Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Жерлицына, Валентина Станиславовна

Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе
<
Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жерлицына, Валентина Станиславовна. Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Ленинград, 1980

Содержание к диссертации

Введение

I ГЛАВА. Методические и психолого-педагогические аспекты изучения обзорных тем II

I. Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы II

2. Психолого-педагогические основы формирования представлений при изучении литературы 27

$ 3. Использование смежных искусств и их роль в формировании представлений учащихся 38

$ 4. Задачи и методика исследования 52

II ГЛАВА. Формирование представлений о времени и герое при изучении раздела "Введение" в 10 классе 66

I. Цели и задачи раздела "Введение" 66

2. Своеобразие эпохи и искусства 90-900-х годов и формирование "образа времени" 72

3. Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение 93

4. Проблема человека-творца в литературе и искусстве конца Х1Х-начала XX века и ее место в обзорных уроках 110

5. Анализ представлений десятиклассников, сформировавшихся в процессе работы над "Введением" 124

III ГЛАВА. Изучение обзорной темы "Литература I9I7-I929 годов в связи с задачей формирования представлений 128

S I. Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов 128

2. Освоение десятиклассниками образа героя времени в обзорном сопоставлении поэзии и живописи пер вых послереволюционных лет 149

3. Обогащение представлений школьников о времени и герое 20-х годов при обзорном знакомстве с произведениями прозы и изобразительного искусства этого периода 160

$ 4. Итоги экспериментальной работы 177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184

БИБЛИОГРАФИЯ 187

ПРИЛОЖЕНИЕ 205

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема изучения обзорных тем в школьном литературном курсе относится к числу важнейших, что обусловливается незаменимой их ролью в формировании представлений учащихся о закономерностях историко-художественного процесса. Значение обзорных тем, их характер и место в программе неоднократно рассматривались в методической литературе /см. труды: В.Гречишников, 1937; Б.В.Рождественский,1949; К.П.Спасская, 1952; Е.В.Квятковский, 1955; Н.В.Филиппович,1958; В.В.Голубков, 1962; В.А.Никольский,1963; Г.И.Беленький, Н.В .Колокольцев,1962; А.С.Елеонская,1964; Л.Тимофеев, Л.Устюжанин,1968; Н.Й.Кудряшев,1970; М.Г.КачуринД973; З.Й.Ту-аева,1971; М.А.Христенко,1975; И.С.Збарский,1977; Н.В.Адорова, 1977; Л.И.Троицкая, 1978 и др./.

Однако в методике до сих пор не раскрытш научно-педагогические и психологические основы изучения обзорных тем, не обоснованы методы и приемы, которые бы активизировали деятельность школьников в процессе их освоения. Нередко обзорные темы воспринимаются учениками абстрактно и существуют для них как изолированные разделы курса, а не как те "нервные узлы", которые должны соединять в их сознании сведения об определенных периодах развития литературы и создавать конкретное представление о каждом из них. Все это обусловило выбор темы исследования и его актуальность.

В ходе исследования необходимо было рассмотреть, как решается проблема представлений в современной психолого-педагогической науке /в трудах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Е.И.Игнатьева и других/. Б.Г.Ананьев видел в представлениях "звено диалектического перехода от ощущения к мысли". Такое понимание объясняет важность решения данной проблемы для учебно-педагогического

- 5 -процесса и побуждает искать рациональные пути формирования представлений. Для их создания, как многократно отмечали психологи, большое значение имеет зрительное восприятие "как наиболее определенное, объективированное восприятие человека" /С.Л.Рубинштейн/.

Так как сама структура привлекаемого обзорно материала ведет к обобщениям, почти не имеющим под собой конкретно-чувственной основы, при изучении обзорных тем особенно необходимо использовать изобразительное искусство как зрительную наглядность.

Сказанное побудило сделать предметом нашего исследования методические пути изучения обзорных тем в 10 классе с использованием произведений изобразительного искусства, способствующие формированию представлений учащихся о времени и герое.

Цель исследования - обоснование системы отбора произведений литературы и изобразительного искусства, привлекаемых к изучению обзорных тем, разработка приемов их сопоставления и методики анализа с учетом специфики обоих искусств, определение возможностей координации классной и внеклассной работы и самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей наиболее эффективное усвоение материала обзорных тем и формирование их представлений об изучаемой эпохе.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ съезда КПСС и партийные документы, а «акже поихолого-педагогические, литературоведческие, искусствоведческие и методические работы.

Рабочая гипотеза. На основании многолетних наблюдений и изучения педагогического опыта мы предположили, что основанное на конкретных представлениях, целостное осмысление десятиклассниками обзорных тем возможно при следующих условиях:

- изучение обзорных тем строится концептуально; в качестве ве-

дущей концепции в 10 классе может быть выдвинута проблема героя, отразившего в себе наиболее характерные тенденции эпохи /исторического времени/;

формирование представлений о герое и времени наиболее успешно осуществляется при том условии, что привлекаемый литературный материал рассматривается в соотнесенности с произведениями смежных искусств того же исторического периода;

в изучении обзорных тем сочетаются и взаимодействуют классная и внеклассная формы работы;

усвоение обзорного материала учениками стимулируется постоянной активизацией их познавательной деятельности.

Основные задачи исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой выяснялись оптимальные варианты изучения обзорных тем, определялась содержательная сторона уроков и внеклассных занятий, осмыслялись формы и методы подачи материала, способствующие формированию представлений учащихся. В опытной работе мы стремились реализовать следующие условия: I. Построить изучение обзоров таким образом, чтобы в материале прослеживались внутренние связи между различными художественными явлениями определенного исторического периода. 2. Путем отбора наиболее яркого конкретно-образного материала добиться эмоционального воздействия уроков и внеклассных занятий на учащихся. 3. Стимулировать при изучении обзоров работу воссоздающего воображения.

Организуя опытную работу, мы исследовали: 1/уровни представлений учащихся, сложившиеся под влиянием предложенной нами системы изучения обзоров, включающих, наряду с литературой, материал изобразительного искусства; 2/изменения в восприятии учащимися произведений изобразительного искусства, прежде всего живопи-

- 7 -си, под влиянием целенаправленного их анализа в единстве формы и содержания.

В качестве основных характеристик, по которым мы могли судить об уровне представлений учащихся, нами были выдвинуты три: богатство представлений, их содержательность и характер речевого высказывания. Богатство представлений означало их широту и разносторонность. Под содержательность» представлений мы понимали их наполненность конкретно-образным материалом, давдим возможность оперировать им в процессе мышления. Характер речевого высказывания учащихся являлся показателем смутности или яркости, отчетливости возникающего представления. Мы также разработали характеристики, на основании которых судили об уровнях восприятия произведений искусства и умения анализировать их в единстве формы и содержан ил.

Этапы исследования. В процессе констатирующего эксперимента анализировался материал, дающий возможность судить о путях и формах изучения обзоров, о знаниях и представлениях учащихся по избранным обзорным темам. В эксперимент были включены учащиеся шести школ г.Новокузнецка /Ж№ 4,34,54,55,99,103/, студенты I курса факультета русского языка я литературы Новокузнецкого государственного педагогического института /1967-77 г.г./. Обучающий эксперимент проводился в течение четырех лет на базе школы 4 г.Новокузнецка /1976-1980 г.г./ в период педагогической практики студентов 4 курса факультета русского языка и литературы /учителя Н.Г.Бессоненко, Л.ІЇ.Стаценко, Е.А.Седых, студента В.Немиров, С.Владимиров, О.Якопий, ЛЛусова, В.Панова, Т.Чернова, Л.Флек, Л.Вилисова, Л.Леонтьева, Т.Чалых, Н.Стародубова/. Экспериментальные материалы апробировались в 1979-80 годах в школе № 210 г.Ленинграда /учитель В.М.Кулявич/. Изменения в характере

-8 -представлений учащихся и в восприятии ими произведений искусства под влиянием целенаправленной работы в экспериментальных классах формировались нами с помощью анкетного опроса, письменных и устных ответов учащихся и сочинений творческого характера. Всего проанализировано-1000 работ. Выводы делались на основании сопоставления работ различного характера, выполненных учащимися экспериментальных классов до и после изучения обзорных тем. Результаты анализа материала, собранного в процессе проведения эксперимента, убедили нас в состоятельности выдвинутой гипотезы. Положения, выносимые на защиту. I. Эффективность изучения обзорных тем в 10 классе обеспечивается выделением внутри обзоров стержневой про блемы - концепции героя и времени, которая объединяет вокруг себя разнохарактерный литературно-художественный материал и позволяет ученику воспринимать его не абстрактно, а в богатслве конкретных представлений.

  1. Формирование представлений об исторической эпохе и ее героях происходит успешно в тех случаях, когда к урочной и внеурочной работе в связи с изучением обзорных тем широко привлекается изобразительное искусство и организуется целенаправленное его восприятие, способствующее синтезированию конкретного и обобщенного в личном опыте учащихся. Высокий уровень представлений учащихся обеспечивается полноценным восприятием произведений ис -кусства.

  1. В использовании изобразительного искусства при изучении обзорных тем должна осуществляться определенная система. Только в этом случае оно оказывает положительное влияние на учебный процесс и способствует формированию представлений.

Научная новизна. Новизна проведенного исследования заключается в психолого-педагогическом обосновании методической целесооб-

_ Q _

разности выделения проблемы - герой и время - при изучений обзорных тем.

Новыми явились в исследования принципы отбора литературно-художественного материала, способствующего стимулированию конкретно-образного восприятия обзоров.

В значительной степени новым оказался раскрытый в диссертации подход к произведениям изобразительного искусства, привлекаемым на уроки и внеклассные занятия: система в их отборе, компановке, в сопоставлении их с литературой. Постоянная демонстрация произведений изобразительного искусства в соотнесенности с литературным материалом обеспечивала богатство зрительных впечатлений и яркость конкретных представлений учащихся при изучении обзорных тем.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках и внеклассных занятиях в процессе изучения обзоров позволяет активизировать учебный процесс и добиться осознанных представлений и знаний учащихся о культуре определенных исторических периодов. Помимо использования в школьной практике, результаты исследования могут быть рекомендованы также для включения в лекционные курсы, практические и семинарские занятия по методике преподавания литературы в педагогических вузах.

Апробация работы. С изложением основных установок и выводов ис следования диссертант выступал на курсах усовершенствования учителей в Новокузнецке, Прокопьевске, Осинниках, на Герценовских

- 10 -чтениях в ЛИШ им.А.И.Герцена, в ОИУУ Ленинграда и Новгорода.

По материалам диссертации опубликованы статьи: "К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников" /в соавторстве с С.й.йванищевым/ - в сб.: "Методика преподавания литературы в средней школе", вып.2. Л., 1276; "Формирование представлений о новом герое /раздел"Введение" в 10 классе/ - в сб.: "Развитие творческой активносте школьников в процессе преподавания литературы". Л., 1978; "Формирование представлений учащихся об исторической эпохе" - в сб.: НИМ /в печати/. В соавторстве с научными сотрудниками Кемеровского областного музея в г.Новокузнецке Т.А. Бобровской, Е.Я.Ермолаевым создан каталог "Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства". Л., "Художник РСФСР", 1969 - 115 с., с иллюстрациями.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего материалы формирующего эксперимента. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста. Список литературы включает 230 наименований работ. Приложение содержит сочинения учащихся, викторину, текты экскурсий.

- II -

Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы

Структуру ныне действующей программы по литературе в 8-Ю классах определяет наличие там двоякого типа: монографические и обзорные. И хотя последние по количеству часов занимают небольшое место /1/4 часть/, значение их велико. Они призваны развивать ди-алектико-материалистическое мышление учащихся, систематизировать полученные ими историко-литературные сведения, осуществляя связь последующего с предыдущим, способствовать постижению "преемственности идей, коими литература питалась, и преемственности типов" /91, Горький A.M., с.58/.

Место обзорных тем, их назначение и содержание в курсе старших классов определилось не сразу. Эта проблема встала перед методикой в 30-40-е годы, когда намечались основные линии работы нового журнала "литература в школе" и среди первоочередных вопросов был назван вопрос о "методике подачи эпохи" /184, Гречишников В.К., с.86/. В программу темы обзорного характера были впервые введены в 1938 году. Особенную сложность вызвало расположение их в курсе советской литературы. Их место по отношению к монографическим темам, характер взаимосвязи и взаимодействия с ними неоднократно становились предметом серьезных дискуссий. За время существования школьного курса советской литературы сменилось несколько точек зрения на назначение обзорных тем. Это отмечали в своих исследованиях Е.В.Квятковский, М.А.Христенко /54, 89, 123, 191, 192, 12 -212, 2I6/T.

В соответствия с одной, учащиеся вначале должны получить общее представление об историко-литературном пронессе определенной эпохи и его спепигоике, а затем углубить свои знания ПРИ изучении конкретных монографических тем. Так были построены программы ЗС-40 годов. Они включали одну общую обзорную тему: "Основные ВОПРОСЫ развития советской литературы", которая должна была дать учащимся "элементарное, но отвечающее научным требованиям представление об историко-литературном процессе" /85, Абрамович Г.Л., с.58/.

В программах 1948-1953 годов утвердилась другая тенденция: обзорные темы, предшествуя монографическим, должны были открывать изучение определенного периода развития советской литературы. Их пель составители программы видели в характеристике исторических условий и культурной жизни того времени, когда созіавались те или иные произведения /144, Программы, с.6/.

It54 год наметил еще один ПРИНПИП Расположения обзорных и моно I. См. также работы: Спасская К.П. Методические указания к преподаванию литературы в 10-классе. М., 1952; Спасская К.П. и П пет С.Г. Методические указания к преподаванию литературы в 1С классе. М., 1955; Квятковский Е.В. Методика изучения обзорных тем по советской литературе в 1С классе. М., 1956; Филиппович Н.В. изучение обзорных тем в школьном курсе литературы 19 века. М., 1958; "Злеонская А.С. Обзорные темы. -В кн.: Преподавание литературы в старших классах. М., 1964; Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962; Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., T97I; Христенко М.А. Связь классных и внеклассных занятий ПРИ изучении обзорных тем. Автореферат канд. дисс. М., 1975. -графических тем. Тенерь обзор должен бал завершать изучение всего курса, и задача его определялась так: охватить "общим взглядом" материал, изученный в монографических темах с тем, "чтобы все же дать учащимся некоторые представления о путях развития советской литературы в тесной связи с основными эпохами жизни нашей страны" /192, Спасская К.ЇЇ., Шпет С.Г., с.251/.

В программах 1956-1958 годов была сделана попытка расчленить эту общую обзорную тему на две части:одна - "Пути развития советской литературы" - изучалась в начале учебного года перед монографическими темами, другая - "Основные черты советской литературы и ее мировое значение" - завершала курс.

Изменения в школьных программах всегда вызывали глубокую заинтересованность учительской общественности, широко обсуждались и осмыслялись на страницах журнала "Литература в школе .

Дискуссия 1958 года показала, что принципы расположения обзорных тем, утвердившиеся в школьной практике в соответствии с требованиями программы 1954-1958 годов, не состоятельны. Введение общего обзора затрудняло для учащихся установление связей литературы с основными этапами развития советского общества, лишало их возможности осмыслить закономерности и историческую обусловленность литературных явлений. В ряде выступлений /Г.Н.Егоров, Л.Б.Кузьминов, Я.Б.Кузнецов и др./ была высказана мысль о целесообразности замены общей темы "рядом отдельных обзоров, предшествующих изучению/ монографических тем" /126, Кузьмннов Л.Б., с.50/. Этот принцип чередования обзорных и монографических тем утвердился в Программе 1961 года, когда увеличилось и количество обзоров. Он действует до сих пор, так кав: представляет наиболее оптимальный вариант для изучения курса советской литературы. Все обзорные темы 10 класса, за исключением обзора "Литература 50-70-х годов" /эта тема завершает курс/, предшествуют монографическим и должны помочь учащимся воспринять последние на фоне историко-литературного процесса, что в конечном счете формирует у них четкое представление о советской литературе в ее историческом развитии.

В новом проекте программы по литературе в 8-Ю классах остается неизменным принцип чередования обзорных и монографических тем, но есть в нем и новые структурные элементы, имеющие непосредственное отношение к обзорным, - это раздел о межпредметных связях и смежных искусствах.

Указание на необходимость использования межпредметных связей и смежных искусств в школьной программе оправдано целями и задачами преподавания литературы в старших классах. Как известно, одной из задач на современном этапе развития школы являєіся формирование у учащихся диалектического мышления, способности к восприятию литературного процееса как части исторического и историко-художе-ственного процессов. Сочетание обзорных и монографических тем в курсе литературы старших классов, связь с другими предметами /в частности, с историей и обществоведением/, привлечение смежных искусств как раз и позволяет осуществить в преподавании литературы основное положение диалектики: "Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось а/лишь исторически, б/лишь в связи с другими, в/лишь в связи с конкретным опытом истории". /4, Ленин В.И., с.329/.

Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение

Изучением темы "Мастера критического реализма" в разделе "Введение" устанавливается преемственность нового материала с курсом литературы 9 класса. Данный урок помогает учащимся глубже осознать тот основополагающий факт, что возникновение социалистического реализма в России было исторически закономерным явлением, что на пути к социалистическому реализму "классический реализм... должен был обогатиться научным мировоззрением, научной идеологией, чтобы правильно понять и воспроизвести сложные социальные отношения." /137, ПлукшП.И., С.6/, показать героя своего времени -рабочий класс. Однако, как мы выявили в процессе исследования, значимость данной теш не всегда верно оценивается учителями, и на практике ее иногда просто опускают. В этом случае учащимся трудно постичь возникновение социалистического реализма как "закономерного этапа в художественном развитии всего человечества". К.Д.Муратова пишет: "У истоков нового творческого метода в России стояла могулая реалистическая проза... Для изображения третьего периода освободительного движения с его новым историческим героем - пролетариатом - потребовались напряженные поиски новых идейно-образных средств. Искания М.Горького на рубеже 2-х веков соприкасались с исканиями реалистов как старшего /Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко/, так и младшего /В.Вересаев, А.Серафимович и др./ поколения." /118, %ратова К.Д., с.5/.

Как мы уже отмечали /с.57/, из ответов учащихся на наши вопросы можно было увидеть, что их знания по данной теме совсем не опираются на осмысление литературного процесса в соответствии с общественно-политической обстановкой 90-900-х годов и движущими -силами третьего этапа русского освободительного движения. Как выяснилось из бесед со школьниками и студентами I курса литературного факультета пединститута и письменных работ школьников, их представления об образе рабочего человека в русской литературе очень приблизительны:, а "первооткрывателем и творцом образа революционной массы" /70, Драгомярецкая Н., с.234/им представляется Горький.

Нужно отметить, что в ряде литературоведческих исследований высказывалась мыакь, будто в 90-900-е годы никто, кроме Горького, "не создал образ рабочего, сознательно вступающего в борьбу против буржуазии" и что "Горькому принадлежит честь создания в русской литературе первого портрета рабочего коллектива". /70, Дра-гомирепкая її., с.234/. Однако, по справедливому замечанию П.И. Плукша, "подобные утверждения разрывают связь социалистического реализма с традициями русской литературы, в которой тема рабочего класса и его борьба с угнетателями нашла широкое отражение". /137, ПлукшП.И., с.Ю-П/. Постепенное накопление в произведениях критического реализма фактов и примеров революционной борьбы русского рабочего класса, освещение этой темы с точки зрения миросозерцания марксизма" /В.И.Ленин/ привело к диалектическому скачку - к возникновению литературы социалистического реализма, отразившей новый этап борьбы, а именно - соединение социализма с рабочим движением и руководящую роль пролетариата в революционной борьбе.

Ограниченность времени, отводимого программой для знакомства с особенностями критического реализма на рубеже веков, заставила выделить как важнейшую для рассмотрения на уроке тему рабочего класса. Это оправдано тем, что именно выход пролетариата на историческую арену составляет суть эпохи 90-900-х годов. Обзорный ха - 95 -рактер урока требовал отбора наиболее выразительного материала. В разных классах нами использовались в различных сочетаниях фрагменты из рассказов - "Художники" В.М.Гаршина, "Случай из практики", "Бабье царств " А.П.Чехова, романов "Новь" И.С.Тургенева, "Воскресенье" Л.Н.Толстого, "Горное гнездо" Д.Н.Мамина-Сибиряка, повестей "Табельщик" В.Г.Короленко, "Молох" А.Й.Куприна. Конкретность художественных фактов, сила словесного искусства писателей сами по себе должны были, по нашему предположению, сформировать у десятиклассников нужные представления о времени и герое. Но чтобы сделать их более яркими, более живыми, мы привлекли к изучению темы произведения изобразительного искусства.

Цель урока мы видели в том, чтобы показать, как в литературе и искусстве критического реализма 90-900-х годов отражался новий герой времени, и привести учеников к убеждению, что "новое искусство всегда рождается с новым человеком" /26, Бехер И., с.87/. В начале урока давался краткий свод фактов, показывающих, что образы рабочих и сама тема рабочего класса зародилась в творчестве крупнейших писателей второй половины XIX века, известных ученикам по программе 9 класса: И.С.Тургенев обратился к теме рабочего в романе "Новь"; Л.Н.Толстой создал образ рабочего-революционера Кондратьева в романе "Воскресенье"; картины тяжелой жизни рабочих нашли отражение в рассказах "Бабье царство", "Случай из практики" А.П.Чехова; В.Г.Короленко в повести "Табельщик" запечатлел образ руководителя рабочей массы - Фомки. Для того, чтобы десятиклассники прочто осознали тесную связь литературы с общественной жизнью и актуальными требованиями времени, мы прибегали к подлинным документам - письмам, дневниковым записям. Среди них было письмо И.С.Тургенева к Кавелину, в котором он писал об образе фабричного Павла из романа "Новь": "Быть может, мне следовало-резче обозначить фигуру Павла... будущего народного революционера, но это слишком крупный тип, - он станет со временем... центральной фигурой нового романа..." /205, Тургенев И.О., с.48/. Появление в жизни нового исторического героя ощущал А.П.Чехов; фрагмент из его письма к Горькому также звучал на уроке: "...чувств-вую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строгого, честного". /217, Чехов А.П., с.199/. Нужную мысль прекрасно выражала приводимая в классе запись В.Г.Короленко в дневнике: "...открыть значение личности на почве значения массы - вот задача нового искусства , которое придет на смену реализму". /96, Короленко В.Г., с.98/. Зти документальные источники помогали во вводной части урока подвести учащихся к важным выводам:

1. Ни один прогрессивный писатель конца НХ-начала XX века не мог пройти мимо темы рабочего класса, так как суть эпохи 90-900-х годов составляет выход на историческую арену пролетариата - "ход развития русской жизни выдвинул на первый план непримиримый конфликт между миром труда и капитала. Участники этого конфликта и стали основными персонажами литературы". /118, Муратова К.Д.,с.10/.

2. Переход реализма в новое качество органически был связан с пересмотром в литературе принципов изображения народных масс и их роли в истории.

Не только в литературу, но я в другие виды искусства пришли новые темы, новые герои, вызванные к жизни третий периодом русского освободительното движения. Литература выступала в единстве с другими видамвг художественного творчества - и все вместе они ярко отражали общественно-политическое состояние общества. Поэтвму живопись и скульптура, наряду с литературным материалом и в параллель ему, привлекалась к урокам и позволяла формировать конкрет - 97 -ные представления о герое и времени, усиливая общее впечатление учащихся от обзора.

Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов

Обзорная тема "Литература 1817-29 годов" существенно отличается по характеру от "Введения": она включает в себя характеристику партийных документов /Резолюция ЦК РКП/б/ "О политике партия в области художественной литературы" от 18 июня 1225 года/, а также обзор поэзии, прозр, драматургии этих лет. Сложность и насыщенность материала данного обзора вызывает на практике серьезные трудности в его изучении. Знакомство с опытом школ г.Новокуз - 129 -ненка показало, что обычно учителя отводят на него 3 урока /дополнительный берется из уроков по развитию речи/. Первый урок посвящается идеологическим вопросам обзора: раскрывается руководящая роль Коммунистической партии в развитии советской литературы, завет В.И.Ленина литераторам глубже изучать действительность в ее революционном развитии. Учащиеся знакомятся с резолюцией ЦК ВДІ/6/ "О политике партии в области художественной литературы" от 18 июня 1925 года. Второй урок обычно содержит характеристику поэзии тех лет /поэзии Д.Бедного, Э.Багрицкого, М.Светлова, Н.Тихонова/. Процесс развития литературы подсказывает учителям этот ход: начиналась советская литература со стихов, и нужно было время, чтобы осмысление событий революции и гражданской войны вылилось в формы повестей и романов. Однако и в ныне действующей программе, и в новом проекте поэзия относится на конец темы. Третий урок включает прозу и драматургию /"Железный поток" А.Серафимовича, "Чапаев" IT.Фурманова, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Цемент" Ф.Гладкова, "Любовь Яровая" К.Тренева или другие - по выбору учителя/. Даже одно перечисление имен и произведений, которые представлены в обзоре, убеждает в необходимости особым образом группировать материал, искать объединяющую его концепцию. Иначе урок сведется к простому называнию фактов, элементарной информации о них, но не даст истинных представлений и знаний о литературе 20-х годов и о "наиболее характерных чертах личности данного периода" /III, Збарский И.О., с.44/. А именно это, по мнению И.С.Збарского, является существенным в процессе изучения обзорных тем. Он пишет: "Чем, какими вехами различаются этапы движения искусства? Многими... но прежде всего - появлением нового типа личности, выражающей ведущие черты времени, воплощающей народное стремление к будущему, к идеалу". /III, Збарский Й.С., с.44/. Показу становле - 130 -ния нового героя времени в литературе и искусстве и подчинялись наши обзорные уроки, которые органически увязывались с внеклассной работой. Последняя предшествовала классным занятиям или сопутствовала им.

В реализации этой задачи мы отводили большое место произведениям изобразительного искусства, памятуя, что "...картины... создают у учащихся яркие ассоциации, возбуждают работу мысли, обогащают их новыми фактическими знаниями, расширяют кругозор, пробуждают интерес к самостоятельной работе". /161, Розенблат Г.Г., с.Ю/. Осмысление школьной практики, желание эмоционально-эстетически воздействовать на учащихся при изучении обзорных тем, анализ возможных аспектов взаимосвязи и взаимодействия литературы и изобразительного искусства советской эпохи привлекли нас к необходимости решения ряда вопросов. С одной стороны, так же, как и в предыдущем обзоре, нужно было определить принципы отбора произведений искусства для характеристики периода 20-х годов и формы его использования, с другой - продумать характер самостоятельной работы учащихся на всех этапах изучения темы.

Основополагающим моментом в решении этих вопросов было для нас понимание специфики времени, когда новая историческая эпоха вызвала к жизни "искусства нового типа, литературу социалистического реализма, открыто вставшую под знамена коммунистической партийности". /123, Никольский В.А., с.76/.

Распределяя подлежащий изучению программный материал, мы наметили 3 урока, как это бытует в массовой школьной практике. Однако принципиально новым моментом в нашем планировании явилось выделение центральной проблемы - герой и время - и подчинение ей всего литературного и изобразительного материала, включенного в классную и внеклассную работу.

Подготавливая учащихся к восприятию первого урока темы, содержащего историческую характеристику 20-х годов, раскрывающего специфику литературного процесса первого послереволюционного десятилетия, мы провели предварительную встречу учащихся с искусством той эпохи. Мы исходили из мысли, что ученикам сегодняшнего дня нелегко представить себе живую атмосферу первых лет революции, хотя о них рассказывают страницы повестей, романов, кинофильмы, песни, стихи. И здесь неоценимую помощь окажут плакаты, картины, скульптуры - пристрастные свидетели великой эпохи, зримо, осязаемо воссоздающие колорит того трудного времени, когда наше искусство делало свои первые шаги на единственно верном пути - к сердцу народа. Поэтому мы рассказали учащимся об оформлении площадей и улиц, агитпароходов и агитпоездов, открытии памятников и создании "Окон РОСТА" и показали произведения различных видов искусства, запечатлевших яркие приметы времени.

Похожие диссертации на Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе