Введение к работе
Актуальность темы исследования. Серьезные изменения всех сторон жизни Российского государства и общества в постсоветский период не могли не коснуться такого важного социокультурного феномена, как религия. Снятие в 1988-89 гг. запретов религиозной деятельности привело к возникновению чрезвычайно сложной религиозной ситуации на постсоветском пространстве. Следствием антирелигиозной политики Советского государства и законодательного вакуума первой половины 90-х годов стало распространение в России огромного числа нетрадиционных религиозных объединений, в т.ч. деструктивного характера. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый в 1990 г., фактически освободил религиозные организации от какого-либо вмешательства со стороны государства. Россия стала полем активной прозелитической деятельности иностранных миссионеров, а низкая степень религиозной информированности привела к тому, что в нашей стране зачастую добивались серьезных успехов религиозные организации, имеющие весьма сомнительную репутацию за рубежом. Коррупция и отсутствие законодательной базы обусловили возможность проникновения подобных религиозных объединений в систему образования, государственные и силовые структуры.
В деятельности новых религиозных организаций можно выявить, с одной стороны, четко выраженные цели и задачи, с другой – явную или скрытую связь с политикой ряда зарубежных государств в отношении России. На протяжении всей человеческой истории религия в той или иной степени была одним из важнейших инструментов политики, как внутренней, так и внешней. Различные государства издавна использовали религиозные идеи для решения стоящих перед ними геополитических задач.
Распространение в России нетрадиционных религий и культов создает серьезную угрозу традиционной духовной культуре и национальной самобытности народов нашей страны. Следовательно, научное осмысление различных сторон этого явления по-прежнему остается актуальным и представляет собой несомненный теоретический и практический интерес для религиоведения, философии, социологии, политологии.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика диссертационного исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. Она базируется на исследованиях отечественных и зарубежных философов, религиоведов, историков, этнологов, психологов, социологов, политологов.
Изучение нетрадиционной религиозности в России имеет давнюю историю. Проблема взаимоотношений русской и западной культур, включая и ее религиозные аспекты, неоднократно освещалась в русской дореволюционной и эмигрантской философской и богословской литературе (Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Ю.Ф. Самарин, В.В. Розанов, Г. Флоровский). В советский период, в рамках «научно-атеистического» подхода, проблема нетрадиционных религий нашла отражение в трудах таких исследователей, как Л.М. Митрохин, И.Р. Григулевич, В.И. Гараджа, П.П. Яшин, А.А. Ткачева.
Менее продолжительную историю, чем за рубежом, пока имеет у нас исследование культов «Нового Времени», что связано со сравнительной новизной этой проблемы для нашей страны. Поэтому здесь весьма важен зарубежный опыт, т.к. в западной религиоведческой науке изучение нетрадиционных религий и культов представлено весьма широко и связано с именами У.Р. Мартина, Ж.Ф. Буайе, Дж. Ричи, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта, Р. Таккер, Й. Строрупа, Р. Энрота, и др. В современном российском религиоведении эта тема активно разрабатывается многими авторами, как церковными (диакон Андрей Кураев, А.Л. Дворкин, свящ. Олег Стеняев и др.), так и светскими (Н.А. Трофимчук, Н.В. Кривельская, А.И. Хвыля-Олинтер, Б.З. Фаликов).
Проблемы соотношения религии и национальной культуры, религии и национального менталитета находят отражение в работах выдающихся исследователей, как отечественных, так и зарубежных: Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, М. Вебера, М. Элиаде, И.Р. Шафаревича, Г. Гачева.
О важной геополитической роли религии говорят в своих произведениях такие известные западные политологи и политики, как С. Хантингтон, З. Бжезинский, П.Дж. Бьюкенен. Этот вопрос затрагивается и в трудах многих российских политологов: К.Э. Сорокина, Э.А. Позднякова, И.Н. Панарина, Ю.Г. Носкова, М. Калашникова. Весьма значимым является вклад в изучение этой проблемы ученых Северо-Кавказского региона (А.В. и В.А. Авксентьевы, З.С. Арухов, В.О. Бобровников, С.А. Воронцов, Х.В. Дзуцев, С.А. Ляушева, Н.П. Медведев, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже, А.А. Ярлыкапов).
Хотя в последние годы тема экспансии нетрадиционных религий в России освещается довольно широко, все же связь между отдельными аспектами данной проблемы – религиозным, этнокультурным и геополитическим – прослеживается, на наш взгляд, недостаточно четко. Это и стало основным побудительным мотивом написания данной работы.
Объектом исследования является влияние нетрадиционных религий иностранного происхождения на духовную культуру современного российского общества.
Предмет исследования – социально-философские, религиозные, культурологические, этнологические и геополитические аспекты деятельности нетрадиционных религиозных организаций в России.
Теоретические и методологические основы исследования. В данном диссертационном исследовании в качестве методологической основы для изучения феномена влияния нетрадиционных религий используются общефилософские принципы и методы исследования: системный анализ и системный подход, типологизация явлений, сравнительно-исторический анализ, методы индукции и дедукции.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении духовных, культурных и политических мотивов и особенностей распространения нетрадиционных религий в России. Реализация представленной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
– обосновать представление о генезисе и сущностных особенностях распространения нетрадиционных религий;
– доказать несовместимость нетрадиционных религий с традиционной культурой и национальным менталитетом коренного населения России;
– доказать наличие угрозы традиционным национальным культурам народов России со стороны нетрадиционных религий;
– рассмотреть перспективы процессов распространения нетрадиционной религиозности в России, разработать классификацию религиозных организаций современной России с культурологической и социально-политической точек зрения;
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены особенности распространения нетрадиционных религий в России и их влияние на духовную культуру современного российского общества.
2. Уточнена решающая роль религии в формировании национальной культуры, тесная взаимосвязь религии и национального самосознания.
3. На основе теоретического анализа определены цели и задачи деятельности нетрадиционных религиозных организаций в современной России.
4. Показана возможность использования в условиях современной России нетрадиционных религий для изменения сознания, как отдельной личности, так и этноса в целом.
5. Рассмотрены перспективы процессов распространения нетрадиционной религиозности в России и возможности их оптимизации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Со времен «перестройки» нетрадиционные религиозные организации ведут в России активную миссионерскую деятельность. Их активность значительно превышает активность традиционных религий народов России. Большинство нетрадиционных религиозных организаций России имеет тесные связи с зарубежными центрами, которые обеспечивают их финансовыми, материальными, информационными и др. ресурсами.
2. Традиционная культура и национальный менталитет любого этноса в значительной степени формируется религией. Выбор религии на уровне этноса не случаен, и определяется его комплиментарностью по отношению к другим этносам. По отношению к России комплиментарность ее основного геополитического конкурента – Западной цивилизации – отрицательна.
3. Распространение нетрадиционных религий в России преследует несколько основных целей: во-первых, изменение традиционной культуры и национального менталитета русского населения в сторону большей лояльности ценностям Западной цивилизации; во-вторых – рост религиозной нетерпимости, национализма и сепаратизма среди мусульманского населения. Конечной целью этого должен стать распад Российского государства и переход его отдельных частей под полный политический, экономический и культурный контроль Запада.
4. Деятельность нетрадиционных религиозных организаций в России пользуется поддержкой правительств, политических кругов и спецслужб ряда иностранных государств, для которых Россия исторически является геополитическим конкурентом. Миссионерская деятельность является важным элементом идеологической и культурной экспансии против России.
5. Политика Российского государства в отношении религии в постсоветский период основывалась на ошибочных установках и заимствованиях, следствием чего является усиление роли и влияния нетрадиционных религий в ущерб традиционным. Государство должно дифференцированно строить отношения как с традиционными, так и с нетрадиционными религиозными организациями. Необходимо, в первую очередь, поддерживать религии, являющиеся традиционными для коренного населения России, внесшими основной вклад в становление и развитие национальных культур, лояльные к государству и обществу.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют расширить представление о месте и роли миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций в России, могут применяться в решении проблем взаимоотношений государства и религии и противостоянии религиозному экстремизму. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессах разработки программ преподавания общественных дисциплин: «Религиоведение», «Философия культуры», «Этнология», «Геополитика».
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета.
Текущие результаты исследования заслушивались и обсуждались на научно-практических конференциях: региональной научно-практической конференции «Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности» (Ставрополь, СГАУ, 2002), научно-практической межвузовской конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Ставрополь, ИДНК, 2003), III-V региональных научно-практических конференциях «Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование» (Ставрополь, СИУ, 2003-2005.), ежегодной Международной Интернет-конференции «Социально-экономическая реальность и политическая власть» (Ставрополь, 2006).
Отдельные вопросы темы диссертации включены в учебные планы лекционных курсов «Религиоведение», «История государственного управления в России», «Управление общественными отношениями» в Ставропольском институте управления.
Основное содержание и наиболее значимые выводы диссертации изложены в 9 научных публикациях общим объемом 7,8 п.л., в том числе в двух статьях, опубликованных в журналах, включенных в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Общий объем работы – 164 страницы. Список литературы включает 159 – наименований, в том числе 10 – на иностранных языках.