Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Фузейникова Ирина Ниловна

Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков
<
Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фузейникова Ирина Ниловна. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 2007.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/1984

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 13

1.1. Основные подходы к социокультурной адаптации подростков в современном гуманитарном знании 13

1.2. Психологические особенности подросткового возраста в контексте социокультурной адаптации 35

1.3. Критерии социокультурной адаптации подростков 49

ГЛАВА 2 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ 70

2.1. Роль искусства и театральной педагогики в социокультурной адаптации подростков 70

2.2. Психодраматический подход и арттерапия в развитии личности и социокультурной адаптации подростков 88

2.3. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптация подростков в условиях образования 117

ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 126

3.1. Организация исследования и содержание программы 126

3.2. Динамика изменений в сфере самосознания личности старших подростков и их социокультурной адаптированности 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 163

ПРИЛОЖЕНИЕ 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Социокультурная адаптация подростков в современном обществе представляется проблемой значимой, требующей поиска адекватных новых средств и способов ее решения. Одним из таких способов интеграции человека в социум выступает искусство, которое, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [54]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности подростка.

Социокультурную ситуацию развития подростков в современном обществе можно охарактеризовать как кризисную. Кризис содержится уже изначально на данном этапе онтогенеза и обусловлен возрастными особенностями подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.). Кризис наблюдается и в социальной сфере. Усиление социального неравенства различных групп населения, загруженность родителей, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия» (В.П. Зинченко) в современном обществе приводит к увеличению числа юношей и девушек, попадающих в так называемые группы риска. Проблема толерантности в подростковой и юношеской среде стала проблемой государственного масштаба и активно обсуждалась педагогами, психологами, представителями различных конфессий, деятелями искусств на заседании Общественной палаты Российской Федерации совместно с Российской академией образования в мае

2006 г. Возникшая для подростков размытость социокультурного пространства приводит к дезориентации, отсутствию стержневой личностной позиции, наблюдаемой педагогами и психологами потере смысла, желания что-либо сделать и что-то изменить. В результате наблюдаются сложности в понимании и осознавании растущим человеком своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями, художественно-эстетическими ценностями.

Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации подростков в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, - с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы школьника, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность.

Выбор театрального искусства для решения поставленной проблемы не случаен. Почувствовать, понять, попробовать жизнь и законы человеческого общения можно, только погрузившись в ситуацию игры. Через игру подросток моделирует жизненные ситуации, проигрывает и разбирает различные логики поведения персонажей, частично идентифицируя себя с ними, попадает в разные конфликтные ситуации и использует те или иные стратегии поведения для достижения целей героя. Выбор данного вида искусства также обусловлен возрастными возможностями старшего подростка. Б.П. Юсов отмечает, что «...художественное мышление оформляется и способно решать

вполне зрелые художественные задачи» [164, с. 142]. Театральное искусство является доминантным и определяет принципы и направленность педагогической работы на данном этапе развития.

Однако в современной педагогической теории и практике недостаточно исследованы возможности использования технологий, заимствованных у театра как социокультурного явления и интегрирующих в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты в работе с подростками, способствующие их социокультурной адаптации. В педагогических исследованиях, посвященных проблемам театрального образования подростков, разрабатываются в основном технологические вопросы обучения актерским навыкам, частные методики, связанные с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности, проблемы общего культуролого-театрального образования и воспитания зрительской культуры. Тогда как палитра предоставленных театральным искусством возможностей не исчерпывается этим.

В имеющихся исследованиях по социальной адаптации школьников рассматриваются проблемы либо общего образования, либо социально-профилактической реабилитации, адаптации вынужденных мигрантов (Г.Г. Павловец, Т.Г. Стефаненко др.), либо социально-психологической де-привации молодых людей (М. Буянов, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Е.В. Гаврилова и др.). На сегодняшний день практически отсутствуют способы и методы профилактики деструктивного развития подростков и моделей социокультурной адаптации школьников, развивающихся в благополучной среде. Исследования, проводимые Белгородским государственным институтом культуры под руководством СМ. Малакуцкой, рассматривали проблемы социокультурной адаптации детей в условиях дополнительного художественного образования. Однако предложенная модель ограничивалась периодом детства. Проблема социокультурной адаптации подростков оказалась недостаточно исследованной.

Таким образом, основной проблемой исследования стало определение и рассмотрение возможностей социокультурного потенциала театрального искусства в образовательной практике путем разработки модели и специальной тренинговой программы личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования на основе театрально-педагогических технологий.

Цель исследования - разработка теоретических и методических оснований театрально-педагогической модели социокультурной адаптации подростков и определение возможностей ее применения в педагогической практике.

Объект исследования - социокультурная адаптация старших подростков в системе школьного образования.

Предмет исследования - театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков в образовательной практике.

Задачи исследования:

  1. выявить специфику театрального искусства в целях личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков;

  2. разработать и апробировать методы педагогической поддержки в личностном развитии старших подростков средствами психодрамы и артте-рапии;

  3. выявить критерии социокультурной адаптации подростков;

  4. разработать коррекционно-развивающую программу на базе театрально-педагогических технологий, апробировать в работе со старшими подростками и провести анализ полученных данных.

Гипотеза исследования. Процесс социокультурной адаптации старших подростков в системе образования происходит эффективно, если:

- в образовательном пространстве создаются благоприятные условия для развития, самореализации и общения подростков в референтной среде сверстников, направленные на усвоение культурных и эстетических норм

общества, освоение способов продуктивного взаимодействия в группе и развитие толерантного сознания средствами театрального искусства;

- в образовательном процессе используются театрально-педаго
гические технологии, в которых общеразвивающий характер театральной пе
дагогики соотносится с психодраматическим подходом и арттерапиеи, что
позволяет реализовать не только воспитательную, образовательную и худо
жественно-эстетическую функции театрального искусства, но и социально-
психологическую, коррекционную;

- процесс социокультурной адаптации проходит с учетом возрастных
особенностей подростков; приоритетным является развитие стратегии со
трудничества в межличностной сфере, эмпатии, спонтанного поведения,
творческой активности и продуктивности, а также принятие и соблюдение
подростками нравственно-эстетических установок, норм и ценностей данно
го общества.

Методологическая основа исследования: признанное в отечественной и зарубежной возрастной психологии и педагогике положение о ведущей роли среды сверстников в процессе самоутверждения личности подростка и становления самосознания; теоретическое наследие К.С. Станиславского, его учеников и последователей - Б.Е. Захавы, П.М. Ершова, М.О. Кнебель и др.; исследования лаборатории театра Института художественного образования РАО А.П. Ершовой, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; социокультурная концепция А.С. Ахиезера; социометрический подход к представлению межличностных и внутриличностных процессов, теория спонтанности, теория ролей Я.Л. Морено; культурологические теории игры Й. Хейзинга, Ф. Шиллера; принципы и направления педагогической работы в художественном образования с учетом возрастных особенностей школьника Б.П. Юсова; основные принципы и представления о становлении субъекта деятельности в концеп-

ции культуросообразного образования В.Т. Кудрявцева, Л.Б. Слободчикова, Л.В. Школяр.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования в областях педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствоведения (театральная педагогика). Опытно-экспериментальные методы: методы организации групповой работы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование личностной сферы подростков, диагностика межличностных отношений в группе сверстников, исследование продуктивности учебной деятельности и когнитивной сферы подростков, анкетирование, беседа с подростками и педагогическим коллективом.

Научная новизна. В диссертационном исследовании разработаны театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, интегрирующие в себе пе- " дагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты.

Разработана театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования, которая легла в основу авторской программы психолого-педагогической под- держки в личностном развитии старших подростков.

Выявлены и разработаны критерии социокультурной адаптации подростков, учитывающие их возрастные особенности и нормативные задачи, которые им предстоит решить на данном этапе развития, проявляющиеся в межличностной и внутриличностной сферах.

Раскрыто педагогическое значение психодраматического подхода и ар-терапии в решении социальных и образовательных проблем подростков. Выявлен эстетический компонент метода психодрамы и влияние метода на общекультурное развитие старших подростков.

Теоретическая значимость исследования. Рассмотрен социокультурный потенциал театрального искусства в целях систематизации подходов современного гуманитарного знания к вопросам личностного развития и со-

циокультутной адаптации подростков в современном обществе средствами театра.

Уточнено в контексте данного исследования определение процесса социокультурной адаптации как поэтапного вхождения и творческого приобщения человека к миру культуры и приспособления к готовым социальным структурам окружающей его среды в соответствии с задачами развития, которые ему приходится решать на каждом возрастном этапе. В условиях дополнительного театрального образования - это процесс специально организованного взаимодействия в среде сверстников, где воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростков к различным аспектам своего «Я», которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

Определены функции и формы театрального искусства в образовании и '
разработаны интегрированные театрально-педагогические технологии, на
правленные на социокультурную адаптацию подростков. :

Практическая значимость исследования. Определена сфера возможностей использования театрально-педагогических технологий в работе педагогов с подростками, направленной на социокультурную адаптацию в условиях образования. Подобранные и адаптированные автором психодраматические и арттерапевтические техники могут быть использованы педагогами в работе со старшими подростками.

Разработана программа педагогического сопровождения личностного развития подростков «Социокультурная адаптация подростков в рамках дополнительного театрального образования» с использованием театрально-педагогических технологий, направленная на решение задач развития подросткового возраста, межличностных и внутриличностных проблем, социокультурную адаптацию, эстетическое развитие личности, стимулирование психосоциального и когнитивного развития, способствующая их самоопределению.

Разработанная программа и критерии социокультурной адаптации подростков могут найти применение в образовательной практике школ и различных учебно-методических объединениях дополнительного образования. Результаты исследования могут быть внедрены в работу факультетов переподготовки педагогических кадров, в вузах, институтах повышения квалификации педагогов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены:

в международном научно-исследовательском проекте «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», организованного Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Фондом П. Гетти (Лос-Анджелес, США) 2004-2006 гг.,

в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по теме: «Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества»; в -: коллективной монографии «Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества» в 2006 г.;

в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по темам: «Художественно-педагогические приоритеты в детском театральном и экранном творчестве» и «Освоение духовно-эстетических ценностей искусства как фактор творческого развития личности» в 2004-2006 гг.;

в материалах Международной конференции (17-19 февраля 2003 г.) «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке».

Исследованием было охвачено 187 учащихся средних школ г. Москвы и 70 студентов вузов г. Москвы.

Опытно-экспериментальная база исследования: ЦО «Измайлово» №1811 г.Москвы; лицей №1548 г.Москвы; общеобразовательная школа № 1678 г. Москвы; общеобразовательная школа № 548 г. Москвы; общеобразовательная школа № 1148; общеобразовательная школа № 875; общеобразовательная школа № 677 г. Москвы; МГПУ (Московский государственный педагогический университет; РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет); Академический правовой университет.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; большим объемом изученного научно-методического материала и литературы; проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной психолого-педагогической деятельности; возможностью повторения экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представ- г ляют собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты; учитывают возрастные особенности данного периода развития; включают в себя общеразвивающие направления театральной педагогики (освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра), психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем, арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.

  2. Социокультурная адаптация подростков в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются

и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

  1. Критериями социокультурной адаптации подростков выступают: в межличностной сфере - стратегия сотрудничества; спонтанное поведение; принятие и соблюдение нравственно-эстетических норм и ценностей; активный интерес и освоение культурных ценностей своего и иных этносов и толерантность к ценностям других; творческая активность и продуктивность; во внутриличностной сфере - эмоционально-эмпатические отношения с окружающими людьми; адекватная самооценка; внутреннее стремление к нравственно-эстетического идеалу; принятие своей культуры и ценностей, осоз-навание норм и идеалов других; мотивация к саморазвитию.

  2. Психодраматический метод содержит в себе эстетический компонент, который находится в содержании действенной стороны психодрамы, в ее спонтанной игровой основе, в целостности, форме происходящего, в изначальной цели ведущего привести подростка к гармонии через снятие переживания посредством катарсиса. Этот компонент обусловлен применением в психодраме некоторых приемов искусства, известных в его истории, которые интегрируются в специфической педагогической ситуации.

Основные подходы к социокультурной адаптации подростков в современном гуманитарном знании

Социокультурная адаптация подростков в современном обществе представляется проблемой первостепенной важности и сложности, так как она выходит за рамки этнического характера, адаптации вынужденных мигрантов и людей с ограниченными возможностями. Сегодня не менее важной становится проблема адаптации обычных граждан, так называемой нормы, к стремительным изменениям нашей жизни, все убыстряющемуся ритму наших городов, к увеличивающемуся разрыву между центром и периферией, к новому социокультурному пространству.

Весь жизненный путь человека (успешность, возможности, самореализация, самоактуализация) во многом предопределен социокультурными условиями, в которых происходит его развитие, и является бесконечным процессом адаптации к окружающему социуму. Понятие «адаптация» (лат.: adaptar - приспособлять), введенное X. Аубертом во второй половине XVIII в. для обозначения повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности, в дальнейшем стало использоваться для обозначения одного из основных свойств живых организмов - способности изменять свою физическую и функциональную организацию, а также формы поведения к особенностям окружающей среды. Чтобы выживать и развиваться, организмы должны считаться со свойствами и особенностями окружающей среды. Любое изменение средовых условий влечет за собой изменение требований к живым организмам. Таким образом, отмечает СИ. Розум, адаптация (в самом общем виде) - это процесс взаимодействия двух переменных - потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. «Изменение организмов в ответ на «требования» среды приводит к изменению содержания и предметов потребностей. В связи с этим адаптация всегда индивидуальна и относительна, а процесс адаптации бесконечен» [119, с. 19].

На сегодняшний день процесс адаптации как один из главных общечеловеческих процессов, содержащих в себе черты, характеризующие развитие личности (П.С. Кузнецов, СИ. Розум, Г.А. Гусев и др.), отражен в той или иной степени в основных психологических, педагогических, социологических, культурологических научных школах.

Понятие социокультурности в методологии общественных наук рассматривалось в два этапа. Первый этап относится к концу XVIII-концу XX вв. В данный период социокультурное осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек же выступал как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. Во второй половина XX в. общественным сознанием начинает фиксироваться активная роль культуры, что привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и развитии социума формируется неодноактно [68].

В данном исследовании процесс адаптации человека рассматривается с позиций социокультурного подхода. Наиболее последовательное, системное описание социокультурных механизмов динамики российского общества, его исторических изменений представлено в исследованиях А.С. Ахиезера, который рассматривает культурологию под углом зрения мотиваций человеческой деятельности. Какими бы мотивами человек не руководствовался, скрытыми или явными, все это фиксируется в культуре, а саму культуру можно понять как некий текст, в котором зафиксирована, записана мотивация людей.

А.С. Ахиезер отмечает, что человеческая история отличается от биологических процессов своей рефлексивностью, рост которой означает усиление способности человека делать свою историю, самого себя предметом своей воспроизводственной деятельности, содержанием культуры, своего действия, предметом своей озабоченности и критики. А любое познание истории не исчерпывается описанием предметного содержания исторических событий, их причин и условий, важно понимание того, в какой мере сами люди осознали содержание собственных действий, научились их изменять и корректировать.

Человек в концепции А.С. Ахиезера выступает в качестве носителя определенной культуры и социальных отношений - двух аспектов воспроизводственной человеческой деятельности, между которыми возникают противоречия, так как они подчинены разным закономерностям. Социальные отношения влекут за собой изменения эффективности воспроизводственной деятельности и обеспечивают необходимый для общества уровень гармонии, тогда как культура всегда несет в себе оценки любого реального или возможного явления с точки зрения некоторого идеала, независимо от возможности воплотить этот идеал. Культура также имеет свои ограничения, но природа их иная, чем в социальных отношениях. Ограничения в культуре -лишь один аспект ее содержания, который вступает в диалог, а иногда и в конфликт с ее многомерностью [5].

Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Цен- тральное место в ней занимает программа деятельности субъекта. Человек в своей повседневной жизни действует в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте существует своя субкультура (культура некоторого субъекта как социального целого), содержащая программу деятельности соответствующего субъекта, реализация которой и воспроизводит общество. Приверженцы социокультурного подхода считают, что когда человек рождается, он еще не человек. Человеком он становится в процессе освоения культуры, т. е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры, а в конечном итоге - его воспроизводственную деятельность.

Роль искусства и театральной педагогики в социокультурной адаптации подростков

Влияние искусства на человека широко и универсально. Искусство -главный компонент художественной культуры и источник духовного обогащения. Искусство является одной из форм общественного сознания наряду с религией, наукой, идеологией, моралью. Оно воспитывает высшие социальные чувства, оно пробуждает в индивиде творческое начало в самом широком смысле этого понятия. В работах выдающихся педагогов, культурологов А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, А.П. Кагана, Д.С. Лихачева, С. Френе, Б.Л. Яворского находят свое отражение вопросы влияния культуры, искусства, творчества на способность вхождения человека в социум.

Искусство воздействует на различные сферы психической деятельности, формирует в человек чувство и разум, волю и поведение, нравственные принципы и эстетические идеалы, творческое мышление и научное мировоззрение. Роль искусства в развитии способности мышления отмечается исследователем Г. Волковым. Искусство, по его мнению, было искрой, которая зажигала творческую мысль таких гениев, как Гете, Гегель, Маркс, Эйнштейн и др. Известен и тот факт, что за математику и музыку отвечают одни и те же зоны головного мозга. Вспомним Пифагора, чьи теоремы мы изучаем в школе, и его нотный стан. Поэтому художественное и эстетическое воспитание должно быть тесно связано со всеми видами педагогической деятельности.

Как процесс усвоения искусства, так и непосредственное практическое его созидание в равной мере способствуют совершенствованию вкуса - критичности, оценочной способности, что одновременно содействует развитию интеллекта, культуры мышления. В связи с этим роль художественного воспитания в общей структуре эстетического воспитания очень существенна, хотя последнее не сводится лишь к изучению искусства. Эстетическая атмосфера должна окружать школьника в течение всего периода обучения. Само изучение основ наук необходимо осуществлять с позиции эстетики. Об этом говорил в свое время К.Д. Ушинский. «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью» [140, с. 69]. Дети должны жить в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, писал В.А. Сухомлинский, «засушенный цветок». Очень важно то, что бы познавательная деятельность чередовалась с игрой [140,с. 12].

Существует мнение, что искусство осуществляет «воспитание чувств». Однако, пишет Э.В. Ильенков, как правило, имеют в виду главным образом морально-этический аспект этого воспитания. Между тем искусство не есть служанка этики, а этика не есть служанка искусства. Если же «высшей целью человеческой жизни посчитать «нравственное совершенствование», а искус- ство рассматривать прежде всего как средство достижения этой цели, то можно прийти к точки зрения, развитой Ф. Шиллером и восходящей СВОИМИ корнями в философию Канта-Фихте. Если же вслед за Гегелем посчитать, что высшая цель человеческой деятельности - это всего лишь своеобразная пропедевтика к логике, а эстетическое воспитание имеет лишь тот смысл, что подготавливает человека к изучению и усвоению диалектической логики, то искусство тогда неизбежно покажется всего-навсего несовершенным образом той «абсолютной действительности», которая адекватно изображается в логике, в науке о мышлении...» [53, с. 230].

Материалисты рассматривают искусство как форму эстетического освоения действительности, следовательно, как вид активного, практического, деятельного отношения человека к миру, как определенный тип мышления, как художественное познание мира, как сложную и своеобразную форма общественного сознания, как идеологию. Искусство есть некий способ познания через творческое воспроизведение действительности. В этом выражена альфа и омега материалистического понимания искусства [51].

Идеалистическая эстетика в различных формах и различных концепциях выступает за отрыв искусства от действительности. Идеалисты, как пишет А. Зись, рассматривают искусство по нашумевшему в свое время выражению Ф. Сологуба, как превращение грубой и бедной жизни в сладостную легенду. «Не отражать жизнь, а возвышаться над ней, по мнению идеалистов, должно искусство [51, с. 34].

Центральной идей эстетики фрейдизма является отрыв искусства от действительности. «Искусство, - утверждает З.Фрейд, - почти всегда безвредно и благотворно, оно не стремится быть ничем другим, кроме как иллюзией... оно никогда не стремится вторгаться в сферу действительности..» [S.Freud, Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse. - Ge-sammelte Werke, London, Bd XV, S.173].

Организация исследования и содержание программы

В теоретических главах показано, что социокультурная адаптация и становление самосознания личности подростка во многом определяются межличностными отношениями, складывающимися в подростковой группе, а также значимыми отношениями подростка к себе в своей соотнесенности с миром в прошлом, настоящем и будущем. Такая структура складывается в процессе самопереживания и самопознания личности подростка в ходе самореализации в значимой ситуации в референтной среде сверстников. Театральное искусство содержит все необходимые технологии для решения задач подросткового возраста, личностного развития и социокультурной адаптации, выполняя столь необходимые образовательную, воспитательную, художественно-эстетическую, социально-психологическую, коррекционную функции в работе с подростками. Эти положения послужили основой разработки и проведения опытно-экспериментальной части нашего исследования.

Эксперимент проводился в рамках международного научно-исследовательского проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», организованного Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Фондом П. Гетти (Лос-Анджелес, США), и авторской программы «Социокультурная адаптация подростков в условиях дополнительного театрального образования».

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа, которые включали в себя: 1) исследование особенностей личностного развития подростков и особенностей их межличностных отношений; 2) проведение развивающих занятий с группой подростков, направленных на личностное развитие и социокультурную адаптацию средствами театрально-педагогических технологий; 3) подведение итогов занятий и исследование динамики изменения самооценки, феноменов личностного развития подростков, индекса толерантности по результатам проведения развивающих занятий.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в построении и проведении курса коррекционно-развивающих занятий с использованием театрально-педагогических технологий, способствующих личностному развитию старших подростков, разрешению межличностных проблем, их социокультурной адаптации с отслеживанием динамики изменений.

Задачи экспериментальной части исследования:

1) подбор диагностических методик и проведение диагностического обследования индивидуально-личностных особенностей подростков;

3) анализ результатов исследования для выявления особенностей личностного развития подростков;

4) разработка коррекционно-развивающей программы с использованием театрально-педагогических технологий для коррекции личностных проблем подростков исследуемой группы;

5) оценка эффективности проведенной работы по результатам повторного диагностического исследования и выработка психолого-педагогических рекомендаций.

Выборку испытуемых составляли учащиеся 9 классов ЦО «Измайлово» № 1811 г. Москвы; лицея № 1548 г.Москвы. Средний возраст подростков 13-14 лет. Экспериментальную группу составляли 92 человека (42 мальчика и 47 девочек), контрольная группа - 93 человека.

Для проведения педагогического эксперименты были выбраны старшие подростки 9-х классов. Этот выбор не случаен. Возраст 13-14 лет считается переломным, попадает на негативную фазу протекания подросткового кризиса и является решающим для воспитания (Л.С. Выготский). Это период характеризуется наиболее ярким конфликтом со средой и внутри самого подростка, а также периодом его первого самоопределения (продолжать обучение в школе или поступать в училище).

Первый этап работы заключался в подборе и проведении диагностических методик с целью исследования особенностей личностного развития подростков, особенностей их межличностных отношений и уровня адаптированности.

Для исследования личностной сферы подростков были выбраны методики оценки динамики протекания личностных процессов с учетом феноменов подросткового возраста. Особенности личностного развития подростка исследовались с помощью комплекса методов: метод исследования самооценки (методика диагностики самооценки, уровня притязаний Дем-бо-Рубинштейн); диагностики готовности к саморазвитию A.M. Прихожан; исследование эгоцентрической направленности личности с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ); методики диагностики феноменов - «Воображаемая аудитория» (IAS) и «Личностный миф» (NPFS).

Следующим этапом диагностики было исследование межличностных отношений в группе сверстников. Особенности межличностного взаимодействия подростка со сверстниками оценивались с помощью методики «Социометрические измерения».

Похожие диссертации на Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков