачи:
1. Проанализировать архитектуру как вид искусства, определив
основные методологические подходы к ее изучению.
2. Определить и проанализировать функции архитектуры, раскрыв их
философско-культурологические основы.
Доказать существование диалога___к}21ьтур_ в архитектуре^ древнекубанского региона. !
Выявить особенности «дома» как локуса архитектурно-организованной среды кубанской станицы.
Составить «архитектурный портрет» Екатеринодара второй половины XIX - начала XX века, определив его морфологическую структуру.
Выбор методологии и методов исследования избранной проблемы осуществлялся на теоретико-методологической базе теории и истории культуры. В своейработе автор опирался на результаты научных разработок С. Аверинцева, С. Артановского, А. Аронова, М. Бахтина, Л. Гумилева, П.
8 Гуревича, М. Когана, Н. Конрада, В. Межуева, Э. Соколова, А. Флиера, Ю. Фохт-Бабушкина и др.
В процессе изучения архитектурной среды региона .использован культурно-эволюционный подход; в определении понимания архитектуры как бесспорно исторического явления - исторический подход; в исследовании особенностей социокультурной ситуации и предметно-пространственной среды, с помощью которых формировались задачи архитектуры как вида художественной деятельности, - культурологический подход; охарактеризовать архитектуру как культурную универсалию, объяснить сходство и различие стилей, содержание, назначение этого вида искусства помог формально-функциональный подход.
Достигнутый уровень обобщения исследовательских подходов .позволил в общих чертах определить сущность и функции архитектуры, ; осуществить анализ имеющихся источников. Можно заключить, что интегральную оценку избранному концепту дает культурология, институализация которой сейчас весьма актуальна. Этим объясняется и соответствующий выбор методологии. Исследование архитектуры как определенного модуса культурологии носит системный характер, I что предопределяет описание ее основных элементов и структуры, изучение содержания и динамики формирования. Методология исследования, таким образом, предполагает сочетание фундаментальности и фактологической конкретности, за которыми стоят своеобразие и специфика исследуемого концепта. При этом используются и интегрируются методы философии, культурологии, искусствознания, семиотики и других гуманитарных наук. С точки зрения философского метода исследования архитектуры важную роль играет выделение пространства и времени как категорий философско-культурологического знания.
Для понимания эволюции формирования архитектуры осуществлено компаративное изучение философско-культурологических воззрений различных авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Архитектура как художественно-пространственный образ культуры,
как сфера диалога культур формируется на двух уровнях: «высоком» и
«низком». Первый оформляется на основе идей и мировоззрения общества,
его философии, искусства в целом; второй отражает повседневный образ
жизни, осваивает пространство этноса, его домостроительное творчество,
стереотипы поведения и вкусы.
2. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства
происходит в интересах усиления ее образной выразительности. Наиболее
традиционным в этом отношении является соединение архитектуры,
скульптуры, монументальной живописи, декоративного искусства и т. д.,
которое можно рассматривать как особый тип художественного творчества.
Метод художественных преобразований обеспечил структурно-
функциональный анализ архитектуры на основе принципа последовательного
историко-сравнительного описания ее развития в системе искусств, в
результате чего стало очевидно, как на непрерывной смене образа жизни,
облика окружающей среды, исканий и предпочтений архитектура
развивалась, поддерживаемая другими искусствами. |
3. Разнообразные научные подходы к изучению архитектуры
(культурно-эволюционный, исторический, культурологический, формально^
функциональный и др.) и многообразие собранного фактологического
материала привели к их обобщению, которое мы назвали философско-
культурологическим. Достигнутый уровень обобщения позволил обосновать
специфику диалога культур в архитектуре древнекубанского региона и
ыделить дольменыукак автохтонную форму архитектуры этого региона.
4. Изучение особенностей культурной среды исследуемого региона
помогло понять, истолковать, выделить истоки ее архитектуры,
аргументировать этапы ее формирования и классифицировать на «сельскую»
и «городскую», причем, если первая формировалась на основе уже
существовавших форм народного жилища, сложившихся на протяжении
і 10
многих столетий, то «портрет» городской архитектуры складывался
постепенно, накапливая новые черты, элементы стилей и направлений,
распространенных в художественной культуре XIX - начала XX в. ,
5. Дом как локус архитектурно-организованной среды кубанской
станицы представляет собой реалию архитектуры и один из ключевых
культурных символов исследуемого региона. Раскрывая особенности дома
как локуса архитектурно-пространственной среды, мы выделили его
основные признаки, определяющиеся техникой строительства, возведения
стен, их внешней обработкой; положением дома по отношению к улице;
внутренней планировкой жилого помещения; характером дворовых построек
и планировки двора. Все они помогли составить «картину» архитектурно-
планировочного пространства сельских населенных пунктов Кубани,
представить уровень жизни их жителей. !
6. В целом складывающаяся на протяжении многих столетий
культурная' среда социокультурного пространства региона представляет
собой совокупность многих составляющих, в том числе и архитектурных
сооружений, а именно жилых и общественных построек, в строительстве
которых использованы элементы самых разных стилей и направлений в
художественной культуре. і
Научная новизна проведенного исследования заключается в
разработке оригинальной философско-культурологической концепции
«Культурная среда архитектуры региона», на основе которой осуществлено
комплексное культурологическое исследование архитектуры Екатеринодара
как субстрата и компонента^культуры региона; проведено развернутое
исследование сущности и функций архитектуры конкретного региона в
разные исторические эпохи, обоснована специфика диалога культур в
архитектуре древнекубанского региона; выявлены особенности «дома» как
локуса архитектурно-организованной среды кубанской станицы; выделен
дольмен как автохтонная форма архитектуры этого социокультурного
пространства. і
; 11 Теоретическая значимость исследования. Культурологический анализ объекта и предмета исследования позволил выявить специфику формирования архитектуры Екатеринодара-Краснодара, раскрыть и проанализировать комплекс причинно-следственных связей, сыгравших решающую роль в ее формировании. Исследование вносит вклад в изучение особенностей генезиса архитектуры Кубани, актуализируя интерес к обоснованию философско-культурологического видения и интерпретации процессов культурной преемственности и наследия.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том; что разработанная концепция «Культурная среда архитектуры региона» помогла «обнажить» культурологические экзистенции архитектуры Екатеринодара и кубанских станиц, расширила диапазон и направила исследовательский интерес на изучение этого концепта в курсах культурологических дисциплин. Практическая значимость научной работы заключается в возможности использовать материалы диссертации при проведении специальных семинаров, лекций, при написании методических пособий по культурологии и другим дисциплинам.
; i2
Архитектура как вид искусства и основные подходы к его изучению
Раскрывая этот вопрос, можно вспомнить слова Н. Гоголя о том,; что архитектура - долговечная летопись мира, которая продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания.
Это - искусство создавать здания и сооружения по законам красоты, которые формируют социокультурное пространство для жизни и деятельности людей. Это - одно из основных пространственных искусств, совокупность объектов, творческих процессов, обуславливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием. В переводе с греч. - "архитектор" "главный строитель".
Различают три вида архитектуры: объемные сооружения, т.е. жилые дома, общественные здания, промышленные объекты и т.д.; ландшафтная архитектура - "алая архитектура", связанная с организацией садово-паркового пространства (фонтаны, лестницы, беседки и др.); градостроительство - создание новых городов, реконструкция старых с одновременным сохранением памятников архитектуры.
Архитектура оформляет объекты, существование, назначение, основные формальные свойства которых предопределены практической потребностью, техническими возможностями и экономическим расчетом. Содержание концепта "архитектура" включает вместе с искусством проектировать и строить всю совокупность материальных структур, которые уже осуществлены и образуют основу предметно-пространственной среды, обеспечивающую необходимые условия для жизнедеятельности человека в обществе. Основной принцип архитектуры - удовлетворение всей совокупности функциональных и художественных потребностей человека. Благодаря синтезу прекрасного и целесообразного в ней происходит процесс формообразования. Именно эти характеристики выдвигают архитектуру в один из важнейших видов искусства.
По мысли Ю. Лотмана, архитектура появилась с возникновением знаково-символической деятельности человека, что дает право утверждать, что она имеет символическую природу и ее область - область символизма [См. Лотман Ю. Беседы о русской культуре... - СПб., 1994. - С. 6-9].
Искусство, по словам Ю. Лотмана, является основной семиосфёрой. Следовательно, архитектура - исторически развивающееся, меняющееся искусство, постоянно и активно взаимодействующее с семиосфёрой культуры.
Г. Кнабе пишет о доме как границе открытого и закрытого пространства. По аналогии с этим можно утверждать, что архитектура -концепт двух миров: мира частной, повседневной жизни и жизни общественной, государственной. Границу, отделяющую и одновременно соединяющую эти два мира, можно представить в виде "эшелонированной" вглубь территории. Первая ее линия отделяет архитектурное сооружение с прилегающим к нему участком земли от общественного пространства. Здесь оно как внутреннее пространство противостоит общественному пространству как внешнему и одновременно - соединено с ним.
Наряду с пространственной локализацией архитектуры формируется ее язык. Причем, можно назвать указанный концепт многоязычным, так как он заимствует знаки и символы у самых разных эпох, стилей, у высокой и низкой культур, образуя тем самым пограничную зону, соединяющую его с миром общественной жизни и высокой культуры. К примеру, современный период развития архитектуры можно назвать периодом ее массовизации, смешения, взаимопроникновения общественно-деловой и повседневной сфер. В результате семиосфера архитектуры насыщается множеством разнообразных знаков и символов разных исторических эпох. Именно через семиотику истории и семиотику культуры в архитектуре отражается психология людей, "реконструкция внутреннего мира и эмоционально-психологического склада исторического человека" [См. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. - М, 1998. -С. 17-18].
Содержание и функции архитектуры
Архитектура относится к пространственным (статическим) или пластическим видам искусства, которые воспринимаются зрением, существуя в конкретном пространстве, и имеют объективные пространственные характеристики. Образная значимость в пространственных искусствах проистекает из образного и глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники. Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними. Архитектуру как пространственное искусство характеризуют протяженность, объем, структура. Связь точной науки и изобразительного искусства привела к формулировке законов линейной перспективы, т.е. системы изображения трехмерного измеримого пространства на двухмерной плоскости.
В сооружениях архитектуры происходит реальное формирование пространственной среды, и пространственные соотношения и пропорции играют существенную роль в формировании образа того или иного здания, сооружения, архитектурного пространства.
Исторический процесс развития, взаимодействия и взаимного обогащения пространственных искусств, с их законами и методами восприятия и построения пространства, создали предпосылки для их творческого синтеза.
Представление о социокультурной содержательности, многофункциональности, морфологии архитектуры, их коммуникативной и символической роли в жизни общества сложились под влиянием философов, историков, искусствоведов С. Аверинцева, Л. Выготского, А. Гуревича, Э. Гуссерля, А. Лосева, Ю. Лотмана, П. Флоренского и других. При восприятии архитектуры требуется воображение для того, чтобы наполнить культурологическим смыслом всю цепь идей, образов, ассоциаций, аналогий, возникающих при восприятии архитектурной и градостроительной формы как особенного мышления.
При бесконечной изменчивости форм рассматриваемого концепта его суть не утрачивает своей ценности, поскольку служит эталоном, с которым мы сверяем реальность, существующую в обществе.
Образное прочтение стилей, традиций, языка художественного мышления, заложенных в архитектуре, отражают конкретную эпоху. !
Ученые пришли к мысли, что образное прочтение архитектуры можно истолковывать как форму профессионального познания и осмысления мироздания в процессе развития пространственных представлений о действительности. Иными словами можно сказать, что архитектура - палитра орнаментально-геометрических приемов и форм, которые существуют и опознаются в памятниках прошлого и в новейших постройках і как преприходящие культурные ценности.
Можно утверждать, что архитектура в широком понимании представляет собой архитектурное воплощение идей, которые доминируют в художественном сознании конкретного общества. Как подчеркивает Н.И. Смолина, направленная архитектурная ось - знак архитектурной и социальной утопий, фантазии, она присутствует во всех архитектурных сюжетах, стремящихся предсказать судьбу зодчества [См. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. - М., 1990. - С. 14]. В брошюре архитектора А.В. Розенберга "Философия архитектуры" разрабатывается теория организации деятельности, в которой предложено перейти от анализа общих процессов к элементарным процессам. Автор считает, что человеческие процессы в зависимости от обширности охватываемых ими масс людей могут быть различных порядков и степеней сложности. Постепенно расчленяя всю деятельность человечества на земном шаре, можно получить целый ряд более узких процессов, пока не ДОЙДЄ]М до простейших [Розенберг А.В. Философия архитектуры. - СПб, 1923. - С; 13]. Выделяя четыре вида процессов: независимые, параллельные, подчиненные сосуществующим, подчиненные последовательным, автор приводит: как главный экономический принцип следующую закономерность: "организация процесса должна предусматривать наименьшую затрату сил" [Там же.;- С. 17].
Семиотическую значимость имеют элементы изменения процесса: увеличение, различение и разделение. Увеличение - это количественное изменение. Различение - это качественное изменение. Увеличение и различение могут не сопровождаться изменением схемы организации процесса или его обстановки, но могут и вызвать таковое, в результате чего могут явиться два лица одинакового или различного характера или; две единицы массы с различного характера ходом, или обстановка потребует изменения в смысле создания более сложной, то таковое явление мы будем называть разделением [Там же. - С. 19]. Соответственно представляет общий-интерес и определение архитектурного сооружения как "искусственно созданной обстановки всякого процесса, в состав массы которого входят живые люди" [Там же. - С.21].
Диалог культур в архитектуре древнекубанского региона
Древнекубанский регион - уникальная территория, которая занимает северо-западную часть Кавказа. С одной стороны - величественный Кавказский хребет, с другой - морские берега резко ограничивают регион от соседних мест с двух сторон. Сливаясь затем в остальных своих частях с той обширной равниной, которая тянется с севера на юг к Азовскому и Каспийскому морям и вклинивается между ними вплотную до горных кряжей, эта территория охватывает самые разнообразные местности. В неё входят широкие степи, воспетые поэтами, приморские низменности, издавна служившие притонами для казачьей вольницы, обширная речная долина, обременённая дарами гор и вод - тучными почвами, красивые предгорья, приковывающие глаза причудливыми очертаниями и обилием древесной растительности, роскошные плато с видами беспредельных горных перспектив с них, грандиозные, белеющие снегами вершины Кавказского хребта с великаном Эльбрусом во главе. Здесь начинается таинственный, грозный и поэтический Кавказ. Здесь, по сказаниям греков, был прикован богами к скале Эльбрус Прометей, похитивший огонь с неба и тем нарушивший права богов, но сделавший добро людям. Здесь, по другим сказаниям, была колыбель Кавказской расы, господствующей ныне над реем земным шаром. Здесь же прошел в длинной смене целый ряд народностей, оставивших следы своего пребывания в многочисленных исторических памятниках [См. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1911. - С. 1]. Древнекубанский регион можно было наблюдать и из Передней Азии, и с Закавказья, и с берегов Чёрного моря. Разнообразие природного ландшафта повлияло на формирование культуры региона. Такой вывод основывается на теории географической среды (Боден, Монтескье,
Хантингтон и др.), согласно которой границы культурных полей на исследуемом культурном пространстве весьма подвижны, что естественно расширяет рамки локальной ограниченности воздействия географической среды на развитие культуры.
Исследуемое культурное пространство отличается разнообразием и богатством естественных условий, благодаря которым здесь обитал человек с незапамятных времён. Сюда тяготели народы с разных концов мира. ;
Древнекубанский регион имеет тройную историю: во-первых, предысторию, во-вторых, историю народов, временно осевших на этой территории, и, в-третьих, историю кубанских казаков, образовавших новейшую историю региона. По письменным источникам древних классиков, эта история охватывает не менее 2500 лет, а по данным археологической науки - уходит своими корнями ещё дальше, в глубокую древность [См.
Щербина Ф.А. Указ. соч. - С. 14-37]. В конечном итоге история этой территории распадается на! два несоизмеримых периода: на тысячелетия смены народов и на 200 і лет новейшей истории казачества. Казаки и примкнувшее к ним пришлое население так крепко слились и срослись с этим регионом, что он стал для них родным. "Тысячелетиями евразийские степи были подобны клокочущему котлу, выплёскивавшему всё новые и новые бурные потоки народов, наводнявшие степные просторы, вливавшиеся в плодородные долины і и останавливавшиеся в преддверии гор. Этот край с оседлым населением издавна притягивал кочевников. Он имел свой собственный путь развития, изменявшийся или прерывавшийся очередным нашествием, свои установившиеся веками культурные и торговые связи. Само географическое положение Кавказа между Передней Азией с её высокоразвитыми цивилизациями, евразийскими степями и Европой оставалось залогом контактов между местным горским населением и пришлыми ираноязычными племенами" [Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890. — Т.1. С 56]. Таким образом, чудеса природы здесь слились с загадками истории таинственных народностей.