Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Развитие научно-теоретических представлений о человеке и их отражение в системе начальной школы
1. Становление взглядов о человеке в истории научных исследований 19
2. Особенности представления знаний о человеке в теории и практике начальной школы 57
Глава II. Особенности методических условий формирования понятия "человек"у младших школьников
1. Концептуальный подход в формировании понятия «человек» на первой ступени школьного обучения 87
2. Проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию понятия «человек» в начальной школе 133
3. Определение качества усвоения понятия «человек» младшими школьниками152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЯ 163
ПРИЛОЖЕНИЯ 181
- Становление взглядов о человеке в истории научных исследований
- Особенности представления знаний о человеке в теории и практике начальной школы
- Концептуальный подход в формировании понятия «человек» на первой ступени школьного обучения
Введение к работе
Сегодня на рубеже веков и тысячелетий в обострившихся условиях жизни мировое сообщество все чаще приходит к необходимости переосмысления сущности человека, его места в природе и роли на планете. Значимость этих проблем неоднократно отмечалась на международных экологических форумах (Стокгольм, 1972; Белград, 1975; Тбилиси, 1977; Париж, 1986; Рио-де-Жанейро, 1992; Москва, 1998 и др.). В настоящее время для многих людей актуальными становятся общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы. Процессы гуманизации и гуманитаризации российского образования становятся ведущими условиями прогрессивного развития общества. В наши дни, как никогда прежде, осознается важность обращения к человеку, выявление новых граней его совершенствования и возможностей сосуществования с природой.
Необходимость формирования нового взгляда на место человека в мире диктуется ростом негативного влияния мировой цивилизации на планету, нарастанием противоречий во взаимоотношениях человека с окружающей социо-природной средой. Все очевидней становится, что эти процессы угрожают устойчивости биосферы Земли и существованию человечества. К началу третьего тысячелетия человек подошёл не только с грандиозными победами в духовной и материальной областях. В XX веке перед человечеством во всей многосложности и противоречивости встал комплекс общецивилизационных вопросов и проблем. Деятельность людей вследствие использования всё более производительных орудий труда и овладения новыми видами энергии породила комплекс экологических проблем: пагубное изменение климата и уменьшение толщины озонового слоя, загрязнение всех сред обитания живых организмов, истощение минеральных ресурсов, нарушение устойчивости биосферы, резкое сокращение биоразнообразия природных сообществ Земли. Эти проблемы отражаются и на жизни общества: ухудшение качества и сокращение продолжительности жизни людей, состояния их здоровья, возникновение новых "экологических" болезней, неполноценное потомство, сокращение возможностей отдыха, ухудшение условий труда, дефицит пищевых и энергетических ресурсов и т.д. Экспотенциальный рост социоприродных проблем и резкое снижение "жизнепригодных качеств биосферы", ясно указывает, что социоприродное взаимодействие само является важным фактором развития духовной жизни общества и его игнорировать не безопасно для существования самого человека.
Наибольшую опасность представляют собой тенденции развития глобальных экологических проблем, которые оказались результатом всего социального прогресса с его стихийной, дегуманизированной формой развития. По мнению ученых-экологов, "гуманистически неориентированный научно-технический прогресс сыграл роковую роль в развитии человечества, создав реальную и относительно быструю возможность глобального омницида"(23, с. 106). Сейчас, как никогда прежде, остро стоит вопрос об условиях и предпосылках выживания человечества, поскольку угроза погибнуть в тисках экологического кризиса - угроза более реальная, чем опасность ядерной катастрофы. Характерной чертой нынешнего кризиса является его масштабность - в отличие от предыдущих, локальных, он носит общемировой характер. Его преодоление и восстановление жизнепригодных свойств биосферы невозможно стихийным образом. Рационализация отношений "человек- природа1' перерастает национальные границы и становится общепланетарной проблемой, от оптимального решения которой зависит будущее человечества (114, с. 221). Поэтому сегодня так актуальна задача поддержания и сохранения целостности биосферы — естественного базиса социума.
Катастрофическое разрушение природной среды ставит человека в предельно критическую ситуацию: возникновение глобальных проблем человечества является признаком того, что необходимы новые общепланетарные принципы организации общественной жизни как единого целого. Академик В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что единственно возможный способ сохранения человечества на планете заключается в консолидации людьми своих усилий на основе общих задач формирования ноосферной целостности. Для этого нужны новое мышление, новая политика, новая культура и новый человек, который будет "стоять на уровне уникальных задач, стоящих перед человечеством на рубеже третьего тысячелетия"(24, с. 120). Таким образом, современное человечество стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития, перед необходимостью выработки новой системы ценностей и принципиально иных взаимодействий с окружающей средой.
Как отмечает академик Н.Н. Моисеев, современное общество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации, смены цивилизационных парадигм. Менталитет человека по отношению к окружающей среде не соответствует его новым условиям жизни на Земле, когда масштаб и сила антропогенного воздействия на планету возросли в сотни раз.
Драматизм современности заключается в том, что в ней не просто пересеклись во времени и в пространстве различные кризисы: политический, экономический, демографический, экологический, культурный, духовный. Сформировалась ситуация, которую М.К. Мамардашвили назвал "антропологической катастрофой", разрушение "материи человеческого". "Происходит изменение самой человеческой природы в сторону утраты в ней собственно человеческого и преобладания животного. Причем этот процесс начинает носить закономерный и глобальный характер1'(147, с. 17).
Важно отметить, что нынешнее представление человека о своем месте в природе не изменилось, оно немногим отличается от того, которое имел человек, живший в начале неолита (Н.Н. Моисеев). Воздействие человека на биосферу до сих пор складывается стихийно, без учета людьми законов саморегуляции биосферы и потому, как правило, ведет в конечном счете к ее разрушению и резкому снижению "жизнепригодных свойств". Поэтому сегодня чрезвычайно актуален процесс совершенствования экологического сознания людей, который представляет собой комплексный механизм разумного регулирования социо-природных взаимодействий.
Экологические проблемы, обусловлены хозяйственной деятельностью самого человека, масштабом и силой его влияния на окружающую среду. Ухудшение всего комплекса общецивилизационных противоречий настойчиво требует нового понимания, "возрождения" человека - главной силы, определяющей качественное состояние естественного и рукотворного мира планеты.
В настоящее время все более актуальным становится выработка взгляда на человека как на гражданина планеты, ответственного за сохранение всей биосферы. Вместе с тем необходим пересмотр сложившихся взаимоотношений человека с окружающей средой, отказ от прежней установки их развития на основе принципов антропоцентризма и переход на качественно новую форму социо-природного развития в масштабах всей планеты.
Сегодня ответ на вопрос "Что такое человек?" сохраняет свою актуальность и, по мнению Э. Фромма, "никогда не был столь труден, но в то же время столь необходим" (210, с. 154). Ведь основной причиной сложившейся кризисной ситуации является сам человек, его неразумная, безграмотная во многих отношениях деятельность. Действительно, история взаимодействия общества и природы полна множества драматических событий, последствия которых негативно сказывались и сказываются не только в природе, но и в самом человеке. Разрушительная сила человеческой деятельности порождает самые разнообразные проблемы, среди которых не последнее место занимают проблемы морального порядка. По мнению ученых-экологов (А. Печчеи, Н.Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др.), кризисную обстановку на планете во многом определил "человеческий фактор", причины мировоззренческого характера, среди которых ведущими являются техноцентризм сознания людей, утилитарно-прагматические ценности по отношению к природе и самому человеку.
Многие специалисты считают, что истоки экологического кризиса лежат внутри самого человека, а самая главная проблема - духовная. Сегодня не потеряли актуальности слова Н. Бердяева: "человек перестал понимать, для чего он живёт и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью"(14, с. 271). Остроту принимают и психологические проблемы: утрата представлений о собственной идентичности, о подлинности своего внутреннего мира. "Несвободный, обреченный на разобщенность, ограниченный, блуждая в дебрях бесчеловечности, .... бредет современный человек унылой дорогой в унылое время"(219, с. 54-55), -так осмысляет А. Швейцер положение человека в настоящем мире. По мнению А. Печчеи судьба человечества во многом зависит от человеческих качеств, качеств миллиардов жителей нашей планеты. Ученые и общественные деятели неоднократно отмечали, что "бездумное потребительство в целом оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности"(24, с.114). Ученые (Н.А. Бердяев, Н.Н. Моисеев, А. Швейцер, А.Д. Урсул, Г.П. Ягодин и др.) отмечают опасность духовного кризиса, когда интеллект, вышедший из-под контроля нравственности, становится мощным разрушителем гармонии окружающего мира. Это сопровождается распадом социальных идеалов, утратой смысла жизни, ужесточением отношений к природным объектам, ростом прагматизма и агрессивности во взаимоотношениях между людьми. Не понимая и не чувствуя связи "всего со всем", человек отчуждается от окружающей действительности, становясь "разъединенным", выполняющим отдельные функции. В сегодняшнем общественном сознании человек оказался "потерянным", неосознанным, непонятым.
Парадоксальность положения современного человека заключается в том, что сегодня он в большей мере, чем любой другой биологический вид Земли оказывает негативное влияние на функционирование природных экосистем планеты. С другой стороны, как замечает Л.В. Тарасов, в процессе технического овладения природой человек все более удаляется от нее, он перестает осознавать себя частью природы, превратился в стороннего наблюдателя. Возникло острое противоречие между особенностями деятельности людей и возможностями биосферы как естественной системы. Между тем, именно современный человек призван нести этическую ответственность за сохранение жизни на Земле, поскольку он является единственным видом в биосфере, способным преодолеть глобальный экологически кризис и разрешить противоречия между обществом и природой в сторону их консолидации (Н.Н. Моисеев). При этом экологическая безопасность должна выступать как компромисс между человеком, обществом и природой, "обеспечивая удовлетворение далеко не всех ныне существующих в мире потребностей человека, а лишь жизненно важных и естественных, коэволюционио-разумных"(23, с. 112). Многие ученые уверены, что человек как существо разумное, способное рассуждать, анализировать и учиться у природы сможет "осуществить свою деятельность в соответствии с характером биосферных процессов и исправить сложившийся дисбаланс"(217, с. 110).
Противоречия между человеком и природой образуют единый комплекс социально - экологических проблем, в основе которого лежит кризис мировоззренческий, кризис человека. Понимая, что главные причины экологического кризиса следует искать в кризисе личности, современный человек начинает познавательно беспокоиться о себе (Н.Н. Моисеев). Сегодня становится очевидным, что современный житель планеты должен глубоко переосмыслить самого себя и характер своих отношений с окружающей средой. Ему необходимо понять, что особенность вида Homo sapiens состоит в ответственности за преодоление глобального противостояния общества и природы. Общество должно осознать, что потребительский менталитет, расточительский образ жизни и другие "человеческие качества" (А. Печчеи) являются главными причинами возникновения и развития экологических проблем, ставящих под сомнение существование жизни на Земле.
Обозначенные выше обстоятельства определяют актуальность человековедческих аспектов развития школьного образования, подтверждающих целостность, универсальную ценность и биосферную миссию человека.
По мнению Б. Г. Ананьева, "антропологизация и гуманизация многих областей знания, впервые подступающих к изучению человека, -новое явление в развитии науки". При этом человек в большинстве своем является таковым, как мыслит и воспринимает себя в окружающем мире. Представление о человеке, сложившееся в общественном и индивидуальном сознании, существенно влияет на личность и характер ее отношений с окружающим миром. Отметим, что "образ человека" в значительной мере формируются социокультурной средой, в которой ведущее положение занимает школа.
Значительное место в становлении индивидуальной культуры занимает начальная школа. В работах И.К. Блиновой, Н.Ф. Виноградовой, М.Н. Колбасенко, Л.К. Нарочной, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой, А.Е. Тихоновой и других ученых рассмотрены вопросы совершенствования содержания и методов формирования знаний младших школьников. Однако до настоящего времени существует ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию начального обучения. В школьной практике отмечается непоследовательное применение результатов современных пс и хол ого- педагогических исследований, а также недостаточная разработка отдельных учебных понятий и методик их формирования.
Одной из фундаментальных учебных категорий является понятие "человек" (далее "Ч"), лежащее в основе базовых знаний. Изучение обширного эмпирического материала дает основание предполагать, что от особенностей формирования знаний о человеке в младшей школе, зависит качество последующих этапов образования. Несмотря на интегральный характер знаний о человеке, анализ учебно-методической литературы и практики обучения показал, что в первый школьный период рассматривается преимущественно телесная сущность человека, знания о нем даются отрывочно, рас согласованно, на уровне эмпирических представлений и описаний. Вместе с тем недостаточно разработано методическое обеспечение человековедческой направленности. Как отмечает Н.Ф. Виноградова, человек с его психологической характеристикой, индивидуальными особенностями, "похожестью" и "непохожестью" на другие живые организмы до сих пор не является предметом изучения в начальной школе. Таким образом, в сознании школьника, начиная с первых лет его обучения, формируется разобщенное представление о жизни, здоровье и деятельности человека. Эти признаки указывают на один из истоков современных экологических проблем.
Изучение теории и практики начальной школы показывает, что на этом этапе обучения до настоящего времени отсутствует единая учебно-воспитательная деятельность по формированию представления о биосоциальном единстве человека, осознанию его места в природе и роли на планете. Следовательно, в начальной школе имеет место противоречие между необходимостью формирования у младших школьников понятия о человеке как биосоциальном существе с биосферной ролью, с одной стороны, и недостаточной разработкой и применением соответствующих методических условий, с другой стороны. Данное противоречие позволяет выделить проблему исследования, которая состоит в разработке методических условий формирования знаний о человеке на основе его биосоциальной сущности и ведущей роли на Земле.
Цель исследования: определить методические условия формирования понятия "человек" на младшей ступени школьного обучения. Объект исследовании: процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования; совокупность методических условий, обеспечивающих успешность формирования понятия "Ч" у младших школьников.
Гипотеза исследования: можно ожидать успешности формирования понятия "Ч" у младших школьников, если практика начальной школы будет строиться на основе: знании о биосоциальном единстве человека и его ведущей роли на Земле; методических условий формирования целостного представления о жизни, здоровье и деятельности человека; новейших психо лого-педагогических воззрений на возрастные особенности младшего школьника; критериев усвоения понятия "Ч" как биосоциального существа с биосферной ролью.
Учитывая цель, объект, предмет и гипотезу исследования нами были сформулированы следующие задачи работы;
Выявить современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и отражение ее в школьной практике.
Определить содержательные основы понятия "Ч" с учетом необходимости и доступности для познавательных возможностей младших школьников.
Обосновать совокупность методических условий, необходимых для успешного формирования понятия "Ч" в начальной школе.
4. Выделить критерии для определения сформированности понятия "Ч на ступени начального обучения. 5. Методологическую основу исследования составили: философские работы гуманистического направления (Н.А. Бердяев, Ф. Гегель, И.А. Ильин, И, Кант, А. Печчеи, П. Теяр де Шарден, И.Т. Фролов, Э. Фромм); философия русского космизма; труды, посвященные глобальному изучению проблемы человека и его космической сущности (И.А. Александров, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Е.А. Спирин, ГО.М. Федоров); разработки в области экологической культуры и гармонизации взаимодействий между человеком и природой (С.Н. Глазачев, Б.Т. Лихачев, Н. М. Маме до в); идеи универсальной этики, феноменологии, холизма и синергетики как представлений, базирующихся на системном понимании человека, рассматривающих его как целостность в максимально широком контексте жизни; учение о биосфере, роли человека в ее развитии и становлении ноосферы; положения комплексной экологии, раскрывающие многогранность взаимосвязей человека, природы и общества (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, А.С. Кульпин, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул); - психолого-педагогические работы, посвященные исследованию личности школьника, мотивации поведения, деятельности и отношений (А.Г. Асмолов, В.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); положения о возрастных особенностях младшего школьников (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, B.C. Мухина); гуманистической психологии (Е.И. Исаев, А. Маслоу, К. Роджерс В.И. Слободчиков); работы по психологическим особенностям формирования учебных понятий (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); - концептуальные положения начального образования в контексте развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, A.M. Пышкало, Д.Б. Эльконин) и теоретические основы школьного экологического образования (СВ. Алексеев, С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б. Г. Иогаизен, Б.Д. Комиссаров, И.Т. Суравегина, Д.И. ТраЙтак, Г.П. Ягодин); работы, направленные на совершенствование содержания и методов формирования экологических знаний младших школьников (Н.Ф. Виноградова, Л.К. Нарочная, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова-Салеева); идеи гуманизации образования (Б.С. Гершунский, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров); культурно-исторический подход в образовании (B.C. Библер, Л.С. Выготский); принцип природосообразности в педагогике (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель); принцип междисциплинарного обучения (И. Д. Зверев, И.Я. Лернер, М.Н. С каткий); работы ведущих методистов-естественников (А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, И.И. Полянский, Б.К. Райков, Н.А. Рыков, К.П. Ягодовский); антропологический подход в педагогике (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим - Бад, К.Д. Ушинский).
В процессе решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические: исторический анализ, сравнительно-сопоставительное рассмотрение, моделирование, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование, собеседование, анализ результатов работ учащихся (рисунки, сочинения и т. п.), экспертная оценка, психолого-педагогический эксперимент, разработка и апробация авторского варианта учебной программы, математическая обработка результатов опытно-поисковой работы.
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, системностью исследовательских процедур, репрезентативностью выборок, устойчивостью и воспроизводимостью эксперимента.
Экспериментальной базой являлись: школы №№ 106, 21, 99, 88 Красноярска, школа-лицей № 174 Зеленогорска, школа № 446 Москвы; краевая экологическая школа-экспедиция Краевого ИПК РО.
Диссертационное исследование проводилось в четыре этапа с 1993 г. по 2001 г.
На первом этапе — постановочном (1993 —1996 гг.) - изучалось состояние проблемы исследования в науке и практике, выявлялись основные противоречия и недостатки современного начального образования в контексте формирования знаний о человеке. Это позволило выделить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать модель эксперимента.
На втором этапе — поисково-моделирующем (1997 — 1998 гг.) -осуществлялся констатирующий эксперимент, были определены принципы, методические условия и оптимальные пути реализации авторской модели.
На третьем этапе - преобразующем (1998 - 1999 гг.) - был проведен формирующий эксперимент, проверена корректность и эффективность авторских учебно-методических разработок.
На четвертом этапе - завершающем (1999 -2001 гг.) - обобщены экспериментальные материалы, сделаны выводы, намечены пути возможных исследований проблемы, завершено оформление текста диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основным условием формирования понятия "Ч" является построение учебных знаний на базе концептуального подхода, объединяющего: научные представления о биосоциальной сущности человека и его ведущей роли на планете; психолого-педагогические основы комплексного развития младшего школьника; идеи взаимосвязи человека и природы, а также единства социоприродного развития Земли.
2. Успешность процесса формирования понятия "Ч" у младших школьников обеспечивается совокупностью методических условий, включающих: - междисциплинарность при обучении на основе категорий, соподчиненных понятию "Ч": разум, общение, труд, поведение, семья, здоровье, свойства характера, чувства и эмоции, ответственность, происхождение человека и др.; опору в проведении учебных занятий на эмоционально-образное восприятие окружающего мира младшими школьниками; применение практических и социально ориентированных форм учебной деятельности (комплексные экскурсии, эколого-валеологические экспедиции, этические беседы, учебные диалоги, игры, проекты, исследования); распределение учебной нагрузки с учетом возрастных особенностей младших школьников и необходимости сохранения их здоровья.
3. Определить качество усвоения понятия "Ч" позволяют критерии, имеющие компонентную направленность (познавательный, развивающий и деятельностный компонент).
Теоретическая значимость работы:
Определена концептуальная база процесса формирования понятия "Ч" в начальной школе, включающая культурно-исторический, гуманистический и экологический аспект. Тем самым конкретизированы отдельные положения развивающего обучения.
Раскрыты основы методики формирования понятия "Ч" у младших школьников. В соответствии с этим были дополнены принципы -научность, междисциплинарность, интеграция, природосообразность, непрерывность, социальная значимость - новым аспектом их применения.
3. Выявлены и обоснованы методические условия, способствующие успешному формирования понятия "Ч" в период начальной школы (межпредметный подход при изучении человека, построение занятий с опорой на эмоционально-образную сферу и возрастные особенности младших школьников, применение практических и социально ориентированных форм обучения).
4. Выделены критерии, обеспечивающие определение качества усвоения понятия "Ч" младшими школьниками. Данные критерии затрагивают сферу познания, развития и деятельности учащихся.
Более детально научная новизна работы представлена в соответствующих выводах.
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации, включенные в программу курсов повышения квалификации педагогов "Система экологического обучения, воспитания и развития детей"; создана учебная программа "Человек на планете Земля", где понятие "Ч" выступает в качестве системообразующей категории; разработаны диагностические материалы, позволяющие выявить успешность процесса формирования понятия "Ч" в период начального обучения.
Материалы данного исследования могут использоваться учителями общеобразовательной школы и педагогами дополнительного образования. Методические рекомендации целесообразно применять при разработке авторских учебных программ и курсов. Предложенные диагностические разработки могут способствовать определению уровня сформированности отдельных учебных понятий. Возможно включение теоретических положений и экспериментальных данных работы в лекционные курсы и практические занятия для студентов и слушателей курсов повышения квалификации.
Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения данного исследования обсуждались: - на международных (Красноярск, 1992, 1998; Москва, 1993, 1995, 1997; Обнинск, 1995; Санкт-Петербург 1996), российских (Красноярск, 1997, 1999; Москва, 1993, 1995, 1996, 1998) и региональных (Зеленогорск, 1998; Екатеринбург, 1999; Красноярск, 1994, 1995, 1997; 1999, 2000; Новосибирск, 1994) конференциях и симпозиумах; - в статьях сборников: "В поисках нового содержания образования" (Красноярск, 1993), "Ноосферная школа: концепции и программы" (Красноярск, 1995), "Экологическое образование в России: проблемы и практика" (Москва, 1995), "Педагогика и педагогия: история, теория, опыт" (Красноярск, 1999), Сибирский жизненный стандарт: экология, образование и здоровье человека. - (Красноярск, 2000); - в периодических изданиях российского (Начальная школа № 6, 1998) и регионального уровня (Мегаполис-Здоровье № 1, 1998; Панорама № 39, 1998; Экология Красноярья № 8, 1997; № 10, 1998); - на заседаниях Центра теории и методики экологического образования ИОСО РАО (Москва, декабрь 1999 г. и июнь 2001г.). - на плановых курсах повышения квалификации педагогов ("Развитие системы экологического образования в школах Красноярского края" (1997 - 2000 гг.); - на семинарах кафедры методологии естественнонаучных дисциплин Краевого ИПК РО" Особенности реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в системе начального экологического образования" (Красноярск, 1999г.) и "О результатах проведения диссертационного исследования" (Красноярск, 2000 г.); - на Интернет-сайте ; - по краевому телевидению: видеофильмы "Путешествие к соленому озеру. Дневник одной экспедиции" (телеканал КГТРК "Центр России",
1997г.) и Система экологического образования Красноярского края. С чем идем в ХХІ-й век?" (телеканал "Афонтово", Красноярск, 2001 год).
Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и схемами.
Становление взглядов о человеке в истории научных исследований
Познание сущности человека, понимание особенностей его взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой является одной из вечных проблем в истории научной мысли. Поиск оптимальной стратегии такого взаимодействия представляет собой серьезную научную проблему, возможные решения которой затрагивают основные принципы познания и практики.
Исторический контекст исследования.
При выявлении основных тенденций в познании человека нами использовался культурно-исторический анализ. В ходе исследования были рассмотрены основные исторические периоды развития общества (преимущественно европейского) и соответствующие им взгляды на человека. Отношение общества к человеку нашло свое отражение в литературе и научных трудах каждой эпохи. Обобщение этих материалов позволило выявить исторические особенности поставленного вопроса. В изучении взглядов на человека применялись разработки о становлении исторических типов экологического сознания (В.А. Левин, С.Д. Дерябо).
Проблема человека является непреходяще актуальной и интересовала людей в течение всей истории. Однако в наши дни важность этой проблемы приобретает новый смысл. С одной стороны, тотальный пересмотр ценностей и ориентации современного общества заставляет обратиться к самой устойчивой и постоянной величине — человеку, его истинной природе; с другой - потребительская цивилизация исчерпала свои возможности, научно-технический прогресс поставил природу и самого человека на грань вырождения. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации, и "по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек сам становится рабом других людей и своим собственным"(106, с. 12). Становится очевидным, что деградация природы является показателем деградации самого человека. Поэтому неизбежен и правомерен возврат к человеку, его природе, особенностям его жизни, изучению всего комплекса взаимосвязей с природой планеты.
Важно отметить, что сущность человека во многом определяется его отношениями к себе, природе, другим людям. Вместе с тем для понимания сущности человека необходимо его рассмотрение в историческом контексте, ибо это дает более полное его понимание.
Появление человека - крупнейшее событие в истории жизни на Земле, в корне изменившее ход естественных планетарных процессов. Этот этап развития нашей планеты означал качественно новую ступень развития земной природы - "природа обрела сознание"(Ю6, с. 209), С момента выделения себя как уникального и особенного существа постоянным желанием человека было познание самого себя, неотделимое от познания окружающего мира. В процессе своего развития человек прошел долгую историю. В разные исторические эпохи менялись его отношения к природе и себе, менялись его взгляды, потребности, образ жизни, масштабы и характер деятельности, его мировоззрение и культура.
С древнейших времен человек не мыслил себя без взаимосвязи с природой и другими людьми. Поэтому историческое формирование представлений о человеке происходило в неразрывной связи с системой представлений о природе. Люди издревле пытались понять самих себя. Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов.
На ранних этапах своей истории человек осознавал себя не особенным феноменом природы, а лишь одним из многочисленных ее проявлений. Соотнося природу, весь окружающий мир только с собой, воспринимая среду своего существования непосредственно, он переносит на живую и неживую природу свои собственные черты. Таким образом, первобытный человек закономерно создавал человекоподобное антропоморфное объяснение природы. Таинственность, непонятность, а порой и коварство окружающего мира приводило людей к пантеистическому его объяснению, к всеобщему обожествлению реальности. В наскальных рисунках первобытного человека, дошедших до нас, виден интерес человека к самому себе, ко всему, что с ним происходит, Здесь он танцует ритуальные танцы, собирает плоды и коренья, охотится всем племенем, совершает обряд погребения, нянчит младенца, занят обработкой земли и т.д.
Особенности представления знаний о человеке в теории и практике начальной школы
В данном параграфе исследования дается исторический анализ программ по естествознанию начальной школы в аспекте человековедческой тематики, анализируются основные тенденции в преподавании знаний о человеке в программах начальной школы. Нами проведен анализ существующих учебных программ для начальной школы и показаны основные тенденции в практике преподавания знаний о человеке. В ходе этой работы выяснено несовершенство начального обучения в отношении методики формирования человековедческих представлений. Один из обнаруженных недостатков - отсутствие целостного подхода в познании человека (МодельЗ), что проявляется в содержательном и организационном аспекте. Как отмечает Н.Ф. Виноградова, в современной начальной школе человек представлен не системой физиологических, психических, социальных свойств и качеств, а чаще всего "суммой" органов его тела. При таком характере обучения не учитывается, что "если изучается одно только строение, то разница между живым и мертвым упускается из виду" (И.И. Полянский).
Учеными - экологами (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, С.Н. Глазачев) признается, что нынешнее экологическое сознание во многом противоречиво. Оно соединяет знание о необходимости охраны природы и вместе с тем отчужденность от нее; общую информированность об экологических проблемах и пренебрежение элементарными правилами бережного отношения к природе и собственному здоровью; восприятие природы как объекта использования и отсутствие нравственно-эстетического отношения к ней, способности любоваться и переживать чувства единения с окружающим миром.
Как отмечает Н.Ф. Виноградова, анализ программных документов, учебных пособий, различных авторских курсов показывает, что человек с его психологической характеристикой, индивидуальными особенностями, "похожестью" и "непохожестью" на другие живые организмы, в начальной школе не является предметом изучения. Человек здесь представлен не системой физиологических, психических, социальных свойств и качеств, а "суммой" органов его тела, изучается не мир чувств человека, а органы зрения, слуха и т.д. Ведущие специалисты в разработке образовательного стандарта для начальной школы считают, что область изучения человека "не была предметом специального изучения: сведения о человеке как о биологическом и социальном существе "растворялись" в гуще других задач"(197,с. 29).
В тех программах, где имеются как биологические, так и социальные характеристики человека ("Природоведение" Клепининой З.А., "Природоведение" Плешакова А.А.), они рассматриваются изолированно, их изучение идет как бы параллельными линиями, не пересекаясь, что ведет к такому же расчлененному их восприятию детьми. Таким образом, одним из основных недостатков, выявленных нами в ходе изучения теории и практики вопроса, является отсутствие целостного подхода к процессу формирования понятия "человек" у младших школьников.
В ходе опроса педагогов нами выявлено, что при выделении особенностей человека учителя называют его частью природы (27%), разумным существом (28%), высокоорганизованным животным (20%), некоторые затрудняются с ответом (16%). Характеристики, ориентированные на отражение целостности человека ("тело в гармонии с душой", "единство разума чувств и поступков") составляют лишь 9% опрошенных. Анализ школьной практики показал, что учителя не владеют в достаточной степени методикой формирования знаний о человеке, не рассматривают этот процесс в единстве обучения, воспитания и развития.
При обучении детей их основные усилия направлены на представление информационно-ознакомительного уровня сведений. Методические приемы, широко используемые сегодня в начальном звене школы (словесное описание процессов и явлений окружающего мира, заучивание правил и терминов, монологичное изложение учебного материала и т.д.) также обуславливают одностороннее понимание жизни и деятельности человека.
На основании современных научно-педагогических исследований и наших наблюдений к недостаткам современной начальной школы относятся:
- предметно-ориентированное обучение школьников, формирующее фрагментарное представление о человеке и его связях с окружающим миром;
- бессистемное включение в предметы начальной школы знаний чел овековед ческой тематики, так как до настоящего времени не определена их роль и функция;
- недостаточная разработка в ныне действующих программах и учебниках содержания понятия "Ч", а также методики его формирования;
- недооценка психологических возможностей младшего школьника в отношении его способностей к теоретическому мышлению, саморазвитию и самовоспитанию;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах, отражающих многообразные взаимосвязи человека с окружающим миром;
- редкое и непоследовательное применение в учебно-воспитательном процессе методов целостного развития ребенка с учетом сохранения и совершенствования всего комплекса здоровья.
Концептуальный подход в формировании понятия «человек» на первой ступени школьного обучения
В современной педагогике всесторонне обосновано положение о том, что важнейшим условием успешного обучения и воспитания школьников служит совершенствование предметного содержания, приведение его в соответствие с требованиями гармонического развития личности, современным уровнем развития науки и реальными познавательными возможностями учащихся.
Ведущим звеном методики любой учебной дисциплины является ее предметное содержание, которое в свою очередь определяет специфику применяемых организационных форм, методов и средств обучения. Это неоднократно подчеркивали педагоги и методисты (Н. М. Верзилин, Н.П. Ягодовский, СП. Шаповаленко и др.). Исходя из этого, первостепенным вопросом методических условий обучения является вопрос "Чему учить?" и "Зачем учить?".
Содержание образования в настоящее время все чаще рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности. Современная педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интересов к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры, поисковой деятельности учащихся. Формирование экологической культуры, как основной характеристики личности, предполагает комплексный подход в воспитании младших школьников, психологическое познание его как целостности, нерасторжимого микромира, в котором чувственно-эмоциональная, интеллектуальная и духовно-нравственная сфера находятся в сложном взаимодействии.
Руководствуясь этими идеями, в начале главы представлен концептуальный подход при формировании понятия "человек" у младших школьников.
Методологический аспект исследования.
Материалы, изложенные в первой главе данного исследования, позволяют сделать вывод о необходимости и возможности формирования новых представлений о человеке у учащихся начальной школы. Вообще проблемой изучения человека занимаются ведущие ученые нашей страны: мировоззренческие аспекты антропоэкологических взаимосвязей отражены в исследованиях ряда ученых (Н.Н. Моисеев, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Ф. Реймерс и др.); психологические вопросы взаимосвязей в системе "человек - природа" освещены в работах С.Д. Дерябо, В.А. Левина, В.В. Седова; педагогические положения системы экологического образования, где человек рассматривается центральной фигурой развития мира, излагаются в трудах И. Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой - Салеевой, Б.Т. Лихачева, Г.А. Ягодина, Н. С. Дежниковой, И.В. Цветковой, Н.Ф. Виноградовой и других ученых.
Научно-методическое оформление концептуальных положений современной начальной школы началось в конце 60-х годов прошлого века. Основы теории начального периода экологического образования были заложены учеными-педагогами (Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, А.В. Миронов, Л.П. Симонова-Салеева и др.) определившими цели, задачи, ведущие принципы, содержание и методические условия становления экологической культуры у младших школьников. Сообществом отечественных ученых-педагогов были разработаны программы основных и факультативных курсов, учебные и методические пособия, способствующие построению экологического образования в виде педагогической технологии.
Происходящие в нашем обществе изменения приводят к преобразованию ценностно-смысовых ориентации человека: приоритет общечеовеческих ценностей, направленность на диалектичность мышления, поиск понимания самого себя с своего места в новой действительности, рост ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия.