Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Гончарова Евгения Петровна

Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения
<
Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончарова Евгения Петровна. Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Гончарова Евгения Петровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Минск, 2008.- 321 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1031

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 14

1.1. Развитие творческой индивидуальности как философская и психолого-педагогическая проблема 14

1.2. Особенности развития творческой индивидуальности учащихся в профильном музыкально-педагогическом обучении 45

1.3. Состояние развития творческой индивидуальности учащихся в профильном музыкально-педагогическом обучении на современном этапе 89

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ПРОФИЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ 120

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в профильном музыкально-педагогическом классе на основе индивидуализации обучения 120

2.2. Оригинальные задания как средство развития восьми сфер творческой индивидуальности учащихся профильных музыкально-педагогических классов... 161

2.3. Эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности учащихся профильного музыкально-педагогического класса 195

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 230

БИБЛИОГРАФИЯ 232

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Осуществление гуманистической образовательной парадигмы ориентирует современных исследователей на поиск путей модернизации образования для создания условий, способствующих максимальному выявлению и развитию индивидуально-творческого потенциала личности, который является доминирующим фактором на протяжении всего исторического пути развития человечества. Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения .реализуется с помощью личностно ориентированного образования, которое

направлено на человека, его становление, обретение им~1Шд1ївидуальности; —

неповторимости, способности к жизнетворчеству. Одним из важных направлений совершенствования современной образовательной системы является создание в рамках общеобразовательной школы на третьей заключительной ступени (10-11 классы) профильной образовательной среды, позволяющей успешно решать проблему социальной защищенности выпускников, обеспечивая им как качественную довузовскую подготовку, так и возможность свободного, осмысленного выбора будущей профессии.

На современном этапе в Республике Беларусь и в других странах
постсоветского пространства проблема создания профильно

ориентированной образовательной среды в рамках общеобразовательной школы широко и активно дискутируется. В научных исследованиях последних лет все чаще говорится о необходимости опережающего развития творческой индивидуальности школьников, создания в рамках современной школы условий, необходимых для активного осуществления этого процесса (Е.А. Барахсанова, Е.М. Борисова). В 2002 г. в России, а в 2003 г. и в Беларуси принята концепция профильного обучения. Актуальность вопросов

4 развития творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкального образования возрастает в связи с введением в практику школ повсеместной профильной подготовки в России с 2006 г. и в Республике Беларусь - с 2008 г. Специфика^музыкального обучения (в частности, его психофизиологический аспект, связанный с возрастными особенностями ученика), требует особого внимания к качеству довузовской подготовки. Знакомство с основами предполагаемой профессиональной деятельности, осуществляемое через профилизацию обучения на третьей ступени общего среднего образования ' способствует самоопределению подростка, формированию мотивации к выбору профессии, осознанию специфики ее. Это позволяет рассматривать профилизацию школьного музыкального образования как подготовительный этап к профессиональному становлению педагога-музыканта. Развитая в условиях профильного образования творческая индивидуальность будущего педагога-музыканта позволяет ему активно включиться в процесс вузовской профессиональной подготовки и обрести в этом процессе высокий уровень профессиональной компетентности, обеспечивающий ему успех в избранной сфере деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Значимый вклад в разработку проблемы развития творческой индивидуальности человека внесли социологи Е.М. Бабосов, В.ГТ. Коломиец, И.С. Кон, Д. Майерс, Я. Щепанский; культурологи М.А. Ариарский, Б.С. Ерасов, О.В. Первушина. Вопросы развития творческой индивидуальности учащихся предопределили анализ основных принципов личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, А.А. Плигин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

При рассмотрении вопросов развития творческой индивидуальности учащихся - будущих учителей учитывались исследования в области модернизации высшего профессионального образования (О.С. Анисимов, В.И. Гинецинский, В.И. Загвязинский, А.С. Зубра, В.А. Кан-Калик, Н.Д.

5 Никандров, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин и др.). Фундаментальные позиции музыкально-педагогического образования мы рассматривали, опираясь на труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.С. Поляковой, В.Н. Холоповой, В.Л. Яконюка. Исследования Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина стали основой для определения методов развития творческой индивидуальности учащихся - будущих педагогов-музыкантов.

Способы становления творческой индивидуальности учащихся в процессе выполнения оригинальных заданий на уроках по предмету "Концертмейстерский класс (фортепиано)" базировались на работах А.Д. Алексеева, Б.Л. Кременштейн, А.В. Малинковской, К.А. Мартинсена, Г.Г. Нейгауза, А.А. Николаева, СИ. Савшинского, СЕ. Фейнберга и др. Вопросы профильной подготовки на старшей ступени школы как комплекса эффективных условий для развития творческой индивидуальности учащихся рассматривались нами с позиций основных положений профориентологии, изучающей закономерности и механизмы профессионального становления человека (Э.Ф. Зеер и др.); взаимной связи профессиональной карьеры и профильного самоопределения (A.M. Балбеко, И.В. Зорин, Е.А. Климов, И.В. Кузнецова, А.К. Осинский, В.А. Поляков, А.И. Сухарев, Б.А. Федоришин, С.Н. Чистякова и др.); интеграции социального заказа и индивидуальной самореализации в профильном обучении (А.В. Хуторской); допрофессиональном и профессиональном уровнях компетентности (В.Н. Максимова).

Изучение вопросов развития творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкального образования позволило констатировать, что заявленная нами проблематика нуждается в проведении специального исследования, которое позволит на теоретическом и методическом уровнях обозначить пути ее решения как в стратегическом, так и в тактическом ракурсах. Анализ литературы выявил чрезвычайную

актуальность исследования проблемы развития творческой

индивидуальности учащихся в образовательной системе начала XXI века,
обнаружив при этом неполноту и недостаточную разработанность (как в
Республике Беларусь, так и на территории постсоветского пространства)
таких позиций по данной теме, как: 1) оптимальные условия организации
учебно-воспитательного процесса для развития творческой

индивидуальности старшеклассников в музыкальном образовании; 2) методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса развития творческой индивидуальности старшеклассников в профильном музыкальном образовании.

Целью исследования является теоретико-методологическое

обоснование педагогических условий, необходимых для осуществления

— процесса развития ^творческой индивидуальности школьников в условиях

создания профильной музыкально-педагогической образовательной среды.

Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс развития творческой индивидуальности школьников в условиях создания профильной музыкально-педагогической образовательной среды.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

  1. создать концепцию развития творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкально-педагогического образования;

  2. разработать теоретическую модель развития творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкально-педагогического образования;

  3. разработать методику развития творческой индивидуальности учащихся на основе оригинальных заданий и апробировать ее в условиях профильного музыкально-педагогического образования.

7 Гипотеза исследования. Достижение высокого уровня творческой индивидуальности старшеклассников в процессе музыкального обучения и воспитания возможно, если:

в современной общеобразовательной школе создана профильная музыкально-педагогическая среда, в которой целенаправленно и систематично осуществляется процесс развития творческой индивидуальности учащихся;

процесс развития творческой индивидуальности старшеклассников основывается на совершенствовании восьми сфер личности: мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, этической, волевой, саморегуляции, предметно-практической и экзистенциальной;

профильное музыкально-педагогическое образование и соответствующий—факультет__(отделение) высшего учебного заведения находятся в состоянии активного взаимодействия, которое может быть реализовано через нормативное, учебно-методическое, научно-исследовательское, концертно-исполнительское, презентационное и профориентационное сотрудничество ,в рамках музыкальной подготовки старшеклассников.

Методологическими основаниями исследования являются:

— гуманистическая парадигма личностно ориентированного
образования (Е.В. Бондаревская), модификации теории личностно
ориентированного образования (Н.И. Алексеев, СВ. Кульневич, А.А.
Плигин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), человекоцентрированный (Е.В.
Бондаревская, К. Роджерс) и личностно ориентированный (СВ. Кульневич,
А.А. Плигин, В.В. Сериков, И.С Якиманская) подходы в педагогической
деятельности;

— синергетический исследовательский подход (В.П. Герасимов, В.П.
Зинченко, В.П. Рева);

— основополагающие позиции музыкально-педагогического
образования (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, Д.Б. Кабалевский, В.В.

8 Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.С. Полякова, В.Н. Холопова, В.Л. Яконюк);

- принципы педагогической направленности целостного процесса
обучения педагога-музыканта в вузе (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А.
Апраксина, Д.Б. Кабалевский, В.П. Рева, Г.М. Цыпин);

- пути становления творческой индивидуальности учащихся в классе
фортепиано (А.Д. Алексеев, Б.Л. Кременштейн, А.В. Малинковская, К.А.
Мартинсен, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, СИ. Савшинский, СЕ. Фейнберг);

положения об индивидуальности как многоуровневой системе, состоящей из разнопорядковых подсистем (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, В.П. Герасимов, B.C. Мерлин, СЛ. Рубинштейн), об индивидуальности человека как биосоциокультурном феномене (М.А. Ариарский, Я.Л. Коломинский, М.А. Можейко, В.Н. Наумчик, М.А. Паздников), педагогической теории управления развитием индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк);

нормативные документы по профильному обучению в системе общего среднего образования.

Методы исследования. В процессе исследовательской работы были использованы комплексы: теоретических методов - различные виды анализа, синтез, абстрагирование, конкретизация, экстраполяция, систематизация, вычленение, формализация, интерпретация; практических методов педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, моделирование учебно-творческих ситуаций, оценка уровня творческой индивидуальности учащихся на основе оригинальных заданий, экспертные оценки, статистическая обработка материалов диссертационного исследования.

Этапы экспериментальной деятельности. Опытно-

экспериментальное исследование осуществлялось в естественных условиях учебно-музыкального процесса на следующих базах: профильные музыкальные классы (гимназия № 17 с музыкально-педагогическим направлением г. Минска, СШ № 207 с общеэстетическим направлением г.

9
Минска); музыкально-педагогический факультет Белорусского

государственного педагогического университета имени Максима Танка (далее - БГПУ).

В рамках констатирующего исследования (сентябрь 2001г. - август 2003 г.) была изучена статистика по школам (гимназиям) Республики Беларусь на предмет функционирования профильных музыкальных классов. В результате было выявлено отсутствие профильных музыкальных классов, в связи с чем возникла необходимость в разработке всего пакета документов для открытия профильного музыкального класса. Формирующий эксперимент (с сентября 2003 г. по июнь 2005 г.) проводился на базе профильного музыкального класса, открытого в гимназии № 17 г. Минска. Количество учащихся профильного класса - 28 человек. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса были задействованы 12 преподавателей и концертмейстеров музыкально-педагогического факультета БГПУ. На протяжении двух лет обучения в профильном музыкальном классе был смоделирован процесс развития творческой индивидуальности воспитанников.

Контрольный этап эксперимента мы определяем с момента поступления выпускников профильного музыкального класса на музыкально-педагогический факультет БГПУ (август 2005 г.) по февраль 2006 г. Цель контрольного этапа эксперимента — сравнить индивидуально-творческие показатели студентов первого курса музыкально-педагогического факультета, прошедших профильную музыкальную подготовку и не имеющих таковой.

Научная новизна исследования состоит в том, что: уточнено
содержание понятия "творческая индивидуальность старшеклассника" с
точки зрения его использования в профильном музыкальном образовании;
конкретизировано содержание понятия "профильное музыкальное

образование» в условиях современной общеобразовательной школы; определена теоретико-методическая модель развития творческой

10 индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается: в разработке концепции профильного музыкального образования, в основе которой - функционирование профильного образовательного пространства, имеющего три компонента: образовательную среду (принципы взаимодействия в учебном процессе), образовательный процесс (процесс управления развитием творческой индивидуальности), образовательный институт (профильный музыкальный класс);

в выделении трех модификаций профильного музыкального образования, базирующихся на взаимодействии школы и вуза:

- при постоянном участии профессорско-преподавательского состава
вуза в учебно-воспитательном процессе (стационарный вариант),

при эпизодическом участии профессорско-преподавательского состава вуза в учебно-воспитательном процессе (стационарный вариант),

при периодическом участии профессорско-преподавательского состава вуза в учебно-воспитательном процессе (заочный вариант);

в выявлении основных направлений взаимодействия профильного музыкального образования с соответствующим факультетом (отделением) высшего учебного заведения через нормативное, учебно-методическое, научно-исследовательское, концертно-исполнительское, презентационное, профориентационное сотрудничество.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет: достичь высокого уровня развитости творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкального образования; внедрять в практику разработанные автором модели и методику, обеспечивающие развитие творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкального образования в контексте реализации государственной программы по введению в практику общего среднего образования Республики Беларусь профильного обучения

11
на третьей (старшей) ступени школы; использовать теоретический и
практический материал для разработки других направлений профилизации
общего среднего образования; реализовывать выделенные автором основные
направления взаимодействия школы и вуза - нормативное, учебно-
методическое, научно-исследовательское, концертно-исполнительское,
презентационное, профориентационное; использовать в процессе
функционирования профильного музыкального образования разработанный
автором метод совершенствования и оценки уровня творческой
индивидуальности старшеклассников на основе оригинальных заданий;
базироваться в практике развития творческой индивидуальности

старшеклассников в условиях профильного музыкального образования на
разработанной автором учебной программе "Концертмейстерский класс
(фортепиано)".

Апробация результатов исследования осуществлялась:

в профильных музыкальных классах на базе гимназии № 17 с музыкально-педагогическим направлением г. Минска (с 2003г.), на базе СШ № 207 с общеэстетическим направлением г. Минска (с 2005г.), на базе гимназии № 58 с эстетическим направлением г. Гомеля (с 2005г.), на базе СШ № 133 с музыкально-хоровым и хореографическим направлениями г. Минска (с 2006г.), на базе СШ № 77 с музыкально-хоровым и хореографическим направлениями г. Минска (с 2006г.);

на базе факультета доуниверситетской подготовки БГПУ (с 2005г.);

в Минском городском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров образования (в 2007 г.);

на международных научных конференциях, проводившихся в России, Литве, Украине: "Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке" (Москва, 2006), "Возрождение духовности в современном художественном образовании" (Шауляй, 2006), "Модернизация художественного образования в контексте Евроинтеграции" (Одесса, 2006), "Европейское довузовское музыкальное образование: Россия, страны СНГ И

12 Европы. Состояние и перспективы" (Санкт-Петербург, 2006), "Инновации в современном музыкально-художественном образовании" (Екатеринбург, 2006), "Славянская музыка в просветительской деятельности педагога" (Харьков, 2006), "Гуманистические ориентиры художественного образования" (Киев, 2007);

на международных научных конференциях и семинарах в Беларуси: "Личность и музыка" (Минск, 2002; 2005), "Воплощение национальной идеи в контексте общечеловеческих ценностей и детско-юношеского художественного творчества" (Брест, 2004), "Актуальные проблемы педагогики музыкального искусства" (Могилев, 2005), "ТехноОБРАЗ 2005: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов: обеспечение качества подготовки специалистов в вьюшей школе "(Гродно, 2005), "Проблемы и перспективы развития системы доуниверситетской подготовки сельской молодежи" (Минск, 2006) и 16-ти других;

на заседаниях кафедр фортепиано, педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ(2005, 2006 г.г.).

Достоверность результатов исследования обеспечена:

рассмотрением и анализом широкого спектра научных источников по исследованной проблеме; проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной концепции развития творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкального образования; соответствием методологических подходов специфике исследованных вопросов, цели и задачам работы, ее объекту и предмету.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Современная общеобразовательная школа нуждается в новых подходах, адекватных запросам времени, ориентированных на осуществление гуманистической образовательной парадигмы и способствующих обновлению и совершенствования сложившейся системы среднего общего и профессионального образования.

2.Обновление системы среднего общего и профессионального образования в современных условиях требует перехода к идеям личностно ориентированного воспитания и обучения, цель которого обнаружить и развить в человеке заложенный в нем творческий потенциал, создать оптимальные условия для самореализации, саморазвития, самовоспитания, эффективной социализации в современном обществе.

3.Источником развития творческой индивидуальности школьников в процессе музыкального обучения и воспитания является создание профильного музыкально-образовательного пространства, включающего в себя образовательную среду (принципы взаимодействия в учебном процессе); образовательный процесс (процесс управления развитием творческой индивидуальности); образовательный институт (профильный музыкальный класс).

^.Процесс развития творческой индивидуальности старшеклассников основан на совершенствовании восьми ее сфер - мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной, этической, волевой, саморегуляции, предметно-практической и экзистенциальной. Методика развития творческой индивидуальности старшеклассников в условиях профильного музыкального образования в качестве основополагающей идеи выдвигает комплекс способов и методов, построенных на разработке и реализации разноуровневых оригинальных заданий, оказывающих комплексное влияние на развитие восьми сфер творческой индивидуальности старшеклассников в процессе профильной музыкальной подготовки.

5.Возможны три модификации профильного музыкального образования, базирующиеся на взаимодействии школы и вуза: а) при постоянном участии профессорско-преподавательского состава вуза в учебно-воспитательном процессе (стационарный вариант); б) при эпизодическом участии профессорско-преподавательского состава вуза в учебно-воспитательном процессе (стационарный вариант); в) при

14 периодическом участии профессорско-преподавательского состава вуза в учебно-воспитательном процессе (заочный вариант).

6.Оптимальное функционирование профильного музыкального
обучения возможно при активном взаимодействии школы и вуза,
реализующемся через нормативное, учебно-методическое, научно-

исследовательское, концертно-исполнительское, презентационное и профориентационное сотрудничество.

Структура и основное содержание работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей использованные в процессе работы научные источники, и приложений, отражающих ход опытно-экспериментальной работы.

Развитие творческой индивидуальности как философская и психолого-педагогическая проблема

Феномен творчества является предметом философского размышления на всех этапах цивилизации. Творческая сущность человека, познающего и преобразующего мир, создающего в процессе творческой деятельности вторую природу, носит многоплановый характер, усложняясь и совершенствуясь в процессе становления и развития культуры. Многочисленные исследования человека как субъекта деятельности и творчества (Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, СП. Иванов, В.А.. Кан-Калик, В.Н. Наумчик, В.П. Пархоменко, Г.Селье, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.) показывают, что творческие задатки присущи каждому человеку,. Однако, для их выявления и полноценной реализации требуется внимательное изучение индивидуальных особенностей личности, определяющих специфику ее творческого становления и развития. А для этого необходимо постоянное психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее "режим наибольшего благоприятствия", который бы способствовал подлинному "расцвету" скрытых в недрах внутреннего "Я" неповторимых и уникальных черт, открывающих дорогу к творческому созиданию.

Античные мыслители, говоря о человеке как о мере всех вещей (Протагор), подразумевали очевидность неповторимости и уникальности личности человека, обладающего собственными индивидуальными чертами, обусловливающими его собственный взгляд на окружающий мир. В философской мысли представителей скептицизма (Пиррон, Карнеад, Тимон, Секст Эмпирик) и гедонизма (Аристипп) обнаруживается опора на эмоционально-чувственную сферу человека, хранящую в себе тайну его уникальности. Некоторые другие античные философы (Сенека, Зенон из Китиона, Хрисипп, Эпиктет, Марк Аврелий) выделяют интеллектуальную и волевую составляющие человеческой индивидуальности, определяющую умение противостоять внешнему потоку событий.

Позже движение философской мысли, затрагивая материальную детерминацию индивидуальности человека (Демокрит) и диалогизм как способ понимания всего окружающего мира (Сократ, Платон), приходит к утверждению принадлежности человека как к чувственной, так и к идейной сферам. Оговоримся, что некоторые античные философы (Пифагор, Парменид) пошли по пути простого разграничения телесного и духовного начал в человеке. Платон, являясь основоположником мирового идеализма, отдает приоритет душе как основе самосовершенствования индивидуального человека: "... кто я — чудовище... или же существо более кроткое и простое, и хоть скромное, но по своей природе причастное божественному уделу?" [230, с. 189].

Аристотель, говоря о развитии сущностных способностей человека как о его индивидуальном совершенстве, вплотную подходит к рассмотрению социального аспекта, создающего условия для творения и созидания.

В позднеантичный период философская мысль продвигалась по пути дифференцирования индивидуальных проявлений и притязаний человека, имеющих ценностную составляющую, таких как личное благополучие (Эпикур), личное счастье (Цицерон, Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Марк Аврелий). Ценностная ориентация философских воззрений античности подготовила почву для расцвета средневековой философской мысли, которая, обогатившись идеями христианства, провозгласила человека космологическим и аксиологическим центром ("Исповедь. История моих бедствий"Августина Аврелия, трактат "Об учителе"Фомы Аквинского и др.).

Идеи средневековой философии о сущности общества как совокупности отдельных людей позволяют сделать определенный шаг на пути осмысления социокультурных предпосылок развития индивидуальности. Важной является и мысль о возможности реализации в обществе всего богатства внутреннего мира, обозначенная Фомой Аквинским, и о противоречивости сущности человека, выделенная Августином Аврелием: "Люди идут дивиться горным высотам, морским волнам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, а себя самих оставляют в стороне" [3, с.275 - 276]. С одной стороны, человек способен осмыслить в собственном опыте окружающую действительность, а, с другой стороны, неумение человека исследовать самого себя. Философская мысль эпохи Возрождения (Дж. Бруно, М. Монтень, Ф. Бэкон, Я. Бели, Н. Макиавелли, Н. Кузанский) провозглашает потребность человека в творчестве, опираясь на идеи позднего Средневековья о свободе человеческой воли (Фома Аквинский) и, в связи с этим, ценность индивидуального опыта. Философы эпохи Возрождения впервые определяют творческую природу человеческой индивидуальности, создающей себя, свою собственную жизнь без вмешательства кого бы то ни было. Об этом пишут Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, М. Монтень. Подчеркивая главенство антропоцентрического мировоззрения, Джованни

Состояние развития творческой индивидуальности учащихся в профильном музыкально-педагогическом обучении на современном этапе

Отечественная Концепция профильного обучения, разработанная Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь [145], базируясь на результатах научных разработок последних лет, констатирует необходимость решения следующих противоречий между:

образовательными потребностями обучающихся, ожиданиями их родителей и содержанием, уровнем изучения дисциплин на третьей ступени общего среднего образования;

значительным объемом обязательного содержания образования, реализуемого на третьей ступени обучения и индивидуальной невостребованностью части учебного материала; необходимостью достижения высокого уровня общего среднего образования и перегрузкой учащихся, влияющей на состояние (качество) их здоровья;

многообразием склонностей, способностей учащихся и отсутствием мониторинга их развития, психолого-педагогического сопровождения их профессионального самоопределения;

требованиями системы профессионального образования к уровню подготовки абитуриентов и уровнем общеобразовательной подготовки выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, степенью их готовности к продолжению образования в профессиональной плоскости;

стихийным учебно-методическим обеспечением учреждений, осуществляющих профессионально ориентированное обучение и отсутствием структурированных типовых учебных планов для профильного образования.

Подчеркнем полное соответствие перечисленных противоречий той образовательной ситуации, которая имеет место в системе музыкально-педагогического обучения.

Для нашего исследования представляют ценность теоретические положения, на которых базируется Концепция профильного обучения:

1) признание права выбора учащимся уровня изучения учебных предметов и объема образовательной нагрузки;

2) ориентация на дифференциацию содержания образования в базовой и средней школе;

3) расширение перечня дисциплин, изучаемых на основе добровольного выбора учащегося;

4) организация в базовой школе системы допрофильной подготовки (уровневая дифференциация учебного материала, курсы по выбору); 5) создание условий для профессионального самоопределения учащихся, возможного в одном из направлений дифференциации: гуманитарного, естественно-математического, технического;

6) психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащегося, выбора им профиля обучения в рамках того или иного направления дифференциации;

7) создание условий для продвижения обучающихся по индивидуальной образовательной траектории в соответствии с педагогически признанными образовательными запросами;

8) признание права функционирования учреждений общего среднего образования с углубленным изучением предметов, с уклонами (музыкальным, художественным, спортивным и др.), комплектация которых осуществляется на основе индивидуальных задатков учащихся;

9) использование опыта деятельности в городской и сельской местности региональных учреждений образования, профильных классов, центров по работе с одаренными детьми.

Профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как "целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности" [145, с.З].

На основе таких общих закономерностей данного определения, как системность общеобразовательной и профессионально ориентированной подготовки, а также дифференциация обучения, попытаемся сформулировать характеристику профильного музыкально-педагогического обучения.

Профильное музыкально-педагогическое обучение — это система общеобразовательной и профессионально ориентированной подготовки учащихся, имеющих базовое музыкальное образование, позволяющая на основе индивидуализации обучения получить качественное общее среднее образование, приобрести теоретические и практические основы будущего музыкально-профессионального образования, развить общие и музыкально-педагогические способности, сделать осознанный выбор специальности (как основной, так и дополнительной), сформировать готовность к обучению в вузе и к дальнейшей социализации.

Проблема профильного обучения имеет следующую целевую составляющую:

- помощь в социализации учащегося, в осознанном выборе специальности и места получения общего среднего и профессионального образования;

- создание условий для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей в определенном перечне учебных предметов и уровне овладения ими, построение индивидуальной образовательной траектории в соответствии с личностно ориентированным подходом в образовании;

- обеспечение доступности для всех учащихся качественного общего среднего образования, достаточного для их конкурентоспособного вхождения в профессиональную подготовку;

Организация учебно-воспитательного процесса в профильном музыкально-педагогическом классе на основе индивидуализации обучения

Творческая индивидуальность учащегося профильного музыкально-педагогического класса, являясь центральной категорией нашего исследования, становится востребованной в общественно ценных свершениях, а не в "самоцельном оригинальничаньи" (Д.Б. Эльконин), и определяется нами как объективно значимый результат существования человека в его целостности [25].

Попытаемся обозначить проблемный блок концепции, рассмотрение которой является основной задачей этого раздела исследования. Говоря о недостатках общего среднего образования, В.П. Беспал ько подчеркивает необходимость коренных изменений во всем школьном образовании с целью повышения его качества и ориентации на будущую профессиональную деятельность учащихся [35]. Исследователь непосредственно подходит к проблеме профильной подготовки в школе, при этом указывая на востребованность конкретизации сроков такого обучения. Вопрос о качественном "погружении" учащегося в будущую специальность обостряется недостаточной подготовленностью учителя. Директор школы, доктор педагогических наук Е.Ш. Ямбург говорит, что "самая большая и глубинная -проблема, существующая на нынешний день, - это проблема подготовки кадров. Педагогика преподается на уровне по меньшей мере десятилетней давности" [350, с.9].

В настоящее время активизировалось внимание исследователей на пути поиска эффективного обучения старшеклассников в контексте модерниз и]и_отечественной образовательной системы (А.И. Жук, Г.В. Пальчик, В.П. Пархоменко, О.Н. Солдатова, В.Л. ЦыбовскийУ. Разумёется7 обществу нужна такая творческая индивидуальность, деятельность которой направлена на благо, а не во вред социально-культурной среде обитания человека. "Индивидуальность может быть направлена лишь на себя - тогда она перестает быть общественной ценностью. Индивидуальность может быть направлена на пустяки — тогда она также теряет свою ценность. Если индивидуальность проявляется в деятельности, вредной для общественного процесса, то она превращается в зло" [299, с.72]. Продолжая эту мысль, В.П. Пархоменко говорит, что в учебных заведениях нового типа может быть воспитана "индивидуальность созидающая, творящая, преобразующая и совершенствующая окружающий мир и самую себя" [217, с. 454]. Еще в работах В.А. Сухомлинского подчеркивается, что школа не должна превращать ученика в потребителя готовых знаний [290]. О внимательном отношении к творческим проявлениям ученика говорится в целом ряде работ [334].

Потребность общества в качественном образовании на третьей ступени школы носит массовый характер. Между тем стихийное появление новшеств в школах влечет за собой спонтанность государственного финансирования [59]. У учащегося третьей ступени школы, как утверждают психологи, ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, а условия для продуманного выбора будущей специальности старшеклассника часто отсутствуют [102]. Исследования последних лет утверждают, что потребность общества в высокопрофессиональных кадрах может быть удовлетворена через внедрение профильного обучения. Активизация внимания к проблеме на уровне государства подтверждается разработкой нормативных документов по профильному обучению в России (2002 г.) [147] и Беларуси (2003 г.) [146].

На основе анализа мирового опыта различных направлений дифференциации обучения М.А. Назмутдинова выделяет следующие позиции:

— _ согласование содержания образования, методов обучения и организационных форм обучения с различными способностями и интересами обучающихся и с разнообразием общественных требований к уровню образования и развития (Ф. Дорш, Ц. Иссинг, Т. Клотч, X. Роч);

- выравнивание шансов всех учащихся (Г. Альтерхоф, М. Васна X. Дитерих);

- удовлетворение потребности общества в расцвете каждого обучаемого (Ф. Коппидж, Р. Стодхнил, Р. Фирлингер);

- выявление способностей, интересов, желаний, потребностей индивида и приспособление обучения к различным индивидуальным интересам учащихся (А. Вессель);

- раннее распознавание способных, творческих людей и представление им особых возможностей обучения с использованием различных его форм (Р. Фейгл) [195].

Похожие диссертации на Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения