Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Матехина Ольга Геннадьевна

Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария
<
Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матехина Ольга Геннадьевна. Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Матехина Ольга Геннадьевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Новокузнецк, 2009.- 311 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1256

Содержание к диссертации

Введение Глава 1

1 ' 2

Теоретические основы обучения студентов созданию предметного театрализованного сценария

Искусствоведческие основы исследования. Специфика

сценарной драматургии

Лингвистический аспект проблемы характеристики и создания

сценария

2.1 2.2

2.3

2.4

2.5

Классификация сценариев

Характеристика предметного театрализованного сценария как

речевого жанра

Текстообразующие признаки предметного театрализованного

организация

сценария

предметного

оформление)

Сюжетно-композиционная
театрализованного сценария
Структура (текстовое

Выводы Глава 2

театрализованного сценария Сценарная деятельность деятельности учителя

Методика обучения студентов педагогических вузов созданию предметного театрализованного сценария

1 Готовность студентов педагогического вуза к созданию

предметного театрализованного сценария

  1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента

  2. Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента

2 Исходные положения, этапы и организация обучающего

(формирующего) эксперимента.
3 Ход опытного обучения студентов приемам создания сценария

внеклассных мероприятий и нестандартных форм уроков
4 Анализ результатов опытного обучения студентов созданию

сценария внеклассных мероприятий и нестандартных форм

урока

  1. Характеристика критериев результатов формирующего эксперимента

  2. Результаты анализа опытного обучения созданию предметного театрализованного сценария

Выводы Заключение

Библиографический список Приложение

Введение к работе

Одной из важнейших задач, которую приходится решать учителю-словеснику, является повышение интереса к своему предмету. Исследователь Г.И. Щукина отмечает: «Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность познавательной деятельности учащихся» [178, с. 101]. Эффективным способом ее решения признано проведение ярких нестандартных уроков с элементами внеклассной работы. Данные формы организации учебной деятельности ориентированы на занимательную и эмоционально насыщенную информацию, поэтому являются благодатной почвой для формирования познавательного интереса учащихся.

Успешность подобных уроков, сила их воздействия на эмоционально-интеллектуальную сферу учеников в равной степени зависят от качества и режиссуры, и сценария. Однако, как показал анализ методической литературы [3; 7; 8; 11; 19; 43; 48 и др.], чаще всего при подготовке внеклассного мероприятия или нестандартного урока с элементами внеклассной работы основное внимание учителя сосредоточивают на организационных вопросах, тогда как процесс сценарной деятельности отходит на второй план. Зачастую педагоги ограничиваются тем, что берут готовые, опубликованные образцы. При этом не учитывается тот факт, что любой текст несет отпечаток личности автора и ориентирован на определенную речевую ситуацию. Когда учитель обращается к чужим сценариям, он может столкнуться с проблемой: произведение не соответствует задачам педагога, не учитывает интересы школьников, их возможности и уровень предметной подготовки. Кроме того, при всем многообразии выпущенных сборников, сценарии написаны далеко не на все учебные и «околоучебные» темы. А значит, всегда остается вероятность, что нужный текст найти не удастся. Ого позволяет говорить о том, что учителю в его профессиональной деятельности необходимо уметь создавать оригинальные, авторские предметные сценарии.

Для обоснования актуальности выбранной проблемы исследования мы изучили литературу, посвященную клубной драматургии [32; 38; 83; 90; 95; 98 и др.]. Данные источники предоставили богатый материал об особенностях театрализованного действия, композиционной и сюжетной организации сценария, о его внешней жанровой

форме и внутреннем жанровом наполнении и некоторых других аспектах. Однако эта литература рассматривает специфику клубных мероприятий, которые имеют социально-культурную, а не учебно-воспитательную направленность. В доступных источниках нет информации о своеобразии сценариев, которые используются в учебной сфере и выполняют дидактические задачи.

Анализ опубликованных предметных сценариев обнаружил их невысокое качество [9; 13; 26; 29; 42; 45 и др.]. Оно выражается в несоответствии текстов особенностям драматургии, однотипности, неоригинальности использованных сюжетов, в низком уровне языковой оформленности и т.д. В ходе бесед с учителями-словесниками мы выяснили, что они не знают особенностей данного жанра и нередко проводят театрализованные уроки без какого-либо конспекта (на уровне не всегда безупречной импровизации) или по опубликованным образцам, не учитывающим особенности конкретного адресата и условий постановки.

Таким образом, значимость сценария как профессионального жанра речи учителя, частотность его использования и неразработанность основных положений, касающихся жанровых признаков предметного сценария и методики обучения ему в условиях высшего профессионального образования, определяют актуальность выбранной нами темы. На наш взгляд, существует потребность выявить особенности данного жанра и ввести в систему подготовки учителей-словесников совокупность заданий, направленных на обучение основам профессионально значимой сценарной деятельности.

Это положение дополнительно подтверждается, по нашему мнению, следующими аргументами.

Во-первых, современная школа активно ищет новые формы преподнесения предметной информации и шире - организации учебного процесса. Захватывающая, зрелищная театрализованная постановка, которая представляет учебный материал в виде конфликтного драматургического действия, может стать одной из таких форм. Изучение театрализованного сценария и сценарного творчества, как мы предполагаем, позволит сформировать у будущих педагогов установку на использование ярких, нестандаргных игровых форм работы, на творческий подход к процессу педагогической деятельности.

Во-вторых, именно учитель-словесник чаще всего становится адресатом заказа администрации школы на создание театрализованных представлений (школьных праздников, внеклассных мероприятий, открытых уроков). Так что умение создавать

интересные авторские сценарии становится вопросом общей профессиональной компетентности учителя и может сказаться на его социальном статусе и отношении к педагогу коллег и руководства школы.

В-третьих, в последнее время снижается интерес педагогов к внеклассной деятельности, к проведению внеклассных мероприятий. Этот процесс вызван комплексом причин, том числе и тем, что школьные мероприятия зачастую отличаются формализмом, отсутствием оригинальности, творческой искры. Авторы методических разработок школьных театрализованных представлений М.А. Давыдова и И.А. Агапова пишут: «Проанализировав сегодняшний уровень воспитательных мероприятий <...>, осуществляемых в ряде московских и региональных школ, мы были поражены некомпетентностью педагогов, в чьих руках находилась ответственность за проведение вечеров... Почти все эти формы отдыха отличались консерватизмом, серостью и царившей на них скукой» [50, с.З]. Низкая сценарная компетентность педагогов приводит к созданию неинтересных, однотипных мероприятий и, как следствие, к отсутствию ответной эмоционально-интеллеюуальной реакции школьников. Обучение будущих учителей основам сценарной деятельности, на наш взгляд, улучшит качество создаваемых театрализованных мероприятий и уроков, придаст им современное звучание, что позволит повысить интерес учителей и учеников к внеклассной деятельности.

В-четвертых, яркие, интересные театрализованные мероприятия позволяют популяризировать как отдельные темы, так и учебный предмет в целом, вызывают интерес не только со стороны школьников, но и со стороны других учителей, администрации школы, родителей. Это может стать основой для более тесного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

В-пятых, создание сценария - это творческий процесс, который требуег от автора развитой фантазии и комплекса соответствующих коммуникативных умений. Обучение студентов педагогических вузов созданию данного жанра позволит стимулировать развитие их творческой фантазии, коммуникативной культуры и общей эрудиции, что будет способствовать не только формированию «учителя нового поколения», но и личностному совершенствованию студентов. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для лучшей социальной и профессиональной адаптации выпускников педагогических вузов, для формирования креативного, эрудированного и успешного специалиста.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы обучения будущих учителей-словесников созданию сценария внеклассных мероприятий и театрализованных уроков.

Объектом исследования является профессиональная речевая (риторическая) деятельность педагога-сценариста, а предметом — коммуникативно-жанровые умения, которые помогут' педагогу создать качественный сценарий как профессионально значимый репродуктивно-продуктивный текст.

Гипотеза исследования. Если в содержание коммуникативной подготовки студентов педагогических вузов будет включена система обучения созданию предметного театрализованного сценария, то это в дальнейшем создаст условия для успешного проведения учителем нестандартных инновационных уроков и внеклассных мероприятий и обеспечит более высокий уровень профессиональной деятельности.

Цель исследования: опираясь на данные различных наук (литературоведения, педагогики, лингвистики языка, риторики, теории и методики обучения русскому языку и др.), разработать эффективную модель обучения студентов педагогического вуза созданию предметного театрализованного сценария как профессионально значимого высказывания и проверить ее результативность в реальной коммуникативно-методической деятельности (на педагогической практике).

Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач: а) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой темы в научной литературе; б) на основе анализа образцов выявить лингвистические, искусствоведческие и профессионально значимые педагогические основы создания сценария как речевого произведения; в) определить основное содержание понятий, принципиально важных для достижения цели исследования; г) выявить исходный уровень теоретических и практических знаний студентов и учителей-предметников о сценарии как коммуникативном явлении и педагогическом жанре; д) создать дидактическую базу для обучения (отобрать образцы сценариев и др. средства обучения, в том числе и аудиовизуальные); е) разработать систему заданий, направленных на формирование специальных сценарно-коммупикативиых умений студентов; ж) выявить в процессе анализа результатов опытного обучения трудности, которые могут помешать создать и реализовать сценарий, и определить достоинства и недостатки предложенной методической системы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) теоретический анализ лингвистических, искусствоведческих, психолого-педагогических источников по проблемам диссертационного исследования; б) наблюдение за профессиональной деятельностью учителей русского языка и литературы; изучение продуктов их коммуникативно-методической деятельности (сценариев внеклассных мероприятий и театрализованных уроков); в) анализ образцов сценариев, опубликованных в печати и распространенных в личном педагогическом опыте учителя-предметника; г) педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий); д) статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: 1) на основе научно-педагогических достижений последних десятилетий XX-XXI вв. определено и сформулировано современное содержание понятия «предметный театрализованный сценарий»; 2) выявлены и охарактеризованы с учетом современного состояния базовых наук (психологии, педагогики, лингвистики языка, риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе и др.): а) жанрообразующие и жан-ровоопределяющие признаки сценария; б) его жанровые разновидности; в) приемы и способы создания театрализованного предметного сценария; г) место и роль сценарных умений в системе профессиональной педагогической деятельности учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) получены данные об исходном уровне знаний и умений студентов-словесников об исследуемом жанре; б) теоретически и экспериментально обоснована необходимость обучения студентов педагогических вузов созданию сценария внеклассных мероприятий и нестандартных форм урока; в) установлен характер трудностей, которые возникают в процессе предварительной подготовки школьных театрализованных постановок; г) разработана и апробирована в условиях вузовской подготовки и педагогической предметной практики в общеобразовательной средней школе методическая система формирования и оценки коммуникативно-речевых умений студентов-словесников III-V курсов педагогического вуза.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: а) предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения студентов - словесников создавать сценарий как профессиональное письменное высказывание учителя русского языка и литературы; б) в рамках учебных программных курсов

педагогики, риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе разработано содержание вузовских занятий, включающих систему заданий аналитического, репродуктивного, творческого характера, направленных на формирование у студентов - словесников комплекса умений создавать предметный театрализованный сценарий; в) отобран и подготовлен дидактический материал (схемы, таблицы, памятки, видеофрагменты уроков, тексты из учебно-методической литературы, образцы сценариев внеклассных мероприятий и театрализованных уроков учителей-предметников), который может быть использован в практике преподавания психолого-педагогических, лингвистических и частнометодических вузовских курсов, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций.

Личный вклад автора в исследование заключается в разработке теоретических (лингвистических, психолого-педагогических, методических) основ обучения сценарию внеклассных мероприятий и театрализованных форм урока; конкретизации основных жанровых характеристик сценария, в том числе сценария, выполняющего учебные задачи и реализуемого в профессиональной деятельности учителя; в подготовке дидактической базы, разработке и проведении опытно-экспериментального процесса формирования умений создавать предметные театрализованные сценарии; в личном участии в констатирующем и формирующем экспериментах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными констатирующего эксперимента (2002-2006 гг.), включающими опрос 201 студента педагогических вузов гг. Новокузнецка и Москвы, стенограммы индивидуальных бесед с учителями-словесниками и протоколы наблюдений за реальной коммуникативной деятельностью педагогов; результатами опытного обучения, в котором приняли участие 210 студентов факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (2002-2007 гг.) и 15 студентов филологического факультета Московского государственного педагогического университет (2003 г.), результатами анализа 188 сценариев, которые были выполнены участниками эксперимента, и 13 часов 45 минут аудио- и видеозаписи созданных на их основе уроков и внеклассных мероприятий.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в шести печатных работах, из них одна опубликована в ведущем рецензируемом издании, рекомендуемом ВАК. Материалы исследования обсуждались на заседаниях аспирантского

объединения и кафедры теории и методики обучения русскому языку Кузбасской госпедакадемии (2002-2007 гг.), а также на заседании кафедры риторики и культуры речи Московского государственного педагогического университета (2003 г.); на внутриву-зовских и Международных научно-практических конференциях преподавателей риторики и студентов (г. Новокузнецк, 2001-2006 гг.; г. Москва, 2004 г.; г. Пенза, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (2002-2007 гг.), филологического факультета Московского государственного педагогического университета (2002 г.), использованы в профессиональной деятельности учителей школ г. Новокузнецка Кемеровской обл. (школы №№ 62, 84, 11 и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Современная вузовская подготовка учителя-словесника (и шире - учителя-предметника) требует организации целенаправленного обучения созданию предметного театрализованного сценария в условиях коммуникативно-методических курсов. Это обусловлено частотностью использования данного жанра в профессиональной практике учителей. Такая распространенность, в свою очередь, объясняется спецификой театрализованных занятий, их уникальным по интенсивности воздействием на эмоциональную и интеллектуальную сторону личности. Однако педагоги не обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями, требующимися для создания качественных сценариев. Вес это определяет необходимость обучать студентов педагогических вузов основам сценарной деятельности.

  2. Школьный театрализованный сценарий представляет собой особую репродуктивно-продуктивную разновидность профессионального письменного высказывания (конспекта занятия), которая обладает специфическими жанровыми признаками. Как текст пропедевтического характера, он представляет собой основу театрализованной постановки. В связи с этим в сценарном произведении находят отражение особенности будущего спектакля: конфликтная основа действия, различные средства театрализации, ограниченность пространственно-временной организации и др. Отличительной для данного жанра является двунаправленная адресация: текст адресован постановщику (прямая коммуникация) и в то же время зрителям будущей постановки (опосредованная коммуникация). Как комплексный жанр, сценарий предполагает использо-

вание разнообразного материала (художественного, документального, учебного и т.д.) и включение различных внутренних жанров в текст (инсценировок, стихотворений, научных определений, документов и т.д.). Специфика интенции предметного сценария заключается в эстетизации и драматизации учебного материала. Она же определяет место и роль театрализованных постановок в процессе обучения. Подобные представления помогают учителю решать следующие задачи: популяризировать отдельные учебные темы, а таюке сам предмет, вызвать или углубить познавательный интерес учеников, расширить и систематизировать знания школьников по предмету, вызвать у них эмоционально-эстетическое сопереживание, совершенствовать процесс их нравственного воспитания и формирования творческой активности.

3. Для обучения студентов созданию предметного театрализованного сценария
необходимо:

опираться на базовые лингвистические, литературоведческие и психолого-педагогические знания студентов,

актуализировать установку на творческий подход к профессиональной педагогической деятельности, в том числе на создание нестандартных театрализованных уроков и внеклассных мероприятий;

формировать понимание значимости сценарной деятельности на этапе подготовки театрализованных занятий;

учитывать особенности данного жанра как произведения сценарной драматургии, профессионально значимого педагогического речевого произведения, обладающего определенными жанровыми характеристиками;

проводить обучение на основе специально разработанной системы заданий, которая предусматривает работу как аналитико-конструктивного, так и творческого характера (активное включение обучаемых в процесс сценарной деятельности) и предполагает использование средств обучения не только графического, но и аудиовизуального характера (видеозаписей театрализованных представлений);

в процессе обучения учитывать связь между сценарием и постановкой, включать формы работы и задания, ориентирующие студентов не только на сценарную, но и на постановочную деятельность, которая позволяет проверить качество созданных текстов.

4. В критерии сформированное умений создавать сценарий должны войти сле-

дующие показатели: соответствие текста основным жанровым признакам сценария, его оригинальность, адекватность его реализации в театрализованной постановке.

Структура и основное содержание исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; определяются его цель, задачи, методы, объект и предмет исследования, гипотеза; рассматривается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются основные концептуальные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертационного исследования («Теоретические основы обучения студентов приемам создания театрализованного школьного сценария») определяется степень разработанности данной темы в лингвистике, педагогике, литературоведении, теории и методике обучения русскому языку и литературе-' анализируются особенности сценарной драматургии, жанровые разновидности сценариев, жанровое и текстовое своеобразие театрализованных предметных сценариев, их место и роль в процессе подготовки внеклассных мероприятий и нестандартных форм урока.

Поскольку создание предметных театрализованных сценариев требует специальных коммуникативных умений, результативность данной работы во многом зависит от профессиональной вузовской подготовки студентов — будущих педагогов. Исходя из цели исследования, во второй главе («Методика обучения студентов педагогических вузов созданию предметного театрализованного сценария») мы представили, основные теоретические предпосылки организации и ход констатирующего эксперимента, рассмотрели исходные положения, этапы и организацию формирующего эксперимента, дали харакгеристику его содержания, методических приемов, форм и видов работ, типов заданий, представили результаты анализа полученных образцов.

В приложение к диссертации включены материалы констатирующего и обучающего экспериментов (анкета, образцы сценариев, использовавшихся в ходе опытного обучения, таблицы и схемы обобщающего характера, творческие работы студентов), а также анализ результатов обучения.

Похожие диссертации на Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария