Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Алиев Юсуф Магомедович

Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции
<
Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев Юсуф Магомедович. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1992. - 190 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КОМПОЗИЦИИ II

Глава П. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 117

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130

ПРИЛОЖЕНИЕ 11*6

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях развития и преобразования общества перед нашей школой» как высшей так и средней, наиболее остро стоит проблема подготовки нового, широко образованного и активного поколения, способного творчески ре» шать задачи, выдвигаемые жизнью. Основная роль в решении этой проблемы отводится средней общеобразовательной школе, поскольку творчески активную личность необходимо воспитывать с ранних лет. Решение задач развития творческой активности школьников прежде всего отоит перед учителем изобразительного искусства, который непосредственно вводит детей в мир художественного творчества и эстетических переживаний. До побудить у детей потребности к активной художественно-творческой деятельности и определить пути воспитания у них высокого эстетического вкуса способен только творчески активный художник-педагог имеющий высокую профессиональную подготовку. И поскольку этими педагогами должны стать сегодняшние студенты художественно-графических факультетов пединститутов, проблема эффективности художественно-творческой деятельности обучающихся на ХГФ требует к себе особого внимания. Методика же повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов относится к числу наиболее важных вопросов художественной педагогики и нуждается в постоянном изучении с цель» выявления наиболее оптимальных методов и средств ее совершенствования.

Наряду с другими дисциплинами изобразительного цикла в развитии у студентов творческой активности особую роль играют занятия по композиции. Но поскольку учебным планом на данную важнейшую художественную дисциплину отводится крайне малое количество учебного времени, проблема повышения эффективности мето-

дов активизации художественно-творческой деятельности в учебном процессе по композиции приобретает особую остроту.

Одним из наиболее эффективных способов ведения занятий по композиции является сочетание словесно-логического и наглядно» образного способов передачи информации.

Исходя из особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанного на них человеческого восприятия, наука доказывает, что наибольшей эффективности в преподавании можно достигнуть при сочетании вербально-речевых, зрительно-образных и других методов наглядного обучения. Все это говорит о необходимости научного обоснования методов преподавания и активизации художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции. Отсюда вытекает и актуальность избранной нами темы исследования.

Если вопросам композиции и методам преподавания ее в художественных учебных заведениях и отводилооь должное внимание в нашей литературе, то методами повышения эффективности художественно-творческой деятельности на занятиях по композиции в пединститутах еще не уделялось должного внимания.

Вопросы теории композиции и методики ее преподавания в художественных учебных заведениях поднимали известные советские художники и педагоги, такие как Е.А.Кибрик, А.А.Дейнека, К.Ф.Юон, В.А.Фаворский, Н.Н.Волков и другие, которые отмечали возможность и необходимость обучения композиции в условиях целенаправленного педагогического руководства.

В последнее время усилилось внимание исследователей не только к общим теоретическим и методическим проблемам композиции, но также и к проблемам теории композиции отдельных видов и жанров изобразительного искусства и методика их преподавания на художественно-графических факультетах педагогических институ-

5 тов. Зто прежде всего работы таких авторов, как Г.В.Беда, Е.В.Шорохов, Н.Г.Козлов, А.С.Пучков, А.В.Триселев, Л.А.Панова и других.

Однако вопросы художественно-творческой деятельности студентов и иопользование для повышения ее эффективности комплекса мер воздействия на студентов в процессе обучения композиции в существующей литературе по проблемам теории и методики ее преподавания, еще не нашли до сих пор своего должного отражения. Специальных исследований и методических разработок по проблемам повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции на художественно» графических факультетах в настоящее время нет. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность избранной нами темы исследования.

Научное обоснование методов активизации творческой деятельности на занятиях по композиции особенно необходимо в средних общеобразовательных школах, где уроки композиции преследуют общеобразовательные цели, а не специальные. Между тем, методической литературы по активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках по композиции до сих пор не существует.

Естественно, что научно-методическое обоснование повышения эффективности методов преподавания композиции необходимо начинать о педагогических институтов, с художественно-графических факультетов, которые готовят кадры учителей для средней общеобразовательной школы.

В решении задач, связанных с повышением эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции, наряду с другими средствами обучения и воспитания, известную роль мы отводим также и техническим средствам обучения. Однако в существующей литературе вопрооы методики использования технических средств обучения на занятиях по изобразитель-

ному искусству, и, в частности, в учебном процессе по композиции, не нашли до сих пор своего должного отражения.

Повышение эффективности художественно-творческой деятельности в исследовании рассматривается как одна из важнейших проблем психологии и художественной педагогики.

Отсюда, в нашем исследовании использовались основные теоретические положения известных советских психологов, как В.Г.Асеев, Л.С.Выготокий, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др., а также зарубежных - Р.Арнхейм, Я.Рейковский.

При рассматривании вопросов художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания мы опирались на труды таких ученых, как Г.Л.Ермаш, Б.И.Додонов, В.Г.Злотников, В.П.Сло-бодова, И.П.Короленко, Н.В.Рождественская, А.А.Мелик-Пашаев, Г.В.$ролова и других, которые в своих работах освещают различные общие и частные аспекты художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания.

Ориентировочной базой исследования послужили теоретические и практические установки представителей художественной педагогики, как Г.В.Беда, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Е.В.Шорохов и других, в исследованиях которых большое внимание уделяется вопросам активизации учебно-воспитательного процесса, воспитанию у студентов эстетического отношения к действительности и развитию у них творческих способностей, методам стимуляции познавательной и художественно-творческой деятельности, а также работы И.И.Дрига, Л.П.Прессман, Г.И.Pax, Б.Г.Сладкевич, посвященные использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.

Социальная значимость проблемы повышения эффективности художественно-творческой деятельности и ее недостаточная разработанность в художественно-педагогической науке обусловили выбор

7 темы данного иооледования: "Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по ком» позиции".

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов ХГФ в учебном процессе по композиции.

Предметом исследования является повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические пути повышения качества результатов художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто следующее предположение - для повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции необходимо:

использовать в учебном процессе по композиции различные формы и методы активизации творческой деятельности;

включить в учебный процесс специальную систему упражнений для развития творческой активности;

установить дифференцированный подход к студентам в решении задач обучения и воспитания, т.е. учитывать уровень подготовленности студентов к решению композиционных задач, индивидуально-психически^ свойствен оклонности к видам изобразительной деятельности;

осуществлять педагогическое руководство эмоционально-чувственной и потребноотно-мотивацюнной сферами и использовать их в активизации познавательной и художественно-творческой деятельности студентов.

Эффективность обучения студентов композиции будет наиболее

8 плодотворным, если предлагаемые методы обучения и воспитания будут научно обоснованы и проверены практикой.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены основные задачи исследования:

определить педагогические условия для формирования профессиональных знаний, умений, навыков и развития композиционно-творческих способностей и эстетического вкуса студентов;

дать научно-теоретическое обоснование и экспериментально проверить наиболее эффективные методы повышения художественно-творческой активности и на этой основе разработать систему упражнений по активизации композиционной деятельности;

разработать методические рекомендации по активизации творческой деятельности студентов на занятиях по композиции;

найти наиболее рациональные методы использования ТСО, проверить их стабильность и на этой основе дать научно-теоретическое обоснование использования технических средств обучения в учебном процессе по композиции.

Методологической основой исследования явились: учение о сознании как отражении объективной действительности; о сущности материалистического восприятия мира; положения о специфике эстетического отношения к действительности, художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

изучение и анализ теоретических трудов по психологии, педагогике, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы;

изучение практического опыта обучения композиции выдающимися художниками-педагогами прошлого и современными;

наблюдения за художественно-творческой деятельностью

студентов;

анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композиции;

опросы;

анкетирование;

беседы со студентами и преподавателями ведущими занятия по композиции;

педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в анализе методов и средств обучения и воспитания, которые можно использовать для повышения эффективности процессов протекания художественно* творческой деятельности студентов на занятиях по композиции и выработке на этой основе методики повышения эффективности этой деятеяьности, в разработке системы упражнений по композиции и наглядно-дидактического материала, в том числе кодослайды, эпи-фильмы, диафильмы, кинофильмы и пр.

Практическая значимость исследования. Результаты иоследова» ния могут быть использованы в процессе обучения студентов, в выработке программы занятий по композиции и методических рекомендаций для организации факультативных занятий по композиции. Составлены и внедрены в учебный процесс упражнения с целью развития творческой активности.

Апробация. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры живописи Карачаево-Черкесского госпединститута и на кафедре живописи ШГУ им.В.ИЛенина; на научно-теоретических конференциях Карачаево-Черкесского госпединститута, на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им.В.ИЛенина за 1991 год. Особое место материалам нашего исследования было уделено на учебных занятиях по композиции и во время прохождения полевой практики Спленар) со студентами Карачаево-

Черкесского госпединститута.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

характвдаше_осв6вйаэ(вИ повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе занятий по композиции;

методы воздействия на эмоционально-чувственную и потреб-ностно-мотивационную сферы личности студентов, стимулирующие активизацию процессов художественного восприятия объектов действительности и произведений изобразительного искусства, представлений, творческого воображения и образного мышления, а также побуждающие в них устойчивый интерес к художеотвенно-творческой деятельности, целеустремленность, работоспособность и инициативность;

серия тренировочных упражнений по активизации процесса художественно-творческой деятельности, а также отдеиьные методы и приемы повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и комментариев, списка литературы и приложения.

Общий объем диссертации 175 страниц машинописного текста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КОМПОЗИЦИИ

Раскрывая теоретические основы повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции, необходимо опираться, прежде всего, на данные психологической науки, так как она непосредственно связана с психической деятельностью человека. В ней изучаются проблемы восприятия и познания реальной действительности, эмоционально-эстетическое освоение этой действительности, раскрываются вопросы потребностно-мотивационной сферы личности и мною других психологических моментов.

Одним из важнейших психологических условий для повышения творческой активности студентов является эмоциональная органива» ция занятий по композиции. Описывая роль эмоционально-чувственной сферы в творческой деятельности, психолог Слободова В.Л. отмечает, что для успешного протекания этой деятельности важно "наличие эмоциональной- чувствительности-возбудимости особо тонких эмоций, впечатлительности, отзывчивости, тонкого эмоционального реагирования". Следовательно, задания, которые дает педагог студенту для выполнения композиционной работы, должны предполагать определенное эстетическое воздействие. Студент должен не только формально создать изображение на картинной плоскости, но и выразить свое эмоциональное отношение к теме композиции, заняться поисками наиболее эффективных средств выражения своей идеи и мысли. Композиционная деятельность художника, начинаясь с определения общего замысла композиции, проходит стадию эстетического осмысления и завершается ее графической или живописной материализацией. Эмоции здесь служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения художника и направлены на удовлетворение художеотвенно-творчео-ких потребностей. Эмоции "... не только побуждают субъекта к активности,не только активизируют все другие его психологические процессы, но и связывают их в единое целое, определяя то русло, по которому должны протекать акты восприятия, представления, воображения и мышления".

Эмоционально-чувственные качества студентов ХГФ необходимо рассматривать в тесной связи с их эстетическим развитием. В психологическом словаре дается определение эстетичеокого развития как "... развитие способности переживать различные явления Двй-ствительности как прекрасные". Эстетические переживания обусловлены наличием у человека эмоционально-чувственного отношения к различным явлениям. У студентов художественно-графических факультетов это выражается в их способности чувствовать красоту, например, цветовых отношений в живописном произведении, игру холодных и теплых оттенков, линий, пятен, тональных характеристик, динамику, ритм и другие компоненты композиционного решения карч-тины, а также в способности видеть красоту объектов реальной действительности. Преподавателю, ведущему занятия по изобразительному искусству, (в особенности по композиции), необходимо руководствоваться тем, что художественное произведение есть не что иное, как отображение реальной действительности через призму субъективного эстетического переживания-этой действительности художником, через призму его эстетического мироощущения. Полностью соглашаясь с мнением Н.Н.Ростовцева, который пишет, что "роль эстетического начала в творческой деятельности огромна. Эстетическое отношение к жизни - одно из уоловий активной деятельности человека, первооснова вдохновения", мы также считаем, что чем больше развиты у художника его эстетические чувства, тем глубже и осмысленнее будет его отношение к процессу творчества. Поэтому эмоциональная окраска каждого занятия по композиции является непреложным условием успешного протекания художественно-творческого процесоа в плане активизации творческой деятельности студентов. Это положение воспитаннику ХГ$ педагогического института необходимо учитывать в своей дальнейшей работе по обучению детей-основам изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. В общеобразовательной школе, если мы не будем давать эстетического заряда в решении небольших композиционных задач, занятия изобразительным искусством ученику будут казаться скучными, однообразными, неинтересными. Наоборот, когда школьник получает необходимый эстетический заряд к творческой деятельности, он не только успешно выполняет задания учителя, но и дома, когда никто его к этому не побуждает, он о увлечением сочиняет композиционные картинки, вкладывая в них не только свои старания, но и свою душу. Известно, что на выставках детских рисунков наибольший успех имеют рисунки, выполненные учениками дома.

Эмоции и чувства у студентов проявляются по-разному и зависят от уровня развития их эстетического восприятия действительности. Например, демонстрация какой-либо иллюстрации может вызвать у одних студентов восторг, восхищение, у других то же оа-мое, только в менее выраженной форме, а третьи могут отреагировать на это в какой-то степени равнодушно. Поэтому, эстетическое воспитание студентов необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими проблемами художественного образования. В процессе работы над учебно-творческим произведением студенты учатся понимать и ценить красоту не только шедевров изобразительного искусства, но и видеть, находить эту красоту в самых обычных, будничных, ничем, на первый взгляд, не примечательных вещах. Более того, приобщаясь к активной творчеокой, композицион 14 ной деятельности, понимая и усваивая основы художественно-творческой деятельности такой студент и в дальнейшем будет активно вовлекать в это и других, т.е. своих сокурсников и учеников в школе.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется как процесс восприятия изобразительного искусства, так и сам процесс эстетического воспитания. На это указывает и Н.Н.Ростовцев в статье "Уроки изобразительного искусства в системе эстетического воспитания", где говорится: "Изобразительное искусство, отображающее в художественных образах реальную действительность, является действенным средством эстетического воспитания. Оно радует и воохищяет человека, заставляет его задуматься над тем, что в окружающей действительности есть много прекрасного, чего он раньше даже не замечал, оно учит человека видеть, понимать и чувствовать красоту в природе и в человеке. В то же время изобразительное искусство дает возможность человеку понять и почувствовать все богатство и красоту самого искусства, испытать его воздействие, испытать радость эстетического переживания".

Процесс работы над композицией сопряжен с процессом эстетического переживания художником изображаемого материала. Эстетическое чувство, возникающее в процессе творческой работы, становитоя активной творческой силой в поиске путей решения композиционной задачи. Эмоционально-эстетические моменты здесь играют роль своеобразного стимулятора к творческой деятельности. Постигая прекрасное, глубоко прочувствовав ее и проникаясь этой красотой, художник оказывается перед непреодолимым желанием донести ее до зрителей. Об этом, в частности, пишет и профессор Ростовцев Н.Н.: "Побудителем к творческой деятельности у художника является динамическая эстетичеокая потребность. Исходным моментом для вдохновения художника служит его эотетичес» Композиционная деятельность студентов сопряжена, также, о различными эмоционально-чувственными переживаниями, которые находятся в зависимости от хода решения ими композиционной задачи. Успешное решение конкретной композиционной проблемы вызывает у студентов положительный эмоциональный тон, что еще больше активизирует их творческую деятельность. И, наоборот, сложность решения композиционной задачи сопровождается негативными эмоциональными реакциями. Педагогам часто приходится встречаться, в процессе ведения занятий по композиции, с ситуациями, когда приходится прикладывать определенные усилия для вывода студентов из отрицательного эмоционального состояния и поддерживать тот положительный эмоциональный тон, который возник у студентов в связи с успешным решением композиционной проблемы. "Эмоции возникают не только при фактическом выполнении деятельности,-пишет Я.Рейковский,-но также при планировании или обдумывании действий. ...содержательные свойства эмоций влияют как на организацию поведения в целом, так и на протекание познавательных процессов".

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Данная глава посвящена экспериментальной части нашего исследования, которая проводилась на базе художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского госпединститута, а также МПГУ им. В.И.Ленина. Экспериментальное исследование проводилось нами в два этапа и в нем принимали участие студенты первого, второго и четвертого курсов.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию эксперимента и его результатов мы считаем необходимым пояснить, что при проведении и описании констатирующего и формирующего экспериментов мы не ставили перед собой цель четкого их разграничения, особенно при их описании. Описания отдельных данных констатирующего эксперимента нами даны совместно с результатами формирующего эксперимента. И наоборот, некоторые данные формирующего эксперимента описаны в той части исследования, где нами давалооь описание хода констатирующего эксперимента. Наша основная цель в проведении экспериментальных наблюдений - выявление характера и степени проявления активности студентов на занятиях по композиции. Была ли эта активность студентов выявлена или замечена в констатирующем или формирующем эксперименте, особого значения для нас не имело; для нас важно было установить, в какой момент, в каких учебных ситуациях и в какой форме эта активность проявлялась у каждого студента в отдельности и как данную активность закрепить и развивать в дальнейшем.

На первом этапе экспериментального исследования, т.е. в ходе констатирующего эксперимента мы преследовали цель выявления у студентов уровня профессионащъных и личностных качеств, способствующих успешности протекания процесса художественно-творческой деятельности. Под профессиональными качествами мы имеем ввиду изобразительные и композиционные способности студентов. Ввиду того, что композиционные способности не всегда соответствуют изобразительным, мы подразделили их на две группы. К первой группе мы отнесли композиционные способности, которые, как мы отмечали в теоретической части исследования, включают в себя такие компоненты, как художественное восприятие действительности, образное мышление, творческое воображение, чувство ритма, контрастов, целостности и т.д., а также теоретические знания закономерностей композиции и умения и навыки использования теоретических знаний в практической композиционной деятельности.

Ко второй группе мы отнеоли общие изобразительные способности, такие как чувство пропорции, перспективы, тона, цвета, а также знание основ изобразительной грамоты, умения и навыки в области рисунка и живописи.

В процессе выявления уровня еформированнооти профессиональ» них качеств нами были использованы такие методы, как наблюдение за изобразительной и композиционно-творческой деятельностью студентов, анализ их самостоятельных творческих работ и работ, выполненных под непосредственным руководством педагога, собеседования со студентами и преподавателями, ведущими занятия по композиции, опросники по ключевым проблемам композиции, анкетирование, также знакомились с условиями организации учебного процесса по композиции и самостоятельной работы студентов.

По результатам анализа практических композиционных работ и собеседований, со студентами мы разделили их условно на три группы - высокий, средний и низкий уровни профессиональной Подготовки. В группу с высоким уровнем профессиональной подготовки мы включили студентов с достаточно высокой сформированностыо знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. Практические работы таких- студентов отличаются хорошим техническим исполнением, в них четко отражаются умения рационально использовать в практической деятельности теоретические знания. Устные ответы данных студентов свидетельствуют о достаточно высоком знании ими теоретических основ композиции. Благодаря хорошему владению специальной терминологией, способностей быстро усваивать объяснения преподавателя контакт между ними и педагогом налаживается легко. Как правило, в этой группе оказывались студенты, имеющие солидную довузовеку» подготовку в художественных школах, студиях и т.д.

Ко второму, среднему уровню профессиональной подготовки мы отнесли студентов с незначительными пробелами в знаниях, умениях и навыках изобразительной деятельности. В практических работах данной группы студентов есть некоторые недостатки в композиционном и техническом исполнении. В процессе собеседования студенты данного уровня показали недостаточно глубокие знания некоторых аспектов теории композиции. В группе со средним уровнем профессиональной подготовки оказались студенты разного склада. Тут и достаточно одаренные в изобразительном плане студенты, но в силу своих индивидуально-психических свойств или не совсем добросовестного отношения к учебе они не до конца проявили свои художественно-творческие возможности. Тут и студенты оо олабой довузовской подготовкой, но в силу волевых качеств и трудолюбия добивающиеся неплохих результатов в учебно-творческой деятельности

В группу о низким уровнем профессиональной, подготовки, соответственно, отнесли студентов с существенными недостатками в уровне сформированное знаний, умений и навыков изобразительной деятельности. Студенты этого уровня показали слабые результаты как в практической композиционной деятельности, так и в теоретической части композиции. Беседы с такими студентами показали незнание ими элементарных положений композиции. Анализ практических работ показал низкий уровень владения изобразительной техникой, а также неумение использовать закономерности композиции в практической деятельности.

Предложенная нами классификация студентов в зависимости от степени профессиональной подготовки давала возможность, во-первых, довольно точно определять эффективность методов учебно-воспитательной работы и, во-вторых, почти безошибочно определять степень творческой активности у каждого студента в процессе работы над композицией.

На этом этапе нашего исследования нам представлялось важным установить степень взаимосвязи и взаимозависимости сформиро-ванности композиционных знаний, умений и навыков с потребностно мотивационной сферой личности, эмоционально-чувственным складом студента и т.д. Для этого необходимо было выявить степень офор-мированности мотивов и потребностей у студентов представляющих различные уровни профессиональной подготовленности, степень влияния эмоционально-чувственного оклада студента, его направленности, ценностной ориентации, индивидуальных черт характера и темперамента на протекание процесса художественно-творческой деятельности.

Похожие диссертации на Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции