Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Обоснование возможности использования звукового программно-аппартного комлекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ 18
1.1. Анализ особенностей обучения информатике учащихся музыкальных школ 19
1.2. Компетентностный подход в обучении информатике учащихся-музыкантов 28
1.3. Музыкальный компьютер как основной элемент в формировании новой творческой образовательной среды - музыкально-компьютерные технологии 37
1.4. Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ 41
Глава 2. Обучение информатике учащихся музыкальных школ на базе эзвукового программно-аппартного комплекса в реализации интегративно-контекстного подхода 57
2.1. Педагогические условия и методические принципы обучения информатике в музыкальных школах с применением электронного музыкального синтезатора 58
2.2. Программа «Электронный музыкальный синтезатор» как модель реализации технологии интегративно-контекстного подхода в обучении информатике 66
2.3. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ на базе электронного музыкального синтезатора 77
2.3.1. Электронный музыкальный синтезатор как современный программно-аппаратный комплекс обучения информатике в музыкальных школах 84
2.3.2. Обучение основам информатики учащихся младших и средних классов музыкальных школ 102
2.3.3. Программное обеспечение современного музыкального синтезатора как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ 129
2.3.4. Формирование новой дисциплины «Музыкальная информатика» в музыкальных школах 156
Глава 3. Экспертная проверка результатов исследования 165
3.1. Обоснование методики педагогического эксперимента, основные этапы 165
3.2.Результаты экспериментального обучения по предложенной методике 179
Заключение 185
Библиографический список 188
Приложение 1 200
- Музыкальный компьютер как основной элемент в формировании новой творческой образовательной среды - музыкально-компьютерные технологии
- Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ
- Программа «Электронный музыкальный синтезатор» как модель реализации технологии интегративно-контекстного подхода в обучении информатике
- Программное обеспечение современного музыкального синтезатора как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Стремительная информатизация общества естественным образом затронула сферу музыкального образования, где идёт поиск новых форм, методов, средств обучения, обновление методического содержания. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование, связанное с появлением новых электронных и компьютерных технологий. Информатика становится одной из основных дисциплин в музыкальном образовании, способствует расширению содержания обучения и усовершенствованию творческой деятельности музыканта, превращает процесс обучения в более высокотехнологичный и интенсивный. Вследствие этого предъявляются новые требования к уровню подготовки современного музыканта.
В настоящее время в музыкальном образовании появился новый инструментарий - электронный музыкальный синтезатор: чтобы научиться играть и уметь управлять этим инструментом, недостаточно знаний по классической теории музыки, гармонии, полифонии. Современный синтезатор является цифровым инструментом с соответствующим программным обеспечением, по сути, специализированным компьютером для работы с музыкальной информацией. Взаимообусловленность технических и программных средств в электронном музыкальном синтезаторе характеризует звуковой программно-аппаратный комплекс инструмента. С учётом этого появляется необходимость развития новых для музыканта способностей оперативно и качественно работать с музыкальной информацией на базе нового инструментария, анализировать и обрабатывать полученные результаты, обосновывать принятые решения в творческой деятельности, исходя из имеющейся музыкальной информации.
Это надо учитывать в подготовке специалистов, поскольку с самого раннего обучения у учащихся музыкальных школ появляется практическая необходимость в знаниях об информации, информационных процессах, базовых понятиях информатики как элементах реальной творческой деятельности на синтезаторе.
В этой связи возникает необходимость создания методики обучения информатике учащихся музыкальных школ и введения новой дисциплины «Информатика» на электронных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств, где звуковой программно-аппаратный комплекс становится новым средством обучения информатике музыкантов и в то же время сам выступает объектом практической направленности в обучении, что и является предметом нашего исследования.
Многие исследователи в своих работах, учитывая процесс информатизации музыкального образования, указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста, нового уровня его образованности (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский,
Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Pare, В.Г. Ражников). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и др. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Боронина, И.Б. Горбунова, A.B. Горельченко, М.И. Карпец, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Ситникова, А.В. Харуто и др.). Во многих странах вопросы обучения информатике музыкантов рассматриваются уже с середины прошлого века (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.), примерно с этого же времени композиторы применяют музыкально- компьютерные технологии и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, С. Крейн, Я. Ксенакис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие).
Сегодня среди существующих исследований нет таких, в которых электронный музыкальный синтезатор рассматривался бы как инструмент, с помощью которого можно изучать информатику:
как звуковой программно-аппаратный комплекс обучения информатике учащихся музыкальных школ;
как средство и объект обучения информатике, создающие такую обучающую среду, которая способствует формированию и развитию информационных компетентностей музыканта.
Между тем потребность в таком исследовании явно диктуется современным состоянием подготовки учащихся и преподавателей музыкальных школ. Как показали результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, использование музыкантами знаний по информатике и умения применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментарно, музыканты слабо владеют необходимым уровнем знаний, чтобы в полном объёме освоить современный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный комплекс. Данные результаты свидетельствуют о наличии проблем в этой сфере:
-
неучтённый факт потребности в интеллектуально-технологическом усовершенствовании музыкально-образовательного процесса;
-
отсутствие специального внимания к психологической особенности восприятия информации учащимися-музыкантами (образное мышление, художественное восприятие, эмоциональная память, тяготение к определенным видам художественной деятельности), влияющее на затруднения в обучении информатике и низкую учебную мотивацию учащихся музыкальных школ;
-
отсутствие внимания к возрастным особенностям обучения учащихся музыкальных школ, где уже дошкольники получают элементарные представления о музыкальной информации на синтезаторе;
-
нехватка учебных и методических пособий по информатике для учащихся и преподавателей-музыкантов.
Научный поиск решения проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ направлен на разрешение следующих противоречии:
-
несоответствие уровня подготовки учащихся и преподавателей музыкальной школы в области обучения информатике и современными требованиями к музыкантам-специалистам;
-
необходимость знаний по информатике, без которых музыканту становится невозможно разобраться в информационных процессах на электронном синтезаторе и отсутствие методики обучения информатике учащихся музыкальных школ.
Возникшая проблемная ситуация определила цель исследования: разработка методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.
Объектом исследования выступает процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода.
Предмет исследования - методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.
Гипотеза исследования заключается в том, что если:
учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия информации музыкантами (образно-ассоциативное мышление, эмоциональная память, приоритет творческого начала) при выборе методов, средств, форм организации учебной деятельности, с ориентацией на интегративно-контекстный подход к обучению;
содержание обучения строится на основе междисциплинарной интеграции, формирующей единую систему знаний и опыт междисциплинарного применения знаний, связывающей учебно- познавательную и творческо-практическую деятельность;
содержание обучения направлено на выяснение информационных процессов, связанных с особенностями хранения, передачи и обработки музыкальной информации на синтезаторе, учитывающих профессиональные потребности и интересы учащихся-музыкантов;
электронный музыкальный синтезатор в учебном процессе представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, имеющий набор технических и программных средств обработки звуковой и музыкальной информации, выступает, как новое средство обучения информатике (являясь источником информации) и объект для изучения и усвоения учебного материала, —
то возможно создание методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, способствующей повышению результативности обучения информатике учащихся-музыкантов и формированию устойчивых знаний и умений по информатике, обеспечивая успешное выполнение творческой деятельности.
Для решения указанных проблем и проверки достоверности принятой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
-
-
исследовать состояние проблемы и перспективы обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе анализа научной и методической литературы;
-
ввести понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс»;
-
разработать методику обучения информатике с использованием звукового программно-аппаратного комплекса;
-
сформулировать принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ;
-
выявить особенности использования звукового программно- аппаратного комплекса в качестве средства обучения и объекта изучения информатики учащимися музыкальных школ;
-
разработать учебно-методический комплекс (программа, учебное пособие, учебник-словарь, творческая тетрадь, электронный учебник дистанционного обучения, аудио- и видеоматериалы) для музыкантов;
-
экспериментально проверить результативность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ.
Методы исследования. В процессе осуществления задач исследования были использованы следующие методы:
методы теоретического исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблемам музыкально-информационного образования, материалов научно-практических конференций и интернет- ресурсов; изучение методической документации (государственных образовательных стандартов, программ по информатике средней школы, учебных планов, нормативных документов); изучение педагогического опыта, связанного с информатизацией музыкального образования с введением музыкально-компьютерных технологий;
методы эмпирического исследования: интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, собеседование, наблюдение за деятельностью обучающихся и изучение их самостоятельных творческих работ, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту: 1. Обучение информатике учащихся музыкальных школ является необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки современного музыканта. В качестве основных целей обучения информатике выделены следующие:
развитие творческого мышления и художественного потенциала через
звуковой мир цифровых технологий;
формирование навыков элементарной информационной деятельности,
связанной с процессами получения, преобразования, накопления и передачи музыкальной информации;
развитие компетентностей (познавательная, информационная, профессиональная), позволяющих успешно применять в творческой деятельности звуковой программно-аппаратный комплекс на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся.
2. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ строится на интегративно-контекстном подходе, с учётом специализации деятельности музыкантов:
отбор содержания обучения представлен как трансформация учебно- познавательной деятельности в практическую на основе междисциплинарной интеграции, при активном включении учащихся в деятельность по решению творческих задач (усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой);
ориентация на активные методы обучения (проблемное, развивающее, исследовательское, проектное), позволяющие вовлечь учащихся в учебно-познавательную деятельность;
современные формы организации обучения (творческие работы, обучающие игры, проблемное и интерактивное обучение) предоставляют учащимся не только готовые знания, но и опыт самостоятельного нахождения знаний через творческую деятельность на музыкальном синтезаторе;
применение звукового программно-аппаратного комплекса, являющегося средством обучения и объектом изучения информатики, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения материала по информатике, позволяет учитывать профессиональные потребности и интересы учащихся музыкальных школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
труды учёных-музыкантов, композиторов, проводящих исследования по проблематике электронно-компьютерного музыкального инструментария (Э. Артемьев, Э. Денисов, Ч. Додж (США), Ж.-М. Жарр, М. Заливадный, М. Кёниг (Нидерланды), Я. Ксенакис (Франция); Е. Мурзин, А. Немтин, Ж. Риссе (Франция), Р. Ружичка (Чехия), Л. Термен, Л. Хиллер (США), А. Шнитке, К. Шульц (Германия);
работы музыкантов-исследователей и учёных, занимающихся проблемой создания и изучения строения электронно-музыкального инструментария (А. Володин, Б. Галеев, И. Красильников, Т. Кэхилл, Р. Муг, Е. Мурзин, М. Мэтьюз, Л. Термен, Л. Хаммонд, Д. Эпплтон и др.);
труды математиков, исследующих процессы, связанные с моделированием элементов электронно-музыкального творчества (Г. Вейль, Ю. Вигнер, В. Ф. Зайцев, Р. Зарипов, Ч. Пирс, С. Чибирёв);
педагогические аспекты использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.О. Белунцов, А.Г. Гейн, И.Б.
Горбунова, А. Камерис, И.М.Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.Б. Родионов, А.В. Харуто, В.М. Цеханский);
необходимость введения в музыкальное образование музыкальной информатики (А.П. Ментюков, Ю.Н. Рагс, Н.С. Сушкевич, А.В. Харуто);
разработка стандартов и программ по информатике (И.Ф. Базлов, С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов, Н.В. Макарова, А.В. Могилев, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер, А.Н. Шляго и др.);
методология компетентностного подхода в педагогическом образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, А.К. Маркова, С. А. Писарева, Т.Н. Носкова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.);
основные положения знаково-контекстного обучения (В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева, Ю.Г. Татур и др.).
В своей работе мы взяли за основу концепцию курса информатики, разработанную профессором Натальей Владимировной Макаровой. Объектом нашего внимания являются следующие принципы данной концепции:
обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося при условии непрерывности образования;
развитие логического и творческого мышления, познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
освоение базовых технологий в процессе решения задач из конкретной предметной области;
приобретение опыта использования информационных технологий в практической музыкальной деятельности;
интеграция информатики и межпредметные связи с другими предметами, как возможность закрепления и углубления знаний, полученных на других предметах.
Источником диссертационного исследования явился также собственный шестнадцатилетний опыт автора как заведующей электронным отделением музыкальной школы им. М.И. Глинки (СПб), преподавателя и разработчика курсов повышения квалификации на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Логика и основные этапы исследования
Исследование, базируясь на основных методологических и методических принципах теории и практики обучения, имело следующие этапы:
-
Предварительный этап (1996 - 2002 гг.):
изучение научной литературы, теоретических источников, методического материала по предмету «Информатика», разработка и написание программы обучения для детских образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты»;
-
Теоретический этап исследования (2003 - 2007 гг.).:
определение конкретных путей, способов и средств достижения поставленных целей и задач исследования:
применение теоретических выводов в практике преподавания информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в музыкальных школах;
отбор содержания, конкретных тем, разделов в реализации междисциплинарных связей;
разработка методики преподавания информатики на основе интегративно-контекстного подхода в обучении учащихся музыкальных школ;
3. Экспериментальная часть исследования (2006 - 2011 гг.):
содержит проверку выдвинутых идей в практике обучения информатике учащихся ДМШ, ДШИ, а также в программе курсов повышения квалификации «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» и «Музыкальное компьютерное творчество» на базе РГПУ им. А.И. Герцена, в программе для детских музыкальных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», в написании учебного пособия для педагогов и студентов факультетов компьютерных технологий высших учебных заведений «Электронные музыкальные инструменты».
Научная новизна исследования
Обосновано использование звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ, представленного как средство обучения и как объект изучения информатики.
Разработана методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса на основе интегративно-контекстного подхода.
Разработана программа обучения электронному инструментарию учащихся музыкальных школ, включающая изучение информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, позволяющая развить познавательную деятельность музыкантов с учётом их профессиональных интересов.
Выявлены критерии отбора содержания курса информатики для учащихся музыкальных школ, основанные на междисциплинарных связях (общий тематический материал, сближающий дисциплинарные знания) с учётом психолого-педагогических особенностей восприятия.
Теоретическая значимость исследования
Обоснована необходимость обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе интегративно-контекстного подхода с учётом специализации деятельности музыкантов;
уточнено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», раскрыта его сущность;
выявлены принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе междисциплинарной интеграции;
уточнена структура и расширено содержание дисциплины «Музыкальная информатика» в связи с введением звукового программно- аппаратного комплекса в учебный процесс учащихся музыкальных школ.
Практическая значимость проведенного исследования
Создано учебно-методическое пособие «Электронные музыкальные инструменты», рекомендованное при изучении информатики в ДМШ, ДШИ;
внедрена программа обучения для детских музыкальных образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», включающая учебный материал по информатике;
организованы курсы повышения квалификации по модульной программе, профессиональная переподготовка преподавателей и музыкантов в области освоения электронного музыкального инструментария. Новый инструмент представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, требующий грамотной работы со звуковой и музыкальной информацией;
разработаны Всероссийский музыкально-образовательный портал для преподавателей и музыкантов - Муз.Учитель.Ру () и Музыкально-образовательный портал для современных родителей и их детей , позволяющие расширить и преобразовать самостоятельную деятельность музыкантов в информационной образовательной среде (сетевые конференции, семинары, проекты, организация консультационной помощи, возможность получение новых знаний из предложенной информации, участие в дистанционных курсах повышения квалификации);
организованы дистанционные курсы повышения квалификации «Методика обучения игре на электронном музыкальном синтезаторе», «Аранжировка на электронном музыкальном синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Основы компьютерной грамоты», разработаны материалы для дистанционной поддержки этих курсов;
внедрена разработанная электронная система проверки знаний по информатике в форме тестов (задания с выбором ответов), позволяющая определить уровень подготовки обучающихся;
введена новая дисциплина «Музыкальная информатика» в образовательном процессе на электронных отделениях музыкальных школ, как практический отклик на необходимость знаний по информатике в деятельности современного музыканта.
Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась:
в процессе проведения городского семинара «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», проводимого на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (ноябрь 2008г.);
на ежегодной международной научной интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» (с декабря 2009г.);
на ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова (с декабря 2002 г.);
на конкурсах, семинарах, мастер-классах для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально- педагогических училищ;
в процессе преподавания на курсах по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (музыкальные училища и музыкально- педагогические колледжи)» слушателей с высшим и средним профессиональным образованием;
в процессе обучения учащихся в детских музыкальных школах: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №3 им. Н.К. Гусельникова» г. Дзержинска Нижегородской области, МОУ ДОД Нижний Тагил «Детская музыкальная школа №1 им. Римского-Корсакова», МОУ ДОД «Сланцевская ДМШ» Ленинградской обл., МОУ ДОД «Детская школа искусств им. М.И. Глинки» Санкт- Петербурга.
Достоверность и обоснованность результатов исследования предоставляется точной методической основой исследования, многосторонним теоретическим анализом проблемы, выбором показателей эффективности предложенных подходов, адекватных предмету исследования, к реализации концепции обучения, а также репрезентативной выборкой количества респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.
Личный вклад автора заключается в постановке и решении проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ, в том числе в разработке методики обучения информатике, в создании программы обучения на электронном музыкальном синтезаторе и учебного пособия «Электронные музыкальные инструменты», в разработке модульных курсов повышения квалификации преподавателей «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «Аранжировка на электронных музыкальных инструментах» и «Компьютерное музыкальное творчество», в создании Всероссийского музыкально-образовательного портала МузУчитель.Ру (), в проведении авторских дистанционных курсов обучения игре на электронных музыкальных инструментах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Основной текст занимает 186 страницы. Библиография содержит 183 наименования.
Музыкальный компьютер как основной элемент в формировании новой творческой образовательной среды - музыкально-компьютерные технологии
В современном обществе роль информации, знаний и информационных технологий увеличивается. В требованиях к выпускникам общеобразовательных школ основное значение придаётся комплексным умениям по поиску и анализу информации (текстовой, графической, табличной, аудиовизуальной), применений методов электронной обработки информации, её систематизации; умениям формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации требования к оформлению и критерии оценивания информационных объектов, и участвовать в презентации и обсуждении проектов. Н.В. Макарова отмечает, что знания информатики должны позволять человеку оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения [96].
«Как всякая система, музыкальное образование непрерывно развивается; под влиянием изменений в науке, производстве и обществе обновляется содержание, появляются формы, методы и средства, в наибольшей мере соответствующие требованиям к подготовке специалиста и изменяющие качество самой педагогической системы» [119]. Музыкальное образование является самым консервативным в отношении компьютеризации учебного процесса; в то же время информатизация значительным образом затронула и сферу музыкального образования, где идёт поиск новых форм, методов обучения, обновление методического содержания. Информатика становится одной из основных дисциплин в музыкальном образовательном процессе, расширяет содержание обучения, делает его более высокотехнологичным и интенсивным. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование, в связи с чем появляется новая образовательная творческая среда. Основными ее компонентами являются: - музыкальный компьютер и электронный синтезатор как основные элементы аппаратно-инструментальной базы и программного обеспечения музыкально-компьютерного комплекса; - методическая система, позволяющая адекватно использовать МКТ на всех этапах музыкально-образовательного процесса (постоянная разработка новых учебных программ и курсов, отвечающих современным запросам образования и соответствующих уровню развития данных технологий); - воспитание современного типа мышления.
Композитор Г.Г. Белов очень точно определяет перспективы развития музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании: «Безусловно, традиционное.образование, которое получает юный музыкант в школе, лицее, училище и далее в вузе, ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано». И далее: «Для профессионального композитора мультимедийный ПК способен стать многофункциональным средством производства [11].
Уже сейчас компьютер становится для многих музыкантов доступным, понятным, удобным и незаменимым профессиональным инструментом в сфере музыкального творчества.
Русский композитор Э. В. Денисов считал, что компьютер избавил его «от потери огромного количества времени на технологические расчеты и построения, которые усложняются в нарастающей прогрессии по мере расширения выразительных средств музыки» [38].
Однако, осваивая технологии управления, обработки, хранения и создания музыкальной информации на компьютере и синтезаторе как специализированном компьютере, высококвалифицированные специалисты, имеющие музыкальное и педагогическое образование, столкнулись с трудностями. Неумение использовать в своей деятельности знания по информатике (не изучали этот предмет), часто имеющихся знаний оказывается недостаточно, чтобы обосновать логику функционирования инструмента, его интерфейс, понять принципы работы файловой системы, разобраться в свойствах, структуре и закономерностях распространения музыкальной информации.
Такому процессу свойственно противоречие, выражающее: неучтённый факт потребности интеллектуально-технологического усовершенствования музыкально-образовательного процесса; отсутствие специального внимания к психологической особенности восприятия информации учащимися-музыкантами (образное мышление, художественное восприятие, эмоциональная память, тяготение к определенным видам художественной деятельности), влияющей на затруднения в обучении информатике и снижающей учебную мотивацию у учащихся музыкальных школ; отсутствие внимания к возрастным особенностям обучения учащихся музыкальной школы, где уже дошкольники получают первоначальные представления о музыкальной информации на синтезаторе, в начальной школе пропедевтический курс информатики вводится только со второго класса; нехватка учебных и методических пособий по информатике для учащихся и преподавателей-музыкантов. Научный поиск решения проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ направлен на разрешение следующих противоречий: 1) несоответствие уровня подготовки учащихся и преподавателей музыкальной школы в области обучения информатике и современными требованиями к музыкантам-специалистам; 2) необходимость знаний по информатике, без которых музыканту становится невозможно разобраться в функциональных особенностях электронного инструментария, компьютера и отсутствие методики обучения информатике; Возникшая проблемная ситуация определила необходимость разработки методики обучения информатике учащихся-музыкантов.
Благодаря развитию современных музыкально-компьютерных технологий имеется возможность программировать и моделировать акустическое пространство. «Для меня самым могучим измерением в музыке является пространство. Раньше композиторы не задумывались о нем, они зависели от акустики зала, а его можно выстроить, электроника дала возможность. Говорят, развитие музыки зашло в некий тупик: шкала звуков ограничена темперацией. Но могучий резерв музыки - пространство, композитор может его «сочинять»: где, как, куда послать звук, откуда он придет», - пишет наш современник, выдающийся композитор Э. Артемьев [11].
В такой новой образовательной среде преобразовывается деятельность музыканта, изменяется сам процесс обучения, который становится интеллектуально-технологическим, основанный не только на непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися, но и на интерактивном взаимодействии музыканта (пользователя) с электронным синтезатором или компьютером.
Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ
Звуковая карта синтезатора соединяет в себе стабильно работающее программное обеспечение и хорошее качество звука, что позволяет создавать аранжировки высокого качества.
Функциональность компьютера полностью определяется его программным обеспечением, которое образует все используемые в компьютере программы. Программное обеспечение синтезатора имеет сходство с программным обеспечением компьютера, подразделяется по назначению на следующие классы:
Прикладное ПО, программы специального назначения для профессиональной деятельности музыканта, например, редакторы Voice Creator, Voice Set и Style Creator. Системное программное обеспечение синтезатора состоит: Операционной системы, в каждой модели она своя (например, у синтезатора Korg собственная операционная система OASYS, у синтезатора Roland - Fantom, у синтезатора Yamaha - Motif) Операционная система синтезатора, как и компьютера, отвечает за все функции устройства, управляет синтезатором и его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и др.), запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет функционирование по запросам пользователя и программ. Электронные музыкальные синтезаторы, как и компьютеры, предоставляют обновлять операционную систему, имеют страничное меню, встроенные справочные файлы, а также скринсейверы. Операционная система (ОС) в синтезаторе хранится в Flash памяти, поэтому обновление системы проходит просто. Эта программа загружается при включении синтезатора и сопровождает пользователя на протяжении всего творческого процесса на инструменте.
Специализированное и прикладное программное обеспечение на синтезаторе (например, редакторы Voice Creator, Voice Set и Style Creator).
Прикладное (ПО) - предназначено для выполнения конкретных задач пользователя (табличные процессоры, обучающие программы, редакторы, позволяющие создавать собственные тембры, стили). Такие программы расширяют возможности инструмента, превращая его в рабочую станцию музыканта; например, можно изменить тембры в синтезаторе на тембры, предлагаемые программой на компьютере. Можно в компьютерной программе секвенсора работать через USB синтезатора, который исполнит роль MIDI-интерфейса с 32 каналами MIDI, вместо 16 на синтезаторе.
Процесс управления электронный музыкальным синтезатором связан с контроллером нескольких тысяч разнообразных параметров, отвечающих за те или иные аспекты звуковой и музыкальной информации (обработка, запись, сохранение), конструирование стиля, редактирование тембров, конвертирование звукового файла из одного формата в другой, а также получение дополнительной информации непосредственно из Интернета и многое другое. Данным процессом музыкант должен уметь управлять как во время исполнения (при помощи клавиш, кнопок, педалей, фэйдеров), так и предварительно запрограммировав нужную настройку, параметры на самом синтезаторе перед выступлением.
Рассмотрим, как работает программный комплекс синтезатора. «Современные музыкальные инструменты используют в своей конструкции новейшие разработки в области теоретических и прикладных исследований в широком спектре знаний. Многообразие моделей электронных музыкальных инструментов, присутствующих на рынке в настоящий момент, связано с разнообразными принципами темброобразования - результатом поисков в области возможных методов получения звука музыкальных инструментов электронными средствами, основные из них - частотная модуляция, воспроизведение семплов, физическое моделирование и различные формы совмещения этих принципов» [2]. Наибольшее распространение сейчас получили инструменты, работающие по принципу воспроизведения семплов. В их памяти находятся заранее записанные образцы звучания, которые воспроизводятся при нажатии клавиш с разной высотой и динамикой. Эти синтезаторы передают стереосэмплированныи звук высокого качества разных реальных музыкальных инструментов.
Рассмотрим структуру современного синтезатора. В современных синтезаторах клавиатура и звуковой блок - две независимые части, связанные между собой через MIDI-интерфейс. Клавиатура при нажатии клавиш производит сообщения о взятой ноте и ее динамике, которые распознаются любыми электронными инструментами. «При нажатии клавиш через MIDI-интерфейс в блок синтеза начинают поступать сообщения о нотах и их динамике. Здесь они попадают в звуковые генераторы (Oscillator) - устройства, производящие периодические электрические сигналы, которые впоследствии преобразуются в звук в акустических системах. Высота тона (частота) сигналов определяется MIDI-сообщениями от клавиатуры Обычно в синтезаторах бывает от одного до трех звуковых генераторов. Плюс генератор шума - Noise Generator (случайного сигнала, который воспринимается нами как «шипение»). Шум используется при создании некоторых синтетических звуков. Все они начинают работать одновременно при поступлении MIDI-сообщения от клавиатуры» [2].
Как известно, формы звукового сигнала бывают различными, звуковые генераторы синтезаторов способны производить следующие формы: синусоидальная (sin), треугольная (triangle), пилообразная (saw) и прямоугольная (pulse) (Рис. 2).
Программа «Электронный музыкальный синтезатор» как модель реализации технологии интегративно-контекстного подхода в обучении информатике
В современном мире поток и объёмы информации постоянно возрастают, что приводит к интенсивному развитию процессов интеграции в разных областях деятельности, которые проявляются всё заметнее.
В настоящее время без знаний по информатике и информационным технологиям невозможно обойтись в курсе обучения на музыкальном синтезаторе. В педагогической практике известно взаимодействие предметов, например географии и информатики; информатика, музыка и литература; физкультура и информатика и т. д. Используя в качестве обучающей основы материал разных предметов, происходит наполнение познавательной деятельности обучающихся реальным, значимым, а, главное, - интересным содержанием. В результате увеличивается учебная мотивация, появляется возможность моделировать реальные условия в стиле разных дисциплин, формируется учебно-познавательная компетентность учащихся. Поэтому можно утверждать, что комплексное воздействие на обучающихся во много раз эффективнее и предпочтительней, чем влияние каждого предмета отдельно. В связи с этим совершенствуются методы и формы организации обучения, появляются новые программы и учебники, имеющие методическую направленность: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Взяться за создание программы «Электронный музыкальный синтезатор» автора подтолкнуло понимание необходимости творческой трансформации методического опыта, с учётом специфики новой среды музыкально - информационного взаимодействия, осознание перспективности электронного направления, открывающего новые возможности в музыкальной педагогике и в художественной деятельности, позволяющего сделать содержание музыкального образования более высокотехнологичным, интенсивным, эффективным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.
При формировании программы обучения на электронных музыкальных инструментах, рассмотрены определенных объектов, явлений, процессов нами была выявлена междисциплинарная связь с курсом информатики. Следует отметить, что проблема междисциплинарных связей - не новая проблема для педагогики. О межпредметных связях в учебном процессе в разные периоды говорили Я. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К. Ушинский. «Интеграция выступает как целостная межпредметная ситуация, которая осмысливается учащимися на уровне обобщения и абстрагирования и реализуется через анализ причинно-следственных связей, посредством теоретического мышления. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в звуке, модели, функции, графике, программе, схеме)» [30].
В результате развития междисциплинарной связи информатики и освоения музыкального синтезатора происходит постепенное слияние знаний, способов действий на базе единых интеллектуальных технологий, у учащихся созревает понимание функционального единства компьютерного и электронно-музыкального инструментария, тем самым увеличивается познавательная активность в творческой деятельности.
К настоящему времени в школьной информатике имеются значительные учебно-методические наработки для разных возрастных групп учащихся, изданы учебники и учебные пособия, рекомендованные Федеральным экспертным советом, предлагаются различные подходы к изучению информатики; так, обучение информатике в классах профильного обучения проводится с учетом личностных и психофизиологических особенностей учащихся. «Учащиеся классов технической и математической направленности изучают основы программирования и алгоритмизации, которые построены на базе математической логики, здесь значимыми являются такие понятия математической логики, как элементы логической теории формального вывода и доказательства, логические выражения и логические операции, логические основы компьютера. Учащиеся классов гуманитарной направленности изучают, прежде всего, разделы логики связанные с простыми и сложными логическими выражениями, логическими операциями и классификацией объектов. Для классов гуманитарной направленности, в этой связи, более продуктивными являются учебники Н.В. Макаровой и др., И.Г. Семакина и др., С.А. Бешенкова и др., а для классов технической и математической направленности - учебники Н.Д. Угриновича и др., А.Г. Гейна и др.» [4], также используются учебники по предмету: Н.В Матвеева, Е.Н Челак, Н.К Конопатова. «Информатика и ИКТ» : учебник для 2-4 классов; С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. Учебник-тетрадь по информатике 1-6 классы; И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, СВ. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ. Базовый курс» для основной школы. 8-9 классы; Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ» 5-6 класс, 7-9 класс, 10-11 класс; Л.Л. Босова «Информатика» 5-6 класс; Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10-11 класс. Программы по информатике для музыкальных школ пока не существует. Разработанная автором диссертации программа «Электронные музыкальные инструменты» рассчитана на пяти-и девятилетнее музыкальное образование и представлена в двух видах: основном и облегчённом. Облегчённый вариант предполагается для учащихся со слабыми музыкальными способностями, которые учатся «для себя» и не выбирают музыку своей будущей профессией. Основной вариант предназначен для учащихся, которые избирают музыкальную область своей профессиональной деятельностью и по желанию могут продолжить обучение в средних и в высших специальных заведениях по специальностям «Аудиовизуальная техника», «Звукорежиссура», «Музыкальная звукорежиссура», «Музыкальное искусство эстрады», «Звукорежиссура кино и телевидения», «Звукорежиссура кино- и видеофильма», «Музыкальное искусство».
Программное обеспечение современного музыкального синтезатора как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ
Цель изучения информатики в школе состоит в том, чтобы в результате эффективного обучения, сформировать у учащихся младших классов компьютерную грамотность, а в старших классах формирование информационной культуры. Для этого не нужно ограничиваться рамками одного предмета «Информатика», важно расширять данную область с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы, а также использовать процесс обучения учащихся в музыкальной школе, в связи с тем, что у музыкантов появляется практическая необходимость в знаниях об информации, информационных процессах, базовых понятиях информатики как элементах реальной творческой деятельности. Как известно, для людей творческих профессий эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в результате творческой деятельности, когда учебный процесс максимально приближается к содержанию, и новые дисциплины изучаются в контексте с деятельностью музыканта. Учитывая это, целесообразно выстраивать процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода как «концептуальной основы технологии контекстного обучения» [А. Вербицкий]. Как показало наше исследование, данный подход к обучению информатике позволяет максимально приблизить содержание предмета к творческой профессиональной деятельности музыканта, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения программного материала по информатике, способствует формированию умения самостоятельно использовать полученные знания в творческой деятельности, увеличивает активность и ответственность самих учащихся.
Многие исследователи в своих работах, учитывая процесс информатизации музыкального образования, указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста нового уровня образованности (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Pare, В.Г. Ражников). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали исследователи Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и другие. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Воронина, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, М.И. Карпец, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Ситникова, А.В. Харуто и др.). За рубежом вопросы обучения информатике музыкантов рассматриваются уже более 50 лет (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.). Многие композиторы второй половины ХХ-начала XXI века активно применяют музыкально-компьютерные технологии и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, С. Крейча, Я. Ксенакис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие композиторы). В ходе разработки методики обучения информатике учащихся музыкальных школ мы опирались на обобщённую модель методической системы обучения.
В качестве основных целей обучения информатике учащихся музыкальных школ выделены следующие: развитие творческого мышления и художественного потенциала через звуковой мир цифровых технологий, формирование навыков элементарной информационной деятельности, связанной с процессами получения, преобразования, накопления и передачи музыкальной информации, развитие компетенций, позволяющих успешно действовать на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся.
Сформулировано основное требование, определяющее отбор содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ, направленное на решение практических задач профессионального характера. Отбор содержания строится на трансформации учебно-познавательной деятельности в творческо-практическую на базе программно-аппаратного комплекса синтезатора. В связи с этим за основу взята «интегративно-контекстная» педагогическая модель [25]. Концептуальную основу данной модели составляет контекстное обучение - «соединение в учебном процессе теории и практики, где знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность учащегося, а в качестве средства решения задач» [25]. В результате выбранная модель обучения сближает учебный процесс по информатике с профессиональной деятельностью музыканта с помощью учебно-творческих задач, заданий, моделей и ситуаций. Связующим звеном между учебно-познавательной и музыкально-творческой деятельностью выступает «междисциплинарная интеграция», как «целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении целостности учебных дисциплин» [Носков М.В., Шершнева В.А.]. При таком подходе учащиеся могут многократно использовать и закреплять полученные знания (в данном случае по информатике) в решении творческих задач на занятиях по синтезатору, аранжировке, композиции, за рамками школьного предмета «Информатика».
Электронный синтезатор как специализированный компьютер становится новым средством обучения информатике музыкантов и в то же время, сам является объектом практической направленности обучения.
Большим потенциалом для реализации указанных задач средней общеобразовательной школы обладают исследовательские проекты в обучении информатики, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся. В этом случае активизируется обучение, ему придается исследовательский, творческий характер, инициатива в организации творческой деятельности передается учащемуся. При умелой организации такой деятельности, формируется внутренняя мотивация учащихся, которая вынуждает подходить к любой возникающей перед ними проблеме с творческой позиции. Без активной деятельности учащихся не может быть достигнуто понимания в освоении знаний. Об этом свидетельствуют и психолого-педагогические исследования (И.И. Артамонова, А.Я Коменский, И.Я Лернер, Н.И. Новиков, М.Н. Скаткин) в процессе которых было установлено, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную деятельность. Именно с целью организации такой деятельности применяются исследовательские проекты в обучении. «Они способствуют развитию навыков учебно-познавательной творческой деятельности, более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Похожие диссертации на Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса
-